Развитие механизма саморегулирования сферы потребительских услуг (на материалах Ростовской области) 08. 00. 05 Экономика и управлени - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие рынка семян подсолнечника (на материалах Волгоградской области) 3 365.45kb.
Методологические основы управления системой энергосбережения в жилищно-коммунальном... 4 616.55kb.
Разработка организационно-экономических моделей прогнозирования цен... 1 262.03kb.
Развитие и совершенствование межрегиональных связей в агропромышленном... 1 324.46kb.
Развитие эффективного менеджмента на промышленных предприятиях современной... 4 549.33kb.
Аккумуляции инвестиционных ресурсов в интересах развития горного... 1 307.07kb.
Транспортный комплекс региона: системно-стратегическое управление 2 464.71kb.
Инструменты управления экономической эффективностью в организации 1 345.24kb.
Аспирантура факультета экономики 1 21.63kb.
Эффективность производства продукции органического сельского хозяйства 08. 2 397.3kb.
Разработка системы инновационного управления организациями 4 729.16kb.
А. А. Брусилов. «Мои воспоминания» 9 1591.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Развитие механизма саморегулирования сферы потребительских услуг (на материалах Ростовской - страница №1/1



На правах рукописи
Золоева Татьяна Александровна

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

СФЕРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ

(на материалах Ростовской области)

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Шахты – 2011
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»


Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор






Радина Оксана Ивановна


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Клюкович Зинаида Александровна





доктор экономических наук, профессор

Мишурова Ирина Владимировна













Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Защита состоится 22 октября 2011 г. в 10-00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.313.02 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» по адресу: 346500, г. Шахты Ростовской области, ул. Шевченко, 147, корпус 2, ауд. 247.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» (г. Шахты Ростовской области, ул. Шевченко, 147, корпус 2).
Автореферат разослан 20 сентября 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета


С. Н. Новоселов



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных условиях в российской экономике сфера потребительских услуг приобретает все большую значимость, поскольку обеспечивает удовлетворение основных потребностей населения страны, а также служит катализатором потребительского спроса на другие товары и услуги.

Российские условия хозяйствования субъектов сферы потребительских услуг можно охарактеризовать как среду с высокой степенью неопределенности. В значительной степени данный факт обусловлен последствиями мирового экономического кризиса, который существенно повлиял на деятельность организаций, оказывающих потребительские услуги. Неустойчивость спроса, медленный рост доходов населения, изменчивость нормативно-правовой базы и вариативность подходов к регулированию со стороны органов государственной и региональной власти также оказывают влияние на устойчивость бизнеса в сфере потребительских услуг.

В связи с этим особую актуальность в настоящее время приобретает разработка и адаптация инструментария регулирования испытывающих значительные трудности субъектов сферы потребительских услуг. Практическому использованию методических построений препятствует нерешенность многих теоретических проблем. В частности, дискуссионным остается вопрос о развитии механизмов саморегулирования в сфере потребительских услуг. Зарубежный опыт позволяет рассматривать данную проблему как решаемую путем эволюционного развития социально-экономических систем. Однако в российских условиях подобный путь не может быть признан предпочтительным в силу значительного отставания данного сектора от сферы материального производства. Данными обстоятельствами обусловливается актуальность и значимость тематики диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. На современном этапе вопросы, связанные с исследованием роли регулирования в совершенствовании экономических механизмов сферы потребительских услуг, являются актуальными.

Основой диссертационной работы послужили труды в области исследования сферы потребительских услуг таких авторов, как Б.И. Герасимов, Л.Г. Гурова, Е.В. Зверева, Ю.М. Зеленюк, О.А. Иневатова, И.Н. Корабейников, Е.Г. Першина, В.В. Радаев, Н.А. Слепцова, Н.Н. Терещенко.

Среди авторов, чьи работы посвящены рассмотрению проблем развития и регулирования сферы потребительских услуг, выделяются исследования Т.Д. Бурменко, Б.И. Герасимова, Ж.В. Горностаевой, Л.Г. Гуровой, В.А. Даниловой, Ю. Дешевых, Г.Н. Дробышева, Д.А. Еделева, Е.Ю. Захаровой, Г.М. Зинчук, Е.В. Ким, С.Ф. Кочубей, И.В. Логиновой, Е.Н. Михайловой, Е.С. Милинчук, М.Д. Молева, О.С. Мысовой, Т.Н.Неровня, В.Н. Островской, О.М. Прокапало, О.И. Радиной, Е.В. Рябовой, В.Г. Синцова, И.А. Скрынниковой, Н.А. Слепцовой, А.В. Смирнова, Н.В. Старикова, Н. Ю. Четыркиной.

