Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 62 «Информационная безопасность» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 2 549.8kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 302.56kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 468.7kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 090900. 1 384.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 276.22kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 3 581.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 371.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 2 444.12kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 342.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 303.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 2 516.25kb.
Предположительно! 8 апреля 2013 года на факультете экономики ниу... 1 27.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 62 «Информационная - страница №1/1

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность»

Профиль подготовки «Организация и технология защиты информации»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

Оренбург

2011


УДК

ББК


О

Обсуждена на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 31 августа 2011 г., протокол № 1.


Принята Учебно-методическим советом от 28.06.2012г., протокол № 10.
Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 143-т

Составитель: Н. Н. Терехова.





О

Основы управленческой деятельности : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. Н. Терехова. – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 22 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы управленческой деятельности» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной формы обучения направления подготовки 090900.62 «Информационная безопасность». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 090900.62 «Информационная безопасность» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования», принятым в институте.



Рабочая программа учебной дисциплины «Основы управленческой деятельности» адресована студентам очной формы, обучающимся в Институте по направлению подготовки 090900.62 «Информационная безопасность».

УДК

ББК

© Терехова Н. Н., составление, 2011

© ФГБОУВПО «ОГИМ», 2011




1 Цели освоения дисциплины…………………..………………..............

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................…………………………………………………….

4

4 Структура и содержание дисциплины.................……………………….

6

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………………

6

4.2 Наименование тем, их содержание..............................................

6

4.3 Тематический план изучения дисциплины.................................

10

4.3.1 Очная форма обучения….................................................

10

5 Образовательные технологии...……………………………………........

10

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….......................

11

6.1 Система и формы контроля.........................................................

11

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов.............................

12

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.............................................................................................

12

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения.............

13

6.3.2 Примерные темы рефератов…………………………..

6.3.2 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу……………………………………………………………



15

6.3.3 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала ...............................................................

17

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...

20

7.1 Основная литература……………………………………....…….

20

7.2 Дополнительная литература……………………………....……

20

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы........................

21

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины.................……...

21

Содержание
1 цели освоения дисциплины
Цель: формирование у студентов знаний по основам управления, а также навыков и умений в применении данных знаний в конкретных условиях обеспечения информационной безопасности объекта.

Задачи:

сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки, необходимые для:



  • анализа эффективности управленческой деятельности на основе накопленного мирового опыта в области теории и практики управления;

  • планирования и организации управленческой деятельности в области информационной безопасности;

  • динамического и гибкого управления информационной безопасностью объекта в условиях непрерывных изменений в обществе и в экономической сфере;

  • проектирования системы управления информационной безопасностью.




2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Основы управленческой деятельности» относится к базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1), предназначенного для студентов, обучающихся по направлению подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность».

Для изучения дисциплины «Основы управленческой деятельности» студентам необходимы знания, умения и компетенции, полученные ими в средней общеобразовательной школе.



Дисциплины, для которых освоение дисциплины «Основы управленческой деятельности» необходимо как предшествующее: «Управление информационной безопасностью», «Социально-психологические основы управления».

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Основы управленческой деятельности» направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК – 5);

  • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК – 6);

  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения, владение культурой мышления (ОК – 8);

  • способность формировать эффективный комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК – 4);

  • способностью разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления информационной безопасностью (ПК – 25).

В результате освоения дисциплины «Основы управленческой деятельности» обучающийся должен:

Знать:

  • основные понятия и методы в области управленческой деятельности;

  • природу управленческой деятельности и основные тенденции ее развития;

  • особенности организации управленческой деятельности;

  • закономерности управления различными системами;

  • понятие, виды и признаки организации;

  • составляющие внешней и внутренней среды организации;

  • возможности использования информационных технологий в управленческой деятельности;

  • основные функции управленческой деятельности;

  • факторы эффективности управленческой деятельности.

Уметь:

  • оценивать эффективность управленческих решений;

  • использовать зарубежный и отечественный опыт управления современными организациями;

  • проводить оценку внешней и внутренней среды организации;

  • планировать управленческую деятельность;

  • использовать информационные технологии в управленческой деятельности;

  • принимать эффективные решения, используя различные модели и методы принятия управленческих решений;

  • оценивать эффективность управленческой деятельности;

  • использовать внутреннюю и внешнюю мотивацию при управлении персоналом организации.

Владеть навыками:

  • обоснования, выбора, реализации и контроля результатов управленческого решения;

  • анализа и оценки внешней и внутренней среды организации.



4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Основы управленческой деятельности» составляет 2 зачетные единицы или 72 часа.

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

очн.

очн.

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (Практ)

18

18

КСР

2

2

Самостоятельная работа, в т.ч.

