страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» - страница №1/1
![]() Эпиграфы к уроку : Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. Махатма Ганди ( Махатма Ганди(2.10.1869 - 30.01.1948) - один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии.) Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам... А. И. Герцен ГЕРЦЕН Александр Иванович (псевд. - Искандер) (25.III(6.IV).1812 - 9(21).I.1870) - русский революционный деятель, философ, писатель и публицист Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. Ф. Жолио-Кюри Жолио-Кюри (Joliot-Curie) Фредерик (19.3.1900, Париж, — 14.8.1958, там же), французский физик, прогрессивный общественный деятель, один из основателей и лидеров всемирного Движения сторонников мира
- закрепление умений определять тему и основную мысль произведения, - выявлять художественные средства, использованные автором для реализации замысла произведения; - формирование умений находить грамматические средства, использованные автором с целью раскрытия идеи произведения, - вспомнить признаки текста, типы текста, стиль речи -воспитание внимательного отношения к слову, бережного отношения к окружающей природе, - обеспечить языковое развитие учащихся, -развитие связной речи Оборудование: Распечатки текста для учащихся, таблицы для работы, компьютер, проектор Ход урока: 1. Организация начала занятия, постановка целей занятия. Ребята, сегодняшний урок посвящен анализу текста. Какие цели (задачи) стоят перед нами? 2. Чтение теста учителем (первой части): Лес и город (1)Лес и город.(2) Город и лес. (З) Разные пор…ждения одной Вселенной.(4) Такие разные и (ни)как не совмеща…щиеся пока. (5)Город т…нулся к лесу, прост…рал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. (6)А лес неподвижно вз…рал на его осторожное, но настойчивое пр…ближение.(7) Лес не умел н… бояться, н… роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа.(8) Лес ра..сеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу воздух чистыми ночными ветрами. (9) Лес по каплям к…пил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой. 3.Беседа: -Докажите, что это текст. Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. 1). - Определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).
3). Как связаны предложения в тексте. Докажите. (Цепная связь) 4). Определите тип текста. Докажите. (повествование, раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов. (В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. Можно поставить вопросы: что происходит сначала? потом? и в конце? Одновременно эти события увидеть нельзя) 5).Стиль текста? Докажите. ( Публицистический) (Воздействие путем словесного худ. изображения жизни, передача отношения к окружающему, создание худ. образов…Образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи, широкое использование худ.-изобразительных средств.)(Это статья из газеты, информация об актуальном вопросе современной жизни, написанная с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения) 6).Работа над орфограммами : выписать слова с пропусками. 4.Заполняем таблицу: Выпишите глаголы, обозначающие действия города(1 вариант) и леса(2вариант)
5.Продолжение беседы. 1) Подберите синонимы к словам: взирал-смотрел, созерцал, наблюдал роптать- возмущаться, жаловаться слал-посылал, направлял едкий - резкий, вызывающий раздражение, боль. 2).Что можно сказать о городе на основе данных наблюдений? Каким вам представился город? (Город представляется великаном, чудовищем, постоянно требует пищи и все-таки остается ненасытным, каждый раз прося все больше и больше, ничего не давая взамен).
грязной рекой. Олицетворение: (2 вариант)Город тянулся, простирал, протягивал, тянул, дышал, пил, выбрасывал, лес взирал, не умел ни роптать, ни бояться, мог жить и ждать, возвращал, копил, слал. Метафоры: щупальца-дороги, паутины проводов. 5).Сравните строение предложений о городе и о лесе.(5)и(8)(Работа у доски.) Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. Лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. 6). Найдите грамматическую основу предложений, начертите на доске схему (ВЫВОД: Оба предложения осложнены однородными сказуемыми) 7) А теперь рассмотрим строение предложения(9): Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой. Основы, схема. (Сложносочинённое предложение с противительным союзом) 8). Вывод: Наконец, в последнем предложении автор противопоставляет город лесу. (Город-это человек и его жадность, а лес - мир природы). Это идея текста. 9).Прочитаем вторую часть текста. Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить. 1) Какое впечатление производит этот текст? (Грустное, тяжкое, заставляет задуматься). Какое настроение передаёт автор? 2). Над какими проблемами заставляет нас задуматься автор? По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора. (взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к природе, проблема уничтожения человеком живой природы, экология культуры) 3). Какова же основная мысль текста? Для чего он написан? (Для того чтобы каждый из нас не забывал, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания). Автор заставляет читателя глубоко задуматься, серьезно относиться к этой сложной, наболевшей, актуальной, злободневной проблеме. 10.Подведём итоги урока. Составим синквейн: Лес Спокойный, терпеливый. Ждал, возвращал, копил . Он не умел ни бояться, ни роптать. МИР ПРИРОДЫ Город
Ненасытный, жестокий. Тянулся, пил, выбрасывал. Дышал гарью тяжёлого дыхания . ЖАДНОСТЬ. 11.Возвращаемся к эпиграфам. Об этой проблеме говорили люди давно, и сейчас мы продолжаем говорить. И люди разных стран. Это говорит о ее глобальности, актуальности, злободневности. 10. Подведение итогов урока. Рефлексия. ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НА УРОКЕ. (Только при внимательном отношении к слову можно понять замысел писателя, идею его произведения) 12. Домашнее задание. Представьте, что вы участвуете в конкурсе «Живи, природа!». Напишите небольшой рассказ на экологическую тему. |
ещё >> |