Рекомендации по проведению Урока безопасного интернета в средней и старшей школе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Дети и современное интернет-пространство» 1 28.42kb.
Тесты для учащихся младшей, средней и старшей школы. Тесты составлены... 2 383.44kb.
Методические рекомендации по проведению Урока России в общеобразовательных... 1 399.92kb.
Рекомендации к проведению классного часа в 9 классе в школе с углубленным... 1 48.58kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по... 21 3760.04kb.
Методические рекомендации по проведению урока к памятной дате 3 515.08kb.
В средней школе 11 1803.74kb.
Методические рекомендации по организации изучения отдельных учебных... 1 84.48kb.
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа) 1 257.25kb.
Рекомендации по экспертизе программ курсов по выбору 1 94.66kb.
Урок №5-й класс тема: Правила безопасного поведения в жилище. 1 57.84kb.
Программа международной научной конференции 1 104.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рекомендации по проведению Урока безопасного интернета в средней и старшей школе - страница №1/1



Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Фонд Развития Интернет

Федеральный институт развития образования МОН РФ


Рекомендации по проведению Урока безопасного интернета

в средней и старшей школе
Сегодняшние школьники – представители нового цифрового поколения пользователей интернета, они чувствуют себя в глобальной сети естественно и непринужденно. Интернет является полноценной частью образа жизни современных детей, и это требует изменений во всех сферах общества, в т. ч. и в образовании. В новых стандартах начальной школы предполагается, что каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и интернету и, соответственно, приобретать определенный уровень медиаграмотности.

Предоставляя множество новых возможностей, глобальная сеть несет и новые риски. Ребенок, захваченный безграничными возможностями современных технологий, зачастую не может разглядеть рисков и угроз сети и в результате оказывается среди наиболее уязвимых ее пользователей. Сталкиваясь с опасностью при использовании интернета или мобильной связи, дети часто не знают, как поступить и к кому обратиться в такой ситуации, а потому вынуждены действовать методом проб и ошибок.

Результаты исследования «Дети России онлайн», проведенного в 11 регионах Российской Федерации сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках проекта EU Kids Online II (координирующая организация проекта – Лондонская школа экономики и политических наук, при поддержке Еврокомиссии) в 2010–2011 гг. позволили выявить особенности использования интернета и основные риски онлайн-среды для детей 9–16 лет

В среднем по России дети начинают выходить в глобальную сеть в возрасте 9–10 лет и активно пользуются всевозможными интернет-сервисами. Причем возраст попадания детей в категорию интернет-пользователей неуклонно снижается. Без контроля со стороны взрослых пользуются интернетом 70% учеников 9–10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет. Почти каждый третий школьник 9–10 лет использует для выхода в сеть мобильный телефон. Каждый второй ребенок 9–10 лет выходит в сеть ежедневно, и почти треть – один-два раза в неделю. Более четверти опрошенных детей находятся онлайн от 7 до 14 часов в неделю (около одного-двух часов в день), каждый шестой ребенок – от 14 до 21 часа, каждый пятый – более 21 часа.

Для всех детей, пользующихся интернетом, глобальная сеть в первую очередь является средством коммуникации. Так, более 75% российских детей указали, что у них есть профиль в социальной сети, а почти треть имеет больше одного профиля в разных сетях. У третьей части опрошенных детей профили открыты и доступны всем пользователям. От 60 до 80% российских школьников выкладывают в сети фамилию, точный возраст, номер школы. 69% детей 9–10 лет имеют больше 10 друзей в социальных сетях, у 28% – больше 50 друзей. При этом половина российских детей 9–16 лет постоянно знакомится в интернете с новыми людьми, а каждый пятый признается, что встречался с интернет-знакомыми в реальной жизни.

В то же время каждый второй ребенок 9–16 лет считает, что


в интернете есть что-то плохое для его сверстников, а каждый пятый хотя бы раз сталкивался в интернете с чем-либо, что огорчило или обеспокоило его.

Результаты исследования показывают, что многие родители не знают, с чем встречаются в сети их дети. Родители наиболее просвещены в том, что дети видят сексуальные изображения в интернете, потому что сами нередко с ними сталкиваются.


В отношении других онлайн-рисков они демонстрируют очень низкую осведомленность. Например, более пятой части всех опрошенных детей-пользователей интернета, подвергались обидам или унижениям онлайн или оффлайн, т. е. стали жертвами буллинга, но знает об этом только каждый десятый родитель. Также родители не осведомлены о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в интернете, – это известно только 10% родителей [7], хотя для самих детей именно столкновение с коммуникационными рисками несет наибольший стресс и представляет реальную опасность для их психического и физического здоровья.

Тем не менее, именно взрослые, учителя и родители, должны быть авторитетным источником знаний для детей и подростков по вопросам безопасности в интернете, и в первую очередь, они должны уметь помочь им в трудной ситуации и помочь справиться с проблемами, возникающими в сети.



