Разносклоняемые имена существительные - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Разносклоняемые имена существительные 1 60.24kb.
Игра «Земля — планета, на которой мы живем» 1 197.35kb.
Имена существительные amor, ōris m – любовь (амур) animal, ālis 1 89.32kb.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 1 77.65kb.
Речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? 1 41.98kb.
Словообразовательные модели существительных в современной англоязычной... 1 72.78kb.
Урока, раздаточные карточки 1 34.64kb.
Урок игра «Клуб знатоков» в 4 классе Тема урока. Склонение имен существительных 1 44.02kb.
Задания на выбор единственного ответа Задание 1 1 80.06kb.
Урок русского языка в 5-м классе с применением компьютерных и мультимедийных... 1 57.9kb.
Упражнения по словообразованию немецкого языка в сопоставлении с... 1 80.08kb.
Инструкция по технике безопасности туриста в походе 1 64.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разносклоняемые имена существительные - страница №1/1


МОУ «СОШ №2»

Разносклоняемые имена существительные.

Цель урока

  • Сформировать понятие о разносклоняемых существительных, формировать умение выявлять возможные формы разносклоняемых существительных, освоить орфограммы в суффиксе -ен и в падежных окончаниях.

  • Развивать умение правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, развитие таких психических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.

  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Ход урока.

Организационный этап.



Проверка домашнего задания.

Слайд 1

Назвать слова, образованные:



  1. бессуффиксным способом.

Синь, заплыв, выход.

  1. суффикальным способом.

Подводник, девятилетка, безоблачный.

  1. способом – сложение.

Вуз, ледокол, северо-запад.

  1. Переход из одной части речи в другую.

Булочная.

Работа по теме урока.

  1. Мотивация. Запись темы урока. Слайд 2

Выход на проблему – выдвижение гипотезы.

- Какие ассоциации возникают у вас при словосочетании:»Разносклоняемые имена существительные»? (Существительные, которые склоняются по-разному! )

- Можете ли вы назвать такие существительные?

- Тогда какова цель сегодняшнего урока?




  1. Постановка задач урока.

Слайд 3.

  1. Познакомьтесь с планом работы на уроке.


4. Обоснование гипотезы Работаем устно, в парах Слайд 4 + раздаточный материал на столах

  1. В чём особенность склонения существительных на –мя (типа знамя, пламя, темя и др. и существительного путь?

  2. Просклоняйте существительные знамя, путь, семя, стремя.

Сравните их со склонениями существительных II склонения и III склонения стол, степь. Сделайте вывод. В чём их отличие?

  1. Какое название заслуживают такие существительные, почему?

( При выполнении данного задания пользуйтесь накопительной папкой: склонения существительных, таблица окончаний существительных. В учебнике данный материал дан в упр. 196.) Слайд 5.
Работаем самостоятельно. Я выступаю в качестве консультанта.

Доказательства.



  1. Упр. 206 ( работаем в паре. Склоняем по одному слову, затем сравниваем) 207 (устно).



  1. Объясните лексическое значение слов: бремя, время, вымя, знамя, пламя, племя, семя, стремя, темя, имя, путь. Значение некоторых слов есть в распечатках.

  2. Сколько существительных на –мя?

  3. Просклоняйте существительные бремя, вымя, имя.

  4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая падеж разносклоняемых имён существительных:

  5. В знам…н… твоя честь, в оружии – слава.

  6. Не в золоте богатство, а в добром им…н… .

  7. От худого сем…н… не жди доброго плем…н… .

  8. Нет тяжелее брем…н…, чем безделье.

  9. Большого плам…н… не задуешь.

  10. Добрый совет ко врем…н… хорош.


Говори правильно!

Сколько времени? Который час? Слайд 7.


Проверка знаний учащихся. Тест.

  1. В какой строке на месте пропуска надо поставить одну и ту же букву?

  1. По лестниц.., для арми...

  2. Без искренност.., нет времен..

