Реконструкция концептосферы красота в англосаксонской поэтической картине мира - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Концепт «зима» в русской поэтической картине мира 1 44.48kb.
Культурфилософский анализ музыки в картине мира казахов 5 793.13kb.
Т. А. Сироткина Сургпу, г. Сургут Названия народов в языковой картине... 1 49.18kb.
Фразеологизмы библейского происхождения в картине мира русского и... 1 97.91kb.
Дипломная работа Национальная картина мира в русских и английских... 1 41.02kb.
Н. Е. Жуковский Математика это не только стройная система законов... 1 122.7kb.
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова 1 53.93kb.
Концепт curiosity в английской языковой картине мира 1 280.33kb.
Концепт «Вера» в индивидуальной языковой картине мира В. П. 1 31.37kb.
Диахроническая трансформация лингвокультурного типажа "hero" в англоязычной... 2 487.44kb.
«Концепт дом в художественной картине мира М. И. Цветаевой (на материале... 1 190.1kb.
1. Автоматические выключатели e next standard и e next professional... 6 973.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Реконструкция концептосферы красота в англосаксонской поэтической картине мира - страница №1/1

Дудченко Ольга Васильевна

«Реконструкция концептосферы КРАСОТА в англосаксонской поэтической картине мира»

10.02.04

Филологические науки

К 212.056.01

Дальневосточный государственный университет

690950, Владивосток, ДВГУ, ул. Алеутская, 56, ауд. 507

Тел. (4232) 45-93-92

Email: german@deans.dvgu.ru
Предполагаемая дата защиты диссертации – 30 октября 2007 года

На правах рукописи
ДУДЧЕНКО Ольга Васильевна

Реконструкция концептосферы КРАСОТА

в англосаксонской поэтической картине мира

Специальность 10.02.04 – германские языки


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Владивосток – 2007

Диссертация выполнена на кафедре истории английского языка Дальневосточного государственного университета


Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент Рассоха Марина Николаевна
Официальные оппоненты:

доктор филологических наук,

профессор Ощепкова Виктория Владимировна

кандидат филологических наук,

доцент Алленова Надежда Анатольевна
Ведущая организация:

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет


Защита состоится «30» октября 2007 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета К 212.056.01 при Дальневосточном государственном университете по адресу: 690950 г. Владивосток,

ул. Алеутская, 56, ДВГУ, Институт иностранных языков, ауд. 320.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточного государственного университета.

Автореферат разослан «___» сентября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Кравченко Е.В.

Реферируемое диссертационное исследование посвящено реконструкции концептосферы КРАСОТА в англосаксонской поэтической картине мира в рамках когнитивного подхода. Применение методов когнитивных исследований к изучению древнего материала позволяет получить доступ к когнитивной деятельности англосаксонского этноса, а также привести новые трактовки и интерпретации семантики архаических текстов. Кроме того, следует отметить, что собственно попытки определить место эстетических представлений в картине мира англосаксов, а также способы отражения эстетической мысли на материале древних текстов в рамках когнитивного подхода, насколько нам известно, ранее не предпринимались.

Методологической основой для проведения исследования послужили теоретические и практические положения когнитивной лингвистики, а также работы по семантике древнего слова, изложенные в работах как отечественных (Н.В. Феоктистова, 1974, 1981, 1984; О.А. Смирницкая, 1980, 1982, 1984, 1988, 1989, 1994, 2001, 2003; В.Н. Телия, 1981, 1986, 1988, 1996; Е.С. Кубрякова, 1981, 1991, 1994а, 1994б, 1996, 1997а, 1997б; В.З. Демьянков, 1981, 1994, 1996, 2001, 2004а, 2004б; Т.В. Топорова, 1985, 1994, 1998, 1999, 2000а, 2000б; М.М. Маковский, 1986, 1989, 1996, 2000; Н.Ю. Гвоздецкая, 1995, 2001, 2003; Ю.Н. Карыпкина, 2000, 2002, 2003; М.Г. Лебедько, 2002; Ю.С. Григорьева, 2003; И.В. Палаева, 2005; Е.Н. Учайкина, 2005; Л.Р. Лаврентьева, 2006), так и зарубежных ученых (Дж. Лакофф, 1981, 1988, 2004; G. Lacoff, 1981, 2005; R. Jackendoff, 1983; E. Rosch, 2005а, 2005б; R. Langacker, 2005); работы по этнолингвистике (С.Г. Проскурин, 1990, 1998, 2005; М.М. Маковский, 1986, 1989, 1996, 2000) и лингвокультурологии (В.И. Карасик, 1992, 1996, 1997, 2000, 2004; А.П. Бабушкин, 1996; Н.А. Красавский, 2001; С.Г. Воркачев, 2001, 2004, 2005; В.В. Ощепкова, 2004). Помимо этого, исследовались работы по истории и культуре средних веков в целом и англосаксонского этноса в частности (М.И. Стеблин-Каменский, 1967, 1976, 1984, 2001; А.Я. Гуревич, 1972, 1975, 1990, 1992, 1999, 2001; М. Блок, 1986, 1998; Е.А. Мельникова, 1987; П.М. Бицилли, 1995; Ж. Ле Гофф, 2000, 2001; Э. Ауэрбах, 2001; П. Тиллих, 2001).



