Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина Мы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Максим Владимирович осмоловский 1 16.08kb.
Урока. Тема урока: «Разоблачение идей механизированного общества... 1 152.03kb.
А. Ю. Смирнов традиции литературной антиутопии в романе в. Войновича... 1 97.57kb.
Литературная традиция Е. Замятина в романе Стругацких «Хищные вещи... 1 39.27kb.
«1984» дж. Оруэлла и «МЫ» Е. Замятина 1 138.04kb.
Конспект урока по теме "Рассказ Е. Замятина «Дракон» как отражение... 1 84.12kb.
Методические рекомендации на февраль 2009 Г. 1 февраля 125 лет со... 1 226.49kb.
Доклад Фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа Тезисы к докладу... 1 188.66kb.
Журналистское расследование: особенности развития жанра в современных... 4 675.01kb.
Тесты по теме: «Зарождение и развитие в древнерусской литературе... 1 157.46kb.
Курсовая работа Цветовая символика в романе В. Скотта «Айвенго» 39 1 29.54kb.
Урока. Тема урока: «Разоблачение идей механизированного общества... 1 152.03kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина Мы - страница №1/1

Министерство общего и профессионального образования Российской федерации

Муниципальное образовательное учреждение Гимназия №6

План урока по литературе


На тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы», показ судьбы личности в тоталитарном государстве»

Автор и составитель урока: учитель высшей категории Кожарова Ольга Ивановна.

г. Сочи 2010 год



«Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе: как избежать их окончательного осуществления?»

Н.А. Бердяев

Цель: «Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивать речь учеников. Воспитывать патриотизм.»

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания……………………………………………………………… 3

  2. Сообщение темы и цели урока…………………………………………………………….. 3

  3. Работа по содержанию и анализ романа…………………………………………..… 5

  4. Итог урока……………………………………………………………………………………………… 9

  5. Домашнее задание……………………………………………………………………………….. 10



  1. Проверка домашнего задания

  1. Наличие хронологической таблицы по творчеству Е. Замятина.

  2. Выписать оксюмороны из текста романа.

  1. Сообщение темы и цели урока

Тема: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы», показ судьбы личности в тоталитарном государстве»

Цель: «Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя. Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение , воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить , выделять главное. Развивать речь учеников. Воспитывать патриотизм.»

Слово учителя {на доске: утопия, антиутопия}

Запишем эпиграф.

Теперь вспомним, что же такое утопия?

{На доске} Утопия (др. греч. ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого нет) - жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Утопия – мечта.

На вопрос, почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии, мы ответим в конце урока, когда познакомимся с романом Е. Замятина «Мы».

Роман «Мы» был написан в 1921 – 1922году. В 1924 году был опубликован в Нью-Йорке на английском языке. Впервые на русском языке был напечатан там же в 1952 году. В нашей стране был впервые напечатан в 1988 году в журнале «Знамя». История романа драматична, как и история жизни его автора.

- Что вы знаете о Евгении Ивановиче Замятине?(1884 – 1937гг)

Это один из писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшимся свободным в своем творчестве, в художественной оценке событий. Судьба Е.И. Замятина и Бориса Пильняка предвосхитила трагедию Пастернака, позорный суд над Иосифом Бродским, высылку А. Солженицына.

Замятин родился в Тамбовской губернии в семье священника, впоследствии стал кораблестроителем.

Дух противоречия привел Замятина в партию большевиков, и с 1905 года он участвовал в нелегальной работе, за что и подвергся аресту. В годы первой мировой войны уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, но в сентябре 1917 года возвращается в Россию.

В 1922 году публикует рассказы, в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.

Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевиками, оставаясь всегда честным. Он писал: «У меня есть очень неудобная привычка - говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Его перестали печатать, и в 1931 году он покинул родину, написав личное письмо Сталину с просьбой об экстрадиции.

С 1931 по 1937 года живет в Париже, где и умирает.

- Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе «Мы»?

