Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 62 «Инноватика» Профиль подготовки Общий профиль - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 4 578.44kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 1 403.64kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000... 5 742.05kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 3 522.03kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 488.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 521.8kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 337.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 330.53kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 303.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 2 463.21kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 230700. 1 248.43kb.
История россии с древнейших времен до конца ХVII в 1 247.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 62 «Инноватика» - страница №1/3



Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»



«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

______О.А. Свиридов

«___»_________20__г.
ИСТОРИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 222000.62 «Инноватика»

Профиль подготовки Общий профиль

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки

Оренбург


2013
УДК

ББК


И

Обсуждена на заседании кафедры «Государственного управления и истории»

№ 3 от 07.11.2012
Принята Учебно-методическим советом от 18.04.2013г., протокол № 8
Утверждена приказом ректора от 25 апреля 2013г., № 70-т
Составители: Герасимова Л.А., Андреева Г.П.

И История : рабочая программа учебной дисциплины /сост. Л.А. Герасимова, Г.П. Андреева. – Оренбург : ОГИМ, 2013. – 41 с.


Рабочая программа учебной дисциплины «История» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направление подготовки 222000.62 «Инноватика». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направление 222000.62 «Инноватика». и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования», принятым в Институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «История» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 222000.62 «Инноватика».



УДК

ББК

© ГерасимоваЛ.А.,

Андреева Г.П. составление, 2013

© Оформление. ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2013



Оглавление



1 Цели освоения дисциплины ………………………..………………..

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………...…….........

5

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…………………...........................………………………..

6

4 Структура и содержание дисциплины ………………………………

8

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………..…...

8

4.2 Наименование тем, их содержание……………………………

9

4.3 Тематический план изучения дисциплины…………………...

14

4.3.1 Очная форма обучения…………………………………..

14

4.3.2 Заочная форма обучения…………………………………

15

4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки……………………………………….

16

5 Образовательные технологии…………………………..………........

17

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

18

6.1 Система и формы контроля…………………………………....

18

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов…………….......

18

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………………………………………..

19

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения………..........

19

6.3.2 Примерные темы рефератов для студентов очной формы обучения……………………………………….....

21

6.3.3 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения.………….........................

22

6.3.4 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу…......................................................................................

27

6.3.5 Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)………....………………………

29

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

36

7.1 Основная литература…………………………………………

36

7.2 Дополнительная литература……………….………………….

36

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………..

37

Приложение А Методические рекомендации по использованию информационных технологий…………………........................................

38

Приложение Б Планы практических занятий…………………………..

39



1 Цели освоения дисциплины
Цель: формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России.
Задачи: изучение студентами истории возникновения и развития российского государства, эволюции политической системы, экономического и социального развития страны, международных отношений, общественного развития; овладение навыками анализа событий и явлений отечественной истории; усвоение знаний историографического и источниковедческого характера.

2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «История» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла Федерального государственного образовательного стандарта (Б1.Б.1), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 222000.62 «Инноватика».

Методологической основой дисциплины являются общепризнанные исторические теории, концепции, модели, обоснованные в мировой и отечественной историографии и историософии.

Дисциплина «История» является теоретическим фундаментом ряда базовых гуманитарных дисциплин, таких как «Правоведение», «Политология», «Культурология».

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

В результате освоения дисциплины студент должен

Иметь системное представление:

  • о характере истории как науки и ее месте в системе гуманитарного знания;

  • об основных этапах человечества и их хронологии;

  • об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

Знать:

  • основные исторические факты;

  • даты и события;

  • имена исторических деятелей;

  • военное прошлое российского народа;

  • основные этапы развития российской государственности, историю ее экономики;

  • особенности становления Российской цивилизации, ее место в мировом сообществе цивилизаций.

Уметь:

  • показать основные этапы и закономерности в историческом развитии нашей страны;

  • определить спорные моменты в освещении отечественной истории в российской и зарубежной историографии;

  • формировать в сознании студентов гуманистические принципы вообще и патриотические в частности;

  • способствовать развитию самостоятельности мышления, навыков аналитической деятельности, культуры студентов;

  • анализировать исторический, хронологический, графический материал, представленный в описательном или табличном виде; формулировать определения исторических понятий, выводы, обосновывать их, опираясь на теоретический материал;

  • давать развернутую характеристику исторических явлений, процессов и деятелей;

  • сжато характеризовать основные периоды развития общества;

  • сравнивать исторические факты, соотносить их с современностью;

  • работать с научной, справочной литературой (словарями, указателями, каталогами);

  • составлять различные текстовые таблицы (причем и с самостоятельным определением формы), цифровые графики и диаграммы.

Владеть навыками самостоятельного освоения новых знаний, профессиональной аргументации.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины «История» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.



4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов

в семестре



Всего часов

1

1

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (Пр.)

38

38

Самостоятельная работа, в т.ч.

49

49

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

26

26

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

13

13

Конспектирование первоисточников (КПИ)

10

10

Форма итогового контроля

Зачет

Зачет

Итого часов:

108*

108*

* 3 часа КСР
Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма)


Вид занятий

Количество часов

в семестре



Всего часов

У

1

Лекции (Л)

4

-

4

Практические занятия (Пр.)

6

-

6

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

88

98

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

4

-

4

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

78

78

Конспектирование первоисточников (КПИ)

6

-

6

Выполнение контрольных работ (к.р.)




10

10

Форма итогового контроля




Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

20

88

108

Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)




Вид занятий

Количество часов

в семестре



Всего часов

У

1

Лекции (Л)

4

-

4

Практические занятия (Пр.)

6

-

6

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

88

98

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

4

-

4

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

78

78

Конспектирование первоисточников (КПИ)

6

-

6

Выполнение контрольных работ (к.р.)




