Развитие субъективной позиции студентов при использовании мрто в процессе применения технологии модульного обучения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок химии в 11 классе по технологии модульного обучения Жиры. 1 148.44kb.
Программа курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном... 1 309.26kb.
Урок по теме «Реки России» c использованием технологии блочно-модульного... 1 60.51kb.
Повышение эффективности формирования химических знаний школьников... 1 298.42kb.
Урока: Jim`s birthday. Форма урока: урок комплексного применения... 1 21.07kb.
Игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков 3 591.77kb.
В. В. Михайлов Автодидактическая система обучения (асо) и методика... 1 126.13kb.
Развитие творческих способностей школьников в процессе применения... 1 132.75kb.
Формирование ключевых компетентностей школьника средствами технологии... 1 140.94kb.
Программа smbs дистанционного обучения : Бизнес администрирование... 1 35.42kb.
Инновационные технологии обучения взрослых” 5 11 июля 2004 года г. 1 19.32kb.
Рабочая программа Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг 1 271.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Развитие субъективной позиции студентов при использовании мрто в процессе применения - страница №1/1

Развитие субъективной позиции студентов при использовании МРТО в процессе применения технологии модульного обучения.

Безгодкова О.В., выступление на заседании ПЦК

Модульное обучение - одна из современных и перспективных технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов. Модульная технология существенно отличается от других систем обучения: содержание обучения представляется в законченных самостоятельных блоках, сложность которых зависит от уровня обученности студентов; преподаватель взаимодействует индивидуально с каждым обучаемым как непосредственно - в прямом контакте, так и опосредованно - через модули; каждый обучаемый большую часть времени работает самостоятельно, в удобном для него темпе обучения; изменяется функция преподавателя в учебном процессе, преподаватель превращается в преподавателя-консультанта.

Разработка модульных курсов базируется на методологии, использующей системный подход, который, в свою очередь, гарантирует полноту и непротиворечивость выявляемых элементов, связей и функций. С позиций педагогической психологии объектом обучения является психика, которая проявляется, формируется и развивается только в деятельности. Исходя из этого, модульное обучение мы рассматриваем как управление познавательной деятельностью студентов с целью формирования у них требуемых знаний, умений, навыков и привычек. Процесс управления модульными технологами рассматривается как последовательность действий, направленных на достижение результата обучения. Этот процесс может быть описан с помощью следующих уровней управления:

1.Авторское (ручное) - основным координатором выступает преподаватель, реализующий свой, оригинальный алгоритм управления.

2.Программное(программированное обучение) - базируется на бихевиористской теории обучения.

3.Адаптивное (самонастраивающееся, изменение своего алгоритма в зависимости от складывающейся ситуации) - как правило, основано на ассоциативно-рефлекторной теории усвоения или концепции алгоритмизации.

4.Самоорганизующееся (самообучающиеся алгоритмы, улучшающие свои характеристики в процессе функционирования) базируется, как правило, на теории поэтапного формирования умственных действий.

В цикле программного управления Ю.А. Самарин, Т.И. Шамова и др. выделяют следующие этапы: актуализация ранее усвоенных знаний; установление связей между старыми и новыми знаниями; фиксация и закрепление новых знаний; обобщение старых и новых знаний в единую систему; закрепление обобщенного знания. Адаптивное управление, основывающееся на концепции алгоритмизации, включает следующие этапы: осознание области применения изучаемых способов; ознакомление с алгоритмом решения задачи в целом; учебная деятельность с использованием внешней опоры; учебная деятельность с эпизодическим использованием внешней опоры; учебная деятельность без внешней опоры. Самоорганизующееся управление, базирующееся на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, выделяет следующие этапы: мотивация изучения учебного материала; ориентация на основу деятельности; материализованная форма деятельности; внешнеречевая форма деятельности (вслух, письмо); абстрагированная деятельность в форме внутренней речи; учебная деятельность на основе свернутой умственной формы. Обобщенный алгоритм управления познавательной деятельностью студентов, принятый в системе модульного обучения, можно представить схемой 1, на которой видно, что источником эффективного обучения служит наличие у студентов мотивации к изучению предлагаемого материала.

Ключевой характеристикой модульных программ является их сосредоточенность на обучаемом - он выступает как активный субъект учебной деятельности. Модульная программа строится в зависимости от индивидуальных возможностей студентов, их жизненного и профессионального опыта, их планов. Излагаемый материал должен быть представлен в иерархическом виде, переход от одного уровня иерархии к другому оформляется процессом контролирования в виде батарей или лестницы тестов. Ясно, что успех учебной деятельности зависит в этом случае от того, какую позицию занимают студенты по отношению к учебной деятельности и к способу ее реализации. Эти две ключевые позиции в основном были воплощены в учебный процесс модульного типа при обучении математическому анализу.

Три характерные особенности модульного обучения должны быть высвечены, обозначены и им надо придать позитивную окраску:

- высокая степень самостоятельной работы студентов;

- отсутствие опеки со стороны преподавателя;

- концентрированность, предельно высокая интенсивность учебных материалов.

Студентов надо погрузить в систему ценностей модульного обучения, четко обозначить достоинства технологии и убедить их в том, что это именно достоинства, а не осложняющие их жизнь факторы, они в этом должны увидеть личные смыслы.

