Развитие интегративных качеств у часто болеющих детей посредством подвижных, народных и спортивных игр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект открытого урока «Использование русских народных игр... 1 212.43kb.
На занятиях освещаются общие вопросы теории спортивных игр, а также... 1 239.8kb.
«в гости к зимушке-зиме …» 1 60.78kb.
Методическая разработка прогулки в 4 «А» классе) 1 50.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Спортивные игры: баскетбол»... 2 514.2kb.
План оздоровительно- профилактических мероприятий на 2010-2011 г г. 1 74.6kb.
Спортландия «Будь первым!» Задачи 1 90.67kb.
Роль подвижных игр в организации двигательной активности детей на... 1 38.43kb.
Набиуллина Анна Сергеевна воспитатель с должностными обязанностями... 1 36.43kb.
Приозерское отделение гимс мчс россии по Ленинградской области напоминает 1 25.08kb.
Дистанционные технологии для обучения детей с ограниченными возможностями... 1 98.51kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 1 Самостоятельная... 3 563.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Развитие интегративных качеств у часто болеющих детей посредством подвижных, народных - страница №1/1

А.С. Набиуллина воспитатель,

Ю.А. Войткова зам .зав. по УВР

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ, НАРОДНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР
Подвижная игра является упражнением,

посредством, которого ребёнок готовится к жизни.

Петр Францевич Лесгафт
Развитие – это процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. В педагогике термин «развитие» понимается как целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально возможное разносторонне и гармоничное развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.

Развитие только какого-то качества без развития других возможно лишь до определенного уровня. Поэтому, для того чтобы помочь ребенку развивать интегративные качества, с самого начала обращалось внимание на то, чтобы не было чрезмерного развития какого-либо из составляющих в ущерб другим.

Для понимания того, как и когда развивать интегративные качества в подвижных, народных и спортивных играх, был сделан анализ развития промежуточных и конечных результатов в зависимости от возраста детей. Это помогло определить динамику развития интегративных качеств. В таблице 1 представлена динамика формирования интегративных качеств в играх у детей с 5- до7 лет.

Таблица 1



п/п

Интегративные качества

Динамика формирования качеств в играх

с5 до 6 лет

с 6 до 7 лет



Физически развитый

- достаточный уровень развития физических качеств (быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость);

- проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнований.



- обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам;

- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.





Любознательный, активный

- проявляет любознательность, познавательную активность, - стремится самостоятельно преодолевать ситуацию затруднения, сохраняя позитивный настрой;

- интересуется различной информацией о том, как играть.



- интересуется новым, неизвестным, испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний;

- стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами





Эмоционально отзывчивый

- понимает эмоциональное состояние окружающих,

- проявляет сочувствие, готовность помочь;

- испытывает чувство гордости и радости.


- откликается на эмоции друзей,

- сопереживает персонажам;

- умеет наслаждаться красотой движений;




Овладевший средствами общения, и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

- умение договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре;

- использует неречевые средства выразительности (жесты, мимика), делится своими впечатлениями.



- адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,

- активно общается, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.





Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

- знает и соблюдает нормы и правила поведения в игре,

- может оценивать в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих;

- умеет отражать в речи необходимую последовательность (что сначала, что потом).


- ведёт себя в соответствии с нормами и правилами,

- может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»;

- способен проговорить простейший алгоритм – после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?».




Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

- способен использовать простые схематичные изображения, ориентироваться по плану;

- пытается предлагать различные решения проблемно-познавательных задач;

- умеет объяснить пытается рассуждать.


- может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности;

- может осуществлять первичную общую самооценку, на основе требований (критериев), предъявляемых к результатам деятельности;

- проявляет интерес, настойчивость и волевые усилия.




Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

- перспективно оценивает себя на основе выделения собственных отдельных достоинств и некоторых перспектив развития. Может рассказать о своих мечтах, увлечениях.

- имеет первичные представления об обществе. Знает о нескольких народах, населяющих Россию и другие страны, имеющих разную культуру, разное устройство жизни и быта;

- знает в какой стране он живёт, знает российскую государственную символику;

- знает о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.




Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

- способен воспринимать и удерживать инструкцию;

- умеет действовать по простому алгоритму или образцу;

- соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои действия;

- фиксирует свои затруднения, с помощью взрослого формулирует причину затруднения и пытается преодолевать его.



- умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции;

- фиксирует свои затруднения, с помощью взрослого формулирует причину затруднения, активно использует различные способы преодоления затруднения,

- фиксирует достижения планируемого результата и условия, которые позволили его достичь.




Овладевший необходимыми умениями и навыками

- Умеет играть в спортивные игры (городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол);

- самостоятельно организует подвижные игры, придумывает разные варианты.



- Умеет играть в спортивные игры (городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол, настольный теннис);

- самостоятельно организует разные виды игр;



Все обозначенные интегративные качества действительно развиваются в подвижных, народных и спортивных играх. Так как у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, выстраивать нормы поведения.

Поэтому реализуя цель: развития интегративных качеств дошкольников, решались следующие задачи:


  • познакомить детей с подвижными, народными, спортивными играми и правилами игры в них;

  • развивать умение объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в подвижных, народных и спортивных играх;

  • обучать детей умению действовать в соответствии с усвоенными правилами;

  • формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможными последствиями;

  • развивать самоорганизацию в двигательной деятельности;

  • обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

  • развивать дружеские взаимоотношения, коммуникативные умения через подвижные, народные и спортивные игры.

