Рабочая программа учебной дисциплины всеобщая история права направление подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История Древнего мира» Направление... 6 928.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины в. Дв. 5 Дистанционные образовательные... 1 280.44kb.
Рабочая программа учебной дисциплины История южных и западных славян... 5 642.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история искусства стран востока»... 3 432.72kb.
Рабочая программа дисциплины б дв 10. История российской исторической... 1 237.99kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «археология степных кочевников»... 1 240kb.
Рабочая программа дисциплины в. 13 Этнология Направление подготовки... 1 127.59kb.
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление... 4 873.87kb.
Рабочая программа Наименование дисциплины: «Современная история» 3 472.36kb.
Рабочая программа дисциплины в10 Источниковедение Направление подготовки... 1 127.44kb.
Программа дисциплины дпп. 01. 1 Новая история стран запада 1 185.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины всеобщая история права направление подготовки - страница №1/5



Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Оренбургский государственный педагогический университет»





Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Е.Г. Матвиевская/

__________ _____________ 2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ПРАВА
Направление подготовки

050100. 62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки

История


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Оренбург

2012 г.


Рецензенты:
ФИО, ученое звание, кафедра _Моргунова Н. Л., д.и.н., профессор кафедры российской истории _______________________________________

(наименование кафедры)




Авторы/составители рабочей программы учебной дисциплины (модуля):
ФИО, ученое звание, кафедра Гришакова Л. В., доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

(наименование кафедры)

__________ ______________

(дата) (подпись)


ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________

(наименование кафедры)

__________ ______________

(дата) (подпись)



ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Направление подготовки:050100.62 Педагогическое образование
Профиль: История
Дисциплина: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ПРАВА
Форма обучения: очная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРИНЯТА учебно-методическим советом Университета протокол №_4_от 27. 06. 2012 г.

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

Протокол № 1__от 6. 09. 2012 г.
Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

_______________________ Хисамутдинова _ Р.Р. ____________________________



подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

_____________доцент_______________ ___________. Гришакова _ Л.В __________________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

____________________________ ___________ ___________________ _________



должность подпись расшифровка подписи дата


СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета истории Ахтямов К.Ш._________________________



наименование факультета личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой1 _______________________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ____________________ Хисамутдинова_ Р.Р. ____________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель учебно-методической комиссии факультета по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» ________________. Бадретдинова _ М.М __________________



личная подпись расшифровка подписи дата

Специалист библиотеки ФГБОУ ВПО «ОГПУ»_____________ _Слугина Е. А. ________________



личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа учебной дисциплины зарегистрирована в учебно-методическом управлении под учетным номером ________ ________________________ФИО.



Подпись лица, зарегистрировавшего РП

Начальник УМУ _________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата
Содержание


Пояснительная записка
Дисциплина «Всеобщая история права» относится к дисциплинам по выбору студента (Б.3.В.ДВ.13. 1)

Всеобщая история права относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. В рамках преподавания данного курса особое внимание обращаем на изучение исторических процессов развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, всеобщая история права оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью.

Всеобщая история права тесно связана с теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Таким образом, всеобщая история права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.



  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Курс «Всеобщая история права» относится к числу дисциплин по выбору студента. Данная дисциплина освещает возникновение и развитие права тех государств, которые оказали особое влияние на современные право и государство. Анализируя конкретно-историческое содержание политических и правовых процессов, и исследуя присущие им причинно-следственные связи, всеобщая история права выявляет устойчивые тенденции и закономерности становления и эволюции государства и права, а также раскрывает мировой опыт построения политических и правовых систем.



Цель освоения дисциплины: содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования на основе формирования у студентов целостного представления об эволюции государства и права с древнейших времен до нашего времени и особенностях формирования и закономерностях развития государственно-правовых институтов и систем прошлого и современности.

Задачи освоения дисциплины:

  • Стимулировать формирование общекультурных компетенций бакалавра через: развитие у него культуры мышления, умения анализировать проблемы разного уровня; овладение способами и технологиями взаимодействия; работой с исторической информацией.

