«Разнообразие бактерий и их практическое значение» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме: «Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий» учитель... 1 75.38kb.
Чистых культур бактерий 1 50.98kb.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки 1 83.97kb.
Тема Содержание понятия, научное и практическое значение краеведения. 3 554.47kb.
Светящихся бактерий 2 1 141.34kb.
Урок биологии в 6 классе 1 45.19kb.
Семейство Лилейные, их многообразие, представители, характерные особенности... 1 67.04kb.
Многоклеточные водоросли. Красные и бурые водоросли. Искусственное... 1 39.23kb.
Вопросы итогового занятия по разделу «история микробиологии. 1 24.47kb.
Закон лимитирующих факторов (закон толерантности). Практическое значение... 1 31.61kb.
«Обезболивание родов» 3 408.93kb.
Регламент выступлений пленарное заседание 20 минут, секционные 12... 1 68.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Разнообразие бактерий и их практическое значение» - страница №1/1

Ролевая игра - конференция по теме:

«Разнообразие бактерий и их практическое значение»

7 класс

Учитель биологии МОУ


«Курлекская СОШ» Томского

Района Бобовская Е.А.
2005 год

Тема урока: «Разнообразие бактерий и их практическое значение»

Урок проводится на завершающем этапе изучения темы «Царство прокариоты» в 7-ом классе.



Цель урока: в нетрадиционной форме познакомить учащихся с разнообразными группами бактерий, значением их в жизни человека. Расширить кругозор учащихся в плане профориентации. Формировать навыки устной речи. Формировать навыки работы с дополнительной литературой

Оборудование:


  1. Портреты ученых.

  2. Таблица «Строение бактерий».

  3. Образцы различных кисломолочных продуктов.

  4. Гербарии бобовых растений с корневыми системами.

  5. Образцы бурого железняка.


Ход урока.

Гости конференции - за круглым столом ( представители разных профессий – учащиеся класса )

Остальные учащиеся класса – участники конференции.

Учитель – ведущий конференции.


Учитель: сегодня к нам на конференцию пришли люди самых разных профессий. Из беседы с ними вы узнаете о разнообразных группах бактерий и их роли в жизни человека. Начнет нашу конференцию доцент кафедры микробиологии Томского медицинского университета.
Доцент ТМУ: Впервые открыл значение микробов в промышленности и сельском хозяйстве французский ученый Луи Пастер ( 1822- 1895 г.). Но что важнее всего – в результате его замечательных исследований были открыты бактерии, оказавшиеся виновниками тяжелых заболеваний человека, животных, насекомых, растений. Издавна первостепенное значение в развитии науки о бактериях имели исследования русских ученых. Широко известно имя ученого-лекаря Данилы Самойловича. Он - один из зачинателей учения о массовых заразных заболеваниях и мерах их ликвидации. Рискуя жизнью, Данило Самойлович ухаживает за чумными больными, напряженно изучает малейшие проявления этой страшной болезни… А по ночам, вооружившись микроскопом, чутко прислушиваясь к стонам больных, находящихся за тонкой перегородкой его маленькой комнатки, он ищет в крови, в слизи больных микроба – возбудителя чумы, незримого виновника скорби. Продолжая славные традиции Данилы Самойловича, ученые нашего отечества Д.К. Заболотный, С.П. Боткин открыли причины многих заболеваний, разработали пути их преодоления. Русские ученые С.Н. Виноградский, В.Л. Омелянский и многие другие вписали немало славных страниц в учение о полезных микробах. Среди наук, занимающихся исследованием природы, наука о микробах, микробиология, считается самой молодой, но весьма бурно развивающейся.
Учитель: разговор о микробах продолжит микробиолог с ЗАО «ТОМ-МАС».

