Рабочая учебная программа по дисциплине архитектурные памятники санкт-петербурга для специальности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине «международное частное право» 3 607.34kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Основы текстологии для специальности 1 81.37kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине судебная медицина для специальности 1 103.03kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине судебная медицина для специальности 1 106.23kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Геометрия» для специальности... 5 575.69kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Национальная специфика литератур... 1 102.51kb.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга закон санкт-петербурга... 1 37.68kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 327.15kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... 1 80.8kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Источниковедение» для специальности... 1 263.73kb.
Ампир, или "стиль империи" Ампир 1 73.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая учебная программа по дисциплине архитектурные памятники санкт-петербурга - страница №1/1



ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра культурологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Архитектурные памятники Санкт-Петербурга»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
кафедра культурологии

УТВЕРЖДАЮ

зав. кафедрой туризма

_____________ Э.Н. Павлова

«___» ______________ 2011 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
для специальности Социально-культурный сервис и туризм

квалификация «Специалист по сервису и туризму»


ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"  рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.
Форма обучения - очная
Курс 3
Семестр 5
Лекции 34 (час.) Экзамен в - семестре
Практические (семинарские)

занятия - (час.) Зачет в 5 семестре


Лабораторные

занятия - (час.)


Курсовая работа (проект) по дисциплине - нет
Количество контрольных работ -
Всего часов 34 Самостоятельная работа 16 (час.)
Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) 50 (час.)
2011 год
Рабочая учебная программа составлена на основании ГОС ВПО специальности «социально-культурный сервис и туризм» и утверждена на заседании кафедры туризма ___________ 2011 года, протокол № __

Рабочая учебная программа является авторской.

Разработчик рабочей программы: доцент Семеновкер В.Н ________

Заведующий кафедрой _________ Э.Н.Павлова



1.Цели и задачи освоения дисциплины

Данный курс имеет целевой характер. Его цель – овладение студентами знаниями по истории создания архитектурного облика одного из красивейших городов мира, на базе знакомства с наиболее значительными памятниками петербургской архитектуры, знакомства с основными архитектурными стилями, получившими воплощение в городе на берегах Невы.

Задачи: воспитывать интерес к достопримечательностям Санкт-Петербурга, как туристской дестинации, закрепить названия основных архитектурных памятников Санкт-Петербурга
2. Совокупность знаний и умений, формируемых в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен



    знать:

- особенности архитектурного творчества петербургских архитекторов;

- вклад архитекторов Петербурга в развитие городской архитектуры;

- различные архитектурные стили;

- особенности интерпретации архитектурных стилей в условиях Петербурга;

- произведения наиболее выдающихся мастеров архитектуры Петербурга.

уметь:

- понимать семантику и символику архитектурных сооружений;

- понимать место и значение этих сооружений в мировой архитектуре;

- уважать историческое наследие как отечественных, так и зарубежных архитекторов

в градостроительном пространстве Петербурга..


    владеть:

- языком архитектурной терминологии и основными понятиями архитектурной теории.
3. Освоение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных качеств:

- способности к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;



- владению культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии;

- способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии;

- способности к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, готовностью к работе в иноязычной среде.

4.Структура и содержание разделов дисциплины



Название темы

Лекции

1.

Предыстория возникновения Санкт Петербурга

2

2.

Архитектура «Петровского барокко»

2

3.

Архитектура «Зрелого русского барокко»

4

4.

Архитектура раннего петербургского классицизма


2

5.

Архитектура строгого петербургского классицизма


4

6.

Архитектура высокого русского классицизма (ампира)


4

7.

Кризис классицизма в 1830-1850-х годах и разложение

«монизма» архитектурной системы в 1830-1850-х годах.



4

8.

Эклектика второй половины XIX века. Равнозначность как стилеобразующий принцип эклектики.

4

9.

Эклектика последней трети XIX века и начала ХХ веков.

Стилизаторские тенденции в архитектуре и их кризис.



2

10.

Модерн – новый стиль и первый этап развития новой

архитектурной системы.



2

11.

Архитектура Петрограда – Ленинграда – Санкт-Петербурга в ХХ веке.

4

12.

Всего часов

34



Архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Тема 1. Предыстория возникновения Санкт-Петербурга.

Основы градостроительства. Архитектура и градостроительство. Особенности русской архитектуры в ХУП веке. Градостроительные организации и их деятельность.


