Распад СССР. Становление новой российской государственности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Распад СССР и становление российской государственности (9 класс,... 1 167.25kb.
Лубский А. В. Кризис или становление Российской государственности? 1 223.93kb.
Становление новой российской государственности 1 66.76kb.
Семинар, посвящённый 1150-летию зарождения российской государственности 1 68.42kb.
«Становление российской государственности» 4 636.27kb.
Становление и развитие институтов государственности на территории... 3 657.07kb.
А. В. Репников консервативная концепция российской государственности... 9 2550.68kb.
Становление новой концептуальной сферы 1 137.84kb.
Материалы заседания по вопросу подготовки к празднованию 1150-летия... 4 568.21kb.
Лекция №16. Ссср в период Перестройки. Распад СССР 1 172.19kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по специальности 07. 00. 15 Становление... 1 61.05kb.
В конце 70-х "НГ" служил в Советской Армии 6 771.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Распад СССР. Становление новой российской государственности - страница №1/1


Открытый урок 11и классе на тему:

Распад СССР. Становление новой российской государственности

Цели:

  1. способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг, об основных причинах, развитии и последствиях конституционно-политического кризиса 1993 г.;

  2. способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;

  3. способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

Оборудование:

  • политические карты “СССР”, “Российская Федерация”, атласы Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век.

  • Конституция РФ,

  • ПК, экран

  • рабочие листы с вопросами, заданиями, документами, таблицами.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:

- группа учащихся (4 чел.) - подготовить презентацию “Организация государственной власти и управления в РФ”,

- остальные учащиеся - выяснить мнение родителей, родственников, соседей по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношениях к этому событию с течением времени?



План урока:

I. Организационный момент.

II. Формирование мотивации и определение целей урока.

III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)

IV. Изучение нового материала.

  1. Причины распада СССР.

  2. Попытка государственного переворота. Распад СССР.

  3. Политическая ситуация в стране в 1992 г.

  4. Причины принятия новой Конституции. Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993 г.

  5. Новая Конституция РФ. Организация государственной власти и управления в РФ.

  6. Россия в 1996-1999 гг. (выносится на самостоятельное изучение дома).

Основные понятия: декларация о независимости, путч, оппозиция, компромисс, референдум, импичмент, Конституция, федерация, ветви власти.

Основные даты:

1988-1990 гг – «парад суверенитетов»

1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР,

1991 г. 8 декабря - подписание Беловежского соглашения,

1991 г. 25 декабря – отставка Горбачева М.С. с поста Президента СССР,

1992 г. 31 марта - подписание Федеративного договора, определявшего взаимоотношения между субъектами РФ и обозначившего границы государства,

1993 г. 2-4 октября – политический кризис в РФ,

1993 г. 12 декабря – принятие новой Конституции РФ.

V. Первичное закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формирование мотивации и определение задач урока.

Слайд 2. работа со схемой

Слайд 3.

Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке, так как в конце урока будет проведен тест по новому материалу, выставлены оценки.



III. Организуется работа по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)

Объясните термины: декларация о независимости, путч, оппозиция, компромисс, референдум, импичмент, Конституция, федерация, ветви власти.

Изучение нового материала.

1. Причины распада СССР.

Вступительное слово преподавателя:

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем) 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.

Проблемный вопрос:

- Каковы причины распада великой державы?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны рассмотреть процессы предшествовавшие этому событию.

Слайд 4.

Демократизация общества привела к обострению межнациональных проблем. В н.1986 г.в Якутии студенты устроили демонстрацию под лозунгом «Якутия -для якутов».В декабре прошли массовые беспорядки в Казах- стане вызванные заменой на посту 1 секретаря ЦК Д.Кунаева на Г.Колбина. Серьезное недовольство в Узбекистане вы звало расследование коррупции среди национального руководства. Наиболее остро национальный вопрос встал в Закавказье.



Слайд 5.

В 1988 г. В Прибалтике возникли Народные фронты. Сначала они поддерживали перестройку, но затем объявили о намерении выйти из состава СССР.



