Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 62 «Торговое дело» Квалификация (степень) выпускника бакалавр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 1 361.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 1 315.5kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 3 621.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 286.92kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 461.61kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 4 464.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 7 757.85kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы маркетинга» Направление... 3 522.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»... 1 179.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 536.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 2 458.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 384.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 62 «Торговое - страница №1/3

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ПСИХОЛОГИЯ


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 100700.62 «Торговое дело»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Профиль подготовки «Общий»

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки

Оренбург


2012

УДК


ББК

П

Обсуждена на заседании кафедры «Философии и общегуманитарных дисциплин» от 10 сентября 2012 г., протокол № 1 .


Принята Учебно-методическим советом протокол №4 от 13.12.2012_.

Утверждена приказом ректора от № 278 от 21.12.2012 г.№___.


Составитель: Л. Н. Доброхотова



П

Психология : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Л. Н. Доброхотова. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 41 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 100700.62 «Торговое дело». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 100700.62 – «Торговое дело» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 100700.62 – «Торговое дело».


УДК

ББК

© Доброхотова Л.Н., составление, 2012

© Оформление. ФГОУ ВПО «ОГИМ», 2012

Содержание
1 Цели освоения дисциплины 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО 5

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 6

4 Структура и содержание дисциплины 8

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам
аудиторной и самостоятельной работы студентов 8

4.2 Наименование тем, их содержание 9

4.3 Тематический план изучения дисциплины 12

4.3.1 Очная форма обучения 12

4.3.2 Заочная форма обучения 12

4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в


сокращенные сроки 13

5 Образовательные технологии 15

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов 16

6.1 Система и формы контроля 16

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов 16

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 17

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной
формы обучения для самостоятельного изучения 17

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для


студентов заочной формы обучения 19

6.3.3 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему


курсу 24

6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала 26

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 39

7.1 Основная литература 39

7.2 Дополнительная литература 39

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 39

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины 40
1 цели освоения дисциплины
Цель: овладение теоретическими знаниями в области психологии и формирование умений и навыков применять их в профессиональной деятельности.

Задачи:


  • Изучить и усвоить структуру и содержание теоретического материала по психологии;

  • овладеть знаниями об индивидуально-личностных и социально-психологических особенностях индивида с учетом его профессиональной направленности;

  • изучить закономерности поведения индивида в малых и больших группах;

  • овладеть психологическими знаниями, необходимыми для формирования поведенческих моделей оптимального взаимодействия с участниками делового сообщества.

2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Психология» относится к дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1 В.3) и предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело».

Дисциплина, освоение которой необходимо для изучения психологии: социология.



Дисциплины, для которых освоение психологии необходимо как предшествующее знание:

  • рекламная деятельность;

  • технология продаж.



3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умения критически оценивать свои достоинства и недостатки (ОК-1);

В результате освоения дисциплины «Психология» обучающейся должен:

Знать:

  • основы психологической науки;

  • специфику возникновения и развития психики;

  • сущность сознания, его взаимосвязи с бессознательным, роль сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей;

  • основные направления и теории изучения психологии личности;

  • теоретические положения и закономерности функционирования психических процессов, свойств и состояний человека;

  • основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении личности.

Уметь:

  • творчески использовать теоретические знания по психологии в процессе последующего обучения;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику личности, интерпретировать собственное психологическое состояние;

  • выявлять психологические проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • использовать методы психологического исследования в сфере профессиональной деятельности.

Владеть навыками:

  • использования специальной психологической терминологии;

  • самостоятельного овладения новыми знаниями с использованием современных образовательных технологий;

  • взаимодействия с другими людьми, общения и бесконфликтного поведения в коллективе.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Психология» составляет 4 зачетных единицы или 144 часа.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

очн.

очн.

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (Пр.)

36

36

Самостоятельная работа, в т.ч.

43

43

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

18

18

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

25

25

Форма рубежного контроля

Экзамен (45)

Экзамен (45)

Итого часов :

144*

144*

*в том числе 2 часа КСР
Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

У

1

заочн.

