Рассказ «Русский характер» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Слово о полку Игореве 1 75.81kb.
Андрей Леонидович Ястребов Ольга Владимировна Буткова Боже, спаси... 49 5401.17kb.
Рассказ Джека Лондона. Русский перевод 1922 г. 1 136.67kb.
Характер ребёнка зависит от Вас 1 59.08kb.
Русский характер (по одноименному рассказу А. Н. Толстого) Материал... 1 18.66kb.
Лекция рассказ в экскурсии 1 273.13kb.
Рассказ «Дары волхвов» 1 55.88kb.
«Русский характер» А. Н. Толстой 1 86.81kb.
Кто защитит русский народ от увольнений и еще большой нищеты? 1 13.15kb.
Конкурса молодых переводчиков «sensum de sensu» Раздел «Немецкий... 1 15.76kb.
Рассказ первый Дуга Петрова 1 66.29kb.
Анализ родословной 1 18.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рассказ «Русский характер» - страница №1/1

Рассказ «Русский характер».

Характеристика главного героя и других действующих лиц. (Рассказ в рассказе). Обобщающий урок.

Стаценко Любовь Антоновна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Урок литературы, 11 класс

Тема: Рассказ «Русский характер».

Характеристика главного героя и других действующих лиц.

(Рассказ в рассказе). Обобщающий урок.
Цель: определить, почему рассказ так назван;

развитие навыка составления характеристики героя произведения;

развитие устной и письменной речи учащихся.

прививать интерес к чтению;
Оформление:

1. Слова А. Н. Толстого:

« Русский характер! – для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что поделаешь, мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере».
«Русский характер! Поди-ка опиши его…»
2.Схема – ответ на интерактивной доске (заготовки)

1. «Повествование в рассказе « Русский характер»

2. Знаешь ли ты героев рассказа? Убери лишних»
3. Словарь.


Тихий, скромный, деликатный, человеческая красота, гордость, жалость.


Наблюдательный, отзывчивый, с большим жизненным опытом, понимание людей, умение видеть главное, на таких людей можно положиться, опытнее многих, взгляды шире, склонен к обобщениям, бывалый, может совет дать хороший, поддержать.



1.Вступительное слово учителя.

(Тема урока, цели урока, эпиграфы к уроку, задания по группам.)



11. Подготовка к проверке домашнего задания (работа в группах):

1группа. Работа на доске со схемой

«Знаешь героев рассказа? Убери лишнее.»


Автор
.

Иван Сударев



Егор Дрёмов



водитель Чувилёв



Мария Поликарповна




Егор Егорович





Катя Малышева



Павел Головлёв

Василий Тёркин


Гармонист Илья




генерал Пронин



Капитан Пуговкин




Танюша Северова



2 группа. «Повествование в рассказе « Русский характер»

Автор




Иван Сударев


Егор Дрёмов



водитель Чувилёв



Мария Поликарповна




Егор Егорович





Катя Малышева



3 группа. Письменный ответ на вопрос карточки

Карточка №1



Как характер Егора Дрёмова раскрывается в рассказе?

__________________________________________________________________

человек он_________________________________________________________

родом он__________________________________________________________

4 группа

Карточка№2



Как характер Егора Дрёмова раскрывается в рассказе?

__________________________________________________________________

отношение к невесте_____________________________________________________________________________________________________________________________

о его боевых делах___________________________________________________________________________________________________________________________
5 группа

Карточка №3



Как характер Егора Дрёмова раскрывается в рассказе?

__________________________________________________________________

человек он_________________________________________________________

родом он__________________________________________________________

111. Беседа по вопросам домашнего задания.

Ответ: 1группа. Работа на доске со схемой


Автор
«Знаешь героев рассказа? Убери лишнее.»


