Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление качеством» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 349.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 500.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 1 323.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 725.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 4 609.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 2 470.11kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 559.87kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 3 521.8kb.
Программа дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление... 3 665.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 5 831.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 081100. 1 417.02kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 303.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление - страница №1/1

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 221400.62 – «Управление качеством»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная

Оренбург

2012


УДК

ББК


Т

Обсуждена на заседании кафедры производственного менеджмента от 31 августа 2012 г., протокол № 1.

Одобрена Учебно-методическим советом протокол №4 от 13.12.2012
Утверждена приказом ректора № 278 от 21.12.2012 г.
Составитель: А. С. Мурзабулатов

Т

Теория решения изобретательских задач : рабочая программа учебной дисциплины / сост. А. С. Мурзабулатов. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 22 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория решения изобретательских задач» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 221400.62 «Управление качеством». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 221400.62 «Управление качеством» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования», принятым в институте.



Рабочая программа учебной дисциплины «Теория решения изобретательских задач» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 221400.62 «Управление качеством».

УДК

ББК


© Мурзабулатов А. С., составление, 2012

© ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012




1 Цели освоения дисциплины…………………..……………….................

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО ……………………………

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................…………………………………………………….

5

4 Структура и содержание дисциплины.................……………………….

7

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………………

7

4.2 Наименование тем, их содержание..............................................

8

4.3 Тематический план изучения дисциплины.................................

10

4.3.1 Очная форма обучения….................................................

10

4.3.2 Заочная форма обучения..................................................

11

5 Образовательные технологии...……………………………………........

12

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….......................

13

6.1 Система и формы контроля.........................................................

13

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов.............................

13

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.............................................................................................

14

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения..............

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения...................................



14
15

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу……………………………………………………………

16

6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала…………………………………………..

17

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...

20

7.1 Основная литература……………………………………....…….

20

7.2 Дополнительная литература……………………………....……

20

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………...

20

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………

21

Содержание
1 цели освоения дисциплины
Цель: сформировать у студентов комплекс знаний, умений и навыков информационно-аналитической профессиональной деятельности в условиях интенсивного внедрения различных достижений науки и техники для развития творческого подхода при работе с системами управления качеством организации или подразделения.

Задачи: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для формирования системного представления:

  • о понятийном ряде, связанном с объектами, функциями и особенностями ТРИЗ;

  • о творчестве и менеджменте творческой деятельности как о системном и непрерывном процессе, без которого невозможно прибыльное и устойчивое функционирование организаций в условиях рыночной экономики;

  • о тенденциях, перспективах и прогнозах научно-технического развития, лежащих в основе изобретательства;

  • о классификации инструментов ТРИЗ и правильном их выборе в конкретных ситуациях;

  • о последовательности этапов в алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ) и методологии поиска новых решений;

  • о формулировке задач, сборе и обработке необходимой для их решения информации, формировании альтернативы и формулировании обоснованных выводов.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Теория решения изобретательских задач» относится к дисциплинам по выбору математического и естественнонаучного цикла, предназначенных для студентов, обучающихся по направлению подготовки 221400.62 «Управление качеством».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения дисциплины «Теория решения изобретательских задач»: математика, информатика, физика, химия, философия, психология.



Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • инновационный менеджмент;

  • экономико-математическое моделирование;

  • управление проектами.

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности владеть культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способности к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

  • способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

  • способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования (ОК-11);

  • способности владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12).

В результате освоения дисциплины «Теория решения изобретательских задач» обучающийся должен:

Знать:

  • положения психологии творчества и методы организации творческой деятельности;

  • базовые понятия, основные постулаты, принципы и инструментарий ТРИЗ;

  • закономерности эволюции технических систем и принципы функционального моделирования технических систем;

  • неалгоритмические методы преодоления психологической инерции и стимулирования управляемого творческого воображения;

  • алгоритмические методы повышения эффективности творческого процесса;

  • методы анализа нестандартных задач и синтеза решений.

Уметь:

  • приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания с использованием современных образовательных и информационных технологий;

  • выявлять тенденции развития анализируемой технической системы в соответствии с законами развития;

  • формулировать идеальный конечный результат (ИКР), техническое и физическое противоречия в технических системах;

  • выполнять анализ вещественно-полевых ресурсов системы и использовать их для решения изобретательских задач;

  • выполнять поиск наиболее эффективного решения задачи с помощью алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ);

  • пользоваться таблицей выбора типовых приемов устранения технических противоречий (Матрицей Альтшуллера);

  • осознанно генерировать идеи по совершенствованию и улучшению технических систем.