10

10

Форма итогового контроля




Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

20

88

108



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Раннефеодальное государство Киевская Русь. Феодальная раздробленность Руси (XII-XIV вв.)

Основные этапы становления государственности восточных славян. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Княжеская власть и ее функции. Оседание дружины на землю и формирование военно-феодальной элиты. Города в системе социально-политических отношений. Проблема вече. Принятие христианства. Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения в X-XIII вв.

Формирование государственной феодально-крепостнической системы эксплуатации. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XVвв. Крупнейшие политические центры.

Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Европейская экспансия в Западную и Северо-западную Русь. Русь и Великое княжество Литовское. Проблемы Древней Руси в отечественной и зарубежной историографии.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Оформление централизованной системы государственного управления. Местничество.

Тема 2 Социально-политическое и экономическое развитие России в XVXVII вв.

Иван IV Грозный – первый царь всея Руси. Альтернативы реформирования страны: «Избранная рада» и опричнина. Складывание и эволюция сословно-представительной монархии в России.

Россия и ее соседи в начале XVII в. Причины «великой смуты». Кризис власти и специфика ее организации в 1605-1612 гг. Проблема самозванства. Общественные движения начала века как особая форма социального протеста. Роль внешнего фактора в национальном кризисе. Проблема выбора альтернатив политического развития России и путей выхода из кризиса.

Земский Собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий «великой смуты».

Особенности организации политической власти во второй половине XVII века. Предпосылки и начало перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Новые явления в экономике. Идеи и реформы А. Ордин-Нащекина и В. Голицына.
Тема 3 Российская империя в XVIII веке

Реформы Петра I. Особенности модернизации страны при Петре I. Эволюция социальной структуры общества. Укрепление абсолютизма.

Век Екатерины. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Социальный и правовой статус основных сословий российского общества. Уложенная комиссия 1767-1768 гг. Усиление позиций российского дворянства в политической и экономической жизни страны. Жалованная грамота городам. Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева: причины, ход, последствия. Оренбургский этап крестьянской войны.

Экономика России во второй половине XVIII в. Внешняя политика России в XVIII в., расширение границ, усиление международного влияния Российской империи.


Тема 4 Российская империя в XIX веке

Россия и мир в первой половине XIX в. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Необходимость модернизации страны. Альтернативы развития страны в начале века. Попытки реформ «сверху» при Александре I. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев.

Основные направления внешней политики в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г. и ее значение.

Николай I. Опора на консервативные силы. Кризис крепостнического хозяйства. Мануфактурно - промышленное производство. Промышленный переворот в России, развитие путей сообщения, появление новых промышленных центров, рост городов.

Особенности социально-экономического развития России во второй четверти XIX в. Кризис феодально-крепостнической системы. Реформы и реформаторы в России.

Реформы 60-70-ых годов XIX в.: предпосылки, буржуазные черты, социально-политические последствия. Становление индустриального общества в Европе и России: общее и особенное. Россия – страна «второго эшелона» развития капитализма. «Асинхронный» тип развития России и его влияние на характер преобразований.

Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Охранительная идеология и политика государственной власти. Н.М. Карамзин, М.И. Погодин, К.П. Победоносцев, С.С. Уваров. Теория «официальной народности».

Российский либерализм. Идейное наследие П.Я. Чаадаева. Западники и славянофилы. Становление либеральной идеологии. Либеральная бюрократия и ее роль в реформах 60-70-х годов XIX в., земское движение. Особенности российского либерализма.

Эволюция революционного российского движения и идеологии. Политические документы и революционная деятельность народнических организаций в 70-х в начале 80-х гг. Оформление марксистского течения в русском общественном движении. Г.В. Плеханов. Социал-демократические кружки в России. Начало деятельности В.И. Ульянова (Ленина). Развитие рабочего движения. Созревание социальных сил российской революции.

Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.


Тема 5 Политическое и экономическое развитие России в начале XX века

Социально-экономическое развитие Росси на рубеже XIX-XX веков. Реформы С.Ю. Витте. Курс преобразований. Развитие тенденции к сближению оппозиционных самодержавию революционных и реформистских сил. Проекты реформ П.Д. Святополк-Мирского.

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века.

Русско-японская война.

Правительственные реформы П.А. Столыпина.

Стачечное движение рабочих на рубеже XIX – XX вв. Крестьянское движение. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Возникновение на рубеже XIX – XX вв. социал-демократических и неонароднических партий и групп. Возникновение либерально-оппозиционных групп и объединений.

Революция 1905 – 1907 гг., ее характер и движущие силы. Основные политические партии и их программы. I и II Государственные думы. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Итоги и значение революции 1905 – 1907 гг.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Причины первой мировой войны. Стратегические планы и военный потенциал России и австро-германского блока накануне первой мировой войны.

Вступление России в войну. Ход военных действий в 1914 г.

Вступление Турции в войну на стороне австро-германского блока. Кампания 1915 г. Кампания 1916 г. Дипломатические отношения России с союзниками в ходе войны. Социально-экономическая и политическая обстановка в России в годы войны.

Истоки общенационального кризиса в России. Победа февральской (1917 г.) революции. Характер и особенности организации власти весной и летом 1917 г. Политика Временного правительства. Корниловский мятеж. Революция 1917 г. Большевистская альтернатива и причины ее победы в октябре 1917 г. II съезд Советов. Первые декреты Советской власти. Утверждение власти большевистских Советов в России.

Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. «Белое движение», «Красное движение», «демократическая контрреволюция» в годы гражданской войны. Интервенция: причины, формы, масштаб. Политика «военного коммунизма».



следующая страница >>



Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо. Сомерсет Моэм
ещё >>