страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 «Бизнес информатика» - страница №1/1
![]() ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оренбургский государственный институт менеджмента» ПСИХОЛОГИЯ Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500.62 – «Бизнес - информатика» Профиль подготовки Архитектура предприятия Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки
Оренбург
2012 УДК ББК
П Принята Учебно-методическим советом от 28.06.2012г., протокол № 10. Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 143-т Составитель: Ю.П. Милина
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080500.62 – «Бизнес - информатика». Программа составлена в соответствии с с ФГОС ВПО направления подготовки 080500.62 – «Бизнес информатика»и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования» принятым в институте. Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес - информатика».
Содержание 1 Цели освоения дисциплины 4 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО 4 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 5 4 Структура и содержание дисциплины 6 4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов 7 4.2 Наименование тем, их содержание 8 4.3 Тематический план изучения дисциплины 10 4.3.1 Заочная форма обучения 10 5 Образовательные технологии 12 6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 13 6.1 Система и формы контроля 14 6.2 Критерии оценки качества знаний студентов 14 6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 14 6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения 15 6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения 17 6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу 22 6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала 24 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 37 7.1 Основная литература 37 7.2 Дополнительная литература 37 7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 38 8 Материально-техническое обеспечение дисциплины 38
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла (Б.1 Б.6), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес - информатика». Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения «Психологии»: история, правоведение. Дисциплины для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть навыками:
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины «Психология» составляет 2 зачетные единицы или 72 часа. 4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)
*В том числе 2 часа КСР Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)
*В том числе 3 часа КСР 4.2 Наименование тем, их содержание Тема 1 Психология как наука. Предмет и задачи психологии Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Основные этапы развития психологии. Структура психологических явлений. Человек как предмет познания. Основные категории психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии (работы С.Л. Рубинштейна, Ф. Гальтона, В. Штерна, У. Макдугалла и Э. Росса). Значение психологических знаний в управлении. Психологические аспекты управления. Задачи психологии на современном этапе.
Основные требования к научному исследованию. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, самонаблюдение, включенное наблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Объективные методы психологического исследования. Основные типы психологических тестов. Общее представление о методах моделирования. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Организация психологического исследования. Тема 3 Понятие о психике и ее эволюции Психика и организм. Основные функции психики. Структура психики. Биологическая природа психики. Развитие психики в процессе филогенеза. Возникновение и развитие психики животных. Теория развития психики (А.Н. Леонтьев). Особенности психического отражения, его сигнальный характер. Раздражимость и чувствительность. Становление низших форм психики и поведения у животных. Развитие психики в процессе онтогенеза. Сущность психики человека. Сознание как форма психического отражения. Структура сознания. Теория культурно-исторического развития высших психических функций человека по Л.С. Выготскому. Классификация психических явлений и их характеристика. Развитие высших форм психики у человека. Природа человеческого сознания Основные источники развития высших психических функций у человека. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Строение, функционирование и свойства нервной системы человека. Мозг и психика. Законы высшей нервной деятельности (ВНД). Типологические особенности высшей нервной деятельности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии человека. Понятие рефлекторной дуги по И. П. Павлову. Тема 4 Понятие и структура личности Психология личности. Понятия «индивид», «человек», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность», их соотношение. Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности. Компоненты структуры личности: направленность, способности, темперамент, характер. Факторы развития личности, взаимосвязь социального и биологического. Классификация концепций личности. Социализация и индивидуализация как формы развития личности. Механизмы психологическое защиты личности. Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
Направленность и мотивационно-потребностная сфера личности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы. Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки.
Эмоциональный аспект межличностных отношений. Структура межличностных отношений: Я. Коломинский, А. Бодалев, Б. Ломов. Симпатия, притяжение. Совместимость. Срабатываемость. Эмпатия. Дружба. Любовь. Возрастная динамика межличностных отношений. Межличностные отношения в образовательных системах. Отношения студент-преподаватель. Межличностные отношения в трудовых коллективах. Отношения руководитель-подчиненный. Тема 7 Эмоционально – волевая сфера личности Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства: понятие, значение, их различие. Функции эмоций и чувств. Внешнее выражение эмоций и чувств. Виды эмоциональных состояний, их характеристика. Формы и виды чувств, высшие чувства. Теоретические подходы к изучению эмоций и чувств (концепции Ч. Дарвина, Джеймса-Ланге, В. Вундта, П.В. Симонова и др.). Роль эмоций в жизни человека. Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции воли. Связь воли и чувств. Основные психологические теории воли. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Структура волевых действий. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Психическая регуляция поведения и деятельности. Тема 8 Темперамент и характер Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Теории темперамента. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Учение И.П. Павлова Типы нервной системы по И.П. Павлову. Исследование свойств нервной системы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека. Свойства темперамента. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характера. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера (концепции К. Леонгарда и А.Е. Личко). Классификация типов характера по Э. Фромму, К Юнгу. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Взаимосвязь характера и темперамента.
