Развитие экспортного потенциала как фактор модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности юга сибири - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Справка об итогах деятельности пищевой и перерабатывающей промышленности... 1 32.47kb.
Перечень ведущих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности... 1 88.17kb.
Выступление председателя комитета Ставропольского края по пищевой... 1 187.52kb.
Интеллектуальная собственность как фактор повышения конкурентоспособности... 1 100.89kb.
Content XII всероссийская конференция представителей малых и средних 5 642.03kb.
Стратегическое управление коммерческой деятельностью предприятий... 4 760.75kb.
Россия, Пермь, Бульвар Гагарина 10 Телефон: 8 (342) 265-14-44, Факс... 1 22.76kb.
Комсомольск-на-амуре 1 95.52kb.
Алтайское село должно найти свой вектор развития 1 37.4kb.
Выставки пищевой промышленности 1 24.94kb.
Информация о работе агропромышленного комплекса Калужской области... 1 112.43kb.
Импортозамещение в продовольственном секторе россии 08. 00. 3 480.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Развитие экспортного потенциала как фактор модернизации пищевой и перерабатывающей - страница №1/1

Борисова О.В.

к.э.н., доцент, Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства, г. Барнаул

borisova_ov@bk.ru
РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЮГА СИБИРИ
Значительную роль в позиционировании страны на мировом продовольственном рынке играет эффективное функционирование её регионов, их активное участие во внешнеэкономической деятельности. При отсутствии внешнеторговых связей наступает техническая и технологическая отсталость производства, сужается внутренний рынок. Открытость национального рынка в таких условиях приводит к усилению импортной зависимости и ставит под угрозу экономический суверенитет страны. В российских условиях каждый регион должен самостоятельно определять уровень ведения внешнеэкономической деятельности, учитывая развитие национальной экономики, формирование внутреннего рынка, максимально используя различные варианты государственной поддержки экспорта продукции предприятий.

Значительное влияние на пищевую и перерабатывающую промышленность оказывает стратегия развития отрасли – направленная на импортозамещение или экспортно-ориентированная.



Импортозамещение - замещение импорта товарами, произведёнными отечественными производителями, то есть внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирование, а также субсидирование производств внутри страны [1].

При импортозамещении на внутренний рынок страны поставляют продукцию отечественного производства, аналогичную импортной или обладающую более высокими потребительскими свойствами, стоимость которой не превышает стоимость импортных товаров. Ряд исследователей предполагает, что при определенной поддержке импортозамещение позволит обеспечить продовольственную безопасность России.

Экономическая целесообразность импортозамещения определяется тем, что отечественное производство позволяет предоставить рабочие места своим гражданам и сохранить прибавочную стоимость, которая утрачивается, если приобретать продукцию за рубежом. Политические соображения продиктованы интересами безопасности: стране даже себе в убыток приходится производить то, без чего она не может жить, и в первую очередь, это касается продуктов питания [2, с.3].

Отличительной особенностью политики импортозамещения является активное использование внутренних ресурсов страны для выпуска продукции, ориентированной на внутренний рынок. Для поддержания конкурентоспособности локального товаропроизводителя государство часто вводит меры по ограничению конкуренции со стороны импортной продукции, например, вводятся дополнительные налоги на импортируемые товары.

Политика импортозамещения активно использовалась всеми странами уже в середине XIX в., однако широкое распространение она получила в середине XX века в развивающихся странах Латинской Америки, затем – в странах Азии и Африки. При импортозамещении наблюдается незначительный объём экспорта, что приводит к дефициту платёжного баланса, негативно отражается на темпах экономического роста. Страны, сделавшие ставку на импортозамещение, так и не смогли преодолеть технологическое отставание. В настоящее время крупнейшая латиноамериканская страна - Бразилия - коренным образом изменила свою стратегию, она ориентируется на создание открытой экономики, развитие экспорта, снижение импортных тарифов на фоне созданной конкурентной обстановки на внутреннем рынке.

Среди стран СНГ большой опыт в реализации программ по импортозамещению имеют Республики Беларусь и Казахстан. В этих государствах программы импортозамещения законодательно закреплены на государственном уровне.

В Беларуси реализация данной программы ведется под строгим контролем государства, определен перечень проектов, разработаны формы отчетности. Результаты, полученные по итогам реализации импортозамещающих проектов, свидетельствуют о высвобождении денежных средств, которые поступают в соответствующий фонд и перераспределяются в виде адресной поддержки внутри отраслей, способствуют созданию новых рабочих мест в экономике. Приоритетным направлением является импортозамещение потребительского спроса.

