Разработка урока по теме «Тепловые двигатели и их роль в жизни человека». 10класс Лабораторная работа по теме - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.57kb.
Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка... 1 37.75kb.
Разработка урока по теме «Натюрморт» педагога дополнительного образования... 1 97.44kb.
Разработка урока по географии 9 класс По теме: «Ведущая отрасль в... 1 47.83kb.
Разработка урока геометрии в 8-м классе по теме "Площади многоугольников" 1 73.51kb.
Разработка урока по умк биболетовой М. З. по теме 1 86.37kb.
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное... 1 85.57kb.
Разработка урока по теме «Средства массовой информации. Радио». 1 17.03kb.
№ п/п № урока в теме Тема урока Практические работы Домашнее задание... 1 149.19kb.
Разработка урока по теме «О, спорт! Ты здоровье!» Номинация Методическая... 1 119.85kb.
П/п номер и наименование детали 1 187.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока по теме «Тепловые двигатели и их роль в жизни человека». 10класс - страница №1/1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский


Из опыта работы по конструированию учебного процесса на уроках физики в контексте сетевого профильного обучения


Автор: Селянина Наталия Николаевна,

учитель физики МБОУСОШ № 4

г. Советский ХМАО - Югры

Советский

2012
Содержание.



  1. Введение……….………………………………………………………2




  1. Методическая разработка урока

по теме «Тепловые двигатели и их

роль в жизни человека». 10класс……………………………...……...5




  1. Лабораторная работа по теме

«Измерение жесткости пружины». 10класс …………………………14


  1. Используемые источники.……………………………………………………………..17

Введение.

Введение профильного обучения – одно из ключевых направлений модернизации российской школы, основная идея которого состоит в ориентации образования на индивидуализацию обучения, создание условий для развития и саморазвития учащихся, осуществления осознанного профессионального выбора, воспитания у старшеклассников способности принимать самостоятельные решения. Актуальность перехода к профильной старшей школе – несоответствие существующих результатов образования желаемым и требуемым.

В соответствии с Концепцией профильного обучения, профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно - ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Реализация на старшей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта, нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения на третьей ступени общего образования в зависимости от материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов, демографических и иных факторов.

С 2009 г. МБОУСОШ № 4 г. Советский является Ресурсным центром по сетевому профильному обучению по физике. На базе образовательного учреждения реализуется модель сетевого взаимодействия – изучение на профильном уровне предмета «Физика».

Сетевое обучение означает переход к ресурсному обеспечению индивидуальных образовательных программ старшеклассников. При этом ключевая проблема заключается в том, что ограниченные возможности отдельных образовательных учреждений не позволяют им обеспечить обучение в режиме индивидуальных программ, и в связи с этим предоставить максимальную свободу выбора учащимися индивидуальных образовательных маршрутов.

Решение этой проблемы может быть найдено в создании на базе учебных заведений, имеющих ограниченные ресурсы, инфраструктуры по типу сетевой организации, оказывающей весь спектр образовательных услуг профильного обучения и обеспечивающей максимальную свободу выбора.

Открытию сетевого профиля предшествовала огромная работа по изучению потребности у обучающихся в изучении физики на профильном уровне, кадровых и материально-технических возможностей организации сетевого профиля.

Учащимся предоставляется возможность удовлетворить индивидуальный интерес к изучению физики в процессе учебно-познавательной, самостоятельной и творческой деятельности. Система сетевого профильного обучения способна предоставить старшекласснику разнообразные образовательные услуги, позволяющие ему учиться непрерывно и обеспечивающие возможность получения современных знаний. Это дает возможность каждому ученику выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, позволяет успешно сдать экзамен и поступить в высшее учебное заведение по данному направлению.

Представленный в сборнике материал разработан в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года. Данная Стратегия призвана сформировать систему образования автономного округа, которая соответствует инновационной модели развития региональной экономики и обеспечивает выполнение ключевых показателей системы образования: доступность, эффективность, качество.

Профильное обучение должно создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Это дает возможность обеспечить достаточно высокий уровень социализации молодого поколения, а также преемственность между общим и профессиональным образованием, подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования. Достижение этих целей станет возможным лишь при использовании особых форм и методов урочной и внеурочной работы в профильных классах.

В результате обучения учащиеся расширят знания в области физики механических, тепловых электростатических, магнитных процессов и явлений, отображенных в базовом курсе физики средней (полной) школы; получат прочные теоретические знания и практические навыки; научатся решать нестандартные задачи по физике, что приведет к успешной сдаче единого государственного экзамена.

100% обучающихся сетевого профиля по физике в 2011 году продолжили обучение в высших профессиональных учреждениях по физико–математическому направлению.

Опыт был представлен на региональной стажировочная площадка для представителей общеобразовательных учреждений Октябрьского района по теме: «Муниципальная модель сетевого взаимодействия при организации профильного обучения старшеклассников» /2011г./



Методическая разработка урока по теме

Тепловые двигатели

и их роль в жизни человека.

10 класс.

Тема: Тепловые двигатели и их роль в жизни человека. 10 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала(2 часа).

