Рекомендации для международных наблюдателей содружества независимых государств по наблюдению за выборами и референдумами - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Заключение группы наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи государств... 1 246.57kb.
Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств»... 3 550.47kb.
Выписка из Положения о Восьмых открытых молодежных Дельфийских играх... 1 97.61kb.
Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств... 1 240.67kb.
Заключение группы наблюдателей от Межпарламентской Ассамблеи государств... 1 55.62kb.
Законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников... 1 134.99kb.
Рекомендации 1 84.63kb.
Соглашение о сотрудничестве государств участников содружества 1 127.06kb.
Урок, посвященный СНГ цель: Показать учащимся значение сотрудничества... 1 212.3kb.
Решение о проекте Соглашения об основных принципах сотрудничества... 1 80.19kb.
Роль Межгосударственного экологического совета в развитии природоохранного... 1 74.74kb.
Республики беларусь и их история 1 95.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рекомендации для международных наблюдателей содружества независимых государств по - страница №1/8



Межпарламентская Ассамблея государств–участников

Содружества Независимых Государств


РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМАМИ

(новая редакция)

Декабрь 2004 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ВЫБОРАМИ И РЕФЕРЕНДУМАМИ

(новая редакция)
Введение
Раздел 1. ОСНОВЫ СТАТУСА МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ВЫБОРАМИ/РЕФЕРЕНДУМАМИ

1.1. Статус международного наблюдателя Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами/референдумами

1.2. Порядок аккредитации международных наблюдателей

1.3. Правовые основы деятельности международных наблюдателей

1.4. Срок осуществления международного наблюдения

1.5. Полномочия международного наблюдателя

1.6. Основные требования к международным наблюдателям за выборами/референдумами

1.7. Оказание содействия международному наблюдателю

1.8. Обеспечение деятельности международного наблюдателя
Свод основных правил поведения международного наблюдателя
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ/КАМПАНИИ РЕФЕРЕНДУМА

2.1. Избирательная кампания/кампания референдума

2.2. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов, инициативных групп по проведению референдума, регистрация политических партий (коалиций)

2.3. Финансирование выборов/референдума и избирательной кампании кандидатов


2.4. Проведение агитационной деятельности

2.5. Проведение массовых агитационных мероприятий

2.6. Распространение агитационной печатной и иной продукции

2.7. Агитация на каналах телерадиовещания, распространение агитационных материалов в телекоммуникационной сети коллективного пользования


2.8. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации при проведении агитационной деятельности


2.9. Недопустимость использования административных или финансовых средств в целях избрания и проведения агитационной деятельности

2.10. Организация работы судебных и правоохранительных органов


Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ


3.1. Организация Миссии наблюдателей от СНГ

3.2. Порядок деятельности Миссии наблюдателей от СНГ

3.3. Обязанности долгосрочных международных наблюдателей от СНГ

3.4. Электоральная грамотность и активность участников выборов/референдума

3.5. Идентификация и регистрация (учет) избирателей (участников референдума)

3.6. Критерии образования избирательных округов, избирательных участков (участков референдума)

3.7. Избирательные комиссии (комиссии референдума): принципы, порядок, сроки формирования и деятельности, состав и уровень подготовки организаторов выборов/референдума

3.8. Форма и текст избирательных бюллетеней (бюллетеней референдума), степень их защиты

3.9. Голосование с использованием технических средств

3.10. Порядок подачи и рассмотрения заявлений (жалоб), обращений


3.11. Обеспечение общественного порядка и безопасности в период проведения выборов/референдума



Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КРАТКОСРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

4.1. Деятельность краткосрочных наблюдателей в заключительные дни кампании


4.2. Организация наблюдения за голосованием на избирательном участке (участке референдума)

4.3. Контакты с избирателями, участниками референдума, наблюдателями, уполномоченными представителями и доверенными лицами кандидатов, политических партий (коалиций), иными субъектами избирательного процесса и референдума


4.4. Помещение и оборудование мест для голосования

4.5. Технологическое оборудование для организации голосования

4.6. Особые формы голосования

4.6.1. Досрочное голосование


4.6.2. Голосование по открепительным удостоверениям

4.6.3. Голосование вне помещения для голосования

4.6.4. Организация голосования в лечебных учреждениях, санаториях и домах отдыха, иных стационарных учреждениях

4.6.5. Организация голосования в воинских частях, военных учреждениях и организациях

4.6.6. Организация голосования в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