Исследованием роли саморегулирования в развитии различных сфер экономики занимались Д.М. Абдельхамид, Дж. Айсем, Дж.Б. Боатрайт, Ю. И. Бодякин, С.В. Ботанова, В.Е. Бочаров, С.В. Васильева, Д.О. Грачев, А.Дж. Джордан, Т.Дж. Каммингс, В.Н. Кочура, П.В. Крючкова, П. Лансков, И.П. Лаптева, М.И. Левина, А.Н. Летчфорд, С. Мигин, Э.С. Набиуллина, А.А. Никольская, И. Н. Панин, Д. Портуа, Ф. Сайдуллаев, Г.А. Томчин, Т.В. Устюгова, Т. Френкель, Э.Ф. Хьюс, Ч. Эгвуагу, Р. Эрнандес-Косс.

При относительно высокой степени разработанности отдельных вопросов, связанных с ролью государства в регулировании сферы потребительских услуг, проблемы саморегулирования остаются недостаточно освещенными, что и обусловливает выбор тематики диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений по совершенствованию механизма развития саморегулирования в сфере потребительских услуг.

Задачи исследования:

- исследовать сущность сферы потребительских услуг;

- раскрыть содержание процесса саморегулирования сферы потребительских услуг;

- определить роль и значение инфраструктуры саморегулирования сферы потребительских услуг;

- осуществить анализ региональной сферы потребительских услуг Ростовской области на предмет необходимости развития механизмов регулирования;

-разработать управленческий инструментарий развития саморегулирования в сфере потребительских услуг;

- сформировать механизм саморегулирования сферы потребительских услуг на региональном уровне.

Объектом исследования выступают субъекты сферы потребительских услуг, а также система их регулирования со стороны государственных и рыночных институтов экономики.

Предмет исследования – организационно-управленческие отношения, формируемые в процессе взаимодействия субъектов сферы потребительских услуг с рыночными и государственными регуляторами.

Соответствие темы диссертационного исследования требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Работа выполнена в рамках п. 1.6.114 «Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг» Паспорта научных специальностей ВАК РФ по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг.

Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области функционирования сферы потребительских услуг и ее отдельных сегментов, управления ее развитием, регулирования экономических процессов, развития механизмов саморегулирования в данной сфере, опубликованные в монографических работах, периодических изданиях и других литературных источниках.

Методологическая база исследования. Для реализации целей и задач исследования использовались системный, абстрактно-логический, исторический подходы; методы индукции и дедукции при исследовании механизмов развития саморегулирования на территории Российской Федерации и Ростовской области, анализа в процессе изучения нормативно-правовой базы, обеспечивающей регулирование сферы потребительских услуг, синтеза при разработке авторских рекомендаций по развитию рассматриваемой сферы, элементы теории управления при изучении роли государства в ее функционировании.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, данные органов государственного управления различных уровней (федеральный, региональный, муниципальный), нормативно-правовая информация, материалы официальных сайтов саморегулируемых организаций, объединений предпринимателей и потребителей услуг исследуемой сферы, а также иные материалы, опубликованные в российских и зарубежных информационных источниках.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке теоретических положений по совершенствованию механизма развития саморегулирования в сфере потребительских услуг региона. Научную новизну содержат следующие результаты исследования:

1. Уточнена сущность сферы потребительских услуг как некой социально-экономической общности, имеющей особое значение для обеспечения жизнедеятельности населения страны и повышения качества его жизни и выделены ее ключевые характеристики (приобретение и потребление услуг физическими лицами, использование результатов услуг для личных целей), что позволяет обосновать ее фундаментальную роль в экономическом развитии государства и необходимость разработки методического аппарата регулирования данной сферы.

2. Расширено содержание процесса саморегулирования как рыночного механизма, способного оптимизировать развитие экономики, ее отдельных составляющих, объединенных саморегулируемых организаций, оказывающих услуги в той или иной области, что позволяет сформировать рамки и стандарты рыночного поведения по отношению к внутренним и внешним потребителям, расширить пропаганду услуг конкретной отрасли, стимулируя тем самым спрос и повышая качество предложения.

3. Определено содержание понятия «инфраструктура саморегулирования организаций сферы потребительских услуг», под которой понимается система нормативно-правового и организационно-методического обеспечения развития объединений организаций сферы потребительских услуг в целях преобразованиях их в полноценные саморегулируемые организации, что позволяет раскрыть роль и значение последней в развитии рыночных регуляторов сферы потребительских услуг.

4. Выявлены тенденции развития сферы потребительских услуг в регионе (постоянное усложнение развития; большая волатильность показателей; значительное влияние экономических кризисов, ведущих к снижению объемов оказываемых услуг; замедление темпов развития; снижение качества предоставляемых услуг) и причины возникновения возможных рисков (зависимость конъюнктуры, темпов и пропорций развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов; недостаточность региональной нормативно-правовой базы и др.), что позволяет сформировать комплексную программу развития, включающую мероприятия по устранению барьеров на пути повышения эффективности деятельности организаций сферы потребительских услуг.

