Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выписка из Положения о Восьмых открытых молодежных Дельфийских играх... 1 97.61kb.
Заключение группы наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи государств... 1 246.57kb.
Законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников... 1 134.99kb.
Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств... 1 240.67kb.
Соглашение о сотрудничестве государств участников содружества 1 127.06kb.
Решение о проекте Соглашения об основных принципах сотрудничества... 1 80.19kb.
Рекомендации для международных наблюдателей содружества независимых... 8 1502.83kb.
Меморандум о взаимопонимании 1 71.74kb.
Между железнодорожными администрациями государств-участников содружества... 1 389.86kb.
Административное соглашение 1 201.9kb.
Урок, посвященный СНГ цель: Показать учащимся значение сотрудничества... 1 212.3kb.
Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов мбоу... 26 4096.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока - страница №1/3

Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в общеобразовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств

http://www.pandia.ru/text/77/340/34944.php

На современном этапе развития общеобразовательных учреждений, в условиях активного социального развития государств – участников Содружества Независимых Государств, с целью усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов Содружества независимых Государств рекомендуется 1 сентября провести «Урок Содружества Независимых Государств» или «Урок дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в общеобразовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств. 

Развитие дружеских отношений государств – участников Содружества Независимых Государств на основе национальных традиций во многом зависит от образовательной политики, ее системности и результативности. Школа определяет будущее любой страны, является гарантом ее возрождения. Важную роль в развитии социального и образовательного опыта учащихся играют общеобразовательные дисциплины. Особый вклад курсов истории, обществознания, литературы и др. гуманитарных дисциплин состоит в раскрытии исторического пути, пройденного государствами–участниками Содружества Независимых Государств, становлении и развитии идей патриотизма и общественного служения, в обращении к конкретным примерам гражданственности в разные исторические эпохи. 

При этом очевидно, что знание глубоких исторических корней и традиций, государственной символики, лежащих в основе современного общества государств–участников Содружества Независимых Государств, должно дополнятся эмоциональным восприятием устремлений и деяний исторических личностей – от выдающихся деятелей истории до рядовых участников событий, создававших историю государств, защищавших и укреплявших их. 

При проведении мероприятий следует акцентировать внимание на героических страницах нашей истории, боевых подвигах земляков, историческом значении партизанского движении, на событиях, свидетельствующих о большом вкладе народов в победу над гитлеровской коалицией во Второй мировой войне, о мирном «почерке» внешней политики государств-участников СНГ. 

Работу общеобразовательных учреждений по организации и проведению первого урока целесообразно осуществлять под руководством специально созданного оргкомитета. В состав оргкомитета должны быть включены представители администрации учреждения образования и органов ученического самоуправления, общественных объединений, преподаватели истории и социально-гуманитарных дисциплин, руководители туристско-краеведческих клубов, кружков, музеев учреждений образования, классные руководители ветераны войны и труда, члены родительского комитета.

Заблаговременно оргкомитет должен составить подробный план проведения воспитательных мероприятий: 

- сценарий; 

- подготовка приглашений на первый урок для ветеранов войны;

- соответствующее оформление учебного заведения;

- техническое и музыкальное оснащение;

- выпуск радиогазет и тематических стендов, мультимедийных презентаций;

- подготовка обзора литературы «Героев знать, на них держать равнение», «Детство, опаленное войной». 

При организации первого урока оргкомитету следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания учащихся.

В процессе подготовки первого урока целесообразно использовать воспитательные возможности музейной педагогики. Государственные музеи и мемориальные комплексы предоставляют возможность не только для ознакомления с уникальными экспонатами и событиями, но и для проведения в обстановке представленной исторической эпохи встреч с представителями государственных органов власти и ветеранами «Связь поколений», «Фронтовые дороги» и др. 

Эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся являются музеи учреждений образования. В музеях необходимо организовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям существования Содружества Независимых Государств, оформить экспозиции, созданные из материалов и вещественных экспонатов, собранных во время поисковых акций, туристских походов и путешествий непосредственно на местах, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов. 

