страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Разработка урока по географии с применением информационных компьютерных технологий - страница №1/1
![]() Тема : « Антарктида » Разработка урока по географии С применением информационных компьютерных технологий Учителя высшей категории Санагурской В.Н.
г. Краматорск 2012 Антарктида. Цели урока : Образовательная : Продолжить формировать представление о уникальности и своеобразии природы материка, особенностях его климата , внутренних вод.растительности и животного мира. Развивающая : Способствовать формированию идеи познавательного мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географической информации ( контурными картами, атласами, учебниками, интернетом, дополнительными материалами ). Развивать самооценку и умение решать проблемные вопросы. Способствовать в приобретении навыков в самообразовательной деятельности учащихся. Воспитательная : Способствовать возникновению желания принимать участие в сохранении и улучшении окружающей среды. Способствовать сплочению ученический коллектив через совместное создание мультимедийной презентации. Инструментарии : Физическая карта мира, карта климатических поясов и областей, карта природних зон мира, мультимедийная презентация, контурные карты, раздаточный материал для проверки домашнего задания и закрепления нового материала. Методы :
Практические, частично-поисковые, словесные, наглядно-демонстративные. Тип урока : Комбинированный. Структура урока : І. Организационный момент. ІІ. Повторение и закрепление домашнего задания. ІІІ. Актуализация опорных знаний и уений учащихся. ІV. Мотивация учебной и познавательной деятельности. V. Изучение нового материала. VІ. Закепление новых знаний и умений учащихся. VІІ. Итог урока. VІІІ. Домашнее задание. Ход урока
-Самый удалённый материк -Пересекается экватором -Омывается Южным океаном -Был открыт последним -От Южной Америки отделяется проливом Дрейка
- полностью лежит за южным полярным кругом - Самый маленький по размерам материк - В его центре находится южный полюс - Крайней северной точкой является мыс Барроу - Все берега обращены на север - Вытянут с севера на юг - Имеет одну крайнюю точку
- Самый высокий материк - Самый низкий материк - Пересекается северным полярным кругом - Покрыт ледовым куполом - Массив Винсон 5140 м. – наивысшая точка - Южный полюс был покорён русской экспедицией. - На материке значительно выделяется Антарктический полуостров. Для проверки применяется самоконтроль, каждый правильный ответ – 1 балл. Наиболее активные ученики озвучивают правильные ответы, при необходимости учитель вносит коррективы. Задание 2. 1 Вариант. Вписать события, соответствующие датам : 1761 г. (Первое научное обоснование существования Южного материка М В Ломоносовым.По мнению учёного»падуны», так учёный называл айсберги,образуются возле больших берегов, а потом от них отрываются.Т.е. он допускал,что эта Земля находится скорее всего в районе Южного полюса). 1773 г. (Экспедиция Джеймса Кука первой в мире пересекла Южный полюс). Январь 1820 г. (Русская экспедиция под руководством Таддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла материк и исследовала его береговую линию). Декабрь 1911 г. (Норвежец Руаль Амундсен покорил Южный полюс).
1.(В основании материка лежит древняя Антарктическая платформа). 2.(Горы Антарктического полуострова судя по всему являются продолжением горной области Анд Южной Америки,о чём свидетельствует возраст и состав горных пород). 3.(В недрах Антарктиды обнаружен каменный уголь и останки Крилозавра,что свидетельствует о ранее тёплом климате материка и наличии буйной растительности). 4.(На основании Современной теории литосферных плит и гипотезы А. Вегенера ,схожести очертаний берегов).
2.Трансантарктические горы. 3.Массив Винсон. 4.Море Уэдделла. Для проверки применяется взаимоконтроль, каждый правильный ответ – 1 балл. Наиболее активные ученики озвучивают правильные ответы, при необходимости учитель вносит коррективы. Блиц-вопросы . Дают возможность заработать дополнительные баллы. 1 Вариант. Какие выдающиеся даты из истории Антарктиды вы ещё знаете ? Каждый правильный ответ – 1 балл. 2 Вариант 1.Докажите, что в Антарктиде продолжается сейсмическая активность. (существует действующий вулкан Эребус). 2.Какая часть Антарктиды является низменной? (Западная). 3.Какова средняя высота покровного ледника? (4 000 метров). Каждый правильный ответ -1 балл. 3 Вариант Что вы знаете о: - ледовом покрове Антарктиды ? - Атлантических Андах ? - Антарктическом п-ове ? - Трансантарктических горах ? - море Уэдделла ? - массиве Винсон?
