Ресурсы развития современного урока (учебного занятия) и образовательной среды гимназии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Возможности электронной образовательной среды км-школа по созданию... 1 236.23kb.
Урока географии в 6 классе Скотынянская В. Э. Моу «сош №6», г. 1 84.89kb.
Панченко Екатерина Анатольевна Класс 10 Предмет мхк тема учебного... 1 88.46kb.
Цель мбоу «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» г. Перми в рамках проекта... 4 492.24kb.
«Проектирование современного учебного занятия в контексте реализации... 1 135.07kb.
Конспект учебного занятия с использованием цор и эор 1 139.52kb.
Конспект открытого урока в 6 классе по истории России (фгос) 1 70.53kb.
Конспект фрагмента учебного занятия по алгебре и началам анализа... 1 55.33kb.
Урока : Методика проведения урока-викторины. План занятия Предмет... 1 262.36kb.
Урока учителя моу черновской основной общеобразовательной школы Шахунского... 1 433.6kb.
Материальное поле урока 1 114.64kb.
Ответственность в международном атомном и международном космическом... 1 273.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ресурсы развития современного урока (учебного занятия) и образовательной среды гимназии - страница №1/19





Департамент образования города Москвы



Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

Гимназия № 1504


план работы

на 2012-13 учебный год

Утвержден

на педагогическом совете

«28» августа 2012 года

Методическая тема:




Ресурсы развития современного урока (учебного занятия) и образовательной среды гимназии.

(2-ой год)


Анализ научно-методической и учебной работы

за 2011/2012 учебный год

Цель:


Определение методических условий и факторов развития современного учебного занятия и создания адаптивной образовательной среды.

Задачи работы кафедр в 2011 – 2012 учебном году:

  • дальнейшая работа кафедры с содержанием гимназического образования, как инструментом организации учебной деятельности и её рефлексивного управления;

  • дальнейшее изучение новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, с целью изменения парадигмы взаимоотношений учителя и ученика в образовательном процессе и создание адаптивной образовательной среды;

  • организация теоретической и методической учёбы с целью успешного освоения задач гимназического воспитания и образования, успешного построения современного учебного занятия, переход к индивидуальной исследовательской деятельности каждого учителя;

  • обмен опытом, практическое изучение методов и приемов развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся и наиболее эффективной организации учебного процесса;

  • совершенствование содержания, форм, методов мониторинга и обучения учащихся и учителей с целью успешного управления развитием образовательного процесса и саморазвития учащихся и преподавателей, для повышения качества успеваемости учащихся;

  • внедрение ФГОС нового поколения, составить траекторию профессионального развития для каждого педагога в связи с введением ФГОС второго поколения;

  • выстроить систему работы с учащимися повышенной мотивации для участия их в интеллектуальных соревнованиях;

  • продолжить участие в работе экспериментальных площадок с целью повышения профессионального мастерства учителя;

  • систематизировать накопленный опыт и подготовить его для публикации;

  • принять участие в конкурсах проектно - исследовательских работ разного уровня.

В проекте Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования города Москвы на 2012-2016 годы говорится: « В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. В русле этих процессов, образование ориентируется на позиции личностно - ориентированной педагогики, индивидуализации образовательной траектории учащихся. Ключевой задачей становится раскрытие творческого потенциала всех участников педагогического процесса.

Инструментом решения этой задачи является инновационная вариативность содержания, методов обучения и воспитания, управления изменениями и инновационным развитием образовательных учреждений».

Повышение квалификации – неотъемлемая часть совершенствования учебного процесса и профессионального мастерства учителей. Мотивы для повышения квалификации можно разделить на три группы. Первый – это повышение квалификации в рамках обязательного условия для очередной аттестации; второй – для успешной работы в экспериментальной площадке через курсы, организованные научными руководителями эксперимента; третий – внеочередная курсовая подготовка учителя в соответствии с его личными интересами. В случаях 2 и 3 мы имеем дело с учителями высокой мотивации к повышению профессионального мастерства.

