Разработка урока с использованием информационно коммуникативных технологий «Своеобразие костюма донской казачки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Высшие споровые растения. Мхи» 3 430.05kb.
Урока : «The tour around Britain» 1 103.8kb.
Повышение эффективности урока истории на основе применения информационно-коммуникативных... 1 39.94kb.
Мбоу «Архангельская сош им. Героя Советского Союза Краснова В. 3 531.76kb.
План конспект урока английского языка По теме «Лондонский зоопарк»... 1 53.83kb.
«Работа в технике граттажа» Тематическое рисование 1 55.61kb.
Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света 1 462.06kb.
План-конспект открытого урока по русскому языку с использованием... 1 71.61kb.
Методическая разработка урока: Избранные страницы летописи Великой... 1 113.4kb.
Разработка урока «Основы мировой религиозных культур» 1 139.64kb.
Как человек использует свойства воздуха 1 92.43kb.
Предлог как часть речи. Цели урока: Образовательные 1 43.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока с использованием информационно коммуникативных технологий «Своеобразие - страница №1/1

Методическая разработка урока с использованием информационно – коммуникативных технологий «Своеобразие костюма донской казачки»

Цели урока:

1. Образовательная: создать целостное представление о самобытной культуре донского казачества, выраженной в одежде.

2. Воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.

3. Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.


Работа над понятиями: казак, городок, курень, кичка, сафьяновые сапожки, повойник, зипун, шашка, рубаха, шаровары, парчовый кафтан, кубелёк.

Оснащение урока: карта Области войска Донского, компьютер, проектор, , презентация.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Вводное слово учителя:

«Ой, ты батюшка наш, славный тихий Дон

Ты кормилец наш, Дон Иванович!

Про тебя-то лежит слава добрая!

Слава добрая, речь хорошая!

Как бывало ты всё быстёр бежишь

Ты быстёр бежишь, всё чистёхонек.»

А по берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где жили славные казаки, воины, хранители южных рубежей великой России. Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, его культуре и быте.

- Что вы знаете о донских казаках? Кто такие казаки? Каково происхождение слова «казак»? Составление кластера: воины, защитники южных границ России, люди, состоявшие на службе, оплачиваемые казной, свободные и вольные люди, храбрые наездники, коссахи, касаги, «белые олени» )

- Какими же особыми качествами обладали казаки? Давайте на основе пословиц, поговорок создадим образ казака.



На доске изображение казака, дети находят пословицы и определяют о каком из казачьих качеств говорится в пословице.

Смелый Пословицы:

Сильный -В чистом поле казак всегда на воле .

Хитрый -Враг наглеет, да и казак не робеет.

Терпеливый -Где вольная станица, там казак и гнездится.

Вольный -Доброе братство дороже богатства.

Дружелюбный -Терпи казак – атаманом будешь.

Трудолюбивый -Кто смел на коня сел.

Выносливый -Казаку мила донская сторона.

Любящий Родину, Родной край, Дон. –Уговор лучше чем спор.

-Друг с малолетства, дороже наследства.

- Что представлял собой уклад жизни и быта донских казаков? Чем определялись их особые черты?



Учащимся предлагается заполнить кроссворд

Кроссворд «Жизнь и быт донского казачества»




1




10
















2






















3



















12




13

























5










14




4










11





























































15






















6

























16






















7














































8


























































9








































По горизонтали:

  1. Поселение казаков.

  2. Жилище казака.

  3. Балкон.

  4. Свободное времяпрепровождение девушек.

  5. Кофточка с длинными рукавами и стоечкой.

  6. Верный спутник казака.

  7. Приспособление для мытья рук.

  8. Изображение святых.

  9. Оружие казака.

По вертикали:

  1. Приспособление для глажения.

  2. Главная река

  3. Защитник южных рубежей России.

  4. Сундук, окованный железом.

  5. Оружие казака.

  6. Самая нарядная комната.

  7. Головной убор казака.


Учитель: - Особенности жизни донских казаков отразились и на их одежде, в которой органически слились черты, характерные для многих народов. Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками.

- Теперь мы с вами поразмышляем о том, почему долгое время у донских казаков не было традиционной единой одежды.

- С одеждой донского казака вы уже познакомились. Каковы ее особенности? Дайте объяснение элементам мужского наряда.

Чембары – широкие штаны, куда заправлялся полушубок и ремень.

Чекмень - мундир, верхняя одежда с длинными полами.

Башлык – казачья верхняя шапка от непогоды, накидка на голову.

Кушак – широкий пояс, широкая тесьма или полотнище ткани, иногда с бахромой по концам. Пословица “Казачок, шелков кушачок”.

Лампасы – обязательный элемент казачьей формы на брюках, цвет зависел от казачьего войска.