4.6.7. Организация голосования по почте

4.7. Технические средства голосования и подсчета голосов

4.8. Процедура подсчета голосов и подведения итогов голосования, определения результатов выборов/референдума

4.9. Наблюдение за подсчетом голосов избирательной комиссией (комиссией референдума)

4.10. Наблюдение за определением итогов голосования и установлением результатов выборов/референдума избирательными комиссиями (комиссиями референдума)



Раздел 5. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ И ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ВЫБОРАМИ/РЕФЕРЕНДУМОМ

5.1. Предварительное обобщение результатов международного наблюдения за выборами/референдумом

5.2. Итоговое заключение о международном наблюдении за выборами/референдумом
Приложение 1. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах–участниках Содружества Независимых Государств.

Приложение 2. Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах–участниках Содружества Независимых Государств.

Приложение 3. Примерная форма отчета наблюдателей от СНГ при проведении наблюдения в день голосования.

Введение
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и нормативных правовых актов является целью и обязанностью государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления и защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием.

Свободные выборы, как и референдум, являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

На современном этапе международное наблюдение за выборами и референдумами является одной из важнейших задач по поддержанию процесса демократического развития и обеспечения основных политических прав и свобод человека и гражданина, в том числе права избирать и быть избранным, права на свободу самовыражения, передвижения, мирных собраний и организаций.

Последние несколько лет наблюдение за выборами и референдумами в государствах–участниках Содружества Независимых Государств стало одной из важнейших задач в поддержке процесса демократизации в странах Содружества.

Создание надлежащих условий для эффективного независимого общественного (гражданского) и компетентного международного наблюдения за выборами и референдумами, участие международных наблюдателей Содружества Независимых Государств, наряду с международными наблюдателями от международных организаций и иностранных государств, в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов/референдумов в соответствии с национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами государства становится одним из важных условий обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, реализации избирательных прав и свобод всех участников выборов/референдумов, предохранения от нарушения прав человека, связанных с выборами/референдумами.

Первоначальная редакция Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами была одобрена Межпарламентской ассамблеей государств–участников Содружества Независимых Государств 7 декабря 2002 года.

Подготовка новой редакции Рекомендаций обусловлена следующими основными факторами.

1. За прошедший период Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах–участниках Содружества Независимых Государств, подписанная президентами семи государств Содружества (Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины) на заседании Совета глав государств–участников Содружества Независимых Государств, состоявшемся 7 октября 2002 года в г. Кишиневе, ратифицирована парламентами трех государств СНГ – Киргизии, России и Таджикистана, и по состоянию на 11 ноября 2003 года в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Конвенции вступила в силу, о чем Исполнительный комитет СНГ уведомил Нотой №03/1524 от 24 ноября 2003 года.

По состоянию на 4 декабря 2004 года Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах–участниках Содружества Независимых Государств ратифицировало уже четыре государства СНГ: 23 июня 2004 года Конвенцию ратифицировала Республика Молдова. В октябре 2004 года Конституционный суд Республики Армения в соответствии внутригосударственной процедурой дал положительное заключение по вопросу о ратификации Конвенции. Следует отметить, что 9 декабря 2002 года Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики уведомило Исполнительный комитет СНГ о намерении Азербайджанской Республики рассмотреть вопрос о присоединении к Конвенции.

Вступление Конвенции в силу позволило на прочной международной правовой основе содержательно уточнить и обогатить некоторые положения действовавших на тот момент Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами.

2. На основе и в соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах–участниках Содружества Независимых Государств, Рекомендациями для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами Совет министров иностранных дел СНГ 26 марта 2004 года утвердил Положение о Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах–участниках Содружества Независимых Государств, предусмотрев в указанном Положении возможность организации и проведения международного наблюдения за подготовкой и проведением и референдумов.

3. 17 апреля 2004 года Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств своим постановлением № 23–7 одобрила проект Положения о Межгосударственном избирательном совете Содружества Независимых Государств и направила его в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке на Совете глав государств Содружества Независимых Государств. Данный документ, подготовленный в целях практической реализации положений статьи 21 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, определяет статус, основные цели и задачи Межгосударственного избирательного совета как специализированного межгосударственного органа государств Содружества, призванного содействовать проведению наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Конвенции.