  • Содействовать формированию общепрофессиональных компетенций бакалавра через овладение им системой теоретических и практических знаний по всеобщей истории права.

  • Способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра в области педагогической деятельности через актуализацию умений реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях, применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Всеобщая история права» относится к дисциплинам по выбору студента (Б.3.В.ДВ.13.1)

Изучение «Всеобщей истории права» осуществляется во взаимосвязи с такими дисциплинами как «Теория государства и права», «Конституционное право зарубежных стран», «История государства и права России», «Конституционное право России», а также с изучаемой студентами Отечественной историей и философией.


  1. Требования к результатам освоения содержания
    дисциплины

Процесс изучения «Всеобщей истории права» направлен на формирование следующий компетенций:



а) общекультурных (ОК):

ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2 способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

ОК-3 способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

ОК-6 способен логически верно устную и письменную речь

ОК-7 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе

ОК-13 готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-16 способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики

б) профессиональных (ПК):

ПК-1 способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

ПК-9 способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности
Студент, изучивший данную дисциплину, должен

Знать:

- особенности основных государственно-правовых систем как прошлого так и современности;

- своеобразие развития западной и восточной цивилизаций;

- методологию изучения правового материала;

- содержание многообразных форм государства и права;

- основные понятия курса всеобщая история права;

- порядок рассмотрения ценностного содержания форм государства и права;

- общие и специфические особенности возникновения, развития и функционирования государства и права отдельных зарубежных стран;

- основные памятники права и историческую практику применения норм права;

- основные проблемы государственного и правового развития в зарубежных странах в современных условиях;

- место государственной и правовой системы России в мировом историческом процессе;
уметь:

- анализировать древние правовые источники и современные законодательные акты государств;

- анализировать эволюцию государственного механизма отдельных зарубежных стран на различных этапах развития;

- оценивать развитие правовых институтов на различных этапах истории зарубежных стран;

- обосновывать необходимость знаний по истории государства и права России для анализа современных государственных и правовых институтов;

- ориентироваться в перспективах развития государственных и правовых систем мирового сообщества на основе осмысления исторического опыта государственно-правового развития России;


владеть навыками:

- анализа государственно-правовых явлений с помощью источников права;

- ведения дискуссий по основным проблемам изучаемого курса.

- обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.

- иметь представление о смене основных форм права и государства и их влияния на современную политико-правовую картину мира;

В процессе изучения курса студенты должны овладеть умениями:

- определять и объяснять понятия;

- выделять главную мысль, идею в документе;

- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма и объективности;

- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

- анализировать исторические, правовые и современные явления, процессы, факты;

- обобщать и систематизировать полученную информацию;

- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности;

- определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

- вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответы, писать рецензии;

- определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
Приобрести опыт деятельности:

- учебно-образовательной;

- аналитической;

- научно-исследовательской;

- практической и организационной.


  1. Содержание и структура дисциплины

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы и формам текущего контроля отнесены лекции (Л), семинары (С), доклад на семинаре (Д), самостоятельные работы (СР), тестирование (Т), устный опрос (УО), коллоквиум (КЛ), реферат (Р), аннотирование и реферирование литературы (ОЛ), самостоятельное изучение вопросов (СВ).



    1. Содержание разделов дисциплины




№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Введение. Всеобщая история государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет истории государства и права зарубежных стран.

Предмет, значение истории государства и права как науки, место истории государства и права зарубежных стран в системе исторических дисциплин, проблемы периодизации. Методы истории государства и права зарубежных стран. Методология изучения дисциплины.


Собеседование, тестирование

2

Право в Древнем мире. Основные черты государства и права на Древнем Востоке. Основные черты государства и права античного мира.

Разложение родоплеменного строя. Влияние общественного разделения труда, социального неравенства на формирование политической (государственной) власти и становление права.

Географическая среда. Коллективная земельная собственность и причины ее возникновения. Общественная организация и ее влияние на форму государственной власти. Восточная деспотия (главные черты и особенности)



Древний Египет. Периодизация истории государства в Древнем Египте. Общественный и государственный строй и их эволюция Обожествление главы государства – фараона. Роль царского двора в управлении. Армия. Суд.

