Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 62 «Информационная безопасность» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 302.56kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 468.7kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 090900. 1 384.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 276.22kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 3 581.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 368.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 371.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 2 444.12kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 342.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 303.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 2 516.25kb.
Система управления информационной безопасностью «Базовый уровень... 1 270.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 62 «Информационная - страница №1/2

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ



Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 090900.62 «Информационная безопасность» Профиль подготовки «Организация и технология защиты информации»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

Оренбург

2011
УДК

ББК

Обсуждена на заседании кафедры «Организация и технология защиты информации» от 09.09. 2011г., протокол № 1.



Принята Учебно-методическим советом от 28.06.2012г., протокол № 10.
Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 143-т
Составитель: Калинина Л.А.

Основы информационной безопасности: рабочая программа

учебной дисциплины/ сост. Л.А.Калинина. - Оренбург : ОГИМ, 2011. -19 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы информационной безопасности» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной формы обучения направления 090900.62 «Информационная безопасность». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления 090900.62 «Информационная безопасность»

и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего

профессионального образования», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы информационной безопасности» адресована студентам очной формы, обучающимся в Институте по направлению подготовки 090900.62 «Информационная безопасность»

УДК



ББК



© Калинина Л.А., составление, 2011

© ФГБОУВПО «ОГИМ», 2011


Содержание
1 Цели освоения дисциплины 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО 4

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..5

4 Структура и содержание дисциплины ..7

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ..7

4.2 Наименование тем, их содержание ..7

4.3 Тематический план изучения дисциплины ..9

4.3.1 Очная форма обучения ..9

5 Образовательные технологии .11

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов .11

6.1 Система и формы контроля .11

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов .12

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы



студентов .13

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения .13

6.3.2 Примерные перечень вопросов к зачету и экзамену по всему курсу .14

6.3.3Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала .16

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины .18

7.1 Основная литература .18

7.2 Дополнительная литература .18
1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: изучение «Основ информационной безопасности» как дисцип­лины профессионального цикла направлено на достижение следующих целей:

  • развитие творческих подходов при решении сложных научно-тех- нических задач, связанных с обеспечением информационной безопасности государства и его информационной инфраструктуры;

  • развитие профессиональной культуры, формирование научного ми­ровоззрения и развитие системного мышления;

  • привитие стремления к поиску оптимальных, простых и надежных решений;

  • расширение кругозора.

Задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» - дать знания по вопросам:

  • обеспечения информационной безопасности государства;

  • методологии создания систем защиты информации;

  • процессов сбора, передачи и накопления информации;

  • методов и средств ведения информационных войн;

  • оценки защищенности и обеспечения информационной безопасности компьютерных систем.

Задачи:

  • Изучить основные положения Доктрины информационной безопасности РФ.

  • Дать знания основ комплексной системы защиты информации;

  • Дать знания основ организационно-правового обеспечения защиты информации.

  • Сформировать основы для дальнейшего самостоятельного изучения вопросов обеспечения компьютерной и информационной безопасности.


2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина является вводной в проблематику информационной безо­пасности, поэтому требований к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения, не предъявляется.

Дисциплина является предшествующей для таких дисциплин профес­сионального цикла как «Программно-аппаратные средства защиты информа­ции», «Криптографические методы защиты информации», «Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности», «Техническая за­щита информации», «Управление информационной безопасностью».
3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих ком­петенций:



общекультурных компетенций (ОК):

  • способности осознавать необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма (OK - 1);

  • способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, готовности и способности к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства (ОК - 7);

  • способности к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства (ОК - 11).