Плановое повышение квалификации за 2011/2012 г.г. прошли 19 человек. Одновременно с этим повышали свою квалификацию через эксперимент и по индивидуальной траектории развития 44 человека. Тенденция к повышению квалификации в силу личностных потребностей учителя сохраняется и увеличивается.

Среди направлений, интересующих учителей, выделяются такие направления, как информатизация учебного процесса (не случайно, 6 человек в середине года записались и прошли дистанционные курсы по использованию электронных ресурсов на уроке, правда, спешно закончили полный курсСагайдак Т.В. и Николаева Л.Н. (144часа), Козлова Е.В. (72 часа)), обучение универсальным учебным действиям, мыследеятельностная педагогика и индивидуализация учебного процесса.

Для реализации самообразования учителей в гимназии используются различные формы повышения квалификации учителей: творческие семинары (руководитель доктор педагогических наук Третьяков П.И.); научно-практические семинары (доктор педагогических наук Н.А.Шарай); выездные семинары (учителя Башева Л.А., Рожко И.В., Кузьмина А.А., Николаева Л.Н., Евтеева О.В..); подготовка к защите диссертаций: готовят диссертационные исследования Еремеев А.А. и Сагайдак Т.В.; подготовка статей и печатных изданий к публикации (Шарай Н.А., Магомедов В.Р., Николаева Л.Н., Вдовина Т.В., Сагайдак Т.В., Малышева Е.В., Тульчинская Е.Е.); отработка методического инструментария к новым курсам и новым технологиям (Смирнова Л.С., Фетисова Е.И., Чистова Е.В., Кораблина Н.Б., Малахова Н.Б., Башева Л.А., Рожко И.В., Кузьмина А.А., Стадухина Т.В., Сухачёв В.Д., Видергольд О.В., Костюкова О.В., Маркова Л.Н., Агафонова Я.А., Мерзлякова И.Б.).

Продолжается такое направление в научно-методической работе учителей гимназии, как проведение межшкольной научной сессии «Технологизация образовательной среды урока (учебного занятия)». Сессия проводилась для педагогических коллективов гимназии № 1504 и СОШ № 1360 уже второй раз, это обусловлено тем, что оба учебных заведения работают над единой темой, имеют определённый опыт и практические наработки по данному вопросу, что и позволяет вести заинтересованный диалог учителей и совместно вырабатывать новые идеи. Следует отметить, что учителя гимназии показали больший методический и творческий потенциал, чем учителя СОШ: они представили большее количество разработок уроков высокого качества.

По итогам сессии рекомендовать к публикации в методических журналах практические разработки учителей Магомедовой Л.Ф., Евтеевой О.В., Жековой Е.Ю., Тульчинской Е.Е., Малышевой Е.В., Рожко И.В.

Решение сессии было выполнено частично: разработки для публикации в научно-методический журнал подготовили Тульчинская Е.Е. и Малышева Е.В. Как уже отмечалось, работа по реализации инициативы «Наша новая школа» – это дело всего коллектива, поэтому в плане работы на 2012/2013 будет запланирована работа по подготовке к печати разработок уроков других членов коллектива.

С 2012/2013 учебного года прекращается работа всех ГЭП.

Для определения готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности было проведено анкетирование (2 анкеты с выбором ответа) – «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» и «Мотивационная готовность к освоению новшеств».

Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива
к освоению новшеств"


1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.

5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.

6. Потребность в лидерстве.

7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

11. Потребность в риске.

12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"

1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

3. Плохое здоровье, другие личные причины.

4. Большая учебная нагрузка.

5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.

6. Отсутствие материальных стимулов.

7. Чувство страха перед отрицательными результатами.

8. Отсутствие помощи.

9. Разногласия, конфликты в коллективе.

Результаты опросов выглядят следующим образом.



