Рассказу И. А. Бунина "Лапти" Цель урока: познакомить с творчеством, жизнью И. А. Бунина и рассказом " - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рассказ И. А. Бунина «Лапти» Цель урока : познакомить с творчеством И. 1 76.89kb.
Урок литературы в 7 классе Тема урока : «Смерть ради жизни» (по рассказу И. 1 51.43kb.
«Человеческая душа зыбкий огонек» по рассказу 1 135.25kb.
Урока по рассказу И. А. Бунина 1 32.81kb.
Интегрированный урок по рассказу А. В костюнина «Вальс под гитару» 1 40.41kb.
«Не жалейте сердца…» 1 87.15kb.
Особенности жизни героев в разные времена года 1 139.57kb.
Урок путешествие по лермонтовским местам 1 72.58kb.
Урока чтения с использованием мультимедийной технологии во 2 классе... 1 33.35kb.
Реферат-размышление по прочтении романа И. С. Шмелёва «Лето Господне»... 1 312.13kb.
Т. А. Ладыженская и др. Русский язык 7 класс. Выучить параграфы 45... 1 38.58kb.
Статья называлась «История трудного хлеба» с подзаголовком «Фермер... 1 37.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рассказу И. А. Бунина "Лапти" Цель урока: познакомить с творчеством, жизнью И. А. - страница №1/1

Тема: “Смерть ради жизни”( по рассказу И.А. Бунина “Лапти”)

Цель урока: познакомить с творчеством, жизнью И.А. Бунина и рассказом “Лапти”.

Задачи урока: Развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок-размышление.

Методические приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, синквейн.

Оборудование:

  1. Портрет И.А. Бунина

  2. Тексты с рассказом Бунина “Лапти”

  3. Компьютерная презентация о И.А. Бунине

  4. Выставка книг писателя

  5. Запись музыки Свиридова “Метель”

Ход урока:

  1. Слово учителя:

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почетного академика императорской Академии наук, лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться ее природой и удивляться загадочности русской души.

  1. Рассказ ученика о писателе, показ презентации

  2. Тема нашего урока: “Смерть ради жизни”

- Не читая рассказ, с какими событиями жизни можно соотнести название темы урока? (о войне, о смерти)

- Как вы понимаете выражения “смерть ради жизни”? (смерть помогла кому-то выжить)

- Как называется рассказ писателя? (“Лапти”)

Наша цель: проанализировать произведение и подумать над выражением “смерть ради жизни”

- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А станем читать с остановками, постигать глубину бунинских строк.


  1. Осмысление содержания.

Обратимся к началу рассказа и прочитаем его фрагмент

“5ый день несло непроглядной вьюгой….

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..”

1-я остановка.

- С какими героями вы познакомились? ( Больной ребенок, Нефед, Барыня, муж)



Словарная работа.

- Вам встретилось слово “фуксин”. Кто знает, что оно означает?

Фуксин – красная анилиновая краска, широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

- В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой)

- Какая стоит погода и сколько дней? (Пятый день несло непроглядной вьюгой)

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? ( Эпитет “непроглядная вьюга”)

- Что просит больной ребенок? (Больной ребенок просит красные лапти)

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей)

Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, зимой валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефед? (Нефед был слугой)

- Каким вы его представляете? (устное словесное рисование)

Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьезный, участливый, немногословный, решительный, верный слов, кроткий, добросердечный.

- Рассмотрите портреты И.Н. Крамского “Полесовщик”, В.Г. Перова “Странник” с изображение старцев.

- Похож Нефед на них? Чем?

- Почему больше на старца Перова?

- Какое главное качество увидели? (кротость, добросердечие, смирение, сила)

- Какие отношения были у Нефеда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефедушкой)

- Как вы думаете пойдет ли Нефед в Новоселки, до которых 6 верст?

(Ответы).

- Об этом узнаем из следующего отрывка.



