Рассказова а. Л. Социометрический метод исследования малой группы москва-2009 ббк рассказова А. Л - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Социометрический метод в классных коллективах с. Е. Захарова, А. 1 181.24kb.
Изучение особенностей развития малой группы на основе определения... 1 222.49kb.
Истец (заявитель) 1 45.42kb.
Требования к проведению социометрии: Социометрия 1 236.2kb.
Тесты на межличностные отношения 1 75.85kb.
Методические рекомендации `по подготовке и написанию научной статьи... 1 132.53kb.
Александр Копытин арт-терапия жертв насилия «Психотерапия» Москва... 8 1689.89kb.
Хосе Мария Санчес-Сильва Марселино Хлеб-и-Вино Большое путешествие... 8 1304.37kb.
Метод диэлектрической спектроскопии как метод исследования процессов... 1 15.2kb.
Экзаменационные билеты Ю. В. Митришкин Кафедра иу-1, группы 71, 72... 1 55.62kb.
Метод ренормализационной группы в квантовой теории поля 1 44.71kb.
Исследование школьного коллектива 1 54.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рассказова а. Л. Социометрический метод исследования малой группы москва-2009 ббк - страница №1/1



МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

РАССКАЗОВА А.Л.


СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

МОСКВА-2009

ББК


Рассказова А.Л.

Социометрический метод исследования малой группы. Учебно-методическое пособие. – М.: МААН, 2009. - …….с.

Рецензенты
Агапов В.С., доктор психологических наук, профессор

Секач М.Ф., доктор психологических наук, профессор

Богданов Е.Н., доктор психологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

А.Л.Рассказова, 2009

МААН, 2009

Метод социометрии (от латинского «общество» и греческого «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых группах, существующих не меньше шести месяцев.

Термин «социометрия» связан с именем американского психиатра и социального психолога Якоба (Джекоба) Леви Морено (1892-1974), который в 30-е гг. нашего века разработал особую социометрическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является главным условием изменения отношений во всей социальной системе. При всем утопизме такого подхода, Морено предложил весьма полезную процедуру для измерения некоторых групповых характеристик. По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблемм и их источником. Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы.



Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

«Обращение к социометрии, - как отмечает А.В.Петровский – не есть дань моде; на сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдателя систему межличностных взаимоотношений в группе».

Социометрический метод исследования группы позволяет выявить

важнейшие социометрические характеристики группы:

-социометрический статус членов группы;

-взаимность эмоциональных предпочтений;

-наличие устойчивых групп межличностного предпочтения;

-характер отвержений в группе.

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который определяется суммой предпочтений и отвержений, полученных от других членов группы. Социометрический статус может быть более высоким или низким, в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задаёт статусную иерархию в группе.

Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звезды- члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.

Весьма часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу. Социально-психологическая функция лидера – вести за собой как человеку, наиболее понимающему ситуацию и знающему дело. Лидер может вызывать такие негативные чувства как зависть или ревность, социометрическая звезда, как правило таких чувств не вызывает.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные – субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе – одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны. Следом идут отверженные - такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся – пренебрегаемые или изгои- члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. Изгои бывают по несчастью или по убеждению. Ребенок просто может не владеть какими-нибудь интеллектуальными, физическими, моральными или материальными ресурсами, чтобы завоевать расположение членов группы.

Во втором случае дети осознанно выбирают эту позицию, желая отстаивать свои убеждения и принципы, либо просто не хотят быть как все. В своей работе психолог должен дифференцировать происхождение отверженности для выбора адекватного способа работы с детьми, а иногда поставить под сомнение саму необходимость в работе с данной проблемой, поскольку иногда сознательная отверженность вызывает чувство уважения и даже восхищения, если ученик, сознательно ее выбравший, не боится санкций со стороны членов группы.

Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. К.Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного является большим наказанием. Хорошо известен феномен влияния бойкота- прекращения отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему.

Социальная изолированность может быть личностной особенностью, частью стиля семейных отношений, сознательной зрелой позицией. Встречаются случаи вынужденной изоляции, которая может быть вызвана ситуацией бойкота, отсутствием навыком коммуникативного взаимодействия у самого ребенка.

