Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами 1 113.87kb.
Методические рекомендации по формированию учебно логических умений... 3 472.86kb.
Самоанализ урока 1 91.88kb.
Маоу сош №18, г. Тобольск Развитие межличностных отношений младших... 1 37.39kb.
Коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников 1 113.68kb.
Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших... 8 1225.13kb.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников 1 63.23kb.
Занятие по лексической теме "Зима. Зимующие птицы" Лексическая тема... 1 126.77kb.
Контрольная работа по чтению 4 класс (2010-2011 уч год) Цель: проверка... 1 9.91kb.
Упражнения по развитию навыка чтения 1 144.44kb.
Программа занятий «Радуга», направленная на социализацию младших... 1 315.93kb.
Особенности психологического влияния компьютерных игр на подростков 1 340.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий - страница №1/6



Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Балтийский федеральный университет имени И. Канта»
Институт современных образовательных технологий
Кафедра образовательных технологий

Рекомендована к защите:

заведующий кафедрой

образовательных технологий

_________________________

д.п.н., профессор Е.И. Мычко


28 ноября 2011 г.

Выпускная квалификационная работа


Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников

с помощью компьютерных технологий

Выполнила: студентка 5 курса

заочной формы обучения

специальности «Педагогика и методика начального обучения»

________________________ Пусько Н.В.

Руководитель: канд. пед. наук, доцент

_______________________ Варченко В.И

Рецензент: _________________________

______________ ____________________

Калининград


2011

Содержание



Введение ……………………………………………………………………...

Глава I. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников как педагогическая проблема. …………………………………………………..

1.1. Понятие «навыка чтения», «беглости», «осознанности», «выразительности», правильности. ………………………………………...

1.2 Этапы становления навыка чтения у младших школьников. ………...

1.3. Значение внимания и зрительной памяти для развития навыка чтения у младших школьников. …………………………………………….

1.4. Роль технических средств обучения в развитии навыка быстрого чтения у младших школьников. …………………………………………….

1.5. Развивающие компьютерные игры как средство развития навыка быстрого чтения у младших школьников. …………………………………

Выводы по 1 главе …………………………………………………………...

Глава II. Эмпирическое исследование развития навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий. ……….

2.1. Разработка учебной программы по развитию навыков быстрого чтения у младших школьников. …………………………………………….

2.2. Организация, ход и результаты экспериментального исследования. .

Выводы по II главе. ………………………………………………………….

Заключение. ………………………………………………………………….

Список литературы. …………………………………………………………

Приложения. …………………………………………………………………

Приложение 1. Стандартизованная методика исследования навыка чтения по Корневу А.Н. Текст для оценки техники чтения вслух. ………

Приложение 2. Стандартизованная методика исследования навыка чтения по Корневу А.Н. Текст для оценки техники чтения про себя. …...

Приложение 3. Структура учебной программы для развития навыков быстрого чтения. …………………………………………………………….

Приложение 4. Фрагменты компьютерных занятий для развития навыков чтения. ……………………………………………………………...


4
10
12

25
27


34
43

48
51


52

67

84



86

89

95


95
97
99
105


Введение.
Актуальность исследования

Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.

Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и нравственное воспитание детей. Огромное значение чтения для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения от класса к классу.

Интерес к книге, чтению, книжной культуре с каждым годом снижается. Специалисты констатируют, что детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает острое неблагополучие, отражается и в средствах массовой информации.

Развитие навыков чтения у учащихся становится устойчивой потребностью с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, которые требуют умелого педагогического подхода с учетом степени начитанности учащихся, их читательских пристрастий и литературных наклонностей. Известно, что читательские навыки во многом определяют личность человека, поэтому процесс развития навыка чтения у младших школьников нами рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Всё вышесказанное обуславливает социальную значимость развития навыка чтения у младших школьников.

Решение проблемы развития навыка чтения у младших школьников является весьма актуальной и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (С.А. Аничкин, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С. Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская).

Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Поэтому перед начальными классами стоит первостепенная задача научить детей сознательно, бегло и выразительно читать. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а порой и в отрицательном отношении к урокам чтения.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.