Иван Сударев



Егор Дрёмов




Водитель танка Чувилёв



Мария Поликарповна



Егор Егорович




Катя Малышева



Ответ: 2 группа. Схема – ответ на интерактивной доске

«Повествование в рассказе « Русский характер»


Автор




Иван Сударев

_______________________________________________________________


Егор Дрёмов



водитель Чувилёв



Мария Поликарповна



Егор Егорович




Катя Малышева

______________________________________________________________


Ответ: 3.4,5 группы
1. Кто такой Егор Дрёмов?

2. Каким был Егор Дрёмов, какие подвиги он совершил?

  • Характер Е. Дрёмова раскрывается в рассказе постепенно.

  • Вначале о нем говорится, что он человек «простой, тихий, обыкновенный», что родом он «из приволжского села Саратовской области»;

  • Потом говорится о его внешности: «Заметен сильным и соразмерным сложением, и красотой»;

  • О его отношении к родителям;

  • О том, как нежно и трогательно он относится к своей невесте Кате Малышевой;

  • О его боевых делах (со слов водителя танка Чувилёва, так как он сам «про военные подвиги… не любил разглагольствовать», хотя и «носит золотую звездочку и половина груди в орденах»)

  • О несчастье, случившемся с ним.



1V.Работа с характеристикой героя.


  1. Почему вдруг Егор Дремов назван «тихим» (кстати «тихой» названа и его мать Мария Поликарповна)?

- Ведь, судя по боевым делам Егора, он совсем не тихий человек. Дело в том, что одним из синонимов слова «тихий» является слово «скромный». Именно эту черту – скромность и деликатность – хотел выделить рассказчик в характере своего героя.

  1. Какие качества характера проявляются у него после случившегося несчастья?

  2. Почему он после госпиталя снова попросился на фронт?

  3. Почему Егор не открыл своего имени при свидании с родными?

- Беда, которая обрушилась на Дрёмова, не сломала его, хотя у него и появилась мысль – нужен ли он кому-нибудь с таким лицом (ведь даже родные и близкие люди не узнали его). Он видит, что все жалеют его. Но Егор - гордый человек. Ему не нужна жалость, не нужно снисхождение. Он по-прежнему хочет, чтобы его не выделяли среди других, не желает чувствовать себя инвалидом («я - урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью») и снова рвется в бой – ведь враг его еще не добит. И в то же время Егор Дремов не хочет огорчать близких ему людей, не хочет приносить им страдания. Он боится испугать мать («нельзя, чтобы у нее отчаянно задрожало старенькое лицо»), не желает связывать любимую девушку данным когда-то словом («вы того обещали ждать, а не этого…»).

- Егор на какое-то время забыл, что его окружают люди, что у них тоже, как и у него, русские характеры. Все они понимают, что главное в человеке не красивое лицо, а его душа, его характер. Именно красотой своей души богат человек.


V. Определение авторского отношения к герою.
- Повествование в рассказе ведется от имени солдата Ивана Сударева, но есть взгляды и суждения во многом совпадают со взглядами и суждениями самого А.Н.Толстого.

- Писатель вместе с Иваном Сударевым восхищается Егором, видит в нем человека мужественного и скромного, наделенного настоящей человеческой красотой. Каждое замечание о характере Дремова в рассказе Толстого очень выразительно (хотя и кратко) и направлено на то, чтобы лишний раз показать и объяснить, чем прекрасен человек, что движет его поступками.


V1. Определение роли Ивана Сударева в повествовании.

- Иван Сударев не только рассказчик, но и действующее лицо произведения со своим отношением к происходящим событиям. Человек он наблюдательный, отзывчивый, с большим жизненным опытом. Сударев хорошо понимает людей, умеет в них увидеть главное, на него можно положиться. Он опытнее многих, взгляды его шире, герой склонен к обобщениям.

- Его рассуждения о русском характере, о поведении человека на войне).

В житейском плане он человек бывалый, может и совет хороший дать (написать письмо матери и рассказать ей правду о себе) и поддержать товарища в трудную минуту.

- Прав ли Иван Сударев, когда посоветовал Егору Дремову написать письмо матери и просить у нее прощения? Почему?

- Чем еще интересен Иван Сударев?