Статус человека представляет собой относительно устойчивую величину, т.е. переходя из одной группы в другую, человек переносит и свой статус. Однако, неизменность социометрического статуса с точки зрения развития личности рассматривается как фактор риска, даже если это статус социометрической звезды. Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных условиях жизни.

Большинство членов группы достаточно точно представляют, какой статус они занимают в первичной группе. Как правило, среднестатусные члены группы воспринимают свое положение достаточно адекватно. Высоко и низкостатусные члены группы вследствие действия психологических защит часто неадекватно воспринимают отношение к себе других людей и не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.

Относительная устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяются следующие:

-внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык);

-свойства характера и темперамента (общительность, толерантность, благорасположенность, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.);

-успехи в ведущей деятельности;

-соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является;

-положение в других социальных группах.



Чтобы изменить статус человека в группе, достаточно поработать с тем или иным фактором статуса.

При соответствующей подготовке каждый учитель имеет возможность изменить социометрический статус ученика. В целом, педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика несколько ограничены тем, что учитель занимает позицию руководителя и находится вне группы.

Для того, чтобы повысить социометрический статус ученика, необходимо предоставить ему возможности для проявления и реализации своих способностей. В настоящее время школа нацелена прежде всего на интеллектуальные и социальные способности . Наиболее успешные в учебной деятельности и общественной работе учащиеся без труда приобретают уверенность в своих силах, привлекающую к ним внимание, интерес и симпатии одноклассников. Что касается инструментальных, экспрессивных и физических способностей, то они явно недооценены в современной системе образования. Учащимся, обладающим данными способностями, довольно трудно реализовать себя. Поэтому, при попытке изменения статуса ученика, учитель должен организовать различные виды деятельности, которые помогут ребятам проявить свои способности перед сверстниками.

Среди педагогов и психологов хорошо известен прием, который называется «отсвет от звезды». Суть его заключается в том, что высокостатусному члену группы поручается какое-то дело совместно с низкостатусным. В данном случае важно продумать мотивировку сотрудничества, чтобы оно воспринималось ребятами как необходимое для решения соответствующей задачи. При успешном взаимодействии популярность высокостатусного члена группы частично передается низкостатусному и отношение окружающих становится более благожелательным.

Своевременное информирование учащихся об успехах их одноклассника в каких-либо других группах также позволяет повысить его статус. Поэтому учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и использовать данную информацию для улучшения межличностных отношений в классе. Если, несмотря на педагогические усилия, статус ребенка остается низким, необходимо провести системный психологический анализ причин отверженности или изолированности. Следует понять, в чем причина, и попытаться работать с ней. Например, причиной низкого статуса может быть неумение общаться со сверстниками, плохая учеба или неопрятный внешний вид. Следует помнить, что неизменность социометрического статуса, может негативно влиять не только на конкретного человека, но и на всю группу. Поэтому, следует организовывать совместную деятельность таким образом, чтобы обеспечивать динамику социометрических статусов (возможность каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать различные стратегии поведения в социальной жизни).

Группы и общества, имеющие тройную социометрическую структуру (высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные составляют её большинство), рассматриваются как нормативные. Школьный класс по критерию успеваемости делится на «сильных», «средних», «слабых» учеников. Общество с точки зрения социальной стратификации делится на три большие социальные группы: элиту, средний класс, низший класс. Но низкий статус не всегда означает неблагоприятное положение человека в группе. Для более глубокого анализа необходимо учитывать и другие характеристики социометрической структуры, которые будут рассмотрены ниже.

Преобладание школьников с низкими социометрическими статусами говорит о неблагоприятном социально-психологическом климате в группе. А ситуация относительного благополучия класса на фоне нескольких изгоев говорит о невозможности адекватно воспринимать свою группу со всеми своими недостатками. Создание внутри группы «образа врага» позволяет с одной стороны поддерживать благоприятную эмоциональную структуру взаимоотношений и «сваливать» всю вину в случае групповых неудач на «козлов отпущения».

Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать, является ли выбор человека взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если её выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне комфортно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений.