Барьеры, препятствующие освоению инноваций

Среди причин, связанных с барьерами в освоении инноваций, можно выделить следующие:

Как мы видим, чаще всего учителя «боятся» отрицательного результата, но это фактор скорее психологический, а значит, при планировании работы инновационных площадок следует предусмотреть и такое направление, как психологическое сопровождение инновационной деятельности учителя.

Результаты опроса, связанного с выявлением мотивационной готовности к освоению новшеств, выглядят так:



Уровень инновационного потенциала тем выше, чем сильнее преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (п.п. 2,6,8,13, а они соответственно составляют 1,2%, 0%. 12%,7%). В следующем учебном году одной из задач профессионального развития учителей должна стать целенаправленная работа администрации гимназии по работе с мотивацией учителей.

Говоря о профессионализме учителей гимназии, можно отметить, что 76% учителей гимназии – это учителя высокого уровня профессионализма, хотя в коллективе есть и учителя, чья работа вызывает нарекания как со стороны администрации, так родителей и учащихся. Причины недовольства работой этих учителей разные, поэтому и работа с этими учителями будет планироваться индивидуально:


  • «профессональное выгорание» (Савонин А.Е., Юрова Е.Б.) – работа психологов гимназии;

  • нежелание перенимать опыт коллег, самосовершенствоваться (Можаровская М.Е., Ларкин В.С.) – пристальное внимание администрации гимназии;

  • малый опыт работы, недостаточная методическая компетенция (Еремеев А.А., Лавров С.И.) – работа наставников;

  • инертность, внутренняя пассивность (Путерброт А.В.) – работа методистов;

  • создание конфликтных ситуаций – (Шапиро В.З.) – работа администрации гимназии.

Важным показателем работы учителя является проведение им урока. Надо отметить, что среди учителей гимназии есть такие, кто на момент посещения урока не имел планов урока – Ларкин В.С., Можаровская М.Е., Путерброт А.В. Причём Можаровская М.Е. и Путерброт А.В. уверены, что тематическое и поурочное планирования, опубликованные другими учителями, можно использовать в своей деятельности. При этом они забывают, что условия, возможности их учеников совершенно иные, и чьи-то разработки имеют усреднённый характер, что противоречит концепции гимназии о развитии образовательной среды, включающей развитие каждого ученика в соответствии с его потребностями.

При посещении уроков были отмечены следующие недостатки:



Параметры оценки составляющих элементов урока

Кол-во баллов

Замечания, рекомендации

Организационные моменты урока (требование приветствия в соответствии с правилами; учет посещаемости; фиксация опздавших на урок; положительный психологический настрой; своевременное начало и окончание урока; оформление доски к уроку)

1

Оргмомент сводился только к объявлению темы. Редко отмечались отсутствующие, ещё реже создавался положительный психологический настрой.

К сожалению, наблюдалось опоздание учителей на урок.



Целеполагание (представлена общая цель урока; ставятся задачи на каждом этапе; многократное обращение к теме урока; систематическая установка для обучающихся на слушание учителя и одноклассников)

1

Общая цель представлена, но задачи на каждом этапе не обозначались.

Логика построения урока (каждый этап урока направлен на общую тему; этапы взаимосвязаны; учебные задачи урока связаны с воспитательной и развивающей задачами; разумное соотношение «старого» и «нового» на уроке)

3

Логика урока соответствовала комбинированному уроку, другие типы уроков, в частности, систематизации и обобщения знаний шли с нарушением.

Мотивация обучающихся (нестандартные приемы активизации знаний обучающихся; установка на достижение результатов; положительная эмоциональная оценка промежуточных результатов обучающихся; создание условий для презентации и самореализации учеников; поддержание активности обучающихся на уроке)

2

Мотивация учащихся низкая.

Обеспечение «деятельностного режима» (создание проблемных ситуаций на уроке; приоритетность нагрузки на мышление, а не память обучающегося; эффективное чередование разных способов деятельности обучающихся: фронтальный, групповой, индивидуальный, письменный, устный и др.)