Литература (ко всем темам)
Антонов Б.И. Императорские дворцы в Санкт-Петербурге. СПб, 2004.

Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. СПб, 1999.

Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Малая архитектурная энциклопедия. СПб, 2005..

Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство Петербурга. СПб, 1997.

Буренина М.С. Прогулки по Невскому проспекту. СПб, 2002.

Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в ХУШ и ХIХ веках. СПб, 1994.

Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1969.

Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов мира. М., 2000.

Зодчие Санкт – Петербурга. ХУШ век. СПб, 1997.

Зодчие Санкт – Петербурга ХIХ – начала ХХ века. СПб, 2000.

Зодчие Санкт – Петербурга. ХХ век. СПб, 2000.

Иванов Ю.Г., Иванова О.Ю., Халкатов Р.А. Санкт-Петербург и пригороды. Смоленск, Русич, 2004.

Ионина Н.А. Сто великих дворцов мира. М., 2001.

Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект. Архитектурный путеводитель. М.,- СПб, 2004.

Крюковских А.П. Дворцы Санкт-Петербурга. Художественно-исторический очерк. СПб., 1999.

Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л., 1983.

Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга. СПб, 2001.

Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. М., 2003.

Наше наследие. 2003, № 66 (Специальный выпуск журнала, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга).

Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга. СПб, 1999.

Платунов А.М. Так строился Петербург. СПб, 1997.

Пыляев М.И. Старый Петербург. СПБ, 2002.

Раков Ю.А. Скульптурный Олимп Петербурга. СПб, 2000.

Раков Ю.А. Энциклопедические заметки о Петербурге. СПб, 2003.

Самин Д.К. Сто великих архитекторов мира. М., 2000.

Саутов И.П. Царское Село, взгляд в будущее. «Наше наследие», 2003, № 67-68, с. 145-147.

Столица Российской империи (История Санкт-Петербурга второй половины ХVIII века). М., 2007. 454 стр. (А 1066669)

Фролов А.И. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб, 2003.



.

Храбрый И.С. Санкт-Петербург. Три века архитектуры. СПб, 1999.



Шидковский Д. Русская архитектура: путь к европейскому веку. «Наше наследие», 2001, № 56, с. 23-37.

Источники сети Интернет

www.archenter – портал «Архитектурного центра».

www.archi.ru – портал «Архитектура России».

www.kultura-portal.ru – портал «Культура» (есть раздел «Архитектура»).

www.russianculture.ru – сервер Министерства культуры РФ (есть раздел «Архитектура»).

www.kulturagz.ru – электронная версия газеты «Культура» (есть раздел «Архитектура»).

www.culture.askold.net - поисковый каталог (есть раздел «Архитектура»).

www.projectclassica.ru – архитектурный журнал (история и современность).

www.artclassic.edu.ru – российский общеобразовательный портал (есть раздел «Архитектура»).

www.rin.ru – российская информационная сеть (есть раздел «Архитектура»).

www.muar.ru – сайт Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева.

www.gov.spb.ru – официальный портал Администрации Санкт-Петербурга.

www.portal.spb.ru – информационный портал Санкт-Петербурга.

www.topsities.spb.ru – Топ лучших сайтов Санкт-Петербурга.

www.ruscity.ru – Туроператор по Санкт-Петербургу (организация экскурсий в Санкт-Петербург).

www.encspb.ru – Энциклопедия Санкт-Петербурга (есть раздел «Архитектура»).

www.peterlink.ru/spb - история, культура, архитектура Санкт-Петербурга.

www.spbmuseum.ru – сайт Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

www.saint-petersburg.org/encyclopedia - информационный портал о Санкт-Петербурге (есть раздел «Архитектура»).

www.saint-petersburg.boom.ru –история, культура, архитектура Санкт-Петербурга.

www.build.rin.ru – сайт, посвященный архитектуре и строительству Санкт-Петербурга.

www.city.vlogic.ru – сайт «Город Святого Петра»

www.300.ru –сайт «Санкт-Петербург. Времена и пространство» (есть раздел «Архитектура»).

www.spbfoto.spb.ru – альбом фотографий архитектуры Санкт-Петербурга.

www.cityscan.ru – петербургский фотосканер (сотни фото Санкт-Петербурга).

