Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 284.25kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 330.53kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 080500... 1 332.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 375.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 5 648.33kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 2 466.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 300.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 384.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 495.57kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 3 488.34kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 1 360.9kb.
Темы рефератов по дисциплине «Иновационный менеджмент» 1 33.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика» - страница №1/3

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

СОЦИОЛОГИЯ


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика»

Профиль подготовки Архитектура предприятия

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращённые сроки

Оренбург


2012

УДК


ББК

С


Обсуждена на заседании кафедры «Управления персоналом, туризма и сервиса» от 07 ноября 2012 г., протокол № 3.
Принята Учебно-методическим советом от __ _______ 201_ г., протокол № _.
Утверждена приказом ректора от _________________201_ г., протокол №___
Составители: А. С. Свиридова, В. П. Моргунов



С

Социология : рабочая программа учебной дисциплины / сост. А. С. Свиридова, В. П. Моргунов. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 33 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования», принятым в институте.



Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика».

УДК

ББК



© Свиридова А. С., Моргунов В. П., составление, 2012

© Оформление ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012


Содержание


1 Цели освоения дисциплины…………………………………………….

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………...

5

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины .................……………………………………………………

6

4 Структура и содержание дисциплины.................……………………….

8

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ……………………………….

8

4.2 Наименование тем, их содержание...................................................

9

4.3 Тематический план изучения дисциплины......................................

13

4.3.1 Очная форма обучения………………………………………..

13

4.3.2 Заочная форма обучения...........................................................

14

4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращённые сроки...........................................................................................

15

5 Образовательные технологии...……………………………………..........

16

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………..........................

17

6.1 Система и формы контроля..................................................................

17

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов....................................

17

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов................................................................................................

18

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения……………………..

18

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения.............................................................

19

6.3.3 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу…

21

6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала ....................................................................

23

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………........

29

7.1 Основная литература……………………………………....…………

29

7.2 Дополнительная литература……………………………....…………

29

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы...............................

30

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины………………….

32


1 цели освоения дисциплины
Цель: овладение студентами теоретическими знаниями в области социологии, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания, а также подготовка широко образованных, творческих и критически мыслящих работников, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Задачи:

  • изучить основные этапы развития социологической мысли и современных направлений социологических теорий;

  • определить понятие общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

  • изучить культуру как важнейший социообразующийся институт и критерий сравнения общностей; содержание понятий: ценности, нормы; культурно-историческое значение религии;

  • рассмотреть личность как субъекта социального действия и взаимодействий, понятие социализации и социального контроля, девиантного поведения;

  • выявить структуру общества, его институты, группы, статусы и их функциональное взаимодействие;

  • рассмотреть особенности и проблемы стратификации российского общества, природу социальных и этнических конфликтов и возможности их разрешения, основные направления социальной политики государства.


2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Курс «Социология» входит в базовую часть цикла Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл) основной образовательной программы ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика».

Данная дисциплина изучается студентами после освоения таких дисциплин, как «История» и «Философия».



Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • психология;

  • менеджмент.


3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

В результате освоения дисциплины «Социология» обучающийся должен:

Знать:

  • основные понятия и категории социологии, характеризующие социальную жизнь общества, социологические парадигмы;

  • особенности, принципы и основные методы сбора, измерения и обработки социальной информации;

  • особенности нравственных и правовых норм, системы образцов поведения;

  • особенности и типологию социальных групп;

  • теорию социальных статусов и ролевую теорию.

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный социологический аппарат;

  • формулировать проблемы, цели, задачи, объект, предмет, гипотезы социологического исследования, выбирать методы сбора, обработки и анализа социологической информации;

  • объективно воспринимать, анализировать и грамотно оценивать социальные процессы и явления, формировать собственную позицию и точку зрения на социальные события, прогнозировать тенденции развития социальных процессов;

  • определять место и роль личности в обществе, понимать специфику различных социальных групп и социальных институтов.

Владеть:

  • основными методами сбора, измерения и обработки социальной информации;

  • знаниями и умениями по составлению программы и организации социологического исследования социальных объектов, явлений, процессов;

  • приёмами разработки предложений по совершенствованию социальных явлений и процессов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Социология» составляет 2 зачетные единицы или 72 часа.

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

2

очн.

очн.

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия

18

18

Самостоятельная работа, в т.ч.

34

34

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

17

17

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

15

15

Написание эссе

2

2

Форма рубежного контроля

Зачет

Зачет

Итого часов:

70

72*

* В том числе 2 часа КСР
Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

2

заочн.

заочн.

заочн.

Лекции (Л)

4

-

4

Практические занятия

4

-

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

8

52

60

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

5

-

5

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

37

37

Конспектирование первоисточников (КПИ)

3

-

3

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

15

15

Форма рубежного контроля

-

Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

16

56

72

Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)



Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

У

1

заочн.

заочн.

заочн.

Лекции (Л)

4

-

4

Практические занятия (Сем.)

4

-

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

8

52

60

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

5

-

5

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

37

37

Конспектирование первоисточников (КПИ)

3

-

3

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

15

15

Форма рубежного контроля

-

Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

16

56

72



4.2 Наименование тем, их содержание
Раздел 1 Введение в социологию

Тема 1.1 Объект, предмет, научные категории и методы социологии

Социология как наука об обществе. Объект социологического исследования, предметная область науки и основные категории социологии. Роль и функции социологии в современном обществе. Методология и методы социологии: понятие, классификация, особенности.