На основании проведенных исследований, а также анализа поступающих обращений на Линию помощи «Дети онлайн», была разработана классификация интернет-рисков и угроз, с которыми сталкиваются пользователи интернета. Было выделено четыре типа рисков.

Контентные риски связаны с нахождением в сети различных материалов (текстов, картинок, аудио- и видеофайлов, ссылок на сторонние ресурсы), содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию (насилие, агрессию, эротику или порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д.). Столкнуться с ними можно практически везде: в социальных сетях, блогах, на торрент-сайтах, персональных сайтах, видеохостингах.

Электронные риски – возможность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, «черви», «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации.

Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями интернет-пользователей. Примерами таких рисков могут быть: кибербуллинг, незаконные контакты (например, груминг, сексуальные домогательства), знакомства в сети и встречи с интернет-знакомыми. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в чатах, онлайн-мессенджерах (ICQ, Google talk, Skype), социальных сетях, сайтах знакомств, форумах, блогах.

Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью мошенничества.
Рекомендации для учителей и родителей

Коммуникационные риски

  1. Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы всегда быть в курсе, с кем ребенок общается в сети. Обратите внимание, кого ребенок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети — с ровесниками или людьми старше себя.

  2. Объясните ребенку, что нельзя разглашать в интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии или видео.

  3. Объясните ребенку, что нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благополучии семьи, а также нехорошо ставить на аватарку фотографии других людей без их разрешения.

  4. Объясните ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.

  5. Объясните ребенку опасность встречи с незнакомыми людьми из интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых.

  6. Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в интернете. Постарайтесь сами поговорить с ребенком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. Важно, чтобы ребенок был вовлечен в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возрасту, которым он может посвящать свободное время.

Контентные риски

1)      Используйте специальные технические средства, чтобы ограничивать доступ ребенка к негативной информации – программы родительского контроля и контентной фильтрации и настройки безопасного поиска поисковых систем. Часто пакет функций родительского контроля уже есть в вашей антивирусной программе.

Программы родительского контроля позволяют: установить запрет на посещения сайтов различного негативного содержания, сайтов онлайн-знакомств, сайтов с вредоносным содержимым; ограничить время доступа ребенка к интернету; производить мониторинг переписки в социальных сетях и онлайн мессенджерах (чатах); блокировать сомнительные поисковые запросы в поисковых системах; блокировать баннеры; а также отслеживать все действия ребенка в сети.

2)      Если ребенок пользуется общим компьютером - для каждого члена семьи создайте свою учетную запись на компьютере. Ваша должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора, чтобы ребенок  не мог менять установленные вами настройки и программы.

3)      Регулярно следите за активностью вашего ребенка в сети. Просматривайте историю посещений сайтов, чтобы быть уверенным, что среди них нет опасных. При необходимости обновляйте настройки технических средств безопасности.

4)      Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете. Для этого существуют определенные правила проверки достоверности информации. Признаки надежного сайта, информации которого можно доверять, включаютавторство сайта, контактные данные авторов, источники информации, аккуратность представления информации, цель создания сайта, актуальность данных. Расскажите об этих правилах вашим детям.

5)      Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы всегда быть в курсе с какой информацией он сталкивается в сети. Попав случайно на какой-либо опасный, но интересный сайт, ребенок может продолжить поиск подобных ресурсов. Важно заметить это как можно раньше и объяснить, ребенку, чем именно ему грозит просмотр подобных сайтов.

Главное - помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может выступить более эффективным средством для обеспечения безопасности вашего ребенка, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента. 
По всем вопросам, касающимся безопасности детей и подростков в интернете, обращайтесь на Линию помощи "Дети онлайн" - 8-800-25-000-15.

Звоните с 9 до 18.00 по Московскому времени, звонок по России бесплатный. 

Или пишите на наш почтовый адрес: helpline@detionline.com

За дополнительной информацией обращайтесь на сайт www.detionline.com

Авторские права на данные материалы: © Фонд Развития Интернет. При использовании любых материалов просьба указывать авторство.

Фонд Развития Интернет с 2007 года успешно реализует социальные проекты по проблемам обеспечения безопасности и защиты детей и молодежи при использовании современных информационно-коммуникационных технологий. В 2010 году при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Фонд Развития Интернет выступил организатором Года безопасного интернета, по итогам которого была принята декларация «За безопасность детей и молодежи в интернете».

Работа ведется по четырем основным направлениям: научно-исследовательская деятельность, просветительская деятельность, образовательная деятельность и практические программы. Научную поддержку Фонду оказывает факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральный институт развития образования МОН РФ.



источник http://www.minobr.ulgov.ru/attfiles/rekomendacii_dlya_srednei_i_starshei_shkoly.doc




Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею. Людвиг Берне
ещё >>