страница 1 |
|
Похожие работы
|
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме - страница №1/1
![]() по теме «Антонимы» Цели урока: -закрепить знания учащихся об антонимах; -продолжить формировать умение определять общее лексическое значение антонимов; -определять смысловые и стилистические отличия антонимов в тексте; -формировать умение употреблять нужный антоним в зависимости от разных целей; -воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка. Ход урока 1.Организационный момент 2.Сообщение темы и цели урока 3.Практическая проверка знаний 1).Словарный диктант. Учитель сообщает, что по лексическому значению ученик должны определить слова и записать их в тетрадь. Раздел науки о языке, изучающий слова. (Лексика) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы) Словарный запас человека (Лексикон) Слова, имеющие одно лексическое значение (Однозначные) Слова, имеющие много лексических значений (Многозначные) Слова с противоположным лексическим значением (Антонимы)
Слово «антоним» греческого происхождения и состоит из двух корней: anti – «против» и onyma – «имя». Большая часть антонимов называет противоположные качества или свойства: лёгкий-тяжёлый, твёрдый – мягкий, умный – глупый. Но они могут и обозначать и противоположные действия, например, отпирать – запирать, состояния (радоваться – горевать), пространственные и временные отношения ( верх-низ, день-ночь, рано-поздно), называть количество (много-мало). Антонимы по своей структуре бывают разнокорневые (хорошо - плохо, чистый-грязный, друг-враг) и однокорневые (добрый – недобрый, красивый – некрасивый, вкусный – безвкусный). Однокорневые антонимы создаются в языке в результате не только русских приставок не- и без-, но приставок иноязычного происхождения –анти-, контр-, например, религиозный –антирелигиозный, революционный –антиреволюционный. 5.Закрепление материала а) В пословицах найдите антонимы и определите, какие качества человека они называют (устно). Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища. Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. Молод годами, да стар делами. Язык длинный, мысли короткие. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. б) Выпишите из пословиц и поговорок антонимы. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь. Рано оседлали, да поздно поскакали. Меньше говори, да больше делай. На чёрной земле белый хлеб родится.
Не щади врага – сбережёшь друга. Недруг поддакивает, а друг спорит. Друг до поры – тот же недруг. Трусливый друг опаснее врага. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Правда со дна моря вынырнет, а неправда потонет.
д) К словам левого столбца подберите разнокорневые антонимы, к словам правого столбца – однокорневые. счастье-… счастье-… правда-… правда-… мягкий -… одарённый -… молодость -… спорный-… тепло -… порядок -… здоровый -… здоровый -… красивый -… красивый -… -Подумайте, ребята, к каким из приведённых слов можно подобрать два однокорневых антонима? 6. Итоги урока -В русском языке много слов-антонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Антонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. В художественных, публицистических, научно-популярных произведениях, в устной речи слово приобретает особое звучание, раскрывается во всей полноте при столкновении его со словом, противоположным по значению. Поэтому антонимы используются как особый стилистический приём оценки различных предметов и явлений. 7. Домашнее задание Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы. 1….дело лучше …безделья. 2….сторона – мать, а … - мачеха. 3.У мудрого человека…уши и …язык. 4….земля…рук не любит. Слова для справок: длинный - короткий, родной-чужой, маленький – большой, чёрный – белый. Допишите пословицы. Подчеркните разнокорневые антонимы одной чертой, однокорневые – двумя. 1.Не было бы счастья, да … помогло. 2.Учёный водит, а … 3.Мы ценим и любим не праздность, а… 4.Ученье – свет, а … 5.Не верь началу, верь… 6.Не отведав горького, не… Слова для справок: труд; несчастье помогло; концу; узнаешь сладкого; неученье – тьма; неучёный сзади ходит. |
ещё >> |