Слайд 6.

Вскоре государственными были объявлены местные языки. примеру прибалтов попытались последовать на Украине, Белоруссии, Молдавии.



Слайд 7

17 марта прошел референдум на котором 76 % населения высказались за сохранение Союза. Летом 1991 г. Б.Ельцин был избран президентом РСФСР. Он предложил республикам брать суверенитета столько, сколько они «смогут съесть». М.Горбачев собрал представителей республик в Ново-Огарево и согласившись со всеми условиями и требованиями смог подготовить проект Договора. Он предусматривал создание конфедерации.

После просмотра организуется обмен мнениями по заданному вопросу, затем преподаватель знакомит учащихся с существующими точками зрения на причины распада СССР (они демонстрируются на экране):

Слайд 8 .

- СССР создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

— СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

— советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

— единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

         — политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. “Парад суверенитетов” 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

    2. Попытка государственного переворота. Распад СССР.

Слайд 9.

Часть высшего руководства станы была против проекта Договора. В отсутствие Горбачева в Москве в ночь на 19 августа был создан ГКЧП .Он ввел в ряде районов страны ЧП, запретил оппозиционные партии, установил цензуру, ввел войска в Москву и т.д.

(<приложение1>, рабочий лист № 1) ;

Слайд 10.

(<приложение2>, рабочий лист №2);

Но 20 августа ВС РСФСР объявил действия ГКЧП государственным переворотом и признал их незаконными.

Слайд 11.

5 сентября был сформирован Государственный совет из лидеров союзных республик.6 сентября он признал независимость прибалтийских республик. М. Горбачев попытался возобновить работу над Союзным договором, но лидеры России, Украины и Белоруссии за его спиной 8 декабря в Беловежской пуще подписали соглашение о денонсации Союзного договора 1922 г. 25 декабря 1991 г. М.Горбачев объявил о своей отставке.

(<приложение3>, рабочий лист № 3)

Слайд 12.

Задание учащимся: (<приложение4>, рабочий лист №4)

Затем учащимся предлагается поделиться результатами опроса родителей, соседей, родственников по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношении к этому событию с течением времени?

Преподаватель подводит учащихся к выводу/

Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло не так много времени (с исторической точки зрения), историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом. В настоящее время Россия довольно успешно решает эти вопросы.

3. Политическая ситуация в стране в 1992 г.

Организуется работа учащихся с текстом учебника.

Задание.

Работая с учебным материалом “Общественно-политическая ситуация в стране в 1992 г.”, ответьте на следующие вопросы (записаны на экране или ПК):

- Какие изменения произошли в деятельности партий левого толка?

- Чем был вызван кризис партий либерального направления?

- Какие партии и почему укрепили свои позиции?

- Имелись ли в стране партии, существенно влиявшие на политику властей?



4. Причины принятия новой Конституции. Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993 г.

Проблемный вопрос:

- Как вы считаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции страны?

Учащиеся обычно правильно формулируют причины: (необходимо записать в тетрадях)

Слайд 13.

Конституция перестала соответствовать реальным экономическим, социальным и политическим условиям жизни:

- появилась разные виды собственности,

- появились новые социальные слои

- изменился характер общественного строя

- появился институт президентства

- идеологическое многообразие

- многопартийность

Беседа по вопросам:

- В чем суть противоречий в подходах к содержанию новой конституции у президента Ельцина Б.Н. и депутатов Верховного Совета?

- Как эти противоречия были разрешены?

- Каково ваше личное отношение к событиям октября 1993 года?



Новая Конституция РФ. Организация государственной власти и управления в РФ.

учащиеся представляют презентацию “Организация государственной власти и управления в РФ”.



<приложение5>.

V. Первичное закрепление нового материала.

Учащиеся выполняют тест в тетрадях для самостоятельных работ, сдают их преподавателю для проверки, а ответы записывают в рабочую тетрадь и осуществляют самопроверку, оценивают свои знания. (критерии оценок и ответы представлены на экране).



