Распад СССР и становление российской государственности (9 класс, 1 час) Стандарт 9 класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Распад СССР. Становление новой российской государственности 1 147.24kb.
Лубский А. В. Кризис или становление Российской государственности? 1 223.93kb.
Самообразования 1 301.33kb.
Классный час беседа Возрастная группа (класс): 12-13 лет ( 6 класс) 1 215.86kb.
Итоговая (рейтинговая) таблица результатов участников муниципального... 4 432.79kb.
Становление новой российской государственности 1 66.76kb.
Сценарий урока Преподаватель Ююкина Анна Дмитриевна Тема по местам... 1 89.74kb.
Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка... 2 360.11kb.
Семинар, посвящённый 1150-летию зарождения российской государственности 1 68.42kb.
Урок по теме пдд светлана Викторовна Кривич 2 класс 3 класс 4 класс 1 201.65kb.
«Становление российской государственности» 4 636.27kb.
I. Реформы М. С. Горбачева 1 68.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Распад СССР и становление российской государственности (9 класс, 1 час) Стандарт - страница №1/1

РАСПАД СССР И СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

(9 класс, 1 час)
Стандарт 9 класс

Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б. Ельцин.
Краткое описание идеи занятия

При работе по теме предполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями по периоду истории СССР 1980-х годов, знают даты и могут давать характеристики политической и экономической системы СССР, характеризовать положение СССР на международной арене.

В занятии используется работа в группах, обсуждение, устные выступления по итогам обсуждения в группе, заполнение таблиц, взаимный контроль, работа с понятийным аппаратом и иллюстрациями.
Основные понятия (словарь занятия): власть, легитимность, суверенное государство, СНГ, путч, Съезд народных депутатов, сепаратизм, референдум, Новоогаревский процесс, союзный договор, ГКЧП, «парад суверенитетов», декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Ресурсы занятия: таблица «Хронология принятия деклараций о суверенитетах союзных республик», таблица «Состав ГКЧП», документы: «Декларация о государственном суверенитете РСФСР», «Полный текст обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 года» (см. Приложения и таблицы к теме «Политическое развитие и кризис СССР» на сайте www.uroki90.ru).
Цель занятия

Сформировать представление о процессе распада СССР, объяснить причины и последствия распада СССР и формирования независимых государств, показать взаимосвязь событий истории.


Ожидаемые результаты

В результате проведения занятия участники смогут:

– сформулировать и применять понятия «путч», «суверенное государство», «сепаратизм», «референдум», называть причины и последствия распада СССР;

– анализировать документы, выделять основные положения, находить общие черты и различия на основе сравнения документов и событий;

– работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, участвовать в дискуссии внутри малой группы, представлять результаты работы публично;

– сформулировать собственное мнение, выразить отношение к событиям истории и роли личности.


Форма проведения занятия: групповое интерактивное занятие по текстам (историческим источникам).
План занятия

  1. Причины распада СССР.

  2. Референдум 17 марта 1991 года.

  3. Августовский кризис 1991 года.

  4. Последствия распада СССР.


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

Вариант 1. Школьникам предлагается рассмотреть изображения флагов республик СССР (в виде раздаточного материала или слайд-шоу, изображений на интерактивной доске) и изображение скульптур фонтана «Дружба народов». Предлагается определить, что объединяет данные изображения, как они связаны с темой урока. В ходе обсуждения выясняются характеристики, с которыми ассоциируется в представлении учеников понятие СССР.

Возможные варианты ответов: флаги республик СССР, символ единства республик – скульптурная группа на ВДНХ «Дружба народов». Объединяет – нахождение республик в составе одного государства, плановая экономическая система, социалистическое государство с однопартийной системой власти. Ученики должны называть даты создания и иметь представления об обстоятельствах создания СССР.

На основании пройденного ранее материала и процессов, происходящих в стране, учащиеся могут предположить, что в ходе урока будет изучена тема, связанная с распадом СССР и созданием новых государств на его территории.

Вариант 2. На основании изученного материала по истории СССР 1980-х годов группе учеников предлагается назвать события, которые свидетельствуют о глубоком кризисе – политическом, социально-экономическом, идеологическом. Второй группе школьников предлагается перечислить действия представителей власти, направленные на преодоление указанных тенденций. К чему привели события изучаемого периода?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК (постановка проблемы)

«Почему в конце ХХ века распался СССР? К каким последствиям привел распад СССР?» – для ответа на вопрос необходимо рассмотреть основное содержание темы урока и вернуться к проблеме в конце изучения темы.

В процессе обсуждения вопроса совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы.