www.dimo.spb/ru -сайт петербургского фотографа Дмитрия Якимова (большой подбор фотографий города).

www.300online.ru – сайт «Ежедневно о Санкт-Петербурге» (есть хороший раздел фотографий города).

www.cityscan.ru/spb - фотографии всех домов Невского проспекта и другие.

www.orbis.spb.ru – культурологический сайт «Санкт-Петербургские Ассамблеи» (история, музейные коллекции и архитектура города).

www.build.rin.ru – сайт «Российские информационные сети», посвященный архитектуре и строительству в Санкт-Петербурге.

www.spb-palaces.narod.ru – сайт «Дворцовый Петербург».

www.isakovan.narod.ru – императорские резиденции в Санкт-Петербурге.

www.spbreligion.ru – православный Санкт-Петербург (храмы и святыни).

www.bridgespb.narod.ru –сайт «Мосты Санкт-Петербурга».

www.kommunalka.spb.ru –виртуальный музей «Коммунальная квартира Санкт-Петербурга».

Тема 2. Архитектура «Петровского барокко».

Петербург как центр градостроительной мысли. Петербургский архитектурный стиль «Петровское барокко». Первый архитектор Петербурга Доменико Трезини (Петропавловская крепость, Двенадцать коллегий, Летний дворец Петра Первого).

Творчество других зарубежных мастеров и их наследие (Кунсткамера, Меншиковский дворец, Кикины палаты, дворцы Марли, Эрмитаж и Монплезир в Петергофе).

Историческая судьба «Петровского барокко».


Литература

Бастарова Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. Л., 1980.

Беспятов Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.

Бусева – Давыдова И. Иконостас Петропавловского собора в Петербурге (опыт истолкования иконографической программы). «Искусствознание», 1999, № 2, с.510-529.

Зодчие Санкт – Петербурга. ХУШ век. СПб, 1997.

Иванов Н.П., Тетерина И.В., Штиглиц Е.О. Летний сад. Возрождение памятника. «Наше наследие», 2005, № 75-76, с. 204-207.

Иогансен М.В. Архитектор Михаил Земцов. Л., 1975.

Калязина Н.В. Дворец – музей Меншикова. СПб, 2000.

Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л., 1990.

Лисаевич И.И. Доменико Трезини. Л., 1986.

Логачев К.И. Петропавловская крепость. Л., 1988.

Нарышкина Н.А. Петропавловский собор – памятник морской славы. СПб, 1997.

Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси., СПб, 2000.
Источники сети Интернет
www.win-petergof.narod.ru – сайт «Наш Петергоф».

Тема 3. Архитектура «зрелого («растреллиевского», «елизаветинского») русского барокко».

Возникновение стиля барокко в Европе и его влияние на русскую архитектуру. Творчество Ф.Б.Растрелли (Воронцовский и Строгановский дворцы, Смольный монастырь, Царскосельский дворец, Корпус под гербом и церковь в ансамбле Большого дворца в Петергофе).

Творчество ученика Ф.Б.Растрелли С.И.Чевакинского (Никольский Военно-морской собор, «Фонтанный дом» Шереметевых).
Литература

Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Никольский Морской собор и другие морские храмы Санкт-Петербурга. СПб, 2003.

Козьмян Г. Ф.Б. Растрелли. Л., 1982.

Кузнецов С. Дворец и его архитекторы. «Наше наследие», 2001, № 59-60, с.34-45.

Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. СПб, 2000.

Петров А.Н. Савва Чевакинский. Л., 1983.

Сорокин В. Николо-Богоявленский Морской собор. «Наше наследие», 1998, № 46, с.60 – 71.
Источники сети Интернет
www.tzar.ru – официальный сайт музея-заповедника «Царское Село».


Тема 4. Архитектура раннего петербургского классицизма.

Предпосылки появления и развитие классицизма в России. Периодизация основных этапов развития классицизма в России. Ранний петербургский классицизм: основные мастера и памятники.

Творчество Ж.-Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, малый Эрмитаж, Новая Голландия, Академия художеств, костел Святой Екатерины).

Творчество Антонио Ринальди (Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор, постройки в Ораниенбауме: дворцы (Меншиковский и Китайский), ансамбль Петерштадта, Катальная горка.