В нашей стране уже накоплен достаточный опыт использования компьютерных технологий в образовательной деятельности. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Развитие развития навыков чтения будет более эффективным, если применять наиболее целесообразные методы и приёмы, подбирать текст и понимать прочитанное, проводить упражнения на выразительность чтения в системе, начиная с самых простых и постепенно усложняя их, использовать игры, которые будут повышать интерес к этому сложному виду деятельности.

Использование компьютера позволит также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку можно выдавать индивидуальное задание, которое будет, выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер – это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

Анализ сложившейся ситуации в педагогической действительности позволил выявить проблему исследования: какова возможность компьютерных развивающихся игр в развитии навыков быстрого чтения у младшего школьника?

Цель исследования: на основе анализа научной и методической литературы, а также компьютерных программных средств, разработать учебную программу по развитию навыков быстрого чтения.

Объект исследования – развитие навыка быстрого чтения у младших школьников.

Предмет исследования – компьютерные технологии, как средство развития навыка быстрого чтения у младших школьников.

Гипотеза исследования – навык быстрого чтения у младших школьников будет развиваться успешно при условии, если:

- будут использоваться специальные компьютерные игры-тренажеры;

- учитель постоянно повышает свой уровень компьютерной подготовки;

- будут учтены возрастные и индивидуальные различия младших школьников.

Для достижения целей и проверки гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:

1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования.

2. Определить понятия: «навыка чтения», «беглости», «осознанности», «выразительности» и «правильности».

3. Определить этапы становления навыка чтения и наиболее целесообразные методы, и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности, выразительности и правильности чтения.

4. Подобрать необходимые компьютерные игры для развития навыка быстрого чтения у младших школьников.

5. Составить учебную компьютерную программу для развития навыка быстрого чтения у младших школьников и провести исследование.

Основными методами данного исследования являются:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

- эмпирические: эксперимент, наблюдение, тестирование, математическая обработка результатов исследования.

Методологической основой исследования явились работы психологов, педагогов, методистов о процессах обучению чтению младших школьников. Наша работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики и психологии таких исследователей, как М.Р. Львов, С.П. Редозуб, А. Герцен, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия, Т.Г. Егорова, Б.Г. Ананьева, Р.И. Лалаевой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, Л.К. Пискуновой, И.П. Федоренко, Т.Г. Рамзаевой и др.

Логика исследования: от разработки методологического аппарата и теоретического исследования проблемы к эмпирической проверке гипотезы, обобщению материала и выводам.

Структура дипломного исследования – содержание; введение; I глава; II глава; заключение; список использованной литературы; приложение.

База исследования.

Исследование проводилось на базе МОУ ООШ п. Лунино Неманского района Калининградской области с января по май 2011 года. В исследовании принимали участие учащиеся 4 класса.



Этапы исследования.

Исследование проводилось на протяжении шести месяцев и включало 4 этапа.

На первом этапе (январь 2011 г.) проведен теоретический анализ литературы по теме исследования, определена база исследования; подобран комплекс методик для выявления развития навыка быстрого чтения у младших школьников.

На втором этапе (февраль) была разработана учебная компьютерная программа.

На третьем этапе (март - май 2011 г.) было проведено эмпирическое исследование с целью выявления влияния развивающих компьютерных игр на развитие навыка быстрого чтения у младших школьников.

На заключительном этапе (июнь 2011 г.) была проанализирована результативность работы и сделаны выводы.



Практическая значимость исследования состоит в обосновании и разработке учебной компьютерной программы для развития скорости чтения младших школьников. Результаты, полученные в работе, имеют практическое значение для повышения эффективности развития навыка быстрого чтения у младшего школьника.

Глава I. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников как педагогическая проблема.
Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране, и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтения получили очень быстрое и широкое распространение во всем мире.

Были созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области. Начиная с 1966 г., Международная организация по вопросам рационализации чтения один раз в два года созывала специальные конгрессы (в 1966 г. в Париже, в 1968 г. в Копенгагене, в 1970 г. в Сиднее, в 1972 г. в Буэнос-Айресе).

В результате развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения.

После того как изучили движение глаз при чтении и выяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, была предпринята попытка расширить поля восприятия текста с помощью визуальных средств, например чтения пирамид слов.

Использовались и такие технические средства обучения, как тахистоскоп, воспроизводящий на экране слова различной длины и позволяющий тренировать способность восприятия слов с большим количеством букв. Применялись регуляторы скорости, которые то увеличивали, то замедляли скорость проекции текстов на экран и вынуждали обучаемых изменить темп своего чтения.