Группы значительно различаются между собой по взаимности выборов их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вывод о неблагополучии её интегральных характеристик. В такой группе будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность её членов своими межличностными отношениями.
Наличие в группе внутренне сплоченных, достаточно хорошо очерченных устойчивых групп межличностного предпочтения – признак ее социальной зрелости. Чаще всего, такие микрогруппы объединяют людей с одинаковыми статусами. Большие микрогрууппы, состоящие из 6-7 человек, как правило, тяготеют к высокостатусным, непопулярные объединяются в небольшие группы – диады и триады. Наличие внутри группы противоречивых связей свидетельствует о неблагоприятном психологическом климате внутри микрогрупп, о возможном распаде и переструктурировании отношений. Такие процессы редко остаются локальными, они, как правило, затрагивают не только микрогруппу, но и весь класс.

Любая малая группа, как правило делится на некоторое количество микрогрупп, и чем больше малая группа, тем большее количество микрогрупп в ней существует. Как правило, микрогруппа представляет собой довольно устойчивую компанию друзей, имеющих общие интересы и проводящих совместно досуг. Интерес для исследователя представляет структура взаимосвязей внутри существующих микрогрупп (система предпочтений и отвержений) а также характер взаимоотношений между микрогруппами. Если микрогруппы связаны между собой системой взаимных выборов, то можно говорить о благоприятном психологическом климате в группе, о благополучии отношений в целом.

Группы значительно различаются между собой по взаимности выборов их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вывод о неблагополучии её интегральных характеристик. В такой группе будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность её членов своими межличностными отношениями.

Ситуация противоречивых выборов, как правило, болезненна и чревата негативными последствиями. Особенно для человека, который адресует положительный выбор. Предполагается, что от другого он ждет положительной реакции. Относится это, прежде всего, к тем ситуациям, когда противоречивые выборы сделаны членами группы с приблизительно одинаковыми статусами. Для пары популярный - изгой противоречивый выбор менее диагностичен, поскольку непопулярный член группы, как правило, адресует высокостатусному положительный выбор, не ожидая ответной реакции.

Одним из важных аспектов для характеристики внутригрупповых отношений является выделение специфической системы отвержений в группе. Существующая система отвержений в группе проявляет себя в ситуации конфликта. Отвержения в группе могут распределяться по-разному. Чаще всего встречаются три типа отвержений.

Первый вариант – относительно нормативный, свидетельствующий о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все существующие отвержения распределены относительно равномерно в группе. При этом нет таких членов группы, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями.

Второй вариант – поляризация отвержений, при которой выделяются две основные микрогруппы, отвергающие друг друга. Такая ситуация часто складывается в школе, в подростковых классах, когда происходит процесс полоролевой идентификации у молодых людей. В этот период группа делится на две подгруппы по половому признаку. Мальчики выбирают мальчиков, девочки – девочек.

Третий вариант – наиболее неблагоприятный для группы, когда пренебрегаемым является только один член группы, выступающий в качестве ответчика за все недоразумения, так называемый «крайний» или «козел отпущения». Вполне понятно, что при таком способе распределения отвержений в группе нет, и не может быть конструктивных способов решения внутригрупповых проблем, если не брать во внимание некоторых исключительных случаев, когда член группы сознательно нарушает общегрупповые нормы. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные и, конечно, являются ситуативными. Если же группа выбирает этого человека в «козлы отпущения» всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. В данном случае, даже если пренебрегаемый покинет группу, будет найден новый «крайний» на соответствующую роль. Характерным является и тот факт, что «козел отпущения», переходящий в новую группу, может оказаться в новой группе кандидатом на ту же самую роль. Поэтому переводом человека из одной группы в другую никогда не решить ни внутригрупповых проблем, ни проблем конкретного индивида.

Рассмотрим основные понятия и содержание диагностических процедур социометрии.

Выбор- единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно других членов группы в различных гипотетических ситуациях. Является единицей симпатии или антипатии. В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (прямым), отрицательным (обратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Социометрический критерий – так называемая конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.

Разновидности критериев:

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в группе (например, «Кого бы Вы выбрали для….», и гностические, выясняющие степень осознания человеком своих взаимоотношений с членами группы («Кто, по Вашему мнению выбрал бы Вас…..».

По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?») и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения (Кого бы Вы выбрали бригадиром на субботнике?»).

По количеству ответов критерии подразделяются на непараметрические (т.е. без ограничения количества возможных выборов, например, в группе, состоящей из 20-ти человек можно сделать 19 выборов), и параметрические (т.е. с четким ограничением количества возможных выборов, как правило от 3-х до 5-ти).