4. В практическом плане Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами уже неоднократно использовались международными наблюдателями от СНГ на соответствующих выборах государствах Содружества: в Украине – в марте 2002 и октябре–ноябре 2004 года, в Армении – в феврале и апреле 2003 года, в Азербайджане – в октябре 2003 года, в Российской Федерации – в декабре 2003 и марте 2004 года, в Грузии – в январе 2004 года, в Казахстане – в сентябре 2004 года, в Белоруссии – в октябре 2004 года (в том числе и при проведении республиканского референдума).

5. Значительно увеличился количественный состав миссий по наблюдению за выборами. Так, для наблюдения за выборами Президента Украины 31 октября 2004 года Исполком СНГ привлек более 600 наблюдателей от государств Содружества. К участию в международном наблюдении все активнее привлекаются группы наблюдателей, представляющие различные органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ, отдельные территориальные единицы (области или субъекты государств СНГ), для которых Рекомендации явились ценным методическим пособием для непосредственной работы в качестве международного наблюдателя, а также для организации работы по обучению международных наблюдателей.

В результате вышеперечисленного был накоплен значительный практический опыт международного наблюдения, а также выявились основные направления по дальнейшему совершенствованию данного документа.

1. С вступлением в силу Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах–участниках Содружества Независимых Государств отпала необходимость непосредственного включения в текст Рекомендаций положений, касающихся перечня и содержания стандартов демократических выборов. В этой связи текст указанной Конвенции включен в качестве приложения к Рекомендациям.

2. Новая редакция расширяет диапазон применения Рекомендаций – она предусматривает их использование при проведении международного наблюдения не только за выборами, но и за референдумами, проводимыми в государствах СНГ, в том числе одновременно с выборами. Таким образом, устраняется определенного рода коллизия, когда, например, Рекомендации по наблюдению за выборами использовались и при организации наблюдения за проведением референдума, в частности в Республике Беларусь в октябре 2004 года.

3. С принятием Советом министров иностранных дел СНГ Положения о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах–участниках Содружества Независимых Государств возникла необходимость включения в текст Рекомендаций новых положений, касающихся организации и порядка деятельности указанных миссий как нового субъекта международного наблюдения за выборами и референдумами.

4. Новацией обновленных Рекомендаций является краткий Свод основных правил поведения международного наблюдателя. Таким образом, осуществлена унификация требований к международным наблюдателям, предъявляемых как со стороны институтов СНГ, так и других международных организаций, таких как, например, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Совет Европы, Европарламент.

5. Все более широкое использование различных автоматизированных систем голосования обусловило необходимость включения в новую редакцию Рекомендаций методологии организации международного наблюдения за работой технических средств голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, определения результатов выборов, референдума.

6. Новая редакция Рекомендаций состоит из пяти разделов. В первом разделе представлены основы статуса международного наблюдателя с включением краткого Свода основных правил поведения международного наблюдателя; во втором – сосредоточены основные объекты международного наблюдения в период проведения избирательной кампании, кампании референдума. Третий раздел посвящен организации долгосрочного наблюдения за выборами, референдумом; четвертый раздел – организации краткосрочного наблюдения; в пятом разделе приводится методика предварительного обобщения результатов наблюдения и подготовки итогового заключения о международном наблюдении за выборами, референдумом.

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция) являются вспомогательным методическим документом (пособием) и предназначены для помощи международным наблюдателям Содружества Независимых Государств в проведении наблюдения за подготовкой и проведением выборов/референдумов, эффективном использовании прав и обязанностей международного наблюдателя при выполнении своей миссии по наблюдению за выборами/референдумами, для помощи в профессиональной оценке насколько полно и точно национальное законодательство о выборах и референдумах, практика назначения, подготовки и проведения выборов/референдумов соответствуют национальной конституции, международным обязательствам государства, общепризнанным принципам и нормам международного права по проведению демократических выборов/референдумов.

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция) одобрены на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств–участников Содружества Независимых Государств 4 декабря 2004 года.
***

Раздел 1.

ОСНОВЫ СТАТУСА МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ВЫБОРАМИ/РЕФЕРЕНДУМАМИ
1.1. Статус международного наблюдателя Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами/референдумами

Государство, приглашающее международных наблюдателей, исходит из того, что их присутствие способствует открытости и гласности выборов/референдума, соблюдению международных обязательств государства по проведению демократических выборов/референдума, предотвращению нарушений прав человека, связанных с выборами/референдумом.

