Разработка урока по предмету: физика Класс: 10 Продолжительность урока: 90 минут Тема: Звуковые волны Тип урока: комбинированный уро - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тип урока по содержанию изучаемого материала интегрированный Вид... 1 78.96kb.
Тема урока: «Ветер» Форма урока: Комбинированный. Фио учителя: Кабыш... 1 68.83kb.
Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера) 1 130.94kb.
Методическая разработка Предмет: История Класс: 9 класс Урок №63... 1 155.07kb.
Тип урока: урок изучение нового материала. Тема: Виды графики Продолжительность... 1 184.17kb.
Разработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение... 1 51.95kb.
7 класс Тип урока: комбинированный. Форма урока: урок игра. 1 103.65kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока... 1 67.21kb.
Презентация для урока. Ход урока. I. Организационный момент Объявление... 1 60.28kb.
Конспект урока «Художественная реформа Джотто» 1 68.94kb.
Конспект урока по истории в 10 классе Тип урока: изучение нового... 1 107.26kb.
Внеклассное мероприятие по музыке для начальных классов «Музыка вокруг... 1 65.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока по предмету: физика Класс: 10 Продолжительность урока: 90 минут - страница №1/1

Государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №20

Разработка урока

по предмету: физика

Класс: 10

Продолжительность урока: 90 минут
Тема: Звуковые волны

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.
Вид урока: Игра «Симфонический оркестр»

Разработала: преподаватель физики

Драч Анастасия Сергеевна

с. Белый Яр, 2009 год.

Где не хватает слов, говорит музыка,

которая использует звук для того,

чтобы упорядочить эмоции во времени.

Ганс Христиан Андерсен
План урока
Цель: формирование понятия звуковой волны, как одного из видов механических волн.
Задачи:

Образовательные:


  • познакомить учащихся с понятием «звук», характеристиками звука, показать их отличие;

  • научить различать звуки по громкости, тону, тембру;

  • показать, как эти характеристики связаны с частотой и амплитудой колебаний.


Развивающие:

  • развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы.


Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету



Оборудование:

  • мультимедиа;

  • гитара и тонкий картон;

  • деревянные ложки;

  • колокольчики;

  • камертон;

  • конверты с изображением музыкальных инструментов с карточками (кроссвордом).


Словарь урока: звуковая волна (звук), источник звука, акустика, группы музыкальных инструментов (ударные, клавишные, струнные, духовые), характеристики звука (высота, громкость, тембр).
План урока:

  1. Организационный момент (5 мин.)

  2. Изучение нового материала (30 мин.)

  3. Актуализация знаний (30 мин.)

  4. Домашнее задание (10 мин.)

  5. Итоги урока (15 мин.)


Ход урока:
1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке физики.

На столе у каждого учащегося лежит конверт в виде какого-либо музыкального инструмента.
2. Изучение нового материала

(Слайд 1: младенец (картинка), звук («плач новорожденного ребенка»))

- Что же это?! Что рождается с появлением новой жизни? Что сопровождает нас всю жизнь и не покидает ни на секунду? Что, начиная с зарождения Мира, Сегодня и, можно уверенно сказать, до последнего вздоха Вселенной всей, не потеряет свое значение для тех, кто имеет жизнь на Земле? Что является для нас привычным, естественным и остается загадкой одновременно? (ответы учащихся)

- Звук! Изучение звука никогда не потеряет свою актуальность.

- Что такое «звук»? (ответы учащихся)

- То, что мы можем услышать.

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего занятия “Звуковые волны”. Цель нашего урока – познакомиться с понятием «звук», характеристиками звука, рассмотреть некоторые источники звука. (Слайд 2)

Запишите в тетради определение:



Упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения, называются звуковыми волнами или просто звуком.

Человеческое ухо способно воспринимать упругие механические волны с частотой ν от 16 Гц до 20кГц. Упругие воны с частой ν<16 Гц называются инфразвуком, а волны с частотой ν>20кГц – ультразвуков. (Слайд 4)

Частоты в диапазоне от 16 Гц до 20кГц называют звуковыми. Любое тело (твердое, жидкое, газообразное), колеблющееся со звуковой частотой, создает в окружающей среде звуковую волну.

Именно об этих волнах сейчас пойдет речь.

Конечно, далеко не каждый человек может воспринимать волны частотой 16Гц – 20 Гц или 20000Гц. В то же время человеческое ухо очень чутко реагирует на колебания внешней среды, хотя с возрастом эта чувствительность уменьшается. Для взрослого человека весь акустический диапазон недоступен и рабочим диапазоном является 50Гц ≤νзв≤14000Гц.