Концептуальные структуры, будучи ментальными образованиями, находят вербальное выражение в языковых формах. Тем самым, их реконструкция открывает путь к пониманию картины мира носителей данного языка, и позволяет исследовать мыслительные структуры, которые длительное время являлись предметом особого интереса для исследователей (Н.В. Феоктистова, 1974, 1981, 1984; О.А. Смирницкая, 1980, 1982, 1984, 1988, 1994, 2001; Т.В. Топорова, 1985, 1994, 1998, 1999, 2000а, 2000б; М.М. Маковский, 1986, 1989, 1996, 2000; С.Г. Проскурин, 1990, 1998, 2005; Н.Ю. Гвоздецкая, 1995, 2001; Т.В. Гамкрелидзе, В.В. Иванов, 1998; И.В. Шапошникова, 1999). Обращение к изучению и реконструкции архаической картины мира, таким образом, является актуальным, поскольку позволяет выявить древние семасиологические представления и их отражение в языке.

Актуальность исследования также обусловлена общетеоретическими задачами когнитивной лингвистики и развитием методики лингвистического анализа содержательной стороны концептов древней картины мира, важностью изучения языковых способов репрезентации эстетических концептов, поскольку красота является базовой ценностной категорией.

Целью данного диссертационного исследования является реконструкция концептосферы КРАСОТА как фрагмента англосаксонской поэтической картины мира. Поставленная цель определяет задачи исследования:

  1. Произвести анализ существующих работ по когнитивной лингвистике как отечественных, так и зарубежных лингвистов с целью определения теоретической основы исследования, а также выбора наиболее подходящих методов исследования абстрактных понятий в древних текстах.

  2. Рассмотреть особенности красоты как явления, представляющего собой предмет исследования целого ряда наук: философии, культурологии, эстетики, аксиологии.

  3. Исследовать особенности англосаксонской поэзии, ее размер, образность, семантику.

  4. Произвести отбор лексических единиц, которые репрезентируют концепты концептосферы КРАСОТА, исследовать их путем применения метода анализа словарных дефиниций и этимологического анализа, выявить признаки посредством анализа их контекстуальной сочетаемости. Определить культурно-специфические особенности концептов.

  5. Выявить и сопоставить структуру концептосферы КРАСОТА в героической и религиозной картине мира.

  6. Определить место данной концептосферы в англосаксонской картине мира, а также роль красоты в репрезентации базовых для древней картины мира концептов и концептосфер, показав, таким образом, роль данной эстетической категории в целом.

В качестве основного метода исследования языкового материала в данной работе применяется комплексная методика, включающая метод анализа словарных дефиниций, концептуальный, контекстуальный и этимологический анализ. На первом этапе работы для отбора единиц исследования используется метод анализа словарных дефиниций. Этимологический анализ привлекается с целью реконструкции внутренней формы слова. Под концептуальным анализом в данной работе понимается буквальное прочтение именной и глагольной сочетаемости лексем, репрезентирующих концепты (Л.О. Чернейко, 1997, 1999). Из буквального прочтения выводятся имплицитные и эксплицитные концептуальные признаки исследуемых концептов.

Однако исследование системы ценностей древней ушедшей эпохи невозможно без учета исторического и культурного фона (М.И. Стеблин-Каменский, 1971:13, А.Я. Гуревич, 1999:15). Поэтому немаловажную роль в исследовании играет контекстуальный анализ. При этом в данной работе контекст понимается как в широком, так и в узком смысле. Прежде всего, мы рассматриваем микроконтекст – анализ непосредственной сочетаемости лексем, вербализующих концепты, в пределах законченной мысли. В макроконтексте значение лексемы рассматривается в рамках содержания поэтического произведения в целом. Наконец, мы привлекаем данные, полученные в ходе исследования гипертекста, под которым понимается совокупность исторических поэтических памятников данной эпохи определенного жанра. Однако чтобы максимально исключить влияние современного мировосприятия на интерпретацию концептов древней культуры, расшифровку контекстов предлагается проводить в рамках миропонимания англосаксонской культуры.



Объектом исследования являются концепты, входящие в концептосферу КРАСОТА, которая рассматривается как фрагмент англосаксонской поэтической картины мира. Выбор данной концептосферы в качестве объекта исследования продиктован тем, что красота, являясь эстетической категорией, в настоящее время входит в число базовых человеческих ценностей, однако всегда ли она рассматривалась в таком качестве, долгое время оставалось вопросом.

Предметом исследования являются лексические единицы, которые вербализуют концепты, входящие в концептосферу КРАСОТА.