Допустим, если в группе двадцать студентов, то в первом случае респондент имеет право выбрать от нуля до девятнадцати из них (естественно, кроме себя самого), во втором случае ему предписывается не выходить за пределы определенного количества выборов, скажем, не более пяти человек.

Каждой разновидности критериев присущи свои достоинства и недостатки. Например:

Параметрические критерии


Достоинства:

-снижение вероятности случайных, непродуманных ответов (таких как «выбираю всех» или «не отвергаю никого»);

-уменьшение трудоемкости и продолжительности процедур обработки и анализа результатов;

-возможность сопоставления материалов по группам разной численности (параллельных классов и т.п.).



Недостатки:

-невозможность раскрыть всё многообразие взаимоотношений в группе, выявление лишь наиболее значимых из них;

-отсутствие характеристик эмоциональной экспансивности респондентов, выражающей во многом степень коммуникабельности (кто-то выбрал бы, к примеру, только двух, а другой, более общительный, 15 человек, но им разрешено не более трех).

Социометрический шифр. Всем членам группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры). Общие их списки заранее готовятся и при обследовании раздаются на каждый стол. Если в помещении есть классная доска, то список шифров и фамилий можно написать на ней. При ответе респонденты выставляют на банках не фамилии других членов группы, а соответствующие номера.

Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) – это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производится регистрация индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев (вопросов, задаваемых респондентам). Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению.

Социометрическая карточка может выглядеть таким образом:





Критерии

Выборы

1

Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс?










2

Кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в новый класс?










Социометрические критерии должны быть при этом составлены таким образом, чтобы выражать положительное и негативное отношение к другим членам группы. Но на карточке не должно быть чрезмерно большого количества критериев, поскольку это затрудняет процесс обработки и анализа результатов социометрии. Если применялась непараметрическая процедура социометрии, то размеры графы «выборы» делают достаточно большими. Если же принята процедура параметрическая (т.е. с ограниченным лимитом выборов), то обычно в графе выборы делается столько вертикальных столбцов, сколько выборов разрешено. В примерной социометрической карточке предложена параметрическая процедура с максимальным количеством выборов равным трем.

Основные требования, предъявляемые к формулировкам социометрических критериев.

Одним из важных аспектов теории и практики социометрических исследований является проблема выбора критериев социометрического выбора. Это центральный вопрос планирования социометрии: в какую гипотетическую ситуацию поставить всех членов данной группы для осуществления выбора, если мы хотим получить реальную картину взаимодействия и общения, реальные повседневно проявляющиеся эмоциональные отношения в малой группе. Нередко деятельность, которая действительно важна и представляется экспериментатору объективно важной, для испытуемых таковой не является. Как отмечают исследователи, основным недостатком социометрии является то, что из всего многообразия неформальных отношений выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов.

Следовательно, для того, чтобы уловить, «увидеть скрытую от непосредственного наблюдателя систему межличностных отношений в группе», необходимо предложить действительно «сильный» критерий, позволяющий «сфотографировать» действительно важные для членов группы ситуации общения и деятельности. Морено писал: «Истинная организация группы может быть выявлена, если тест так построен, что он соответствует критерию, вокруг которого сложилась группа. Например, если мы хотим определить структуру рабочей группы на фабрике, то критерием будет являться отношение ее членов в качестве рабочих на фабрике, а не ответ на вопрос, с кем бы им хотелось пойти позавтракать». Скажем, правомерно и эффективно ли при изучении отношений, сложившихся в классе, задавать вопросы типа: кого ты пригласишь на день рождения или с кем бы ты пошел в разведку? В этом случае в качестве критерия выбора мы предлагаем ситуации, выходящие за пределы типичного общения в школе.