Любое тело, совершающее колебания с частотой 16Гц ≤ν≤20000Гц порождает возникновение звуковых волн, и называется источником звука. (Слайд 5)

Среди животных, птиц и рыб существуют виды, которые воспринимают упругие волны с очень низкими и с очень высокими частотами. Самым универсальным в этом смысле является дельфин, который способен воспринимать волны с частотой колебаний в диапазоне 0,4кГц < ν < 200кГц. (Слайд 6)

Среди источников звука есть как естественные источники, так и искусственные. К естественным звукам относятся: голоса животных, птиц и т.д., образование грома при грозовых разрядах. Примером искусственных источников звука являются музыкальные инструменты, во главе которых стоит камертон. Он был изобретен в начале XVIII века для настройки музыкальных инструментов. (Слайд 7)

Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты, стремления и помыслы человека, испытал на себе каждый из нас. Окружающих нас звуков много, но рассмотрим не все, а именно музыкальные звуки.

- Чем отличаются музыкальные звуки? Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физикааве которых стоит камертон.ляевляетсях.

отных, птиц и т.д.,ен воспринимать волны с частотой колебаний в диапазоне 0,4кГцчают п.



Акустика – это раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями. (Слайд 8)

Давайте посмотрим, а что же именно является источником звука.

- Какие музыкальные инструменты вам известны? (Ответы учащихся)

- У некоторых музыкальных инструментов есть что-то общее. Давайте постараемся выделить инструменты, которые чем-либо похожи друг на друга. (прошу разделиться на группы учащихся с изображением музыкальных инструментов, имеющие сходства. Групп получается четыре, но некоторые не могут найти себе место, так как похожи на несколько групп одновременно)

- В том, что некоторые не могут найти место ни в одной группе, нет никакой ошибки. Дело в том, что существуют музыкальные инструменты, одновременно относящиеся к нескольким группам.

- Вопрос для всех «музыкальных инструментов»: «Почему вы разделились именно таким образом? Чем вы отличаетесь от других?» (ответы учащихся каждой группы)

- Все верно. У одних есть струны, у других - клавиши и т.д. Эти части инструмента называются «источники звука». В зависимости от источника звука группа имеет соответствующее название. Попробуйте назвать вашу группу и ее представителей. (Ответы учащихся)

Группы музыкальных инструментов: (Слайд 9)


  • Ударные – бубны, барабаны, ксилофоны и т.д. (здесь колеблются от удара палочки или руки, натянутый материал, металлические пластинки и т.д.);

  • Клавишные – пианино, клавесины (колебания струн вызывается здесь ударом по ним молоточков);

  • Духовые – флейта, горны и фанфары, кларнеты, валторны, трубы (колебания столба воздуха внутри инструмента);

  • Струнные – скрипка, гитара и т.д.

- Как называется группа, состоящая из людей, которые играют на музыкальных инструментах, которые сейчас здесь присутствуют? (Ответы учащихся)

- Оркестр.

- Давайте поиграем в «оркестр». На слайде показана расстановка музыкальных инструментов в оркестре. Постарайтесь спроецировать ее. (учащиеся рассаживаются в соответствии со схемой на слайде) (Слайд 10)

- Выслушаем доклады о истории возникновения музыкальных инструментов групп к которым вы относитесь, как выглядят инструменты - мы уже увидели, теперь послушаем - какие звуки издают каждый из них и чем они отличаются.

Выступления учащихся с докладами об истории возникновения различных видов инструментов.

(перед выступлением каждого учащегося, прошу встать тех, кому принадлежит карточка в виде музыкального инструмента, относящегося к данной группе. Учащийся демонстрирует свой музыкальный инструмент и называет его. Некоторым учащимся придется встать несколько раз, так как их музыкальный инструмент относится к нескольким группам музыкальных инструментов)



Доклад №1 «Ударные музыкальные инструменты» (Слайд 11)

Ударный музыкальный инструмент  — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушки, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Ударные инструменты являются самыми древними на планете. Барабаны появились ещё на заре человечества, и история их создания очень интересна и слишком объёмна. Разные цивилизации использовали барабаны или подобные инструменты, для того чтобы исполнять музыку, предупреждать об опасности или инструктировать армии во время боевых действий. Поэтому барабан был лучшим инструментом для выполнения таких задач, потому что его легко изготовить, создаёт много шума и его звук хорошо распространяется на дальние расстояния. Например, американские индейцы использовали сделанные из тыквы или выдолбленные из дерева барабаны для проведения разнообразных церемоний и ритуалов или поднятия боевого духа в военных походах. Первые барабаны появились около шести тысяч лет до нашей эры. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, и происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Наскальные рисунки, обнаруженные в Перуанских пещерах свидетельствуют о том, что барабаны использовали для различных аспектов социальной жизни, но чаще всего барабаны находили применение в религиозных обрядах.