5. Предложен алгоритм развития саморегулирования в сфере потребительских услуг, заключающийся в дерегулировании высококонкурентных секторов экономики и развитии саморегулирования, основанный на мониторинге совокупности экономических действий участников данной сферы и органов регулирования и формировании на этой основе системы ответных действий, что позволяет создать экономические условия для развития саморегулирования и обеспечить устойчивость территориальной экономики.

6. Разработан и предложен механизм саморегулирования сферы потребительских услуг (предполагающий взаимодействие органов власти, предпринимательских объединений и отдельных участников рынка, совершенствование нормативной базы, устранение дублирования регулирующих функций, повышение информационной прозрачности, разработку типовых методических рекомендаций по внедрению саморегулирования; формирование региональных и местных органов содействия развитию саморегулирования и др.), реализация которого на всех уровнях принятия управленческих решений позволяет создать благоприятные условия для эффективного взаимодействия саморегулируемых организаций и органов государственного управления, которые формируют инфраструктуру и передают часть регулирующих полномочий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения развивают теорию саморегулирования различных сфер экономики РФ и предлагают новые подходы к обеспечению устойчивого развития сферы потребительских услуг.

Практическая значимость исследования. Реализация предложений и выводов, сформированных в проведенном исследовании, позволит повысить эффективность государственного управления сферой потребительских услуг за счет делегирования ряда полномочий объединениям предпринимателей по регулированию данной сферы.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на научных межвузовских, региональных, а также международных конференциях в городах Перемышль (Польша), София (Болгария), Прага (Чехия). По теме диссертации опубликовано 13 научных статей общим объемом 11,3 п.л. (авторских 6,8 п.л.), в т.ч. в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, опубликовано 4 статьи авторским объемом 1,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Уточнена сущность сферы потребительских услуг как некой социально-экономической общности, имеющей особое значение для обеспечения жизнедеятельности населения страны и повышения качества его жизни и выделены ее ключевые характеристики (приобретение и потребление услуг физическими лицами, использование результатов услуг для личных целей), что позволяет обосновать ее фундаментальную роль в экономическом развитии государства и необходимость разработки методического аппарата регулирования данной сферы.

Сфера потребительских услуг в диссертации рассматривается как некая социально-экономическая общность, имеющая особое значение для обеспечения жизнедеятельности населения страны и повышения качества его жизни.

Потребительский рынок представляет собой сферу обращения товаров и услуг, предназначенных для личного потребления отдельными гражданами, и включает в себя следующие сегменты:

- рынок потребительских товаров, в том числе:

-рынок продовольственных товаров;

-рынок непродовольственных товаров;

- рынок потребительских услуг;

- рынок личного недвижимого имущества (Рис. 1).

Все эти сегменты тесно связаны между собой и способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей населения, эффективному функционированию всех систем производства и товародвижения в регионе.

В российской нормативно-правовой документации понятие «потребительские услуги» не определяется. В то же время данный термин в «Классификаторе индивидуального потребления по целям, адаптированному к индексу потребительских цен (КИПЦ-ИПЦ)»1 понимается как совокупность «товаров, приобретаемых населением для непроизводственного потребления».



Рис. 1- Положение рынка потребительских услуг в структуре потребительского рынка (Авторская разработка).


Аналогичное понимание несет и термин «потребительская услуга»: «потребительские услуги услуги, удовлетворяющие личные потребности населения, но не воплощающиеся в продуктах»2.

Сфера потребительских услуг представляет собой лишь ограниченный сегмент сферы услуг (Рис. 2).

На основе проведенного анализа сущности потребительских услуг нами установлено отсутствие единого подхода в современной экономической науке к определению сущности потребительских услуг. Сопоставление различных взглядов по данному вопросу позволило сформулировать ключевые характеристики потребительских услуг:

1) приобретение услуг физическими лицами;

2) потребление услуг физическими лицами;

3) использование результатов услуг для личных целей.

Сфера потребительских услуг во многих государствах является регулируемой средой. Механизм регулирования заключается в анализе совокупности индивидуальных экономических действий участников сферы потребительских услуг, проводимом соответствующими органами, и формировании на этой основе системы ответных действий, направленных на обеспечение ее стабильного и поступательного развития (Рис. 3).

Рис. 2- Положение сферы потребительских услуг в системе координат сферы услуг в целом (Авторская разработка).


Рис. 3- Схема механизма регулирования на рынке

(Авторская разработка).

В качестве субъектов сферы потребительских услуг выступают отдельные предприятия. Поскольку в основной массе они представляют собой

малые предприятия, то их индивидуальных действий будет большое количество, в связи с чем регулирующие органы при реализации взаимодействия с данными участниками испытывают значительно большие трудности, чем на более монополизированных рынках.

