Рабочая программа учебной дисциплины региональная геология Специальность: 130101 «прикладная геология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерное мерзлотоведение»... 1 126.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины микропалеонтология Специальность... 1 144.87kb.
Рабочая программа дисциплины геология и геохимия нефти и газа направление... 1 249.46kb.
Рабочая программа дисциплины литология специальность ооп: Прикладная... 1 223.76kb.
Рабочая программа учебной дисциплины геофизические методы поисков... 1 249.31kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 25. 1 174.79kb.
Рабочая программа по учебной инженерно-геологической практики рассмотрена... 1 94.02kb.
Программа учебной дисциплины фтпу 1-21/01 1 254.05kb.
Дипломная работа Специальность 020304 Гидрогеология и инженерная... 8 1441.75kb.
Рабочей программы дисциплины «Литология» Специальности 130 101 «Прикладная... 1 13.26kb.
Программа дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700. 5 676.37kb.
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания... 1 108.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины региональная геология Специальность: 130101 - страница №1/1



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

_____________________________

Руководитель направления подготовки специалистов 130101,

зав. кафедрой МКП Ю.Б. Марин


Утверждаю

___________________________

Зав. ИДГ, профессор

Шишлов С.Б.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Региональная геология

Специальность: 130101 «ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ»
Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка полезных ископаемых; Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания; Геология нефти и газа; Прикладная геохимия, петрология, минералогия
Квалификация (степень) выпускника: специалист

Составитель: профессор каф. ИДГ Михайлова Е.Д.

Санкт-Петербург 2012





  1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса - дать студентам представление о геологическом строении основных регионов России, сложенных разновозрастными блоками Земной коры, прошедших разную по длительности и тектоническим преобразованиям историю становления, определившую особенности строения осадочных бассейнов, магматических и метаморфических циклов и тектонических структур. Научится выявлять на их территории основные этапы проявления седиментационных, магматических, метаморфических и коллизионных процессов. Освоить анализ обзорных геологических и тектонических карт изучаемых регионов с целью их промышленной оценки их горно-геологических особенностей.

Задачами изучения дисциплины являются:


  • получение студентами знаний о местонахождении и этапах формирования платформенных и складчатых областей на территории России, а также положение крупнейших и надпорядковых структур данных областей

  • обучение навыкам анализа обзорных и мелкомасштабных геологических и тектонических карт

  • приобретение студентами общих представлений об этапах изменения геодинамических процессов при формировании структур и структурных этажей крупнейших регионов на территории России.


2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Региональная геология» входит в состав базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки специалистов по направлению 130300 «Прикладная геология» и изучается студентами данных специализаций в течение 4 семестра после прохождения курсов «Общая геология», «Физика Земли», «Основы палеонтологии, стратиграфии и историческая геология», «Структурная геология», «Основы гидрогеологии» и одновременно с курсом «Минералогия».

Для освоения данной дисциплины студент должен обладать устойчивыми знаниями по физике, химии, геометрии и физической географии в объёме школьной программы. Изучению предмета должно предшествовать освоение студентами курсов общей геологии, физики Земли, структурной геологии и палеонтологии и исторической геологии.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-1, ОК-4, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-10, ПК-12, ПК-21, ПК-25, ПСК-1.2, ПСК-2.1, ПСК-1.3

В результате прохождения курса «Региональная геология» студент должен:

  • знать главнейшие черты стратиграфии, тектоники и магматизма основных геологических районов России, определяющие физико-химические свойства горных пород и строение главнейших осадочных бассейнов страны;

  • уметь читать геологическую карту, извлекать из нее информацию о составе, последовательности образования горных пород и главнейших этапах геологической истории данного района, а также его принадлежности к тому или иному геологическому региону России.

  • владеть: методами графического изображения геологической информации.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4










Аудиторные занятия (всего)

68

68










В том числе:
















Лекции

51

51










Практические занятия (ПЗ)

-

-










Семинары (С)

-

-










Лабораторные работы (ЛР)

17

17










Самостоятельная работа (всего)

65

65










В том числе:
















Курсовой проект (работа)

-

-










Расчетно-графические работы

15

15










Реферат

30

30










Другие виды самостоятельной работы:
















Работа с литературой

20

20










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




экзамен










Общая трудоемкость час

зач. ед.