Механизмы воздействия на личность. Лидерство как форма утверждения как характеристика личности. Виды лидерства. Процесс адаптации личности в коллективе. 4.3 Тематический план изучения дисциплины 4.3.1 Очная форма обучения
4.3.2 Заочная форма обучения
5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» используются формы, указанные в таблице. Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий
6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1 Система и формы контроля Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний. Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:
6.2 Критерии оценки качества знаний студентов Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.1–6.3. Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)
Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)
Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:
6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения
6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения Теоретическая часть: Вариант 1 Психология как наука, задачи современной психологии Практическая часть: Задание 1 Напишите множество жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость в психологических знаниях.
Напишите, какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии. Задание 3 Какие отрасли психологии решают следующие задачи: 1. Оценивают эффективность воздействия телепередачи на зрителя. 2. Выявляют причины аварийности на производстве. 3. Разрабатывают меры по устранению дедовщины в армии. 4. Устанавливают уровень психического развития ребенка. 5. Разрабатывают систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера. 6. Дают психологический анализ последствий для детей социально - экономических изменений в России. Теоретическая часть: Вариант 2 Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности Практическая часть: Задание 1 Дайте название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях: 1. Начальник ругает подчиненного неправильно выполнившего задание. 2. Студент получает отличную оценку на экзамене. 3. Смерть близкого человека. 4. Вам рассказывают хороший анекдот. 5. Человек впервые прыгает с парашютом.
Опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируются основные чувства (по три ситуации на каждое чувство). 1. Нравственные. 2. Интеллектуальные. 3. Эстетические. 4. Религиозные. 5. Национальные.
Назовите потребности, которые сопровождаются следующими эмоциональными переживаниями: голод, жажда, страх, удивление, чувство гордости, чувство превосходства, чувство унижения. Теоретическая часть: Вариант 3 Роль способностей в профессиональной подготовке руководителя Практическая часть: Задание 1 Опишите, что должен сделать руководитель для создания благоприятной среды в коллективе. Теоретическая часть: Вариант 4 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности руководителя Практическая часть: Задание 1 Начальник высказывает необоснованные претензии по поводу работы подчиненного, как будет действовать подчиненный в зависимости от различных типов характера начальника? Задание 2 Вам необходимо, чтобы знакомый вернул вам крупную сумму, которую он задолжал. Как Вы поступите, зная характер Вашего знакомого? Теоретическая часть: Вариант 5 Межличностные отношения в трудовых коллективах. Специалист и трудовой коллектив Практическая часть: Задание 1 Проведите психологический анализ конкретной конфликтной ситуации, имевший место в вашем трудовом коллективе. Теоретическая часть: Вариант 6 Деятельность как высшая форма человеческой активности Практическая часть: Задание 1 Определите, в каких ниже приведенных случаях поведение является деятельностью, а в каких нет:
Задание 2 Проанализируйте хорошо знакомые Вам виды деятельности (игровую, учебную, трудовую), выделив в них мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия и операции. Теоретическая часть: Вариант 7 Модели, методы, стили воспитания в современной семье: традиции и новаторство Задание 1 Подросток не выполняет требований родителей (поздно возвращается домой, грубит, игнорирует домашнюю работу и т.п.). Проанализируйте возможные причины и перечислите способы решения данной проблемы. Задание 2 Как заставить ребенка выучить таблицу умножения? Платить ему за каждую выученную колонку? Простимулировать другим образом? Дайте развернутый обоснованный ответ. Задание 3 Маленький ребенок капризничает, не слушается родителей (например, требует купить ему очень дорогую игрушку и т.п.). Какими мотивами можно объяснить его поведение? Как следует реагировать родителям (назовите несколько оптимальных вариантов и их последствий)? Дайте развернутый ответ. Задание 4 Студент: «Мам, дай, пожалуйста, денег на дискотеку». Варианты ответов: А. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь. Б. Ты знаешь, где у нас лежат деньги. Возьми чуть больше, если захочешь что-нибудь купить или кого-то угостить. В. Ты же вчера у меня из сумочки взял деньги. Нет? А кто же тогда? Д. Мы в ваши годы не по дискотекам ходили, а учились и работали, а вы…. Выберите правильный ответ. Как должна поступить мать? Почему вы так считаете? Обоснуйте свой ответ. Как бы вы поступили на месте матери и почему?