Владеть навыками:

  • поиска решений изобретательских задач в виде программы планомерно направленных действий (АРИЗ);

  • решения конкретных научных, организационных и управленческих вопросов при работе с техническими системами.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Теория решения изобретательских задач» составляет 3 зачетных единиц или 114 часов.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

3

очн.

очн.

Лекции (Л)

38

38

Лабораторные занятия (Лаб.)

38

38

Самостоятельная работа, в т.ч.

36

36

Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям (ПЗ)

28

28

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

10

10

Форма рубежного контроля

зачет

зачет

Итого часов:

112

114*

*Примечание – в том числе 2 часа КСР
Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

4

5

заочн.

заочн.

заочн.

Лекции (Л)

4

-

4

Лабораторные занятия (Лаб.)

6




6

Самостоятельная работа, в т.ч.

6

94

100

Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям (ПЗ)

6

-

6

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

88

88

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

зачет (4)

зачет (4)

Итого часов:

16

98

114


4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Психология творчества как инструмент решения изобретательских задач

Творчество как предмет исследования психологии. Подходы к проблеме творчества. Креативная среда. Креативная личность. Креативный продукт. Креативный процесс. Теория дивергентного мышления Дж. Гилфорда. Инвестиционная теория творчества Р. Стернберга. Психология творческого мышления Я. А. Пономарева. Интеллектуальная активность как характеристика творческого процесса (теория Д. Б. Богоявленской). Теория когнитивных способностей В. Н. Дружинина. Процесс творческой деятельности. Признаки творческой личности как субъекта развития.


Тема 2 ТРИЗ: постулаты, источники и составные части

Теория решения изобретательских задач. Изобретательская проблема (задача). Изобретательское решение. Постулаты классической ТРИЗ. Структура ТРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач. АРИЗ-1956. АРИЗ-1985. Противоречие как атрибут развития. Стандартное противоречие. Радикальное противоречие. Работа с информацией. Требования к оптимальной информационной структуре.


Тема 3 Техническая система и ее функции

Техническая система. Главная функция. Дополнительная функция. Латентная функция. Основная и вспомогательная функции. Подсистема. Надсистема. Системный подход. Организация информации в линии развития. Модель функционирующей технической системы. Эволюция технической системы. Трехэтапный алгоритм преобразования системы по Г. С. Альтшуллеру. Законы развития технических систем.


Тема 4 Основные линии развития технических объектов

Переход «Моно-би-поли». Свертывание состава системы. Развертывание – свертывание состава системы. Дробление объектов и веществ. Геометрическая эволюция объектов. Эволюция внутренней структуры объектов. Динамизация. Повышение управляемости элементами системы. Повышение согласования действия элементов системы. Правила построения линий развития. Особенности применения некоторых шагов линий развития.


Тема 5 Изобретательская ситуация и изобретательская задача

Изобретательская ситуация. Нежелательный эффект. Изобретательская задача. Мини-задача. «Идеальность» в ТРИЗ. Идеальная техническая система. Идеальный конечный результат. Ресурс. Виды ресурсов. Системный подход к поиску ресурсов.



Тема 6 Приемы устранения противоречий

Техническое противоречие. Физическое противоречие. Выявление технических противоречий. Приемы устранения технических противоречий. Особенности применения приемов. Таблица выбора приемов устранения технических противоречий (Матрица Альтшуллера). Правила пользования матрицей Альтшуллера. 40 типовых приемов устранения технических противоречий. Способы разрешения физических противоречий.


Тема 7 Экстрагирование первичных моделей

Экстрагирование. ТРИЗ-экстрагирование. Алгоритм экстрагирования моделей трансформации. Первичное экстрагирование. Углубленное экстрагирование.


Тема 8 Реинвентинг эффективных решений

Мета-Алгоритм Изобретения. Схема творческого процесса по Уолласу. Схема Мета-Алгоритма Изобретения (МАИ Т-Р-И-З). Эволюция мета-алгоритмов. Тренд. Редукция. Изобретение. Зуминг. Реинвентинг.


Тема 9 Расширенные первичные модели

Оперативная зона. Эктор. Индуктор. Рецептор. Главный рецептор. Артефакт. Системотехнические ресурсы. Классификация ресурсов оперативной зоны. Функциональная идеальная модель. Идеальное моделирование цели. Управление решением проблемы. Ноосфера артефакта. Укрупненная схема законов ТРИЗ.