Проведенный анализ различных подходов к регулированию деятельности субъектов экономики (табл. 1), позволяет сделать вывод, что с точки зрения потенциала роста общественного благосостояния сравнительными преимуществами обладают добровольное саморегулирование (за исключением случая, когда на рынке имеются существенные внешние экстерналии) и со-регулирование. Однако реализация именно этих институциональных альтернатив может оказаться затрудненной из-за запретительно высоких издержек коллективного действия. Следует, однако, принимать во внимание, что в случае, когда речь идет не о создании системы регулирования «с нуля», а об отказе от избыточного государственного регулирования, переход к добровольному саморегулированию может быть затруднен. С учетом сложившихся стереотипов, связанных с восприятием государственного вмешательства как единственного способа преодоления «провалов» рынка, резкая отмена норм государственного регулирования может вызвать как политическое противодействие, так и общественное неприятие. Поэтому возможным вариантом является поэтапный отказ от норм государственного регулирования, в том числе через делегированное саморегулирование.


Таблица 1

Риски возникновения потерь общественного благосостояния при различных режимах регулирования3






Потери мертвого груза от ограниче-

ния конкуренции



Издержки влияния

Издержки коллектив-ных действий

Внешние эффекты (расходова-ние бюджетных средств)

Иные внешние эффекты

Государственное регулирование

++

+++

+

+++

+

Сорегулирование

0

0

+++

0

+

Делегированное саморегулирование

+++

+++

+

+

+++

Добровольное саморегулирование

+

0

++

0

+++

Примечание: риск возникновения соответствующих потерь варьирует от 0 (очень низкий) до +++ (высокий)

В настоящее время в сфере потребительских услуг сложилась достаточно громоздкая структура регулирования (Рис. 4), представленная двусторонним процессом, осуществляемым со стороны:

- государственных органов, в компетенцию которых входит выполнение основных функций регулирования;

- профессиональных участников рынка, которые посредством договорных отношений могут передавать вновь созданным организациям определенные права регулирования по отношению ко всем их участникам.



Рис. 4- Структура регулирования современной сферы потребительских услуг

( Авторская разработка).

Большинство функций, связанных с контролем над участниками сферы, осуществляется преимущественно государственными органами. Сфера рыночного регулирования развита недостаточно – наблюдается очевидный перекос в сторону преобладания государственных регуляторов. При этом сложившаяся система регулирования даже при росте активности основных регуляторов не способствует коренным изменениям в функционировании сферы потребительских услуг. Вариантом разрешения сложившейся ситуации является разработка мероприятий по развитию саморегулирования.

2. Расширено содержание процесса саморегулирования как рыночного механизма, способного оптимизировать развитие экономики, ее отдельных составляющих, объединенных саморегулируемых организаций, оказывающих услуги в той или иной области, что позволяет сформировать рамки и стандарты рыночного поведения по отношению к внутренним и внешним потребителям, расширить пропаганду услуг конкретной отрасли, стимулируя тем самым спрос и повышая качество предложения.

Саморегулирование в широком смысле можно понимать как способность рыночного механизма оптимизировать развитие экономики и ее отдельных составляющих. Смысл саморегулирования в узком смысле заключается в том, что организации, оказывающие услуги в той или иной области, объединяются в саморегулируемые организации, которые самостоятельно вырабатывают стандарты и правила деятельности, обязательные для всех членов. Данные стандарты должны обеспечить, во-первых, качественное выполнение работ, во-вторых, соблюдение всеми членами саморегулируемых организаций правил ведения этих работ, в-третьих, установить ответственность каждого участника за качество выполнения работ и соблюдение стандартов4. Саморегулирование формирует рамки поведения по отношению к внутренним потребителям фирмы – ее персоналу, а также стандарты рыночного поведения – в том числе предотвращает появление нечестной конкуренции. Саморегулируемые организации, кроме того, занимаются пропагандой услуг конкретной отрасли, стимулируя тем самым спрос и повышая качество предложения.

Основные направления развития регулирования на потребительском рынке должны быть направлены на решение его ключевых проблем: низкого качества потребительских товаров и услуг, низкого уровня защиты прав потребителей, слабо развитой инфраструктуры рынка, сложностью доступа субъектов предпринимательства к ресурсам для собственного развития, барьерами в развитии конкуренции (Рис. 5).

Решение каждой из вышеизложенных проблем должно стать страте-гическим направлением развития регулирования потребительского рынка.

Анализ различных вариантов формирования механизма саморегулирования позволил сделать вывод, что наиболее предпочтительной



Рис. 5- Основные направления развития регулирования на потребительском рынке (Авторская разработка).


его формой в сфере потребительских услуг является добровольное саморегулирование при сохранении определенных функций за государственными органами управления.

Сохранение принципа добровольности целесообразно по следующим причинам:

- сложная структура сферы потребительских услуг из-за широкого их спектра, не позволяющая законодательно обязать организации к созданию десятков или даже сотен саморегулируемых организаций;

- универсальность принципов регулирования, применяемых к большинству предприятий сферы потребительских услуг.