Далекое будущее, XXVI век, казалось бы, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим, «математически безошибочным счастьем». В едином государстве цивилизации, технического прогресса, высокоразвитой науки живут нумера. О своей жизни ведет повествование в виде дневниковых записей нумер Д-503. Он влюблен в И-330, но она одна из тех, которые хотят запустить Интеграл в другие миры, чтобы этот уклад жизни не распространялся. Бунт подавлен, нумерам прижгли кусочек мозга, который отвечает за фантазию.



- Для чего изображается это далекое будущее?

Е. Замятина интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Он прогнозирует пути развития человеческого общества. «Мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу.

Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, «романа – предупреждения».



  1. Работа по содержанию и анализ романа

- Почему же роман Е. Замятина мы можем назвать антиутопией, романом – предупреждением?

Исторический путь человечества не прямолинеен, трудно уловить его истинное направление. Замятин попытался проследить путь линии истории после 1917 года, который ведет к Единому Государству. И вместо гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения, обнаруживает бездушный, казарменный строй, в котором обезличенное «нумера» «интегрированы» в послушное и пассивное «мы», в слаженный неодушевленный механизм.



- Как вы понимаете название романа?

«Мы» - единое государство, две чаши весов: на одной - государство, на другой - личность. «Мы» - это Единое Государство, новый государственный строй, новый порядок жизни, созданный на иных основаниях.



- В чем суть этого миропорядка?

  1. В этом государстве «мы» и «я» на разных чашах весов, они противопоставлены друг другу.

  2. Государству принадлежат права, а «я» - обязанности. Государство, «мы» - цель, «я», человек – средство для укрепления цели.

  3. Такие взаимоотношения веду к полному уничтожению личности: грамм не может уравновесить тонну, поэтому нужно чувствовать себя миллионной долей тонны, раствориться в государстве. Поэтому в книге нет людей, есть «нумера».

- Как это произошло, чтобы государство и личность стали антагонистами в своих взаимоотношениях?

Новый миропорядок начинался с целых двухсот лет войны государства со своим народом, городом и деревней. И выжило 0,2 населения.



- На какой идее зарождался новый миропорядок?

На идее насилия, уничтожения, истребления. У его истоков гражданская война.



- Какое развитее эта идея насилия, положенная в основу Единого государства, получило в романе?

Эта идея насилия получила развитие в системе художественных образов. Именно на насилии строиться политика Благодетеля, стоящего во главе государства. Бюро Хранителей – полицейская система. Часовая Скрижаль – «сердце и пульс единого государства». Зеленая Стена – нерушимая граница.



- Какую деталь подчеркивает автор?

Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля.



- Что еще подчеркивает противоестественность отношений между людьми и государством?

Ненатуральность, искусственность отношений подчеркивают оксюмороны, используемые в романе:


- дикое состояние свободы,

- благодетельное иго разума,

- математически безошибочное счастье,

- наш долг – заставить их быть счастливыми,

- неомраченные безумием мысли лица,

- самая трудная и высокая любовь – это жестокость,

- вдохновение – неизвестная форма эпилепсии,

- душа – тяжелое заболевание.



- Какой эпизод показывает могущество Благодетеля?

Д-503 рассказывает о Дне Единогласия – выборы Благодетеля. Ритуал – результат которого всем известен, но все приходят продемонстрировать единогласие.



- Каким предстает образ Благодетеля? Что является олицетворением миропорядка?

Бюро Хранителей Д-503 сравнивает с инквизицией у древних. У них есть операционная со знаменитым газовым колоколом (орудие пыток). Совершенством является операция по прижиганию участка мозга, отвечающего за фантазии. Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля.



- Государственная Газета, как любое средство пропаганды формирует:

  1. Новую идеологию.

Суть:

идеология идеальной несвободы, наша несвобода – наше счастье



  1. Новую мораль.

Суть:

  1. Все живут в стеклянных домах (можно закрыть шторы на 2 часа), отсутствие права принадлежать самому себе.

  2. Основа взаимоотношений между «нумерами» - соглядатальство, доносительство, предательство, система надзора и слежки.

  3. Любовь лишь физиологическая функция, семьи нет, чтобы родить ребенка нужно разрешение Государства, затем дитя отдают государству на воспитание.