профессиональных компетенций (ПК):

  • способности использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК - 3);

  • способности определять виды и формы информации, подверженной угрозам, виды и возможные методы и пути реализации угроз на основе анализа структуры и содержания информационных процессов предприятия, целей и задач деятельности предприятия (ПК - 8);

  • способности собрать и провести анализ исходных данных для проектирования подсистем и средств обеспечения информационной безопасности (ПК - 18);

  • способности составить обзор по вопросам обеспечения информационной безопасности по профилю своей деятельности (ПК - 19);

  • способности применять методы анализа изучаемых явлений, процессов и проектных решений (ПК - 20);

  • способности осуществлять подбор, изучение и обобщение научно-технической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам обеспечения информационной безопасности (ПК - 24);

  • способностью участвовать в работах по реализации политики информационной безопасности (ПК - 29);

  • способностью применять комплексный подход к обеспечению информационной безопасности в различных сферах деятельности (ПК - 30);

  • способностью организовать технологический процесс защиты информации в соответствии с правовыми нормативными актами и нормативными методическими документами ФСБ России, ФСТЭК России (ПК - 33). В результате изучения дисциплины студент должен.

знать:

  • цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения ин­формационной безопасности государства;

  • основные термины по проблематике информационной безопасности;

  • методологию создания систем защиты информации;

  • перспективные направления развития средств и методов защиты ин­формации;

  • роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;

  • угрозы информационной безопасности государства;

  • содержание информационной войны, методы и средства ее ведения;

  • современные подходы к построению систем защиты информации;

  • компьютерную систему как объект информационного воздействия, критерии оценки ее защищенности и методы обеспечения ее информационной безопасности;

  • особенности обеспечения информационной безопасности компьютерных систем при обработке информации, составляющей государственную тайну;

уметь:

  • выбирать и анализировать показатели качества и критерии оценки систем и отдельных методов и средств защиты информации;

  • пользоваться современной научно-технической информацией по исследуемым проблемам и задачам;

  • применять полученные знания при выполнении курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, а также в ходе научных исследований;

владеть:

навыками формальной постановки и решения задачи обеспечения информационной безопасности компьютерных систем.4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины «Основы информационной безопасности» составляет 5 зачетных единиц или 180 часов.

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов

Таблица 4.1 - Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

2

очн.

очн.




Лекции (Л)

18

18

36

Семинарские занятия (Сем.)

18

18

36

Лабораторные работы

-

-

-

Самостоятельная работа, в т.ч.

34

70

68

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

-

-

-

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-


-

-


Конспектирование первоисточников (КПИ)

-

-


-

Контроль CP

2

2

4

Контроль (экзамен, зачет)

-

-

-

Форма рубежного контроля

Зачет

Экзамен




Итого часов:

72

108

180


4.2 Наименование тем, их содержание


Раздел 1 Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации


Тема 1 Понятие национальной безопасности

Виды безопасности и сферы жизнедеятельности личности, общества и государства: экономическая, внутриполитическая, социальная, международная, информационная, военная, пограничная, экологическая и другие. Виды защищаемой информации. Основные понятия и общеметодологические принципы теории информационной безопасности. Роль информационной безопасности в обеспечении национальной безопасности государства.

Раздел 2 Информационная война, методы и средства ее ведения


Тема 2 Национальные интересы и угрозы информационной безо­пасности Российской Федерации в информационной сфере и их обеспече­ние.

Интересы личности в информационной сфере. Интересы общества в информационной сфере. Интересы государства в информационной сфере. Основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России.

Угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации.

Угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая ин­дустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Внешние источники угроз. Внутренние источники угроз. Направления обеспечения информационной безопасности государства. Проблемы регио­нальной информационной безопасности.


Тема 3 Содержание информационного противоборства на межго­сударственном уровне

Информационная безопасность и информационное противоборство.

Субъекты информационного противоборства. Цели информационного противоборства. Составные части и методы информационного противоборства. Информационное оружие, его классификация и возможности.


Тема 4 Содержание информационного противоборства на военном уровне

Методы нарушения конфиденциальности, целостности и доступности информации. Причины, виды, каналы утечки и искажения информации. Ос­новные направления обеспечения информационной безопасности объектов информационной сферы государства в условиях информационной войны.




