страница 1 |
|
Похожие работы
|
Разработка урока в 5 классе Учитель мбоу сош №4 Чайко Любовь Николаевна г. Камышин - страница №1/1
![]() ![]() ![]() Разработка урока в 5 классе Учитель МБОУ СОШ № 4 Чайко Любовь Николаевна г. Камышин 2012-2013 учебный год Тема: «Зимние картины» в музыке А.Вивальди и П.И.Чайковского. 5 класс, 3 четверть. Цель: обобщить и закрепить изученное по теме “Живописная” музыка, научиться через музыку “видеть” картины природы. Задачи: научиться слушать и понимать музыку; “рисовать” ее в своем воображении. Метод: моделирование художественно-творческого процесса. Прием: творческий эксперимент. Жанр: творческая лаборатория. Тип: закрепление материала. Вид: урок-прогулка. Оборудование: CD-диски с музыкальными записями, фортепиано, компьютер, мультимедиапроектор, картины на электронном носителе, презентации по теме. Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года» «На тройке», А.Вивальди «Зима», « Пришла зима» А.Кадомцев. ХОД УРОКА I. Вступительная часть Вход учащихся под музыку П.И. Чайковского «На тройке» из цикла “Времена года”. Приветствие – распевка. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Дети: - Здравствуйте, учитель! II. Основная часть Учитель: - На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что связь искусств живописи и музыки очень сильна и мы можем не только услышать живописную картину, но и нарисовать музыку с помощью красок. Как вы думаете, может ли музыка нарисовать нам картины природы во всех ее проявлениях и в разное время года? Дети: - Да, конечно. Мы можем услышать и шум ветра, и раскаты грома, и шелест осенних листьев, дождь и увидеть солнце. Учитель: - Сегодня мы послушаем два произведения двух разных композиторов, каждый из которых передал нам свое ощущение и понимание зимы. Антонио Вивальди написал «Времена года», где он, буквально, нарисовал картины времен года. П. И. Чайковский-живописец русской природы нарисовал картины каждого месяца и тоже назвал свой альбом «Времена года». Сегодня мы попытаемся с вами понять «зимние» картины в музыке этих композиторов и сравнить их. Пожалуйста, нарисуйте в своем воображении те картины, которые вы «увидите», слушая музыку. Звучит пьеса А. Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”. Учитель: - Итак, какую картину зимы нарисовал Антонио Вивальди? Дети: - Зимы лютой, грозной, с метелями и морозами. Учитель: - Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для изображения такой зимы? Дети: - Яркую динамику, быстрый темп и яркий тембр. Учитель: - Кто исполнял это произведение? Дети: - Симфонический оркестр и солировала скрипка. Учитель: - А как называется жанр в музыке, где с оркестром соревнуется какой-либо инструмент? Дети: - Концерт. Учитель: - Мы сейчас прослушали фрагмент «Концерта для скрипки с оркестром» великого итальянского композитора А. Вивальди. Учитель: - А сейчас мы прослушаем музыку великого русского композитора П.И. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года». Звучит «На тройке» П.И. Чайковского и показывается презентация, составленная из зимних пейзажей русской природы И.И.Шишкина. Учитель: - Какую картину нарисовал в своем произведении П.И. Чайковский? Дети: - Лесная дорога и тихо падает снежок, легко бежит тройка лошадей. Деревья в инее, легкий морозец. Это только начало зимы и она еще не набрала силу. Учитель: - Кто исполнял это произведение, и какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Дети: - Фортепиано. Темп спокойный, размеренный, музыка легкая, мелодичная и совсем другая, если сравнивать с «Зимой» Вивальди. Учитель: Снег, мороз, сосульки – все это создает необыкновенную красоту окружающей нас природы в зимнюю пору, которую старались передать в своих творениях художники! Посмотрите на экран телевизора - здесь красота зимнего пейзажа показана нам красками! Учитель: - Ребята, что вы видите на картине? Дети: - Снег в полях, на деревьях. Учитель: - Какие краски использовали художники? Дети: - Голубой, синий, фиолетовый, белый. Учитель: - Эти тона называются холодными – они чаще встречаются у художников, которые хотят передать состояние природы в зимнее время года. Ребята, какие чувства вызывают у вас картины? Дети: - По-разному. И спокойствия, а какие-то пейзажи вызывают и радость. Учитель: - Давайте сейчас песней “Пришла зима” расскажем о том, что вам больше всего нравится зимой! Работа над голосовыми связками. Распевки. Повторение песни по куплетам. Исполнение песни. Учитель: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами еще раз послушаем одно из произведений и это будет «Зима» А. Вивальди. Я думаю, что картины зимнего пейзажа и музыка А. Вивальди вдохновили вас на творчество, и сейчас вы сами изобразите все, что у вас ассоциируется с зимой. Вы приготовили альбомные листы и краски. Давайте нарисуем зимнюю картину, которую изобразил композитор. Дети рисуют картины, звучит «Зима» А.Вивальди. III. Итог урока Учитель: - Ребята, у вас получились прекрасные пейзажи, в которых вы изобразили зимнее время года! Кроме красок и вашего старания, что еще помогло вам создать такие красивые рисунки? Дети: - Музыка. Учитель: - Правильно! Сегодня на уроке звучала музыка Антонио Вивальди и П.И. Чайковского из цикла “Времена года”. Итак, ребята, давайте подумаем, как изобразили зиму эти композиторы? Дети: - Совершенно по-разному, потому, что зима и не бывает одинаковой и каждый человек воспринимает окружающую природу и время года по-своему и выражает свои чувства тоже по- своему. Каждый композитор и человек индивидуален. У нас и картины получились разные! IV. Заключительная часть. Учитель: Работали все прекрасно, оценки всем отличные. Дома нарисуйте картины зимнего пейзажа, который изобразил П.И. Чайковский в своем произведении. Выход учащихся под музыку П.И.Чайковского “На тройке” из цикла “Времена года”. |
ещё >> |