133

133










4

4











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Введение в курс, принципы геологического (тектонического) районирования.

Место дисциплины «Региональная геология» в учебном плане и ее роль в становлении геологического мировоззрения. Порядок изложения основных разделов и тем на лекциях. Темы лабораторных занятий. Требования к оценке знаний. Краткая история возникновения предмета «Региональная геология».

Докарелиды, карелиды, байкалиды, каледониды, герциниды, киммериды, ларамиды и области кайнозойских складчатых структур на территории России. Древние и молодые платформы.



2

Основные структурные элементы и группы формаций платформенных, складчатых и пограничных областей.

Фундамент, промежуточный структурный этаж и чехол древних и молодых платформ, щиты, плиты, антеклизы, синеклизы, моноклизы. Характерные водные и континентальные формации платформенных областей. Структурные этажи складчатых областей, догеосинклинальный, геосинклинальный и орогенный комплексы, антиклинории и синклинории, тектонические покровы, срединные массивы, передовые и краевые прогибы. Пограничные структуры платформ и складчатых областей. Характерные формации коллизионных областей.

3

Восточно-Европейская и. Тимано-Печорская платформы.

Строение фундамента, промежуточного структурного этажа и платформенного чехла. Основные магматические циклы. Полезные ископаемые.

4

Сибирская платформа.

Строение фундамента, промежуточного структурного этажа и платформенного чехла. Основные магматические циклы. Полезные ископаемые.

5

Алтае-Саянская, Таймыро-Североземельская и Монголо-Охотская складчатые области.

Главнейшие структурные элементы. Стратиграфия, тектоника, магматизм. Полезные ископаемые.

6

Урало-Новоземельский складчатый пояс.

Мегазоны Урала. Структурно-формационные комплексы. Стратиграфия, тектоника, магматизм. Полезные ископаемые.

7

Западно-Сибирская и Скифская платформы.

Строение фундамента, промежуточного структурного этажа и платформенного чехла. Нефтеносные комплексы. Полезные ископаемые.

8

Верхояно-Чукотская складчатая область и Окраинный Тихоокеанский вулканогенный пояс

. Главнейшие структурные элементы. Основные черты стратиграфии, тектоники, интрузивного магматизма. Полезные ископаемые.

9

Сихотэ-Алинская и Сахалинская складчатые системы.

Главнейшие структурные элементы. Основные черты стратиграфии, тектоники, интрузивного магматизма. Полезные ископаемые.

10

Олюторо-Камчатская и Анадыро-Карякская складчатые системы, Курильская островная дуга и Курило-Камчатский глубоководный желоб.


Главнейшие структурные элементы. Основные черты стратиграфии, тектоники, интрузивного магматизма. Полезные ископаемые.

11

Предкавказский краевой прогиб, северный склон Главного Кавказского хребта.

Основные черты стратиграфии, тектоники, интрузивного магматизма. Полезные ископаемые.

12

Заключение по курсу.

Основные итоги изучения курса «Региональная геология». Использование полученных знаний при изучении других дисциплин и в последующей профессиональной деятельности.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Региональная инженерная геология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Региональная гидрогеология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Основы учения о полезных ископаемых

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Геология нефтеносных бассейнов России и зарубежных стран

+

+

+




+

+




+




+

6

Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых




+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Прикладная геохимия




+

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Геологические и рудные формации




+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Геоморфология и четвертичная геология




+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Компьютерная геологическая картография и картографирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Неотектоника

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Геотектоники и геодинамика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин

СРС

Все-го

час.


1

Введение в курс, принципы геологического (тектонического) районирования.

3




2




2

7

2

Основные структурные элементы и группы формаций платформенных, складчатых и пограничных областей

5










2

7

3

Восточно-Европейская и Тимано-Печорская платформы.

6




4




4

14

4

Сибирская платформа.


4




2




3

9

5

Алтае-Саянская, Таймыро-Североземельская и Монголо-Охотская складчатые области.

6




2




4

12

6

Урало-Новоземельский складчатый пояс.


