Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление качеством» Профиль подготовки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 521.8kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 725.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 4 609.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 323.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 2 470.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 559.87kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 346.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 500.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 759.46kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 080100. 3 517.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 284.25kb.
Объектно-ориентированные субд 1 322.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, БАЗЫ ДАННЫХ


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 221400.62- «Управление качеством»

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная

Оренбург


2011
УДК

ББК


И

Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от _04.09.2011 г., протокол № 1


Принята Учебно-методическим советом от 28.06.2012г., протокол № 10.

Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 143-т

Составитель : А.А. Гурьянов



И

Информационное обеспечение, базы данных: рабочая программа учебной дисциплины / сост. А.А. Гурьянов – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 21 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Информационное обеспечение, базы данных» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам заочной форм обучения направление подготовки 221400.62- «Управление качеством». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направление подготовки 221400.62- «Управление качеством» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины». Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Информационное обеспечение, базы данных» адресована студентам заочной формы, обучающимся в институте по направление подготовки 221400.62- «Управление качеством».

УДК

ББК



© Гурьянов А.А., составление, 2011

© Оформление. ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2011

Содержание



1 Цели освоения дисциплины…………………..…………………...........

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины …...............…………………………………………………….

5

4 Структура и содержание дисциплины…..............……………………….

7

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов .....................

7

4.2 Наименование тем, их содержание..............................................

7

4.3 Тематический план изучения дисциплины.................................

9

4.3.1 Очная форма обучения..................................................

9

4.3.2 Заочная форма обучения..................................................

10

5 Образовательные технологии...……………………………………........

12

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….......................

13

6.1 Система и формы контроля.........................................................

13

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов.............................

13

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.............................................................................................

14

6.3.1 Примерная тематика заданий для компьютерного практикума..........................................................................

14

6.3.2Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения ………………………

15

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену…………………………………………………….

16

6.3.4Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала ...............................................................

17

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...

19

7.1 Основная литература……………………………………....…….

19

7.2 Дополнительная литература……………………………....……

19

7.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы........................

20

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины.................……...

20

1 Цели освоения дисциплины
Цель: приобретение студентами знаний об основных принципах проектирования, создания, организации и управления базами данных, а также особенностях функционирования централизованных, распределенных и экспертных системами, применяемых в бизнесе.

Задачи:

  • освещение теоретических и организационно-методических вопросов построения и функционирования систем, основанных на концепции баз данных, в том числе различных методологий моделирования и проектирования баз данных;

  • знакомство с возможностями средств автоматизации проектирования баз данных;

  • знакомство с возможностями современных высокоуровневых языков и средств создания приложений;

  • приобретение практических навыков в проектировании, ведении и использовании баз данных в среде выбранных целевых систем управления базами данных (СУБД);

  • знакомство с основами обеспечения безопасности и целостности баз данных, а также с направлениями и перспективами развития баз данных.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла – Б3.

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина “Информационные системы, базы данных” являются:



  • информатика;

  • информатика и программирование.

Вместе с тем курс “ Базы данных ” является основополагающим для изучения следующих дисциплин:

  • Информационные технологии в управлении качеством и защита
    информации;

  • Управление процессами.


3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12);

  • способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

  • способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5);

  • способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);

  • способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы (ПК-9);

  • способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС (ПК-13);

  • способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);

  • способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

  • использовать основные программные средства и информационные технологии, применяемые в сфере профессиональной деятельности (ПК-18);

  • способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19).


В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:

  • основные принципы организации баз данных информационных систем, этапы и способы построения баз данных;

  • основные методы анализа информационных потоков;

  • основные классы моделей и принципы построения моделей данных.

уметь:

  • выполнять концептуальное проектирование реляционных баз данных

  • выполнять физическое проектирование БД в среде СУБД MS Access

владеть:

  • методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Базы данных» составляет 5 зачетных единиц или 180 часов.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

5




очн.

очн.

Лекции (Л)

36

36

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа, в т.ч.

126

126

Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям (ЛЗ)

18

18

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

108

108

Форма рубежного контроля

экзамен

экзамен

Итого часов:

180

180

Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)




Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

2




Заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

2

2

Практические занятия

2

2

Самостоятельная работа, в т.ч.

