Похожие работы
|
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» - страница №1/3
![]() ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оренбургский государственный институт менеджмента» СОЦИОЛОГИЯ Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика» Профиль подготовки Архитектура предприятия Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращённые сроки Оренбург
2012 УДК
ББК С
Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от 07 ноября 2012 г., протокол № 3. Принята Учебно-методическим советом от __ _______ 201_ г., протокол № _. Утверждена приказом ректора от _________________201_ г., протокол №___ Составители: А. С. Свиридова, В. П. Моргунов
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования», принятым в институте. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика». УДК ББК
Содержание
1 цели освоения дисциплины Цель: овладение студентами теоретическими знаниями в области социологии, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания, а также подготовка широко образованных, творческих и критически мыслящих работников, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований. Задачи:
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Курс «Социология» входит в базовую часть цикла Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл) основной образовательной программы ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика». Данная дисциплина изучается студентами после освоения таких дисциплин, как «История» и «Философия». Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины «Социология» обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины «Социология» составляет 2 зачетные единицы или 72 часа. 4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)
* В том числе 2 часа КСР Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)
Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)
4.2 Наименование тем, их содержание Раздел 1 Введение в социологию Тема 1.1 Объект, предмет, научные категории и методы социологии Социология как наука об обществе. Объект социологического исследования, предметная область науки и основные категории социологии. Роль и функции социологии в современном обществе. Методология и методы социологии: понятие, классификация, особенности. Социология в системе гуманитарных и общественных наук, междисциплинарный характер социологических знаний. Структура, уровни и отрасли социологии.
Социология как совокупность различных социальных школ, теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, используемые социологами (психологический, структурно-функциональный, статусно-ролевой). Становление социологии как науки. Огюст Конт – основоположник позитивистской социологии. Деление социологии на социальную статику и динамику. Социологические воззрения Герберта Спенсера (эволюционизм). Классическая социология конца XIX – начала XX вв. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма. Социальные факты как предмет социологии. Социологическая теория Макса Вебера. Теория социального действия. Постановка проблемы «понимания» в социологии («понимающая социология»). Идеальные типы. Влияние воззрений Карла Маркса и Фридриха Энгельса на становление социологии. Основные направления в современной социологии: структурно-функциональные теории Талкотта Парсонса и Роберта Мертона, теории конфликта Ральфа Дарендорфа и Томаса Райта, символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид, Чарльз Хортон Кули), феноменологическая теория Альфреда Шюца, Питера Бергера и Томаса Лукмана. Российская социология. Ее истоки в конце XIX – начале XX веков. Последствия запрещения социологии в 30-е годы. Возрождение социологических исследований в 60-е годы. Современное состояние социологии в России: школы и направления. Роль социологии в социальной практике. Раздел 2 Социальные элементы и структуры Тема 2.1 Социальное действие и социальная связь как базисные элементы социальной жизни Социальное действие: определение, виды и структура. М. Вебер о специфике социального действия. Правила наблюдения социального факта Э.Дюркгейма, как принципиальная основа социологического исследования. Понятие социальной связи. Элементы социальной связи. Понятие, типы и формы социального взаимодействия. Механизм взаимодействия. Социальные контакты и социальные отношения как способы социального взаимодействия. Групповая динамика как взаимодействие членов социальных групп между собой. Принципы регуляции социальных взаимодействий. Тема 2.2 Основные признаки и особенности социальных институтов и социальных общностей Понятие, основные элементы и признаки социального института. Типологии и функции социальных институтов. Особенности социальных институтов. Строение социального института и механизмы институционализации. Система социальных институтов. Взаимосвязь политических и экономических институтов в современных обществах (Ю. Хабермас). Семья, родство и брак как социальные институты. Образовательные институты и внеинституциональное образование. Религия как социальный институт. СМИ как институт. Роль социальных институтов в обществе и значение для социологии. Общность как социальное образование. Особенности социальных общностей. Проблема общностей в социальной науке. Виды социальных общностей. Социальные группы: их сущность и разновидности. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Раздел 3 Культура и личность в социологии Тема 3.1 Культурные нормы: сущность, функции, типы Многообразие подходов к определению культуры. Социальные свойства и функции культуры. Культура как фактор социальных изменений. Основные структурные элементы культуры. Сущность понятия культурные нормы. Роль норм и ценностей в системе культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе. Понятие девиантного поведения. Культура социальных общностей. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Сущность понятия и социально-психологические механизмы социокультурного процесса. Тема 3.2 Социализация личности и социальные роли Личность в системе социальных взаимодействий. Понятие «социальный статус». Социальный статус и социальное положение. Статусный набор. Оценка личностного статуса. Устойчивость статусов и степень её осознания. Иерархия статусов. Понятие социальной роли. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Нормативность ролей. Ролевое ожидание и ролевое исполнение. Ролевой набор. Освоение ролей и неадекватная ролевая подготовка. Ролевые теории личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Понятие социализации в социологии. Различные социологические теории социализации (Дж. Мид, Ч. Кули, Э. Эриксон, И. Кон, А. Ковалёва). Проблема успешности социализации: усвоение индивидом социальных ценностей и норм как основа успешной социализации. Основные этапы, уровни, формы и агенты социализации личности. Оценка результативности социализации. Социальная идентификация и социальная идентичность. Уровни социальной идентичности. Кризисы социальной идентичности. Ускоренная, принудительная и запаздывающая социализация. Семья как важнейший институт социализации; социализационная роль институтов образования и воспитания. Возможности коррекции отклонений в социализации. Профессиональная социализация. Раздел 4 Социальные изменения и социальные процессы Тема 4.1 Особенности и виды социальных процессов Виды социальных изменений. Сопротивление социальным изменениям и их принятию. Понятие и виды социального процесса. Структурные элементы социального процесса. Понятия социального развития и социального цикла. Классификация основных социальных процессов Р. Парка и Э. Берджеса: процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. Процесс трудовой деятельности (социальный аспект). Изучение профессиональной мобильности. Социальные проблемы научной деятельности. Творчество как неотъемлемая часть научной деятельности. Процессы коммуникации. Эффективность средств коммуникации. Процесс получения образования. Система образования и социальная структура. Социальные условия и образование. Проблема выбора профессии, формирование профессиональных ориентаций. Трудовая деятельность на предприятии торговли. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. следующая страница >> |
ещё >> |