Материалом для исследования послужили поэтические англосаксонские памятники (VII - XI вв.) героического и религиозного содержания. Всего проанализировано 19368 строк, из которых 4322 строки героической поэзии и 15046 - религиозной. Следует отметить, что разделение поэм на религиозные и героические носит условный характер и определяется исходя из их общей тематики. Из словаря древнеанглийского языка Босворта – Толлера методом сплошной выборки были отобраны 57 единиц исследования. Из них 32 зафиксированы в нашем материале, поскольку в текстах поэм не были выявлены некоторые дериваты. Всего исследовано 485 контекстов употребления, из них из героической поэзии было отобрано 93, из религиозной - 392. Дефиниционный анализ выбранных лексических единиц осуществлялся по материалам словаря древнеанглийского языка Босворта – Толлера (J. Bosworth, 1954, 1997), электронных словарей древнеанглийского языка (J. Bosworth, 2006; Wendere, 2002), а также с применением глоссариев к древнеанглийским текстам.

Научная новизна работы определяется выбором объекта исследования, так как эстетические концепты на древнем материале ранее не исследовались. Применение когнитивного метода исследования к материалу древнего языка также находится в русле исследований последних лет. В данной работе впервые предпринимается попытка реконструкции концептосферы КРАСОТА англосаксонской поэтической картины мира. Установлено, что концепты, входящие в состав концептосферы, организованы в виде поля с центром и периферией, но сами по себе представляют сложные структуры с набором эксплицитных и имплицитных признаков. Концептосфера КРАСОТА в героической и религиозной картинах мира представлена различным количеством концептов, которые обладают неодинаковыми признаками. Динамика концептосферы обусловлена сменой акцентов в результате изменения идеологических установок внутри англосаксонского этноса. Так, если в героической картине мира красота является признаком славы, доблести и верности воина, то в религиозной она – признак веры и славы Бога.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в развитии когнитивного направления лингвистики применительно к изучению древних картин мира. Предложенная методика позволяет полнее обрисовать концепты древней картины мира и выявить сущности, стоящие за ними, а также более глубоко рассмотреть этнокультурную специфику англосаксонской поэтической картины мира, и ее эстетическую составляющую. Кроме того, разработка содержания эстетических концептов, их особенностей, функции и роли в древнем сознании вносит вклад в развитие когнитивной науки. Теоретические положения исследования могут способствовать дальнейшему изучению взаимодействия языка и культуры, особенно в историческом аспекте.

Практическая значимость работы определяется материалом, послужившим объектом исследования. Полученные в ходе изучения данные могут применяться при составлении словарей, глоссариев и комментариев к древнеанглийским поэмам, для разработки учебных пособий по истории английского языка. Представленный материал и полученные результаты могут также использоваться при изучении курсов Введение в германскую филологию и История английского языка, курсов по культурологии и эстетике, спецкурсов по древним языкам и культурам.

Апробация работы. Результаты исследования и основные положения работы неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры истории английского языка ДВГУ, английской филологии КнАГТУ. По теме диссертационного исследования сделаны доклады на международных конференциях в г. Владивостоке (май 2006), г. Биробиджане (июнь 2006), г. Хабаровске (сентябрь 2006), межрегиональных конференциях в г. Комсомольске-на-Амуре (март 2004, апрель 2005, сентябрь 2006). Результаты исследования отражены в восьми публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Концептосфера КРАСОТА представляет собой сложную систему, в состав которой входит совокупность концептов, расположенных по типу «ядро – периферия». Ядро концептосферы образовано концептом WLITIG с наибольшим числом признаков, периферию образуют концепты LEOFLIC, ÆNLIC, CYMLIC, и другие, признаками которых являются индивидуальные интерпретации признаков, присутствующих у ядра, а также ряд других, обнаруживающих влияние соседних концептосфер.

  2. Ряд периферийных и промежуточных концептов находятся в области наложения концептосфер и объединяют в себе признаки двух и более смежных концептосфер. Данная концептосфера обнаруживает элементы аттракции с концептами СВЕТ, БЛЕСК, СЛАВА - в героической картине мира и СВЕТ, БЛЕСК, БОГ - в религиозной.

  3. Состав концептосферы КРАСОТА в религиозной и героической картинах мира обладает качественными и количественными отличиями. Концепты, входящие в состав каждой концептосферы, занимают иное положение относительно ядра, что свидетельствует об изменении типа мышления англосаксов.

  4. Актуализация концептов исследуемой концептосферы ассоциируется с определенными областями действительности: человек, его поступки, природа и т.д., что выражается в имплицитных признаках того или иного концепта. За каждым концептом концептосферы закреплен вербальный ряд, актуализирующий определенный фрагмент действительности.

  5. Англосаксонская картина мира является сложным динамическим образованием, включающим элементы более ранней героической и более поздней христианской картины мира. В качестве ключевого в героической картине мира концепты исследуемой концептосферы обнаруживают признаки красивый - славный, доблестный. В религиозной происходит смена ключевого признака на красивый в вере, божественный.