При формулировании критерия выбора очень важно опираться на несколько принципов, два первых из которых являются наиболее важными:

-критерий должен быть связан с особо значимыми и характерными для группы ситуациями общения. То есть если это школьный класс – со школьной жизнью, взаимодействием на уроке и вне его;

-в основу критерия должен быть положен какой-то эмоционально окрашенный, важный для группы момент отношений – вынужденный переход кого-то из ее членов в другую группу, вынужденное изменение самой группы и др.(Если бы тебе пришлось перейти в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс?, Если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, то кого из нынешних одноклассников ты записал бы в первую очередь?);

-смысл вопросов должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;

-все ситуации выборов должны описываться максимально конкретно и точно (так, содержание критерия «С кем бы ты хотел вместе работать? Нуждается в непременном уточнении (Где? Когда? В каком качестве? При каких условиях? И т.д.) Иначе различия в понимании словосочетания «вместе работать» превратят вопрос в тот, который обозначает для различных респондентов совершенно разные отношения);

-формулировки вопросов не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам.

При выборе критерия необходимо также учитывать тип ведущей деятельности респондентов. Можно считать, что для дошкольников таковым является выбор партнера по игре, для школьников – по совместной деятельности учебного характера, для взрослых – по трудовой деятельности и т.д. Например, формулируя так называемый «критерий посвящения в тайну» в исследовании подростков, Ю.Орн учел такую важную их возрастную черту, как стремление к доверительным беседам с близкими друзьями, которые так важны не только своим содержанием, но и умением хранить доверенные собеседнику секреты. Но это отнюдь не означает, что ко всем группам подростков можно безошибочно применять данный критерий. Опыт многих исследователей показывает, что возможны значительные различия внутри одного и того же возраста, связанные со спецификой социального общения, с условиями образования групп и другими факторами. В частности, критерий «доверения тайны», как отмечает Ю.Орн, «не оправдал себя» в школе со специальным режимом.

Поэтому многие исследователи предлагают начинать социометрическое исследование с ранжирования испытуемыми жизненных ситуаций по их значимости. Так, в исследовании И.П.Волкова, которое проводилось в студенческих группах, на основе интервью были определены 20 различных значимых ситуаций учебы, свободного общения и досуга. Далее по принципу случайной выборки была набрана из студентов того же факультета группа лиц, которым предлагалось ранжировать по 10-ти бальной шкале данные ситуации по значимости. Если это школьный класс, можно дать сочинение на тему: «Я и мой класс. Как мы вместе учимся и проводим свободное время». Потом методом контент-анализа выявить наиболее значимые ситуации общения и деятельности.

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий ее членов с шифрами.

Требования, предъявляемые к группе, участвующей в исследовании:

-границы группы, в которой проводится исследование, должны быть четко обозначены;

-все выборы членами группы должны делаться самостоятельно;

-группа должна иметь известный опыт совместной деятельности ( не менее 6-ти месяцев).



Исследователь, проводящий социометрический опрос, должен отвечать следующим условиям:

-он не должен быть членом опрашиваемой группы;

-желательно, чтобы это был неизвестный группе человек;

-он должен обладать определенной степенью доверия группы.

Это условие достигается как личными качествами исследователя, его умением найти контакт с аудиторией, внушить доверие к себе, так и умело составленной инструкцией, цель которой создать необходимую для исследователя атмосферу, где каждый участник должен почувствовать, что этот «эксперимент сам по себе является мотивом, побуждением в первую очередь для субъекта, а не для того, кто выдвинул эту идею».

Создание адекватной для исследователя мотивации, побуждение к нему интереса и желания искренне и полно ответить на поставленные вопросы – это, пожалуй, самая трудная задача, выполнение которой, наряду с подбором значимых критериев, в целом определяет успех исследователя.

Важным условием проведения социометрии является предварительное установление доброжелательных и достаточно доверительных отношений исследователя и респондентов. Эффективность работы заметно повышается, если исследователь держится приветливо и уверенно. Цель процедуры излагается в популярной форме, исследователь не посвящает респондентов в тонкости анализа информации. С точки зрения процедуры проведения, социометрия очень проста. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая ответить на них письменно в социометрической карточке.


Инструкция в социометрии выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть очень важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Многие исследователи подчеркивают, что социометрия является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и совершенно непопулярных, ведь необходимо честно и откровенно ответить на вопросы, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают тебя. Для того, чтобы несколько снизить «эмоциональную напряженность», необходимо установить контакт с группой. Если исследование проводится школьным психологом, имеющим достаточный авторитет у детей, проблем с искренностью ответов не возникает. Стиль подачи инструкции должен быть доброжелательным, неформальным, спокойным. Цели тестирования не доводятся до сведения респондентов, а формулируются в мягкой популярной форме. Например, можно сказать, что психологической службе школы очень важно знать, насколько класс дружный и сплоченный, чтобы на основе полученных результатов строить работу с данным классом.