Микробиолог ЗАО «ТОМ-МАС»:

Все многообразие молочнокислых продуктов, которое вы видите перед собой – результат жизнедеятельности бактерий молочнокислого брожения. Но однажды к приемному пункту завода подъехала машина. С веселым перезвоном выгружены фляги. С лязгом откинута одна, другая, третья крышка. И вдруг – разочарование. Из открытых фляг пахнуло чем-то затхлым, прокислым. Дело в том, что молоко может в любую минуту испортиться – стоит лишь недоглядеть. В молоке содержатся белки, жиры, сахаристые вещества, витамины, и все это в таком сочетании, что оно оказывается исключительно питательным продуктом не только для человека, но и для самых разнообразных бактерий. В молоке могут размножаться микробы, вызывающие так называемое «нетипичное» брожение сахаристых веществ и вскоре да дне тары появится хлопьевидный рыхлый осадок, а над осадком – пенящаяся сыворотка. Если в молоке разовьются микробы, разлагающие жиры, молоко станет прогорклым. Есть и такие микробы, которые вызывают у молока мыльный вкус. Для того чтобы молоко не портилось, его подвергают сразу после дойки быстрому охлаждению.



Учитель: разговор о бактериях продолжит научный сотрудник кафедры микробиологии Томского государственного университета.
Н.С. ТГУ: в стогах сена или в штабелях недостаточно просушенного торфа нередко возникают пожары от самозажигания. Виновники этих происшествий – микробы. При обильном питании микробы выделяют в окружающую среду довольно много тепла. Если тепло накапливается, например, во влажном сене, вате или торфе, эти материалы разогреваются настолько, что могут начать тлеть. Теперь достаточно небольшого притока воздуха, чтобы вспыхнул пожар. Однажды большой океанский пароход шел из Египта в Англию. Его трюмы были наполнены тюками хлопка. В пути из-за активной деятельности микробов хлопок стал постепенно нагреваться и на судне начался пожар, который с трудом удалось потушить.
Учитель: слово просит инженер кожевенного завода.
Инженер кожевенного завода:

Самовозгорание, вызванное микроорганизмами, не всегда приносит вред. Его используют в нашем производстве. На кожевенных заводах со шкур сдирают вместе с шерстью тонкий кожистый слой. Шерсть нужна для промышленности, но ее надо предварительно очистить. Для этого шерсть вместе с жиром и остатками мяса складывают в кучу. В куче начинают энергично действовать микроорганизмы – и она нагревается. При повышении температуры волосы разрушаются значительно медленнее, чем клетки мышц и жира. Жиры и белки в куче быстро разлагаются, и очищенная от них шерсть идет в дальнейшую обработку.



Н.С. ТГУ:

Колонии микробов бывают различного цвета: черного, желтого, синего, фиолетового, зеленого. Одному из этих микробов кроваво- красного цвета суждено было заслужить печальную историческую известность. Из-за этого невинного микроба пролилось немало человеческой крови. Имя этого микроба - «палочка чудесной крови». Эта «палочка чудесной крови» довольно широко распространена в природе, а при известных условиях она может развиваться на картофеле, на бобах, на хлебе.


Кандидат исторических наук:

Когда на хлебе появлялись белые, зеленоватые, коричневые узоры плесеней, такой хлеб не вызывал никаких недоразумений. Но вот когда на хлебе появились кровавые пятна, вызванные «палочкой чудесной крови» здесь фантазии невежд разыгрались вовсю. Самый обыкновенный хлеб в их представлении превращался тогда в «кровоточащий хлеб», а самые обыкновенные колонии размножившихся микробов превращался в «кровь Христа». Появление кровавых пятен истолковывалось в средние века как знак гнева божьего и как необходимость кровавого искупления за какие-то неведомые злодеяния. В 1329 г. Франкфурте, Нюрнберге и др. городах из-за «палочки чудесной крови» было уничтожено более 10 тыс. человек. В 1383 году в небольшом германском городке Вильснаке гостии (лепешки из пшеничного теста, употребляемые католической церковью при обрядах причастия), оставшиеся в заброшенной, полуобгоревшей церкви, покрылись кровавыми пятнами. Пятна смыли, но они вновь появились еще в большем количестве. Слух о «вильснакском чуде» быстро распространился и вызвал необычайное возбуждение среди населения. Нужно было найти виноватого и вину взвалили на еретиков, будто бы они прокалывали гостии, которые вследствие этого кровоточили. Началось массовое избиение и сжигание беззащитных людей на кострах. В воспоминание о «чуде» была выбита медаль и устраивались торжества.