  6. Красота как категория в англосаксонской поэтической картине мира незначима и указывает на актуализацию базовых концептов. Эстетика эпохи определяется культурной доминантой: слава – для героической, вера – для религиозной. При этом, поскольку поэзия является отражением культурного кода нации, данное положение может быть распространено на всю картину мира англосаксов.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 322 наименований, списка лексикографических источников, включающий 16 наименований, списка источников материала (7 наименований), списка сокращений и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, научная новизна, определяются предмет, цели, задачи и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы. Кроме того, приводится краткая характеристика материала и структура работы.

В главе I «Когнитивные аспекты исследования языкового значения в синхронии и диахронии» приводятся основные теоретические положения, релевантные для данного исследования. Концепт, как единица ментального уровня, имеющая материальное выражение, основной чертой которого является онтологическая составляющая, рассматривается на фоне культурной и исторической специфики этноса. Тем самым, исследование проводится на стыке когнитивной и культурологической традиции. Содержание концепта выявляется через анализ сочетаемости его языковой репрезентации. Признаки концепта, определенные таким образом, делятся на эксплицитные (основные) и имплицитные (дополнительные), которые не могут быть предсказаны на основе первых, но мотивируются ими (А.А. Зализняк, 2006:35). Важную роль в исследовании содержания концепта играет выявление его внутренней формы, включающей этимологическую память, так как это способствует выявлений его скрытых значений (М.М. Маковский, 1986, 2000; Т.В. Гамкрелидзе, 1998; С.Г. Проскурин, 1990, 1998, 2005).

Концепт имеет языковую репрезентацию в виде отдельной лексемы или семантического поля, но может и не иметь его вовсе. Концепты объединяются в концептосферу на основе общего признака (Г.Г. Слышкин, 2001; И.В. Палаева, 2005). Под концептосферой в данной работе понимается «когнитивный конструкт, охватывающий все концепты, характеризующие тот или иной фрагмент действительности (область культуры), сложившиеся в данном социуме» (М.Г. Лебедько, 2002:127). Концептосфера имеет ядерную структуру, при этом ядро представлено наиболее известными элементами, обладающими значительной активностью: продуктивностью, сочетаемостью. Периферия концептосферы включает слабо структурированные предикации, которые отражают интерпретацию отдельных концептуальных признаков. При этом, однако, границы внутри концептосферы размыты и подвижны.

Важное место в главе отводится рассмотрению методов исследования семантики и возможности их применения к исследованию концептов древнего слова. Как представляется, наиболее адекватной является комплексная методика, включающая этимологический, концептуальный, контекстуальный и элементы компонентного анализа. В качестве вспомогательных на начальном этапе исследования применяются метод анализа словарных дефиниций и методика количественных подсчетов.

Еще одним важным для исследования понятием является картина мира, под которой понимается «способ отражения действительности в сознании людей, исходный глобальный образ мира,… являющийся результатом всей духовной активности человека» (Б.А. Серебренников, 1988:21). Картина мира подвержена диахроническим изменениям, но элементы картин прошлых этапов развития сознания оседают в языке в свернутом кодированных виде и часто не осознаются его носителями.

Англосаксонская картина мира отличалась рядом особенностей. Прежде всего, как отмечает ряд исследователей, в сознании людей сосуществовали элементы двух мировоззрений мифологического и христианского (А.Я. Гуревич, 1999; Ю.С. Григорьева, 2003; Л.Р. Лаврентьева, 2006 и др.). Сознание человека было синкретичным, не делалось разницы между вещью и образом, реальным и идеальным. Все это позволяет выделить диффузность и нерасчлененность в качестве основной черты англосаксонского сознания. Другими важными чертами были: иерархичность элементов, конкретность, образность, отождествление различных, на первый взгляд несхожих элементов, символизм и как его проявление – равенство означающего и означаемого.

В главе II «КРАСОТА как фрагмент англосаксонской героической картины мира» представлена реконструкция концептосферы КРАСОТА в англосаксонской героической картине мира. Реконструкция осуществляется на основе анализа сочетаемости лексем, дефиниция которых, согласно словарю Босворта-Толлера, содержит сему beautiful, fair. Контексты в количестве 93 были отобраны из англосаксонских поэм, общее содержание которых имеет героическую тематику.

В результате проведенных исследований оказалось, что исследуемая концептосфера включает девять концептов – ядерный, три промежуточных и пять периферийных.

В качестве ядерного концепта концептосферы был определен концепт WLITIG, вербализованный на языковом уровне лексемой wlitig и производными словами - wlitige, sunwlitegost, и другими. Данный концепт репрезентирован в 29 контекстах. Этимологический анализ выявляет соответствия в ряде индоевропейских языков, что позволяет отнести слово к древнейшему слою лексики. Исходя из значений коррелятов, основным признаком исследуемого концепта является признак видимости. В свою очередь, анализ словарных дефиниций показывает наличие таких признаков в составе концепта как оценочность и сенсорная составляющая.

Наиболее релевантной при анализе контекстов представляется дихотомия мир человека / внешний мир.