Бурка – шерстяной плащ без рукавов. Очень удобный и практичный. Когда казак на коне, часть бурки, как попона, накрывает лошадь, защищая обоих от непогоды.

Лядунка – патронташ, небольшая сумочка, прикрепленная к ремню казака, крепилась на спине, справа.

Саквы – фуражные и сухарные сумы переметные крепились к седлу.

Нагайка – казачий жгут – плеть – короткая, толстая, круглая, ременная. Были с ножом, со шлепком, с пулькой – против волков.


Учитель: – Какими же чертами характера должна была обладать женщина, живущая рядом с бесстрашным воином? Что ценят больше всего в женщинах казаки?

– Женщина на Дону всегда была хранительницей языка и обычаев казачьих предков славян – степняков. Века постоянных, боевых тревог выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в минуты неожиданной опасности.

На реке она управлялась с каюком (казачьей лодкой), скакала на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. Умела встать на защиту своих детей, куреней, станиц.

Но, несмотря на все это, донская казачка не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.


2. Изучение нового материала. Используется презентация

Слайд 1 – 4: Характер и особенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек. Во второй половине XVII века в облике и одеянии женщин чувствовалось большое влияние Востока. Ведь казаки первоначально женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен в походах. Казачки носили на Дону широкие шаровары и распашное платье, называемое кубелек (мотылек с тюркского, напоминает силуэтом распахнутые крылья бабочки). Изготавливали его из привозного шелка, у богатых он мог быть из парчи. Лиф на груди застегивался на серебряные пуговицы, внизу полы заходили одна за другую, не застегиваясь. Платье подпоясывали поясом из серебряных пластин или бархатным, с вышивкой жемчужинами. Под кубелек одевали туникообразную рубаху до пят из тонкого полотна или шелка. Подол и рукава рубахи были видны из-под кубелька. Горловину рубахи украшали вышивкой.

 Слайд 5: Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту сельских станичниц. Например, «знуздалка» или «замуздка»  - платок, которым прикрывали часть лица жарким летом. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками».

 Слайд 6:  Любили казачки кружева. Кружева - штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки – оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. У казаков и сейчас по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большой частью утрачен. Но если сегодня и не верят в  их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием.

 Слайд 7 – 8: Быстрое экономическое развитие районов Придонья способствовало процессу изменения костюма казачек. После наполеоновских войн казаки принесли на Дон европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Сложный многослойный костюм уступает место более удобному и простому. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» - юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались».



Слайд 9 – 10: На смену кубельку и другим видам одежды приходит комплект женской одежды, состоящий из кофты и юбки. Длинные очень широкие юбки шили летом из холста, а зимой из шерсти. Для праздничных юбок покупали бархат, кашемир, сатин. Юбки делали с большим количеством оборок и с оборкой по подолу. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда по 4-5 штук. Кофта или блузка часто шилась из того же материала, что и юбка. В этом случае костюм назывался «парочкой».

 Слайд 11: Покрой кофты был сложным, часто застежка на мелких пуговицах шла по пройме и по плечу. Небольшой строгий воротник застегивался сбоку. Длинный рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Молодые казачки любили кофты – кирасы, облегающие фигуру до талии, внизу такие кофты имели оборку-баску. В 20 веке распространились кофты свободного покроя с застежкой спереди.



Слайд 12-13: В XIX в. среди казачек в донских станицах получил распространение сукман - вид накладной одежды с узкими короткими рукавами. Сукман чаще всего изготавливался из шерсти черного или синего цвета, иногда - из некрашеной. По прямому разрезу шеи он обшивался шелковой лентой и имел застежку на пуговицу. По краю подола сукман также украшался шелковой лентой и тесьмой красного цвета. Плетеный пояс из красных или синих шерстяных ниток дополнял костюм.

Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она изготавливалась из меха лисы или куницы, а сверху покрывалась парчой или атласом. Ее длина доходила до пят. Она была без застежки, с удлиненными рукавами. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам - шапки. Нарядным головным убором являлись собольи шапки с верхом из малинового бархата прямоугольной формы. Верх шапки декорировали жемчугом, драгоценными каменьями. Из-под шапки над ушами висели чикилики - украшения из ниток жемчуга. Вдовы носили шапки черного цвета без каких-либо украшений.

 Слайд 14-15: Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Казачки носили кружевные платки, наколки, а в 19 веке – косу, уложенную на затылке, казачки прятали в шлычку (маленькую шапочку, которая закрывала только косу, оставляя непокрытой голову). Носились они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без шлычки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него  появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

Учитель: - Оказывается, верхне и нижнедонские казачки одевались по – разному. Найдите общие и различные элементы в их одежде. ( показываются слайды 16-17)

Учащимся в группах предлагается работа с источниками информации «Описание одежды казачек верховых и нижних станиц» Составление маркировочной таблицы.



