страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рассказу И. А. Бунина "Лапти" Цель урока: познакомить с творчеством, жизнью И. А. - страница №1/1
![]() Цель урока: познакомить с творчеством, жизнью И.А. Бунина и рассказом “Лапти”. Задачи урока: Развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать. Тип урока: урок-размышление. Методические приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, синквейн. Оборудование:
Ход урока:
Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почетного академика императорской Академии наук, лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться ее природой и удивляться загадочности русской души.
- Не читая рассказ, с какими событиями жизни можно соотнести название темы урока? (о войне, о смерти) - Как вы понимаете выражения “смерть ради жизни”? (смерть помогла кому-то выжить) - Как называется рассказ писателя? (“Лапти”) Наша цель: проанализировать произведение и подумать над выражением “смерть ради жизни” - Весь рассказ мы читать сразу не будем. А станем читать с остановками, постигать глубину бунинских строк.
Обратимся к началу рассказа и прочитаем его фрагмент “5ый день несло непроглядной вьюгой…. - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..”
- С какими героями вы познакомились? ( Больной ребенок, Нефед, Барыня, муж) Словарная работа. - Вам встретилось слово “фуксин”. Кто знает, что оно означает? Фуксин – красная анилиновая краска, широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи. - В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой) - Какая стоит погода и сколько дней? (Пятый день несло непроглядной вьюгой) - Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? ( Эпитет “непроглядная вьюга”) - Что просит больной ребенок? (Больной ребенок просит красные лапти) - Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей) Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, зимой валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей. - Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефед? (Нефед был слугой) - Каким вы его представляете? (устное словесное рисование) Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьезный, участливый, немногословный, решительный, верный слов, кроткий, добросердечный. - Рассмотрите портреты И.Н. Крамского “Полесовщик”, В.Г. Перова “Странник” с изображение старцев. - Похож Нефед на них? Чем? - Почему больше на старца Перова? - Какое главное качество увидели? (кротость, добросердечие, смирение, сила) - Какие отношения были у Нефеда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефедушкой) - Как вы думаете пойдет ли Нефед в Новоселки, до которых 6 верст? (Ответы). - Об этом узнаем из следующего отрывка. - Чтение отрывка (… Еще подумал… … в белом куда-то бешено несущемся степном море…)
- Бунин сравнительно нечасто использует в своих описаниях метафоры, но если все же прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости. Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы. Сначала вспомним, что такое метафора? (скрытое сравнение на основе сходства) (На протяжении всего рассказа состояние природы приравнивается к состоянию моря во время урагана; Бунин, используя эту метафору, стремится показать буйство природы: “… потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”; “… в бездне снежного урагана и мрака; “… потонули вместе с лошадью в страшный снег?) - Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за 6 верст в лавку за лаптями и фуксином? ( ”Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.”) - Что имеет в виду Нефед, говоря “Душа желает”? (По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет”) - Знал ли Нефед, что в такую погоду может не добраться до Новоселок? (Догадывался) - Но почему его это не остановило? Какие черты характера проявляются в нем? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.) - Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефеда? (Ответы детей). Об этом мы узнаем из следующего отрывка. “’…Пообедаем, стало смеркаться… ---а затем торопливый зловещий стук в окно…” - Переживаем ли домашние о Нефеде? (Да, конечно. И от этого ночь казалось еще страшней. Думали, что он остался ночевать у знакомых, что придет только к обеду завтрашнего дня.) - Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефеда было неуютно? Зачитайте. (“Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака”) - Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх. Чем вызван страх матери? (У нее болен ребенок, она не знает, что делать, т.к. осталось одна – муж в отъезде. Бунин пишет: “… плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности.”) - Еще одно средство раскрытия характеров героев – речь. Какое обращение наиболее часто звучит в словах матери? (Обращение к Господу: “ Господи, помоги! Господи, защити!”, “Бог с тобой”, “А господь его знает!” Частое упоминание имени Господа говорит о полном бессилии матери; ее последняя надежда – Господь!) - Как вы понимаете эпитет “зловещий стук”? (он предвещает что-то плохо) - Так что же произойдет дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. “---это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело… …лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином” - Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефеда) - Можно ли сказать, что своей смертью Нефед спас мужиков? ( Да. Раскопав Нефеда, мужики поняли, что жилье близко.) - Грустно напряженная тональность рассказа создается не только словом, но и знаками препинания. Какой особый знак препинания появляется в конце предложений в финале рассказа? О чем он говорит? (Многоточие, появляющееся в конце предложений в финале рассказа “Лапти” выражает горькое недоумение и одновременно… радость(!) – спасены жилье рядом!) - Какие цветовые эпитеты использует Бунин? Какие дает температурные характеристики? ( “белый от снега” дом и ”красные лапти”, ”холодный” дом и ”в жару… плакал ребенок”, ”Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной”) - Перечитайте последнее предложение рассказа. (“За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином”) - Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? (Да) - Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет) - Я тоже согласна с вами, т.к. на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. - Обратили ли вы внимание, что в рассказе мать, и ребенок остаются безымянными, а именем наделен только один персонаж – Нефед? Почему? (Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа) - Можно ли сказать, что Нефед совершил подвиг? (да) - А ради чего? (Ради жизни мальчика)
- Ребят а, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям) - Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом) Вывод: Рассказ занимает 2 страницы, а какой он емкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефед – носитель дорогих Бунину нравственных качеств: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантом, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе лето, вы находитесь на лугу, рвете цветы или высоко парите в небе, как птицы поднимите руки вверх. А теперь протяните друг другу руки, пожмите их, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
Вы сегодня очень хорошо работали. Дома должны были составить синквейн по теме нашего урока. Я давала вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефед, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (Схема составления синквейна на экране)
Д/З. Прочитать рассказ Бунина “Цифры”. Объяснить смысл названия. Составить синквейн. |
ещё >> |