Смысловая группа «мир человека» объединяет контексты, так или иначе характеризующие человека. При этом во всех 17 случаях контекстуальной вербализации концепт WLITIG актуализируется относительно внешности героев. Во всех случаях герой представляет собой исключительную фигуру, он доблестен, славен и часто обладает сверхъестественными способностями. Эти внутренние качества соотносятся с его красивой внешностью: nis þæt seldguma// wæpnum geweorðad,/ næfne him his wlite leoge// ænlic ansyn. Это не слуга,// оружием удостоенный,/ не лжет его красота,// внешность прекрасная (Beo, 249-51). Таким образом, контекст актуализирует имплицитный концептуальный признак статус героя.

Слава важна для средневекового человека, практически все, что он делает, совершается ради славы, причем как прижизненной, так и посмертной. Но только славы недостаточно, красота, как следует из контекстов, подразумевает мудрость: gif he hafaþ ana/ ofer ealle men // wlite ond wisdom/ ond weorca blæd; наделен он/ более других людей// красотой и мудростью/ и трудами славы (GM, 97-104). Таким образом, красота, мудрость и слава соположены в когнитивном пространстве. Сама же красота рассматривается как объект, исчисляемое физическое свойство, которое может быть дано в разном объеме.

Однако такое толкование красоты неоднозначно, в ряде контекстов она метафоризируется, приобретая человеческие умения и качества: ðeah ðe him se wlite cweme// даже если к нему та красота приходит// (S&S, 169-73). Из этой группы контекстов выводится имплицитный признак одушевленности.

В смысловую группу «внешний мир» выделены контексты, описывающие природу и предметы. О роли природы в восприятии мира англосаксами однозначного мнения нет, однако, исходя из текстов, средневековый человек любовался красотой деревьев, снега, звезд, солнца. Описывая природу, контекст актуализирует имплицитный концептуальный признак богатый, выявляя соположенность концептосферы КРАСОТА с концептосферой БОГАТСТВО: Sum freolic bið // wlitig on wæstmum некоторое (дерево) богатое, красивое плодами (GM, 34-5).

О тесной связи красоты и света пишут многие исследователи средневековой культуры: «В средневековом сознании все красивое насыщено светом» (Ж. Ле Гофф, 2000:124; см.тж. А.Я. Гуревич, 1999; У. Эко, 2004). На это указывают и поэтические тексты: wlitebeorhtne wang красивые сиянием равнины (Beo, 93); sumor sunwlitegost лето самое солнечное красивое (MaxII, 8). При этом в обоих приведенных контекстах используется композит, в котором «второй компонент передает принадлежность к виду, тогда как первый определяет типичные для этого вида свойства» (Т.В. Топорова, 1999:75). Таким образом, языковая репрезентация концепта – сложное слово, указывает на объединение признаков светлый и красивый и аттракцию концепта СВЕТ и концептосферы КРАСОТА.

Жизнь средневекового человека проходила в постоянных битвах и сражениях (А.Я. Гуревич, 1999; Ю.С. Григорьева, 2003), а значит, оружие играло чрезвычайно важную роль. Тем не менее, контекстов, характеризующих вооружение, было выявлено немного (4). Во всех случаях контексты указывают на необычность оружия, которое акцентирует внимание на выдающихся качествах героя. В частности, меч может обладать волшебными свойствами: wlitig hangian// eald sweord eacen красивый висящий древний меч гигантский (Beo, 1662-3). Таким образом, контекст актуализирует имплицитный концептуальный признак исключительный.

Концепты FÆGER, TORHT, WRÆTLIC в исследуемой концептосфере занимают промежуточное положение.

Концепт FÆGER вербализован лексемой fæger и производными словами - fægerе, fægerian и др. Этимологический анализ указывает на существование корня в период индоевропейской общности, однако значение реставрируется как «прочный, сильный», а также «светлый» (E. Partridge, 1959; W.P. Lehmann, 1986). Дефиниционный анализ по материалам словаря Босворта-Толлера указывает на наличие признака приятный, приносящий удовольствие.

Вербальные презентации данного концепта также рассматривались с точки зрения описываемой в контексте ситуации. Концепт актуализирован в смысловой группе «мир человека», однако скорее относительно его внутреннего мира, в частности, умения говорить, что свидетельствует о существовании концептуальной области «поведение человека»: spreceð fægere beforan говорит красиво (HFI, 5). Такое умение было важно для воина, «эпического героя вообще отличает учтивость и красивая речь» (М. Оссовская, 1987:41). При этом во всех случаях контекстуальной репрезентации актуализируется оценочный концептуальный признак. Таким образом, важным элементом содержания FÆGER является регулятивная составляющая, а также имплицитный признак красивое действие. ределяетсяплицитными ому миру.нность кскую тематику

В смысловой группе «внешний мир» концепт актуализируется в контекстах, описывающих природу. Однако места, о которых говорится в текстах, как правило, находятся далеко от человека. Таким образом, макроконтекст указывает на импликацию признака невидимый, существующий в памяти. Контекст þe him on foldan/ fægrost limpeð что ему землей/ самой красивой оказывается (Seaf, 13) и ряд аналогичных вскрывают устойчивую когнитивную ассоциацию с существительным folde земля.

