Районная научно-практическая конференция учащихся школ города и района - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Районная научно практическая конференция 1 184.29kb.
28 февраля в Центре изобразительного искусства и прикладного творчества... 1 12.68kb.
М. В. Ломоносов 17-18 февраля 2012 года 1 39.89kb.
Районная научно – практическая конференция учащихся «excelsior» Секция... 1 199.87kb.
Му «Управления образования администрации Петушинского района» мбоу... 1 94.89kb.
Районная общешкольная научно-практическая конференция г. Вуктыл Демографический... 1 121.92kb.
Районная научно-практическая конференция 1 269.86kb.
Вантовый мост через реку обь легенда 1 142.54kb.
Окружная научно-практическая конференция учащихся «Ломоносовские... 1 41.62kb.
V районная ученическая научно-практическая конференция, посвященная... 1 79.58kb.
Районная научно-практическая конференция обучающихся "excelsior" 1 209.65kb.
Мужская и женская рубаха 1 41.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Районная научно-практическая конференция учащихся школ города и района - страница №1/1

Районная научно-практическая конференция

учащихся школ города и района.


Россия

Челябинская область

Карталинский район

МОУ Великопетровская СОШ


Лапти.

От старины до современности.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

Автор: Шумкина Анна,

учащаяся МОУ Великопетровская СОШ, 11 класс



Руководитель: Жукова Светлана Александровна, руководитель НОУ «Наследие».

2011 год.


Содержание



  1. Краткая аннотация ……………………………………………




  1. Аннотация ……………………………………………………….




  1. Введение…………………………………………………………..




  1. Основная часть……………………………………………………..

4.1 История лаптей…………………………………………………..


4.2 Техника плетения лаптей …………………………………
4.3 Способы плетения лаптей ……………………………………….
4.4 Лапти в русском фольклоре …………………………………….
4.5 Плюсы и минусы лаптей ……………………………………………
4.6 Лапти в современном мире…………………………………………..
5. Заключение……………………………………………………………..
6. Источники………………………………………………………………

Лапти. От старины до современности.

Исследовательская работа.

Шумкина Анна Сергеевна.


Росссия, Челябинская область, Карталинский район
МОУ Великопетровская средняя общеобразовательная школа.
Краткая аннотация.
В данной исследовательской работе изучается история возникновения лаптей, способы и технология изготовления.

Лапти. От старины до современности.
Исследовательская работа.

Шумкина Анна Сергеевна.


Росссия, Челябинская область, Карталинский район
МОУ Великопетровская средняя общеобразовательная школа.

Аннотация.
Цель данной работы: изучение истории появления лаптей, технологии и способов их изготовления.
Задачи:

1) Выяснить время появления старинной русской обуви.

2) Опробовать на практике технологию изготовления и придумать свой образ лаптей
Для достижения цели работы мы использовали следующие методы:
- работу с музейными архивами;
- интервьюирование;
- анализ интернет ресурсов и научной литературы;
Представленная работа, на наш взгляд, именно сегодня приобретает особую ценность, так как воспитывает в подростке стремление к национальной гордости за родное народное искусство, предполагает развитие интереса к народным традициям, ремеслам и культуре русского народа в цел
Лапти. От старины до современности.
Исследовательская работа.

Шумкина Анна Сергеевна.


Росссия, Челябинская область, Карталинский район
МОУ Великопетровская средняя общеобразовательная школа.
Введение.
Искусство всегда связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные

проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по

своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И нужно,

чтобы мы научились ценить и понимать его, стали наследниками духовного богатства. Академик Лихачев справедливо писал: «Вся история человеческой культуры ценностей, художественные направления переживают периоды расцвета и угасания. Приходя на смену предыдущим, они соперничают с ними, иногда даже отрицают их. Но история всему

отводит свое место».

Побывав в очередной раз в русской избе школьного краеведческого музея, мой взор невольно упал на паре лаптей, которые разместились на стене у печи. Подойдя к ним поближе и рассмотрев их, мне вдруг захотелось узнать про них все. И этот удивительный экспонат действительно мне о многом поведал.



Основная часть.
История лаптей.
Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только

деревенские жители, то есть крестьяне. Ну а крестьяне составляли подавляющее население Руси. Лапоть и крестьянин были почти синонимами.

Вот откуда пошла поговорка "лапотная России". И действительно, даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти стали как бы рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, их традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот, казалось бы, простой вопрос точного ответа нет до сих пор.

Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи

находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?

С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Лапти из тонких

корней назывались коренниками, из драни молодого дуба дубачами или дубочарами а из пеньковых оческов, разбитых ветхих веревок лапти назывались курпами, крутцами, чунами, шептунами. Чуни носили в основном дома или в жаркую погоду. У них, должно быть, финское происхождение так как финнов в России звали « чухна». Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения , не удерживающие воду, рачки.
Плели лапти даже из конских грив и хвостов (волосяники), из соломы

(соломенники). В Полесье плели лапти из лозы. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового

лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали

из мочала. Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из

тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или красили отдельные лыковые

полоски( например, лыко вяза держали в горячей воде, отчего оно розовело).

Такие лапти одевали с черными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие

плетеные ступни без всякой тесьмы. Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти звались коренниками. Модели лаптей, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки - крутцы, и даже из конского волоса - волосянника. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
Техника плетения лаптей.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру,

великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое

плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более

консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне

делали заплету с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной

обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена.

Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики подростки, это считалось мужским занятием, женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Умение женщины сплести

хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение баб-односельчанок. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7-8

лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год,

по 5-6 каждому. Уже к 10-12 годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так быстро. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями.

За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста

рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на

липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).

Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя

луб. Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось

приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день. Точного учета производства лаптей не было, значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями. Но иногда производство лаптей получало

значительную концентрацию. Для изготовления одного лаптя требуется семь

лык по 2 метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине

большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плел лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для

заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Для плетения

лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру обуви. Кроме колодки еще был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвертки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание , но, самое главное, искривленным в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга с диаметром 1, 5-2

дюйма. Назначение этого инструмента –приподнимать одну из петель уже сплетенной части лаптя для того, чтобы просунуть в нее свободный конец лыка.

Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только 5 лык.

Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами , то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости. Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник»- сученное в шнур лыко. Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый щнурок, образующий край проема будующего лаптя, в который просовывается нога. После того, как пятка будет сплетена, и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон (так же, будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой

половинами) вплетаются два последних лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и « голова» лаптя. Когда длины подошвы хватает

для того, чтобы загнуть ее наверх и закрыть пальцы стопы до подъема(образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через «говенник»(теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний , слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетенные петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краев подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и левой сторон ,так же огибаются через говенник , притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став двуслойным»

Лапоть приобретает большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось « подковырнуть» Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции « подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти. Лапти носились с портянками

(онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шел лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся

портянки. Новые, только что сплетенные лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.



Способы плетения лаптей.
Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские славяне - тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи носили лапти в прямую клетку (см. приложение).

Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время. Главные инструменты для плетения лаптей - кочедыки делали из костей животных или из металла . Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя

луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от

двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки. Лапти плелись

не во всех областях России, то есть, они были товаром или предметом меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население

большей частью занималось не земледелием, а ремеслами, например, гончарным или кузнечным делом. Старообрядцы-«кержаки», жившие на Урале в 19 веке, лаптей не носили. Не носили лаптей и в нашей Великопетровке, ведь здесь жили казаки. Однако, в нашем школьном музее хранятся две пары лаптей. Все они были обнаружены у местных жителей.

Точной истории этих экспонатов хозяева не знают. Лапти были распространены не только у восточных и западных славян, но и у некоторых неславянских народов лесной полосы-финно-угров и балтов, у части германцев.

Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ). Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: "В дорогу идти, пятеры лапти сплести". Зимой мужик носил одни лапти не болеедесяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила большая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему? Дело в том, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Поэтому, вряд ли древние славяне поступали душегубски с деревьями. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?




Лапти в русской культуре.
Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.

В русском фольклоре и культуре лаптям посвящены сказки, рассказы, песни, поговорки. « Эх, лапти да лапти, да лапти мои!», « Не учась и лаптя не

плетешь», « Сыпь, Матвей, не жалей лаптей!» Считается, что лапти, как и подкова в доме, приносят удачу. Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах»

Как видим, даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Своеобразный знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивает и другой наш писатель, Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог». А между тем кожаная обувь ценилась не дешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи, а в иных местах и более (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

В письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него – «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет». Русские лапти - один из важнейших символов традиционного национального быта. Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке:

Жениться - не лапоть надеть.

Лапти подковырки не стоят.

Это - как лапоть сплесть.

Без снаряда и лаптя не сплетешь.

Не учась (не умеючи) и лаптя не сплетешь.

Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавички розни.

Лапоть знай лаптя, а сапог сапога!

Это не лапоть сплесть, не вдруг сделаешь.

И другие выражения. Много выражений мы повстречали в словаре В.И. Даля. С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшей сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.


Плюсы и минусы лаптей.
Дешевизна, доступность, легкость и гигиеничность такой обуви , как лапти не требует доказательств Другое дело , как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели- за четыре дня, летом , в стадную пору , - и во все за три.

Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей. « В дорогу идти – пятеры лапти сплести»- гласила пословица. А у наших соседей шведов существовал даже термин «лапотная миля» - расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей.



Лапти в современном мире.
Сейчас лапти часто занимают центральное место в экспозициях многих музеев, в том числе и в экспозиции нашего школьного музея.(см. приложение) Используются они на эстраде и в спортивной жизни. В первую субботу июля Великий Устюг отмечает Праздник Русского Лаптя, также в этот день проводится экскурсия «Музейные сказы о Русском Лапте». Плетение лаптей – как развивающее мелкую моторику у детей – используется в дополнительном образовании, а сами лапти – в детских и взрослых фольклорных ансамблях(см. приложение).

Изучая историю лаптей, у меня тоже появилось желание попробовать

создать лапти. И кое - что получилось.(см. приложение)

Заключение.
В ходе проделанной мною работы я сделала следующий вывод: лапти -это один из важнейших символов традиционного национального быта русского народа. Лапти просуществовали ни одно столетие и теперь продолжают оставаться символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Источники.


  1. Опрос старожилов села.

Информанты: Головина Вера Николаевна, 1925г.р. образ.5 классов

Артемьева Мария Ивановна, 1936 г. р., обр. 7 классов.

Сорокина Ксения Федоровна, 1925 г. р., обр. 4 класса

Шапошников Константин Михайлович, 1938 г.р., обр. 5 классов





  1. Интернет ресурсы : idea-master; ru




  1. Редичев С.Л. «История с лаптями.» 2000г №6




  1. РедичевС. Л. « Не учась и лаптя не сплетешь» 2001г. №1




  1. В. И. Даль. Толковый словарь русского языка. Москва, 2001 Эксмо-пресс.




  1. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва, 2001




  1. Уфимцева Г. А. Собрание пословиц и поговорок русского народа.




  1. Чупрыев А.Г. Плетение из бересты. Москва, 1981.





Человека с лошадью объединяет кнут. Ян Лехицкий
ещё >>