  3. В ине.., на пристан..

  1. В какой строке правильно указаны постоянные морфологические признаки существительных?

  1. Из проруби – нариц., неодуш, ж. р, 1 скл.

  2. Без имени – нариц, неодуш., разноскл.

  3. Для Лены – собств, одуш, 2 скл.

  1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах надо писать букву И?

  1. На площад.., для арми.., в проруб.., в племен..

  2. Для математик.., нет времен.., в овраг.., из тарелк..

  3. На растени.., в племен.., в ине.., о топол..

Задание на дом: упр. 210, 215 – на выбор.
Подведение итогов урока.


- С какими существительными мы сегодня познакомились?

- Что нужно знать об их склонении?

- О какой орфограмме необходимо помнить при работе с разносклоняемыми существительными?

- Как правильно произнести: Сколько время? или Сколько времени? И почему?



- Сегодня мы познакомились с разносклоняемыми существительными.

- Это существительные по типу относятся ко второму склонению, но склоняются как существительные 3 склонения.



-У существительных на –мя при склонении - суффикс –ен.

- Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?



Анализ урока.

Данный урок – компетентностный. Учитель не даёт понятие «Разносклоняемые имена существительные», а развивает учебно-познавательные компетенции: привлекает ученика к самостоятельной познавательной деятельности- развивает умение организации целеполагания, анализа учебного материала, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Развиваются целостно-смысловые компетенции: умение выбирать целевые установки для своих действий, обеспечивается механизм самоопределения ученика (самостоятельно вырабатывает траекторию деятельности, принимает решения)

На урок развиваются информационные компетенции: формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативные компетенции прививают навыки работы в группе, воспитывают толерантность.

На данном уроке большое внимание уделяется мотивации: желание работать, внутреннее побуждение к деятельности, умение полагаться на себя. Развивается познавательная, коммуникативная и личностная активность школьников, умение анализировать, принимать конструктивные решения, осуществлять отбор информации, работать в группе, сотрудничать, умение слушать и слышать.

Развивается лингвистическая компетенция: формируется такое лингвистическое понятие, как разносклоняемые имена существительные.

Формируется языковая компетенция: умение правильного произношения, правописания, употребление разносклоняемых имён существительных.

Коммуникативная компетенция: навыки развёрнутого высказывания.

Культуроведческая компетенция: осознание особенностей русского языка, его уникальности.

Компетентностный подход на уроке: В 1 части формируется языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции; во 2 – лингвистическая; в 3 – языковая, лингвистичекая, коммуникативная, культуроведческая компетенции.



Приложение.



План урока.

Разносклоняемые имена существительные







Знать особенности склонения разносклоняемых имён существительных, правильно употреблять их в устной речи

1

!




2

?

  1. В чём особенность склонения существительных на –мя (типа знамя, пламя, темя и др. и существительного путь?

  2. Просклоняйте существительные знамя, путь, семя, стремя.

Сравните их со склонениями существительных II склонения и III склонения стол, степь. Сделайте вывод. В чём их отличие?

  1. Какое название заслуживают такие существительные, почему?

3

?!

Обоснуйте гипотезу

4

.

Приведите свои примеры

5



  1. Объясните лексическое значение слов: бремя, время, вымя, знамя, пламя, племя, семя, стремя, темя, имя, путь.

Сколько существительных на –мя?

  1. Просклоняйте существительные бремя, вымя, имя.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая падеж разносклоняемых имён существительных:

В знам…н… твоя честь, в оружии – слава.

Не в золоте богатство, а в добром им…н… .

От худого сем…н… не жди доброго плем…н… .

Нет тяжелее брем…н…, чем безделье.

Большого плам…н… не задуешь.

Добрый совет ко врем…н… хорош.

  1. Объясни смысл данных пословиц.