6




1




6

13

7

Западно-Сибирская и Скифская платформы.


6




2




4

12

8

Верхояно-Чукотская складчатая область и Окраинный Тихоокеанский вулканогенный пояс


4




2




4

10

9

Сихотэ-Алинская и Сахалинская складчатые системы.

4




1




2

7

10

Олюторо-Камчатская и Анадыро-Карякская складчатые системы, Курильская островная дуга и Курило-Камчатский глубоководный желоб.

4




1




2

7

11

Предкавказский краевой прогиб северный склон Главного Кавказского хребта.

2










2

4

12

Заключение по курсу.

1













1


6. Лабораторный практикум:

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)


1

1

Описание геологического строения участка региона России по мелкомасштабной геологической карте

2

2

3

Структуры и характеристика чехла Восточно-Европейской и Тимано-Печорской платформ.

4

3

4

Структуры Сибирской платформы

2

4

5, 6

Тектоническое строение Алтае-Саянской, Таймыро-Североземельской и Монголо-Охотской складчатых областей и Урало-Новоземельского складчатого пояса.


3

5

7

Структуры чехла Западно-Сибирской и Скифской платформ

2

6

8

Тектоническое строение Верхояно-Чукотской складчатой области и Окраинного Тихоокеанского вулканогенного пояса

2

7

9

Тектоническое строение Сихотэ-Алинской и Сахалинской складчатых систем.


1

8

10

Тектоническое строение Олюторо-Камчатской и Анадыро-Карякской складчатых систем.

1

7. Практические занятия (семинары): не предусмотрены.

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Литература

а) основная



  1. Милановский Е.Е. Геология России и сопредельных стран. М. Изд. МГУ, 1996.

  2. Михайлова Е. Д., Кагарманов А.Х., Чочиа Н.Г. Региональная геология. Краткий очерк геологического строения континентальной части России. Учебное пособие. СПб, РИЦ СПГГИ, 2006.

  3. Михайлова Е. Д. Региональная геология. Тектоническое районирование, молодые и древние платформы. Складчатые пояса и области. Методические указания к лабораторным занятиям. СПб, РИЦ СПГГИ, 2004.

б) дополнительная

  1. Богоявленская О.В., Пучков В.Н. и др. Геология СССР. М.: Недра, 1991

  2. Геология и полезные ископаемые России. Изданные тома. СПб, ВСЕГЕИ, 2000-2011

3. Короновский Н.В. Краткий курс региональной геологии СССР.М., изд.МГУ,1976.

  1. Наливкин Д.В. Очерки по геологии СССР.Л., изд.Недра.1980.

  2. Смирнова М.Н. Основы геологии СССР. М., изд. Высшая школа.1984.

  3. Цейслер В. М., Караулов В.М. и др. Основы региональной геологии СССР. М. Недра. 1984.

  4. Чочиа Н.Г. Элементы геологии СССР и связь их с нефтегазоносностью. Конспект лекций. Изд. ЛГИ.1977.

  5. Чочиа Н.Г. Молодые плиты СССР и связь их с нефтегазоносностью. Изд. ЛГИ.1982.

  6. Темы для рефератов, списки литературы по теме и требования к оформлению.

в) программное обеспечение: не требуется

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.



10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины предусматривает обязательное использование различных картографических материалов. Список основных карт приводится ниже:



  1. Геологическая карта России и сопредельных территорий. Масштаб 1:5 000 000, 2000.

  2. Геологическая карта СССР. Масштаб 1:7 500 000, 1966.

  3. Геологическая карта СССР. Масштаб 1:10 000 000, 1976.

  4. Карта полезных ископаемых России и сопредельных территорий. Масштаб 1:5 000 000, 1992.

  5. Тектоническая карта Евразии. Масштаб 1:5 000 000,. 1966.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

в качестве оценки для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используются проверка в конце каждого месяца составленного студентами участка для тектонической схемы России; в середине семестра производится защита реферата.



_____________________________________________________________________________

Разработчики:

кафедра ИДГ СПГГУ профессор Михайлова Е.Д.


Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________



(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)






Тому, кто совершит преступление дважды, оно уже кажется дозволенным. Талмуд
ещё >>