III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК (рассмотрение информации по проблемному вопросу)

В ходе небольшой лекции преподаватель дает информацию о процессе распада СССР и последствиях этого процесса. Предпочтительный вариант работы – предоставление информации в виде раздаточного материала (см. Приложение 1). В зависимости от уровня подготовки школьников по предложенному тексту может быть организовано объяснительное комментированное чтение.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Раздаточный материал
Кризис 1991 года

Прочитайте текст. Выполните задания.

В июне 1988 года на XIX партконференции М. Горбачев добился принятия плана политической реформы, предусматривавшего частично свободные выборы в новый высший орган власти – Съезд народных депутатов СССР.

Весной 1990 года были избраны верховные советы союзных республик, во многих из них оказались представлены сторонники радикальных реформ. Верховный Совет Литвы в марте 1990 года провозгласил ее независимость. Тогда же III Съезд народных депутатов СССР осудил это решение и принял закон о выходе республик из состава СССР. Съезд также отменил 6-ю статью Конституции о руководящей роли КПСС и избрал М. Горбачева президентом СССР.

Летом 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР и избрал Б. Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР.

Желая предотвратить распад СССР, М. Горбачев одновременно применял жесткие меры – попытки подавить сепаратистов (например, в Вильнюсе и Риге в январе 1991 года) и пытался опереться на поддержку народа (в марте 1991 года прошел референдум о сохранении СССР). Однако, оказавшись в политической изоляции, он пошел на соглашение с лидерами крупных республик, настаивавшими на заключении нового Союзного договора, существенно расширяющего права республик. Велась разработка текста этого договора (Новоогаревский процесс). В июне 1991 года Б. Ельцин победил на первых прямых выборах президента России.

Подписание нового Союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года. 19 августа группа высших руководителей страны предприняла попытку предотвратить подписание этого договора, арестовав М. Горбачева и создав Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако в противостоянии с российским руководством ГКЧП потерпел поражение. После этого республики одна за другой начинают объявлять о своей независимости. Попытки спасти единое государство хоть в какой-то форме, инициированные М. Горбачевым, не удались, и 8 декабря 1991 года лидеры России, Беларуси и Украины объявляют о роспуске СССР и его замене Содружеством Независимых Государств (СНГ).

На 12 декабря 1993 года были назначены выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции. В референдуме приняли участие 54,8% избирателей, из них за принятие нового Основного закона проголосовали 58,4%.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
IV. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Обсуждение. Для уточнения понимания содержания текста организуется совместное выполнение заданий в ходе фронтальной беседы.

Объясните понятие:

(Прим.: при недостатке информации для формулировки понятия рекомендуется обращение к таблицам, отражающим процессы в хронологической последовательности.)

Съезд народных депутатов –

Сепаратизм –

Референдум –

Новоогаревский процесс –

Союзный договор –

ГКЧП –

Путч –


СНГ –

– Дайте определение понятия «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» –

– Обратитесь к таблице «Хронология принятия деклараций о суверенитетах союзных республик» и сформулируйте понятие «Парад суверенитетов» –
2. Организация работы в группах.

Задание 1. В классе создаются 4 группы для работы по таблице «Причины распада СССР». В ходе работы в группе ученики на примерах раскрывают и обосновывают те причины, которые указаны в первом столбике. Время работы – 5–7 минут. Далее следует представление работы группы. Итогом работы станет заполнение таблицы (см. Приложение 2).

(Прим.: в случае недостаточной подготовки учащихся возможно фронтальное обсуждение положений таблицы и совместное с учителем ее заполнение.)
Задание 2. Может быть предложено в качестве индивидуальной подготовки одного-двух учеников, которые работают с документом в то время, пока класс готовит материалы в группах. Проанализируйте данные референдума 17 марта 1991 года (см. Приложение 3). Каково волеизъявление народа? Чем вы можете объяснить такие результаты референдума?
Задание 3. Работа с документами.

Группа 1, 2: Прочитайте выдержки из обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 года (см. Приложение 4, часть 1), назовите причины выступления ГКЧП.
Группа 3, 4: Прочитайте выдержки из обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 года (см. Приложение 4, часть 2). Какие действия запланировали члены ГКЧП в случае прихода к власти? Оцените реалистичность заявлений ГКЧП. Объясните свое мнение.

(Прим.: в ходе выступлений групп может быть организовано последовательное представление материалов работы и записью основных положений документа в таблице (см. Приложение 5)).
Задание 4. Общие вопросы.

1) Сформулируйте определение понятия «путч».

2) Назовите организаторов путча. Предположите их мотивы (при затруднении возможно обращение к таблице «Состав ГКЧП»).

3) Перечислите итоги и последствия путча в августе 1991 года.

