Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. 1 86.42kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Комплексный анализ текста публицистического стиля 1 113.23kb.
Ситуационный уровень художественного текста: к постановке проблемы 1 81.49kb.
Программа для поступающих на образовательные программы докторантуры... 1 89.11kb.
Разработка урока по теме «Натюрморт» педагога дополнительного образования... 1 97.44kb.
Разработка урока по теме «О, спорт! Ты здоровье!» Номинация Методическая... 1 119.85kb.
Комплексный анализ художественного текста (К. Хетагуров. 1 97kb.
Урока: закрепление знаний по теме 1 25.96kb.
Структура художественного текста 40 4731.79kb.
Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное... 1 85.57kb.
Описание на программы 1 24.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» - страница №1/1

Разработка урока по теме « Анализ художественного текста», проведенного в рамках недели русского языка и литературы в 10 б классе Муллакаевой Данифой Хафасовной, учительницей высшей категории
Эпиграфы к уроку : Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди

( Махатма Ганди(2.10.1869 - 30.01.1948) - один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии.)

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам...

А. И. Герцен

ГЕРЦЕН Александр Иванович (псевд. - Искандер) (25.III(6.IV).1812 - 9(21).I.1870) - русский революционный деятель, философ, писатель и публицист


Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.

Ф. Жолио-Кюри

Жолио-Кюри (Joliot-Curie) Фредерик (19.3.1900, Париж, — 14.8.1958, там же), французский физик, прогрессивный общественный деятель, один из основателей и лидеров всемирного Движения сторонников мира
Цели: - формирование коммуникативной компетенции;

- закрепление умений определять тему и основную мысль произведения,

- выявлять художественные средства, использованные автором для реализации замысла произведения;

- формирование умений находить грамматические средства, использованные автором с целью раскрытия идеи произведения,

- вспомнить признаки текста, типы текста, стиль речи

-воспитание внимательного отношения к слову,

бережного отношения к окружающей природе,

- обеспечить языковое развитие учащихся,

-развитие связной речи

Оборудование: Распечатки текста для учащихся, таблицы для работы, компьютер, проектор

Ход урока:

1. Организация начала занятия, постановка целей занятия.



Ребята, сегодняшний урок посвящен анализу текста.

Какие цели (задачи) стоят перед нами?

2. Чтение теста учителем (первой части):

Лес и город

(1)Лес и город.(2) Город и лес. (З) Разные пор…ждения одной Вселенной.(4) Такие разные и (ни)как не совмеща…щиеся пока.

(5)Город т…нулся к лесу, прост…рал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. (6)А лес неподвижно вз…рал на его осторожное, но настойчивое пр…ближение.(7) Лес не умел н… бояться, н… роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа.(8) Лес ра..сеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу воздух чистыми ночными ветрами. (9) Лес по каплям к…пил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.



3.Беседа:

-Докажите, что это текст. Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.

1). - Определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).

Назовите героев произведения (город и лес)
2). Что отражает заголовок: тему или основную мысль? (тему)

3). Как связаны предложения в тексте. Докажите. (Цепная связь)


4). Определите тип текста. Докажите. (повествование, раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов. (В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. Можно поставить вопросы: что происходит сначала? потом? и в конце? Одновременно эти события увидеть нельзя)
5).Стиль текста? Докажите. ( Публицистический) (Воздействие путем словесного худ. изображения жизни, передача отношения к окружающему, создание худ. образов…Образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи, широкое использование худ.-изобразительных средств.)(Это статья из газеты, информация об актуальном вопросе современной жизни, написанная с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения)

6).Работа над орфограммами : выписать слова с пропусками.


4.Заполняем таблицу:

Выпишите глаголы, обозначающие действия города(1 вариант) и леса(2вариант)


Город ( Действия предмета)

Лес ( Действия предмета)


тянулся



взирал

простирал

не умел ни роптать, ни бояться



протягивал (щупальца)

мог жить и ждать

тянул (паутину)



рассеивал, разлагал

дышал гарью

возвращал, копил



пил ненасытно

слал, пил



выбрасывал



выбрасывал



5.Продолжение беседы.

1) Подберите синонимы к словам:
взирал-смотрел, созерцал, наблюдал

роптать- возмущаться, жаловаться

слал-посылал, направлял

едкий - резкий, вызывающий раздражение, боль.

2).Что можно сказать о городе на основе данных наблюдений? Каким вам представился город? (Город представляется великаном, чудовищем, постоянно требует пищи и все-таки остается ненасытным, каждый раз прося все больше и больше, ничего не давая взамен).
3). Каким же изображен лес? (лес спокойный, безропотный, готовый отдавать бескорыстно)
4). Как автору удалось создать живые образы? При помощи каких

художественных средств?

Эпитеты: (1вариант) уверенные щупальца-дороги , тяжелого дыхания, осторожное, но настойчивое приближение, едкий газ, чистыми ночными ветрами, чистую влагу, грязной рекой.

грязной рекой.



Олицетворение: (2 вариант)Город тянулся, простирал, протягивал, тянул, дышал, пил, выбрасывал, лес взирал, не умел ни роптать, ни бояться, мог жить и ждать, возвращал, копил, слал.

Метафоры: щупальца-дороги, паутины проводов.
5).Сравните строение предложений о городе и о лесе.(5)и(8)(Работа у доски.)
Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания.
Лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами.
6). Найдите грамматическую основу предложений, начертите на доске схему (ВЫВОД: Оба предложения осложнены однородными сказуемыми)
7) А теперь рассмотрим строение предложения(9):
Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой. Основы, схема. (Сложносочинённое предложение с противительным союзом)

8). Вывод: Наконец, в последнем предложении автор противопоставляет город лесу. (Город-это человек и его жадность, а лес - мир природы).

Это идея текста.
9).Прочитаем вторую часть текста.
Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.
1) Какое впечатление производит этот текст? (Грустное, тяжкое, заставляет задуматься). Какое настроение передаёт автор?

2). Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора.

(взаимосвязь человека и природы,

потребительское отношение к природе,

проблема уничтожения человеком живой природы,



экология культуры)

3). Какова же основная мысль текста? Для чего он написан?

(Для того чтобы каждый из нас не забывал, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания).



Автор заставляет читателя глубоко задуматься, серьезно относиться к этой сложной, наболевшей, актуальной, злободневной проблеме.

10.Подведём итоги урока. Составим синквейн:


Лес

Спокойный, терпеливый.

Ждал, возвращал, копил .

Он не умел ни бояться, ни роптать.

МИР ПРИРОДЫ

Город


Ненасытный, жестокий.

Тянулся, пил, выбрасывал.

Дышал гарью тяжёлого дыхания .

ЖАДНОСТЬ.


11.Возвращаемся к эпиграфам.

Об этой проблеме говорили люди давно, и сейчас мы продолжаем говорить. И люди разных стран. Это говорит о ее глобальности, актуальности, злободневности.



10. Подведение итогов урока. Рефлексия. ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НА УРОКЕ. (Только при внимательном отношении к слову можно понять замысел писателя, идею его произведения)

12. Домашнее задание. Представьте, что вы участвуете в конкурсе «Живи, природа!». Напишите небольшой рассказ на экологическую тему.




Сколько уж раз взламывали сокровищницу национального языка, чтобы его обогатить. Станислав Ежи Лец
ещё >>