знаю

узнал новое

хочу узнать подробнее

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию.

Текст 1: Традиционные черты одежды казачек верховых станиц сохранились в одежде некрасовок. Полный женский костюм некрасовки включает рубаху, которая надевается прямо на тело. Рубаха состоит из "щефлика" - верхней части, "подола" - юбки, обшитой по низу красной каймой (кырмызом), и пышных рукавов на манжете. Все части рубахи шились из материала разного качества и расцветки. Рубаха подвязывалась на талии веревочкой. Поверх рубахи одевался балахон, который девочки начинали носить с 13-14 лет. Это вид распашной одежды типа кубелека, с застежкой до талии на пуговицы и воздушные (пришитые по краю ткани) петли, с узким коротким рукавом. Балахоны вначале шились из полосатой набойки (грубая хлопчатобумажная ткань, холст для последующей набойки, окраски, обычно одним цветом), затем из полосатой ткани фабричного производства, а с 50-х гг. XX в. - из шелка. Рукава балахона украшали "наставками" - 5-6-цветными лентами. Низ балахона отделывали черным шерстяным шнуром - гарусом. Полы балахона ниже талии (полики) делались из другого материала, так как под завеской их не было видно, а ткань могла пригодиться для изготовления иных деталей одежды. Балахон на талии подвязывался веревочкой. За веревочку заправлялась "заве-ска" - фартук из гладкого или набивного материала, по подолу обшитый чем-то красным (кырмызом). Сзади за веревочку заправлялись "мутозоки" (или мотузок, от слов мотать или вязать) - завязки, которые шились из разных кусочков тканей и заканчивались на конце пушистой кистью из шерстяных нитей различного цвета. Появляться без балахона, завески, мутозоков на людях считалось для казачек неприличным. Зимой поверх костюма они надевали "куфайку" - запашную черную стеганую одежду с длинными рукавами. Весной и осенью в качестве будничного наряда использовали "куфаенку" - короткую до талии, запашную одежду с короткими рукавами, стеганую, черную. Головной убор некрасовки ярко демонстрировал ее статус. Девочки и девушки-невесты ежедневно с самого рождения носили связку - сложенную в несколько раз полоску ткани определенной расцветки (бордово-оранжево-черной), украшенную бисером (Бисер (от арабского буера - стеклярус) - мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания (на предметах быта, женской одежды и т. д.)), раковинами каури (Каури - семейство морских брюхоногих моллюсков подкласса переднежаберных; их раковина (длиной до 15 см) овальная, блестящая, пестрая, поэтому используется для изготовления украшений), вышитую крестиками. Поверх связки иногда одевали платок красно-желтой расцветки - "уруминский", отделанный по одному углу кисточками из цветных нитей, кружевом и "пушочками", также изготовленными из цветных нитей. Платок складывали углом, завязывали под подбородком или на темени.

Текст 2: Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа или какой-либо другой легкой и прозрачной материи. Костюм включал также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья - из парчи, а подол - из полотна. Вокруг шеи на рубахе встречались узоры, т. е. оформлялся ожерелок. Поверх рубахи надевался кубелек - вид распашной одежды, по покрою и форме напоминавший татарский камзол. Кубелек шился из дорогостоящих тканей (парчи, шелка), застегивался только до пояса серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно шел второй ряд пуговиц, которые служили декоративными украшениями и изготавливались из золота или жемчуга. Для выхода из дома поверх кубелька надевали каврак (кафтан), который также застегивался до пояса. Дополнял костюм бархатный пояс, выложенный жемчугом, золотыми или серебряными бляхами, застегивающийся крючком. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, декорированные на подъеме вышивкой серебряными нитями и мишурой (Мишура - металлические, посеребренные или позолоченные нити, идущие на изготовление галунов, парчовых тканей, разного рода украшений). Поверх сапожек надевали туфли из сафьяна ярких расцветок на невысоком каблуке. Головные уборы у замужних и незамужних казачек были различны и преимущественно русского происхождения. Девушки носили челоух (налобную повязку) или кокошник из красного бархата, вышитый жемчугом и отделанный каменьями. Косу украшали лентами, косниками из золотых цепочек и червонцев, торкачем (платком), которым обвязывали голову, а длинные концы опускали по косе. Головной убор замужних женщин состоял их парчового повойника (легкая мягкая шапочка) высотой шесть вершков (26,4 см), поверх которого повязывался платок.

3. Рефлексия.

Учитель: - Итак, ребята, что вы узнали о том, как уклад повседневной жизни донской казачки повлиял на формирование особых традиций в одежде?

- Как вы оцениваете свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность и эффективность работы?

Прием «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.



Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

4. Домашнее задание. Учащимся предлагается выполнить собственный эскиз « Костюм донской казачки»




Один человек плюс закон — уже большинство. Калвин Кулидж
ещё >>