Определение направления развития механизма саморегулирования в сфере потребительских услуг ставит вопрос об источниках создания саморегулируемых организаций. В научной литературе и современном российском законодательстве отсутствуют четкие рекомендации по поводу решения данного вопроса. В связи с этим в качестве таких источников автор предлагает использовать уже существующие объединения предпринимателей РФ, не носящие статуса саморегулируемых организаций. Фактическое наличие в современной России значительного числа некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций), объединяющих предпринимателей не только с целью защиты и лоббирования их интересов, но и с целью саморегулирования их деятельности, создает практическую основу для передачи саморегулируемым организациям, находящимся под контролем государства (и без ущерба для государства), тех его функций, которые требуют более тонких и специфических механизмов регулирования отдельных видов деятельности на конкретных рынках. В качестве основного направления деятельности саморегулируемых организаций в сфере потребительских услуг должна стать разработка кодексов и стандартов поведения профессиональных участников рынка.

3. Определено содержание понятия «инфраструктура саморегулирования организаций сферы потребительских услуг», под которой понимается система нормативно-правового и организационно-методического обеспечения развития объединений организаций сферы потребительских услуг в целях преобразованиях их в полноценные саморегулируемые организации, что

позволяет раскрыть роль и значение последней в развитии рыночных регуляторов сферы потребительских услуг.

В целях развития саморегулирования в сфере потребительских услуг необходимо обеспечить соответствующие внешние условия – инфраструктуру саморегулирования, под которой предлагается понимать систему нормативно-правового и организационно-методического обеспечения развития объединений организаций сферы потребительских услуг в целях преобразованиях их в полноценные саморегулируемые организации (Рис. 6).


Рис. 6- Элементы инфраструктуры саморегулирования

(Авторская разработка).
Механизм развития саморегулирования сферы потребительских услуг предполагает:

- развитие инфраструктуры саморегулирования;

- поддержку объединений предпринимателей в части принятия на себя и исполнения ими ряда регулирующих функций;

- добровольность создания саморегулируемых организаций с учетом специфики данной сферы;

- устранение избыточного регулирования сферы потребительских услуг со стороны государственных органов;

- обеспечение устойчивого экономического развития социально-экономических систем государства.

Роль государства в данном процессе сводится к следующему:


  1. формирование экономических условий развития кооперации участников рынка;

  2. дерегулирование сфер, в которых присутствует высококонкурентная среда;

  3. реализация основных положений административной реформы РФ (устранение бюрократических барьеров, практическая реализация концепции «одного окна», создание и эффективное функционирование «электронного правительства»).

Описанные мероприятия можно отнести к мероприятиям общегосударственного значения, при этом в них не учтена специфика развития отдельных регионов Российской Федерации.

4.Выявлены тенденции развития сферы потребительских услуг в регионе (постоянное усложнение развития; большая волатильность показателей; значительное влияние экономических кризисов, ведущих к снижению объемов оказываемых услуг; замедление темпов развития; снижение качества предоставляемых услуг) и причины возникновения возможных рисков (зависимость конъюнктуры, темпов и пропорций развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов; недостаточность региональной нормативно-правовой базы и др.), что позволяет сформировать комплексную программу развития, включающую мероприятия по устранению барьеров на пути повышения эффективности деятельности организаций сферы потребительских услуг.

Региональные органы власти, а также местное предпринимательское сообщество в развитии регулирования сферы потребительских услуг играют не меньшую роль, чем соответствующие федеральные структуры. В связи с этим возникла потребность в анализе регионального уровня функционирования данной сферы.

В исследовании выявлены тенденции развития сферы потребительских услуг в Ростовской области:

- позитивный рост показателей развития сферы ведет к ее постоянному усложнению;

- показатели развития сферы потребительских услуг региона характеризуются большей волатильностью, чем среднероссийские показатели;

- сфера подвержена влиянию экономических кризисов, ведущих к значительному снижению объемов оказываемых услуг;

- в последние годы наблюдается замедление темпов развития сферы потребительских услуг (Рис. 7);

- отмечаются проблемы с обеспечением качества предоставляемых услуг.



Рис. 7- Динамика индекса физического объема платных услуг населению в РФ и Ростовской области, % к предыдущему году5

Поскольку в российской статистике отсутствуют данные по динамике развития сферы потребительских услуг в авторском определении, нами выбрана наиболее близкая к ней категория «платные услуги». Динамика платных услуг населению в РФ и Ростовской области отражена в таблице 2.

Таблица 2



Динамика платных услуг населению в РФ и Ростовской области6

Годы

Российская Федерация

Ростовская область

Млн. руб. (до 2000г. - млрд. руб.)

В % к предыдущему году (в сопо-ставимых ценах)

Млн. руб. (до 2000г. - млрд. руб.)