2

Преобладание фронтальной формы деятельности, однотипность видов деятельности, мало проблемных ситуаций, нагрузка на память учащегося.

Формирование ключевых компетенций обучающихся (содержание предмета является не целью, а средством развития личности обучающегося; формирование специальных и общих учебных умений и навыков)

2

Мало уделяется внимания ОУУ.

Разноуровневая дифференциация (внесение в изложение содержания задач различной степени сложности; индивидуализация обучения; дифференциация домашнего задания)

2

Разноуровневые задания весьма редки на уроках.

Оценка знаний, умений, навыков (системный поурочный мониторинг ЗУН; соблюдение норм оценки; вовлечение обучающихся в рецензирование ответов; рецензирование ответов учителем; выставление оценок и определение ступеней успеха)

2

Оценки носят констатирующий характер, причём у некоторых учителей по-прежнему доминирует поурочный балл, дальнейшая перспектива учеников учителем не обозначена.

Обеспечение выполнения рабочей программы по учебному предмету (соответствие темы урока календарно-тематическому планированию; наличие плана урока)

4

Уроки соответствуют планированию, но при этом учитель даёт много того, что не прописано программой и не соответствует возрастным особенностям.

Подведение итогов урока (определение «нового» и «старого» на уроке; выделение главного и интересного учебного материала; возвращение к задачам урока; перспективы последующего изучения предмета; рефлексия учебной деятельности обучающихся)

2

Подведение сводится к перечислению оценок, рефлексия отсутствует, перспективы не обозначаются.

Результативность урока (от каждого задания - максимально возможная образовательная отдача; формирование умения задавать вопросы; обеспечение разных и специфичных способов контроля – самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя; должная самостоятельность учеников при выполнении заданий; подведение итогов на каждом этапе урока)




Урок не оптимален.

Это при том, что все члены педагогического коллектива участвовали в семинарских занятиях П.И.Третьякова и знакомы с идеями психодидактики. По-прежнему можно наблюдать конструирование уроков – близнецов в разных классах; недооценку специального продумывания задач урока; шаблонную структуру урока; перегруженность содержания учебного материала; бедность арсенала выбора методов обучения; слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения; увлечение фронтальными формами организации познавательной деятельности; односторонний подход к дифференциации обучения; пассивную позицию школьников в учебном процессе.

Работа над единой методической темой «Проектирование развивающей среды урока на основе техник образовательных технологий», по сути своей, приводит к созданию адаптивной образовательной среды:



  • учету потребностей учащихся;

  • проектированию:

- ситуации самоопределения;

- проблемных ситуаций;

- ситуации успеха;

- ситуации свободного выбора;

- ситуации общения и взаимодействия в познавательной деятельности;

- усиления оценочной деятельности самих учащихся;

- ситуации рефлексии деятельности.

Среди посещённых уроков заметна тенденция ухода от традиционных уроков, тяготеющих к однообразию. Посещённые уроки (56) позволяют констатировать следующую картину:



Качество ОП в значительной степени зависит от уровня подготовленности, профессионализма состава учителей. Профессионализм учителя - понятие достаточно емкое, не поддающееся однозначному толкованию. Но можно утверждать, что одним из важнейших его составляющих компонентов является творческо-инновационная составляющая система побудительных мотивов к самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношении, к достижению новых результатов в своей деятельности, реализации своего потенциала.



Говоря об опытно-экспериментальной работе, следует сказать, что она ведётся в рамках 6 ГЭП. Нельзя отметить, что работа везде осуществляется с одинаковой результативностью, но, тем не менее, есть результаты, которые учителя гимназии могут уже транслировать на уровне города и РФ, что они и делают.

гуманитарные предметы (56)

56













естественно-научные предметы (23)

23













предметы математического цикла (3)

3


















































































































































































































































































































В рамках работы экспериментальных площадок получены следующие результаты:



следующая страница >>



Если вам нечего будет делать и у вас будет для этого время — приходите ко мне. Мэй Уэст
ещё >>