- Иван Сударев интересен еще и тем, что все события в рассказе «Русский характер» даны через его восприятие, его глазами, хотя многие его мысли и суждения очень близки А. Н. Толстому.


V11. Характеристика других героев.
В рассказе помимо Егора Дремова и Ивана Сударева, есть и другие герои.

Это прежде всего родители Егора, его невеста и водитель танка Чувилев. Эти характеры интересны не только с точки зрения взаимоотношений с Егором Дремовым, но и сами по себе.



  • Наиболее полно раскрыт в произведении характер матери – Марии Поликарповны. Докажите текстом.

- Трудно ей. И годы уже немалые, и вечное беспокойство за судьбу сына, которого каждую минуту подстерегает опасность, и трудно в доме (вспомним нехитрый ужин, собранный ею – «чашка с молоком, кусок хлеба» да соль) – все это не могло не сказаться на ее внешности. Егор видит, что мать его постарела и похудела. Но она не жалуется на трудности: все такая же «тихая, неторопливая, добрая». Сына своего любит безмерно. Это чувствуется и по тому, с каким вниманием она слушает гостя, которого пристально рассматривает, что-то родное и знакомое чудится ей в его облике, поведении. Это особенно чувствуется в ее искреннем и бесхитростном письме, которое она написала сыну.

Ее письмо, одна из самых сильных страниц в рассказе Толстого. Простыми, необычайно скупыми и в то же время как будто обжигающими словами выражены в нем любовь и страдания матери. Убеждена она, что СЫН приезжал домой, и не может понять только, почему Егор не открылся ей.



  • Можно ли о Егоре Егоровиче Дрёмове сказать «очень скромный, рассудительный, заботливый человек. Он сумел воспитать в своем сыне высокое чувство долга, мужество, горячую любовь к своей Родине? Докажите текстом.

- Егор Егорович Дремов – о нем говорится немного, но и это позволяет сделать вывод о том, что перед нами очень скромный, рассудительный, заботливый человек. Он сумел воспитать в своем сыне высокое чувство долга, мужество, горячую любовь к своей Родине. Провожая сына, Егор Егорович говорит ему: « Ты, сынок, многое увидишь на свете и за границей побываешь, но русским званием – гордись». У него нет сомнения в том, что враг будет разбит.

«Народ осерчал, - говорит он, - через смерть перешли, теперь его не остановишь, немцу – капут»



  • Можно ли сказать с уверенностью, что Катя, невеста Егора, искренне и глубоко любит своего жениха, что будет рядом с ним, разделит с ним и горе, и счастье? Докажите.

- Еще меньше сказано о невесте в рассказе. Однако можно с уверенностью сказать, что она искренне и глубоко любит своего жениха, что она ждет его и всегда будет рядом с ним, разделит с ним горе и счастье.
V111.Смысл названия рассказа.


  • Почему писатель назвал свое произведение «Русский характер»?

- Толстой познакомил нас со многими героями. Разные они люди, у каждого из них свой характер. Но есть у героев рассказа и общее, что их сближает, - это любовь к Родине, душевная красота, стойкость, мужество. Каждый из них по-своему красив той человеческой красотой, которая делает человека сильным, уверенным и твердым.

- Именно эти качества помогли нашему народу выйти победителями в войне с фашистскими захватчиками, именно эти качества легли в основу русского характера.



  • Почему о Егоре Дрёмове в рассказе говорится, что он человек «простой, обыкновенный, тихий». Ведь судьба его сложилась необычно, да и характер его при всей внешней скромности далеко не прост. И откуда взялась у Егора эта поразительная стойкость, мужество и самоотверженность?

- Ответ на это дается в самом произведении. Заканчивая свой рассказ о Дрёмове, Иван Сударев говорит: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом и малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота».
1X. Итог урока.
X. Домашнее задание.

Подготовить к внеклассному чтению «Рассказы Ивана Сударева».








Многие признаны злонамеренными единственно потому, что им не было известно: какое мнение угодно высшему начальству? Козьма Прутков
ещё >>