Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 «Бизнес информатика» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 284.25kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 330.53kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 080500... 1 332.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 375.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 3 530.21kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 5 648.33kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 2 466.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 300.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 384.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 3 488.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 360.9kb.
«Метод это путь познания, это способ, посредством которого познается... 1 49.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 «Бизнес информатика» - страница №1/1

министерство образования и науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ПСИХОЛОГИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 080500.62 – «Бизнес - информатика»

Профиль подготовки Архитектура предприятия

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки

Оренбург


2012
УДК

ББК


П

Принята Учебно-методическим советом от 28.06.2012г., протокол № 10.


Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 143-т

Составитель: Ю.П. Милина




П

Психология : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Ю.П.Милина. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 40 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080500.62 – «Бизнес - информатика». Программа составлена в соответствии с с ФГОС ВПО направления подготовки 080500.62 – «Бизнес информатика»и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования» принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес - информатика».

УДК

ББК

© Милина Ю.П., составление, 2012

© ГОУВПО «ОГИМ», 2012


Содержание

1 Цели освоения дисциплины 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО 4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 5

4 Структура и содержание дисциплины 6

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов 7

4.2 Наименование тем, их содержание 8

4.3 Тематический план изучения дисциплины 10

4.3.1 Заочная форма обучения 10

5 Образовательные технологии 12

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 13

6.1 Система и формы контроля 14

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов 14

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 14

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения 15

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения 17

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу 22

6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала 24

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 37

7.1 Основная литература 37

7.2 Дополнительная литература 37

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 38

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины 38


1 цели освоения дисциплины
Цель: овладение теоретическими знаниями в области психологии и формирование умений и навыков применять их в профессиональной деятельности менеджера.

Задачи: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:


  • изучения и усвоения студентами структуры и содержания теоретического материала по психологии;

  • овладения знаниями об индивидуально-личностных и социально-психологических особенностях индивида с учетом профессиональной принадлежности;

  • изучения закономерностей поведения индивида в процессе взаимодействия с учетом его специфических особенностей, взаимодействия в малых и больших группах;

  • овладения студентами психологическими знаниями, необходимыми для формирования поведенческих моделей оптимального взаимодействия с другими участниками делового сообщества.


2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла (Б.1 Б.6), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес - информатика».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения «Психологии»: история, правоведение.



Дисциплины для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • философия;

  • социология.


3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК - 9);

  • способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК - 10);

  • способен к организационному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК - 17).

В результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен:

Знать:

  • психологической и педагогической науки;

  • возникновение и развитие психики;

  • сущность сознания, его взаимоотношение с бессознательным, роль сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей;

  • основные направления и теории изучения личности в психологии и педагогике;

  • теоретические положения и закономерности функционирования психических процессов, свойств и состояний человека;

  • основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении личности;

  • основы педагогической деятельности;

  • формы, средства и методы педагогической деятельности;

Уметь:

  • творчески использовать теоретические знания по курсу в процессе последующего обучения;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику личности, интерпретировать собственное психологическое состояние;

  • применять знания для научного подхода в своей профессиональной деятельности;

  • самостоятельно работать с научной литературой;

  • осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность;

  • выявлять проблемы психолого-педагогического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • аналитически воспринимать информацию, систематизировать и обобщать ее;

  • использовать методы психологического исследования в сфере профессиональной деятельности;

  • оценивать свое поведение и поведение окружающих в сфере профессиональной деятельности;

Владеть навыками:

  • специальной психологической терминологией;

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • навыками взаимодействия с другими людьми, общения в коллективе;


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Психология» составляет 2 зачетные единицы или 72 часа.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

2

очн.

очн.

Лекции (Л)

18

18

Семинарские занятия (Сем.)

18

18

Самостоятельная работа, в т.ч.

34

34

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

10

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

10

10

Конспектирование первоисточников (КПИ)

14

14

Форма рубежного контроля

Зачет с оценкой

Зачет с оценкой

Итого часов:

72 *

  1. *

*В том числе 2 часа КСР

Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)




Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

2

Лекции (Л)

4

-

4

Семинарские занятия (Сем.)