заочн.

заочн.

Лекции (Л)

4

-

4

Практические занятия (Пр.)

6

-

6

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

115

125

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

6

-

6

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

4

105

109

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Экзамен (9)

Экзамен (9)

Итого часов:

20

124

144

Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)




Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

У

1

заочн.

заочн.

заочн.

Лекции (Л)

4

-

4

Практические занятия (Пр.)

8

-

8

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

102

112

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

8

-

8

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

2

92

94

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Экзамен (9)

Экзамен (9)

Итого часов:

22

111

133



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Психология как наука. Предмет и задачи психологии

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Основные этапы развития психологии. Структура психологических явлений. Человек как предмет познания. Основные категории психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии (работы С.Л. Рубинштейна, Ф. Гальтона, В. Штерна, У. Макдугалла и Э. Росса).

Задачи психологии на современном этапе.
Тема 2 Методы исследования в психологии

Основные требования к научному исследованию. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, самонаблюдение, включенное наблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Объективные методы психологического исследования. Основные типы психологических тестов. Общее представление о методах моделирования. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Организация психологического исследования.


Тема 3 Понятие о психике и ее эволюции

Психика и организм. Основные функции психики. Структура психики. Биологическая природа психики. Развитие психики в процессе филогенеза. Возникновение и развитие психики животных. Теория развития психики (А. Н. Леонтьев). Особенности психического отражения, его сигнальный характер. Раздражимость и чувствительность. Становление низших форм психики и поведения у животных.

Развитие психики в процессе онтогенеза. Сущность психики человека. Сознание как форма психического отражения. Структура сознания. Теория культурно-исторического развития высших психических функций человека по Л. С. Выготскому. Классификация психических явлений и их характеристика. Развитие высших форм психики у человека. Природа человеческого сознания Основные источники развития высших психических функций у человека. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы.

Строение, функционирование и свойства нервной системы человека. Мозг и психика. Законы высшей нервной деятельности (ВНД). Типологические особенности высшей нервной деятельности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии человека. Понятие рефлекторной дуги по И. П. Павлову.


Тема 4 Понятие и структура личности

Психология личности. Понятия «индивид», «человек», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность», их соотношение. Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности. Компоненты структуры личности: направленность, способности, темперамент, характер. Факторы развития личности, взаимосвязь социального и биологического. Классификация концепций личности. Социализация и индивидуализация как формы развития личности. Механизмы психологической защиты личности.

Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
Тема 5 Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

Направленность и мотивационно-потребностная сфера личности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы.

Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки.
Тема 6 Межличностные отношения в трудовых коллективах

Эмоциональный аспект межличностных отношений. Структура межличностных отношений: Я. Коломинский, А. Бодалев, Б. Ломов. Симпатия, притяжение. Совместимость. Срабатываемость. Эмпатия. Дружба. Любовь. Возрастная динамика межличностных отношений. Межличностные отношения в образовательных системах. Отношения студент-преподаватель. Межличностные отношения в трудовых коллективах. Отношения руководитель-подчиненный.


Тема 7 Эмоционально – волевая сфера личности

Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства: понятие, значение, их различие. Функции эмоций и чувств. Внешнее выражение эмоций и чувств. Виды эмоциональных состояний, их характеристика. Формы и виды чувств, высшие чувства. Теоретические подходы к изучению эмоций и чувств (концепции Ч. Дарвина, Джеймса-Ланге, В. Вундта, П. В. Симонова и др.). Роль эмоций в жизни человека.

Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции воли. Связь воли и чувств. Основные психологические теории воли. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Структура волевых действий. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Тема 8 Темперамент и характер

Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Теории темперамента. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Учение И. П. Павлова Типы нервной системы по И. П. Павлову. Исследование свойств нервной системы Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека. Свойства темперамента. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента.

Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характера. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера (концепции К. Леонгарда и А. Е. Личко). Классификация типов характера по Э. Фромму, К Юнгу. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Взаимосвязь характера и темперамента.

