Районная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее 2013» Влияние музыки на эмоциональное состояние подростков - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Справка по итогам работы двенадцатой районной конференции «Шаг в... 1 194.88kb.
Проведение ежегодной итоговой научно-практической конференции студентов... 1 9.14kb.
Научная конференция молодых исследователей научно-социальной программы... 5 580.43kb.
Команда Мегино-Кангаласского улуса XV региональная нпк молодых исследователей... 1 212.61kb.
Вантовый мост через реку обь легенда 1 142.54kb.
Ноу сош «росинка» Диета. Влияние диеты на эмоциональное состояние... 1 379.58kb.
Тезисы Инъекция нравственности делается только в детстве… М. 1 54.47kb.
Положение о муниципальной научно-практической конференции молодых... 1 199.78kb.
Союз студентов и аспирантов кгу новости о грантах, конкурсах, стипендиях. 1 143.77kb.
Название конференции 1 37.17kb.
Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Эврика-2009»... 1 119.9kb.
В начале было (Аудитория группы пятнадцать-двадцать человек) 3 657.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Районная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее 2013» Влияние - страница №1/1

Районная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее - 2013»

Влияние музыки

на эмоциональное состояние

подростков

Авторы: Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область,

Тюменский район, с.Червишево

МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8

Научный руководитель:

Унгефуг Наталья Владимировна

педагог –психолог высшей квалификационной категории,

МАОУ Червишевской СОШ

Тюменский муниципальный район, 2013г

Краткая аннотация

Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8

В работе «Влияние музыки на эмоциональное состояние подростка» изучали изменения в состоянии подростка, вызванные краткосрочным прослушиванием различных музыкальных композиций. Для исследования взяли музыку В.А. Моцарта и Бетховена. На протяжении 20 минут играли музыкальные рок – композиции (тяжёлый немецкий рок). В это время предложили составить ассоциативную группу слов на заданные буквы по методу Зигмунда Фрейда (приложение №3) так как метод самоисследования, самотестирования даёт возможность заглянуть внутрь себя. Также эти сведения можно применить в педагогической работе с подростками с вдумчивым использованием музыки. Действительно можем утверждать, что музыка влияет на эмоциональное состояние подростка, но не смогли выяснить, конкретно какая музыка влияет на подростков положительно, а какая отрицательно.

Аннотация

Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8 «Б»,

В работе «Влияние музыки на эмоциональное состояние подростка» была поставлена цель, выяснить, влияет ли музыка на поведение, настроение подростка.

Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение.

Изучение интересующего нас вопроса начали с изучения литературы, которой оказалось не много, сбор информации через Интернет, соцопрос. Для диагностики влияния музыки на эмоциональное состояние испытуемых применялся метод свободных ассоциаций по З.Фрейду при прослушивании музыкальных композиций, провели анализ полученных данных.

В исследовательской работе: «Влияние музыки на эмоциональное состояние подростка» выяснили: Характер влияния музыки на общее и эмоциональное состояние подростков далеко не всегда определяется ее ритмом. В нашем исследовании был ряд случаев, когда классическая музыка оказывала активизирующее влияние, а ритмичная снижала частоту пульса и угнетала эмоциональность. Можно предположить, что влияние музыки в большой степени, зависит от индивидуальных особенностей человека. Например: от качеств его нервной системы, характера, состояния здоровья и т. д. Поставленная нами гипотеза в начале исследования подтверждается частично, мы действительно можем утверждать, что музыка влияет на эмоциональное состояние подростка, но не смогли выяснить, конкретно какая музыка влияет на подростков положительно, а какая отрицательно. Нет в наличие такого оборудования.

Считаем, что опыт необходимо продолжить и выяснить предпочтения музыкальных жанров и меняются ли предпочтения с жизненными условиями.

Научная статья

Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8 «Б»,

Практически никто сегодня не оспаривает того, что музыка влияет на общее психофизиологическое состояние человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т. д.

Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.



Тема исследования: Влияние музыки на эмоциональное состояние подростка.

Актуальность исследования в поиске ответа на вопрос: Как музыка воздействует на психоэмоциональное состояние человека, в частности подростка?

Мы поставили перед собой цель выяснить, влияет ли музыка на поведение, настроение человека.

В связи с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:

· изучить литературу по данной теме;

· выяснить какая музыка влияет положительно, а какая отрицательно;

· с помощью анализа полученных данных установить особенности влияния музыки на психоэмоциональную сферу подростков.



Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, для диагностики влияния музыки на эмоциональное состояние испытуемых применялся метод свободных ассоциаций по З.Фрейду после прослушивания музыкальных композиций, анализ полученных данных.

Объект исследования: Объект изучения: подростки –учащиеся 8 классов: мальчиков 7, девочек 6 Оборудование и материалы:, Листы бумаги, магнитофон, сборники музыки Тяжелый рок и классическая музыка Бетховена и В.А. Моцарта.

Сроки: 01 марта 2013 года - 01 апреля 2013 года

Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8 «Б»,

Предмет исследования: изменения в состоянии подростка, вызванные краткосрочным прослушиванием различных музыкальных композиций.

Гипотеза — подростки слушают разнообразную по стилям и направлениям музыку, и она по - разному эмоционально влияет на их состояние. Эти знания можно применять при планировании определенной деятельности подростков с сопровождением музыки разного характера. Многие подростки любят темпераментную музыку, жесткие ритмы, громкие тона. Поэтому большинство из них предпочтут купить билеты на U2 или другую рок-группу, чем пойти на классический концерт. И это понятно, ведь подростки обладают усиленной подвижностью, им необходима физическая разрядка. Танцы вполне отвечают этой потребности. Звук в дискотеке взрослым кажется оглушительной, а многие подростки явно чувствуют себя там в своей среде. Так неужели шум сродни молодости? Должны ли мы терпеть его? Немало юношей и девушек сами тоже страдают от децибел на танцевальных вечерах и хотели бы, чтобы музыка играла тише, но они подчиняются мнению других, общепринятой норме. Точно также большинством премия Муз ТВ признана самой значимой музыкальной премией России, хотя на этот счёт можно было бы и поспорить. Так что громко или тихо — скорее социальная, чем физическая проблема Подросток ищет сближения с ровесниками, ищет окружения и поэтому он должен считаться с его обычаями. Значит, мало толку постоянно отчитывать сына или дочь за их пристрастие к громкой музыке дискотеки, надо укреплять в них чувство собственного достоинства, прививать понимание дурного и фальшивого, учить утверждать истинное даже вопреки мнению группы. Конечно, это не сразу приведет к тому, что молодежь будет танцевать только под тихую музыку. Но, по крайней мере, дома, в собственных стенах, звук будет приглушен. А вечер в дискотеке — для подростка ведь не принуждение, а его воля. И тот, кто идет туда, знает, что его ждет, в квартире же живут вместе несколько человек с различными потребностями и привычками, с разным ритмом дня и недели. Если же взаимоотношения в семье строятся на взаимной внимательности, любви и отзывчивости, то и подросток будет внимателен к пожеланиям старших. (2)

В некоторых семьях, однако, разногласия возникают не только по поводу громкости музыки, но и из-за того, какую музыку любят дети. Одни, прежде

Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8 «Б»,

всего девочки, больше всего слушают популярные песни, другие предпочитают эстрадную музыку и т. д.

С детства человек проходит так называемую “эволюцию” слушания музыки. Дети-новорожденные слушают первые колыбельные песни, дошкольники - детские песни из мультипликационных фильмов, взрослые, как правило, любят музыку своей молодости. Особое значение современная музыка приобретает в подростковый период, так как именно этот период жизни человека есть сензитивним для формирования социальных ценностей, которые находят отражение в музыкальных предпочтениях.