176

176

Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям (ЛЗ)

36

36

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

140

140

Форма рубежного контроля

зачёт

зачёт

Итого часов:

180

180



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1Концепция информационных систем

Информация и данные предметных областей. Структура банка данных. База данных. Система управления базами данных. Словарь данных. Администратор базы данных и его функции.


Тема 2 Информационное моделирование предметных областей для баз данных

Отображение явлений реального мира данными. Инфологическое моделирование ПО. Трехуровневое представление информационных объектов. Структурные элементы для моделирования данных. Ключи БД. Интеграция полей БД в отношения. Обобщенная структура модели данных в БД. ER-модель БД. Формирование связей сущностей. Формы представления структур данных. Виды моделей данных для БД.


Тема 3 Системы управления базами данных

Функции и состав универсальной СУБД. Лингвистическое обеспечение СУБД. Независимость прикладных программ от данных. Операции над данными. Способы обработки данных. Целостность и ограничения целостности данных. Защита данных в БД.


Тема 4 Реляционные БД

Свойства реляционных таблиц. Назначение первичных и вторичных ключей реляционных таблиц. Функциональные и многозначные зависимости. Уровни автоматизации манипулирования данными в реляционных БД.


Тема 5 Реляционная алгебра

Операции над отношениями. Операторы объединения, умножения, отношения, деления. Оптимизация алгоритмов реализации запросов.


Тема 6 Нормализация реляционных БД

Задачи нормализации БД. Первая нормальная форма. Декомпозиция реляционных таблиц. Вторая нормальная форма. Третья нормальная форма. Экстранормализационные формы. Методические аспекты реализации нормализации.


Тема 7 Проектирование внутреннего уровня базы данных

Этапы проектирования. Проектирование структур таблиц. Проектирование индексов. Особенности проектирования.



Тема 8 Целостность БД

Понятие целостности. Классификация ограничений целостности. Причины, вызывающие нарушение ограничений целостности. Способы задания ограничений целостности в современных СУБД: процедурный и декларативный способы задания ограничений целостности.


Тема 9Язык SQL

Общая характеристика SQL. Стандарты SQL. Реализации SQL в современных СУБД. SQL-серверы. SQL-DDL. Создание баз данных, таблиц, индексов. Реализация ограничений целостности средствами языка. Ввод и корректировка данных средствами SQL. Команда SELECT. Определение состава полей, выводимых в ответ. Вычисляемые поля. Возможности задания условий отбора. Многотабличные запросы. Вложенные запросы. Возможности группировки данных. Использование агрегатных функций. Создание и использование представлений.




Тема 10Распределенные базы данных

Понятие распределенныхБнД. Классификация БнД. Централизованные и распределенные системы. Работа с базами данных в режимах "файл-сервер" и "клиент-сервер". Двух- и трехуровневые системы клиент-сервер. Особенности работы с базами данных в многопо-льзовательском режиме. Обеспечение целостности БД в распределенных БнД.



Тема 11Безопасность баз данных

Понятие безопасности данных. Типы угроз. Некомпьютерные средства защиты. Компьютерные средства защиты данных: авторизация пользователей, шифрование данных. Способы обеспечения безопасности данных в современных СУБД.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Наименование тем

Аудиторная работа, час



Самостоятельная

работа


Общий объём часов

Л

Практ.

Всего

Часы

Виды

1

2

3


4

5

6

7

Тема 1 Концепция информационных систем

2

-

2

12

ПЗ,

СИ


14

Тема 2 Информационное моделирование предметных областей для баз данных

4

2

6

12

ПЗ,

СИ


18

Тема 3 Системы управления базами данных

4

2

6

12

ПЗ,

СИ


18

Тема 4 Реляционные БД

4

4

8

12

ПЗ,

СИ


20

Тема 5 Реляционная алгебра

4

2

6

12

ПЗ,

СИ


20

Тема 6 Нормализация реляционных БД

4

2

6

11

ПЗ,

СИ


17

Тема 7 Проектирование внутреннего уровня базы данных

4

2

6

11

ПЗ,

СИ


17

Тема 8 Целостность БД

2

-

2

11

ПЗ,

СИ


13

Тема 9 Язык SQL

4

4

8

11

ПЗ,

СИ


19

Тема 10 Распределенные базы данных

2

-

2

11

ПЗ,

СИ


13

Тема 11 Безопасность баз данных

2

-

2

11

ПЗ,

СИ


13

Итого часов:

36

18

54

126

-

180



4.3.2 Заочная форма обучения


Наименование тем

Аудиторная работа, час



Самостоятельная

работа


Общий объём часов

Л

Практ.