Тема 10 Построение и применение Деревьев эволюции

Элементарная функция. Дерево эволюции. Ветка Дерева эволюции. Базовое Дерево эволюции. Конкретное Дерево эволюции. Правила построения Дерева эволюции. Анализ структурированной информации. Производство новой информации: повышение идеальности технической системы, метод структурной аналогии, свертывание состава системы, развертывание состава технической системы, разрешение противоречий, применение инструментов ТРИЗ. Эффективное прогнозирование систем.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения
Таблица 4.3 – Тематический план изучения дисциплины (очная форма обучения)


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л.

Лаб.

Всего

Часы

Виды




1

2

4

5

6

7

8

3 семестр

1 Психология творчества как инструмент решения изобретательских задач

4

4

8

4

ПЗ,

СИ.


12

2 ТРИЗ: постулаты, источники и составные части

4

4

8

4

ПЗ,

СИ.


12

3 Техническая система и ее функции

4

4

8

4

ПЗ,

СИ.


12

4 Основные линии развития технических объектов

4

4

8

4

ПЗ,

СИ.


12

5 Изобретательская ситуация и изобретательская задача

4

4

8

4

ПЗ,

СИ.


12

6 Приемы устранения противоречий

4

4

8

4

ПЗ,

СИ.


12

7 Экстрагирование первичных моделей

2

2

4

2

ПЗ,

СИ.


6

8 Реинвентинг эффективных решений

4

4

8

4

ПЗ,

СИ.


12

9 Расширенные первичные модели

4

4

8

4

ПЗ,

СИ.


12

10 Построение и применение Деревьев эволюции

4

4

8

4

ПЗ,

СИ.


12

Итого часов:

38

38

76

38

-

114

4.3.2 Заочная форма обучения
Таблица 4.4 – Тематический план изучения дисциплины (заочная форма обучения)


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л.

Лаб.

Всего

Часы

Виды




1

2

4

5

6

7

8

5 семестр

1 Психология творчества как инструмент решения изобретательских задач

1

-

1

8

СИ.

9

2 ТРИЗ: постулаты, источники и составные части

1

-

1

8

СИ.

9

3 Техническая система и ее функции

-

1

1

10

ПЗ,

СИ.


11

4 Основные линии развития технических объектов

-

1

1

10

ПЗ,

СИ.


11

5 Изобретательская ситуация и изобретательская задача

1

-

1

9

СИ.

10

6 Приемы устранения противоречий

1

-

1

9

СИ.

10

7 Экстрагирование первичных моделей

-

1

1

10

ПЗ,

СИ.


11

8 Реинвентинг эффективных решений

-

1

1

10

ПЗ,

СИ.


11

9 Расширенные первичные модели

-

1

1

10

ПЗ,

СИ.


11

10 Построение и применение Деревьев эволюции

-

1

1

10

ПЗ,

СИ.


11

Выполнение контрольной работы

-

-

-

10

к.р.

10

Итого часов:

4

6

10

104

-

114

5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Теория решения изобретательских задач» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

3

1 Психология творчества как инструмент решения изобретательских задач

Работа в команде
Проблемное обучение

2 ТРИЗ: постулаты, источники и составные части

Практикум

3 Техническая система и ее функции

Кейс-метод

4 Основные линии развития технических объектов

Кейс-метод

Мозговой штурм



5 Изобретательская ситуация и изобретательская задача

Проблемное обучение

6 Приемы устранения противоречий

Работа в команде

Мозговой штурм



7 Экстрагирование первичных моделей

Мозговой штурм

8 Реинвентинг эффективных решений

Кейс-метод

9 Расширенные первичные модели

Практикум

10 Построение и применение Деревьев эволюции

Исследовательский метод

Проблемное обучение




6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.

  2. Тематический контроль определяет степень усвоения обучающимися каждого раздела (темы в целом), их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

  3. Межсессионная аттестация – рейтинговый контроль знаний студентов, проводимый в середине семестра.

  4. Рубежной формой контроля является экзамен.



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается зачетом, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.1 6.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)


Показатель

Содержание показателя

Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях

max 30 баллов

П4

Оценивание самостоятельной работы

max 30 баллов

Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)




Оценка

Баллы

5

30

4

20

3

10

2

0

Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине




Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета

Оценка

85-100

5

65-84

4

50-64

3

0-49

2



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • подготовка к практическим (лабораторным) занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам очной формы обучения;

  • выполнение контрольной работы студентами заочной формы обучения;

  • подготовка и сдача зачета.



6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения


Наименование разделов, тем

Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

Форма отчетности о результатах СР

1

2

3

1 Психология творчества как инструмент решения изобретательских задач

Инвестиционная теория творчества Р. Стернберга. Теория когнитивных способностей В. Н. Дружинина.