Нельзя полностью отрицать ценность некоторых из этих методов, например, применения регуляторов скорости. Однако стало очевидным, что не они играют главную роль в увеличении поля восприятия текста и соответственно скорости чтения.

Только развитие способности читателя понимать текст может увеличить поле восприятия текста и повысить скорость его чтения. Поэтому самые современные методы обучения быстрому чтению основываются не на принципе наглядности, а на развитии способности понимать прочитанное и рациональной организации процесса чтения.

В настоящее время науке известны три основных метода обучения чтению начинающих: аналитический, синтетический и аналитико-синтетический.

При аналитическом методе изучение чтения начинается с усвоения слов и предложений.

Синтетический метод предполагает первоначальное изучение букв и слогов и образование их потом в слова и предложения.

Аналитико-синтетический метод стремится использовать преимущества двух предыдущих методов.

В течение уже многих лет в международной литературе идут дискуссии о преимуществах и недостатках этих трех методах. Следует отметить, что ни один из разработанных методов не приводит к полностью удовлетворительным результатам. Причины этого заключаются в том, что наукой до сих пор еще не достаточно изучен собственно познавательный процесс при обучении чтению.

Поэтому каждый из трех названных методов предполагает в основном не непосредственное, а опосредованное обучение чтению. Обучение чтению на начальных этапах осуществляется преимущественно путем механического заучивания наизусть звучаний и значений письменных символов. Первоклассники часто могут «читать» целые страницы букваря, не глядя на них. Только через некоторый период времени в большей или меньшей степени спонтанно начинает развиваться собственно чтение.

Таким образом, главная задача состоит в том, чтобы точнее исследовать процесс познания при обучении чтению и на этой основе создать методы, которые бы позволили непосредственно управлять этим процессом. Однако ограниченность сегодняшних методов обучения чтению заключается не только в этом.

В системе образования чтение изучают следующим образом: первоклассник учится тому, как он может преобразовывать систему букв в звуки и понимать их значения (например, он учится произносить буквы М-А-М-А и узнавать их значения).

После овладения этим элементарным методам чтения ученики, больше не знакомятся ни с какими другими методами чтения. Другими словами, изучение чтения с методической точки зрения сводится в основном к овладению самым элементарным методам чтения, которые, можно назвать обучением элементарной грамоте.


1.1. Понятие «навыка чтения», «беглости», «осознанности», «выразительности», правильности.
Если обучение чтению насчитывает тысячелетия, то уроки чтения как самостоятельное, т.е. включенное в расписание время, которое целенаправленно используется учителем именно для обучения младших школьников основам читательской деятельности, а затем их совершенствованию в ней, возникли, с исторической точки зрения, совсем недавно, в 60-е годы XIX века, выделившись из уроков родного языка. Заслуга этого нововведения принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому. «Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе – есть, по нашему мнению, - писал К.Д. Ушинский, - одна из важнейших задач школы» [59].

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считается, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения, беглости, осознанности, выразительности и правильности от класса к классу [11].

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности младшего школьника, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

Первоначально ученик младших классов осваивает технику чтения, а затем понимает прочитанное. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.

Изучение грамотности чтения – это изучение процесса понимания текста, 55% младших школьников не понимают того, что читают. От 40% до 60% детей заканчивают начальную школу с не проходящими трудностями в чтении и письме. Речь идет сегодня о том, как читают, о качестве чтения [8].

«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений и является навык чтения. Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.



Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: «На азбуке осекся – и цифирь не удалась».

Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности; в процессе чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интерес, установки; приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном по ТВ, в кино, в театре, на улице, мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения предложений, текста и др.

Чтение, будь то общение с учебником, с книгой или периодикой – открывает перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребенка о себе, других людях, о мире.

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального  и чувственного, средство развития всех способностей.

Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Отсюда и проистекает практика повседневного контроля за уровнем и прочностью выработки этого универсального навыка, того, что изучают, и того, посредством чего учатся.



Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение почитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп – определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчиненной первой, обслуживающей ее - способом, правильностью и выразительностью чтения.

Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навыком чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения, конечно, весьма значимо, но оно подчинено все той же смысловой стороне. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.  



следующая страница >>



Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым. Николай Бердяев
ещё >>