4) Выпишите события 1991 года и объясните их значение в процессе распада СССР:

12 июня 1990 года –

17 марта 1991 года –

19–22 августа 1991 года –

Декабрь 1991 года –

5) 22 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР постановил считать «полотнище из... белой, лазоревой, алой полос» официальным национальным флагом России. В этот день над Белым домом впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.

22 августа отмечается День Государственного флага Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 20.08.94 № 1714 «О Дне Государственного флага Российской Федерации».

– Когда впервые в истории России появился бело-сине-красный флаг?

– Объясните, какие события повлияли на принятие решения об изменении государственной символики РФ в 1991 году.

– Почему день флага отмечается именно 22 августа?


Задание 5. Назовите последствия распада СССР. Основные выводы запишите в таблицу.


Положительные последствия распада СССР

Негативные последствия распада СССР





Задание 6. (Выполняется при наличии времени или может быть предложено в качестве домашнего задания.) Рассмотрите иллюстрации (см. Приложение 6). Ответьте на вопросы.

V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

1. Подведение общих итогов. Ответьте на вопросы.

1. Назовите последствия отмены 6-й статьи Конституции СССР.

2. Назовите итоги референдума о сохранении СССР. Как вы думаете, почему решение не удалось воплотить в жизнь?

3. Почему, на ваш взгляд, не был подписан Союзный договор?

4. В чем значение принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР?

5. Какие политические лидеры изучаемого периода вам известны? В чем заключается их роль в становлении государственности России? Каков был авторитет политических лидеров? Свое мнение обоснуйте.


2. Возвращение к ожидаемым результатам.

1. Соотношение с ожидаемыми результатами, анализ деятельности и ее результатов.

2. Заполните таблицу:

Вопросы

Тема

На занятии я узнал, что… (новое содержание)




Самым важным на занятии было… (отношение к ценности)




Я научился… (новое действие, освоенный метод)




Какие источники информации помогли мне получить ответы на интересующие меня вопросы




Какие вопросы остались после изучения темы




Мои выводы после изучения темы





3. Домашнее задание.

Выполните задание на выбор.

1. Найдите дополнительную информацию об одном из политических лидеров 1991 года. Подготовьте краткое сообщение о его политической деятельности, позиции в период распада СССР, последующей деятельности.

2. Проведите исследование «1991 год в воспоминаниях современников». Опросите близких, знакомых, представителей старшего поколения. Выясните их отношение к событиям 1991 года – распаду СССР и августовскому путчу. Какую позицию они занимали в то время? Как проголосовали на референдуме? Изменилось ли их отношение в настоящее время? Подготовьте сообщение по материалам опроса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица

Причины распада СССР


Причины распада СССР

Примеры событий и аргументы, раскрывающие причины

1 ГРУППА: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ

– политическая нестабильность и отсутствие четкого представления о путях дальнейшего развития страны;

– подрыв авторитета власти;

– обострение межнациональных противоречий, проявление межнациональных конфликтов;

– неудачные попытки центральной власти препятствовать политической независимости народов на территории ряда республик;

– «парад суверенитетов» в республиках СССР.






2 ГРУППА: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ

– нарастание отставания СССР в гонке вооружений;

– неудачные внешнеполитические действия руководства СССР;

– нарастание противоречий со странами социалистического лагеря и третьего мира.






3 ГРУППА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

– ухудшение экономического положения в республиках;

– растущее недовольство населения из-за низкого уровня жизни;

– зависимость сырьевого характера экономики СССР от мировых цен;

– нерациональное расходование бюджетных средств, дефицит бюджета.





4 ГРУППА: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ:

– господство единой идеологии породило кризис мировоззренческих установок и формализацию коммунистических взглядов;

– упадок духовных традиций народов России;

– ограничение информационных ресурсов, контроль над СМИ подорвали веру в силу правительства;

– коррупция на всех уровнях общественной жизни подрывала народное доверие и снижала легитимность власти.







ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Всесоюзный референдум о сохранении СССР

«Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»
Результаты: Голосов Процент
Да 113 512 812 77,85%
Нет 32 303 977 22,15%
Действительных голосов 145 816 789 98,14%

Недействительных голосов 2 757 817 1,86%


Всего голосов 148 574 606 100,00%
Явка 80,03% Электорат 185 647 355

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Часть 1: Материалы для группы 1, 2:

Текст обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 года

(в сокращении)
Соотечественники! Граждане Советского Союза!

В тяжкий, критический для судеб Отечества и наших народов час обращаемся мы к вам! Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М.С. Горбачева политика реформ зашла в тупик. На смену первоначальному энтузиазму и надеждам пришли безверие, апатия и отчаяние. Власть на всех уровнях потеряла доверие населения. …Страна, по существу, стала неуправляемой.

Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества. …На их совести искалеченные судьбы более полумиллиона беженцев. Из-за них потеряли покой и радость жизни десятки миллионов советских людей, еще вчера живших в единой семье, а сегодня оказавшихся в собственном доме изгоями. …

…Хаотичное, стихийное скольжение к рынку вызвало взрыв эгоизма – регионального, ведомственного, группового и личного. Война законов и поощрение центробежных тенденций обернулись разрушением единого народно-хозяйственного механизма, складывавшегося десятилетиями. Результатом стали резкое падение уровня жизни подавляющего большинства советских людей, расцвет спекуляции и теневой экономики. …Если не принять срочных и решительных мер по стабилизации экономики, то в самом недалеком времени неизбежен голод и новый виток обнищания, от которых один шаг до массовых проявлений стихийного недовольства с разрушительными последствиями. Только безответственные люди могут уповать на некую помощь из-за границы. Никакие подачки не решат наших проблем, спасение – в наших собственных руках.

На глазах теряют вес и эффективность все демократические институты, созданные народным волеизъявлением. Это результат целенаправленных действий тех, кто, грубо попирая Основной закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот и тянется к необузданной личной диктатуре.

…Права на труд, образование, здравоохранение, жилье, отдых поставлены под вопрос. …Преступность быстро растет, организуется и политизируется. Страна погружается в пучину насилия и беззакония. Никогда в истории страны не получали такого размаха пропаганда секса и насилия, ставящие под угрозу здоровье и жизнь будущих поколений.

Углубляющаяся дестабилизация политической и экономической обстановки в Советском Союзе подрывает наши позиции в мире. Кое-где послышались реваншистские нотки, выдвигаются требования о пересмотре наших границ. Раздаются даже голоса о расчленении Советского Союза и о возможности установления международной опеки над отдельными объектами и районами страны.

Часть 2: Материалы для группы 3, 4:

Текст обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 года

(в сокращении)
Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР полностью отдает себе отчет в глубине поразившего нашу страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу Родины и преисполнен решимости принять самые серьезные меры по скорейшему выводу государства и общества из кризиса.

Мы обещаем провести широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот важнейший акт и определиться по нему, ибо от того, каким станет Союз, будет зависеть судьба многочисленных народов нашей великой Родины.

Мы намерены незамедлительно восстановить законность и правопорядок, положить конец кровопролитию, объявить беспощадную войну уголовному миру, искоренять позорные явления, дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей народного добра.

Мы выступаем за истинно демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к обновлению нашей Родины, к ее экономическому и социальному процветанию, которое позволит ей занять достойное место в мировом сообществе наций. Развитие страны не должно строиться на падении жизненного уровня населения. В здоровом обществе станет нормой постоянное повышение благосостояния всех граждан.

Не ослабляя заботы об укреплении и защите прав личности, мы сосредоточим внимание на защите интересов самых широких слоев населения, тех, по кому больнее всего ударили инфляция, дезорганизация производства, коррупция и преступность. Развивая многоукладный характер народного хозяйства, мы будем поддерживать и частное предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития производства и сферы услуг.

Нашей первоочередной заботой станет решение продовольственной и жилищной проблем. Все имеющиеся силы будут мобилизованы на удовлетворение этих самых насущных потребностей народа.

Мы призываем рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию, всех советских людей в кратчайший срок восстановить трудовую дисциплину и порядок, поднять уровень производства, чтобы затем решительно двинуться вперед. От этого зависит наша жизнь и будущее наших детей и внуков, судьба Отечества.

Мы являемся миролюбивой страной и будем неукоснительно соблюдать все взятые на себя обязательства… Всякие попытки говорить с нашей страной языком диктата, от кого бы они ни исходили, будут решительно пресекаться.

Мы зовем всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени. Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица




Причины выступления ГКЧП

Предлагаемые изменения

Политические






Социальные






Внешнеполитические







ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Работа с иллюстрациями

http://images.yandex.ru/yandsearch




Задание 1.

Рассмотрите иллюстрацию. Как, на ваш взгляд, автор оценивает процесс распада СССР? Свое мнение обоснуйте.



http://www.artlib.ru/objects/gallery_319/artlib_gallery-159504-b.jpg



Задание 2.

Рассмотрите иллюстрацию. Как, на ваш взгляд, автор оценивает процесс распада СССР? Свое мнение обоснуйте.







Америка стала такой возбужденной и нервной, что уже многие годы я не видел прихожанина, который спит в церкви. Норман Пил
ещё >>