Одним из важнейших элементов государственности, признаком силы и гарантом стабильности государства, его способности защищать свои интересы являются его Вооруженные силы. Становление Вооруженных Сил, их развитие и боевой путь непосредственно связаны с историей государства, с борьбой народа за свободу и независимость Родины, за сохранение и упрочение завоеваний старших поколений. В Содружестве Независимых Государств воины издревле пользовались неизменной любовью народа, а трудная и опасная профессия – Родину защищать – всегда считалась одной из самых благородных. Такое отношение к ратному труду в народной среде воспитало у наших воинов качества, которые постоянно отмечали не только союзники, но и враги: несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, личная инициатива, героизм, крепкое войсковое братство и взаимовыручка. Особое место в формировании современных Вооруженных Сил страны занимает Великая Отечественная война, в ходе которой народ, его Вооруженные Силы отстояли не только свою независимость, но и продемонстрировали свои лучшие качества. В этой связи особое значение приобретает военно-патриотическое воспитание учащихся, установление контактов между воинскими подразделениями и учреждениями образования, знание молодежью славных защитников своего Отечества.

При поддержке представителей воинских частей можно провести экскурсии в эти части, выставки мини-моделей военной техники с показом карт важнейших военных операций, оформить фотогалереи героев боевой славы, предусмотреть проведение цикла бесед на темы: 

- "Служу Отечеству";

- "Победа советского народа в Великой Отечественной войне";

- "Цена Победы, ее значение для народов всего мира";

- «Международный терроризм: проблемы национальной безопасности и обороны».

Возможно проведение открытой кафедры «Есть такая профессия – Родину защищать».

Целесообразна организация дискуссии на тему «Никто не создан для войны» и организация встречи-чествования военнослужащих-земляков, проходящих службу в Вооруженных Силах страны, воевавших в Афганистане.

Возможно проведение экскурсии в музей истории Вооруженных Сил, Государственный музей истории Великой Отечественной войны, музеи боевой славы учреждений образования, по мемориальным местам воинской славы и др.

Основная цель «Урока Содружества Независимых Государств»: содействие сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию государств – участников Содружества Независимых Государств, формированию у них понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, нравственности, патриотизма, чувства долга и личной ответственности за порученное дело.

Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике государств – участников Содружества Независимых Государств. Каждый народ создает и уважает собственную национально–государственную символику. Единство культуры и истории каждой страны строится на общем языке ее символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы. Обращаясь к государственной символике, важно понимать, что кроме официальных, утвержденных в таком качестве ее элементов – герб, флаг, гимн, есть и другие значимые символы для каждого государства – Конституция, Президент, исторические памятники и др. 

Предлагаемые ниже материалы носят рекомендательный характер и составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся.

Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в начальной школе (1-4 классы)

Важная роль в развитии ребенка отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви к родной стране, к ее законам и символам. 

В 1 и 2 классах задачей урока является воспитание у детей положительного отношения к государственным символам своего государства и государств – участников СНГ (флаг, герб, гимн). 

Дети знакомятся с тем, что все они живут в определенном государстве. Каждое государство по–своему красивое. Для того чтобы в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности граждан - это Конституция (обязательно показать ее детям). 

На уроке целесообразно использовать изображения Государственных гербов и Государственных флагов государств–участников СНГ, репродукции произведений художников–пейзажистов, фотографии исторических памятников и особенных мест каждого государства, запись Государственных гимнов. 

Создать торжественную и праздничную атмосферу в классе помогут записи песен и народной музыки. Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственные гербы и флаги стран - участников СНГ.

Детям можно предложить назвать цвета Государственного флага своей страны, сравнить с цветовой гаммой флагов других государств. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет мир и чистоту совести, красный – огонь и отвагу, синий – небо, верность и правду, зеленый – природное богатство. 

Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственных флагов связаны с народными представлениями о красоте.

Белый, красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной материи – нарядные сарафаны и другую одежду. При знакомстве младших школьников с гербом можно предложить описать Государственный Герб своей страны, рассмотреть герба других государств-участников СНГ, найти отличительные особенности каждого. 

Учитель сообщает, что герб сочетает в себе знаково–символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. 

Можно привести определенный порядок описания. Вначале называют цвет фона, затем – изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре. Далее описываются особенные моменты, присущие гербу определенной страны. 

Важно обратить внимание учащихся на то, как красивы эти цвета в картинах природы и произведениях искусства. В народном искусстве славянских народов белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный – символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое. Зеленый цвет символизирует природное достояние. Именно поэтому эти цвета часто использовали крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. 

Замечаем мы эти цвета и в архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни и нарядное сочетание синего и белого в убранстве храмов. 

Следует обратить внимание детей на функциональное назначение государственного герба и флага. 

Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: 

«Зачем нужен герб?»;

«Зачем нужен флаг?»;

«Где можно увидеть изображение флага и герба?».

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе Государственный флаг и Государственный герб. Герб также мы видим на денежных знаках стран, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов. 

Учащиеся знакомятся с гимном своей страны, сравнивают его с гимнами других государств-участников СНГ. 

Следует подчеркнуть, что гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, во время национальных праздников, подъема Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. 

В качестве примера можно привести Олимпийские игры. Когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн нашей страны и понимается флаг нашего государства. 

Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. Детям читается текст Государственного гимна их страны. Необходимо обратить внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине, красоту ее природы, гордость ее историей, надежды на будущее. В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

В 3 и 4 классах идет расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах, Конституции – основном законе страны. У детей воспитываются любовь к родной стране, уважение к законам и символам. Активизации познавательной деятельности младших школьников могут способствовать вопросы:

«Как называется наша страна?»;

«Какие народы объединяет СНГ?»;

« Что такое Конституция?»;

«Какие символы имеет наша страна?»;

«Зачем стране нужна символика?».

Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке. Используются изображения Государственного флага и герба, запись гимна. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов государств-участников СНГ. Раздаточный материал поможет научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран. 

Учащиеся 3 и 4 классов уже знают, какие цвета у государственных флагов, из каких элементов состоит герб, они также имеют представление об истории создания герба и флага. В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относится с уважением, ими нужно гордится. На уроке дети слушают гимн своей страны, отвечают на вопрос: «Какие чувства у вас вызывают музыка и слова гимна?».

Для подведения итогов урока можно использовать коллективно–творческую работу различного характера: 

- на большом полотне белой бумаги каждый ребенок обрисовывает свою ладонь и пишет на ней пожелание Содружеству Независимых Государств;

- изготовление бумажных журавликов и наклеивание их на полотно синего цвета: «Пусть будет мирным небо над землею». 

В 3-4 классах можно провести игру «Символы государств-участников СНГ».

На доске размещается политическая или географическая карта Содружества Независимых Государств, ученикам раздаются наборы карточек с изображением флага и герба определенной страны. Задание: разместить правильно карточки на карте. 

Дома ребята по желанию могут нарисовать рисунок любого из государств–участников СНГ. Это может быть изображение природы, исторических памятников и событий, людей и их деятельности. 

Полученные младшими школьниками на «Уроке Содружества Независимых Государств» представления о символике государств– участников СНГ найдут дальнейшее развитие на уроках по окружающему миру, литературному чтению и музыке, будут способствовать их патриотическому воспитанию. 

Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» в 5-11 классах

Задачи урока: на основе знаний, полученных школьниками на предыдущей ступени, расширить их представления о Содружестве Независимых Государств, о символике каждого государства и законодательно–правовой базе, о роли СНГ на международной арене, об экономическом взаимодействии государств – участников СНГ; содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государств-участников СНГ. 

Учебно–наглядное оборудование урока: политическая или географическая карта государств–участников Содружества Независимых Государств, изображение государственных гербов и флагов, запись гимнов.

Возможные приемы работы на уроке: беседа с классом, описание символов государств-участников СНГ, объяснение учителя, краткие сообщения школьников. Например, о правах и обязанностях граждан, об истории герба и флага. Предпочтение дается активным формам работы школьников, предусматривается привлечение актуального краеведческого материала. Урок можно провести в музее разной направленности. 

В своем вступлении учитель отметит необходимость и важность образования СНГ на определенном историческом этапе развития общества. Подтверждается это ростом числа государств-участников СНГ (первоначально в состав СНГ входило 3 государства, на данном этапе – 12). Особое внимание уделяется исторической особенности каждого государства, что отображается в символике, которая складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижений и побед. Символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество. При этом педагог учитывает, что уже известно об этом учащимся. 

Так, в 5-6 классах он приводит важнейшую информацию.

В 9-11 классах предлагает школьникам самим привести необходимые примеры. Важным результатом обсуждения является понимание школьниками того, что надо расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества, защищая и прославляя его флаг и герб.