Тема 9 Виды и средства общения. Конфликтные отношения в коллективе

Общение как психологическая категория. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие общения. Виды и средства общения. Механизмы воздействия на личность в процессе общения.

Понятие и типологии конфликта. Причины возникновения и способы регулирования конфликтных отношений в коллективе. Создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Лидерство как форма утверждения и как характеристика личности. Виды лидерства. Лидерство и конфликт.

Процесс адаптации личности в коллективе.

4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Пр.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

1 Психология как наука. Предмет и задачи психологии

2

2

4

3

ПЗ

СИ


7

2 Методы исследования в психологии

2

4

6

5

ПЗ

СИ


11

3 Понятие о психике и ее эволюции

2

4

6

5

ПЗ

СИ


11

4 Понятие и структура личности

2

4

6

5

ПЗ

СИ


11

5 Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

2

4

6

5

СИ

ПЗ


11

6 Межличностные отношения в трудовых коллективах

2

4

6

5

СИ

ПЗ


11

7 Эмоционально – волевая сфера личности

2

4

6

5

СИ

ПЗ


11

8 Темперамент и характер

2

4

6

5

СИ

ПЗ


11

9 Виды и средства общения. Конфликтные отношения в коллективе

2

6

8

5

ПЗ

СИ


13

Итого часов:

18

36

54

43

-

97



4.3.2 Заочная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Пр.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

1 Психология как наука. Предмет и задачи психологии

2

-

2

11

СИ

13

2 Методы исследования в психологии

-

2

2

13

СИ

ПЗ


15

3 Понятие о психике и ее эволюции

-

-

-

13

СИ

13

4 Понятие и структура личности

2

-

2

13

СИ

15

5 Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

-

-

-

13

СИ


13

6 Межличностные отношения в трудовых коллективах

-

2

2

13

СИ

ПЗ


15

7 Эмоционально – волевая сфера личности

-

-

-

13

СИ


13

8 Темперамент и характер

-

-

-

13

СИ


13

9 Виды и средства общения. Конфликтные отношения в коллективе

-

2

2

13

ПЗ

СИ


15

Выполнение контрольной работы

-

-

-

10

к.р.

10

Итого часов:

4

6

10

125

-

135



4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Пр.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

1 Психология как наука. Предмет и задачи психологии

2

2

4

11

ПЗ

СИ


15

2 Методы исследования в психологии

-

2

2

13


СИ

ПЗ


15

3 Понятие о психике и ее эволюции

-

-

-

13

СИ

13

Окончание таблицы



1

2

3

5

6

7

8

4 Понятие и структура личности

-

2

2

11

ПЗ

СИ


13

5 Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

-

-

-

13

СИ


13

6 Межличностные отношения в трудовых коллективах

2

-

2

13

СИ

ПЗ


15

7 Эмоционально – волевая сфера личности

-

-

-

13

СИ


13

8 Темперамент и характер

-

2

2

13

СИ

ПЗ


15

9 Виды и средства общения. Конфликтные отношения в коллективе

-

-

-

13

СИ

13

Выполнение контрольной работы

-

-

-

10

к.р.

10

Итого часов:

4

8

12

123

-

135



5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Психология» используются формы, указанные в таблице.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

1 Психология как наука. Предмет и задачи психологии

Тесты

2 Методы исследования в психологии

Опрос

3 Понятие о психике и ее эволюции

Опрос

4 Понятие и структура личности

Работа в команде

5 Индивидуально – психологические особенности личности. Способности

Работа в команде


6 Межличностные отношения в трудовых коллективах

Упражнение «Отдел кадров»,

Ролевая игра «Повышение и увольнение»



7 Эмоционально – волевая сфера личности

Тест «Незаконченные предложения»

8 Темперамент и характер

Методика «Тест Стреляу»

9 Виды и средства общения. Конфликтные отношения в коллективе

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири



6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.


  2. следующая страница >>



И культура имеет свою узаконенную проституцию: фестивали. Мартин Кессель
ещё >>