4

-

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

8

53

61

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

4

4

4

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

35

3

Конспектирование первоисточников (КПИ)

4

-

4

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет с оценкой (4)

Зачет с оценкой (4)

Итого часов:

16

53

72*

*В том числе 3 часа КСР

4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Психология как наука. Предмет и задачи психологии

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Основные этапы развития психологии. Структура психологических явлений. Человек как предмет познания. Основные категории психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии (работы С.Л. Рубинштейна, Ф. Гальтона, В. Штерна, У. Макдугалла и Э. Росса).

Значение психологических знаний в управлении. Психологические аспекты управления. Задачи психологии на современном этапе.
Тема 2 Методы исследования в психологии

Основные требования к научному исследованию. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, самонаблюдение, включенное наблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Объективные методы психологического исследования. Основные типы психологических тестов. Общее представление о методах моделирования. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Организация психологического исследования.


Тема 3 Понятие о психике и ее эволюции

Психика и организм. Основные функции психики. Структура психики. Биологическая природа психики. Развитие психики в процессе филогенеза. Возникновение и развитие психики животных. Теория развития психики (А.Н. Леонтьев). Особенности психического отражения, его сигнальный характер. Раздражимость и чувствительность. Становление низших форм психики и поведения у животных.

Развитие психики в процессе онтогенеза. Сущность психики человека. Сознание как форма психического отражения. Структура сознания. Теория культурно-исторического развития высших психических функций человека по Л.С. Выготскому. Классификация психических явлений и их характеристика. Развитие высших форм психики у человека. Природа человеческого сознания Основные источники развития высших психических функций у человека. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы.

Строение, функционирование и свойства нервной системы человека. Мозг и психика. Законы высшей нервной деятельности (ВНД). Типологические особенности высшей нервной деятельности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии человека. Понятие рефлекторной дуги по И. П. Павлову.


Тема 4 Понятие и структура личности

Психология личности. Понятия «индивид», «человек», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность», их соотношение. Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности. Компоненты структуры личности: направленность, способности, темперамент, характер. Факторы развития личности, взаимосвязь социального и биологического. Классификация концепций личности. Социализация и индивидуализация как формы развития личности. Механизмы психологическое защиты личности.

Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
Тема 5 Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

Направленность и мотивационно-потребностная сфера личности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы.

Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки.
Тема 6 Межличностные отношения в трудовых коллективах

Эмоциональный аспект межличностных отношений. Структура межличностных отношений: Я. Коломинский, А. Бодалев, Б. Ломов. Симпатия, притяжение. Совместимость. Срабатываемость. Эмпатия. Дружба. Любовь. Возрастная динамика межличностных отношений. Межличностные отношения в образовательных системах. Отношения студент-преподаватель. Межличностные отношения в трудовых коллективах. Отношения руководитель-подчиненный.


Тема 7 Эмоционально – волевая сфера личности

Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства: понятие, значение, их различие. Функции эмоций и чувств. Внешнее выражение эмоций и чувств. Виды эмоциональных состояний, их характеристика. Формы и виды чувств, высшие чувства. Теоретические подходы к изучению эмоций и чувств (концепции Ч. Дарвина, Джеймса-Ланге, В. Вундта, П.В. Симонова и др.). Роль эмоций в жизни человека.

Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции воли. Связь воли и чувств. Основные психологические теории воли. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Структура волевых действий. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Тема 8 Темперамент и характер

Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Теории темперамента. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Учение И.П. Павлова Типы нервной системы по И.П. Павлову. Исследование свойств нервной системы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека. Свойства темперамента. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента.

Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характера. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера (концепции К. Леонгарда и А.Е. Личко). Классификация типов характера по Э. Фромму, К Юнгу. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Взаимосвязь характера и темперамента.

Тема 9 Виды и средства общения. Конфликтные отношения в коллективе.

Механизмы воздействия на личность. Лидерство как форма утверждения как характеристика личности. Виды лидерства. Процесс адаптации личности в коллективе.