В Беларуси постановлением Совмина от 30.12.2011 № 1779 утверждены перечень и объемы производства импортозамещающих потребительских товаров на 2012 г. Товары, особо нуждающиеся, по мнению правительства, в импортозамещении, разделены между министерствами и концернами, остальные - между облисполкомами. Теперь государственные органы строят свои планы в этом направлении с учетом так называемой схемы работ по замещению импортируемых в страну товаров.

Правительство Республики Беларусь поставило задачу включить в эту схему не менее 60% товаров, относящихся к некритическому импорту. Список товаров, выпуск которых белорусские предприятия должны освоить в 2012 г., впечатляет своим разнообразием. Список импортных товаров, производство аналогов которых правительство намерено начать на белорусских предприятиях, весьма внушителен [3].

Необходимо отметить, что в России не существует государственных программ, конечной целью которых является замещение продовольственного импорта и создание тем самым устойчивого противовеса сокращению сельскохозяйственного производства.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлены конкретные задачи по развитию экономики Российской Федерации, среди которых можно выделить:

- создание экономики, конкурентоспособной на мировом уровне за счёт укрепления лидерства России в интеграционных процессах на евразийском пространстве и создания глобального центра мирохозяйственных связей за счёт развития и поддержания сбалансированных многовекторных экономических отношений с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами;

- сбалансированное пространственное развитие, что особенно важно для регионов Сибири и Дальнего Востока. Это достижимо за счёт формирования новых территориальных центров роста как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России. Цель - снижение масштабов регионального неравенства;

- повышение национальной конкурентоспособности путём создания новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний, в том числе в аграрном секторе.

Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в среднесрочной перспективе поставлена задача развивать потенциал роста, в том числе путём импортозамещения. В долгосрочной перспективе к основным целям государственной аграрной политики отнесены:

- обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;

- повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;

- эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции.

Для достижения этих целей предусматривается реализация ряда приоритетных направлений, поддержание экспортного потенциала конкурентоспособной на мировом рынке продукции посредством совершенствования мер государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и защиты интересов российских производителей, в том числе с учетом требований ВТО, а также посредством распространения мер поддержки экспорта на отдельные виды продовольственной продукции.

Одной из важнейших целей является усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Таким образом, в среднесрочной перспективе планируется применение стратегии импортозамещения, в долгосрочной – развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Экспортная ориентация – это направление агропродовольственной политики, ориентированное на создание новых высокотехнологичных предприятий в пищевой и перерабатывающей промышленности, способных выпускать пищевую продукцию, конкурентоспособную не только на национальном, но и на мировом продовольственном рынке.

Экспорт продукции переработки даёт значительно большую общественную отдачу, чем отдача от организаций, занимающихся экспортом сельскохозяйственного сырья.

Суть экспортоориентированной модели развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ состоит в многостороннем поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции: создание налоговых и таможенных льгот, кредитование предприятий-экспортёров, поддержку низкого валютного курса и иных благоприятных условий для функционирования и развития экспортоориентированных отраслей. Это позволит включить Россию в мировое хозяйство, развивать технологии переработки сельскохозяйственного сырья, создать сильные конкурентные отрасли перерабатывающей промышленности, которые обеспечат мультипликативный эффект развития сельскохозяйственных отраслей.

Помимо общенациональных задач в развитии импортозамещения и экспорта продовольственной продукции необходимо рассмотреть решение задач на уровне региона и, в частности, рассмотреть возможности развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края как для насыщения регионального продовольственного рынка, так и для поставок на национальный и мировой продовольственные рынки.

Агропромышленный комплекс Алтайского края является ведущей отраслью региональной экономики, его доля в ВРП достигает 30%. В крае в расчёте на душу населения производится зерна в 2,6-2,7 раза больше, чем в среднем по стране [4]. На Алтайский край приходится пятая часть сельскохозяйственной продукции Сибирского федерального округа и свыше 3% всех российских продуктов сельского хозяйства. По производству молока и поголовью крупного рогатого скота в 2011 г. регион занимал третье место в стране, сливочного масла – четвёртое, зерна – пятое. По итогам 2011 г. край удерживал лидирующие позиции в России по выпуску муки и сыра. В настоящее время за пределы края вывозится 70% производимых жирных сыров и мукомольной продукции, около 40% сливочного масла, 45% сухих полочных продуктов [5]. В крае постоянно увеличивается производство продуктов питания, доля алтайских продуктов в общероссийском производстве составила: муки – 13%, крупы гречневой – 70%, сыров – 15%, сливочного масла – 5%. При этом потенциал производственных мощностей алтайских предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности до конца не использован. Регион может значительно увеличивать объёмы переработки сельскохозяйственного сырья по производству мукомольной продукции, круп, молочной продукции, сыров.