1.1.1. Международным наблюдателем Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) по наблюдению за выборами/референдумом является лицо, представляющее уставные органы СНГ – Межпарламентскую Ассамблею государств–участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ, иные органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ и предусмотренные международными правовыми документами СНГ (далее – орган (органы) СНГ), а также законодательные, исполнительные и избирательные органы государств–участников СНГ.

1.1.2. Перечисленные в подпункте 1.1.1 пункта 1.1. органы могут принять решение о направлении нескольких международных наблюдателей, которые в этом случае составляют группу (миссию) международных наблюдателей СНГ. Количественный состав миссии, порядок ее формирования и руководитель (координатор) миссии определяются органом, направляющим миссию международных наблюдателей.

1.1.3. Международный наблюдатель СНГ приобретает право на осуществление наблюдения за выборами/референдумом в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством о выборах и референдумах, международными правовыми документами и международными обязательствами государства–участника СНГ, в котором проводятся выборы/референдум.

1.1.4. Международные наблюдатели получают разрешение на въезд в государство, где проводятся выборы/референдум, в порядке, установленном национальным законодательством. Разрешение на въезд в государство требуется только в случае существования визового режима пересечения государственной границы.

1.1.5. Международный наблюдатель на территории страны проведения выборов/референдум находится под покровительством принимающего государства. Это означает, что принимающее государство предпринимает все предусмотренные национальным законодательством меры по защите прав международных наблюдателей, а также необходимые меры в отношении тех лиц, которые нарушают права международных наблюдателей, вплоть до привлечения их к ответственности в соответствии с национальным законодательством.

1.1.6. Деятельность международных наблюдателей по наблюдению за выборами/референдумом осуществляется на началах открытости и гласности.

1.1.7. Международные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом выборов/референдума, вмешиваться в избирательный процесс/процесс референдума, проводить в день голосования опросы избирателей о том, как они намерены проголосовать или уже проголосовали, принимать участие в процедурах голосования и подсчета голосов избирателей (участников референдума), установлении итогов голосования, результатов выборов/референдума.

1.1.8. Национальными законами может быть предусмотрено, что международный наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии (комиссии референдума) (далее по тексту – избирательная комиссия) либо осуществлению гражданином своего избирательного права (права на участие в референдуме), а также нарушить свободу и тайну голосования. Соответствующее решение может приниматься участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Избирательная комиссия обязана сообщить об этом факте в центральную избирательную комиссию, а последняя, в свою очередь, – в орган, направивший международного наблюдателя.

1.1.9. Национальным законодательством может быть предусмотрена возможность лишения аккредитации тех международных наблюдателей, которые нарушают национальные конституцию и законы, иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права.

1.1.10. В случае нарушения международным наблюдателем национальных законов, общепризнанных принципов и норм международного права центральная избирательная комиссия в соответствии с национальными законами вправе отозвать аккредитацию международного наблюдателя.


1.2. Порядок аккредитации международных наблюдателей

1.2.1. Аккредитация международных наблюдателей Содружества Независимых Государств производится центральной избирательной комиссией страны проведения выборов/референдума на основе приглашения уполномоченных на то государственных органов, высших должностных лиц страны проведения выборов/референдума.

1.2.2. Удостоверение международного наблюдателя – документ, удостоверяющий его статус. Как правило, образец и описание удостоверения международного наблюдателя утверждаются центральной избирательной комиссией в соответствии с национальным законодательством.

1.2.3. Центральная избирательная комиссия выдает международному наблюдателю удостоверение международного наблюдателя в соответствии с представленными заявлением на аккредитацию, документом, удостоверяющим его личность, и приглашением органа СНГ. Это удостоверение дает право международному наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов/референдума.

1.2.4. Международный наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Это означает, что он вправе в день голосования посещать избирательные участки (участки референдума) без специального сопровождения и предварительного согласования своих действий по наблюдению за выборами/референдумом с соответствующими избирательными комиссиями.
1.3. Правовые основы деятельности международных наблюдателей

Правовой основой для проведения международного наблюдения и деятельности международных наблюдателей СНГ в государстве, проводящем выборы/референдум, являются национальные законы; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные обязательства государства в области организации избирательного процесса; Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах–участниках Содружества Независимых Государств.


1.4. Срок осуществления международного наблюдения

1.4.1. Срок полномочий международного наблюдателя начинается со дня его аккредитации центральной избирательной комиссией страны проведения выборов/референдума и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов/референдума.

