Разработка урока русского языка в 5 классе по теме - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Синтаксический... 1 65.88kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.57kb.
Урока русского языка в 9 классе по теме «Как успешно выполнить экзаменационные... 1 112.36kb.
Методическая разработка открытого урока английского языка в 8 классе... 1 36.27kb.
Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени... 1 69.55kb.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после... 1 56.11kb.
Разработка урока немецкого языка в 11 классе по теме: «Filmkunst»... 1 61.25kb.
Урок русского языка в 6 классе. Тема: Неопределенные местоимения. 1 91.33kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Существительные общего рода» 1 19.72kb.
Разработка урока географии в 8 классе по теме «география лесов россии» 1 34.06kb.
Оборудование: карточки для дифференцированного обучения; тестовые... 1 56.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме - страница №1/1

Разработка урока русского языка в 5 классе

по теме «Антонимы»

Цели урока:

-закрепить знания учащихся об антонимах;

-продолжить формировать умение определять общее лексическое значение антонимов;

-определять смысловые и стилистические отличия антонимов в тексте;

-формировать умение употреблять нужный антоним в зависимости от разных целей;

-воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.



Ход урока

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока

3.Практическая проверка знаний

1).Словарный диктант. Учитель сообщает, что по лексическому значению ученик должны определить слова и записать их в тетрадь.

Раздел науки о языке, изучающий слова.

(Лексика)

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)

Словарный запас человека

(Лексикон)

Слова, имеющие одно лексическое значение

(Однозначные)

Слова, имеющие много лексических значений

(Многозначные)

Слова с противоположным лексическим значением

(Антонимы)

4.Итак, тема нашего урока - «Антонимы. Разнокорневые и однокорневые антонимы»

Слово «антоним» греческого происхождения и состоит из двух корней: anti – «против» и onyma – «имя».

Большая часть антонимов называет противоположные качества или свойства: лёгкий-тяжёлый, твёрдый – мягкий, умный – глупый.

Но они могут и обозначать и противоположные действия, например, отпирать – запирать, состояния (радоваться – горевать), пространственные и временные отношения ( верх-низ, день-ночь, рано-поздно), называть количество (много-мало).

Антонимы по своей структуре бывают разнокорневые (хорошо - плохо, чистый-грязный, друг-враг) и однокорневые (добрый – недобрый, красивый – некрасивый, вкусный – безвкусный).

Однокорневые антонимы создаются в языке в результате не только русских приставок не- и без-, но приставок иноязычного происхождения –анти-, контр-, например, религиозный –антирелигиозный, революционный –антиреволюционный.



5.Закрепление материала
а) В пословицах найдите антонимы и определите, какие качества человека они называют (устно).

Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища.

Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.

Молод годами, да стар делами.

Язык длинный, мысли короткие.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.


б) Выпишите из пословиц и поговорок антонимы.

Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.

Рано оседлали, да поздно поскакали.

Меньше говори, да больше делай.

На чёрной земле белый хлеб родится.
в) Определите, по какому признаку можно классифицировать антонимы в следующих пословицах.

Не щади врага – сбережёшь друга.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Друг до поры – тот же недруг.

Трусливый друг опаснее врага.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Правда со дна моря вынырнет, а неправда потонет.
г) С помощью какой приставки, кроме не- , можно образовать антонимы к словам честный, спокойный? Придумайте предложения с данными антонимами.

д) К словам левого столбца подберите разнокорневые антонимы, к словам правого столбца – однокорневые.

счастье-… счастье-…

правда-… правда-…

мягкий -… одарённый -…

молодость -… спорный-…

тепло -… порядок -…

здоровый -… здоровый -…

красивый -… красивый -…

-Подумайте, ребята, к каким из приведённых слов можно подобрать два однокорневых антонима?



6. Итоги урока

-В русском языке много слов-антонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Антонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи.

В художественных, публицистических, научно-популярных произведениях, в устной речи слово приобретает особое звучание, раскрывается во всей полноте при столкновении его со словом, противоположным по значению. Поэтому антонимы используются как особый стилистический приём оценки различных предметов и явлений.



7. Домашнее задание

Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы.

1….дело лучше …безделья.

2….сторона – мать, а … - мачеха.

3.У мудрого человека…уши и …язык.

4….земля…рук не любит.

Слова для справок: длинный - короткий, родной-чужой, маленький – большой, чёрный – белый.

Допишите пословицы. Подчеркните разнокорневые антонимы одной чертой, однокорневые – двумя.

1.Не было бы счастья, да … помогло.

2.Учёный водит, а …

3.Мы ценим и любим не праздность, а…

4.Ученье – свет, а …

5.Не верь началу, верь…

6.Не отведав горького, не…



Слова для справок: труд; несчастье помогло; концу; узнаешь сладкого; неученье – тьма; неучёный сзади ходит.




Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. Михаил Ломоносов
ещё >>