Алтайский край вносит значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации за счёт поставок на российский рынок больших объёмов муки и молочной продукции длительного срока хранения. Наибольшие объёмы продовольственной пшеницы с территории края вывезены в Челябинскую область (8,0 тыс. т), Приморский (7,6 тыс. т) и Хабаровский края, фуражной пшеницы – в Свердловскую (20,5 тыс. т) и Челябинскую (16,0 тыс. т) области. Максимальные поставки муки и круп из Алтайского края осуществляются в регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Ежегодно этот объём колеблется в пределах 800-870 тыс. т [4].

Таким образом, край решает одну из главных задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации – снижение зависимости рынка продовольствия страны от импорта. Вместе с тем на региональный рынок ввозится молочная продукция из других регионов России, а также стран дальнего и ближнего зарубежья. Это обостряет конкурентную борьбу и требует от алтайских производителей обеспечения стабильно высокого качества сыров, животного масла и других видов продовольствия

Проведённые автором в 2010-2012 гг. полевые исследования регионального рынка молочной продукции показали, что существует достаточно много ассортиментных позиций, по которым алтайские предприятия проигрывают из-за отсутствия современного фасовочного оборудования:

– масло сливочное большинством предприятий выпускается крупными блоками, не фасуется в потребительские пачки массой 200 г и разовые упаковки массой 20 г, из-за чего затруднён выход в крупные розничные торговые сети, медицинские и санаторно-курортные учреждения. Поставки осуществляются оптовым торговым организациям и предприятиям пищевой промышленности, общественного питания для дальнейшей переработки в ходе технологического процесса;

– сухие фасованные молочные продукты, представленные в розничных торговых сетях Алтайского края – импортные. Предприятия, выпускающие сухие цельномолочные продукты, потребительской фасовкой (30 г, 200 г, 500 г, 1000 г) практически не занимаются, хотя существует устойчивый спрос на такую продукцию и у населения, и у транспортных организаций, осуществляющих перевозку пассажиров на дальние расстояния;

– узок ассортимент и небольшой объём выпуска диетических сыров пониженной жирности (не более 5%);

– недостаточно активно местными сыроделами внедряются новые технологии, разработанные ГНУ НИИС Россельхозакадемии, в том числе по выпуску рассольных сыров, ассортимент которых в розничной торговой сети Алтайского края крайне узок;

– не освоен выпуск масла сливочного сухого, хотя технология производства была разработана около десяти лет назад;

– отсутствует производство молочного детского питания;

– узок ассортимент обогащённых кисломолочных продуктов, в том числе диетических;

– отсутствует производство органических молочных продуктов питания, рынок которых активно развивается. Данное производство в условиях Алтайского края могло бы значительно повысить конкурентоспособность молочной продукции, дало бы возможность активно проникать во все торговые сети не только Сибири, но и Российской Федерации.

Таким образом, разрабатывая среднесрочные планы по развитию молочной промышленности Алтайского края, необходимо формировать стратегию импортозамещения (с учётом особенностей развития регионального рынка) и экспортную стратегию, что возможно только при модернизации оборудования.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края наиболее активно развивают экспорт муки и растительного масла, так как именно в производстве данной продукции в течение последних десяти лет проводились мероприятия по модернизации переработки сельскохозяйственного сырья. Инновационная деятельность зерноперерабатывающих предприятий Алтайского края, выразившаяся в модернизации производства, внедрении новых технологий, создании принципиально новых производств по выпуску макаронных изделий, круп, комбикормов и кормов для домашних животных, позволила за период с 2001 г. по 2011 г. добиться роста объёмов переработки на 52,2 %.

Одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции является её качество, которому зерноперерабатывающими предприятиями уделяется особое внимание.

Существует ряд предприятий, которые отличает высочайшее качество продукции: ОАО «Мельник», ОАО «Ключевской элеватор», ЗАО «Союзмука», СПП «Михайловский мелькомбинат», КХ «Роса» и другие. Для этого предприятия в период с 2007 по 2009 гг. разработали, внедрили и сертифицировали систему менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000. Это такие предприятия, как ООО «Алтан» (Поспелихинская макаронная фабрика), ЗАО «Мельник», ЗАО «Алейскзернопродукт» им. Старовойтова. ОАО «Ключевской элеватор», ОАО «Коротоякский элеватор» и другие еще находятся на стадии разработки и внедрения этой системы. Сертификация по международному стандарту позволила предприятиям повысить качество выпускаемой продукции и конкурентоспособность своего предприятия. Внедрение новой системы на ОАО «ПАВА» позволило управлять качеством на высоком уровне, так как все три мелькомбината (Ачинский, Михайловский, Ребрихинский), способны выпускать на заказ муку заданных кондиций, а внедренные технологии позволяют удовлетворить самые жесткие требования хлебопеков, производителей макарон и кондитерских изделий.