Часто подросток ищет новинки музыки с возможностью скачать mp3 песни. Это очень влияет на развитие детской психики.(6)

Проблемой влияния музыки на развитие человека занимались такие современные ученые как: В.В. Зубарев, Г.В. Шастак, И.М. Назаренко, И.Я. Климук, О.В. Сапожник, А.С. Середюк, но аспект социального воспитания подростков через отражаться современной музыки исследован недостаточно.

В наше время музыку можно слышать везде: по радио и по телевидению, в городском транспорте и в магазине, однако не классическую, а именно современную. Поэтому подростки слышат ее невольно, а значит, она формирует их вкусы даже на уровне подсознания. Они напевают современные песни, которые им нравятся, с удовольствием дети поют и инсценируют их на праздничных вечерах, выполняют танцы под современную музыку. В школе этот процесс контролируют учителя, поскольку в этом возрасте формируется музыкальный вкус подростка. Но, как мы можем заметить, чем старше ребенок, тем меньше можно контролировать ее процесс слушания музыки. Поэтому первой задачей социального развития подростков является формирование критического отношения к багажу современной музыки, вторым является задача помочь научиться проявлять свое «Я» через современную музыку, но это должно быть самотворческим для личности и не разрушительным для общества. Таким образом, следует воспитывать социальное творчество (как высшую форму социальной деятельности) и социальную активность (как высшую форму социального творчества).(8)

Переход от детства к взрослости является трудным и сложным. Это время, когда формируются нормы и средства общения, общечеловеческие ценности добра, справедливости, красоты, ума, и это примеряется к взаимоотношениям Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8 «Б»,

со сверстниками, взрослыми и к самому себе. Подросток пытается познать себя, самовыразиться и сомозатвердитися. В этот “тяжелый” период он “ищет себя”, свое место в этом мире, социуме, формирует свои ценности. Музыка же помогает ему в этот период развития: она сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя много различных функций, она позволяет пережить и выразить свои эмоции, которые нельзя передать словами, что очень необходимо в этом возрасте. С помощью музыки подросток абстрагируется от социума, погружаясь в свой мир и забывая о реальном. Музыка дает возможность быть наедине в покое и гармонии, полностью в своих раздумьях, о чем свидетельствуют многочисленные подростки в наушниках в наших городах.(7)

Часто можно заметить, что подростки слушают современную музыку подобную по легкости восприятия, по эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой. Это можно рассмотреть в нескольких аспектах. Во-первых, существует острая проблема, которая проявляется в направленности подростка “быть таким, как все”, во-вторых, это проблема музыкальной моды, и, в-третьих, это может указывать на то, что музыку навязывают. Поэтому музыка для подростков выполняет несколько функций: она может быть как социальный протест - средство заявить о себе, а может быть средством формирования социально-эстетических идеалов нового поколения. Современный подросток - человек с кипучей энергией, инициативностью, с оптимистическим восприятием жизни, которая стремится быть общественно полезной.(8) Необходимо воспитывать социально здоровых личностей, которые бы способствовали развитию общества, используя потенциальные возможности всех видов искусств и в частности современной музыки. Таким образом, социальное развитие подростков средствами современной музыки является актуальной проблемой социального воспитания, недостаточно исследована. Данная проблема требует как теоретического осмысления, так и разработки соответствующих программ социально-педагогической деятельности, гармонизируют влияние семьи, школы, средств массовой информации относительно социального развития подростков средствами современной музыки. Это составляет перспективы дальнейшего исследования данной проблемы. Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. (11) Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме. В мире Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8 «Б»,