Из Толкового словаря В.И.Даля

ВРЕМЯ ср. — длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; про­должение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками. Время за нами, время перед нами, а при нас его нет. Время года — весна, лето, осень или зима. Время дня — утро, полдень, вечер, полночь. Пора, година, срок. Знай время и место.

ВЫМЯ ж. — женские груди животных, сосцы у самок, молочные железы с мешковатыми покровами своими. Коровье вымя. Собачье вымя — болезнь у че­ловека, нарывы в железах под мышками; волчье вымя — то же, когда прикинется антонов огонь. Не выменем доит корова, а рылом — кормом. Нужды нет, что плохо имя, было бы хорошо вымя — приданое. Ку­рячье вымя, свиные рожки — ничего нет.

ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость при­мыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вер­шина. И я в темя не колочен (не дурак). Темяшить и темя(е)сить кого — бить, колотить кулаками; -что и в кого, в голову кому — втемяшить; вбить.

СЕМЯ ср. — вещество, содержащее в себе заро­дыш животный или растительный. От семени дерево, от дерева плод, от плода семя. Потомки, нисходящее поколенье. Краденые семена лучше родятся. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем. Семя —-яички насекомых, пчел. Корень, нача­ло, основанье, причина нравственная, духовная. Крапивное семя: брань. Блошиное семя, воробьиное семя, канареечное семя, пузырное семя — растения.

СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верхо­вой конской сбруи: железная дуга, дужка с проуши­ной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Встарь бывали и се­ребряные стремена, а киргизы любят зимою деревян­ные, ноге теплее. Вступить в стремя — выйти из младенческого возраста. Вступить в отцовское стремя — пойти по следам отца.

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид живот­ных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство. Племя Пожарских вымерло и угасло. Приплод. Народ, язык, совокупность местных уроженцев. Он английского, русского, немецкого племени — родители, либо пред­ки оттуда родом. Видоизмененье, отродье, порода, раса. У него ни роду, ни племени — никакого родства.

Знамя ср. стар. — знаменье, знак, признак, примета; печать, клеймо, тамга, тавро, подпись или рукоприкладство; вид для про­пуска, ярлык, паспорт; рубец, пятно, например, от чумы; чертеж, изображенье, рисунок, для объясненья чего-либо; знамя, в церковном пении: крюк, знак, выражающий звук, ноту или наголосок; отсю­да знаменное пение. Ныне: полотнище на древке, жа­луемое полкам и другим частям войск, для почета и как сборный знак во время боя; военная хоругвь, прапор; у конницы: штандарт, значок; на судах и кре­постях: флаг.

ИМЯ ср. — названье, наименованье, слово, кото­рым зовут, означают особь, личность. Имя предме­та — названье; имя животного — кличка; имя чело­века —- собственно имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло — которое встарь не оглашалось; отчество или вич; прозвание, родовое — фамилия; прозвище — данное в семье или народом в прибавку к родовому. Крестное, ангельское дается по Святому, но иных обычных имен нет в Святых: Богдан, Не­ктарий, Ростислав, Рафаил, Серафим, Болеслав, Воин и пр.

Из Толкового словаря С.И. Ожегова

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот.

Склонение существительных бремя, вымя, имя

И.п. Что? бремя вымя имя

Р.п. Чего? бремени вымени имени

Д.п. Чему? бремени вымени имени

В.п. Что? бремя вымя имя

Т.п. Чем? бременем выменем именем

П.п. О чём? о бремени о вымени об имени
ПИШИ ГРАМОТНО!!!

В знамени (П.п.) твоя честь, в оружии – слава.

Не в золоте богатство, а в добром имени (П.п.).

От худого семени (Р.п.) не жди доброго племени (Р.п.)

Нет тяжелее бремени (Р.п.), чем безделье.

Большого пламени (Р.п.) не задуешь.

Добрый совет ко времени (Д.п.) хорош.


(С) Чуева С.Ю.





Ни один классик не сдал бы экзамена по собственным произведениям. Болеслав Пашковский
ещё >>