Концепт TORHT репрезентирован лексемой torht и производными torhtlic, torhtе. Этимологический анализ выявил синкретизм красоты и света, блеска. Данная связь является устойчивой, так как на основе дефиниционного анализа признаки красота-свет, красота-блеск были определены в качестве эксплицитных. В 13 случаях вербальной презентации данного концепта, все контексты относятся к смысловой группе «внешний мир», характеризуя предметы: hof mogigra// torht gefæhte дом мощный// красиво (ярко) украшенный (Beo, 312-3). В этом контексте речь идет о доме Хротгара, богато украшенном золотом. В средневековом сознании золото - свидетельство доблести воина, его славы, а значит, в данном контексте имплицирован признак богатый, славный.

Кроме того, выявлена способность TORHT вербализоваться в контекстах, характеризующих невидимые сущности, в частности, славу: torhtlicne tiir красивая (сияющая) слава (FM, 69-70). Слава невидима, однако можно предположить, что за счет актуализации признака блестящий невидимый объект становится видимым, заметным для окружающих. Когнитивная аттракция признаков славный и блестящий устойчива и существует по сей день, вербализуясь в виде речевого штампа «в блеске славы».

Концепт WRÆTLIC репрезентирован прилагательным wrætlic и наречием wrætlice. На основе дефиниционного анализа был выведен эксплицитный признак красивый-отличный, непохожий. Данный концепт актуализируется в контекстах, относящихся к смысловой группе «предметы», причем все они имеют отношение к войне. Во-первых, это меч: ðæt þæt swurd þurhwod// wrætlicne wyrm,/ что тем мечом пронзил,// красивым, змея/ (Beo, 890), и во-вторых, крепость: mæg wrætlice/ weorc ahycgan// может красивое/ сооружение разрушить// (GM, 44). Характер описываемых в контексте предметов указывает на имплицитный концептуальный признак принадлежность войны.

К маргинальным относятся концепты, вербализованные лексемами с низкой частотностью: FREOLIC, SCINE, ÆNLIC, LEOFLIC и CYMLIC.

Концепт FREOLIC, вербализован лексемой freolic и наречием freolicе в смысловой группе «мир человека» и обнаруживает эксплицитный признак красота-благородство. Во всех контекстах речь идет о людях знатного происхождения, что позволяет вывести имплицитный признак высокий статус: freolic wealdend// благородный хозяин (DEdw, 6).

Концепт SCINE, репрезентирован лексемой scine и ее производными и объединяет признаки концептосферы КРАСОТА и концепта СВЕТ, находясь в области их наложения. SCINE контекстуально ограничен в вербализации, актуализируясь только в отношении внешнего мира и неодушевленных объектов: git his sweord scineð/ swiðe gescæneð это его меч сияет/ очень украшенный (яркий) (S&S, 230), причем видимый блеск, сияние являются обязательными условиями актуализации концепта: þenden us dæg scine (пока) послан нам день красивый (сияющий) (Part, 14).

Концепт ÆNLIC вербализуется в смысловой группе «мир человека», его эксплицитным признаком является красивый - отличный от всех, непохожий. Контекст, тем не менее, указывает на несоответствие внешней, видимой красоты и личностных качеств: idese to etnanne,/ þeah ðe hio ænlicu sy не подобает это женщине,/ хотя она и красива (Beo, 1941). В этом смысле данный концепт обладает качествами, противоположным качествам ядерного концепта, поскольку функцией WLITIG является передача внутренних положительных качеств через внешнюю красоту.

Концепт LEOFLIC репрезентирован лексемой leoflic в контекстах смысловой группы «мир человека». Его вербализация в контексте Wiglaf wæs haten/ Weokstanes sunu// leoflic lindwiga,/ leod Scylfinga Виглаф его звали,/ сын Веохстана// красивый (любимый) воин/ племени Скильфингов (Beo, 2602-3) указывает также на присутствие у него имплицитного признака достойный любви.

Концепт CYMLIC вербализован только в одном контексте смысловой группы «мир вещей». Из этого случая репрезентации концепта he hyrde ic cymlicor/ ceol gegyrwan// hildewæpnum/ ond heaðowædum не видел я столь красивого/ корабля// с военным оружием/ и одеждами битвы (Beo, 38-9) можно вывести имплицитный признак хорошо оснащенный для битвы.

Таким образом, важным свойством концептосферы КРАСОТА является антропоцентризм, о чем свидетельствует уменьшение антропоцентрических признаков от ядра к периферии. Эстетическая освоенность мира человека выше, чем мира природы и предметов. Красота является признаком славы и воинственности – базовых ценностей англосаксонского общества. На данном этапе красота не выделяется в отдельную категорию.

В главе III «КРАСОТА как фрагмент англосаксонской религиозной картины мира» представлена реконструкция концептосферы КРАСОТА религиозной картины мира англосаксов. В данной главе исследуемая концептосфера рассматривается в рамках христианского мировоззрения, пришедшего на смену языческому. Ценностные императивы данной эпохи совершенно иные, так как в христианстве наиболее важными являются вера, святость, верность Богу. Контексты были сгруппированы в три смысловые группы: мир людей/ мир божественных существ/ внешний мир.