Так, ЗАО «Грана» по мощности занимает четвертое место в крае, а по объемам выпуска крупы – первое. На предприятии перерабатывается 1120 т зерна в сутки, в том числе: зерна пшеницы в муку – 730 т/сут; зерна крупяных культур – 200 т/сут; комбикормов – 190 т/сут. Лидирующих позиций по качеству и количеству вырабатываемой продукции данному предприятию позволило добиться установление на мельнице современного оборудования: вальцовых станков с автоматическим привалом-отвалом; автоматического компьютерного управления; автоматической системы гидротермической обработки зерна; наукоемких быстродействующих средств контроля и оценки качества продукции (контроль в потоке).

Одним из крупнейших зернопереработчиков Сибири и Дальнего Востока является ОАО «ПАВА». На сегодняшний день предприятие перерабатывает до 570 т зерна в сутки. Это связано с модернизацией зерноочистительного отделения мельницы, где были установлены дополнительные вымольные машины для отделения частиц эндосперма от оболочек при переработке зерна пшеницы в сортовую муку. Мука выпускается под брендами «Алтай-батюшка» и «ПАВА».

Качество продукции «ПАВЫ» было подтверждено наградами региональных и международных конкурсов. Мука высшего и первого сорта под торговыми марками «Алтай-Батюшка» и «ПАВА» и манная крупа вошли в число «Золотых брендов Алтая». Мука высшего сорта и манная крупа названы дипломантами первой степени, и получили серебряные медали от «Лучшего алтайского товара», мука первого сорта признана жюри конкурса дипломантом второй степени, получив бронзовую медаль. Золотыми медалями отборочного этапа Международного конкурса «Лучшие товары и услуги Евразии ГЕММА» отмечены пшеничная мука «Житница», мука высшего и первого сорта, манная крупа от «ПАВЫ». Получение сертификатов "Халяль" усилило конкурентоспособность продукции предприятия на рынке стран Центральной и Юго-Восточной Азии.

Зерно, мука пшеничная, мука для изготовления макаронных изделий, а также другая продукция, выпускаемая ОАО «Ключевской элеватор», неоднократно удостаивалась золотых и серебряных медалей, дипломов международных и межрегиональных выставок, неоднократно становилась дипломантом конкурса «Лучший Алтайский товар года», более 5 лет продукция предприятия под торговой маркой «Алтайская Славная» является лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».

Принципиально важной задачей является проведение добровольной сертификации зернопродукции в нескольких направлениях, что положительно скажется на её конкурентоспособности:

– получение Международных Сертификатов «ИНСПЕКТОРАТ Р», которые принимаются всеми трейдерами, банками и Правительствами в большинстве стран мира и позволяют пройти региональную сертификацию в различных регионах мира. ЗАО «ИНСПЕКТОРАТ Р» входит в группу компаний «Inspectorate», которая является одной из ведущих независимых сюрвейерских компаний и располагает всемирной сетью офисов и лабораторий в более чем 130 странах мира. С 2010 года группа компаний «Inspectorate» стала членом группы компаний «Bureau Veritas» являющейся крупнейшей на рынке сертификационных и инспекционных услуг;

– получение региональных сертификатов, например, ООО «Алтайские мельницы» получили сертификат о соответствии качества продукции и системы менеджмента предприятия Индонезийскому национальному стандарту SNI 01-3751-2006, что дало возможность экспортировать муку не только в Индонезию, но и в другие страны Юно-Восточной Азии;

– получение сертификатов системы Халяль (Halal).

Исследования мирового рынка молока и молочной продукции позволили определить перспективные направления развития экспортно-ориентированной политики. Основными товарами для развития экспорта являются сухие цельномолочные продукты, сухие обезжиренные продукты, масло коровье сливочное, сыры. К сожалению, в Ведомственной целевой программе «Развитие переработки молока в Алтайском крае» на 2012-2016 годы не предусмотрены конкретные направления модернизации отрасли и принципиальные направления сохранения именно российской национальной продукции, её стандартизация на всех уровнях, выпуск органической продукции. Именно с этого подхода необходимо разрабатывать план по техническому переоснащению предприятий – определение ассортимента, необходимого:

– на региональном и межрегиональном уровне;

– на конкретном сегменте мирового продовольственного рынка;

– в других отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности;

– для создания эксклюзивного продукта, востребованного на национальном рынке. Только после этого должен разрабатываться план модернизации конкретных предприятий в рамках выделенных бюджетных средств и с использованием собственного капитала предприятия.