Слайд 14.

Ответы:


I вариант

1.а; 2.а; 3.а,г,д; 4.б; 5.б.



II вариант

1. в; 2. в; 3. б; 4. г; 5.д, е, ж.



I вариант

1. Распад СССР стал неизбежным после:

а) августовского путча 1991 года;

б) расстрела демонстраций в Вильнюсе, Риге и др.;

в) избрания Ельцина Б.Н. Президентом России;

г) распада КПСС на независимые партии.

2. Конституция РФ была принята:

а) 12 декабря 1993 года;

б) 5 апреля 1993 года;

в) 12 декабря 1991 года;

г) 12 июня 1992 года.

3. Беловежское соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 года подписали:

а) Б.Н. Ельцин;

б) Н.А. Назарбаев;

в) М.С. Горбачев;

г) Л.М. Кравчук;

д) С.В. Шушкевич;

е) Г.А. Алиев.

4. Впервые Президентом России Б.Н. Ельцин был избран в

а) 1990 году;

б) 1991 году;

в) 1992 году;

г) 1993 году.

5. Президент Российской Федерации является:

а) главой исполнительной власти;

б) главой государства;

в) руководителем Федерального собрания;

г) главой правительства.



II вариант

1. Событие, произошедшее в стране 19-21 августа 1991 года

а) выборы первого Президента СССР;

б) вывод войск из Афганистана;

в) попытка государственного переворота;

г) отставка М.С. Горбачева с поста Президента

2. Федеративный договор, определявший взаимоотношения между субъектами РФ и обозначивший границы государства был подписан:

а) 12 июня 1991 года;

б) 12 июня 1990 года;

в) 31 марта 1992 года;

г) 21 марта 1993 года.

3. Конституция Российской Федерации была принята:

а) 25 мая 1990 года;

б) 12 декабря 1993 года;

в) 12 июня 1990 года;

г) 12 июня 1991 года.

4. Парламентом Российской Федерации является:

а) кабинет министров;

б) Государственная Дума;

в) Совет Федерации;

г) Федеральное собрание.

5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют (отметить лишнее):

а) Президент;

б) Федеральное собрание;

в) Суды;

г) Правительство;

д) Субъекты Федерации;

е) органы местного самоуправления.

ж) кабинет министров

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VII. Домашнее задание: § 51, 53, термины, даты. Индивидуальные задания – подготовить сообщения о

VIII. Рефлексия. <приложение6

Приложение 1

Рабочий лист № 1


Вопросы:

- Каковы причины создания ГКЧП?

- Какие общественно-политические силы были представлены в ГКЧП?

Документ 1.



Постановление ГКЧП №1

«1. Всем органам власти и управления… обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения …

4. Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений…

7. … Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается.

8. Установить контроль над средствами массовой информации…

11. Кабинету министров СССР в недельный срок осуществить инвентаризацию всех наличных ресурсов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, доложить народу, чем располагает страна, взять под строжайший контроль их сохранность и распределение.

В недельный срок внести предложения об упорядочении, замораживании и снижении цен на отдельные виды промышленных и продовольственных товаров, в первую очередь для детей, услуги населению и общественное питание, а также повышении заработной платы, пенсий, пособий и выплат компенсаций различным категориям граждан.

13. Кабинету министров СССР в недельный срок разработать постановление, предусматривающее обеспечение в 1991–1992 гг. всех желающих городских жителей земельными участками для садово-огородных работ в размере до 0,15 га…

15. В месячный срок подготовить и доложить народу реальные меры на 1992 год по коренному улучшению жилищного строительства и обеспечению населения жильем.

Постановление ГКЧП №2

«1. Временно ограничить перечень выпускаемых центральных московских городских и областных общественно-политических изданий следующими газетами: «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь».



Вопросы к документу:

·        Охарактеризуйте цели ГКЧП и предложенные им методы.

·        Проанализируйте распоряжения ГКЧП, мероприятия с точки зрения их конкретности и выполнимости.


Приложение 2.