Всего

Часы

Виды

1

2

3


4

5

6

7

Тема 1 Концепция информационных систем

1

-

1

16

ПЗ,

СИ


17

Тема 2 Информационное моделирование предметных областей для баз данных

-

-

-

16

ПЗ,

СИ


16

Тема 3 Системы управления базами данных

1

-

1

16

ПЗ,

СИ


17

Тема 4 Реляционные БД

-

-

-

16

ПЗ,

СИ


16

Тема 5 Реляционная алгебра

-

-

-

16

ПЗ,

СИ


16

Тема 6 Нормализация реляционных БД

-

1

1

16

ПЗ,

СИ


17

Тема 7 Проектирование внутреннего уровня базы данных

-

1

1

16

ПЗ,

СИ


17

Тема 8 Целостность БД

-

-

-

16

ПЗ,

СИ


16

Тема 9 Язык SQL

-

-

-

16

ПЗ,

СИ


16

Тема 10 Распределенные базы данных

-

-

-

16

ПЗ,

СИ


16

Тема 11 Безопасность баз данных

-

-

-

16

ПЗ,

СИ


16

Итого часов:

2

2

4

176

-

180



5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Информационное обеспечение, базы данных» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

Тема 1 Концепция информационных систем

Исследовательский метод

Дискуссия



IT-методы

Тема 2 Информационное моделирование предметных областей для баз данных

Практикум.

Исследовательский метод

Решение ситуационных задач.


Тема 3 Системы управления базами данных

Практикум.

Исследовательский метод

Командная работа


Тема 4 Реляционные БД

Решение ситуационных задач

Практикум

Дискуссия


Тема 5 Реляционная алгебра

Работа в команде.

Практикум

Разбор кейсов


Тема 6 Нормализация реляционных БД

Индивидуальное обучение

Практикум



IT-методы

Тема 7 Проектирование внутреннего уровня базы данных

Практикум.

Исследовательский метод

Индивидуальное обучение


Тема 8 Целостность БД

IT-методы

Индивидуальное обучение

Практикум


Тема 9 Язык SQL

Исследовательский метод

Дискуссия



IT-методы

Тема 10 Распределенные базы данных

Практикум.

Исследовательский метод

Индивидуальное обучение


Тема 11 Безопасность баз данных

Практикум.

Исследовательский метод

Решение ситуационных задач.


6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.

  2. Тематический контроль определяет степень усвоения обучающимися каждого раздела (темы в целом), их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

  3. Межсессионная аттестация – рейтинговый контроль знаний студентов, проводимый в середине семестра.

  4. Рубежной формой контроля является экзамен (очное отделение), зачет (заочное отделение)



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.16.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)








Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях

max 30 баллов

П4

Оценивание самостоятельной работы

max 30 баллов

Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)




Оценка

Баллы

5

30

4

20

3

10

2

0

Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине




Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета

Оценка

85-100

5 (зачтено)

65-84

4 (зачтено)

50-64

3 (зачтено)

0-49

2 (не зачтено)



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • работа с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;

  • изучении теоретического материала к лабораторным занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам очной формы обучения;

  • выполнение расчетно-графических работ;

  • выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  1. подготовка и сдача экзамена (очное отделение)и зачета (заочное отделение)

6.3.1 Примерная тематика заданий для компьютерного практикума


Сравнительная характеристика СУБД

Основы работы в среде СУБД ACCESS. Возможности системы.

Создание БД в среде СУБД ACCESS в режиме мастера и конструктора.

Создание форм для ввода и редактирования данных. Связанные и подчиненные формы.

Создание отчетов.

Создание кнопочных форм.

Реализация запросов в среде СУБД ACCESS. Параметрические запросы. Использование обобщающих функций в запросах.

Ввод и выполнение SQL-команд.



6.3.2Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Разработка системы БД склада.

Разработка системы БД для контроля выполнения нагрузки преподавателей ВУЗа.

Разработка системы БД для контроля сессионной успеваемости студентов ВУЗа.

