Рассказ по иллюстрациям. Ход урока І. Проверка домашнего задания - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На экране мультимедиа портрет И. А. Крылова, тема урока. Ход урока. 1 48.34kb.
Ход урока I. Проверка знаний учащихся о признаках класса Ракообразные 1 59.29kb.
Ход урока I. Проверка домашнего задания, повторение 1 29.62kb.
Решение задач с помощью теоремы Пифагора. Ход урока I. Проверка домашнего... 1 36.13kb.
Ход урока: Организационный момент Проверка домашнего задания Операционная... 1 40.64kb.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания 1 53.98kb.
План урока: Проверка домашнего задания 1 38.91kb.
План урока: I. Проверка домашнего задания. И. Император Александр I. 1 102.58kb.
Конспект урока по физике по теме: Первый закон Ньютона Ход урока... 1 23.13kb.
Тесты для закрепления изученного материала. Ход урока Организационный... 1 99.05kb.
Проверка домашнего задания 1 19.29kb.
Конкурс для педагогов-русистов был рожден в 2000-м году по итогам... 1 48.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рассказ по иллюстрациям. Ход урока І. Проверка домашнего задания - страница №1/1

Открытый урок

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. “Повесть о

Шемякином суде”.

Цель: познакомить с закономерностями развития в литературе XVII в. нового жанра;

рассмотреть и изучить основные признаки новой демократической прозы на примере «Повести о Шемякином суде»;

показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения;

развивать навыки



  • анализа текста,

  • навыки монологической речи,

  • выразительного чтения,

  • описания иллюстраций.

 воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у учащихся гражданской позиции в отношении коррупции.              

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.
Ход урока

І. Проверка домашнего задания.

1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.
ІІ.Сообщение темы урока.

1. Рассказ учителя о демократической литературе.

Одним из самых примечательных явлений литературы XVII века является появление сатиры как самостоятельного литературного жанра, что обусловлено спецификой того времени. Сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственное поведение, лицемерие и ханжество монашества и духовенства, государственная система спаивания народа через "царев кабак". Эти произведения тесно связаны с фольклором по своей художественной специфике. Они в основном анонимны.


Каковы же основные художественные завоевания демократической литературы? Прежде всего, решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы. Появляется новый герой — не историческая (князь, военачальник, священник), а бытовая личность (простой человек разных сословий). Литература постепенно освобождается от религиозной опеки, отстаивает право на вымысел. Важным шагом на этом пути стала безымянность литературных героев.

2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде»(стр.29-30) Как вы понимаете, что такое демократическая литература? (Создавалась в народ. Среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)

  • Кто был героем демократической литературы? (простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки).

Русская литература на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение литературы: параллельно с литературой развивалась литература демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта литература создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

В истории русского лит. языка демократическая литература ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.

Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемякини стало нарицательным.

Повесть встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах.

Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.

Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д.Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.).

На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.



ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.
ІV. Беседа по вопросам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Расскажите, как меняются в литературе XVII века герой и принципы художественного воспроизведения действительности. Почему повесть называется бытовой (бытовой сюжет, вымысел, "бытовая личность")?

  • Перескажите сюжет "Повести о Шемякином суде".

  • Выделите элементы сатиры.

  • Какие, по вашему мнению, народные мотивы и жанры отражены в ней? Какие сказки на эту тему вам известны?

  • Что общего в русских сатирических сказках и в повести (быстрота развития действия, неправдоподобные ситуации, нагнетание преступлений "бедного" мужика, комизм положения судьи, беспристрастный тон повествования)? Найдите все эти особенности в повести и прокомментируйте их.

  • Почему можно считать повесть образцом иносказательной сатиры, зеркалом отношений человеческого общества?

  • Почему В.Г. Белинский назвал повести "драгоценнейшими историческими документами" и увидел в них отражение особенностей русского национального ума с его тонкой иронией и насмешливостью? Обдумайте и объясните его суждения.

  • Что же означает выражение « Шемякин суд». (Теперь оно стало крылатым)?- Продажный, коррупционный.


V. Дополнительные задания:

    1. План.

1-я часть:

1. Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не «развязаны».
2-я часть.

5. Шемяка судья


6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».

Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и. ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.

Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство.



Запись в тетрадях:

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.



VІ. . Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный . НЕТ, негативный)работа в тетрадях
   записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. :

Да(позитивный) Нет(негативный)

Предприимчивость Навязчивость

Активность Лживость

Напор Трусость
Смекалка Нахальство

Наглость




VІІ. Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

  • «Ш. суд» определён как сатирическая повесть,

  • но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу.

  • «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.

  • Иллюстрированный вариант произведения напоминает комиксы


VІІІ. Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.

IX. Тест по «Повести о Шемякином суде»

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему: - Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог. А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество: -Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута. Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост. Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье

Тест по «Повести о Шемякином суде»

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка 2) повесть 3) житие 4) поучение



А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. открывает повествование

  2. завершает повествование

  3. является кульминацией сюжета

  4. является одним из этапов развития сюжета

А3. Главной темой данного фрагмента является:

  1. тема долга

  2. тема внутренней свободы человека

  3. тема труда

  4. тема различной жизни двух братьев

А4. Что определяет образ жизни убогого брата?

  1. желание разбогатеть

  2. забота о богатом брате

  3. стремление взять побольше у богатого брата

  4. стремление помогать всем людям

А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?

  1. выявляет отсутствие в герое человеческого начала

  2. показывает небрежение к добру брата

  3. характеризует психологическое состояние героя

  4. подчёркивает социальное положение героя

В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.

В4. Объясните значение слова чело.

С1. Что означает выражение «шемякин суд»? кто из двух братьев оказался не прав? Почему?

Ответы к тесту:

А1. 2

А2. 1


А3. 4

А4. 3


А5. 2

В1. Устаревшее слово

В2. Поступок

В3. Рассердился

В4
Д. з.

1. стр.29-30



2. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

3. Прочитать «Недоросль».




Моцарт потому и стал Моцартом, что работал гораздо больше, чем Сальери. Эта работа доставляла Моцарту удовольствие. Варлам Шаламов
ещё >>