В % к предыдущему году (в сопо-ставимых ценах)

1990

44,0

110,2

1,10

104,2

1995

113,0

82,3

2,73

102,5

2000

602755

104,7

12423

103,8

2001

811713

101,6

16947

102,6

2002

1088016

103,7

24368

106,0

2003

1430669

106,6

31989

105,4

2004

1789735

108,4

40191

111,5

2005

2271733

106,3

49317

101,3

2006

2798901

107,6

62036

111,1

2007

3424731

107,7

72830

105,6

2008

4083355

104,4

88118

104,1

2009

4504455

97,5

96904

98,6

2010

4851018

101,5

104313

102,3

Анализ реальных располагаемых доходов населения Российской Федерации и Ростовской области выявил близость трендов плавного увеличения относительных значений данных показателей в масштабе региона и страны в целом. При этом в посткризисном 2009г. показатель в регионе опустился ниже 100%, в 2010г. вновь отмечена невысокая положительная динамика. В данном случае положительный тренд сохранен, несмотря на некоторое снижение доходов населения в последние годы.

Анализ динамики реальных располагаемых доходов населения позволяет говорить о расширении возможностей доступа к более широкому набору потребительских услуг. В частности, этот вывод подтверждается данными о развитии рынка розничной торговли и услуг населению, поскольку динамика оборота розничной торговли носит положительный характер (за исключение кризисного периода), увеличившись в денежном выражении на 61,7% с 2006г. Общий оборот розничной торговли за период 2009г. сократился на 5,5% и составил 94,5% к аналогичному периоду 2008г. При этом в 2008г. наблюдалась тенденция к повышению темпов роста объемов розничной торговли (к соответствующему периоду 2007г.): данный показатель вырос за год на 13,5%. Наиболее тяжелым периодом оказался февраль 2009г., когда темп роста составил лишь 89,5% к уровню февраля 2008г. В марте показатель темпов роста оборота розничной торговли увеличился до 98,4%7 с сохранением дальнейшей положительной динамики (табл. 3).

Динамика оборота общественного питания также, за исключением кризисного периода, в целом носит позитивный характер.

На основе представленной информации можно сделать вывод об активном развитии сферы потребительских услуг в исследуемом регионе, что, несомненно, сказывается и на ее усложнении. Однако рост количественных показателей не означает, что все предоставляемые услуги удовлетворяют требованиям качества. Сложность ситуации на потребительском рынке с качеством услуг обусловлена недобросовестностью продавцов, несовершенством законодательной базы, недостаточно жесткими мерами наказания за совершенные правонарушения, другими причинами.

Развитие сферы потребительских услуг Ростовской области связано с наличием ряда рисков, причинами возникновения которых являются:

- зависимость конъюнктуры сферы потребительских услуг, темпов и пропорций ее развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов. В их числе – сохранение низкой покупательной способности значительной части населения Ростовской области, высокая инфляция;

- наличие частной собственности компаний сферы потребительских услуг. Выполнение основных задач будет лимитироваться возможностью выделения денежных ресурсов из бюджета Ростовской области;

- необходимость соблюдения приоритета федерального законодательства и недостаточность региональной нормативно-правовой базы. Многие правовые проблемы развития сферы потребительских услуг Ростовской области из-за пробелов и недостатков в федеральном законодательстве могут явиться препятствием в достижении целей стратегии развития потребительского рынка или отодвинуть срок их реализации;

- ограниченные финансовые возможности бюджета Ростовской области.
Таблица 3

Динамика оборота розничной торговли и общественного питания



Ростовской области8

Годы

Оборот розничной торговли

Оборот общественного питания




Млн. руб.

В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Млн. руб.

В % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)




2000

60588,6

116,4

1354,8

111,3




2001

80619,4

112,3

1956,5

107,5




2002

101952

110,4

2577,4

103,0




2003

122568,4

108,5

3342

105,2




2004

152255

112,7

4773,1

113,6




2005

195753,5

115,4

6137,9

111,5




2006

239406,5

112,3

8004,1

114,9




2007

319500,9

123,0

11463,1

126,4




2008

423426,2

116,2

16762,7

124,2




2009

396677,1

84,7

18031,5

95,8




2010

464115,5

109,6

20561,4

106,4




























Отметим, что в данном случае риски являются не специфическими, характерными лишь для данного региона, а представляют собой возможные негативные последствия развития экономической ситуации на макроуровне. К сожалению, в условиях экономического кризиса многие из данных рисков получили свое практическое воплощение. На основе выделенных тенденций и причин возникновения рисков в сфере потребительских услуг целесообразно сформировать комплексную программу развития, включающую мероприятия по устранению барьеров на пути повышения эффективности деятельности организаций сферы потребительских услуг.

5.Предложен алгоритм развития саморегулирования в сфере потребительских услуг, заключающийся в дерегулировании высококонкурентных секторов экономики и развитии саморегулирования, основанный на мониторинге совокупности экономических действий участников данной сферы и органов регулирования и формировании на этой основе системы ответных действий, что позволяет создать экономические условия для развития саморегулирования и обеспечить устойчивость территориальной экономики.