Концепт WLITIG универсален, так как вербализуется во всех трех группах контекстов. В смысловой группе «мир человека» концепт актуализирует эксплицитный признак видимая приятная внешность: Næs hyra wlite gewemmed,/ ne nænig wroth on hrægle// ne feax fyre beswæled,/ властью своей ни красоты (праведников) испортить,/ ни одежды (не тронул),/ ни волоса огонь не взял (D, 436-437). Глагольная сочетаемость лексемы, репрезентирующей концепт, указывает на признак физическое свойство, так как с красотой можно производить различные действия: разрушать, отнимать, изменять. Однако, согласно макроконтексту, такой властью обладает только Бог.

Во всех контекстах смысловой группы «мир божественных существ» актуализируется имплицитный признак красота-вера, что позволяет считать его прототипическим. Красота становится видимым знаком божественной благодати. Как следствие, выявляются концептуальные признаки красота Бога/ Христа: Cymeð wundorlic/ Cristes onsyn,// æþelcyninnges wlite,/ eastan fram roderum идет чудесный/ Христос лицом// король всей красоты,/ храбрый с небес (Ch, 905-6), а также красота-могущество Бога: Siððan hie oncneowan/ Cristes rode// on his mægwlite,/ mære taken после узрели они/ Христов крест// в его могущественной красоте,/ великий символ (An, 1337-8).

Однако аттракции, выявленные в героической картине мира, продолжают быть актуальными в религиозной. В частности, с концептом СВЕТ: idesа sciene,// wifa wlitegost,/ þæt heo on his willan spræc женщина сияющая,// жена красивейшая,/ та, что по его (Бога) воле говорила (G, 700-1), БЛЕСК: wlitig and scene//…/þæt wæs lifes beam красивое и сияющее// …,/ это было древо жизни (G, 467-8), СЛАВА: ac eodon of þam fyre,/ feorh unwemme,// wuldre gewlitegad но вышли из того пламени/ духи непорочные славой украшенные (Az, 186-7). Однако здесь наблюдается сужение сопряженной с исследуемым концептом концептуальной области – ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА.

Сопоставляя случаи вербализации ядерного концепта WLITIG в героической и религиозной поэзии, становится ясно, что изменилась функция красоты. Если в героической картине мира вербализация WLITIG имплицирует славу и доблесть героя, то в религиозной это свидетельство наличия у него веры, и по большому счету, присутствия Бога в человеке.

В качестве промежуточных были определены концепты FÆGER, TORHT и SCINE. Концепт FÆGER также актуализируется в контекстах, относящимся ко всем трем смысловым группам. Однако признак красивая внешность актуализируется относительно людей, и божественных существ, что свидетельствует о сближении данного концепта с концептом WLITIG. В контекстах, характеризующих божественные существа, репрезентированы признаки божественный: and his wif somed,// freo fægroste и его жена сотворенная,// женщина красивейшая (G, 456-7).

Для религиозных текстов характерно наличие формульности, причем как имеющей истоки в героической поэзии - красота-слава: Swa þin heahsetl is/ heah and mære// fæger and wurðlic такой твой трон/ высокий и могущественный // красивый и славный (LP, 39-40), так и новых соотношений - красота-радость: þam halgan// on gefean fæger,/ freond ond leoftæl,// lufsum ond liþe святым,// красивым в радости,/ любящим и милосердным,// добрым и ласковым (Ch, 911-13), красота-любовь: ond mid lufan dryhtnes// fægre gefulled/ in minum feorhlocan и любовью творца// красиво наполняет/ мою грудь (Guth, 652-3).

В случаях контекстуальной актуализации концепта TORHT наблюдается сужение смысловой отнесенности: его вербализация осуществляется в контекстах, описывающих божественные существа (Бога, Христа, ангелов) и объектов внешнего мира. В религиозной картине мира появляются новые специфические концептуальные признаки, в частности красота-святость: halegum mihtum// torht ontyned святостью можно/ красоту открыть (Аn, 104-5). Красота рассматривается как объект, сложный для человеческого понимания, полностью познать его может только Бог. Он определяет объем красоты, которую может осознать человек: ond on gemynd begeat,// torht ontynde и разуму доступную// красоту открыл (E, 1247-8).

Признаки концептов СВЕТ, БЛЕСК выражены у концепта SCINE как эксплицитно, так и имплицитно, что позволяет определить его местоположение ближе к периферии исследуемой концептосферы. SCINE также обладает узкой тематической актуализацией, его вербализация происходит в контекстах, описывающих природные объекты - источники света или блестящие от света: efne þonne on sumera/ sunnescineð как летом/ солнце сияет (D, 274-5).