Рабочий лист №2.

 Документ 2.

Из обращения «К гражданам России»

«В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранен от власти законно избранный президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом… Ранее уже предпринимались попытки осуществления переворота. Мы считали и считаем, что такие силовые методы неприемлемы. Они дискредитируют СССР перед всем миром, подрывают наш престиж в мировом сообществе, возвращают нас к эпохе холодной войны и изоляции СССР от мирового сообщества. Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет. Объявляем незаконными все решения и распоряжения этого комитета. Уверены, органы местной власти будут неукоснительно следовать конституционным законам и указам президента РСФСР.

Призываем граждан России дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию. Безусловно необходимо обеспечить возможность президенту страны Горбачеву выступить перед народом. Требуем немедленного созыва чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. … Обращаемся к военнослужащим с призывом проявить высокую гражданственность и не принимать участия в реакционном перевороте. … Призываем к всеобщей бессрочной забастовке. Не сомневаемся, что мировое сообщество даст объективную оценку циничной попытке правого переворота».

Указ Президента РСФСР

«В связи с действиями группы лиц, объявивших себя Государственным комитетом по чрезвычайному положению, постановляю:

1. Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением.

2. Все решения, принимаемые от имени так называемого Комитета по чрезвычайному положению, считать незаконными, не имеющими силы на территории РСФСР. На территории Российской Федерации действует законно избранная власть в лице президента, Верховного Совета и Председателя Совета Министров, всех государственных и местных органов власти и управления.

3. Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного Комитета, подпадают под действие Уголовного кодекса РСФСР и подлежат преследованию по закону».

Вопросы к документу:


  • Каково отношение Б.Н. Ельцина к действиям ГКЧП?




  • К каким действиям призвал президент РСФСР граждан страны?

Приложение 3

Рабочий лист № 3.

Документ 3.

Из «Заявления глав государств республики Беларусь, РСФСР, Украины»

«Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины,

— отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом;

— констатируя, что недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества;

принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами;

— осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано Соглашение.

Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств — членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения…»

 Вопросы к документу:



  • Чем руководствовались участники Беловежского соглашения, заявляя о роспуске СССР и создании СНГ?

  • Как объясняют авторы причины кризиса СССР? На кого возлагают ответственность за его разрушение?

  • Как вы думаете, почету участники соглашения считают необходимым так подробно аргументировать свое решение?


Приложение 4.

«От СССР к СНГ».

Состав СССР Состав СНГ

1.РСФСР 1.РФ

2.Украинская ССР 2. Украина

3.Белорусская ССР 3. Беларусь

4.Узбекская ССР 4. Узбекистан

5.Казахская ССР 5. Казахстан

6.Киргизская ССР 6. Кыргизстан

7.Азербайджанская ССР 7. Таджикистан

8.Таджикская ССР 8. Армения

9.Молдавская ССР 9. Туркменистан

10.Армянская ССР 10. Молдова

11.Туркменская ССР 11. Азербайджан

12.Грузинская ССР 12.Грузия

13.Латвийская ССР

14.Литовская ССР

15.Эстонская ССР


Задание.

  • Найдите и покажите на карте страны, вышедшие из состава СССР.

    • Найдите и покажите на карте страны, вошедшие в состав СНГ.



Приложение 6.

У входной двери стоит стол, на котором в беспорядке «лежат» рожицы, выражающие различное настроение.

Просьба к учащимся:

- определите свое настроение после прошедшего урока, найдите соответствующую рожицу и, выходя из кабинета, положите рожицу, соответствующую вашему настроению в копилку.




  1. безразличие

  2. враждебность

  3. веселье

4 – сильная злость

5 - грусть

6 – застенчивая радость

7 - плохое самочувствие

8 – злость

9 – радость

10 – глубокая печаль

11 - скепсис



12 - скорбь









Раньше учтивый мужчина уступал женщине место в автобусе. Сегодня высшее проявление вежливости — уступить женщине свое рабочее место. Патрик О’Рурк
ещё >>