4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

2. Методы исследования в психологии

2

2

4

4

ПЗ


8

3. Понятие о психике и ее эволюции

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

4. Понятие и структура личности

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

5. Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

2

2

4

4

ПЗ


8

6. Межличностные отношения в трудовых коллективах

2

2

4

4

ПЗ


8

7. Эмоционально – волевая сфера личности

2

2

4

4

ПЗ


8

8. Темперамент и характер

2

2

4

4

ПЗ


8

9. Виды и средства общения. Конфликтные отношения в коллективе

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

Итого часов:

18

18

36

36

-

70


4.3.2 Заочная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии

2

2

4

6

ПЗ

СИ


10

2. Методы исследования в психологии

2

2

4

6

ПЗ


10

3. Понятие о психике и ее эволюции

-

-




6

ПЗ

СИ


6

4. Понятие и структура личности

-

-




6

ПЗ

СИ


6

5. Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

-

-




6

ПЗ


6

6. Межличностные отношения в трудовых коллективах

-

-




6

ПЗ


6

7. Эмоционально – волевая сфера личности

-

-




6

ПЗ


6

8. Темперамент и характер

-

-




6

ПЗ


6

9. Виды и средства общения. Конфликтные отношения в коллективе

-

-




6

ПЗ

СИ


6

Выполнение контрольной работы

-

-

-

10

к.р.

10

Итого часов:

4

4

8

64

-

72

5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» используются формы, указанные в таблице.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

2

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии

Тесты

2. Методы исследования в психологии

Опрос

3. Понятие о психике и ее эволюции

Опрос

4. Понятие и структура личности

Работа в команде

5. Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

Работа в команде


6. Межличностные отношения в трудовых коллективах

Упражнение «Отдел кадров»,

Ролевая игра «Повышение и увольнение»



7. Эмоционально – волевая сфера личности

Тест «Незаконченные предложения»

8. Темперамент и характер

Методика «Тест Стреляу»

9. Виды и средства общения. Конфликтные отношения в коллективе

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири


6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.

  2. Тематический контроль определяет степень усвоения обучающимися каждого раздела (темы в целом), их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

  3. Межсессионная аттестация – рейтинговый контроль знаний студентов, проводимый в середине семестра.

  4. Рубежной формой контроля является зачет с оценкой.



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.16.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)








Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях

max 30 баллов

П4

Оценивание самостоятельной работы

max 30 баллов

Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)




Оценка

Баллы

5

30

4

20

3

10

2

0

Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине




Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета

Оценка

85-100

5 (зачтено)

65-84

4 (зачтено)

50-64

3 (зачтено)

0-49

2 (не зачтено)



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • подготовка к семинарским занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам очной формы обучения;

  • выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка и сдача зачета.


6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения


Наименование разделов, тем

Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

Форма отчетности о результатах СР

1

2

3

Психология как наука. Предмет и задачи психологии

Античные и древневосточные психологические воззрения. Учение о душе в эпоху Средневековья и Возрождения. Формирование психологических концепций в XVII – XVIII в. Развитие психологии в XIX – начала XX в. Развитие психологии в России. Современные психологические концепции

Конспект, тематический контроль

Методы исследования в психологии

Основные группы психологических методов. Основные субъективные методы психологии. Объективные методы психологического исследования. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Организация психологического исследования

Конспект, тематический контроль

Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

Теория деятельности А.Н.Леонтьева.

Понятие о внутренней деятельности. И.М. Сеченов и Н.А. Бернштейн о физиологии движений. Освоение деятельности (умения, навыки, привычки). Виды и развитие человеческой деятельности



Конспект, тематический контроль


6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Теоретическая часть:

Вариант 1 Психология как наука, задачи современной психологии

Практическая часть:

 Задание 1

Напишите множество жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость в психологических знаниях.

Задание 2

Напишите, какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии.



Задание 3

Какие отрасли психологии решают следующие задачи:

1.     Оценивают эффективность воздействия телепередачи на зрителя.

2.     Выявляют причины аварийности на производстве.

3.     Разрабатывают меры по устранению дедовщины в армии.

4.     Устанавливают уровень психического развития ребенка.

5.     Разрабатывают систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера.

6.     Дают психологический анализ последствий для детей социально - экономических изменений в России.



Теоретическая часть:

Вариант 2 Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности

Практическая часть:

Задание 1

Дайте название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях:

1.     Начальник ругает подчиненного неправильно выполнившего задание.

2.     Студент получает отличную оценку на экзамене.

3.     Смерть близкого человека.