В контекстах, характеризующих святых, имплицируется признак красота-святость, однако эта идея передается за счет признака свет, сияние: þæt is Maria/ mædena sælast;// heo let þurh þa scenan/ scinendan ricu// gebletsodost ealra вот Мария/ дева чистая,// она через ту красоту/ сиянием богатая// благословенная перед всеми (JDII, 295-7). Способность света делать невидимое видимым ранее наблюдалась у концепта TORHT. Появление такого признака у SCINE, а также рост числа их общих признаков свидетельствует о сближении данных концептов и образовании когнитивной области в пределах исследуемой концептосферы.

Концепты FREOLIC, ÆNLIC, WRÆTLIC, LEOFLIC являются периферийными, для них характерно наличие признаков смежных концептов: СВЕТ, БЛЕСК, ЛЮБОВЬ, ВЕРА. Вместе с тем, контекстуальный анализ указывает на узкую сферу их вербализации. Так, концепт FREOLIC актуализируется в контекстах, характеризующих людей, его имплицитными признаками является радость: and his yldrum ðah// freolic to frofre и их старший (сын)// красивый в радости (G, 1107-8), а также любовь: wuldraþ and wel hylt// fægere frætuað/ and freolice lufað// славный и хороший,// красиво украшенный/ и красиво любит// (JDII, 276-7).

Концепт ÆNLIC актуализируется в контекстах, описывающих объекты окружающего мира, которые имеют сакральное значение: ænlic is þæt iglond,/ æþele se Wyrhta красив тот остров,/ страна, (сотворенная) Творцом (Ph, 9). Из данных контекстов выводится признак сотворенный Богом.

Вербализация концептов LEOFLIC и WRÆTLIC осуществляется в контекстах характеризующих людей – праведников и божественные существа: ða wær Aarone/ eafora feded// leoflic on life,/ ðam wæs Loth noma то был Аарона/ сын взращенный,// красивый в жизни,/ которому имя было Лот (G, 1713). Однако, если первый имплицирует концептуальный признак красота-любовь, то второй – красота-святость: Andreas,/ …wordum wrætlicum Андрей… словами красивыми (святыми) (An, 1199).

Маргинальные концепты GEFEALIC, CYMLIC, SMICER, HIWBEORHT имеют по одному случаю контекстуальной репрезентации, поэтому точно определить их имплицитные признаки невозможно.

Таким образом, концепты представляют собой более плотные сгустки сознания с собственными признаками. Наблюдается обобщение признаков центральных и промежуточных концептов, что свидетельствует об уплотнении исследуемой концептосферы вокруг центра. Напротив, периферийные и маргинальные концепты тяготеют в сторону смежных концептосфер, чьи признаки они контекстуально репрезентируют. Это свидетельствует об изменении средневекового сознания в целом, его стремлении к иерархичности и более четкой структурированности.

В заключении подводятся основные итоги исследования, делаются выводы относительно места эстетики в англосаксонской картине мира, ее роли в восприятии мира и определении человеком своей роли в обществе.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

I. Статья, опубликованная в ведущем реферируемом журнале:

1. Концептуальный анализ англосаксонского абстрактного имени wlite в героической поэзии // Вестник Поморского университета. - Архангельск, 2006. C. 138-141. (0,42 п/л).



II. Статьи и тезисы:

1. Концепт «красота» в языковой картине мира англосаксов (по мат. Англосаксонского словаря Д. Босворта - Толлера) // Науки о человеке, обществе, культуре: история, современность, перспективы: Мат. научно-практ. конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 19-20 марта, 2004 г.). - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2004. - С. 130-132. (0,2 п/л).

2. Особенности аллитерационной поэзии англосаксов // Человек, общество и культура: проблемы исторического развития: Мат. научно-практ. конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 19-21 апреля, 2005 г.). Ч. 2. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2005. - С. 80-82. (0,2 п/л).

3. Особенности эстетики средневековья. Эстетика англосаксов // Вестник Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»: Сб. науч. тр. Вып. 5. Ч. 3. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2005. - С. 119-121. (0,2 п/л).

4. Концептуальный анализ англосаксонских абстрактных имен wlite/wlitig в поэме ‘Даниил’ // Культурно-языковые контакты: Сб. науч. тр. Вып. 9. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2006. – С. 97-107. (0,4 п/л).

5. Один из фрагментов концептосферы «красота» языковой картины мира англосаксов // Интеллектуальный потенциал Вузов – на развитие дальневосточного региона России: Материалы VIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 24-26 мая 2006 г.: В 6 кн.: Кн. 2. - Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2006. - С. 205-208. (0,5 п/л).



6. Англосаксонская поэзия: два мира – две реальности? // Литература в диалоге культур-4. Материалы международной научной конференции. г. Ростов-на-Дону. - Ростов н/Д, 2006. - С. 127-130. (0,23 п/л).

7. Красота природы в героической англосаксонской картине мира // Дальний Восток: проблемы межкультурной коммуникации. Мат-лы региональной научно-практической конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 19 – 21 сентября 2006. - Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2006. - С. 165-168. (0,6 п/л).




Мужчина не думает о себе лишь в те минуты, когда он уверен, что кто-то другой думает только о нем. Луиза Леблан
ещё >>