В основу педагогической деятельности были заложены принципы:

  • принцип индивидуально-дифференцированного подхода. При развитии интегративных качеств учитываются: состояние здоровья, возрастные особенности, психологическое состояние, уровень развития двигательных навыков детей.

  • принцип систематичности и последовательности. Развитие двигательной деятельности происходит поэтапно, начиная с раннего возраста, по принципу от простого к сложному.

  • принцип комфортности и эмоционального благополучия (принцип эмоциогенности). При проведении подвижных игр создаются условия, побуждающие ребенка к творчеству, так как в подвижной игре чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья.

  • принцип интеграции. Интегративные качества, да и способности ребенка развиваются в различных программных образовательных областях, которые предусматриваются Федеральными государственными требованиями. Работа ведется в интеграции со всеми образовательными областями «здоровье», «безопасность», «социализация», «коммуникация» и др.

  • принцип субъект - субъектных отношений (личностно-ориентированный подход). При проведении непосредственно образовательной деятельности в форме подвижных, народных и спортивных игр детям дается возможность выбора исходя из их интересов, потребностей. Взаимодействие между педагогом и ребенком строится на основе партнерских отношений.

  • Принцип научной обоснованности и практпрактической применимости.

В играх дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением.

Таким образом, игры оказывают большое влияние на развитие такого интегративного качества, как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в играх, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы. Следовательно, развивается «Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Дети, которые умеют играть, эмоционально отзывчивы, жизнерадостны, словом они живут полной, по-настоящему счастливой жизнью.

Ребенок получает в игре многое: умение сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца («Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»).

Известно, что развитие ребёнка происходит в ходе взаимодействия со взрослым, жизненно важную роль которого в данный период подчёркивали известные учёные (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина). Поэтому при обучении детей подвижным, народным и спортивным играм выстраиваю такое взаимодействие, которое будет способствовать формированию активности детей в познании окружающей действительности, раскрытию их неповторимых индивидуальностей. В непосредственно образовательной деятельности предпочитаю не давать готовых образцов, а рассказывать проблемные ситуации. От этого у детей быстрее развиваются интеллектуальные и творческие способности, проявляется инициатива.

Например, обучая детей игре «Защита крепости», не объясняю сразу все правила, а мотивирую детей на включение в игровую ситуацию: Если бы у нас с вами была крепость, как бы мы её защищали? Дети активно предлагают разные варианты: «Можно обгородить кубами»- (Арсений Ч.), «Можно кеглями заборчик сделать» - (Лиза М.), «А ворота в крепость закрыть большим фитболом!» - (Никита Ш.) Замечательно, крепость есть! Чем крепость можно разрушить? «Гимнастической палкой», «Мячом». У нас же игра, чем безопаснее? А как же крепость защищать? У нас есть желающие быть защитниками? Деятельность детей организую на принципах Н.В. Занкова – это задания поискового характера, ведущих к раскрытию понятия, правила или действия. При этом придерживаюсь последовательности развивающей технологии:


        1. Введение в игровую ситуацию;

        2. Затруднения в игровой ситуации;

        3. «Открытие» нового знания или способа;

        4. Включение нового знания в систему знаний ребёнка (воспроизведение нового способа действия в игровой ситуации);

        5. Повторение и развивающие задания (защитники с нападающими меняются ролями, задание: пытаться не просто отбить мяч, а стараться поймать);

        6. Итог игры (фиксация в речи нового знания игры, анализ собственной и коллективной деятельности, осмысление достижений и проблем). Беседуя с детьми, использую ключевые вопросы: «Во что играли?», «Что понравилось больше всего?», «Что нового узнали?», «Каким способом?», «Что вызвало затруднение?».

Новые знания об играх и способы действия, дети узнают в результате разрешения коллизий, изучения схем последовательности действий, правил. Все эти действия побуждают детей к речевому формулированию, создают условия для применения усвоенных правил в самостоятельной двигательной деятельности.

Сравнительные результаты мониторинга позволяют увидеть положительную динамику в развитии всех интегративных качеств дошкольников. В результате трехлетнего педагогического опыта увеличилось количество детей с высоким уровнем (с 32% до 48%). Уменьшилось количество детей со средними показателями (с 68% до 52%), данный факт объясняется переходом детей со среднего уровня на высокий. Полученные результаты подтверждают то, что у многих дошкольников сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Особенно важным результатом работы является снижение уровня заболеваемости часто болеющих воспитанников до городских показателей.

Целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым осуществляют профилактику заболеваний. С учетом этого был выстроен оздоровительный компонент использования подвижных игр, при различных заболеваниях часто болеющих детей.


Список литературы:

  1. Афонькина, Ю.А. Развитие интегративных качеств дошкольников. Методический конструктор / Ю.А. Афонькин. – Волгоград : Учитель, 2012.

  2. Бабенкова, Е.А. Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

  3. Бабенкова, Е.А., Федоровская, О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

  4. Ильина, Г.В., Овчинникова М.В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывном образовании: учебно-методическое пособие – Магнитогорск :МаГУ, 2011.-80 с.

  5. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – С.10-14.





Мы хорошо знаем себе цену. Она всегда выше нашей зарплаты. Данил Рудый
ещё >>