1.4.2. Международные наблюдатели вправе осуществлять свою деятельность на любом этапе избирательной кампании (кампании референдума), но не ранее дня официального опубликования решения уполномоченного органа или должностного лица о назначении даты выборов/референдума.
1.5. Полномочия международного наблюдателя

1.5.1. Деятельность международных наблюдателей регулируется национальным законодательством, международными правовыми документами, наделяющими их полномочиями, которые они вправе реализовать в своей деятельности. В соответствии с указанными правовыми актами международные наблюдатели имеют право, в частности:

на доступ ко всем документам (не затрагивающим интересы национальной безопасности), регулирующим избирательный процесс (референдум), получение от избирательных комиссий необходимой информации и копий указанных в национальных законах избирательных документов (документов референдума);

на контакты с политическими партиями, коалициями, кандидатами, инициативными группами по проведению референдума, избирателями (участниками референдума), сотрудниками избирательных комиссий, должностными и иными лицами, которые в соответствии с законодательством о выборах и референдумах обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, иным участникам избирательного процесса (референдума);

на свободное посещение всех избирательных участков (участков референдума) и помещений для голосования, в том числе в день проведения голосования;

на наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и установлением их результатов в местах, предусмотренных законодательством о выборах, референдуме, и в условиях, обеспечивающих обозримость указанных избирательных процедур;

на присутствие при рассмотрении жалоб (заявлений) и претензий, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах, и ознакомление с результатами их рассмотрения;

на информирование избирательных комиссий о своих наблюдениях, обнаруженных нарушениях и рекомендациях;

на публичное изложение своего мнения о подготовке и проведении выборов/референдума после окончания времени голосования;

на предоставление организаторам выборов/референдума, органам государственной власти и соответствующим должностным лицам своего заключения о результатах наблюдения за ходом выборов/референдума.

1.5.2. Международные наблюдатели должны, в частности:

соблюдать конституцию и законы страны пребывания, положения международных документов в области организации и проведения выборов/референдума;

иметь при себе удостоверение об аккредитации в качестве международного наблюдателя и предъявлять его по требованию организаторов выборов/референдума;

выполнять свои функции, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений по отношению к избирательным комиссиям, государственным и иным органам, должностным лицам, участникам избирательного процесса (референдума) или каким–либо спорным вопросам, возникающим в ходе выборов/референдума;

не иметь при себе символику, цвета или наклейки, принадлежащие каким–либо партиям, кандидатам или инициативным группам по проведению референдума.

1.5.3. Списки международных наблюдателей, осуществляющих наблюдение за выборами/референдумом, отдельными этапами избирательной кампании (кампании референдума), в том числе за ходом голосования и подсчетом голосов в избирательных комиссиях, составляются соответствующими избирательными комиссиями на основе предъявляемых международными наблюдателями удостоверений об аккредитации и представляются для сведения всем лицам, имеющим в соответствии с законами право находиться в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования и подсчета голосов, а в случаях, предусмотренных законодательством, могут доводиться до всеобщего сведения через средства массовой информации или иным способом

1.5.4. По окончании наблюдения за выборами/референдумом международные наблюдатели представляют в направивший их орган итоговое заключение о результатах международного наблюдения за выборами/референдумом, которое подлежит опубликованию в их официальных изданиях.
1.6. Основные требования к международным наблюдателям за выборами/референдумами

1.6.1. Международные наблюдатели должны знать содержание документов ООН, Содружества Независимых Государств, ОБСЕ, Совета Европы, Европейского парламента, других международных организаций в области демократических выборов, защиты избирательных прав и основных свобод граждан, ратифицированных страной, проводящей выборы/референдум.

1.6.2. Международные наблюдатели должны ознакомиться с содержащимися в конституции положениями, регулирующими выборы/референдум или организацию избирательного процесса (референдума), а также с законами, регулирующими порядок проведения выборов/референдума, с другими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

При этом следует обратить внимание на то, как совершенствовалось законодательство о выборах и референдумах, в том числе с учетом рекомендаций международных наблюдателей, в целях обеспечения его соответствия международным обязательствам государства. Законодательство должно обеспечивать прочную и стабильную основу для проведения плюралистических и ответственных выборов, прозрачность и открытость избирательного процесса (референдума).