По всему курсу математического анализа содержание разбито на модули. По каждому модулю разработаны:

- циклы лекций;

- дидактические материалы для практических занятий;

- контрольно-измерительные материалы для текущего и промежуточного контроля.

В целях наиболее эффективного применения блочно-модульного подхода в обучении считаю целесообразным использование рейтинговой технологии.

При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов, и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний. Применительно к традиционной системе эти баллы рейтинга переводятся в привычные пятибалльные оценки "отл", "хор", "уд", "неуд" при подведении итогов, которые теперь учитывают всю "историю" получения этой оценки. Эта процедура позволяет отойти от использования субъективно-экспертного оценивания знаний, умений, навыков обучаемых. Положительным моментом рейтинговой системы является то, что дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности студента определенным числом баллов, мы можем оказать мотивационное влияние на необходимую сторону работы студента. Особенность курса "Математический анализ" состоит в том, что здесь наряду с общетеоретическими законами и положениями решается большое количество задач. Поэтому учебный процесс строится на выполнении большого объема практических заданий, требующих от студентов регулярных занятий в течение всего семестра. Неритмичность и нерегулярность работы студентов, как правило, приводит к тому, что свыше 50% студентов затягивают выполнение обязательных учебных поручений, не справляются с их выполнением и к началу экзаменационной сессии подходят с большим грузом задолженностей.

Переход на рейтинговую технологию обучения требetn пересмотра учебного графика и методики преподавания. Курс, как уже отмечено выше разбит на модули, каждый из которых завершается сдачей зачета по теории и выполне6ния контрольной работы. Занятия ведутся по систематическому плану с регулярным контролем знаний. Лекционный материал каждого раздела увязывается с темами практических занятий, Таким образом, основные положения курса и методы дифференциального и интегрального исчисления неоднократно повторяются, что способствует переводу их в долговременную память, на которой основывается подготовка специалистов. При своевременном освоении студентами каждого раздела формирование знаний происходит систематически на протяжении всего периода обучения.

На сегодня сложилась практика частичного применения рейтинговой системы. В дальнейшей работе предполагается ввести сетку бальной оценки каждого вида учебной деятельности студента.



Лекционное занятие. На лекциях рассматриваются основные теоретические положения курса, раскрываются идеи и логика его построения, воспитывается умение логически мыслить и анализировать явления, развивается самостоятельность мышления. Правильно построенное лекционное занятие предполагает активную напряженную работу студента с первой до последней минуты. Запись лекции требует от студента навыков кратко, последовательно фиксировать основные положения выводов, формулировки, умения делать эскизы, логически записывать доказательства. На лекции всегда присутствуют формы активной самостоятельной работы.

Рейтинговая система предполагает строгий учет посещаемости лекций всеми студентами потока. За посещение лекции студент получает 6 баллов. Отработка пропущенного лекционного занятия предусматривает получение 2-х баллов.



Практическое занятие. Практическое занятие в отличие от лекции, по форме проведения более демократично и предполагает свободу творчества. Работа на практическом занятии оценивается 4 баллами. Активность студентов на занятии оценивается дополнительными 2 баллами. Неподготовленность к занятию и пассивность при решении задач приводит к вычитанию 2-х баллов. В конце занятия внимание студентов заостряется на этих результатах работы, а в журнале активные и пассивные студенты получают, соответственно, "плюс" или "минус". Отработка пропущенного занятия обязательна, при этом студенту начисляется 2 балла.

Контрольная работа. Изучение курса "Сопротивление материалов" предполагает обязательное решение на практическом занятии контрольных задач по основным его разделам. Каждая такая задача является "типовой", проста по содержанию и не требует громоздких вычислений. Она предполагает понимание сути вопроса, умение пользоваться основным алгоритмом расчета, и рассчитана на 15-20 минут учебного времени.

Решение оценивается: "отл" - 5 баллов, "хор" - 4 балла, "уд" - 3 балла, "неуд" - 2 балла. При этом, если контрольная работа сразу оценивается положительно, то, согласно положению рейтинговой системы, студенту начисляется удвоенное число баллов, т.е. "отл" - 10 баллов, "хор" - 8 баллов, "уд" - 6 баллов. При неудовлетворительном выполнении контрольной работы студент обязан ее отработать на ближайшей консультации. В случае правильного повторного выполнения он получает 2 балла.

Рейтинговая система должна стимулировать участие студентов в олимпиадах, конкурсах, подготовке реферативных работ и докладов на семинарах и конференциях.

Правильная установка интервалов нормативного рейтинга является важным фактором эффективности всей системы. Заниженная планка рейтинга может привести к неточной оценке знаний студентов, что не стимулирует напряженную работу. И, наоборот, завышенная планка рейтинга также снижает мотивацию и стимулы к работе. Предлагаю следующие рекомендации для установки значений нормативного рейтинга, соответствующего определенной оценке ("отл", "хор", "уд", "неуд").

За основу берутся плановые учебные мероприятия, а учебно-исследовательская работа и общая академическая активность остаются как дополнительные поощрительные баллы. При подсчете итогового количества баллов на определенную оценку по каждому виду учебных мероприятий, число последних умножается на число баллов, соответствующих этой оценке.

Нормативная сумма баллов на определенную оценку получается сложением итоговых баллов, соответствующих этой оценке, по всем учебным мероприятиям.




Конец формы




Красивые теории, как и красивые женщины, часто бывают неверными.
ещё >>