4.     Вам рассказывают хороший анекдот.

5.     Человек впервые прыгает с парашютом. 

Задание 2

Опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируются основные чувства (по три ситуации на каждое чувство).

1.    Нравственные.

2.    Интеллектуальные.

3.    Эстетические.

4.    Религиозные.

5.    Национальные. 

Задание 3

Назовите потребности, которые сопровождаются следующими эмоциональными переживаниями: голод, жажда, страх, удивление, чувство гордости, чувство превосходства, чувство унижения.



Теоретическая часть:

Вариант 3 Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя

Практическая часть:

Задание 1

Опишите, что должен сделать руководитель для создания благоприятной среды в коллективе.



Теоретическая часть:

Вариант 4 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности руководителя

Практическая часть:

Задание 1

Начальник высказывает необоснованные претензии по поводу работы подчиненного, как будет действовать подчиненный в зависимости от различных типов характера начальника?



Задание 2

Вам необходимо, чтобы знакомый вернул вам крупную сумму, которую он задолжал. Как Вы поступите, зная характер Вашего знакомого?


Теоретическая часть:

Вариант 5 Межличностные отношения в трудовых коллективах. Специалист и трудовой коллектив

Практическая часть:

Задание 1

Проведите психологический анализ конкретной конфликтной ситуации, имевший место в вашем трудовом коллективе.



Теоретическая часть:

Вариант 6 Деятельность как высшая форма человеческой активности

Практическая часть:

Задание 1

Определите, в каких ниже приведенных случаях поведение является деятельностью, а в каких нет:



  1. Ребенок перекладывает игрушки с места на место.

  2. Пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе.

  3. Человек грызет ногти в состоянии задумчивости.

  4. Студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать.

  5. Школьник рисует каракули на страницах учебника.

  6. Продавец обслуживает покупателей.

  7. Врач не оказывает необходимой помощи прохожему, нуждающемуся в ней.

  8. Человек разговаривает во сне.

  9. Подросток ходит по комнате из угла в угол, так как ему нечего делать.

Задание 2

Проанализируйте хорошо знакомые Вам виды деятельности (игровую, учебную, трудовую), выделив в них мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия и операции.



Теоретическая часть:

Вариант 7 Модели, методы, стили воспитания в современной семье: традиции и новаторство

Задание 1

Подросток не выполняет требований родителей (поздно возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.). Проанализируйте возможные причины и перечислите способы решения данной проблемы.



Задание 2

Как заставить ребенка выучить таблицу умножения? Платить ему за каждую выученную колонку? Простимулировать другим образом? Дайте развернутый обоснованный ответ.



Задание 3

Маленький ребенок капризничает, не слушается родителей (например, требует купить ему очень дорогую игрушку и т.п.). Какими мотивами можно объяснить его поведение? Как следует реагировать родителям (назовите несколько оптимальных вариантов и их последствий)? Дайте развернутый ответ.



Задание 4

Студент: «Мам, дай, пожалуйста, денег на дискотеку». Варианты ответов:

А. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

Б. Ты знаешь, где у нас лежат деньги. Возьми чуть больше, если захочешь что-нибудь купить или кого-то угостить.

В. Ты же вчера у меня из сумочки взял деньги. Нет? А кто же тогда?

Д. Мы в ваши годы не по дискотекам ходили, а учились и работали, а вы….

Выберите правильный ответ. Как должна поступить мать? Почему вы так считаете? Обоснуйте свой ответ. Как бы вы поступили на месте матери и почему?

Теоретическая часть:

Вариант 8 Стресс: способы профилактики и преодоления

Практическая часть:

Задание 1

Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.

А. Опишите 2-3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ.

Б. Каким на ваш взгляд должно быть оптимальное поведение студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ.



Задание 2

Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой из трех стратегией он пользуется: решает проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор.

А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант.



Теоретическая часть:

Вариант 9 Способы формирования творческого мышления

Практическая часть:

Задание 1

Укажите, какая из приведенных ситуаций подходит в качестве примера сенсорной, кратковременной или долговременной памяти. Обоснуйте свой выбор.

А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке.

Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка.

В. Пожилой человек вспоминает свое детство.