Врач СЭС:

Однажды санитарная инспекция забраковала целую партию уток и цыплят. У них был такой вид, точно они были вымазаны кровью. В другом случае от не известных причин произошло покраснение засоленных рыб. Подозрение пало на микробов. После долгих размышлений, сложных опытов, многочисленных догадок и предположений из образцов соли удалось выделить своеобразную бактерию. Разрастаясь, она образует ярко-красные колонии и, кроме того, много слизи. Злополучная соль была получена с Баскунчакского озера. И там, на месте, микробиологи обнаружили розовую рапу (природный рассол) и розовую соль. Оказалось, что бактерии серратия салинария приспособились к существованию в условиях 20-процентной солености. Их природное местообитание – сверх соленые водоемы.


Врач – инфекционист:

Некоторые бактерии являются возбудителями тяжелейших заболеваний. В 590 году, как пишут историки, Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В середине 19 века с невероятной силой и быстротой чума распространилась по всей Европе. Эпидемия неистовала. Она унесла около 25 млн. человек. К концу эпидемии население Европы уменьшилось на 25 %. В 19 веке очень быстро распространяется в Европе холерный вибрион-микроб-возбудитель холеры. В 1848 году в Петербурге была большая эпидемия холеры. За один этот год в России насчитывалось 1742000 холерных больных, из которых 690000 умерли. Так микробы делали свое страшное дело. Страшнейшим бичом человечества с давних времен была натуральная оспа. Во Франции в начале 18 века 1/10 общей смертности приходилась на оспу. В 18 веке в Германии от оспы ежегодно умирало до 70-80 тыс. человек. Благодаря прививкам от оспы в России оспа ликвидирована.

Возбудителем туберкулеза также является бактерия – туберкулезная палочка, селящаяся в легких человека.
Учитель:

Свое слово в защиту бактерий хочет сказать доцент кафедры геологии Томского политехнического университета.


Доцент ТПУ:

В первые годы нашего столетия русский микробиолог Сергей Николаевич Виноградский сделал смелое предположение, которое многим показалось необоснованной фантазией. «Колоссальные залежи железных руд, - заявил он, - должны быть приписаны деятельности бактерий». И Виноградский оказался прав. Везде, где поселяются железобактерии, они находят самую ничтожную частицу соединений железа, извлекают из раствора , поглощают, впитывают в себя. Поколение за поколением железобактерии отмирают, а накопленные ими железо отлагается на дне водоема, образуя иногда толстые слои рыхлого ржавого осадка. Слой этот со временем уплотняется, погребая в своей толще стебли и корни водных и болотных растений. Но тут в дело вступают другие бактерии. Разлагая растительные остатки, они, будто по специальному заказу, очищают отложения железа от посторонних примесей. А слой железистого ила продолжает уплотняться. Так образуются отложения бурого железняка. Ежегодно бактерии осаждают миллионы тонн железа на всем земном шаре. А как ценно, как необходимо человеку железо, это все, конечно, знают.


Учитель:

У нас в гостях работник сельского хозяйства, главный агроном ЗАО «Чернореченский»


Главный агроном ЗАО «Чернореченский»:

В практике сельского хозяйства в качестве зеленых удобрений широко используют растения семейства Бобовых, например, люпин. Корни люпина очень длинные, покрыты крупными наростами или клубеньками. В этих клубеньках живут мельчайшие клубеньковые бактерии, питающиеся азотом их воздуха. Азот входит в состав их одноклеточного тельца. Корни люпина поглощают азот, отложившийся в бактериях. Азот вместе с сахаром и минеральными солями, содержащими фосфор и серу, образуют белки. Вот почему в семенах, стеблях и листьях люпина много белков. Чтобы создать почву и необходимое питание для других растений, запахивают люпин во время цветения. К следующему году сочные стебли, листья и цветки люпина, разложившись, удобряют почву, давая 10 кг азота на гектар. Такое же количество азота получается от 36 т навоза. С давних пор применяют посевы люпина и другие бобовые для улучшения почв.


Учитель: ребята, давайте поблагодарим наших гостей за интересную информацию, которую вы сами попробуете обобщить в форме таблицы ( домашнее задание – заполнить табл.)

Название группы бактерий

Значение в природе или жизни человека







Литература:

Е.А. Алешко «Хрестоматия по ботанике для 5 и 6 классов», М. «Просвещение», 1967 г.











Капитализм — это эксплуатация человека человеком, а коммунизм — наоборот.
ещё >>