ІІІ. Актуализация опорных знаний и уений учащихся. Итак, мы продолжаем изучать самый загадочный материк на Земле, наименее изученный участок нашей планеты. Исследователь-полярник ирландец Шеклтон сказал « Это последнее великое путешествие, которое ждёт человека». Приём «Географическая мозаика» Дать определения понятиям: Пустыня (Природная зона,в которой сухой период длится круглый год,а дожди выпадают крайне редко). Оазис (Участок в пустыне,который при налички воды покрыт растительностью). Пассаты (Постоянно дующие ветры). Вади (Сухие долины рек в Северной Африке и на Аравийском п-ове). К главной разгадке этой мозаики мы вернёмся немного позже.
В Антарктиде есть реки? Что это самое сухое место на Земле? Есть участки свободные от снега и льда? Упражнение для снятия напряжения с глаз. Верим – быстро моргаем глазами , не верим – плотно закрываем глаза. Верите ли вы, что : -В Антарктиде есть озёра ? -Здесь находится полюс холода ? -Растут как в тундре карликовые березы ?: - Основной растительностью являються мхи и лишайники. -Бывает больше солнечного света чем на экваторе? -В особенностях природы материка может бать сходствао с особенностями природы Африки? И неважно правильно или нет Вы отвечали. Ведь задача нашого урока и заключается в том что-бы найти ответы на эти вопросы.
2 Малый угол падения солнечных лучей . Приём «Географическая лаборатория» Работая с климатической картой атласа, определить среднюю температуру января и июля антарктиды на побережье и в центральной части материк , а также температуру минимум и температуру максимум. (Ср.темпер. Января -32С,Ср. Темпер.Июля-70С.Мин.температура-89,2С вблизи станции»Востов».Макс темп.+14С на Антарктическом п-ове). Определить господствующие на материке ветры . Приём» Проблемный вопрос» Почему Юго- восточные ветры дуют от Полюса к Умеренным широтам, т.е.к краям материка? (В центре материка сформировалась область высокого давления.У побережья давление ниже,а ветер как известно дует из области высокого давления в оласть низкого). Приём «Слово учителя» Особенностью Антарктиды являются стоковые ветры, обусловленные её куполообразным рельефом и формирующейся над Антарктидой областью высокого давления. Нисходящие потоки воздуха, досстигая поверхности льда вследствие охлаждения и под действием силы тяжести стекают вниз по склону. Скорость таких ветров составляет приблизительно 160 км/час. Толщина 200-300 м. Несёт с материка в океан снег и ледяную пыль Возвращаемся в « Географическую лабораторию» -Определите количество осадков выпадающих на материке. (До 100 мм. осадков). Приём «Слово учителя» Этот континет является самым сухим местом на Земле. Даже в самой сухой пустыне мира идёт больше дождей, чем в «сухих долинах» Антарктиды. На южном полюсе осадки составляют 10 мм/год. Сухие долины ![]() Думаете Антарктида – это бесконечный лёд и снег ? Тогда вам следует знать, что в Антарктиде существуют оазисы. На долинах Виктория, Мастер и Тейлор вы не увидите льда, т.к. в этом районе дождя не было , как минимум 2 миллиона лет. Антарктические оазисы – территории, свободные от льда и снега. С суровым климатом Антарктиды связано её покровное оледенение. Лёд возник из наслоений снега, который лежит на материке и никогда не тает 10- 20 миллионов лет назад. Под воздействием собственного веса лёд постепенно сползает в океан, образуя шельфовые ледники, которые являются морским продолжением ледникового покрова. Отдельные части ледника, достигнув моря, отламываются и образуют огромные айсберги. Айсберг