Разработка системы БД для учета контингента студентов ВУЗа

Разработка системы БД для организации дипломного проектирования в ВУЗе.

Разработка системы БД для профкома ВУЗа.

Разработка системы БД для начисления стипендии в ВУЗе.

Разработка системы БД для библиотеки ВУЗа

Разработка системы БД для управления работой компьютерных аудиторий учебного заведения.

Разработка системы БД для начисления заработной платы преподавателей

Разработка системы БД спортивной школы.

Разработка системы БД центра детского творчества

Разработка системы БД коммерческого учебного центра

Разработка системы БД для расчета заработной платы

Разработка системы БД для домашней библиотеки.

Разработка системы БД для районной библиотеки.

Разработка системы БД для домашней видеотеки.

Разработка системы БД для пункта проката видеофильмов

Разработка системы БД кинотеатра

Разработка системы БД драматического театра

Разработка системы БД тренера спортивной команды.

Разработка системы БД агентства по аренде квартир

Разработка системы БД риэлтерского агентства

Разработка системы БД для учета услуг, оказываемых юридической консультационной фирмой

Разработка системы БД для автосервисной фирмы

Разработка системы БД для автозаправочной станции

Разработка системы БД центра по продаже автомобилей

Разработка системы БД таксомоторного парка

Разработка системы БД по подсистеме «Кадры» Разработка системы БД службы знакомств

Проектирование базы данных туристического агентства.

Проектирование базы данных туристического оператора.

Проектирование базы данных туристического клуба



Разработка системы БД районной поликлиники.

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачёту

    1. Информационная система. Этапы развития. Процессы в ИС.

    2. Системный анализ. Идеи и принципы.

    3. Автоматизированные информационные системы.

    4. Экономические информационные системы.

    5. Место базы данных в автоматизированной информационной системе.

    6. Базы данных. Назначение. Основные понятия.

    7. Информационные модели.

    8. Типы логических моделей (иерархическая, сетевая, реляционная).

    9. Взаимосвязи в моделях.

    10. Нормализация отношений.

    11. Жизненный цикл БД.

    12. Этапы проектирования БД.

    13. Методология проектирования БД. Методы восходящего и нисходящего проектирования.

    14. Архитектура баз данных.

    15. Модели транзакции. Свойства. Способы завершения.

    16. CASE – технологии. CASE – средства.

    17. Технология хранилищ данных. Основные понятия.

    18. Подготовка среды хранения. Методология проектирования хранилищ данных.


  1. Общее понятия объектно-ориентрованного подхода.
    1. СУБД. Классификация СУБД.

    2. Функциональность СУБД.

    3. Языки баз данных и их развитие.

    4. Защита данных в БД.

    5. СУБД Access. Назначение. Основные возможности.

    6. Создание таблиц в Access.

    7. Запросы в Access. Виды запросов.

    8. Создание запросов в Access.

    9. Создание отчётов в Access.

    10. Создание форм в Access.

    11. Язык SQL. Назначение, основные возможности. Преимущества языка.

    12. Создание, изменение и удалениебазы данных, таблиц в MSSQL Server.

    13. ИндексывMS SQL Server.

    14. Оператор SELECT. Параметры оператора.

    15. Запросы действия: INSERT, DELETE, UPDATE.

    16. Хранимые процедуры вMSSQLServer.

    17. ТриггерывMS SQL Server.




6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала
1. Вставьте пропущенные слова в предложение: «Концептуальная инфологическая модель предметной области может быть отображена в виде …»

а) функциональной диаграммы;

б) произвольной диаграммы;

в) диаграммы «сущность-связь»;

г) диаграммы отношений.
2. Какие зависимости между атрибутами отношения должны быть выявлены при приведении схемы этого отношения ко 2НФ

а) многозначные;

б) функциональные;

в) транзакционные;

г) транзитивные.
3. Какая нормальная форма требует атомарности атрибутов и отсутствия повторяющихся групп в схеме реляционного отношения

а) НФБК;


б) 3НФ;

в) 1НФ;


г) 2НФ.
4. Какой уровень архитектуры базы данных обеспечивает логическую и физическую независимость данных в БД

а) внешний;

б) логический;

в) физический;

г) концептуальный.
5. Укажите вариант верного утверждения: «На этапе информационного проектирования БД для термина "свойство" синонимом является термин