Задание 2

На уроке правописания учитель дал своим ученикам список слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, психология, режиссер, рейсфедер, психотерапия.

Разделите слова на три группы для лучшего запоминания их правописания учениками. Обоснуйте свое решение.

Теоретическая часть:

Вариант 10 Сновидения и методы их анализа

Практическая часть:

Задание 1

Опишите и проанализируйте два случая поведения (вашего или других людей), в которых проявилось действие защитных механизмов личности.



Задание 2

Опишите два случая проявления в ваших сновидениях нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как сновидения помогали решению личных проблем).



6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Предмет психологии. Подходы к пониманию предмета психологии.

  2. Исторический путь развития психологии как самостоятельной науки.

  3. Основные направления западной психологии начала 20 века: бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология.

  4. Становление и развитие отечественной психологии.

  5. Современная психология и ее место в системе наук. Отрасли психологии.

  6. Методы исследования в психологии, классификация методов, их характеристика.

  7. Особенности организации и проведения психологического исследования.

  8. Понятие о психике, биологическая природа психики.

  9. Развитие психики в филогенезе.

  10. Сущность психики человека. Отличие психики человека от психики животных. Сознание как форма психического отражения.

  11. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного.

  12. Строение, функционирование и свойства нервной системы человека. Взаимосвязь психики и мозга человека. Законы высшей нервной деятельности (ВНД).

  13. Типологические особенности высшей нервной деятельности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии человека.

  14. Психология деятельности: понятие, функции. Психологические теории деятельности. Теория деятельности и предмет психологии (потребности и мотивы).

  15. Освоение деятельности (умения, навыки, привычки). Виды и развитие человеческой деятельности.

  16. Общая характеристика познавательных процессов. Внимание в системе познавательных процессов: понятие, функции, механизмы.

  17. Психологические теории внимания. Виды и свойства внимания.

  18. Ощущение как познавательный психический процесс. Классификация видов ощущений.

  19. Характеристика свойств и закономерностей ощущений.

  20. Восприятие: понятие, функции, виды. Свойства и закономерности восприятия.

  21. Понятие о памяти, ее функции и механизмы. Классификация видов памяти.

  22. Характеристика процессов памяти. Индивидуальные особенности памяти, рациональные приемы запоминания.

  23. Мышление как высший познавательный процесс. Виды и формы мышления.

  24. Мыслительные операции. Индивидуальные особенности мышления.

  25. Общая характеристика речи, функции речи. Вилы речи, их характеристика. Мышление и речь.

  26. Понятие о воображении, его функции и виды. Приемы создания творческих образов.

  27. Эмоции и чувства: понятие, значение, их различие. Функции эмоций и чувств. Роль эмоций в жизни человека.

  28. Виды эмоциональных состояний, их характеристика. Формы и виды чувств, высшие чувства.

  29. Понятие, значение, функции воли. Основные психологические теории воли. Структура волевых действий.

  30. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.

  31. Общее понятие о личности. Понятия «индивид», «человек», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность», их соотношение.

  32. Психологическая структура личности. Компоненты структуры личности.

  33. Факторы развития личности, взаимосвязь биологического и социального. Социализация и индивидуализация как формы развития личности.

  34. Направленность личности и мотивация деятельности. Психологические теории мотивации.

  35. Общая характеристика способностей человека. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

  36. Общее понятие темперамента, физиологические основы темперамента. Теории темперамента.

  37. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

  38. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.

  39. Понятие о характере, его структура. Типология характера.

  40. Понятие о чертах характера. Взаимосвязь характера с другими личностными свойствами человека.

  41. Межличностные отношения. Структура межличностных отношений. Возрастная динамика межличностных отношений. Межличностные отношения в образовательных системах и трудовых коллективах.

  42. Психология малых групп, их структура. Стадии развития групп, процессы групповой динамики.

6.3.4 Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)

Вариант I

1. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей


называется:

а) гиперболизацией

б) схематизацией;

в) типизацией;

г) агглютинацией.

2. Отражение в сознании человека наиболее сложных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) представлением.

3. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

а) наглядно-образным;

б) наглядно-действенным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

4. Относительно устойчивая структура умственных способностей - это:

а) мышление;

б) инсайт;

в) интеллект;

г) одаренностью

5. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

г) классификация.