В работе осуществлен анализ развития институтов саморегулирования в Ростовской области. Установлено, что наибольшее развитие в регионе получила деятельность саморегулируемых организаций в области предоставления деловых услуг. Ростовская область занимает 16 место среди регионов Российской Федерации по уровню развития механизмов саморегулирования. Учитывая столичный статус города Ростов-на-Дону (для Южного федерального округа), а также значительную роль Ростовской области в экономическом развитии страны, такой уровень развития саморегулирования можно оценить как недостаточный.

Целью активного участия государственных органов в развитии сферы потребительских услуг является создание условий, обеспечивающих ее нормальное функционирование. Алгоритм развития саморегулирования исследуемой сферы на региональном уровне, представлен на рис. 8.

Рис. 8- Алгоритм развития саморегулирования в региональной сфере потребительских услуг (Авторская разработка).

Алгоритм развития саморегулирования в сфере потребительских услуг региона, по нашему мнению, должен состоять из двух последовательных этапов:


  1. дерегулирование высококонкурентных секторов;

  2. собственно развитие саморегулирования.

6. Разработан и предложен механизм саморегулирования сферы потребительских услуг (предполагающий взаимодействие органов власти, предпринимательских объединений и отдельных участников рынка, совершенствование нормативной базы, устранение дублирования регулирующих функций, повышение информационной прозрачности, разработку типовых методических рекомендаций по внедрению саморегулирования; формирование региональных и местных органов содействия развитию саморегулирования и др.), реализация которого на всех уровнях принятия управленческих решений позволяет создать благоприятные условия для эффективного взаимодействия саморегулируемых организаций и органов государственного управления, которые формируют инфраструктуру и передают часть регулирующих полномочий.

В целях уточнения мероприятий, направленных на развитие механизма саморегулирования в региональной сфере потребительских услуг, в диссертации разработана поэтапная схема, отражающая основные направления действий, которые должны быть предприняты органами власти различных уровней в данной области. Сам же механизм саморегулирования, на реализацию и развитие которого должны быть направлены действия органов власти, в общем виде может быть представлен следующим образом (Рис. 9).

Саморегулирование позволяет отдельным субъектам той или иной сферы не только развивать ее без помощи государственных органов, но и при сохранении определенных форм государственного регулирования более эффективно взаимодействовать с властными структурами.

Взаимодействие субъектов экономики в рамках механизма саморегулирования сферы потребительских услуг осуществляется следующим образом:

- Правительство формирует политику и определяет эффективные механизмы реализации данной политики, идентифицирует национальные приоритеты и доводит их до полномочных агентств и регулирующих органов, ответственных за контроль, поддержку, разработку механизмов регулирования и улучшение качества потребительских услуг.

- Саморегулируемые организации либо другие аналогичные общественные объединения сосредотачиваются на передаче пожеланий субъектов рынка правительственным органам, а также обратной передаче властных решений. Таким образом, реализуется стратегический диалог с правительством.


- Субъекты сферы потребительских услуг (отдельные предприятия) передают свои полномочия для совместного планирования предпринимательской деятельности в целях реализации системного подхода к развитию бизнес-среды.

Рис. 9- Механизм саморегулирования сферы потребительских услуг

(Авторская разработка).
Таким образом, современная сфера потребительских услуг нуждается в изменении подходов к ее регулированию. Основным направлением развития регулирования должно стать развитие механизма саморегулирования. Ключевую роль в данном вопросе призваны сыграть органы государственного управления, которые формируют инфраструктуру саморегулирования и передают саморегулируемым организациям часть регулирующих полномочий. В российских условиях переход к саморегулированию в рассматриваемой сфере в силу ее специфики должен осуществляться на добровольной основе.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Исследование вопросов, связанных с функционированием институтов регулирования, в современных условиях приобретает особую актуальность. При этом дискуссионным остается вопрос о развитии механизмов саморегулирования в сфере потребительских услуг. На основе проведенного исследования установлено, что регулирование представляет собой специфическую функцию государственного управления, содержание которого определяется целевым предназначением социально-экономической системы.

2. Особую роль регулирование приобретает в сфере потребительских услуг, представляющей собой сферу взаимодействия потребителей и поставщиков услуг, удовлетворяющих личные потребности населения.

3. Сложившаяся достаточно громоздкая современная система регулирования даже при росте активности основных регуляторов не способствует коренным изменениям в функционировании сферы потребительских услуг. Вариантом разрешения сложившейся ситуации является разработка мероприятий по интенсификации развития саморегулирования. Наиболее предпочтительной формой саморегулирования в сфере потребительских услуг является добровольное саморегулирование при сохранении определенных функций за государственными органами управления.

4. В целях развития саморегулирования в сфере потребительских услуг необходимо обеспечить соответствующие внешние условия – инфраструктуру саморегулирования, под которой предлагается понимать систему нормативно-правового и организационно-методического обеспечения развития объединений организаций сферы потребительских услуг в целях преобразования их в полноценные саморегулируемые организации.