Сначала звук из барабана извлекали руками, а позже стали использовать палки округлой формы. Настройка барабана производилась путём стягивания мембран, жилами, верёвками и позже с помощью металлических натяжных крепежей, которые натягивали или ослабляли мембраны, и благодаря этому звук барабана изменял свой тон.

По звуковысотности ударные инструменты делятся на:


  • Ударные инструменты с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других;

  • Ударные инструменты с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.

Доклад №2 «Струнные музыкальные инструменты» (Слайд 12)

Струнный музыкальный инструмент — это музыкальный инструмент, в котором источником звука являются колебания струны. Типичными представителями струнных инструментов являются скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа, гитара, гусли, балалайка и домбра.

Пан - по верованиям древних греков - бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов - гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона (бога искусства и света) на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замерли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон. Замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили великого бога - кифареда... А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов..." Так рассказывает древнегреческий миф. Рассказ этот - о том, как велика сила искусства, о том, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым, самым выразительным и волнующим звуком обладают струнные...

Люди с давних времен создают и усовершенствуют различные музыкальные инструменты. В Африке, Южной Америке, Азии несколько столетий назад корпусом для струнных инструментов была обыкновенная тыква, а в арабском двухструнном ребабе для этой цели служит панцирь черепахи. Нубийские людоеды сделали некогда живописный киссар с человеческим черепом. Древние рыбаки всех стран осваивали раковины, гончары - глиняные горшки. Надутые свиные пузыри, берестяные короба-все это человек заставлял подпевать струнам.

Но после тысячи проверок и проб лучшим материалом оказалось дерево. Из него выходили самые звонкие, самые легкие и самые чуткие корпуса струнных инструментов.

Для струн тоже испытывали очень много материалов. И крученая древесная кора, и нити бамбука, и бычьи жилы, и сушеные обезьяньи кишки, и, конечно, металл, разные сорта и сплавы, разная толщина, прочность.


Доклад №3 «Духовые музыкальные инструменты» (Слайд 13)

Духовой музыкальный инструмент — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха.

Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше заключённый в них столб воздуха, тем медленнее он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук, и наоборот — чем меньше заключённый в трубке столб воздуха, тем издаваемый инструментом звук выше.

Изменение колебаний воздушного столба в инструменте, а следовательно, и высоты звука, достигается двумя способами:



  • более сильным вдуванием столб воздуха рассекается на две, три, четыре и т. д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какой-либо из его верхних гармонических созвуков;

  • объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей, пистонов, кулисы, — которые музыкант приводит в действие пальцами.

Есть в Польше такая легенда. В древние времена на башне крепостной стены города Кракова стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали вихрь пыли. А через несколько мгновений сомнений уже не было: враги! Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал.

Только на последнем звуке труба выпала из рук...

Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова - древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.

Труба - один из самых древних медных духовых инструментов. Ее изображения находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции. Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.


Доклад №4 «Клавишные музыкальные инструменты» (Слайд 14)

Клавишные музыкальные инструменты — инструменты, извлечение звука в которых осуществляется при помощи системы рычагов и управляется при помощи клавиш, расположенных в определённом порядке и составляющих клавиатуру инструмента.

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.


(Сообщения учащихся сопровождаются демонстрацией на слайдах музыкальных инструментов и звуков этих инструментов).
- Попробуйте ответить на вопрос: «Какой музыкальный инструмент ты слышишь?» (ответы учащихся) (Слайд 15)
Музыкальная вставка (песня под гитару учащегося в сопровождении шумовых инструментов – деревянные ложек и колокольчики) (Слайд 16)

- Давайте внимательно послушаем выступление ребят и ответим на вопрос: «Что является источниками звуков?».

(ученики исполняют песню под различные инструменты – гитара, ложки, колокольчик)

- А теперь ответим на вопрос. Что же являлось источником звука в каждом случае? (Ответы учащихся)



  • Голосовые связки;

  • Струны гитары;

  • Металлический колокольчик;

  • Деревянные ложки.

- А чем отличаются друг от друга звуки разных инструментов? (ответы учащихся, если ответить затрудняются, то оставить и повторно задать вопрос после объяснений).

Для характеристики звука существуют три важных понятия.