Творчество Юрия Фельтена (Большой Эрмитаж, Чесменские дворец и церковь, решетка Летнего сада, лютеранская церковь Святой Екатерины, церковь Святой Анны Армянской).
Литература

Богданов И.А. Большой Гостиный двор в Петербурге. СПБ, 2001.

Грибанов В., Зотова И. Сокровища Ораниенбаума. «Наше наследие», 2004, № 70, с. 22-39.

Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины П. М., 1994.

Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988.

Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. Л., 1976.

Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. СПб, 1994.

Лисовский В.Г. Академия художеств. Л., 1982.

Соколов Б. Альбом графа Северного, или сады Павла I. «Наше наследие», 2001, № 58, с.2-23

Соловьева Татьяна. Новая Голландия. 2005


Источники сети Интернет
www.gatchina.biz – неофициальный сайт г. Гатчины (есть раздел о музее-заповеднике «Гатчина»).

www.gatchina.ru –официальный сайт г.Гатчины (в т.ч. история и музеи).

www.gatchina3000.narod.ru – сайт об истории Гатчины (есть раздел об архитектуре).

Тема 5. Архитектура строгого петербургского классицизма.

Иван Старов как архитектор переходного периода от раннего к строгому классицизму и его постройки (Троицкий собор Александро-Невской лавры и площадь перед ней с Надвратною церковью, Таврический дворец, фасады Аничкова дворца).

Николай Львов как представитель строгого классицизма (Почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости, Приоратский дворец в Гатчине).

Выдающийся архитектор строгого классицизма Доменико Кваренги (Академия наук, Эрмитажный театр, Смольный институт, Ассигнационный банк, Конногвардейский манеж, Кабинет Аничкова дворца, Мальтийская капелла и православный храм Воронцовского дворца, Серебряные ряды на Невском проспекте, Александровский дворец в Царском Селе, Лоджии Рафаэля).

Чарльз Камерон и его постройки в Царском Селе (Камеронова галерея, Агатовые комнаты, холодные бани).

Михайловский (Инженерный) замок как своеобразный символ эпохи Павла Первого и вершина творчества архитектора Винченцо Бренна.


Литература

Воронов М.Г., Ходасевич Г.Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Л., 1982, 2-е изд. 1990.

Глумов А.Н. Николай Львов. М., 1980.

Дьяченко Л.И. Таврический дворец. Л., 1988.

Дальницкая Е.А., Пучков В.В., Хайкина Л.В. Михайловский замок. СПб, 1998.

Козьмян Г.К. Чарльз Камерон. Л., 1987.

Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. Л., 1977.

Кючарианц Д.А. Иван Старов. Л., 1982.

Кючарианц Д.А. Иван Старов. СПб, 1997.

Михайловский замок. Страницы биографии памятника в документах и литературе. М., 2003.

Пилявский В. Джакомо Кваренги. Архитектор, художник. Л., 1981.

Швидковский Д.О. Чарльз Камерон при дворе Екатерины П. М., 2001.

Швидковский Д.О. Архитектор Чарльз Камерон. «Наше наследие», 1989, № 5, с.136-147.

Шуйский В.К. Винченцо Бренна. Л., 1986.


Источники сети Интернет
www.anichkov.ru – сайт «Аничков дворец» (его история и архитектура»).

www.pavlovskart.spb.ru – сайт «Государственного музея-заповедника Павловск».

www.fondlvova.ru – сайт Благотворительного фонда им. Н.Львова.
Тема 6. Архитектура высокого петербургского классицизма (ампира).

Ансамблевость как высший архитектурный принцип высокого классицизма. Синтез архитектуры и монументально-декоративных искусств как важнейшая особенность архитектуры высокого классицизма.

Творчество Андрея Воронихина (Казанский собор и Горный кадетский корпус, интерьеры Строгановского и Павловского дворцов).

Творчество Андриана Захарова (Адмиралтейство) и Тома де Томона (Ансамбль Стрелки Васильевского острова, Мавзолей Павла I в Павловском парке, перестройка дворца графини Лаваль на Английской набережной, дом 4).

Карл Росси как создатель крупнейших архитектурных ансамблей центра Санкт-Петербурга (Дворцовая, Сенатская и Михайловская площади, ансамбль улицы Росси и Александринский театр).

Архитектурные ансамбли Василия Стасова (Конноконюшенная площадь, Павловские казармы, Нарвские и Московские Триумфальные ворота).


Литература

Гайдамак А. Русский ампир. М., 2000.

Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. М.-Л., 1963.

Канн П.Я. Казанская площадь. Л., 1988.

Кузнецов С. Строгановская дача: «Одиссея» на Черной речке. «Наше наследие», 2002, № 61, с. 15-20.

Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. СПб, 2000.

Оль Г.А. Александр Брюллов. Л., 1983.

Пашкова Т.Л., Блинов А.М. Дом архитектора Брюллова. СПб, 1997.

Пилявский В.И. Зодчий Василий Петрович Стасов. Л., 1970.

Пилявский В.И. Русские триумфальные памятники. Л., 1960.

Соколова Т.М. Карл Росси. Л., 1975.

Тарановская М.З. Карл Росси. Л., 1978.

Тарановская М.З. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. Л., 1980.

Турчин В.С. Александр I и неоклассицизм России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001.

Шуйский В.К. Андреян Захаров. Л., 1989.

Шуйский В.К. Андреян Захаров. СПб, 1995.

Шуйский В.К. Тома де Томон. Л., 1981.

Тема 7. Кризис классицизма и разложение «монизма» архитектурной системы в 1830-1850-х годах. «Николаевский» классицизм. Обоснование новой архитектуры. Эклектика середины Х1Х века.

Творчество Огюста Монферрана (Исаакиевский собор, Александровский столп, особняки П.Н.Демидова).

Кризис классицизма и возникновение стилизаторства, ретроспективизма и эклектики. Постройки Александра Брюллова (Штаб Гвардейского корпуса, Лютеранская церковь на Невском проспекте) и Андрея Штакеншнейдера (Мариинский дворец) как памятники «грани» между классицизмом и эклектикой.

Архитектурный «романтизм» как противопоставление архитектурному классицизму. Неоготические и восточные мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга.


Литература

Бартенева М.И. Николай Бенуа. Л., 1985.

Белякова З.И. Мариинский дворец. СПб, 1996.

Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб, 1999.

Бурдяло А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга. СПб, 2002.

Бутиков Г.П. Музей «Исаакиевский собор». Л., 1991.

Измайлова И.А. Собор. СПб, 1992.

Павлова С.В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. СПб, 2002.

Петрова Т.А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978.

Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины ХIХ века. Л., 1990.

Ротач А.Л., Чеканова О.А. Огюст Монферран. Л., 1979.

Тенихина В.М., Знаменов В.В. Петродворец. Коттедж. Л., 1986.

Чеканова О.А. Огюст Монферран. СПб, 1994.
Источники сети Интернет
www.cathedral.ru – сайт «Государственного музея памятника Исаакиевский собор».
Тема 8. Эклектика второй половины Х1Х века. Равнозначность как стилеобразующий принцип эклектики. Реализация «принципа выбора» в архитектуре Санкт-Петербурга.

Основные «неостили» периода эклектики и их архитектурное воплощение (неоренессанс, необарокко, неоклассицизм, неоготика, неогреческий и неороманский стили, стилизация «Петровского барокко» и «кирпичный» стиль).


Литература

Бартенева М.И. Николай Бенуа. СПб, 1994.

Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины ХIХ века. М., 1979.

Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб, 1997.

Заварихин С.П., Фалтинский Р.А. Капитал и архитектура. СПб, 1999.

Исаченко В. Genius loci Максимилиан Месмахер. Наше наследие, 2006, № 77, с.36-41 (окончание в след. №).

Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 годов. М., 1978.

Листов В.Н. Ипполит Монигетти. Л., 1976.

Музей Училища барона Штиглица – подвиг российской благотворительности (подборка материалов). Наше наследие, 2006, № 77, с.14-35.

Николаева Т.И. Виктор Шретер. Л., 1991.

Пунин А.Л. Архитектура Петербурга в середине ХIХ века. Л., 1990.

Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина ХIХ века. Л., 1981.

Славина Т.А. Константин Тон. Л., 1982.

Тоесева А. Ипполит Монигетти – архитектор Высочайшего двора. Наше наследие, 2003, № 67-68, с.119-124.

Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер. Л., 1984.

Тема 9. Эклектика последней трети Х1Х и начала ХХ веков. Стилизаторские тенденции в архитектуре и их кризис.

Появление неорусского (неовизантийского, псевдорусского) стиля в как попытка придать архитектуре черты национальной самобытности. Неоклассицизм конца ХIХ – начала ХХ веков как ответ на засилье эклектических неостилей.