Студентка два месяца интенсивно работала над курсовой работой. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на день. Студентка, услышав об этом, почувствовала, что ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться. А. Опишите 2-3 метода, которые помогут студентке справиться с гневом. Обоснуйте свой ответ. Б. Каким на ваш взгляд должно быть оптимальное поведение студентки в этой ситуации. Аргументируйте свой ответ. Задание 2 Каждый из описанных ниже персонажей борется со стрессом. Укажите, какой из трех стратегией он пользуется: решает проблему; изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею? Обоснуйте свой выбор. А. Мужчина попал в автомобильную катастрофу и получил травму шеи. Он утверждает, что в результате этого несчастного случая стал лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит. Б. Начальник крайне низко оценил работу своего подчиненного. Сотрудник думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. Он выбрал последний вариант. Теоретическая часть: Вариант 9 Способы формирования творческого мышления Практическая часть: Задание 1 Укажите, какая из приведенных ситуаций подходит в качестве примера сенсорной, кратковременной или долговременной памяти. Обоснуйте свой выбор. А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке. Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка. В. Пожилой человек вспоминает свое детство.
На уроке правописания учитель дал своим ученикам список слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, психология, режиссер, рейсфедер, психотерапия. Разделите слова на три группы для лучшего запоминания их правописания учениками. Обоснуйте свое решение.
Опишите и проанализируйте два случая поведения (вашего или других людей), в которых проявилось действие защитных механизмов личности. Задание 2 Опишите два случая проявления в ваших сновидениях нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как сновидения помогали решению личных проблем). 6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу
6.3.4 Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты) Вариант I 1. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется: а) гиперболизацией б) схематизацией; в) типизацией; г) агглютинацией. 2. Отражение в сознании человека наиболее сложных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется: а) восприятием; б) воображением; в) мышлением; г) представлением. 3. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется: а) наглядно-образным; б) наглядно-действенным; в) словесно-логическим; г) абстрактным. 4. Относительно устойчивая структура умственных способностей - это: а) мышление; б) инсайт; в) интеллект; г) одаренностью 5. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как: а) анализ; б) синтез; в) обобщение; г) классификация. 6. Глубина мышления - это его: а) вид; б) уровень; в) форма; г) качество. 7. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется: а) индукцией; б)дедукцией; в) понятием; г) суждением. 8. Характеристикой интенсивности внимания является ее: а) объем; б) степень; в) направленность; г) концентрация. 9. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает: а) восприятие; б) рефлексия; в) внимание; г) память. 10. Произвольное внимание не обусловлено: а) привычкой работать; б) контрастностью внешних воздействий; в) наличием интересов, мотивов; г) осознанием долга и ответственности 11. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как: а) объем; б) концентрация; в) распределение; г) переключение. 12. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется: а) восприятием; б) воображением; в) мышлением; г) памятью. 13. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью: а) механической; б) логической; в) эмоциональной; г) аудиальной. 14. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память: а) наглядно-образная; б) феноменальная; в) эмоциональная; г) словесно-логическая. 15. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является: а) предмет отражения; б) ведущий анализатор; в) активность субъекта; г) вид деятельности. 16. Информация лучше запоминается, если она: а) воспринимается на слух; б) воспринимается зрительно; в) включается в практическую деятельность; г) проговаривается про себя. 17. От процесса запоминания зависит (-ят) в сохранении материала: а) только полнота; б) только точность; в) только прочность; г) полнота, точность и прочность 18. Речь - это (выберите наиболее полную и точную формулировку): а) язык; б) обмен мнениями; в) процесс использования языка в целях общения; г) дискуссия. 19. К функциям речи не относятся: а) функция обозначения; б) функция обобщения; в) функция распределения; г) функция воздействия. 20. Свойством речи не является: а) содержательность; б) выразительность; в) простота; г) воз действенность. 21. Эмоции - это переживания человеком чего-либо как: а) непосредственное; б) опосредованное;
г) рациональное. 22. Чувствами называются: а) непосредственные переживания чего-либо; б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо; в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния; г) индифферентные отношения к действительности. 23. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются: а) моральными; б) эстетическими; в) интеллектуальными; г) практическими. 24. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется: а) рефлексией; б) идентификацией; в) эмпатией; г) симпатией. 25. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля - это: а) стресс; б) аффект; в) фрустрация; г) страсть. 26. Для волевого регулирования присущи действия: а) неосознанные; б) сознательные; в) интуитивные; г) непроизвольные. 27. Критериями воли не являются: а) волевое действие; б) волевые качества личности; в) выбор мотивов и целей; г) показатель интеллектуального развития. 28. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется: а) настойчивостью; б) оптимизмом; в) трудолюбием; г) сознательностью. 29. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени - это: а) чувства; б) воля;
в) психические состояния; г) внимание. 30. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим: а) бодрость; б) воодушевление; в) апатия; г) убежденность.
7.2 Дополнительная литература
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Упражнение «Отдел кадров»; - Ролевая игра «Повышение и увольнение»; 2. Описание методик: - Тест «Незаконченные предложения»; - Методика «Тест Стреляу»; - Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Составитель: Милина Юлия Павловна Книга выходит в авторской редакции Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16. Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая. Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00. Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ» 460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16. Тел./факс: (3532) 30-50-00, 30-60-00
Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16. Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая. Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00. Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ» 460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16. Тел./факс: (3532) 30-50-00, 30-60-00 |
ещё >> |