Характеристики звука: (Слайд 17)


  1. Нажав крайнюю левую клавишу рояля, мы услышим очень низкий звук, крайнюю правую — очень высокий. Если вдуматься в определения «низкий» и «высокий», они вроде бы должны озадачить нас. Клавиатура расположена по горизонтали, струны внутри рояля — тоже в горизонтальной плоскости, а мы говорим о высоте звука.

Все объясняется просто. В нашем восприятии музыкальные звуки действительно вызывают чувство пространства, которое не имеет ничего общего с расположением источников звука. Называется эта важная характеристика звука – высота тона.

Высота тона определяется его частотой: чем больше частота колебаний в звуковой волне, тем выше звук; колебаниям небольшой частоты соответствует низкие звуки. (Слайд 18)

Пример: шмель машет в полете своими крылышками с меньшей частотой, чем комар. Поэтому полет шмеля сопровождается низким звуком (жужжанием), а полет комара – высоким (писком).



Рис.1. Условное обозначение звука разной частоты. Вверху частота колебаний вдвое больше, а значит, и звук вдвое выше, чем внизу.




  1. Громкость звука определяется его амплитудой: чем больше амплитуда колебаний в звуковой волне, тем громче звук. (Слайд 19)

Если исполнить музыкальное произведение от начала до конца на одном уровне громкости, оно много потеряет в своей выразительности.

Рис.2. Условное обозначение звука с разной амплитудой. Вверху амплитуда колебаний больше, а значит, и звук громче, чем внизу.


Относительность силы музыкального звука видна еще отчетливее, если представить себе отдельные инструменты. Скажем, в нотном тексте для арфы проставлено «громко», а в нотах трубача — «тихо». Но труба и в этом случае будет звучать никак не тише арфы.

Не получается слишком тихо и у большого барабана. На этот счет среди музыкантов ходит история:

«Дирижер на репетиции попросил барабанщика в таком-то месте ударить тише. Тот постарался выполнить пожелание, но дирижер все равно остался недоволен и попросил еще тише. Как ни пытался барабанщик удовлетворить требование дирижера, у него ничего не получалось. Наконец он решил схитрить и не ударил вовсе. «Вот теперь хорошо! — сказал дирижер.— Однако можно было бы еще чуть тише».
(Демонстрация анимации «Работа динамика и громкость»; видео «Связь частоты и амплитуды колебаний источника с высотой и громкостью звука»)


  1. Различать два звука одинаковой высоты и громкости, издаваемых различными инструментами позволяет тембр. (Слайд 20)

Теплый — холодный, жесткий — мягкий, легкий — тяжелый, матовый — блестящий... Если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку.

Вот еще несколько характеристик тембра: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный, прозрачный. Внимательно прислушиваясь к тембру инструментов, вы без труда сможете продолжить это перечисление сами.

Если изобразить этот звук на бумаге (а физики и математики умеют изображать почти все, в том числе и звук), получится правильная, безукоризненная синусоида. Она отражает то, что происходит при этом звуке в воздушной волне, достигающей нашего уха: уплотнения и разрежения воздуха совершенно одинаковы.

Рис.3. Вверху – звук «без тембра», или как его называют, чистый тон. В середине – звук скрипки (упрощенно). Внизу – звук кларнета. Как видно на рисунке, частота во всех примерах одинакова, следовательно, все три звука имеют одну и ту же высоту.


Но если мы изобразим на бумаге звук такой же высоты, взятый на скрипке, симметричная форма синусоиды нарушится.

Эксперимент:

Посмотрим, как образуется тембр. Для этого нам нужна гитара и тонкий картон. (учащий демонстрирует опыт, руководствуясь указаний учителя)

Оставьте свободной самую толстую струну, остальные заглушите, пропустив между ними полоску тонкого картона. Это нужно для того, чтобы они не резонировали и не мешали опыту. Теперь защипните свободную струну и, пока она звучит, легонько прикоснитесь к ней пальцем точно над двенадцатым порожком грифа и тут же отдерните палец. Вам покажется, что вы остановили колебания струны. Но прислушайтесь: она продолжает звучать, хотя звук стал гораздо слабее и намного выше. Повторите опыт в другом варианте. Снова защипните струну, но коснитесь ее уже не над двенадцатым порожком, а над седьмым. Вы услышите звук еще слабее и еще выше. Вы сможете выделить еще три достаточно отчетливых звука, коснувшись струны над четвертым, пятым, девятым порожками.