Участие в процедуре – дело добровольное. Следует быть готовым к тому, что часть группы в силу тех или иных причин может отказаться от участия в исследовании. Происходит это в силу нескольких причин, главной из которых является необходимость подписать свою социометрическую карточку. Некоторые исследователи прибегают к шифровке карточек, которые раздаются испытуемым, с тем, чтобы респонденты не указывали на них свою фамилию, полагая, что полная анонимность создает лучшие условия для искренности в ответах. Другая часть исследователей считает это недопустимым, считая, что искренность не должна достигаться анонимностью ответов. Если Вы считаете, что работу необходимо подписать, важно оговорить причины такого требования. Например, психолог может заметить, что иначе исследование теряет смысл, потому что не удастся узнать о том, дружный класс или нет. Принципиально важно гарантировать неразглашение личных ответов. Необходимо честно сказать, что результаты будут сообщены всему классу, но только в общем виде, как информация классу в целом. Будете ли Вы кодировать чистые листы или попросите подписать свою работу, гарантируя полную анонимность исследования – решать Вам.

В технической части инструкции необходимо подчеркнуть, что при ответе на вопросы следует:

-заполнять свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух;

-учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент;

-избегать ответов типа «выбираю всех», «любого», «не выбираю никого»;

-ограничиваться тем количеством выборов, которые предложены психологом.

М.Р.Битянова предлагает примерный тип устной инструкции для психолога, постоянно работающего в школе и знакомого ребятам:

«Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того, чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтёте их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьёзно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И ещё. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.

Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно моё мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На всё про всё вам даётся минут десять. Кто справиться раньше – отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

Если Вы проводите социометрию на рабочем коллективе, на предприятии, в офисе, то цель процедуры необходимо сформулировать очень мягко( в популярной форме), чтобы не насторожить респондентов.(В этом случае они будут стараться «угадать» замысел исследователя, искусственно искажая реальную картину отношений в группе). Мотивируя участников процедуры, можно сказать, что психологическую службу интересует проблема взаимодействия внутри коллектива или, допустим, выяснить особенности коммуникации и их влияние на работу данного коллектива.

Гарантии неразглашения, которые исследователь дает опрашиваемым, обязательны для исполнения. Хранить первичные социометрические бланки нежелательно, а сводную таблицу и социограммы нужно тщательно оберегать от посторонних глаз. Опыт показывает, что в случае утечки информации доверие практически невосстановимо, а последствия для некоторых членов группы могут быть просто катастрофическими. В ходе проведения опроса недопустимо присутствие посторонних людей (учителей, руководителей и т.д.).

Обработка социометрических данных.

После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Она имеет три этапа: табличный, графический и индексоологический.

Первый этап обработки данных – составление социоматрицы – таблицы, в которой обобщаются результаты социометрии.

В том случае, когда социометрических критериев не два, а четыре или, скажем, шесть, делается две или более социоматрицы. В этой таблице по горизонтали и по вертикали дается полный список данной группы в алфавитном порядке. Исследователь на начальном этапе заносит в таблицу данные о том, кто кого выбрал, а кого отверг каждый конкретный член данной группы (выборы условно обозначаются знаком «плюс», а отвержения – «знаком» минус).



Заполненная таблица имеет такой вид:

№п/п

Кто выбирает (j)


Кого выбирают (i)

Сделанные выборы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

110

111

112

+



Всего

1

Александров А.







+

+













-

-




+

3

2

5

2

Алексеева И.

-




+










+




-




+

-

3

3

6

3

Борисова Т.

+













+

+




-




-

-

3

3

6

4

Викторов К.

+

-






















+







2

1

3

5

Григорьев И.

-

+










-










-

+

+

3

3

6

6

Дмитриева О.







+




-




+




-




-

+

3

3

6

7

Иванов И.

+

+




-




+




-







-




3

3

6

8

Константинов П.







+







-













-




1

2

3

9

Михайлова Н.

-

+







-
















+




2

2

4

110

Петров С.

