Разработка урока литературы в 8 классе Современность звучания памятников духовности и нравственности древнерусской литературы «Молен - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 9 классе 1 78.85kb.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека 2 477.12kb.
Методическая разработка по теме: «Развитие критического мышления... 1 168.51kb.
Методическая разработка урока литературы в 9 классе учителя русского... 1 147.74kb.
Методическая разработка урока литературы в 10 классе Урок 1 127.69kb.
Кирюхина Светлана Викторовна учитель русского языка и литературы... 1 86.32kb.
Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и... 1 78.18kb.
Конспект урока литературы в 1О классе Тема урока. Источники нравственности... 1 115.02kb.
Разработка урока по теме «Анализ художественного текста» 1 61.57kb.
«Слово о полку Игореве величайший памятник древнерусской литературы» 1 168.25kb.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко... 1 47.81kb.
Сборник проповедей 1-ое воскресенье после Пасхи 07. 04. 2013 Троица 20. 3 563.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разработка урока литературы в 8 классе Современность звучания памятников духовности - страница №1/1




Разработка урока литературы в 8 классе
Современность звучания памятников духовности и нравственности древнерусской литературы

«Моление Даниила Заточника»,

«Сказание о Петре и Февронии»,

«Повесть о Тверском Отрочем монастыре»

Шутенко Светлана Михайловна учитель русского языка и литературы МОУСОШ№ 13 станицы Ленинградской, проживающая по адресу: Краснодарский край, станица Ленинградская, улица Красная 215 Телефон: 8(86145)38659


2013 год


Тема: «Современность звучания памятников духовности и нравственности древнерусской литературы «Моление Даниила Заточника»,

«Сказание о Петре и Февронии», «Повесть о Тверском Отрочем монастыре»»


Цели:

а) показать идейные и художественные ценности памятников;

б) воспитание духовно-нравственных качеств учащихся, умение проявить свою индивидуальность, корректируя эмоциональной интеллектуальностью.

Оборудование: Выставка книг, плакаты с текстом из первоисточника, словарь Ожегова, Библия, мультимедийная установка.

Ход урока

I. Слово учителя:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Бунин.

Каким словом вы бы оценили это достояние?



Ученик: Это достояние оценили бы словом древнерусская литература.

Учитель: Каждое произведение древнерусской литературы - это «истина»,

скрытая «завесой времени». Снять эту «завесу», разобраться в «истине» прошедших веков, приобщиться к истокам нашей культуры, насладиться богатством речи и осознать те нравы, которые были испокон веков характерны для русского человека - наша задача на уроках литературы, посвященных памятникам Древней Руси. Писатели, отделённые от нас многими веками, гордились величием Руси, её обширностью, красотой, «светлой светлостью и красной украшенностью её полей и лесов», «дерзостью» (смелость) русских людей, их высокими нравственными качествами. Мы будем ликовать и горевать со своим народом, о судьбе которого много узнаём из древней литературы.

Мы с вами уже познакомились с чудесными произведениями: «Сказанием о Петре и Февронии Муромских» и «Повестью о Тверском Отрочем монастыре».

В центре обеих повестей сказочный, чисто народный образ «мудрой девы», умеющей отгадывать мысли других людей и провидеть будущее. Обе повести глубоко человечны.

Ребята подготовили небольшие сообщения по этим произведениям. Послушаем их, чтобы ещё раз встретиться с этими героями, которые несут красивое, доброе, вечное.

II. Сообщения учеников.
(Данный ниже материал можно использовать для этих сообщений). (Иллюстрация слайдов)

Сообщение 1: «Повесть о Творческом Отрочем монастыре». Неотвратимость судьбы является основным мотивом «Повести». Однако судьба здесь не горестная, а благая, добрая, наводящая человека на тот путь, на котором ему предназначено выполнить свой жизненный долг. Свою судьбу понимает только мудрая дева Ксения. Князь своей судьбы не знает. Даже сны не помогают ему понять её. Судьбы своей не понимает и отрок Верный, любящий, трогательный, он представляется тем трепетным, тонким, как хрупкое деревцо. Вам может быть жаль нежного отрока? Вы спросите: «Зачем же его согнали с места?» Вопрос на вопрос: «А разве это было его место?».

Подумаем сами. Ведь не могла же, по понятиям того времени, самая красивая, самая разумная девушка стать женой не князя, а его слуги. Совершенно естественно, что Ксения стала княгиней, при этом, конечно, доброй княгиней.