существует множество разновидностей стилей музыки: классика, поп, рок, металл и т.д. И вся эта музыка, так или иначе, влияет на воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. Многие ученые, проведя социологические исследования, выявили, что многие направления культуры музыки отрицательно влияют на социализацию подростков, вызывают у них неприкрытую агрессию пошлости и безнравственности, приводя к глобальным изменениям идеалов и представления современного подростка. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы(10). Как показывают психологические и социологические исследования, выхолощенные в моральном и эстетическом отношении, многие направления массовой культуры отрицательно влияют на социализацию подростков, что требует активного вмешательства науки для социально-психологического изучения всех последствий влияния этой культуры на формирование психики современного подростка. Серьезные деформации, сложившиеся в последние два десятилетия в сфере формирования идеалов, нравственно-ценностная дезориентация значительной части населения, особенно молодежи, диктует необходимость поиска путей конструктивных изменений, как на уровне личности, так и на уровне различных молодежных групп. (Б.С. Волков, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В.Семенов, В.Э.Чудновский, Т.И. Шульга, Н.М. Шкурко, Д.И. Фельдштейн и др.).

Итак, обзор существующих разработок по теме исследования показал, что, несмотря на достаточно пристальное внимание науки к возможностям использования музыки на благо человека, в раскрытии проблемы есть много «белых пятен» и противоречий. Практически никто сегодня не оспаривает того, что музыка влияет на общее психофизиологическое состояние, но важно и то, что среди доступных материалов нет серьезных научных разработок, касающихся влияния музыки на психоэмоциональную сферу подростка. А ведь именно в подростковом возрасте музыка занимает одно из важнейших мест в эмоциональной жизни и, как показал анализ литературы, оказывает наибольшее влияние.(3)

Ход работы: для исследования взяли музыку В.А. Моцарта и Бетховена. На протяжении 20 минут играли музыкальные рок – композиции (тяжёлый немецкий рок). В это время предложили составить ассоциативную группу слов на заданные буквы по методу Зигмунда Фрейда (приложение №3) так как метод

Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8 «Б»,

самоисследования, самотестирования даёт возможность заглянуть внутрь себя

Ход эксперимента:

Введите первые 16 слов, которые приходят Вам в голову. Для упрощения Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова. Так Вы получите первый ассоциативный ряд. Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов. Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов. Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов, из 2 слов. Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания.

Затем выписали все слова, выбранные юношами и отдельно девушками, под прослушивание рок-музыки на другом бланке. Подсчитали, часто встречающиеся слова и буквы. Получили результаты: представленные в приложении таблице 1 и таблице 2 Заключение. Подводя итог изложенному выше, хочется отметить, что всегда новое поколение отличается от предыдущего. Музыкальные вкусы и предпочтения современной молодежи очень разнообразны. Конец ХХ — начало ХХI веков внесло в музыкальную культуру огромное количество разнообразных стилей и направлений позволяет ученым значительно больше узнать о пользе или вреде музыкальных пристрастий слушателей разных возрастных категорий.

Мы в своей исследовательской работе: «Влияние музыки на эмоциональное состояние подростка» выяснили: Характер влияния музыки на общее и эмоциональное состояние подростков далеко не всегда определяется ее ритмом. В нашем исследовании был ряд случаев, когда классическая музыка оказывала активизирующее влияние, а ритмичная снижала частоту пульса и угнетала эмоциональность. Можно предположить, что влияние музыки в большой степени, зависит от индивидуальных особенностей человека. Например: от качеств его нервной системы, характера, состояния здоровья и т. д. Поставленная нами гипотеза в начале исследования подтверждается частично, мы действительно можем утверждать, что музыка влияет на эмоциональное состояние подростка, но не Возмилова Анастасия Александровна, Козлова Светлана Ивановна, Тюменская область, Тюменский район, с.Червишево МАОУ ЧервишевскаяСОШ, класс 8

смогли выяснить, конкретно какая музыка влияет на подростков положительно, а какая отрицательно. Нет в наличие такого оборудования. Вывод: 1. При прослушивании рок – музыки у юношей среди ассоциативных слов встречаются в большей степени буквы «Р, Ж,Л» а у девушек Р, Л.