Цели урока: показать взаимосвязь развития физики и техники на примере принципов действия тепловых двигателей, содействовать экономическому и экологическому воспитанию учащихся путём рассказа о работе тепловых двигателей.

Задачи:

  1. Образовательная: ввести понятие о тепловом двигателе и его устройстве; раскрыть роль и значение тепловых двигателей в современной цивилизации.

  2. Развивающая: показать взаимосвязь развития физики и техники на примере принципов действия тепловых двигателей; развитие логического мышления (анализ, синтез, абстрагирование), способствовать развитию коммуникативно-технических умений, применять полученные знания при решении задач различной направленности, развитие алгоритмического мышления, памяти.

  3. Воспитательная: способствовать профессиональной ориентации учащихся старших классов; стимулировать самопознание и профессиональное самоопределение учащихся.

Наглядные пособия и оборудование:

  • оборудование для проведения демонстрационного опыта (пробиркас водой, закрытая пробкой, спиртовка, штатив)

  • мультимедийный проектор;

  • презентация «Тепловые двигатели»;

  • видеофрагмент «Тепловой двигатель»;

  • анимация «Цикл Карно»;

  • видеофильм «Тепловые двигатели и их применение».


План урока.

Этапы урока

Время

Методы и приемы

Актуализация знаний.

10 мин

Фронтальный опрос.

Изучение нового материала.


45-50 мин

Лекция, беседа, записи в тетрадях, работа с презентацией, просмотр видеофильма

Закрепление материала.

15-20 мин

Решение задач по материалам ЕГЭ.

Домашнее задание.

3-5 мин

Пояснение учителя.


Ход урока.

I.   Актуализация знаний.

Вопросы для обсуждения:



  1. Сформулируйте первый закон термодинамики.

  2. Как применять первый закон термодинамики к различным изопроцессам?

  3. Допускает ли первый закон термодинамики теплообмен от менее нагретого тела к более нагретому?

  4. Какие процессы называются необратимыми? Приведите примеры необратимых процессов.

  5.  Какие параметры газа меняются при сжатии? При расширении?

  6. Сформулируйте второй закон термодинамики. 

II. Изучение нового материала.

Слайд 1.

Развитие промышленности и транспорта в XIX веке был связан с изобретением и совершенствованием тепловых двигателей. Принцип их работы основан на законах термодинамики. Тепловые двигатели весьма разнообразны как по конструкции, так и по назначению. Это паровые турбины на тепловых электростанциях, двигатели внутреннего сгорания на автомобилях, тракторах, реактивные двигатели различных типов.



Слайд 2.

Идея создания теплового двигателя состоит в превращении части внутренней энергии тела (топлива) в механическую энергию других тел, в результате чего возникает возможность совершения механической работы.



Тепловой двигатель  - устройство, преобразующее внутреннюю энергию топлива в механическую.

Опыт: в пробирку нальем немного воды, плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения. Под давлением пара пробка выскочит и поднимется вверх.

Вопросы для обсуждения:



  1. Какие превращения энергии мы наблюдали?

2.     Какое тело совершает механическую работу?

Заменим пробирку металлическим цилиндром, пробку - поршнем, получим простейший тепловой двигатель.



Слайд 3.

Первая универсальная паровая машина была изобретен в XVII веке английским ученым Джеймсом Уаттом. Пар поступал в цилиндр попеременно то с одной стороны поршня, то с другой. Поршень совершал и рабочий и обратный ход с помощью пара, чего не было в прежних машинах. Он использовал тяжелый маховик, центробежный регулятор скорости, дисковый клапан и манометр для измерения давления пара. Паровая машина Уатта стала изобретением века, положившем начало к промышленной революции.





Слайд 4.

Виды двигателей:



  • Паровая машина  (слайд 5)    

  • ДВС – двигатель внутреннего сгорания (слайд 6)

  • Паровая и газовая турбины (слайд 7)

  • Реактивный (слайд 8)

Все тепловые двигатели имеют общий принцип действия. Идея преобразования внутренней энергии топлива в механическую работу состоит в следующем: внутренняя энергия топлива при его сгорании преобразуется во внутреннюю энергию высокотемпературного газа и при  расширении газа частично превращается в работу. Слайд 9.
Видеофрагмент «Тепловой двигатель». /Электронное приложение к учебнику Мякишева Г.Я. Физика. 10 класс/

Важнейшей характеристикой теплового двигателя является КПД– коэффициент полезного действия – отношение энергии, которая пошла на работу, ко всей энергии, полученной от сгорания топлива

Слайд 10.

Проблему преобразования теплоты в полезную работу впервые исследовал Сади Карно в 1824 г. Карно придумал идеальную тепловую машину с идеальным газом в качестве рабочего тела.



Слайд 11.

Слайд 12.

Анимация «Цикл Карно». /Электронное приложение к учебнику Мякишева Г.Я. Физика. 10 класс/

Слайд 13.

КПД реальных двигателей


  • Паровая машина-10%-15%

  • Двигатель внутреннего сгорания-20%-40%

  • Паровая и газовая турбины-30%-40%

  • Реактивный двигатель-10%-20%

Повышение КПД тепловых двигателей и приближение его к максимальному значению – важная техническая задача.