Тематический контроль

2 ТРИЗ: постулаты, источники и составные части

Работа с информацией. Требования к оптимальной информационной структуре

Тематический контроль










Продолжение таблицы

1

2

3

3 Техническая система и ее функции

Законы развития технических систем

Тематический контроль

4 Основные линии развития технических объектов

Правила построения линий развития

Тематический контроль

5 Изобретательская ситуация и изобретательская задача

Системный подход к поиску ресурсов

Тематический контроль

6 Приемы устранения противоречий

Способы разрешения физических противоречий

Тематический контроль

7 Экстрагирование первичных моделей

Углубленное экстрагирование

Тематический контроль

8 Реинвентинг эффективных решений

Схема творческого процесса по Уолласу

Тематический контроль

9 Расширенные первичные модели

Укрупненная схема законов ТРИЗ

Тематический контроль

10 Построение и применение Деревьев эволюции

Эффективное прогнозирование систем

Тематический контроль


6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу в соответствии с рабочим учебным планом и Методическими рекомендациями по выполнению контрольных работ по дисциплине «Теория решения изобретательских задач»
Вариант 1

  1. Схематично отразите основные положения теории дивергентного мышления Дж. Гилфорда.

  2. Охарактеризуйте законы развития технических систем.

  3. Постройте Дерево эволюции телефона.

Вариант 2



  1. Схематично отразите основные положения теории когнитивных способностей В. Н. Дружинина.

  2. Охарактеризуйте АРИЗ-1985.

  3. Постройте Дерево эволюции автомобиля.

Вариант 3



  1. Схематично отразите основные положения ТРИЗ-экстрагирования.

  2. Охарактеризуйте требования к оптимальной информационной структуре.

  3. Постройте Дерево эволюции компьютера.



6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Творчество как предмет исследования психологии.

  2. Подходы к проблеме творчества.

  3. Креативная среда. Креативная личность. Креативный продукт. Креативный процесс.

  4. Теория дивергентного мышления Дж. Гилфорда.

  5. Инвестиционная теория творчества Р. Стернберга.

  6. Психология творческого мышления Я. А. Пономарева.

  7. Интеллектуальная активность как характеристика творческого процесса (теория Д. Б. Богоявленской).

  8. Теория когнитивных способностей В. Н. Дружинина.

  9. Процесс творческой деятельности. Признаки творческой личности как субъекта развития.

  10. Теория решения изобретательских задач. Изобретательская проблема (задача). Изобретательское решение.

  11. Постулаты классической ТРИЗ.

  12. Структура ТРИЗ.

  13. Алгоритм решения изобретательских задач. АРИЗ-1956. АРИЗ-1985.

  14. Противоречие как атрибут развития.

  15. Работа с информацией. Требования к оптимальной информационной структуре.

  16. Техническая система.

  17. Системный подход.

  18. Модель функционирующей технической системы.

  19. Эволюция технической системы.

  20. Трехэтапный алгоритм преобразования системы по Г. С. Альтшуллеру.

  21. Законы развития технических систем.

  22. Переход «Моно-би-поли».

  23. Свертывание состава системы.

  24. Развертывание – свертывание состава системы.

  25. Дробление объектов и веществ.

  26. Геометрическая эволюция объектов.

  27. Эволюция внутренней структуры объектов.

  28. Динамизация.

  29. Повышение управляемости элементами системы.

  30. Повышение согласования действия элементов системы.

  31. Правила построения линий развития.

  32. Изобретательская ситуация. Нежелательный эффект. Изобретательская задача. Мини-задача.

  33. «Идеальность» в ТРИЗ.

  34. Системный подход к поиску ресурсов.

  35. Приемы устранения технических противоречий. Особенности применения приемов.

  36. Таблица выбора приемов устранения технических противоречий (Матрица Альтшуллера). Правила пользования матрицей Альтшуллера.

  37. Способы разрешения физических противоречий.

  38. Экстрагирование. ТРИЗ-экстрагирование.

  39. Алгоритм экстрагирования моделей трансформации.

  40. Первичное экстрагирование. Углубленное экстрагирование.

  41. Схема творческого процесса по Уолласу.

  42. Схема Мета-Алгоритма Изобретения (МАИ Т-Р-И-З).

  43. Реинвентинг.

  44. Классификация ресурсов оперативной зоны.

  45. Функциональная идеальная модель. Идеальное моделирование цели.

  46. Укрупненная схема законов ТРИЗ.

  47. Дерево эволюции. Базовое Дерево эволюции. Конкретное Дерево эволюции.