Следуя ассоциациям, на которых построен наш опыт, можем сказать следующее:

-Звуки «Р»- дают ощущения напора, активности, тревожности, защиты и агрессии,

- Звуки «Ж» - ассоциируется с предупреждением, жесткостью, ведь звук «ж» в русском языке не бывает мягким, он всегда твердый ,

- Звук «Л» имеет в написании плавные линии с пикообразной верхушкой, при наивысшем положительном эмоциональном состоянии мы начинаем петь со звука «Л».

При вопросе: «Что ощущаете после прослушивания рок – композиций?» Последовали следующие ответы: «восторг, эйфорию, кайф, приподнятое настроение, праздник».

Отсюда делаем вывод, что рок музыка стимулирует к яркой, эмоционально-окрашенной активности, деятельности , особенно юношей.

2. При прослушивании классической музыки ярче эмоционально больше откликаются девушки. Чаще встречаются звуки «Р» и «Л», что может сказать о мягкой тревоге, чувствительности к этому типу музыки.

3.При опросе, « что ощущаете после прослушивания классической музыки?»- последовали следующие ответы: успокоение, покой, умиротворение, безмятежности. Какое значение имеет данное влияние: положительное и отрицательное? Мы не можем ответить на данный вопрос, т. к. это требует специальных медицинских и биологических исследований, которые нам провести не под силу.

Рекомендуем при планировании какой либо деятельности с подростками, связанной с музыкальным сопровождением, учитывать данные этого опыта.

Считаем, что опыт необходимо продолжить и выяснить предпочтения музыкальных жанров и меняются ли предпочтения с жизненными условиями.



Список литературы:

1. Гриндберг Д. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2002

2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. — М.: издательство МГУ, 1993

3. Петренко С.А. Психология здоровья. — М.: МОДЭК, 1996

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996

5. Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии. — Дубна: Феникс,2006

6. Стресс жизни. Сборник. — СПб.: ТОО «Лейла»,1994

7. Н.Р. Исхакова МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ [текст] / Н. Р. Ихакова //Социс. – 2006. - № 2/ - 8. Психотерапевтическая энциклопедия. / под ред. Б.Д. Карвасарского — СПб.: Питер Ком, 1998

9. Уинберг Н. Музыка и мозг. // Всякая всячина — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: http://wsyachina.narod.ru/biology/brain_13.html#1/

10. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. // Фестиваль педагогических идей — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: http://festival.1september.ru/articles/100399/

11. Бухбиндер А. Эффект Моцарта. // Всякая всячина — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: http://wsyachina.narod.ru/psychology/motzart_effect.html.

Приложение №2



Диаграммное изображение часто встречающихся букв в ассоциативном ряду при прослушивании тяжелого рока

1 ряд (синий) –юноши

2 ряд (красный)- девушки

Диаграммное изображение часто встречающихся букв в ассоциативном ряду при прослушивании классической музыки

1 ряд (синий) –юноши

2 ряд (красный)- девушки

Приложение №1



Часто встречающиеся буквы в ассоциативном ряду слов


Рок-музыка

Классическая музыка

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Б – 39

Р – 86


Ж – 21

Д – 15


Ш – 3

Л - 27


Б – 8

Р – 51


Ж – 6

Д – 15


Ш – 13

Л - 24


Б – 6

Р – 25


Ж – 6

Д – 9


Ш – 7

Л - 30


Б – 13

Р – 52


Ж – 9

Д – 13


Ш – 6

Л - 36

Приложение №3

Тема для Ассоциации Слова-Ассоциации

1. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Т:

2. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Д:

3. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Б:

4. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву М:

5. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Г:

6. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву А:

7. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Ж:

8. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву О:

9. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву К:

10. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Р:

11. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву В:

12. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Н:

13. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву З:

14. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву П:

15. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Л:



16. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву С:






Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю. Августин
ещё >>