- Что же происходит? (Ответы учащихся, если учащиеся затрудняются, объясняет учитель)

Звучащая струна колеблется не только вся целиком, но и своими частями — половинками, третями, четвертями и так далее. Когда вы коснулись струны над двенадцатым порожком, то есть точно посередине, колебания целой струны приглушились, но половинки продолжали звучать. Коснулись над седьмым порожком — приглушили целую струну и половинки, но продолжали звучать трети. Над пятым — остались четверти. Точно так же колеблются и пятые части, и шестые, и более мелкие.

Вот теперь загадка тембра начала проясняться. Музыкальный звук состоит из основного тона и нескольких призвуков, которые называются обертонами. Отдельно мы не слышим обертонов (услышали, когда специально выделили их), но именно они, смешиваясь с основным тоном, образуют тембр.



Тембр – совокупность звуков: основного тона и нескольких призвуков – обертонов.
3. Актуализация знаний
3.1. Вопросы по терминологии

- Теперь вернемся к нашему вопросу: «чем отличаются друг от друга звуки разных инструментов?» (Ответы учащихся)

- Для характеристики звука существуют три важных понятия: высота тона, громкость звука и тембр.

3.2. Решение кроссворда

Индивидуальное решение кроссворда по теме «Звуковые волны» и взаимопроверка. В конвертах в виде музыкальных инструментов, находятся карточки с кроссвордом. Учитель просит достать кроссворды и решить его. На выполнение задания дается 10 минут. После чего коллективно обсуждаются правильные ответы, оговариваются критерии оценки, учащиеся друг у друга подсчитывают результаты и выставляют оценки.



Предлагаю поднять руки учащимся, получившим те или иные оценки.

Кроссворд (Слайд 21-22)

Вопросы.


























1т

е

м

7б

р










1ч










4г













а







2п

и

а

н

и

н

о




6д







л




8в







с










л




е







а




о







т










о




л







л




л

3г

р

о

м

к

о

с

т

ь







а




н

и




т
















4ф

л

е

й

т

а

т




а




2а




5з




и







к







а










л




в




5н

о

т

а







р










ь




у






















6а

к

у

с

т

и

к

а


















По горизонтали: 1.Совокупность звуков: основного тона и нескольких призвуков – обертонов. 2. Музыкальный инструмент, относящийся к группе клавишных. 3. Какая характеристика звука определяется его амплитудой? 4. Музыкальный инструмент, относящийся к группе духовых. 5. «соль» в звукоряде. 6. раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями.

По вертикали:

1. Одна из характеристик колебаний. 2. низкий женский голос. 3. Музыкальный инструмент, относящийся к группе струнных. 4. один из естественных источников звука. 5. Упругие волны, вызывающие у человека слуховые ощущения. 6. Универсальное животное, способное улавливать упругие волны с очень низкими и с очень высокими частотами, в диапазоне 0,4кГц < ν < 200кГц. 7. Струнный музыкальный инструмент, широко распространенный в России в XIX веке. 8. Колебания, которые перемещаются в пространстве с течением времени.


4. Домашнее задание (Слайд 23)

§41,42; Подумать над следующими задачами.

Задачи:


  1. Оперный певец способен разбить большой бокал, спев очень громко определенную высокую ноту. Почему разбивается стекло и почему для этого должна быть спета определенная нота?

  2. Какое выражение верно: а) всякое звучащее тело колеблется; б) всякое колеблющееся тело звучит?

  3. Почему стук получается более громким, если стучать не в стену, а в дверь?


5. Итоги урока. (Слайд 24)

- Сегодня на уроке вы многое узнали об зарождении звуков, о различных видах музыкальных инструментов, познакомились с основными характеристиками звука.

В ваших конвертах с изображением музыкального инструмента есть еще две карточки: и
Если вам все понятно по теме «Звуковые волны» и понравился урок, то выберите карточку со скрипичным ключом. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите карточку с басовым ключом; поднимите выбранные вами карточки. (учащиеся поднимают карточки)

- По вашим карточкам видно, что у вас по данной теме вопросов нет.

В заключении хочется сказать что физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он, так же как все восхищается красотой и величием мира, но за этой, всем доступной красотой, ему открывается еще одна: красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать Природу и даже беседовать с ней.

«Среди многочисленных форм, в которых человеческая душа пытается выражать свои самые сокровенные желания и ощущения, музыка, пожалуй, является наиболее всеобъемлющей. Она символизирует сокровенное желание гармонии с самим собой и другими, с природой и духовностью, а также со святым внутри нас и вокруг нас» (Слайд 25)


Далай Лама




Все в руках человека, а человек в руках женщины. Александр Фюрстенберг
ещё >>