-

+




+

+
















-

-

3

3

6

111

Сидоров М.

+




-




-

-




+










+

3

3

6

112

Яковлева Е.

+







+



















+




3

0

3

Полученные выборы

+

5

4

4

3

1

2

3

1

0

1

4

4

32









4

1

1

1

3

3

0

1

4

2

5

3




28




ввсего

9

5

5

4

4

5

3

2

4

3

9

7







60

Таким образом, каждый участник опроса становится обладателем двух баллов. Эти баллы могут быть рассмотрены как численные выражения статуса индивида в группе, точнее в системе межличностных предпочтений. Уже на этом этапе можно сделать вывод о статусной структуре членов группы. По полученным данным можно судить о том, какие члены группы являются наиболее предпочитаемыми ( но есть ли среди них «звезды» можно будет понять только после построения социограммы), много ли в группе людей со средним статусом, есть ли непопулярные и к каким конкретно категориям они относятся ( пренебрегаемые, изолированные, отверженные). Для строгого подсчета статуса членов группы используются довольно сложные и громоздкие вычисления. Некоторые исследователи считают применение этих вычислений нецелесообразным. Дело в том, что сам по себе социометрический статус не является исчерпывающей характеристикой эмоционального «благополучия» или «неблагополучия» члена группы в системе межличностных предпочтений. Необходимо проанализировать также число взаимных выборов. Так, член группы, имеющий, например, 12 отрицательных и 2 взаимно положительных выбора, не может быть отнесен к числу «пренебрегаемых», так как пользуется явной поддержкой двух других членов группы. Его положение более стабильно, чем положение члена группы, имеющего 5-7 положительных, но невзаимных выборов.

Проблема некоторых наших психологов в том, что они нередко пренебрегают качественным анализом в угоду получения огромного статистического материала, который лежит у них «мертвым грузом». Необходимо, чтобы в социометрической методике применялась качественная оценка полученных данных (можно даже сказать, что в этом случае социометрическая процедура по характеру обработки обретает некоторые черты проективной методики, так как фокус смещается из области статистики и числового значения в область качественного, содержательного анализа). Так, например, все члены группы, получившие выборы приблизительно половины группы, могут быть отнесены к категории высокостатусных, а те члены группы, которые набирают 2-3 положительных (невзаимных) выбора, относят к низкостатусным членам группы. При этом одинаково «угрожающим» будет положение школьника, набравшего 1 положительный (невзаимный) и 9 отрицательных выборов, и положение его одноклассника, имеющего 2 положительных (невзаимных) и 19 отрицательных выборов. Оба ребенка должны быть отнесены к статусно неблагополучным детям, по отношению к ним должна быть продумана система углубленной диагностики и подобраны приемы корректирующих воздействий. Следовательно, даже статусные характеристики членов группы затруднительно определить на этапе построения социометрической матрицы, поэтому перейдем ко второму этапу работы – построению социограммы.



Социограмма- схематическое плоскостное изображение системы социометрических отношений в группе. Социограмма позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи, выявить существующие микрогруппы, установить характер взаимоотношений между ними, выделить социометрическую звезду из группы популярных. Социограмма позволяет судить о сплоченности группы, организованности, частично о ее психологическом климате.

Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:


-обозначение пола (женский, мужской) респондентов.


Типы социограмм:

  1. произвольного вида – показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы;

  2. концентрическая, или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом обычно чем выше положительный статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;

  3. локограммного вида – в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Выбор типа социограммы определяется задачами исследования. Социограмма произвольного вида представляет собой следующее:

Исследовательская социограмма – схематическое изображение всей системы положительных и отрицательных связей. Она может быть успешно построена только для малочисленной группы (8-12 человек) и при небольшом числе фиксированных выборов (параметрическая процедура). Для более многочисленной группы, как правило составляется несколько социограмм, которые затем синтезируются для получения единой социометрической картины.


Этапы построения социограммы.

Шаг первый. Построение социограммы положительных выборов.

