Разработка урока музыки в 8-м классе по теме «Джаз, рок, рок-н-ролл» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сценарий урока музыки по теме: «Синтез искусств. Рождение рок оперы». 1 72.47kb.
Рок-н-ролл стиль музыки, появившийся примерно в 1950-х годах в США 1 37.71kb.
Зарождение рок-н-ролла в британии 1 46.76kb.
Один из основных подарков миру от электронной эпохи ремиксы 1 10.63kb.
Наркотики и рок-н-ролл, часть 1 1 75.8kb.
Урока музыки в 8 классе «Джаз» джаз: развитие и распространение течение... 1 198.17kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Есть там кто-нибудь снаружи? Стена как символ разобщения людей в... 1 81.28kb.
Рок-движение как форма контркультуры 1 52.23kb.
Любовь, демоны и рок-н-ролл 6 997.63kb.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. 1 71.19kb.
Советы для родителей шестиклассников Шестиклассники 1 78.1kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока музыки в 8-м классе по теме «Джаз, рок, рок-н-ролл» - страница №1/1

МКОУ Демидовская средняя общеобразовательная школа

План-конспект

открытого урока по музыке

в 8,9 классе-комплекте.

Учитель 1 квалификационной категории

Андриянова Елена Борисовна



2012 год

Разработка урока музыки в 8-м классе по теме

«Джаз, рок, рок-н-ролл»

Разработка урока музыки в 9-м классе по теме

«Рок-опера»

Цель: накопление восьмиклассниками первоначальных представлений о современных музыкальных стилях: джаз, рок-н-ролл.

Задачи:

  • Познакомить с историей, характерными чертами и выдающимися исполнителями современной музыки.

  • Пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность.

  • Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к современной музыке.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: традиционный.

Методы:

  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание фотографий, слушание музыки);

  • выполнение практических упражнений;

  • стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки.

Новые понятия: джаз, синкопа, рок, рок-н-ролл.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиозапись, раздаточный материал.


Цель: увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось».
Задачи:

  • Обобщить знания по структуре классической оперы; познакомиться с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы провести параллель к традиционной структуре классической оперы.

  • Воспитывать патриотические чувства на примере главного героя р-оперы.

  • Способствовать расширению информационного пространства.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: традиционный.

Методы:

  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание фотографий, слушание музыки);

  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

  • хоровое исполнение романса;

Новые понятия: рок-опера.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиозапись, раздаточный материал.


Эпиграфы к уроку:

Если вы, слушая музыку, не притопываете ногой,

вам никогда не понять, что такое джаз.

Луи Армстронг.

Рок-н-ролл вечен, потому что он прост, в нем нет ничего лишнего.

Билл Хэйли

Без музыки жизнь была бы ошибкой!

Ход урока

  1. Организационный момент в форме музыкального приветствия.
    Учитель: сегодня у нас необычный урок, в классе присутствуют гости, и давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения.



  1. Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с современными музыкальными стилями, узнаем об их происхождении, как они развивались, а так же познакомимся с основоположниками и исполнителями современной музыки. (Слайд №1)

(Звучит джазовая музыка)

«Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия.



  1. Усвоение нового теоретического материала.

История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане (Слайд №2-4), откуда на старых колесных пароходах добрался до Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго. Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго и Сент-Луисе. И всё-таки старая легенда, по-видимому, недалека от истины. Джаз действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился по всей стране. Возможно, самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза – Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой и танцами. Весёлый, шумный, пёстрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения. Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные. (Слайды №5-10)

Выполнение практических упражнений.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их чувство ритма. Они словно были заполнены ритмом.(Слайды №11-12) В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерной для джаза синкопой. Я думаю, ребята 9 класса помнят, что мы называем синкопой?( смещение акцентов с сильной доли на слабую) (Слайд №13) Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость и остроту. Центральной фигурой в ритм – группе является барабанщик (Слайд №14) Именно он задаёт ритм музыки.

Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас 8 класс будет отбивать три хлопка в ладоши, а 9 класс на каждые ваши три хлопка наложат свои два хлопка в ладоши (Слайд №15)

Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью этой расы является умение улавливать и воспроизводить любой, даже самый трудный, ритмический рисунок. И если вы сейчас покапаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джазовом ансамбле является именно темнокожий музыкант. В классику мирового джаза вошли такие прославленные имена , как (Слайд №16) Луи Армстронг, Элла Фитцжеральд, Бенни Гудмен, Чарли Паркер, Билли Холлидей.

Ещё одним из самых популярных стилей современной музыки является рок-н-ролл, зародившийся в 50-х годах в Америке и явившийся ранней стадией развития рок-музыки.

(Слайд №17-18) Для рок-н-ролла характерен быстрый темп , большое использование сленга (в основном негритянского) и свобода музыкального исполнения. Основными инструментами являются (Слайд №19) электрогитара, бас, ударные и пианино. Рок-н-ролл явился результатом смеси различных стилей музыки распространенных в то время в Америке: блюз, буги-вуги, кантри. (Слайд №20) Считается, что термин «рок-н-ролл» был введён в массы Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшим для распространения нового стиля, который в то время встречал достаточно большое отрицание со стороны консервативного общества Америки.