Сообщение 2: Когда плывёшь вверх по Оке от ее устья, то слева, (то есть на правом берегу реки) видишь красивый густой лес на горе, это те Перемиловские горы, где, по преданию, остановились на ночлег изгнанные боярами Пётр и Феврония, а деревья - потомки тех деревьев, которые выросли из веток по благословению Февронии. Километрах в 25 за изгибом реки открывается и древний Муром. Муром славится легендами. Но самой поэтичной, самой возвышенной является «Сказание о Петре и Февронии». Это сказание послужило основой для повести, ставшей жемчужиной древнерусской литературы. Повесть о Муромском князе и его княжне - мудрой дочери простого бортника - говорит о победе доброты, силы духа, любви над злом, коварством, обманом.

Всё, к чему прикасается Феврония, становится прекрасным, ей достаточно дунуть, чтобы хлебная закваска стала целительной мазью, крохи хлеба всё руке превращаются в зёрна священного ладана, срубленные ветки вырастают по её слову в раскидистые деревья. Она исполнена любви ко всему живому, к зверям и растениям, полна ясности, просветленности, внутренней душевной тишины. Ничто не может возмутить этой тишины: ни обман суженого, ни наветы бояр, ни изгнание. Её цельность и сила духа основаны на вере в конечную победу добра. И добро в повести побеждает, зло же губит себя само: змий сам выдаёт тайну своей смерти, нарушивший слово князь, вторично заболевает, мятежные бояре сами себя уничтожают в междоусобной брани.



III. Изучение произведений древнерусской литературы.

Слово учителя: На Руси любили «Повесть о Петре и Февронии», часто переписывали.В начале нашего века Н.А. Римский - Корсаков положил древнюю повесть в основу оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», где вместе соединены Муромская и китежская легенды.

(Звучит фрагмент из оперы Римского –Корсакова «Сказание о невидимом граде Китиже и деве Февронии»)

Уже не первый раз в России отмечают День семьи, любви и супружеской верности. Символ праздника - ромашка и изображение православных святых Петра и Февронии Муромских. У всякого праздника есть свои история, смысл, духовная направленность. Мы живем в эпоху дефицита любви и супружеской верности. Поэтому явившаяся из глубины веков легенда о двух влюбленных воспринимается не залежалым хламом с полки истории, а глотком свежего, чистого воздуха, необходимого нам, цивилизованным, но порой обделенным чем-то очень важным, людям XXI века.

Святые Петр и Феврония - покровители семьи и брака. Их отношения- образец христианского супружества. Святых почитали за верность друг Другу до последнего вздоха. За любовь, прошедшую испытания и страдания, но от этого ставшую еще крепче. Супруги славились добрыми делами, милосердием, умением прощать обиды. Они были и остаются образцом для молодых семей всех времен. Люди обращались и обращаются к ним с просьбами об удачном браке, хорошем муже или жене, здоровых детях.

Сегодня существует много вызовов традиционному укладу супружеских отношений. Даже слово семья стало пониматься иначе. Минувшее десятилетие, казалось, приучило нас к мысли, что брак -архаизм. Беспечные молодые люди так часто повторяли, что штамп в паспорте не обязателен, что и многие из нас усомнились в его целесообразности. «Мы живем в гражданском браке»,- так говорят о своем союзе люди, которые не связывают себя какими-либо обязательствами друг перед другом. Это тревожный сигнал. И все же мы видим, что пример святых Петра и Февронии становится с каждым днем все подражательнее.

Любите!


И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Вот и сегодня мы пойдем дальше в своем путешествии в Страну Древней Руси. Мы знакомимся с произведением «Моление Даниила Заточника». Оно состоит из цепи кратких изречений - афоризмов.

Большинство из них - глубокая народная мудрость. Это и ценилось в народе.


Работа с текстом «Моление Даниила Заточника». На слайдах слова из текста и их толкование:

Заточник - тот, кто заточён, заключён.

Давид - библейский герой.

Ланиты — щёки.

Миро - благовонное масло.

Выя – шея.

Даниил - библейский герой.

Паволока - народная тонкая ткань.

Иезекииль (VII век до н.э.) - древнееврейский пророк; по преданию хвалился своими богатствами и был наказан за это потерей их.

Трапеза – угощение.

Вретище - одежда из грубой ткани.

Воспринять ангельский образ - постричься в монахи.