  4. «Нумер» Д-503 испытывает два чувства: благодарности Единому Государству и превосходства надо всем что ни есть Единое Государство.



  1. Новое понимание красоты, новое восприятие искусства.

Суть:

  1. В музыке идеальную не свободу выражает марш.

  2. В живописи, архитектуре, графике – прямая линия.

  3. В поэзии – это не соловьиные трели, а служба (приказано сочинения о красоте и величие Единого Государства писать всем)

- На чем строится сюжет? На каком конфликте строится развитее действия?

Столкновение Единого Государства, его интересов с человеком, с миром и его интересом. Единое Государство и нумера.

Главный герой Д-503. В начале мы видим плоть от плоти Единого Государства, он поет нового миропорядка, иная жизнь для него немыслима, он не устает восхищаться мудростью создавших его. Но он влюбляется и с ним происходят перемены. Сначала он не понимает, что произошло и вынужден обращаться к врачу, который говорит, что у Д-503 образовалась душа. Да и сам герой чувствует, что из нумера он превращается в личность, становится человеком.

- Что стало источником этих перемен?

Любовь. По мнению Е. Замятина, любовь способна каждого из нас сделать человека, поэтому становится понятным, что сексуальная свобода – кризис жизни, государства, личности, духовных связей, семьи, вырождение человека. Любовь возродила память, которая, по мнению Замятина, способна возродить человека.



- Сопоставьте две сцены в романе:

  1. Посещение Древнего дома: раздражен, влюблен, теперь мир преобразился, герой увидел солнце и траву.

  2. И-330 ведет героя за зеленую стену, где живут дикие люди. Вглядываясь в них, герой обращает внимание на свои руки и понимает, что он часть живой природы. Через любовь и память возникает образ матери, который был бы дорог как кусок ее собственной человеческой функции.

- Как Е. Замятин показывает процесс пробуждение человека?

Процесс мучительный, но герой не уклоняется он него. «Я не хочу спасения», - скажет Д-503. Для него это единственный шанс стать человеком и испытать все муки и радости человеческого бытия.



- Как вы понимаете финал романа?

Единое Государство вновь одержало победу над людьми:


Бунтовщиков пытают, делают операции, в том числе и Д-503. Он вновь превратился в нумер и равнодушно наблюдает, как пытают какую-то красивую женщину, не испытывая никаких эмоций и чувств.

- Что вам открыл роман?

- Как этот роман связан с современностью?

- На сколько актуально предупреждение Е.Замятина сегодня?

Не случайно и сегодня роман «Мы» актуален. Всегда может появиться опасность возврата к тоталитарному режиму. Мы должны помнить, к чему это может привести.



  1. Итог урока

Записать в тетрадь выводы:

  1. Тот миропорядок, принцип, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы, оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, уничтожении, полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень тяжело.

  2. Писатель утверждал, что всегда есть силы, способные противостоять. Они не сломлены, хотя потерпели поражение, и это вселяет надежду.

  3. Люди живут за Зеленой стеной, уходят туда и О-90, унося в себе ребенка, который родится от человека, ведь в то время Д-503 им и был.

Неизбежность противопоставления вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается, неистребимо человеческое в человеке и утверждает читателя в главном: тоталитаризм и жизнь, тоталитаризм и человек не -совместимы.

  1. Домашнее задание

Ответить на вопросы:

  1. Почему Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии?

  2. Сравнить город из четвертого сна Веры Павловны (роман «Что делать?» А.Г. Чернышевского) и город из романа Е. Замятина «Мы». Сделать рисунки.

  3. Что «угадано» Е. Замятиным в романе?

  4. Почему Е. Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?

  5. Почему в XX веке стал популярным жанр антиутопии?

  6. Как другие поэты и писатели в годы создания романа «Мы» ставили вопрос о личности и коллективе? (А. Блок, В. Маяковский и др.)

  7. Можно ли согласиться с Д. Фурмановым, что «замятинство – опасное явление»?





У психологии длинное прошлое, но короткая история. Герман Эббингхаус
ещё >>