Социология в системе гуманитарных и общественных наук, междисциплинарный характер социологических знаний. Структура, уровни и отрасли социологии.
Тема 1.2 История развития социологического знания

Социология как совокупность различных социальных школ, теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, используемые социологами (психологический, структурно-функциональный, статусно-ролевой). Становление социологии как науки. Огюст Конт – основоположник позитивистской социологии. Деление социологии на социальную статику и динамику. Социологические воззрения Герберта Спенсера (эволюционизм). Классическая социология конца XIX – начала XX вв. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма. Социальные факты как предмет социологии. Социологическая теория Макса Вебера. Теория социального действия. Постановка проблемы «понимания» в социологии («понимающая социология»). Идеальные типы. Влияние воззрений Карла Маркса и Фридриха Энгельса на становление социологии. Основные направления в современной социологии: структурно-функциональные теории Талкотта Парсонса и Роберта Мертона, теории конфликта Ральфа Дарендорфа и Томаса Райта, символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид, Чарльз Хортон Кули), феноменологическая теория Альфреда Шюца, Питера Бергера и Томаса Лукмана. Российская социология. Ее истоки в конце XIX – начале XX веков. Последствия запрещения социологии в 30-е годы. Возрождение социологических исследований в 60-е годы. Современное состояние социологии в России: школы и направления. Роль социологии в социальной практике.


Раздел 2 Социальные элементы и структуры

Тема 2.1 Социальное действие и социальная связь как базисные элементы социальной жизни

Социальное действие: определение, виды и структура. М. Вебер о специфике социального действия. Правила наблюдения социального факта Э.Дюркгейма, как принципиальная основа социологического исследования. Понятие социальной связи. Элементы социальной связи. Понятие, типы и формы социального взаимодействия. Механизм взаимодействия. Социальные контакты и социальные отношения как способы социального взаимодействия. Групповая динамика как взаимодействие членов социальных групп между собой. Принципы регуляции социальных взаимодействий.


Тема 2.2 Основные признаки и особенности социальных институтов и социальных общностей

Понятие, основные элементы и признаки социального института. Типологии и функции социальных институтов. Особенности социальных институтов. Строение социального института и механизмы институционализации. Система социальных институтов. Взаимосвязь политических и экономических институтов в современных обществах (Ю. Хабермас). Семья, родство и брак как социальные институты. Образовательные институты и внеинституциональное образование. Религия как социальный институт. СМИ как институт. Роль социальных институтов в обществе и значение для социологии. Общность как социальное образование. Особенности социальных общностей. Проблема общностей в социальной науке. Виды социальных общностей. Социальные группы: их сущность и разновидности. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения.


Раздел 3 Культура и личность в социологии

Тема 3.1 Культурные нормы: сущность, функции, типы

Многообразие подходов к определению культуры. Социальные свойства и функции культуры. Культура как фактор социальных изменений. Основные структурные элементы культуры. Сущность понятия культурные нормы. Роль норм и ценностей в системе культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе. Понятие девиантного поведения. Культура социальных общностей. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Сущность понятия и социально-психологические механизмы социокультурного процесса.


Тема 3.2 Социализация личности и социальные роли

Личность в системе социальных взаимодействий. Понятие «социальный статус». Социальный статус и социальное положение. Статусный набор. Оценка личностного статуса. Устойчивость статусов и степень её осознания. Иерархия статусов. Понятие социальной роли. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Нормативность ролей. Ролевое ожидание и ролевое исполнение. Ролевой набор. Освоение ролей и неадекватная ролевая подготовка. Ролевые теории личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Понятие социализации в социологии. Различные социологические теории социализации (Дж. Мид, Ч. Кули, Э. Эриксон, И. Кон, А. Ковалёва). Проблема успешности социализации: усвоение индивидом социальных ценностей и норм как основа успешной социализации. Основные этапы, уровни, формы и агенты социализации личности. Оценка результативности социализации. Социальная идентификация и социальная идентичность. Уровни социальной идентичности. Кризисы социальной идентичности. Ускоренная, принудительная и запаздывающая социализация. Семья как важнейший институт социализации; социализационная роль институтов образования и воспитания. Возможности коррекции отклонений в социализации. Профессиональная социализация.


Раздел 4 Социальные изменения и социальные процессы

Тема 4.1 Особенности и виды социальных процессов

Виды социальных изменений. Сопротивление социальным изменениям и их принятию. Понятие и виды социального процесса. Структурные элементы социального процесса. Понятия социального развития и социального цикла. Классификация основных социальных процессов Р. Парка и Э. Берджеса: процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. Процесс трудовой деятельности (социальный аспект). Изучение профессиональной мобильности. Социальные проблемы научной деятельности. Творчество как неотъемлемая часть научной деятельности. Процессы коммуникации. Эффективность средств коммуникации. Процесс получения образования. Система образования и социальная структура. Социальные условия и образование. Проблема выбора профессии, формирование профессиональных ориентаций. Трудовая деятельность на предприятии торговли. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.



следующая страница >>



Правда — это то, что каждый из нас обязан рассказать полицейскому. Бертран Рассел
ещё >>