  48. Правила построения Дерева эволюции.

  49. Анализ структурированной информации. Производство новой информации.

  50. Эффективное прогнозирование систем.



6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала
Выберите правильный ответ.

1. П. Энгельмайер при исследовании творческой деятельности как психологического процесса разделял его на … части:

  1. 2;

  2. 3;

  3. 4;

  4. 5.

2. В основе исследований творчества Э. П. Торренса лежит:

  1. наблюдение;

  2. сравнение;

  3. эксперимент;

  4. тестирование.


3. Вид аналогии, заключающий в «вживании» в образ рассматриваемого объекта, ощущении его состояний:

  1. фантастическая аналогия;

  2. прямая аналогия;

  3. личная аналогия;

  4. символическая аналогия.


4. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была основана:

  1. Г. С. Альтшуллером;

  2. М. А. Орловым;

  3. Э. П. Торренсом;

г) А. А. Гином.
Дополните предложения.

5. Оперативная зона – это совокупность компонентов системы и системного окружения, непосредственно связанных с _____________:

  1. ресурсом;

  2. противоречием;

  3. информацией;

  4. идеальным конечным результатом.


6. Реинвентинг – это ______________ процесса изобретения:

  1. модификация;

  2. апробация;

  3. моделирование;

  4. оформление.


7. Необходимым условием функционирования развитой технической системы является минимальная работоспособность ее основных функциональных блоков – это закон ____________ частей системы:

  1. согласования ритмики;

  2. полноты;

  3. неравномерности развития;

  4. увеличения идеальности.

Установите правильную последовательность.



8. Запишите верную схему творческого процесса по Уолласу:

  1. верификация;

  2. инкубация;

  3. инсайт;

  4. подготовка.


9. Запишите верную схему Мета-Алгоритма Изобретения:

  1. изобретение;

  2. тренд;

  3. зуминг;

  4. редукция.


10. Запишите верную иерархию в рамках системного подхода (движение сверху-вниз):

  1. элемент;

  2. надсистема;

  3. подсистема;

  4. система.


7 Учебно-методическОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплинЫ
7.1 Основная литература


  1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею : введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. – 3-е изд. – М. : Альпина Паблишерз, 2010. – 402 с.

  2. Орлов, М. А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления / М. А. Орлов. – М. : Солон-пресс, 2010. – 208 с.

  3. Орлов, М. А. Первичные инструменты ТРИЗ. Справочник практика / М. А. Орлов. – М. : Солон-пресс, 2010. – 128 с.

  4. Теория решения изобретательских задач : учебное пособие I уровня / А. А. Гин [и др.]. – М. : Народное образование, 2009. – 62 с.

  5. Шпаковский, Н. А. Деревья эволюции. Анализ технической информации и генерация новых идей / Н. А. Шпаковский. – М. : ТРИЗ-профи, 2006. – 240 с.



7.2 Дополнительная литература


  1. Бушуев, А. Б. Применение методов технического творчества в инновационной деятельности / А. Б. Бушуев. – СПб. : СПбГУ ИТМО, 2010. – 124 с.

  2. Меерович, М. И. Теории решения изобретательских задач / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. – Минск : Харвест, 2003. – 428 с.

  3. Орлов, М. А. Нетрудная ТРИЗ. Универсальный практический курс / М. А. Орлов. – М. : Солон-пресс, 2011. – 384 с.

  4. Шустов, М. А. Методические основы инженерно-технического творчества / М. А. Шустов. – Томск : ТПУ, 2010. – 78 с.



7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. http://www.fips.ru.

  2. http://www.altshuller.ru.

  3. http://www.trizminsk.org.

  4. http://www.trizland.ru.

  5. Смолянский О. В. Энциклопедия ТРИЗ [Электронный ресурс] / О. В. Смолянский. – Электрон. дан. – М. : Новый диск, 2008. – 1 электрон. диск. (CD-ROM).


8 материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. Мультимедийные средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

  2. Наборы слайдов:

  • основные линии развития технических объектов;

  • матрица Альтшуллера;

  • построение Дерева эволюции дисплея.

  1. Демонстрационные материалы: матрица Альтшуллера, головоломки «Кубик Рубика», «Нестандартная молекула», «Андромеда», «Дельта», «3D Куб Узел».

Учебно-программное издание

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ



Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Мурзабулатов Артем Сергеевич
Книга выходит в авторской редакции

Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16.

Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.


Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел./факс: (3532) 30-50-00, доб. 127






Чем богаче твои друзья, тем дороже это тебе обходится. Элизабет Марбури
ещё >>