страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» - страница №1/1
![]() ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оренбургский государственный институт менеджмента» ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки080500.62 «Бизнес-информатика» Профиль подготовки «Архитектура предприятия» Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная, заочная Оренбург
2012 УДК ББК
Д Принята Учебно-методическим советом от 28.06.2012г., протокол № 10. Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 143-т Составитель: Л. Н. Доброхотова
Рабочая программа учебной дисциплины «Деловые коммуникации» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080500.62 «Бизнес информатика».Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Рабочая программа учебной дисциплины «Деловые коммуникации» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся по направлению подготовки080500.62 «Бизнес-информатика».
Содержание
1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целиосвоения дисциплины «Деловые коммуникации»:
Задачи дисциплины:
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Деловые коммуникации» входит в базовую часть профессионального цикла для студентов, обучающихся по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика». Дисциплина «Деловые коммуникации» предлагает, чтоот уровня коммуникативной компетентности напрямую зависит успех и карьера профессионала, егоумение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации, а также способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии. Основу жизненного и профессионального успеха современного человека составляет умение строить отношения с людьми, находить подходы к ним, создавать в процессе общения климат делового сотрудничества, доверия и уважения. Овладение основами деловой коммуникации позволит эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно- психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества. Это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных последствий решений при ведении переговоров и консультирований, при организации работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. Использование рациональных программ делового общения, адекватных коммуникативному намерению специалистов позволит завоевать доверие в деловых кругах. Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег и руководителей, владение приемами влияния на них, а также действия на основе алгоритмов коммуникативного поведения – все это разовьет тот коммуникативный опыт, который приведет к эффективной реализации намеченных целей. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: -«Основы формальной лингвистики». Кроме того знания и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, используются при выполнении курсовых работ по специальным дисциплинам и дипломном проектировании. Рабочей программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий. Дисциплина «Деловые коммуникации» общим объемом 108часа изучается в течение второго семестра и завершается зачетом. 3КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции:
В результате освоения дисциплины «Деловые коммуникации» обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины «Деловые коммуникации» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов. 4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов Таблица 4.1 –Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)
*В том числе 7 часов КСР Таблица 4.2 –Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)
4.2 Наименование тем, их содержание Тема 1Основы теории коммуникации Понятие коммуникации.Модели коммуникации: линейные и нелинейные модели. Понятие коммуникативного процесса.Основные элементы коммуникативного процесса. Отправитель и получатель информации. Сигнал и сообщение. Кодирование и декодирование информации в процессе коммуникации. Канал связи. Средства коммуникации. Обратная связь в процессе коммуникации. Классификации коммуникаций. Функциональная масштабность и социальная обусловленность общения. Массовая коммуникация. Ограниченная коммуникация. Локальная коммуникация. Внутригрупповая коммуникация. Межличностная коммуникация. Внутриличностная коммуникация между индивидом и электронными средствами передачи информации. Коммуникативная стратегия и тактика. Тема 2Специфика деловой коммуникации Характеристика понятия «деловая коммуникация». Функции деловой коммуникации. Коммуникация как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности. Коммуникация как форма управления организацией. Виды коммуникаций в организациях. Деловое общение как коммуникация. Стили делового общения. Тема 3Этика ипсихология деловой коммуникации Психология и общество. Психология и труд. Экономическая и правовая психология. Профессиональная психология. Универсальные психологические нормы и принципыделовой коммуникации. Поведение личности в процессе деловой коммуникации. Коммуникативная личность. Ролевое поведение в деловой коммуникации. Психология конфликта в деловой коммуникации. Психологические типы, социальные стереотипы, их проявление в деловой коммуникации. Понятие деловой этики. Общие принципы иэтические нормы организации деловой коммуникации. Понятие делового этикета. Основные правила делового этикета. Этические нормы межкультурной деловой коммуникации. Этика общения в условиях конфликта.
Язык и речь. Функции языка и речи. Речь и мышление. Речевая деятельность. Формы и типы речевой коммуникации. Виды речевой деятельности. Особенности речевого поведения. Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль как основа деловой коммуникации. Культура речи в деловой коммуникации. Язык жестов в деловой коммуникации. Кинесические особенности невербальной коммуникации. Проксемические особенности невербальной деловой коммуникации. Визуальный контакт. Психологические и паралингвистические особенности невербальной коммуникации. Межнациональные различия невербальной деловой коммуникации.
