Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре 10 класс за курс средней (полной) школы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочаяучебнаяпрограмма поМировойхудожественнойкультурекласс... 1 253.46kb.
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) 4 567.91kb.
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) 3 348.08kb.
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) 3 352.48kb.
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре ( наименование... 3 424.28kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса 1 103.31kb.
Рабочая программа по мхк 11 класс 1 327.73kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10-11 класс 3 513.02kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 3 607.08kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 220.87kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 145.8kb.
Согласие законного представителя 1 19.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре 10 класс за курс средней - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9

им. героя Советского Союза П.Г.Макарова»

г. Алатырь Чувашской Республики

429820, Чувашская Республика, г. Алатырь,

ул. Валадарского, 14,

тел. 2-12-56, 2-39-22


факс: (83531) 2-12-56

sosh9@galatr.cap.ru



«Согласовано»

Руководитель МО

________/_______________/

ФИО


Протокол № ___

от « 30» августа 2013г.




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/Минеева Т.А../

ФИО


«30» августа 2013г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9» _____________/_Марунов В.В../

ФИО

Приказ №



От « 31»августа 2013г.


Рабочая учебная программа

по мировой художественной культуре

10 класс

за курс средней (полной) школы

Программу составил:

учитель Кущева А.В.

Рабочая программа составлена на основе:

Авторской программы Г.И. Даниловой «Мировая художественная культура»: Рабочая программа: 10 - 11 классы, 2011г.

2013- 2014 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по своей структуре соответствует Положению о рабочей программе учителя МБОУ «СОШ №9».



Место предмета в базисном учебном плане

Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает в естественно-информационный профиль 10 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.



Основные цели и задачи курса

Программа выполняет две основные функции:



Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

Программа содержит примерный объём знаний за 10 класс обучения и в соответствии с этим поделена на два полугодия. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». Через весь курс сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Отбирая материал для включения в программу курса, я следовала принципам:



  • доступность;

  • научность;

  • методическая и культурная традиция;

  • интересность;

  • завершенность;

  • преемственность с программным курсом Культура родного края;

  • способствование расширению кругозора учащихся и использование оригинального материала, выходящего за рамки школьной программы.

Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципов. В ней взаимно дополняют друг друга проблемно-тематический, теоретический и деятельные принципы.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.



Виды учебной деятельности

Программа предусматривает разнообразные виды ученической деятельности:

- читательскую;

- репродуктивную;

- критическую;

- креативно-дизайнерскую и др.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:



  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Формы проведения занятий.

  1. Лекции, семинары.

  2. Экспериментальные работы.

  3. Работа с рекомендуемой литературой.

По учебному плану на изучение предмета «Мировая художественная культура» отводится по 1 час в неделю, по 34 часа в год в 10 -11 классах.



Формы и методы, технологии обучения

Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.

Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Практические методы: для развития практических умений и навыков.

Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.

Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).

Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.

Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:


  • домашние задания.

  • разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)

  • подготовка сообщения по теме

  • выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;

  • участие в олимпиаде, в конференции.

  • защита мини - рефератов,

  • защита проектов;

  • написание сочинений

Итоговой формой контроля является тестовая работа, контрольная работа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.



Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).



Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса . Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Культурные традиции родного края.
Перечень практических и контрольных работ

  1. Контрольная работа «Искусство первобытного мира».

  2. Практическая работа анализ произведения архитектуры «Древняя Греция».

  3. Контрольная работа «Древние цивилизации»

  4. Практическая работа «Сравнение Романского и Готического стиля».

  5. Контрольная работа «Искусство Средневековья».

  6. Контрольная работа «Культура Востока».

  7. Практическая работа анализ произведения живописи «Живописцы эпохи Возрождения».

  8. Контрольная работа «Возрождение Италии».

  9. Итоговая контрольная работа.


Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

практических работ

контрольных

работ

1

Введение

1







2

Искусство первобытного мира

2




1

3

Искусство Древнего мира

12

1

1

4

Искусство Средневековья

6

1

1

5

Культура Востока

3




1

6

Искусство эпохи Возрождения

10

1

2


Поурочное планирование

п/п

Номер урока в теме

Раздел, тема урока

1. Введение.

1

1.1

Предмет «Мировая художественная культура»

2. Искусство первобытного мира

2

2.1

Открытие памятников первобытного искусства

3

2.2

Особенности первобытного искусства

3. Искусство Древнего мира

4

3.1

Древний Египет – страна сфинксов и пирамид (особенности египетской культуры, периодизация).

5

3.2

Архитектура страны фараонов.

6

3.3

Изобразительное искусство Древнего Египта.

7

3.4

Художественная культура Древней передней Азии.

8

3.5

Искусство доколумбовой Америки .

9

3.6

Культура Древней Греции (общая характеристика, периодизация).

10

3.7

Эгейское искусств.

11

3.8

Золотой век Афин.

12

3.9

Выдающиеся скульпторы Древней Греции.

13

3.10

Мир Искусства Древнего Рима (периодизация, особенности).

14

3.11

Основные памятники древнеримской архитектуры, скульптуры

15

3.12

Основные памятники древнеримской архитектуры, скульптуры

4. Искусство Средневековья

16

4.1

Мир византийской культуры.

17

4.2

Архитектурный облик Древней Руси.

18

4.3

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

19

4.4

Архитектура западноевропейского Средневековья.

20

4.5

Изобразительное искусство Средних веков.

21

4.6

Театральное искусство и музыка средних веков.

5. Культура Востока

22

5.1

Индия – «страна чудес».

23

5.2

Художественная культура Китая.

24

5.3

Искусство Страны восходящего солнца.

6. Искусство эпохи Возрождения

25

6.1

Возникновение и особенности культуры Возрождения.

26

6.2

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

27

6.3

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.

28

6.4

Титаны Возрождения – Леонардо да Винчи.

29

6.5

Титаны Возрождения –Рафаэль.

30

6.6

Титаны Возрождения – Микеланджело.

31

6.7

Венецианская школа живописи (Веронезе, Джоржоне, Тициан).

32

6.8

Северное Возрождение.

33

6.9

Музыка и театр эпохи Возрождения.

34

6.10

Творческая мастерская (практическое занятие).


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.
Литература:


  1. Барщ А. «Изобразительное искусство в средней школе», Из-во «Академия художеств СССР», Москва,1963 г.

  2. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура – 10 класс. (От истоков до XVII века)»., Москва, Из-во Дрофа, 2004 г.

  3. Журналы «Юный художник», Из-во Москва, 1978-1993 гг.

  4. Краткая история искусств. Москва «Просвещение», 1986 г.

  5. Мелентеев Ю. «Не за три моря». Из-во «Молодая гвардия», 1979г.

  6. Левин С.Д. «Беседы с юным художником». Из-во «Советский художник» Москва, 1988 г.

  7. Семенова М. «Мы – славяне!», Из-во «Дрофа», 1990 г.

  8. Сокольникова М.Н. «Основы рисования» Обнинск, Из-во «Титул», 1996 г.

  9. Учебное электронное издание «Мировая художественная культура» (10 –11 классы), «Библиотека электронных наглядных пособий», 2004 г.



Способы и формы оценки достижений данных результатов

1.  Урочные - традиционные:






Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);




Практические работы и лабораторные работы;




Тесты;




Самостоятельные задания;




Зачеты;




Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);




Рефераты.

2.Внеурочные:




Индивидуальные проекты;




Защита рефератов.

3.Урочные нетрадиционные:




Круглые столы;




Дидактические многофункциональные  игры;


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся культуре родного края. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2)степень осознанности, понимания изученного;

3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры;

3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по КРК критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;



«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.




Врач-специалист — это медик, который приучил своих пациентов болеть только в приемные дни.
ещё >>