1.6.3. Международные наблюдатели должны ознакомиться с закрепленным в конституции и законах регулированием механизма участия в избирательном процессе (референдуме) при разрешении избирательных споров отдельных видов судов, в частности, конституционных судов, имеют право получить от соответствующих государственных органов или избирательных комиссий информационные, статистические и другие справочные материалы о правоприменительной практике по этому вопросу. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с положениями конституций ряда государств–участников СНГ конституционные суды в установленном законом порядке разрешают споры, касающиеся, в частности, конституционности выборов; признания непреодолимыми или устраненными препятствий, возникших для кандидатов на выборные должности; результатов выборов, в том числе их подтверждения; правильности проведения выборов либо подготовки заключения о правомерности выборов.

1.6.4. Международные наблюдатели должны изучать и оценивать различные стадии избирательного процесса (референдума), начиная с регистрации избирателей (участников референдума) и начала избирательной кампании/кампании референдума, образования избирательных округов, избирательных участков (участков референдума), избирательных комиссий (комиссий референдума) и заканчивая финальными процедурами организации голосования, в том числе досрочного голосования, подсчета и, в случаях необходимости, перепроверки (повторного или контрольного подсчета) голосов избирателей (участников референдума), определения итогов голосования и установления результатов выборов/референдума.

1.6.5. Международные наблюдатели вправе устанавливать контакты с политическими партиями (коалициями), инициативными и иными группами по проведению референдума, общественными политическими объединениями (общественными организациями), в том числе правозащитными общественными объединениями, учреждениями и организациями, специализирующимися на правовом обучении (просвещении) организаторов выборов (референдума), избирателей, участников выборов/референдума, а также государственными и иными органами, в частности с уполномоченными по правам человека (омбудсменами), в целях взаимодействия в получении объективной информации о ходе подготовки и проведения выборов/референдума, обеспечении и защиты избирательных прав и свобод граждан и иных участников избирательного процесса (референдума).

1.6.6. Международные наблюдатели заполняют форму статистического наблюдения (обзора) по избирательному участку (участку референдума), округу, иной избирательной территории (территории референдума), на которой они присутствовали и осуществляли наблюдение. Форма статистического наблюдения может быть рекомендована органом (органами) Содружества Независимых Государств, направляющими международных наблюдателей.


1.7. Оказание содействия международному наблюдателю

Избирательные комиссии, органы государственной власти, местные органы власти (органы местного самоуправления), иные государственные органы в пределах своей компетенции и полномочий, предусмотренных законодательством, оказывают международным наблюдателям необходимое содействие, создают соответствующие равные условия для свободной и независимой реализации всеми международными наблюдателями своих функций по наблюдению.


1.8. Обеспечение деятельности международного наблюдателя

Материально–финансовое обеспечение деятельности международного наблюдателя (транспортные расходы, расходы на проживание, услуги связи, и т.п.) осуществляется за счет собственных средств международного наблюдателя, а также за счет средств направившей его стороны.


***
СВОД

ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ

ПОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ
Международные наблюдатели должны сохранять строгую непредвзятость в исполнении своих обязанностей, не должны выражать предубеждения или предпочтения по отношению к законодательным и исполнительным органам власти, партиям, кандидатам, или по отношению к каким–либо спорным вопросам, возникающим в процессе выборов/референдума.
Международные наблюдатели должны осуществлять свои полномочия в соответствии с национальным законодательством о выборах (референдуме), общепризнанными принципами и нормами международного права по проведению демократических выборов (референдума) и без вмешательства в процесс проведения выборов (референдума).
Международные наблюдатели должны соблюдать все государственные законы и правила.
Международные наблюдатели должны иметь при себе удостоверение международного наблюдателя и, по требованию, должны предъявлять его организаторам выборов (референдума), другим уполномоченным органам и должностным лицам.
Международные наблюдатели должны избегать всяких личных или преждевременных комментариев о своих наблюдениях представителям средств массовой информации или другим заинтересованным лицам до окончания времени голосования.
Международные наблюдатели не должны иметь при себе символику цвета и другие агитационные атрибуты, принадлежащие партиям или кандидатам.
Международные наблюдатели должны основывать все свои заключения на правильно документированных, действительных и поддающихся проверке фактах.
Международные наблюдатели не вправе вмешиваться в процесс подготовки и проведения выборов (референдума), при этом они могут обратить внимание местных властей, организаторов выборов на несоблюдение конкретных правил и процедур, но не должны давать инструкции (указания) или предпринимать действия, расходящиеся с решениями избирательных комиссий и иных уполномоченных органов.

следующая страница >>



Звания и титулы придуманы для тех, чьи заслуги перед страной бесспорны, но народу этой страны неизвестны. Джордж Бернард Шоу
ещё >>