6. Глубина мышления - это его:

а) вид;

б) уровень;



в) форма;

г) качество.

7. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б)дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

8. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

а) объем;

б) степень;

в) направленность;

г) концентрация.

9. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:

а) восприятие;

б) рефлексия;

в) внимание;

г) память.

10. Произвольное внимание не обусловлено:

а) привычкой работать;

б) контрастностью внешних воздействий;

в) наличием интересов, мотивов;

г) осознанием долга и ответственности

11. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как:

а) объем;

б) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

12. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) памятью.

13. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

14. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

15. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является:

а) предмет отражения;

б) ведущий анализатор;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

16. Информация лучше запоминается, если она:

а) воспринимается на слух;

б) воспринимается зрительно;

в) включается в практическую деятельность;

г) проговаривается про себя.

17. От процесса запоминания зависит (-ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность

18. Речь - это (выберите наиболее полную и точную формулировку):

а) язык;

б) обмен мнениями;

в) процесс использования языка в целях общения;

г) дискуссия.

19. К функциям речи не относятся:

а) функция обозначения;

б) функция обобщения;

в) функция распределения;

г) функция воздействия.

20. Свойством речи не является:

а) содержательность;

б) выразительность;

в) простота;

г) воз действенность.

21. Эмоции - это переживания человеком чего-либо как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;
в) сознательное;

г) рациональное.

22. Чувствами называются:

а) непосредственные переживания чего-либо;

б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

г) индифферентные отношения к действительности.

23. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

а) моральными;

б) эстетическими;

в) интеллектуальными;

г) практическими.

24. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) идентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

25. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля - это:

а) стресс;

б) аффект;

в) фрустрация;

г) страсть.

26. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

27. Критериями воли не являются:

а) волевое действие;

б) волевые качества личности;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

28. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

а) настойчивостью;

б) оптимизмом;

в) трудолюбием;

г) сознательностью.

29. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени - это:

а) чувства;

б) воля;


в) психические состояния;

г) внимание.

30. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

а) бодрость;

б) воодушевление;

в) апатия;

г) убежденность.

7 Учебно-методическОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплинЫ
7.1 Основная литература


  1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология : учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М. : Приор, 2006. – 400 с.

  2. Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – М. : СПБ «Питер», 2006. – 583 с.

  3. Милорадова Н. Г. Психология и педагогика : учебник для вузов / Н. Г. Милорадова. – М. : Гардарики, 2007. – 334 с.

  4. Пидкасистый П. И. Педагогика : учебник для вузов / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагогическое общество, 2006. – 608с.

  5. Радугин А. А. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / А. А. Радугин. – М. : Просвещение, 2006. – 398 с.

  6. Реан А. А. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2008. – 432 с.



7.2 Дополнительная литература


  1. Андриенко Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / Е. В. Андриенко. – М. : Академия, 2008. – 263 с.

  2. Ахвердова О. А. Практикум по социальной психологии : учеб. пособие для вузов / О. А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, В. В. Коленкина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 335 с.

  3. Гамезо М. В. Общая психология : учебно-методическое пособие / М. В. Гамезо [и др.] ; под общей ред. М. В. Гамезо. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ось-89, 2008. – 352 с.

  4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов / под ред. Г. С. Никифорова, А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб. : Речь, 2007. – 447 с.



7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. Иванов В.А., Лепшеева И.Л. Методические рекомендации выполнению контрольных работ для заочного обучения по дисциплине «Психология и педагогика» Методичка


8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Описание ролевых игр:

- Упражнение «Отдел кадров»;

- Ролевая игра «Повышение и увольнение»;

2. Описание методик:

- Тест «Незаконченные предложения»;

- Методика «Тест Стреляу»;

- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Учебно-программное издание


ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Милина Юлия Павловна
Книга выходит в авторской редакции

Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16.

Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.


Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.

Тел./факс: (3532) 30-50-00, 30-60-00

Справочное издание

Положение

рабочАЯ программА учебной дисциплины,

реализуемАЯ по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования

Издание служебное

Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16.

Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.


Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел./факс: (3532) 30-50-00, 30-60-00







Философия не дает бесценных результатов, но изучение философии дает бесценные результаты. Тадеуш Котарбиньский
ещё >>