При проведении урока следует учитывать возраст учеников, степень их знакомства с историей, географией и обществоведением. Например, в 5 классе можно опереться на знания, полученные детьми в начальной школе и предложить им коллективно–творческую работу «Пано дружбы»: учащиеся делятся на группы, каждая группа выбирает одно – два государства и на заранее изготовленные контуры данного государства наносят символы, природные богатства, основные исторические и архитектурные памятники, музеи, национальную одежду. Затем составляется общее панно. Объединяет его изображение солнца с лучами. На лучах солнца ученики пишут пожелания Содружеству Независимых Государств. Во время работы учащихся звучит музыка на разных языках, разных композиторов государств–участников Содружества Независимых Государств.

В 8-11 классах актуализируются знания по истории своей страны и государств–участников Содружества Независимых Государств, отражающие этапы становления государственности, формирование символики. Привлекаются обществоведческие знания, представления об основных положениях Конституции, моральных и правовых нормах, принятых в современном обществе и др. Важным компонентом урока является обсуждение вопроса о важнейших конституционных положениях, определяющих права и обязанности граждан. Учитель и учащиеся отмечают, что первейшая обязанность государства – признание, соблюдение и защита прав человека. Так как учащиеся этой категории смело высказывают свое мнение, умеют его отстаивать. 

Можно использовать следующие варианты организации урока:

1. Экспресс – моделирование как коллективная разработка базовых категорий Содружества Независимых Государств на основе теоретической подготовки. 

2. «Социальная реклама». Состоит из 3 блоков. Первый – активизация интереса к жизни народов. Ярмарка «Традиции ремесел». Второй – экологические проблемы. Используются фильмы, плакаты, экотеатр. Третий – торговля национальной продукцией. Используются фильмы, плакаты, коллажи.

3. Презентация проектов «Связующая нить», «Любовью к Родине дыша», «Содружество стран и народов», «Это то, что нас объединяет», «Законность – основа государства», «Там, где законы в силе, - и народ силен».

Рекомендации по посвящению урока СНГ 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Можно урок СНГ посвятить 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне и провести под девизом «Помнить больно – забыть нельзя».

Формы работы с учащимися 1-4 классов при проведении первого урока СНГ могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей, соответствовали возрасту учеников. 

Актуальными будут следующие мероприятия:

- встречи-чествования ветеранов войны «Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»;

- беседы «Мир и война глазами детей», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат…»; 

- викторина «Знаешь ли ты юных героев Великой Отечественной войны?»; 

- посещение музеев и мемориальных комплексов, заочные путешествия «Дорогами войны», «Перелистывая страницы истории», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной»; 

- конкурсы чтецов «Их подвиг будет жить в веках», «Память о героях священна», «Никто не забыт, ничто не забыто»; 

- конкурсы рисунков и плакатов «Мир глазами детей», «Миру - мир», «Помнить больно – забыть нельзя», «Нам не нужна война», и т.д. 

Для учащихся 5-11 классов возможны проведение дискуссионных и лекционных мероприятий по тематике Великой Отечественной войны (информационный час, диспут, устный журнал, тематическая лекция), просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Великой Победе, компьютерные презентации «Детство, опаленное войной», «История войны в судьбе моей семьи», представления визиток-портретов «Боевой путь моего дедушки, прадедушки», «Моя бабушка, прабабушка в годы войны», литературно-музыкальных гостиных «Поэзия войны священной», «Ради мира на Земле», организация выставок, тематических экспозиций художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории и выдающимся личностям нашего Отечества. 

Победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против немецкого фашизма. С этой целью для старшеклассников можно провести брейн-ринг «Встреча с подвигом», философский стол «Выполняя интернациональный долг», рекомендуется создание фотовыставки «Города-герои», презентацию фотолетописи «И помнить страшно, и забыть нельзя», в котором собраны воспоминания, стихи, фотографии участников блокады Ленинграда и бывших узников концлагерей, организовать с ними встречи и др.

Завершая работу на уроке, необходимо подвести школьников к осознанию своей роли в развитии родной страны и поставить перед ними вопрос: «Как собираешься строить будущее ты, гражданин родной страны?», «Что пожелаешь своим сверстникам из других стран?», «О чем предупредишь их, от чего предостережешь?».

В итоге педагог не просто передает все богатейшее и культурное наследие страны, в которой ребенок волею судьбы родился и становится на ноги, не просто навязывает ему веками отшлифованные идеалы, а учит его быть счастливым и делать все возможное для счастья своей Родины, своей Земли.

следующая страница >>



Смерть, помнишь ли ты свое первое кладбище? Станислав Ежи Лец
ещё >>