- Чтение отрывка

(… Еще подумал…

… в белом куда-то бешено несущемся степном море…)

Музыка Свиридова “Метель”

- Бунин сравнительно нечасто использует в своих описаниях метафоры, но если все же прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости. Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы. Сначала вспомним, что такое метафора? (скрытое сравнение на основе сходства)

(На протяжении всего рассказа состояние природы приравнивается к состоянию моря во время урагана; Бунин, используя эту метафору, стремится показать буйство природы: “… потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”; “… в бездне снежного урагана и мрака; “… потонули вместе с лошадью в страшный снег?)

- Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за 6 верст в лавку за лаптями и фуксином? ( ”Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.”)

- Что имеет в виду Нефед, говоря “Душа желает”? (По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет”)

- Знал ли Нефед, что в такую погоду может не добраться до Новоселок? (Догадывался)

- Но почему его это не остановило? Какие черты характера проявляются в нем? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефеда?

(Ответы детей).

Об этом мы узнаем из следующего отрывка.

“’…Пообедаем, стало смеркаться…

---а затем торопливый зловещий стук в окно…”

- Переживаем ли домашние о Нефеде? (Да, конечно. И от этого ночь казалось еще страшней. Думали, что он остался ночевать у знакомых, что придет только к обеду завтрашнего дня.)

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефеда было неуютно? Зачитайте.

(“Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака”)

- Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх. Чем вызван страх матери?

(У нее болен ребенок, она не знает, что делать, т.к. осталось одна – муж в отъезде. Бунин пишет: “… плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности.”)

- Еще одно средство раскрытия характеров героев – речь. Какое обращение наиболее часто звучит в словах матери? (Обращение к Господу: “ Господи, помоги! Господи, защити!”, “Бог с тобой”, “А господь его знает!” Частое упоминание имени Господа говорит о полном бессилии матери; ее последняя надежда – Господь!)

- Как вы понимаете эпитет “зловещий стук”? (он предвещает что-то плохо)

- Так что же произойдет дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

“---это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело…

…лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином”

- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефеда)

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефед спас мужиков? ( Да. Раскопав Нефеда, мужики поняли, что жилье близко.)

- Грустно напряженная тональность рассказа создается не только словом, но и знаками препинания. Какой особый знак препинания появляется в конце предложений в финале рассказа? О чем он говорит? (Многоточие, появляющееся в конце предложений в финале рассказа “Лапти” выражает горькое недоумение и одновременно… радость(!) – спасены жилье рядом!)

- Какие цветовые эпитеты использует Бунин? Какие дает температурные характеристики? ( “белый от снега” дом и ”красные лапти”, ”холодный” дом и ”в жару… плакал ребенок”, ”Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной”)

- Перечитайте последнее предложение рассказа. (“За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином”)

- Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? (Да)

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет)

- Я тоже согласна с вами, т.к. на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Обратили ли вы внимание, что в рассказе мать, и ребенок остаются безымянными, а именем наделен только один персонаж – Нефед? Почему? (Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа)

- Можно ли сказать, что Нефед совершил подвиг? (да)

- А ради чего? (Ради жизни мальчика)

Обращение к теме урока.

- Ребят а, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям)

- Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

(Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом)



Вывод:

Рассказ занимает 2 страницы, а какой он емкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефед – носитель дорогих Бунину нравственных качеств: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантом, никогда не жалел ничего для нуждающихся.



  1. Физкультминутка.

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе лето, вы находитесь на лугу, рвете цветы или высоко парите в небе, как птицы поднимите руки вверх. А теперь протяните друг другу руки, пожмите их, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

  1. Рефлексия

Вы сегодня очень хорошо работали. Дома должны были составить синквейн по теме нашего урока. Я давала вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефед, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда.

(Схема составления синквейна на экране)



  1. Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.

  2. Итог урока.

Д/З. Прочитать рассказ Бунина “Цифры”. Объяснить смысл названия. Составить синквейн.




Экзамены — безвыигрышная лотерея. Геннадий Малкин
ещё >>