Слайд 14.

Количество ежегодно сжигаемого в различных тепловых двигателях топлива настолько велико, что все более сложной проблемой становится охрана природы от вредного влияния продуктов сгорания. Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связано с действием различных факторов:


  • Сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа. Увеличение концентрации СО2 в атмосфере может привести к повышению ее температуры – «парниковый эффект».

  • При сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие чего его содержание в воздухе постепенно уменьшается.

  • При сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья человека.

Слайд 15.

В связи с проблемой экологической катастрофы важное место отводится поиску альтернативных источников энергии. Наиболее известными из них можно назвать:



  • Энергия Солнца

  • Энергия ветра

  • Энергия рек

  • Энергия Мирового океана

  • Энергия приливов

  • Энергия водорода

Перед человечеством, а значит и перед вами стоят задачи предотвращения экологической катастрофы, повышения КПД двигателей, использование экологически чистых видов топлива.

Просмотр видеофильма «Тепловые двигатели и их применение»



III.  Решение задач.лайды 16 , 17).

Решение задач по слайдам презентации, так же можно решить любую задачу № 671,672,674,676.(Сборник задач по физике А. П. Рымкевич)



IV.  Домашнее задание:

Слайд 18.



§ 82, упр. 15(11,12), подготовка презентаций к конференции по теме «Тепловые двигатели и их роль в жизни человека».

Темы сообщений:

  1. История изобретения автомобильных двигателей, их устройство и принцип действия.

  2. Двигатель внутреннего сгорания: виды, применение, характеристики.

  3.  Турбореактивный двигатель.

  4. Дизельный двигатель.

  5. Проблемы повышения КПД тепловых двигателей.

  6. Экологические проблемы использования тепловых двигателей.

  7. Альтернативные источники энергии



Лабораторная работа по теме

«Определение жесткости пружины».

10класс Лабораторная работа № 5.

Определение жесткости пружины.


Цель работы: проверить справедливость закона Гука для пружины динамометра и измерить коэффициент жесткости этой пружины.

Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, динамометр с заклеенной шкалой, набор грузов известной массы (по 100 г), линейка с миллиметровыми делениями.

Теоретическая часть.


Согласно закону Гука, модуль  силы упругости и модуль  x удлинения пружины связаны соотношением . Измерив  и x можно найти коэффициент жесткости  k по формуле . Так как , то коэффициент жесткости  .

Ход работы


  1. Закрепите динамометр в штативе на достаточно большой высоте.

  2. Подвешивая различное число грузов (от одного до четырех), вычислите для каждого случая соответствующее значение , а также измерьте соответствующее удлинение пружины х.

  3. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу, помещенную в тетради для лабораторных работ.

    № опыта

    Измерено

    Вычислено

    m,кг

    ‌‌‌x, м

    mg, H

    k, Н/м

    kср, Н/м

    ‌‌‌Δx, м

    ε, %

    Δk

    1.

























    2.













    3.













    4.













  4. По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле . Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой.

  5. Оцените (качественно) справедливость закона Гука для данной пружины: находятся ли экспериментальные точки вблизи одной прямой, проходящей через начало координат.

  6. Вычислите коэффициент жесткости по формуле: . Рассчитайте среднее значение жесткости пружины.

  7. Рассчитайте наибольшую относительную погрешность, с которой найдено значение коэффициента жесткости (из опыта с одним грузом) . Абсолютные погрешности массы и ускорения свободного падения соответственно равны Δm = 2 г, Δg = 0,02м/с2. Абсолютная погрешность удлинения найдите с помощью таблицы инструментальных погрешностей средств измерений Δх = Δих + Δ0х.

  8. Найдите абсолютную погрешность измерений жесткости пружины Δk = ε kср и запишите ответ в виде k = kср ± Δk

  9. Запишите в тетради для лабораторных работ сделанный вами вывод.


Используемые источники.

  1. Концепция профильного обучения (утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 г.). Школьные технологии. — 2002. — №4.

  2. Гам В. И., Филимонов А. А., Бугрова Н. С., Бузина Е. В. Организация сетевого профильного обучения. «Первое сентября». – 2008. – 17, 18, 19, 20, 21, 22. //http://upr.1september.ru

  3. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие). – М., 2006.

  4. Афанасьева Т. П., Немова Н. В., Стрельцова Н. Я., Томазова А. Н.. Планирование и орнганизация учебно-воспитательного процесса в системе профильного обучения, М.: АПКиППРО, 2005.

  5. Мякишев. Г.Я, Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Просвещение 2010.

  6. Интернет-ресурсы.

  7. Материалы ЕГЭ.

  8. А. П. Рымкевич. Сборник задач по физике. Для 9-11 классов средней школы. Просвещение 2000

  9. Электронное приложение к учебнику Г.Я Мякишева. Физика. 10 класс.

  10. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10-11 кл. общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998.

  11. Касьянов В. А., Коровин В. А. Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 10 класс М.:Дрофа, 2004.

  12. Касьянов В. А. Физика. 10кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2004.





Синоптик ошибается только раз, зато каждый день.
ещё >>