![]() Многие считают ,что из-за льдов в Антарктиде отсутствуют внутренние воды.Это не совсем так. Приём «Удивляй» ( опережающее задание ) Есть ли в Антарктиде реки, озёра и водопады. Ученик 1. Вы можете не поверить, но в Антарктиде есть реки! Одной из них являетс река Оникс, которая уносит талые воды на восток. Она течёт к озеру Ванда, находящемуся в сухой долине Райд. Течёт она всего 2 месяца во время антарктического лета. Длина её 40 км. И хотя здесь нет рыбы, в ней живут микроорганизмы и водоросли. ![]() Ученик 2. В начале 1990-х исследователи российской станции «Восток», пробурившись на 3 с лишним километра вглубь антарктических льдов, обнаружили нечто совершенно уникальное – огромное озеро, многие века полностью изолированное от остальной планеты. ![]() Ученик 3. Крова́вый водопа́д — кроваво-красный от большого содержания оксида железа поток, вытекающий из ледника Тейлора (англ. Taylor Glacier) в Сухих долинах в Восточной Антарктиде. Богатая железом солёная вода спорадически выходит из небольшой трещины в ледяном водопаде. Источником воды является озеро, покрытое 400 метрами льда, удалённое на несколько километров от водопада. Это озеро сформировалось, когда сухие долины были затоплены морской водой, а после отступления воды и наступления льда 4—1,5 миллиона лет назад оно оказалось закрытым толстым слоем льда. Солёность воды в озере превышает таковую в океане в четыре раза, поэтому вода не замерзает даже при –10 °C
Возвращаемся в «Географическую лабораторию». -Определите в какой природной зоне находится Антарктида? (Антарктические пустыни). Приём «Слово учителя» Совершенно верно! Природной зоной Антарктиды являются антарктические пустыни, т.к. здесь холодно и почти не выпадает осадков растительный мир является очень скудным. Полностью сухопутных млекопитающих в Антарктиде нет. Все они живут в море поближе к источникуу питания. 6 из 17 видов существующих пингвинов живут в Антарктиде. Наиболее распрастранёнными являются императорский пингвин и пингвин адели. Тюлени ( морской леопард, морской лев ) опасны для пингвинов. В океане обитают синий кит, кашалот, касатка, а также рыбы-драконы, медузы, морские звёзды, рыба-белокровка . Из насекомых в Антарктиде обитает бескрылая муха. ![]() ![]() VІ. Закрепление новых знаний и умений. А тепер внимание, мы подошли к разгадке «Географической мозаики» К какому материку относятся определения, которые вы давали в начале урока? Верно к Африке.Нам уже известно, что Африка-самый холодный материк на Земле. Сегодня мы узнали,что Антарктида-самый холодный . Есть ли сходства в природе таких разных материков? Ученики. В Антарктиде тоже есть пустыни, только холодные Антарктические. Есть и оазисы, только без воды. Реки Антарктиды тоже сезонне и временне, только они не пересыхают, а замерзают. Пассаты Антарктиды-это Стоковые ветры. Разгадка мозаики записывается не доске.(Можно в виде таблицы). Приём»Вставь недостающие слова» -Климат Антарктиды самый …………и………….на Земном шаре. -Антарктида большей частью расположена в ……………….климатическом поясе. -Здесь господствуют…………и………….ВМ. -Только северная часть материка лежит в пределах………………климатического пояса. -В центральной части материка полгода царит………………,а полгода……………… -Самая низкая температура…….. была зафиксирована недалеко от станции»Восток». -Ветра дующие от центра материка к побережью называются……………. -Отдельные части льда, оторвавшись от шельфовых ледников Антарктиды образуют……….. -Антарктида лежит в пределах природной зоны………………… -Территории свободные от снега и льда называются……………………. -Жизнь животных Антарктиды связана с ……………и сосредоточена на ……………… VІІ. Итог урока.
Во время урока учитель чтобы не запутаться может раздавать жетоны или фишки. Карточки с оценками ученики сдают учителю. VІІІ. Домашнее задание. |
ещё >> |