5. Разработан и предложен механизм развития саморегулирования сферы потребительских услуг, который предполагает:

- развитие инфраструктуры саморегулирования;

- поддержку объединений предпринимателей в части принятия ими ряда регулирующих функций;

-добровольность создания саморегулируемых организаций, обусловленную спецификой данной сферы;

- устранение избыточного регулирования сферы потребительских услуг со стороны государственных органов;

- обеспечение устойчивого экономического развития социально-экономических систем государства.



6. На региональном уровне целесообразна разработка целевых программ развития саморегулирования, направленных на развитие конкурентной среды и механизмов самоорганизации в сфере потребительских услуг.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих научных работах:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Золоева Т.А., Горностаева Ж.В. Анализ сферы потребительских услуг на предмет необходимости развития механизмов саморегулирования// Экономические науки. 2009. № 8 (57). – 0,5/0,3 п.л.

  2. Золоева Т.А. Развитие механизмов саморегулирования в сфере потребительских услуг // Экономические науки. 2009. № 8 (57). –0,5 п.л.

  3. Золоева Т.А. Концептуальные основы развития механизмов саморегулирования сферы потребительских услуг// Интеграл. № 6 (50). 2009. – 0,5 п.л.

  4. Золоева Т.А. Механизм саморегулирования в сфере потребительских услуг // Российское предпринимательство. №2. 2010. -0,5п.л.



Публикации в других изданиях:


  1. Золоева Т.А. Сущность регулирования рынка потребительских услуг в российских условиях// Materialy V Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Dynamika naukowych badan – 2009». Vol. 2. Economiczne nauki: Przemysl. Nauka I studia. – 0,2 п.л.

  2. Золоева Т.А. Анализ механизма регулирования рынков потребительских услуг// Materialy V Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Dynamika naukowych badan – 2009». Vol.2. Economiczne nauki: Przemysl. Nauka I studia. –0,2 п.л.

  3. Золоева Т.А. Рынок потребительских услуг как объект экономического анализа// Материали за V международна научна практична конференция «Динамиката на съвременната наука – 2009». Т.2. Икономики: София «Бял ГРАД-БГ» ООД. 2009. - 0,2 п.л.

  4. Золоева Т.А., Горностаева Ж.В. Внутриреализационный маркетинг как инструмент повышения мобильности предприятий бытового обслуживания// Материали за V международна научна практична конференция «Динамиката на съвременната наука – 2009». Т.2. Икономики: София «Бял ГРАД-БГ» ООД. 2009. –0,2/0,1 п.л.

  5. Золоева Т.А., Горностаева Ж.В. Составляющие структуры качества услуг// Materialy V Mezinarodni vedecko-prakticka konference «Aplikovane vedecke novinky – 2009». Dil 1. Economicke vedy. Praha. Education and science.- 0,2/0,1 п.л.

  6. Золоева Т.А., Горностаева Ж.В. Тенденции развития современного бытового обслуживания// Materialy V Mezinarodni vedecko-prakticka konference «Aplikovane vedecke novinky – 2009». Dil 1. Economicke vedy. Praha. Education and science. – 0,2/0,1 п.л.

  7. Золоева Т.А., Радина О.И. Совершенствование механизмов саморегулирования как инструмент развития сферы потребительских услуг. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010.-7,5/ 3,6 п.л.

  8. Золоева Т.А., Радина О.И. Основные направления совершенствования механизма саморегулирования сферы потребительских услуг// Мат. Всероссийской заочной научно-практической конференции «Проблемы реформирования экономики России». Тверь: ООО «Центр Экономических Исследований», 2011.- 0,3/0,2 п.л.

  9. Золоева Т.А. Реализация механизма саморегулирования сферы потребительских услуг в Ростовской области// Мат. Всероссийской заочной научно-практической конференции «Проблемы реформирования экономики России». Тверь: ООО «Центр Экономических Исследований», 2011.- 0,3п.л.



1 Классификатор индивидуального потребления по целям, адаптированный к индексу потребительских цен (КИПЦ-ИПЦ). М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. С.5.

2 Классификатор индивидуального потребления по целям, адаптированный к индексу потребительских цен (КИПЦ-ИПЦ). М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. С.5.

3 Составлено автором по материалам исследований

4 Дешевых Ю. Изменения в сфере пожарного надзора: От лицензирования к саморегулируемым организациям// БДИ. 2009. № 2 (83). С. 12-13.

5 Составлено автором по: Платные услуги населению . 2010. Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b09_13/IssWWW.exe/Stg/html5/20-36.htm

6 Там же

7 Информация об итогах работы организаций потребительского рынка в I квартале 2009 г. и о мероприятиях по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли, одобренных Правительством Российской Федерации 9 апреля 2009 г.. 2009. Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./25/11017/467377/657720

8 Составлено автором по: Оборот розничной торговли. 2010. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/torg/rozn/rozn21.xls и Оборот общественного питания. 2010. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/business/ torg/rozn/rozn81.xls






Смерть — самый удобный момент взять налог с богача. Дэвид Ллойд Джордж
ещё >>