а) «атрибут»;

б) «запись»;

в) «экземпляр сущности»;

г) «сущность».
6. Укажите вариант верного утверждения: «Поименованная совокупность логически взаимосвязанных полей»

а) «атрибут»;

б) «запись»;

в) «экземпляр сущности»;

г) «сущность».
7. Укажите вариант пропущенного слова в предложении: «Каждый класс объектов, выделенный в предметной области, должен иметь хотя бы один .... ключ»

а) уникальный;

б) внешний;

в) составной;

г) связанный.
8. Какому типу связи соответствует данное определение: «В каждый момент времени каждому объекту класса объектов КО1 может соответствовать один или ноль объектов класса объектов КО2, а каждому объекту класса объектов КО2, в свою очередь, может соответствовать ноль, один или несколько объектов класса объектов КО1".

а) «многие ко многим»; б) «один ко многим»;

в) «один к одному»; г) «многие к одному».
9. Последовательность операций, производимых над базой данных и переводящих базу данных из одного непротиворечивого состояния в другое непротиворечивое состояние называется:

а) восходящее проектирование;

б) транзакция;

в) нормализация;

г) проектирование.
10. Укажите вариант верного утверждения: «Метод «восходящего» проектирования рекомендуется использовать для:

а) БД корпоративных АИС;

б) БД, проектируемых с использованием CASE—средств».

в) небольших, локальных БД;

г) больших, глобальных БД.
11. Какая модель описывает понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, налагаемые предметной областью:

а) модель предметной области;

б) физическая модель данных;

в) логическая модель данных;

г) концептуальная модель.
12. Что не является входной информацией для процесса оценки CASE-средства:

а) рекомендуемое решение;

б) пользовательские потребности;

в) доступные CASE-средства.

г) решение по созданию АИС.
7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1 Основная литература


  1. Кузнецов С. Д. Базы данных. Модели и языки : учеб.для вузов / С. Д. Кузнецов. - М. : Бином, 2008. - 720 с.

  2. Кузнецов С. Д. Основы баз данных : курс лекций: учеб.пособие / С. Д. Кузнецов. - М. : Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2005. - 488 с. : ил.

  3. Полякова, Л. Н. Основы SQL : курс лекций / Л. Н. Полякова . - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2004. - 368 с.



7.2 Дополнительная литература
1. Марков А. С. Базы данных: введение в теорию и методологию / А. С. Марков, К. Ю. Лисовский . - М. : Финансы и статистика, 2006. - 512 с.

2. Волкова Т. В. Проектирование и создание БД: учеб.пособие для вузов / Т. В. Волкова. - Оренбург : ОГУ, 2006. - 140 с.

3. Хомоненко А. Д. Базы данных: учебник для вузов / А. Д. Хомоненко, В. М. Цыганков, М. Г. Мальцев ; под ред. А. Д. Хомоненко .- 5-е изд., доп. - М. : Бином ; CПб. : Корона Принт, 2006. - 736 с.

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. MicrosoftWindows 7; MicrosoftOffice2007-2010;

  2. http://citforum.ru/database/osbd/contents.shtml

  3. http://www.mstu.edu.ru/study/materials/zelenkov/toc.html

  4. http://www.intuit.ru/department/database/databases/

  5. http://elib.fksu.ru/index.php/book/show/185.html



8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении практической части дисциплины используется следующее программное обеспечение:

  • операционная система MSWindowsXP, MSWindowsVista;

  • пакет программ MSOffice;

  • программа просмотра Web-страниц;

Для освоения практической части дисциплины используется лаборатория, оснащенная персональными компьютерами, соединенными локальной вычислительной сетью. В качестве персональных компьютеров используются рабочие станции следующей конфигурации: PentiumIII, ОЗУ 64 Мб, HDD 20 Гб, – или выше.
Учебно - программное издание

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, БАЗЫ ДАННЫХ


Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Гурьянов Андрей Алексеевич

Книга выходит в авторской редакции


Подп.в печать 00.00.00. Формат 60х84 1/8

Бум. Офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объем 00 усл. печ. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00


Отпечатано в типографии ГОУВОПО «ОГИМ»

460038, г.Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел/факс: (3532) 36-19-62 36-48-18




Смысл молитвы — в готовности получить отказ. Джордж Сантаяна
ещё >>