Классическое звучание рок-н-ролла сложилось в начале 50х., когда (Слайд №21) Билл Хэйли, Элвис Пресли, Чак Бэрри, Литтл Ричард записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов вносил нечто особенное в эту музыку. (звучит рок-н-ролл в исп. Элвиса Пресли) Воплощением рок-н-ролла до сих пор является Элвис Пресли (Слайд №22), наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира.



Учитель: давайте мы с вами сейчас послушаем ещё один фрагмент из музыкального произведения. Вы попробуете определить стиль музыки.

(слушаем: фрагмент из рок-оперы А.Рыбникова «Песня моряков»), (Слайд №23) после прослушивания дети определяют стиль музыки – (рок)
Учитель: может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере? (нет)
- А в современном жанре оперы? Как его назовем? (рок-опера)
На доске дописываем тему урока «От оперы к рок-опере»
Учитель: мы с вами послушали фрагмент из отечественной рок-оперы «Юнона и Авось»
Итак, цель нашего урока увидеть взаимосвязь между традициями и новаторством, которые привели к появлению замечательных образцов современной музыки, а именно к появлению такого жанра как рок-опера.
Учитель: опера и рок, совместимы или нет? Почему возник этот союз?
(размышления учащихся на поставленные вопросы)
Учитель обобщает ответы: привлечение слушателей для оперы; рок музыканты в поисках новых возможностей сами обратились к традициям классической музыки, возникли такие направления как симфо-рок, арт-рок, барокко-рок, рок-опера, которая появилась в 60- гг в Америке, в России 70-гг. рок-опера «Юнона и Авось». Об этой опере и пойдет сегодня разговор. Автор рок-оперы наш современник А.Рыбников.
В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова. Граф Резанов мечтал «Свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии.
(Слушаем романс «Я тебя никогда не забуду») (Слайд №24) Разучивание романса.
Учитель: ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь….
- Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения? ( с Родиной)
- Каким вы себе представляете главного героя? Каковы его основные черты характера? (настойчивый, умный, образованный, глубоко любящий свою Родину)
- Как вы думаете, в каком жанре написано музыкальное произведение? (романс)
- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? (романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты)
- Что необычного вы услышали в исполнении? (включение разговорных номеров)
- Современные или традиционные приемы использовал композитор? (современные)

Учитель: Это была несомненно жемчужина Калифорнии. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами. К тому же Кончитта отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью. Она была подвижна и радостна.
Посланец Его Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу. Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась.
Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры и аргументы. Но Резанов не остановился и добился помолвки. Совершив тайную помолвку, Резанов пускается в обратный печальный путь…
(Слушаем «Сцена помолвки и прощания») (Слайд №25)
Учитель: что представили? Какую бы картину нарисовали?
- Как изменились музыкальные образы главных героев? (Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике…)
- А музыка знакома? Можете назвать стиль этой музыки? (Современный стиль, рок-музыка)
- Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте…. (вопрос остается открытым на домашнее задание)
Учитель: о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев, вы мне расскажите на следующем уроке, а сейчас проведите самооценку своих знаний.


  1. Обобщение и закрепление.



Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны +, нет –

  1. Родина джаза - Новый Орлеан. (да)

  2. Излюбленные инструменты джазистов – скрипка, гитара, флейта, виолончель. (нет)

  3. Воплощением рок-н-ролла является Элвис Пресли. (да)

  4. Основными инструментами рок-н-ролла являются электрогитара, бас, ударные и пианино. (да)

  5. Термин «рок-н-ролл» был введён в массы Элвисом Пресли. (нет)



Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны +, нет –

1. В традиционной классической опере можно услышать бытовое пение? (нет)


2. Можно ли в традиционной опере услышать музыку в стиле рок-баллады? (нет)
3. Роли в рок-опере должны играть только профессиональные музыканты? (нет)
4. Рок-опера соединила в себе черты классики и современности. (да)
5. В рок-опере играют только на электроинструментах. (нет)

(Слайд №26)(Ответы проверяются, учащиеся сами ставят себе оценки, на основании критериев: 5 ответов – оценка «5», 4 ответа – оценка «4» и т.д.)

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с современными музыкальными стилями. Узнали, что рок-опера – это музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Что джаз и рок-н-ролл – великая культура. Пусть для каждого из вас эта музыка станет источником сильных положительных эмоций.

5. Домашнее задание.

- Подготовить сообщение на тему: «Рок-музыка»

- Что произошло дальше в судьбе героев рок-оперы «Юнона и Авось»?

  1. Рефлексия.

А сейчас аплодисментами покажите своё отношение к уроку. По вашим аплодисментам мы поймём понравился вам урок или нет. Наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания!





Если уж уступать, то сразу, — и тебя назовут великодушным. Но если уступишь после размышлений — решат, что ты слаб. Жан Ростан
ещё >>