Развитие Халяль-индустрии также способствует повышению экспортных возможностей российских предприятий. У Алтайского края есть серьёзное транспортное преимущество – через него проходит Турксиб – железная дорога, связывающая Сибирь со странами Центральной Азии, в том числе со странами, имеющими договоры о торговом партнёрстве с Российской Федерацией: Республиками Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан.



"Халяль" – общепризнанный во всём мире термин, обозначающий разрешённость для людей продуктов питания, косметической и парфюмерной продукции, лекарств и т.д. Требования "халяль" распространяются также на условия проведения финансовых операций и различного рода сделок.

В Российской Федерации создан Международный центр стандартизации и сертификации "Халяль" – это исполнительный орган, созданный Централизованной мусульманской религиозной организацией "Совет муфтиев России". Зарегистрирован в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, внесён в единый реестр систем добровольной сертификации. Продукция и организация, прошедшие единую для российских производителей систему сертификации "Халяль", имеют право нанесения на упаковку единого отличительного знака халяльной индустрии Российской Федерации.



Продукция с сертификатом "халяль" Совета муфтиев России экспортируется в мусульманские страны и признана зарубежными предпринимателями с 2004 года. Российские предприниматели сертифицированной продукции "Халяль" - ежегодные участники международных специализированных выставок: MIHAS в Малайзии, MOSCOW HALAL EXPO, KAZANHALAL, на международных продовольственных выставках, проводимых в России: ПРОДЭКСПО, "Золотая осень", АГРОПРОДМАШ и др.

Развитие Халяль-индустрии в Алтайском крае позволит повысить качество продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, принимать активное участие в экономическом сотрудничестве России и стран организации Исламского сотрудничества, в которую входят 22 арабские страны.

Серьёзной проблемой является то, что в настоящее время экспортёры продукции пищевой промышленности не получают государственной финансовой поддержки. В 2010 г. в РФ на поддержку экспорта продукции с высокой степенью переработки было выделено 1 млрд. долл. США, 3 млрд. долл. США на субсидирование части процентных ставок по экспортным кредитам, однако эти средства были предоставлены только экспортёрам машинотехнической продукции, которые сотрудничают с зарубежными странами на долгосрочной основе.

Разработкой механизмов поддержки экспорта занимается Минэкономразвития, практическим выделением средств на возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам – Минпромторг. Вопросы развития пищевой промышленности находятся в компетенции Министерства сельского хозяйства, однако средства на поддержку экспорта этому министерству не выделяются. В МСХ нет структурного подразделения, которое занималось бы развитием и поддержкой экспорта агропродовольственной продукции.

Администрация Алтайского края ведет активную работу с федеральными ведомствами по решению вопроса государственной поддержки экспорта продуктов зернопереработки путем введения экспортных субсидий на продукты зернопереработки; активизации деятельности торговых представительств России в зарубежных странах по продвижению российской муки; увеличения доли товарного наполнения мукой связанных кредитов и оказания гуманитарной помощи, предоставляемых Российской Федерацией; введения ускоренной процедуры возврата НДС экспортерам; установления понижающего коэффициента на тариф железнодорожной перевозки муки и крупы со станций Алтайского края до российских пограничных переходов и портов, начиная с 1 км.

Бизнес-сообществу совместно с административными органами региона необходимо продолжить эту работу в отношении продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края. Перспективными сегментами рынка зерна являются страны Ближнего Востока, Магриба, Южной и Восточной Азии.



Таким образом, работа по продвижению продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на мировой продовольственный рынок, развитию экспортного потенциала отрасли, требует постоянной модернизации перерабатывающих предприятий как в сфере применяемых технологий переработки, фасовки продукции, так и в сфере сбытовой коммерческой деятельности и управлении качеством продукции.
Список литературы

  1. Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова. – М.: ТК Велби, 2004. – 624 с.

  2. Сучкова Н.А. Импортозамещение в продовольственном секторе России. - М., 2009. – 26с.

  3. Пшенник Ю. Маркетинг импортозамещения. –http://www.neg.by/publication/2012_01_27_15636.html.

  4. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2005-2010: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. – Барнаул, 2011. – 392 с.

  5. Информационный портал Администрации Алтайского края. – http://altairegion22.ru.






Не задумывайся о том, кто в семье главный — она или ты. Лучше тебе этого не знать. Юзеф Булатович
ещё >>