Разработка урока по теме: «Лесные пожары» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Этап «Лесные пожары» Лесной пожар 1 48.49kb.
Природные пожары (лесные, торфяные). Причины их возникновения и последствия. 1 102.17kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Осторожно, лесные пожары! 1 17.5kb.
Лесные пожары 1 31.26kb.
Лесные пожары 1 41.18kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.57kb.
Лесные пожары Все пожары в лесу начинаются из-за какой-нибудь внешней... 1 32.64kb.
Разработка урока по теме «Натюрморт» педагога дополнительного образования... 1 97.44kb.
Лесные пожары Лесной пожар – это стихийное неуправляемое распространение... 1 64.65kb.
Разработка урока по теме «О, спорт! Ты здоровье!» Номинация Методическая... 1 119.85kb.
Сотрудниками Усть-Удинской раскрыто резонансное преступление, предусмотренное ст. 1 10.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока по теме: «Лесные пожары» - страница №1/1

Методическая разработка урока
по теме: «Лесные пожары»

Учитель –Лисенкова В.А.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Образовательная: дать представление о лесных пожарах, об основных причинах и поражающих факторах лесного пожара; научить различать пожары по их характерным признакам, научить как правильно себя вести и не допустить этой беды.

Воспитательная: воспитать у учащихся бережное отношение к природе.

Развивающая: развитие умения работать в диалоговом режиме, монологической речи при работе в диалоговом режиме, логического мышления; расширение словарного запаса; коммуникативности.

I. Вступительное слово учителя:

Ребята! Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и узнаем тему урока.

Кроссворд



27

По горизонтали:

2. Наука о лесных пожарах.


3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.
4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.

По вертикали:

1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер.


2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.

Ответы

По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4. Стекло.

По вертикали: 1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето.
Итак, тема нашего занятия : « Лесные пожары»

Тест


1. Как называется наука о лесных пожарах?

а) экология;


б) пирология;
в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, травы, кусты?

а) при низовом;
б) при верховом;
в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев?

а) при низовом;
б) при верховом;
в) при подземном.

4. Где нельзя разводить костер?

а) на старом кострище;
б) в вырытой ямке;
в) под деревьями.

5. Как тушат только что начавшийся пожар?

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя.

Слово учителя:

Лесные пожары – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (слайд 5,7)

Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор.

Сегодня на уроке, вы узнаете об основных причинах и поражающих факторах лесного пожара, правилах эвакуации; научитесь различать пожары по их характерным признакам, научитесь правильно разжигать костер.

Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек.

Самые типичные случаи возникновения лесного пожара:

– брошена горящая спичка, окурок;
– охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;
– механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности (ТБ), курил рядом с заправляемой машиной и т.д.;
– люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках;
– люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;
– осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза;
– хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ.

Лесные пожары по охвату площади подразделяются на зоны отдельных, массовых и сплошных пожаров и огненные штормы.

Зона отдельных пожаров характеризуется возникновением незначительного количества пожаров, рассредоточенных по площади.

Зона массовых пожаров представляет собой совокупность отдельных пожаров, возникающих одновременно.

Зона сплошных пожаров характеризуется быстрым развитием и распространением пожаров, наличием высокой температуры, задымленности и загазованности, опасной для жизни. Проезд через эту зону невозможен или сопряжен с проведением специальных противопожарных мероприятий.

Огненный шторм – это особо интенсивный пожар в зоне сплошных пожаров (слайд11), в центре которого возникает восходящая вверх конвекционная колонка в виде огненного вихревого столба. К ней устремлены от периферии площади пожара сильные ветровые потоки. Потушить огненный шторм практически невозможно.(слайды 9, 11)

Лесные пожары бывают трех видов:

1) низовой (90% всех случаев) (слайд15) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м;

2) верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени;

3) подземный (торфяной) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара.(слайд14).Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.




ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ







Лес - это одно из ценнейших богатств, это «легкие» нашей планеты. Около 60% кислорода поставляет он в земную атмосферу. Дерево средней величины за сутки может восстановить столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.
Но у леса есть сильнейший враг - огонь. Все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня за несколько часов.( слайды 2, 8).
При пожаре опасности подвергаются как отдельные люди, оказавшиеся в горящем лесу, так и целые населенные пункты, производственные объекты, линии электропередач, газопроводы . В огне гибнут растения и животные.(слайд7). В девяти случаях из десяти виновниками лесных пожаров является человек.
Ландшафтные пожары представляют собой опасное стихийное бедствие. Они уничтожают ценные материалы, торф и др. и обладают серьезными поражающими факторами, основным из которых - высокая температура, вызывающая возгорание всего, что окажется в районе пожара, задымление районов, оказывающее раздражающее воздействие на людей и животных, а в некоторых случаях и отравление их окисью углерода, ограничение видимости, отрицательное психологическое воздействие на людей.
Лесные пожары бывают 3-х видов:
низовой, когда горит сухой травяной покров, лишайники, валежники и кустарники:
верховой, когда горит весь лес снизу доверху или только кроны деревьев;
подземный (торфяной), когда горит торф на глубине.
В очагах почвенных пожаров" "возникают завалы, в которые могут провалиться люди и техника.
Наиболее распространены низовые пожары. При определенных условиях они переходят в верховые и подземные.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ


Из года в год ущерб природе наносит по сжигание сухой травы на лесных полянах, лугах, на полях. Многие убеждены, что плодородность лугов и полей повышается, если сжечь на них старую траву. Современная наука опровергает этот довод. Палы ежегодно наносят ощутимый вред лесному хозяйству и торфяным массивам.
Наиболее частые причины лесных пожаров - это незатушенные костры, брошенные окурки, спички. В жаркую сухую погоду достаточно искры, чтобы вспыхнул огонь, особенно в хвойном лесу.
Не следует разводить костры в ветреную погоду, а также без особой надобности. Если в этом все же возникает необходимость, к примеру, в туристическом походе, то следует помнить - правила пожарной безопасности запрещают разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на лесосеках, захламленных сухими порубочными остатками.
Запрещается разводить костры на торфяниках и вблизи скирд сена (соломы).
Большую опасность представляют собой старые пни и валежники. Тление в корнях или гнилой сердцевине может перерасти в лесной пожар.
Для костра следует выбирать место на песчаной или галечной косе у реки или у озера. Можно также развести костер на открытой поляне. Место вокруг будущего костра надо обложить камнями, очистить от сухой травы, шишек, веток - удалить все, что может гореть, на расстояние не менее 0,5 метров.
Покидая место привала, надо обязательно потушить костер. Если поблизости нет воды, необходимо тщательно засыпать его землей. Не- сгоревшие головешки необходимо тушить отдельно, угольки утрамбовать ногами. Если есть лопаты, то можно перекопать место костра. В случае если в лесу замечен пожар. Обязанность каждого - незамедлительно сообщить об этом работникам лесного хозяйства или в милицию.

"Как разводить костер".

1. Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.


2. Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
3. Нельзя разводить костер под деревьями.
4. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
5. Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся ямке.
6. Нельзя разжигать костер зажигалкой.
7. Обязательно наблюдайте за горящим костром!
8. Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать песком, а снятый дерн положить на место.
Что делать, если вы попали в зону пожара?

1. Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество.

2. Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно в наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.

3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой – полотенцем, подолом рубашки.

4. Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

5. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.

Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.

Когда эвакуация невозможна, пожар пережидают в загерметизированных каменных зданиях, убежищах гражданской обороны, погребах и т.д.

Иногда переждать пожар можно на открытых участках – стадионах, площадях и др.

Итог урока.

1. Какие меры профилактики лесных и торфяных пожаров вы знаете?

2. Расскажите о правилах разведения костра.

3. Опишите ваши действия в случае обнаружения пожара.

4. Назовите виды лесных пожаров, расскажите о способах их тушения.

5. Как выйти из зоны лесного пожара?


Используемая литература:

1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. 3 класс. Альбом-задачник. М.: Вентана-Граф, 1998.

2. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. 4 класс. часть 2. Альбом-задачник. М.: Вента-Граф, 1998.

3. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Изд-во "Адэль", 1996.

4 Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во "Зеркало", Издательский дом "Техника – молодежи", 1996.

5. Михайлов Л.А., Михеев Г.Д., Емельянчик В.К., Щегалев И.А., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека. Методическое пособие для учителя. СПб.: Специальная литература, 1998.



6. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас. 4 класс. Часть 1. М.: Просвещение, АО

"Московские учебники", 2004




Едва ли случайно, что электрическая лампочка и таблетки от бессонницы были изобретены одним и тем же поколением. Хоймар фон Дитфурт
ещё >>