Лошак — гибрид ослицы с жеребцом.
Учитель: «Моление» - своеобразный по своим художественным и идейным особенностям памятник. Каким? Как вы думаете?

Ученик: «Моление Даниила Заточника» стоит несколько особняков в русской литературе. В нем впервые ставятся вопросы общественные. Человек и общество: князь, к которому он обращается, и он сам, Даниил: вельможи, с одной стороны, и обижаемые ими сироты и вдовицы — в другой: отношение к человеку, когда он богат и когда оказывается бедняком - вот что интересует автора.

Ученик: Отличает «Моление Даниила Заточника» от других произведений

русской литературы и то, что автор убежденно и запальчиво говорит о ценности человеческой личности, вне общественного положения человека. «Не смотри на внешность мою, - пишет он, - но посмотри, каков я внутри».



Учитель: В чем же художественное достоинство памятника?

Ученик: Даниил невесело балагурит: «Кому Переславль, а мне Гореславль», пишет небылицы с целью насмешить и убедить: «Коли начнёт свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится», обращается к пословицам: «Ни рыба в рыбах рак, ни птица в птицах нетопырь» - в современном языке эта шутливая поговорка звучит иначе: «Курица -не птица, баба не человек».

Класс работает над пословицами и поговорками, сохранившимися в современном языке.

- Чьи ризы светлы, тех речи честны.

- Не смотри на меня, как волк на ягнёнка.

- Подневольный хлеб, как полынь во рту.

- Ржа ест железо, а печаль ум человека.

- Всякий видит у другого сучок в глазу, а в своём глазу и бревна не замечает.

- Мудрый человек - умный друг, а неразумный – недруг.

- Не стоит вода на горах. Ни мудрость в сердцах глупцов.

- Глупых ни сеют, ни жнут, ни прядут, ни ткут, - сами родятся.

- Не едал масла из песка, а от козла молока.

Учитель: Какие добродетели в князе славит Даниил?

1. «Все прибегают к тебе и обретают от печали избавление, сироты, бедные, гонимые богатыми, как к заступнику доброму». Какая черта? – Доброта

2. «Как море не наполняется, так и дом твой не наполняется, принимая многие богатства, потому что руки твои, как сильная, берущая у моря воду, передают в руки бедных от богатства дома твоего». Какая черта? - Щедрость.

3.«Тело укрепляется жилами, мы, князь, твоею державою». Какая черта? - Сила и забота о державе.



IV. Викторина

1. К кому было направлено «Моление Даниила Заточника?». Когда оно было написано? («Моление дошло до нас в двух вариантах: один адресован князю Ярославу Владимировичу, княжившему в Новгороде; другой - Ярославу Всеволодовичу, княжившему в Переяславе -Залесском.)

2. Какая редакция? (Более ранняя).

3. По каким качествам советует Даниил князю выбирать себе приближенных? (По уму. «Лучше один умный, нежели десяток храбрых без ума».)

4. Против кого направлено «Моление?»

(Против спесивых и чванливых бояр).

5. Вставьте пропущенные слова: «Княже мой, господине! Кому

Переславль, а мне…, кому Боголюбове, а мне Княже мой, господине…

(А мне Гореславль; кому Боголюбове, мне горе лютое»...)

6. Закончите пословицу из «Моления»; «Не сей жита на меже,



( «Не сей жита на меже, ни мудрости в сердцах

глупых»).

Учитель: В жизни есть нравственные правила, по которым мы живем, которые помогают нам оставаться Человеком. Заповедь - синоним слову правило, обратимся к словарю.

V. Работа со словарем, Библией

Учитель:

Заповедь 1. Изречение, содержащее религиозно - нравственное предписание. Евангельская.

Заповедь 2. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь (высок). Первая заповедь (самое непреложное правило).
Высказывания учеников о заповедях из «Моления Даниила Заточника», запоминающихся на всю жизнь.
- Сердце укрепляется в теле его красотой и мудростью.

- Просящему у тебя - дай. Стучащему - открой.

- Если свыше меры горделив и заносчив, не избавится от укора.

- Ищите премудрость, чтоб жива была душа ваша.

- Прилепляясь к премудрым, премудрым будешь.

- Мужа лукавого избегай и наставлений его не слушай.



VI. Итог урока.

VII.Домашнее задание: работа над текстом, чтение отрывка наизусть




Кокетство — это искусство сделать первый шаг так, чтобы мужчине казалось, что это он его сделал. Жорж Арман Массон
ещё >>