Разнообразие растений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема. Разнообразие растений 1 53.26kb.
Разнообразие, распространение и значение растений 1 55.79kb.
Разработка урока по теме «Разнообразие растений» 1 129.16kb.
Экскурсия учебная экологическая тропа: «Разнообразие голосеменных... 1 105.73kb.
Конкурс «подрост» «За сохранение природы и бережное отношение к лесным... 1 196.86kb.
Высшие растения. Происхождение высших наземных растений. Отдел Моховидные 1 276.2kb.
Охрана растений 1 14.29kb.
Иксодовые клещи Семейство представлено родами Ixodes 1 50.01kb.
Урок по теме «Отделы растений». Цель: обобщить и систематизировать... 1 57.91kb.
Видовое разнообразие лугового фитоценоза Краснохолмского и Старохолмского... 1 23.73kb.
Видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на прилегающей 1 78.36kb.
Правила оформления тезисов 1 46.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Разнообразие растений - страница №1/1

ОТКРЫТЫЙ УРОК

в 3 классе

по окружающему миру

на тему:

«Разнообразие растений»

Провел: учитель

МОУ «Прогимназия №237

«Семицветик» г. Саратова

Варюхина Ольга Сергеевна

2012-13учебный год



Тема урока: Разнообразие растений.

Дидактическая цель: познакомить с разнообразием растений.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Задачи урока:

образовательные

-уточнить понятие растение, показать разнообразие мира

растений;

-учить делать самостоятельные выводы по теме;

-учить формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные

вопросы;



развивающие

-расширить знания детей о растениях;

- развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;

- развивать умения работать в группах;



воспитательные

- воспитывать культуру общения, учить сотрудничать.



Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности:

-словесные (беседа, фронтальный опрос);

- наглядные (презентация, карточки для индивидуальной работы);

-поисковые (частично-поисковые).

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, групповая.

Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса обучающихся к теме: рефлексия.

Ход урока.


  1. Организационный момент (приветствие гостей, настроение)

  2. Обобщение знаний.

- На занятии в д/с воспитатель спросила: что такое растение? «То, что растет», - ответил один мальчик. Оцените его ответ.

(Вывод: Это, конечно, не научный ответ, но одну из важных черт всех растений мальчик назвал правильно. Растение постоянно увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они работают в течение всей жизни растения.)

- Давайте, вспомним, что мы знаем о растениях.



Обобщение знаний о растениях методом разворачивающегося конспекта (с обсуждением в парах)

- Итак, мы доказали, что растение – живое существо, вспомнили строение растения. А кто нашел информацию: сколько видов растений обитает на Земле?



По состоянию на начало 2010 года по данным Международного союза охраны природы было описано около 320 тысяч видов растений, из них около 280 тысяч видов цветковых, 1 тысяча видов голосеменных, около 16 тысяч мохообразных, около 12 тысяч видов высших споровых растений. Однако, это число увеличивается, так как постоянно открываются новые виды.

Мы находим растения разных видов практически повсюду - на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди. Растения могут быть на теле животного и внутри него. К растениям относятся и мельчайшие бактерии, и одноклеточные водоросли, такие крохотные, что увидеть их можно лишь в микроскоп, и огромные деревья, например гигантские секвойи, растущие на западе Северной Америки. В целом обширное и пестрое царство растений насчитывает более 350 000 видов. Отдельных экземпляров растений в мире гораздо больше, чем животных. И вообще растения на Земле - начало всего живого.


Тема урока: «Разнообразие растений».

3. Постановка цели урока.

- По каким признакам ученые делят растения на группы? (ответы детей)

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

Сформулируйте цель урока. (Изучить признаки групп растений, составить новую классификацию растений).


  1. Стадия вызова. Ответьте на вопросы «Верите ли вы?»

(верите «+», нет «-»)

  1. Обсуждения в группах.

Начинают работу 5 научных лабораторий по изучению групп растений. По окончании работы мы заслушаем представителей групп. Так как время для выступления ограничено, придерживайтесь плана. (открыть на доске) Обозначьте место сбора (флажки) и приступайте к обсуждению.

  1. Презентация сообщений.

Составление схемы (флажки из групп на доску)

  1. Обобщение знаний.

– Вернемся к цели урока.

– Изучив признаки растений, мы составили новую классификацию.(схема на доске)


– Какие группы относятся к низшим и почему?
– Какие группы растений относятся к высшим и почему?

Калейдоскоп «Этот удивительный мир растений» - ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ



  1. Итог урока. Рефлексия.

Ответьте на вопросы «Верите ли вы?»