Традиционные формы деловой коммуникации: деловой разговор,деловое совещание, деловые переговоры, публичная речь, деловая беседа по телефону, дискуссия, полемика, дебаты, спор. Правила организации и проведения традиционных форм деловой коммуникации. Инновационные формы деловой коммуникации: пресс-конференция, торги, презентация. Дистанционное общение с использованием современных технических средств коммуникации. Правила организации и проведения инновационных форм деловой коммуникации. Имидж как средство деловой коммуникации. Самопрезентация: модели поведения, телесный имидж, внешний вид, способы создания положительного имиджа делового человека.
Понятие коммуникативного барьера. Причины возникновения барьеров в деловой коммуникации. Классификации коммуникативных барьеров. Основные характеристики и пути преодоления логического, стилистического, семантического, фонетического и др. барьеров деловой коммуникации. Способы организации эффективной деловой коммуникации. Тема 7 Особенности межкультурной деловой коммуникации Межкультурная коммуникация и диалог культур. Типы и уровни межкультурной деловой коммуникации. Формы коммуникации при межкультурном деловом взаимодействии: социализация, адаптация, аккультурация, инкультурация. Русский национальный характер в контексте межкультурной деловой коммуникации. 4.3 Тематический план изучения дисциплины 4.3.1 Очная форма обучения
4.3.2 Заочная форма обучения
5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Деловые коммуникации» используются формы, указанные в таблице 5.1. Таблица5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий
6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1 Система и формы контроля Дисциплина предполагает следующие формы контроля: 1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов. 1. Текущий контроль– оценка знаний, умений и навыков, которая проводится на практических занятиях, и направлена на закрепление изученного и проверку правильности понимания студентами вновь воспринятого материала. 2. Рубежный контроль – промежуточная оценка знаний и умений студентов. Проводится с помощью тестовых заданий, которые включают в себя основные проблемы курса. 3. Межсессионная аттестация проводится в форме контрольной работы. 4. Рубежной формой контроля знаний, умений, навыков по дисциплине является зачет. 6.2 Критерии оценки качества знаний студентов Изучение дисциплины завершается зачетом. Формой проведения зачета может быть собеседование по теоретическим и практическим вопросам по дисциплине или выполнение студентом тестового задания. Тесты разрабатываются преподавателем и могут включать в себя как теоретические вопросы, так и практические задания, которые должен выполнить студент. При оценке знаний на зачёте применяются следующие критерии:
Зачет проводится с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.1–6.3. Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)
Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)
Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задачи данной рабочей программы:
6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения
6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения Вариант 1.
Вариант 2. 1. Специфика вербальной деловой коммуникации, языковые барьеры. 2. Разработайте рекомендации по преодолению языковых барьеров деловой коммуникации.
1. Кинесические и проксемические особенности деловой коммуникации. 2. Составьте схему (таблицу) межнациональных различий невербального общения.
1. Особенности дистанционного общения. 2. Разработайте рекомендации по ведению делового телефонного разговора.
1. Манипуляции в деловой коммуникации. 2. Разработайте рекомендации по нейтрализации манипуляций в деловом взаимодействии.
1. Переговоры как форма деловой коммуникации. 2. Разработайте рекомендации по созданию благоприятного психологического климата во время переговоров.
1. Служебное совещание как форма деловой коммуникации. 2. Разработайте рекомендации по подготовке, проведению и анализу результатов делового совещания.
1. Споры, дискуссии, полемика в деловой коммуникации. 2. Разработайте основные правила поведения для участников спора.
1. Конфликты и стрессы в ходе деловых коммуникаций. 2. Сформулируйте основные положения индивидуальной стратегии и тактики стрессоустойчивого поведения.
1. Этика деловой коммуникации. 2. Разработайте рекомендации по этике делового общения для сотрудников вашей организации.
6.3.4Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты) Дайте определение следующих понятий: 1.Деловая коммуникация - это………………………………………………….. 2. Деловой этикет - это …………………………………………………………………………………….. 3. Коммуникативный барьер - это ………………………………………………………............................................. 4. Интеракция - это……………………………………………………………… Обозначьте элементы простой и целевой схем структуры деловой коммуникации: 5. Простая схема структуры коммуникации ……………………………………………………………………………………… 6. Схема структуры целевой коммуникации …………………………………………………………………………………… 7. Установите соответствие:
в) познавательное общение; г) деловые переговоры; д) телефонное общение; е) суггестивное общение; ж) ритуальное общение; з) спор;
и) деловое совещание 1 - ………………………………………………………………………………………………… 2 - ……………………………………………………………………...........................................