Древний Вавилон. Особенности возникновения и развития государства в Месопотамии. Правовое положение отдельных групп населения. Судебное устройство. Вооруженные силы.

Древняя Индия. Возникновение государства в Индии. Империя Маурьев. Особенности общественного строя и правового положения населения: община, варно-кастовая система. Государственный строй. Центральное и местное управление. Суд. Вооруженные силы.

Древний Китай. Становление и основные этапы развития государства в древнем Китае. Первые государственные образования династии Шань (Инь). Основные черты общественного и государственного строя.

Эволюция источников права в древних государствах Месопотамии. Законы царя Хаммурапи - важнейший свод законов древневавилонского права. Общая характеристика законов. Правовое регулирование имущественных отношений. Положение рабов. Долговые и арендные отношения. Брак, семья, наследование. Преступления и наказания. Судопроизводство.

Специфический характер источников права. Законы Ману - памятник древнеиндийского права. Связь религии и права, закрепление варно-кастового строя. Система изложения норм. Регулирование имущественных отношений. Преступления и наказания. Судебный процесс по законам Ману.

Древняя Греция. Становление государства в Афинах. Реформы Тезея. Законы Драконта. Архонты и ареопаг. Реформы Солона и Клисфена. Демократизация государственного строя в 5 в. до н.э.

Правовое положение населения в Афинах в 5-4 в. до н.э. Политическая организация демократия в Афинах (народное собрание, Совет пятисот, гелиэя, пританы, стратеги).

Организация военного дела. Суд.

Возникновение государства в Спарте. Реформы Ликурга. Военно-аристократический характер политической организации в Спарте. Герусия. Народное собрание.



Древний Рим. Возникновение государства в Риме. Реформа Сервия Туллия. Образование аристократической республики. Правовое положение населения и государственный строй в период республики. Граждане, латаны и перегрины. Народные собрания. Сенат. Магистратуры. Военное устройство. Режим личной власти. Установление монархии: принципат и доминат. Реформы Диоклетиана. Разделение империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Основные этапы развития римского права. Источник права. Законы 12 таблиц. Институции Гая.

Римское право древнейшего периода. Манципация. Деление вещей на манципируемые и неманципируемые. Сервитута. Деликты. Брак и семья по законам XII таблиц. Легисакционный процесс.

Брачно-семейное право. Наследственное право.

Изменение форм гражданского процесса. Формулярный и экстра ординальный процесс.

Уголовное право и процесс. Рецепция римского права. Общественно-историческое значение римского права.




Собеседование, «круглый стол», тестирование

3.

Основные черты феодального государства и права в Западной Европе. Источники раннефеодального права.


Основные черты феодального государства и права в Западной Европе. Роль христианства, католической церкви и канонического права. Города и городское право в период средневековья. Рецепция римского права. Образование англосаксонской и континентальной систем права.

Источники раннефеодального права. Варварские правды. Основные черты Салической правды. Регламентация общинных отношений. Брак. Семья. Наследование. Преступления наказания. Ордалии. Соприсяжничество. Суд рахинбургов.

Византийское право. Источники права. Свод Юстиниана и его действие, Эклога, Земледельческий закон, Военный закон, Морской закон, Номоканоны, постановления Вселенских церковных соборов и патриархов, Прохирон, Эпанагога, Базилики, Хрисовулы, Книга Эпарха, “Шестикнижие” Арменопула.

Правовой статус населения. Сенаторы. Динаты. Куриалы. Духовенство. Крестьяне. Горожане. Рабы.

Основные черты вещного права. Эмфитевзис. Прония. Обязательственное право.

Брак и семья. Влияние православного церковного права на семейное право. Наследственное право.

Уголовное право. Сословный характер. Система преступлений и наказаний.

Процессуальное право. Гражданский и уголовный процесс. Инквизиционный (розыскной) процесс. Либеллярныйпроцесс.Источники права. Эклога. Земледельческий закон. Прохирон. Кодификация Юстиниана.