Работу с общей социограммой лучше всего начать с изображения системы положительных выборов. Если социометрия проводится в школьном классе, то можно построить отдельные социограммы положительных выборов отдельно для мальчиков и девочек, что характерно для школьников 3-9-х классов. У учащихся 1-2-х и 10-11-х классов чаще существует общая социометрическая структура (обоснуйте данное утверждение знаниями по возрастной психологии). При построении социограммы положительных выборов работа начинается с изображения в центре листа условного знака самого высокостатусного члена группы, вокруг него изображаются те члены группы, которым он отдал свое предпочтение. Затем среди обозначенных членов группы, исключая центральную фигуру, выбирается самый высокостатусный и обозначаются сделанные им выборы. Далее процедура повторяется для следующего высокостатусного члена группы. Чем больше статус члена группы, тем ближе его знак расположен к центру листа. Хорошей считается та социограмма, которая содержит минимальное число пересекающихся линий. Как правило, этого невозможно добиться с первого раза. Для построения качественной, удобной для прочтения и качественного анализа социограммы необходимо:

-разместить знаки в пространстве так, чтобы были видны микрогруппы, существующие внутри класса;

-существующие микрогруппы должны располагаться на некотором расстоянии друг от друга;

-знаки изолированных и отверженных должны располагаться ближе к периферии, ближе к тем лицам или микрогруппам, к которым они тяготеют;

-линии, связывающие знаки, должны как можно реже пересекаться.

Необходимо различать также более значимые и менее значимые для качественного анализа положительные связи между членами группы. Для этого часть наиболее значимых связей можно обвести красным цветом, а часть оставить в карандаше.

Наиболее значимыми связями считаются:


  1. все взаимные связи;

  2. положительные связи между микрогруппами и внутри устойчивых микрогрупп;

  3. связи, идущие от высокостатусных к низкостатусным членам группы.

Остальные связи могут выделяться по усмотрению исследователя.

Шаг второй. Построение значимых отрицательных связей.

Построение социограммы отрицательных связей делается по аналогии с предыдущей методикой, только в центр листа помещаются отверженные и пренебрегаемые ( звезды и высокостатусные располагаются на периферии картины).Затем проводится анализ двух социограмм и их совместное содержательное обсуждение. Это довольно длительная и непростая процедура. Для облегчения работы на имеющуюся социограмму положительных выборов накладываются важнейшие отрицательные связи, к которым, как минимум относят следующие:



  1. взаимные отвержения;

  2. противоречивые выборы (в прямом направлении идет положительный выбор, а в обратном – отрицательный);

  3. отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам»;

  4. отрицательные выборы внутри устойчивых микрогрупп;

  5. отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп;

  6. отрицательные связи между мальчиками и девочками.

Остальные связи наносятся по усмотрению исследователя.

Шаг третий. Построение индивидуальных социограмм.

Этот этап не является обязательным и выполняется только в том случае, когда требуется провести более тонкий анализ положения человека в системе внутригрупповых связей. Знак лица, чьи связи анализируются, располагается в центре листа, и к нему проводятся связи тех, кто его выбрал или отверг. Индивидуальная социограмма строится обычно для низкостатусного члена группы для всестороннего анализа его положения в системе внутригрупповых предпочтений и отвержений, а также для высокостатусного члена группы с целью уточнения, является ли он социометрической «звездой».

На этом построение социограммы можно считать законченным. Запомните, что построение качественной, удобной для восприятия и анализа социограммы – занятие, требующее терпения, мастерства, а главное – четкого представления о целях проводимой работы. Завершающим аспектом работы является вычисление социометрических индексов. В данном руководстве формулы для вычисления социометрических индексов не приводятся, поскольку ( по мнению автора) они не несут дополнительной, полезной информации, а только перегружают социометрический метод не всегда полезными математическими выкладками. Подробную информацию о видах и способах вычисления социометрических индексов вы можете получить в специальной литературе.

Список рекомендуемой литературы

1.Морено Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М., 1958.

2.Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей.- М., 2001.

3.Битянова М.Р. Социометрический метод в школьной практике. Школьный психолог. – 1999. - № 5.

4.Андриенко Е.В.Социальная психология. – М.,2001.

5.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1999.

6.Морозов А.В. Деловая психология. – СпБ.,2000.

7.Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара.,2000.

8.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.,2000.

9.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 1998.



10. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии. Под ред. Жукова Ю.М. – М. – 1981.









Микрофон — ухо общего пользования. Рамон Гомес де ла Серна
ещё >>