Литература
Борисова Е.А., Каждан Т.А. Русская архитектура конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1971.

Бутиков Г.П. Музей-памятник «Спас на крови». СПб, 1996.

Кириченко Е.И. Русский стиль. М., 1997.

Кобак А.В., Лурье Л.Я. Дом Мурузи. СПб, 1996.

Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.

Славина Т.А. Константин Тон. Л., 1989.



Тема 10. Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.

Неприятие подражательной эклектики. Стилизация как принцип формообразования в модерне. Природа как один из важнейших источников формообразования в модерне. Идейно-художественная программа и символика модерна.

Особенности развития модерна в России и Петербурге. Архитектурные памятники стиля модерн в Петербурге. Творчество Федора Лидваля, Александра фон Гогена и других архитекторов первых десятилетий ХХ века.

Литература

Борисова Е.А., Каждан Т.А. Русская архитектура конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1971.

Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990, 1994.

Витязева В.А. Каменный остров. Л., 1991.

Исаченко В.Г., Оль Г.А. Федор Лидваль. Л., 1987.

Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. СПб, 2003.

Кириков Б.М. Петербургский модерн. В сб. Панорама искусств. Вып. 10. М., 1987, с. 99-148.

Кириков Б.М. Улица Большая Конюшенная. М.,-СПб, 2003.

Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа. М., 1979.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М., 1989.


Источники сети Интернет

www.orbis.spb.ru/modern - Проект сервера «Петербургские ассамблеи», посвященный 100-летию петербургского модерна.


Тема 11. Архитектура Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга в ХХ веке.

Архитектура периода 1917 – начала 1930-х годов (Памятник жертвам революции на Марсовом поле. 1919-1920 -арх. Л.Руднев, И.Фомин; Дворец культуры имени М.Горького. 1925 – 1927. – арх. А.Гегелло, Д.Кричевский, В.Райлян; Жилой дом Общества политкаторжан на Троицкой площади. 1931-1933 годы – арх. Г.Симонов, П.Абросимов, А.Хряков.)

Архитектура начала 1930-х – 1941 годов (Кинотеатр «Гигант». 1935-1936. – арх. А.Гегелло, Д.Кричевский; Дворец культуры имени С.Кирова. 1930-1937. – арх. Н.Троцкий, С.Казак; Дом Московского районного Совета. 1931-1935. –арх. И.Фомин, В.Даугуль; Дом Союзпушнины на Московском проспекте. 1937-1939. – арх.Д.Фридман; Дом Советов на Московском проспекте. 1940 г. – арх. Н.Троцкий и др.).

Архитектура военных лет и послевоенного восстановления. 1941 – середина 1950-х годов. (Вокзал в г.Пушкине. 1949-1950. ­– арх. Е.Левинсон; Жилой дом на пересечении Каменноостровского и Кронверкского проспектов. 1949-1951. – арх. О.Гурьев и В.Фромзель).

Архитектура второй половины ХХ века. (Финляндский вокзал. 1960. –арх. П.Ашастин, Н.Баранов и др; Монумент героическим защитникам города. 1975 г. – арх. С.Сперанский, В.Каменский, М.Аникушин; киноконцертный зал «Октябрьский». 1967. – арх. В.Каменский, А.Жук и др; Дворец спорта «Юбилейный». 1966-1967. – арх. Г.Морозов, И.Сусликов и др; Гостиница «Ленинград» (ныне – «Петербург»). 1967-1970. – арх. С.Сперанский, В.Струзман и др; Аэропорт «Пулково».1972-1973. – арх. А.Жук, В.Вержбицкий и др; Морской вокзал. 1983. ­– арх. В.Сохин, М.Захаров и др.)

Литература

Былинкин Н.П., Калмыкова В.Н., Рябушин А.В., Сергеева Г.В. История советской архитектуры (1917-1954 г.г.). М.,Стройиздат, 1985.

Журавлев А.М., Иконников А.В., Рочегов А.Г. Архитектура Советской России. М., 1987.

Курбатов В.В. Советская архитектура. М., Просвещение, 1988.

Рябушин А.В., Шишкина И.В. Советская архитектура. М., Стройиздат, 1984.