Французское право. Источники права. Кутюмы и их записи. Кутюмы Бовези. Римское право во Франции. Городское и каноническое право. Королевские ордонансы. Систематизация права в XVII–XVIII вв. Большой уголовный ордонанс 1670 г. Торговый ордонанс.

Правовое положение населения. Феодалы: светские и духовные, крупные, средние и мелкие (рыцари). Феодально-зависимые крестьяне: сервы и вилланы. Сословные корпорации. Третье сословие.

Правовое регулирование имущественных отношений. Сезина. Семейное право: заключение брака, прекращение брака, “отлучение от стола и ложа” (раздельное проживание супругов), личные и имущественные отношения между супругами; отношения между родителями и детьми. Наследственное право. Майорат и минорат.

Уголовное право. Система преступлений и наказаний.

Процессуальное право. Гражданский и уголовный процессы. Инквизиционный (розыскной) тип уголовного процесса во Франции.

Италия. Источники права. Обычаи, прецеденты, законы. Изучение римского права. Болонская школа. Начало рецепции римского права. Римское право в государствах Италии. Влияние иностранного права. Правовой статус населения. Феодалы, духовенство, горожане. Цехи и гильдии. Крестьяне (зависимые и свободные). Правовое регулирование имущественных отношений. Влияние канонического права на семейное и наследственное право. Заключение и прекращение брака. Личные и имущественные отношения между супругами. Отношения родителей и детей. Наследственное право. Уголовное право. Процессуальное право. Торговая юрисдикция.

Средневековая Германия. Источники права. Имперское право. Земский мир. Партикуляризм немецкого средневекового права. Записи партикулярного права. Саксонское и Швабское зерцала. Ленное право. Городское право. Магдебургское право. Каноническое право. Рецепция римского права. Уголовно-судебное уложение Карла V (Каролина). Баварское уголовное уложение (1751). Уголовное уложение Марии-Терезии (1768). Уголовное уложение Иосифа II (1787). Прусское земское уложение (1794).

Правовой статус населения. Феодалы: светские и духовные, крупные, средние и мелкие (рыцари). Феодально-зависимые крестьяне. Клирики. Горожане.

Правовое регулирование имущественных отношений.

Семейное право. Условия заключения брака. Его нерасторжимость. Личные и имущественные отношения между супругами. Правовое положение детей. Родительская власть. Наследственное право.

Уголовное право. Система преступлений и наказаний по Каролине. Процессуальное право. Инквизиционный процесс и его стадии. Теория формальных доказательств. Процессы против ведьм.

Английское право. Источники права. Статуты. Ордонансы. Судебные прецеденты. Трактаты английских юристов. Системы общего права и права справедливости.

Правовое положение населения. Феодалы: светские и духовные, лорды, “малые лорды”, рыцари. Крестьяне, закрепощение крестьян и отмена крепостного права. Горожане. Старое и новое дворянство.

Правовое регулирование имущественных отношений. Вещные правоотношения. Институт доверительной собственности. Реальное и персональное имущество. Обязательственное право.

Семейное право. Наследственное право. Майорат.

Уголовное право. Система преступных деяний: тризн, фелония, мисдиминор. Система наказаний.

Процессуальное право. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Присяжные — свидетели в гражданских делах и обвинители в уголовных. Большое и малое жюри. Английское право. Своеобразие источников английского права. «Общее право» и судебный прецедент. Статутное право. Суды «справедливости». Доверительная собственность. Основные институты обязательственного, семейного, наследственного права.



Англосаксонская и континентальная системы права.Понятие и основные элементы правовой системы. Тенденции развития правовых систем. Континентальная система: общая характеристика. Романская и германская подсистемы. Англо-американская система: общая характеристика. Источники права в системах.


Собеседование, контрольная работа, тестирование




следующая страница >>



Вырастая, мы чаще всего становимся теми самыми мужчинами, от которых мать велела нам держаться подальше. Брендан Франсис
ещё >>