– Оцените, был ли для вас полезен сегодняшний урок.

- Что еще хотелось бы узнать о мире растений? Я предлагаю найти ответ на вопрос «Какое дерево считают национальной гордостью России?»

или


– Приготовить сообщение о любом виде растений.

Приложение 1. Опорные понятия для разворачивающегося конспекта:



  1. Докажи, что растение – живое существо.

  2. Формы растений:

  3. Виды растений:

  4. Многие растения имеют схожие органы:

  5. Корень. Его значение.

  6. Побег состоит из…

  7. Стебель. Его значение. Какие бывают стебли.

  8. Лист. Строение. Виды.

  9. Зимующие почки.

  10. Цветок. Строение цветка. Какое значение имеют тычинки и пестик?

  11. Плоды. Семена. Какие бывают?

  12. Как устроено семя?

Приложение 2. Вопросы «Верите ли вы?»




п/п


Верите ли вы?

В начале урока

В конце урока

1

…что водоросли появились раньше других растений?







2

…что водоросли не имеют корней и стеблей?







3

…что у мха есть только стебель и листья?







4

…что мох может служить в качестве топлива?







5

…что папоротники когда-то были деревьями?







6

… что папоротники не имеют

цветов?








7

…что хвойные растения размножаются семенами?







8

…что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?







9

…что на Земле больше всего цветковых растений?







10

…что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?






Приложение 3.



1 группа – водоросли.

Водоросли - жители воды, появились около 2 миллиардов лет назад.

Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.

Хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – это одноклеточные водоросли. Они хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктиды, горячих гейзерах Исландии, почти во всех пресных и солёных водоёмах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи очень увеличен. Самые крупные из них – 1,5 см.

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью.

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья. Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

- Почему водоросли выделены в отдельную группу? (У водорослей нет органов, они живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью)
2 группа – мхи.

Это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются.


Сфагнум.
На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа. Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома.



Кукушкин лён.
– Кукушкин лён идёт в рост и может вытянуться до 30-40 см. Как и все мхи, кукушкин лён размножается спорами, которые находятся в коробочках. Коробочки возвышаются над стебельками на длинной тонкой ножке и сверху прикрыты колпачками.

- Чем мхи отличаются от других растений? (имеют только стебель и листья, при помощи которых добывают воду и минеральные вещества, размножаются спорами)



3 группа растений – папоротники.

Около 400 миллионов лет назад возникли более сложные растения, напоминавшие современные папоротники.

В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах.
У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны,
так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья.
Папоротники лианы.
– Папоротники лианы высоко поднимаются по стволам деревьев.
Папоротники – эпифиты, живущие на стволах и ветках деревьев.
– Олений рог – эпифит гигант порой весит около 100 кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.
Папоротники – деревья.
Когда-то папоротники были огромными деревьями – до 30 метров в высоту. Сейчас древовидные папоротники сохранились только в тропиках.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник. Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения.

- Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений? (обитают во влажных лесах, есть корень, стебель под землей, листья; размножаются спорами)

4 группа растений – хвойные.

Сосны и другие хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад.

У хвойных растений есть корень, стебель, плод с семенами.

Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений:


Сосна.
– Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, так как запах сосны убивает всех микробов.
Можжевельник.
– Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год - серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
Ель.
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.
- Чем отличаются хвойные от других групп растений? (есть корень, стебель, листья-хвоинки; размножаются семенами)
5 группа растений – цветковые.

Первые цветущие растения украшали Землю 150 миллионов лет назад.

Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.

Фрагменты проектов.

- Почему цветковые выделили в особую группу?

Приложение 4. Тест «ОТЛИЧНО»

1. Наука о растениях называется

Я) биология

Е) зоология

О) ботаника

2. Какое из растений является хвойным?

Т) ель

Д) папоротник



Б) ландыш

3. Какая группа растений дает человеку торф?

М) папоротники

Н) водоросли

Л) мхи

4. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?



Е) углекислый газ

И) кислород

Ю) азот

5. Какие растения являются жителями воды?



Ш) мхи

Щ) цветковые растения

Ч) водоросли

6. Какая группа растений имеет красивые листья, похожие на большие перья?

М) хвойные растения

Н) папоротники

Л) цветковые растения

7. Какая группа растений самая многочисленная?



А) мхи

О) цветковые растения



Я) папоротники

9. Домашнее задание.




Я всегда держу слово, если имею дело с людьми, и не всегда — если имею дело с Богом. Бог способен прощать. Видоизмененный Пол ван Дорен
ещё >>