5.Методические рекомендации для студентов
Изучение каждой темы должно включать в себя:

- изучение соответствующей слайдовой презентации, содержащейся на университетском сервере webct.ru;

- изучение соответствующего сайта данного архитектурного стиля в Интернете;

- изучение соответствующей литературы из предложенного списка литературных источников;

- на основании выполнения вышеперечисленных заданий следует выделить те архитектурные памятники каждого стиля, которые наиболее показательны именно для этого стиля и которые наиболее известны в истории архитектуры;

- следует сравнить наиболее известные шедевры данного автора с близкими по стилистике соответствующими произведениями из других городов Европы (например, показать какие-либо памятники барокко в Петербурге и Париже и выяснить как то общее, что их объединяет, так и те различия, которые делают каждое из этих строений уникальным).

Изучение курса может быть осуществлено в двух вариантах.

Первый предполагает последовательное, от темы к теме, знакомство с архитектурными памятниками каждого архитектурного стиля на основе представленного материала, а также литературы и источников Интернета, список которых представлен в каждой теме. Изучение литературы и сайтов конкретных архитектуцрных стилей поможет более детальному и глубокому изучению содержания каждой темы. После этого в качестве формы итогового контроля предлагается тест, включающий в себя вопросы, ответы на которые позволяют оценить уровень освоения материала.

Второй вариант предполагает первоначальное выполнение теста, знакомство с его результатами и выявление первоначального уровня знаний. После этого следует приступить к последовательному изучению всех тем предлагаемого курса.

Итоговый контроль заключается в выполнении теста, результаты которого и будут служить основой оценки уровня знаний студента.
6. Контрольно-измерительные материалы для текущего контроля успеваемости и аттестации по итогам освоения дисциплины.
Студенты обеспечены учебной литературой для самостоятельной работы, а также имеют возможность пользоваться соответствующими интернет-ресурсами. Текущий и итоговый контроль усвоения учебного материала производится на основе тестовых заданий закрытого типа (на вопрос предлагается четыре варианта ответа, из которых должен быть выбран один правильный).
Например:

1.Кто является архитектором Исаакиевского собора?

-К.Росси;

-Ю.Фельтен:

-Б.Растрелли;

-О.Монферран.


2.К какому архитектурному стилю принадлежит храм, изображенный на фото? (Казанский собор)

- барокко;

- высокий классицизм;

- ранний классицизм;

- модерн.
3.В каком архитектурном стиле построен Никольский морской собор?

- готика;

- барокко;

- византийский стиль;

- эклектика.
4.В каком стиле построено здание акционерного общества «Зингер»7

- неоренессанс;

- необарокко;

- модерн;

- неоклассицизм.
5.Как называется здание, изображенное на фото (Академия наук)?

- Екатерининский институт;

- Академия наук;

- Ассигнационный банк;

- Таврический дворец.
Полный текст тестовых заданий размещен на университетском сервере webct.ru.


7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

К каждой теме прилагается список литературы, а также Интернет ресурсов.

Студенты так же используют материалы видеофильмов по архитектурным памятникам Петербурга, которые демонстрируются на лекциях и семинарских занятиях.

.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.Компьютор;

2.Видеопроектор
9. Методические рекомендации для преподавателя

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Архитектурные памятники СанктПетербурга» состоит из одиннадцати тем. Каждая тема ориентирована на последовательное усвоение материала, посвященного соответствующим архитектурным памятникам.

Следует ориентировать студентов на последовательное изучение каждой темы, включающее изучение учебной слайд-презентации на университетском сервере и изучение соответствующего музейного сайта в сети Интернет.

Особое следует обратить внимание студентов на необходимость изучения стилистики

каждого архитектурного стиля для того, чтобы можно было сравнить архитектурные памятники Петербурга с соответствующими памятниками как в других городах России, так и в зарубежных городах.

Правильное использование учебно-методического комплекса позволит студентам успешно овладеть курсом.

Наконец, материалы курса могут быть использованы для создания туристического продукта – архитектурных экскурсий по Петербургу.
Доцент

/ Семеновкер В.Н./


УМКД «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга» доцента Семеновкера В.Н. составлена на основании его Авторской программы. Обсуждена и утверждена на заседании кафедры 18 июня 2012 года

\ Зав.кафедрой культурологии

Проф. Пивоев В.М.\









Всего меньше эгоизма у раба. Александр Герцен
ещё >>