Раздел 3 Критерии защищенности компьютерных систем


Тема 5 Методы и средства обеспечения информационной безопас­ности компьютерных систем.

Компьютерная система как объект информационной безопасности. Общая характеристика методов и средств защиты информации. Организаци- онно-правовые, технические и криптографические методы обеспечения ин­формационной безопасности. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности.


Тема 6 Методы оценки защищенности компьютерных систем от НСД

Модели, стратегии и системы обеспечения информационной безопас­ности. Критерии и классы защищенности средств вычислительной техники и автоматизированных информационных систем. Общие критерии


Раздел 4 Защита информации, обрабатываемой в автоматизиро­ванных системах, от технических разведок


Тема 7 Классификация и возможности технических разведок

Компьютерная разведка. Технические каналы утечки информации при эксплуатации АС. Методы защиты информации, обрабатываемой в автоматизированных системах, от технических разведок.




Раздел 5 Защита АС и СВТ от внешнего электромагнитного воз­действия


Тема 8 Генераторы электромагнитных импульсов

Эффекты, возникающие от внешнего электромагнитного воздействия на АС и СВТ. Методы защиты АС и СВТ от внешнего электромагнитного воздейст­вия.




Тема 9 Заключение

Итоги изучения курса. Методические рекомендации по применению полученных знаний, умений и навыков при изучении последующих курсов.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения





Аудиторная работа, час

Самостоятельная

Общий объём

Виды занятий










работа

часов




Л

Лаб.

ИЗ

Всего

Часы

Виды




1

2

3




5

6

7

8







1

семестр







Понятие национальной

6




6

12

10

ПЗ




безопасности
















СИ

22

Продолжение таблицы 4.3.1



Национальные

6




6

12

12

ПЗ

24

интересы и угрозы
















СИ




информационной






















безопасности






















Российской Федерации






















в информационной






















сфере и






















их обеспечение.






















Содержание ин-

6




6

12

12

ПЗ

24

формационного
















СИ




противоборства






















на межгосударст-






















венном уровне






















Контроль ср



















2

Итого часов:

18




18

36

34




72

2 семестр

Методы и средст-

4




4

8

14

ПЗ

22

ва обеспечения
















СИ




информационной






















безопасности






















компьютерных






















систем






















Методы оценки

4




4

8

14

ПЗ

22

защищенности
















СИ




компьютерных






















систем от НСД.






















Классификация и

4




4

8

14

ПЗ

22

возможности тех-
















СИ




нических разве-






















док






















Генераторы элек­

4




4

8

14

ПЗ

22

тромагнитных
















СИ




импульсов






















Заключение

2




2

4

2

ПЗ

6



















СИ




Контроль ср



















2

Экзамен






















Итого часов:

18




18

36

70




108

Всего часов

36




36

72

104




180


5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Основы информационной безопасности» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

Понятие национальной безопасности

Решение ситуационных задач. Практикум.

Исследовательский метод



Национальные интересы и угрозы информационной безопасности Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение.

Решение ситуационных задач. Практикум.

Исследовательский метод






Содержание информационного противоборства на межгосударственном уровне

Решение ситуационных задач. Практикум.

Исследовательский метод



2

Методы и средства обеспечения информационной безопасности компьютерных систем

Решение ситуационных задач. Практикум.

Исследовательский метод






Методы оценки защищенности компьютерных систем от НСД.

Решение ситуационных задач. Практикум.

Исследовательский метод






Классификация и возможности технических разведок

Решение ситуационных задач. Практикум.

Исследовательский метод






Генераторы электромагнитных импульсов

Решение ситуационных задач. Практикум.

Исследовательский метод






Заключение

Исследовательский метод


6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


6.1 Система и формы контроля

Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:


  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.


  2. следующая страница >>



Значение синуса в военное время может достигать четырех. Армейский фольклор
ещё >>