а) около10% информации; б) около 50% информации; в) около 90% информации 9. С помощью слуха человек воспринимает: а) около 10% информации; б) около 20% информации; в) около 80% информации 10. Установите буквенно-цифровое соответствие, определив, какой жест определяет смысл сказанного: 1. Вареники лепят вот так. а) движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; 2. Полюбуйтесь-ка на него. б) указательным пальцем правой руки 3. Замкнутый круг какой-то. описывается круг; 4. Машинка шьет зигзагом. в) жест вытянутой руки; 5. Есть у вас дырокол? г) защипывающие движения пальцами; д) жест в воздухе указательным пальцем налево-направо, сверху вниз или снизу вверх 1-……………………. 2-……………………. 3-……………………. 4-……………………. 5-……………………. 6-……………………. 11. Отредактируйте предложения, заменив слова, нарушающие смысловую точность высказывания в следующих фрагментах деловых посланий: Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. ………………………………………………………………………………………………………………. Необходимо еще раз обсчитать все данные. ……………………………………………………………………………………………………………….. Следует затвердить это на собрании. ………………………………………………………………………………………………………………. Мне было отказано под благоприятным предлогом. ………………………………………………………………………………………………………………. Был провозглашен приговор суда. ……………………………………………………………………………………………………………….. Это достигалось самыми неугодными средствами. ……………………………………………………………………………………………………………….. На заводе возникло нестерпимое положение. ………………………………………………………………………………………………………………..
а) извещение; б) подтверждение; в) напоминание; г) просьба; д) ответ; е) сопроводительное письмо
а) извещение; б) подтверждение; в) напоминание; г) просьба; д) ответ; е) сопроводительное письмо
ЕЭС……………………………………………………………………………. ЦБР……………………………………………………………………………. ГНИ……………………………………………………………………………. ММВБ…………………………………………………………………………. МТБ……………………………………………………………………………. ДНП……………………………………………………………………………. НДС……………………………………………………………………………. ЧИФ…………………………………………………………………………… СКВ……………………………………………………………………………. ИНН………………………………………………………………………........
суггестия самонаблюдение толерантный происшествие паритет внушение катарсис привлекательный дилемма потрясение фанаберия равенство интроспекция терпимый авантажный выбор
1. Кибанов. А. Я. Этика деловых отношений : учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. – М. : ИНФРА-М, 2008. - 368 с. 2. Психология и этика делового общения : учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415с.
Учебно-программное издание ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ Рабочая программа учебной дисциплины Составитель: ДоброхотоваЛюбовь Николаевна Книга выходит в авторской редакции Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16. Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая. Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00. Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ» 460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16. Тел./факс: (3532) 36-19-62, 36-48-18 Форма 1.4.-30 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА» ЛИСТ согласования рабочей программы учебной дисциплины Направление подготовки (специальность) ____________________________ ________________________________________________________________ (код и наименование направления подготовки (специальности)) Дисциплина _____________________________________________________ (название) Учебный год _____________________________________________________
(наименование кафедры) ________________________________________________________________
__________________/_____________/___________________/_____________ (должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата) __________________/_____________/___________________/_____________ (должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
_________________/______________/___________________/_____________ (наименование кафедры) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Заведующий выпускающей кафедрой* ________________________/______________/______________/___________ (наименование кафедры) (подпись) (Ф.И.О.) (дата) *Количество согласований с выпускающими кафедрами зависит от количества направлений, по которым реализуется учебная дисциплина Форма 1.4.-31 Дополнения и изменения в рабочей программе учебной дисциплины _____________________ на 20__-20__ уч. год
на 20__- 20__ уч. год УТВЕРЖДАЮ: Ректор
_________________________ (Ф.И.О., подпись) «____» ____________20___г.
Дополнения и изменения рассмотрены и рекомендованы заседанием кафедры ________________________________________________________ (наименование) Протокол №____ от «___» __________ 20___г. Исполнитель(и): __________________/_____________/___________________/_____________ (должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата) __________________/_____________/___________________/_____________ (должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
_________________/______________/___________________/_____________ (наименование кафедры) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________/____________/_____________/________ (наименование кафедры) (подпись) (Ф.И.О) (дата) ОДОБРЕНО УМС: ПредседательУМС Института ___________/_____________/_________ (подпись) (Ф.И.О.) (дата) |
ещё >> |