31

31

Подготовка к практическим занятиям (ПЗ)

9

9

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

20

20

Подготовка реферата

2

2

Подготовка к рубежному контролю

3

3

Форма рубежного контроля

Зачет

Зачет

Итого часов:

72

72



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Сущность и содержание управленческой деятельности

Понятие и виды управления. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Субъект и объект управления. Принципы и законы управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

Менеджмент как процесс, наука, искусство, практика, аппарат управления. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Основные направления современного менеджмента.

Цель, задачи и принципы управленческой деятельности. Структура управленческой деятельности (социальный субъект, цель и имеющиеся условия). Основные характеристики управленческой деятельности: цикличность, дискретность, динамизм, иерархичность, непрерывность связи, скалярность и взаимозависимость элементов.

Управленческий труд: понятие и специфика. Предмет, продукт и средства труда в управлении. Объекты управленческого труда: социальные группы, имущественные комплексы, социально-экономические процессы, поведение работников, отношения между социальными группами, режим использования производства и оборудования. Типы управленческого труда: эвристический, административный, операторный. Уровни управления. Задачи менеджеров различных уровней управления.


Тема 2 Эволюция управленческой мысли

Условия и факторы (рыночные отношения, индустриальный способ организации производства, появление акционерной собственности) возникновения и развития управления. Управленческие революции.

Школа научного управления. Работы Ф. У. Тейлора, Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет, Г. Гантта, Г. Форда по совершенствованию организации и условий труда. Принципы производительности Г. Эмерсона. Преимущества и недостатки школы.

Классическая или административная школа в управлении. Принципы управления А. Файоля. Теория рациональной бюрократии М.Вебера. Преимущества и недостатки школы.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Работы Э. Мейо и М. Фоллетт. Хотторнские эксперименты. Поведенческие концепции А. Маслоу, Д. МакГрегора, У. Оучи.

Школа науки управления или количественных методов (Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер).

Подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный.

Развитие управления в России. Основные группы концепций управления: организационно-технические (А. А. Богданов, О. А. Ерманский, А. К. Гастев) и социальные (П. М. Керженцев, Н. А. Витке, Ф. Р. Дунаевский). Отсутствие предпосылок менеджмента в период советского хозяйствования. Специфика системы управления бизнесом на отечественных предприятиях. Особенности современного российского менеджмента.



Тема 3 Организация как система и объект управления

Понятие организации как системы. Основные положения теории систем. Виды систем.

Признаки организации. Жизненный цикл и типы организаций. Дифференциация понятий: организация, фирма, предприятие, компания.

Внешняя и внутренняя среда в управлении организацией. Специфические особенности внешней среды организации: сложность, взаимозависимость, неопределенность. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Внутренняя среда, ее основные переменные: цели, задачи, технология, структура и люди.
Тема 4 Сущность и классификация функций управления

Функции управления как результат разделения труда в аппарате управления. Классификация функций управления: общие и специальные.

Планирование как процесс определения целей организации и путей их достижения. Принципы планирования (привлечение сотрудников организации к работе над планом, непрерывность, преемственность, гибкость, согласование планов, экономичность, создание необходимых условий для выполнения плана) и его функции (целевая и организационная). Виды планов.

Корпоративная миссия и цели управления, основные требования к ним. Иерархия целей организации.

Организация как функция управления, сущность и принципы.

Организационные отношения в системе управления. Понятие управленческих полномочий. Линейные и аппаратные полномочия. Делегирование как сред­ство распределения организационных полномочий.

Организационные формы и структуры управления. Элементы организационной структуры управления: звенья, уровни, связи. Виды структур управления: механистиче­ские и органические структуры. Характеристика (схема, преимущества и недостатки) линейной, функциональной, линейно-функциональной, линейно-штабной, матричной, дивизиональной структур управления.

Координация как функция управления. Способы координационных действий по Г. Минцбергу.

Понятие мотивации. Модель мотивации. Содержательные теории мотивации (иерархия потребностей А. Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория приобретенных потребностей МакКлелланда). Процессуаль­ные концепции мотивации (теория ожиданий В. Врума, теория спра­ведливости Адамса, модель Лоулера – Портера).

Сущность и задачи контроля в системе управления. Основные виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Основные этапы контроля: установление стандартов, сравнение, выявление отклонений, регулирование. Характеристики эффективного контроля.


Тема 5 Методы управленческой деятельности

Понятие методов управленческой деятельности. Классификация методов управленческой деятельности.

Административные методы управленческой деятельности. Основные средства административного воздействия.

Экономические методы управленческой деятельности. Средства экономического воздействия и их преимущества.

Социально-психологические методы управленческой деятельности, их специфика.
Тема 6 Процесс принятия и реализации управленческих решений

Решения в управленческой деятельности: понятие и типология. Значение управленческих решений и тре­бования к ним.

Основные этапы процесса принятия и реализации управлен­ческого решения. Модели принятия управлен­ческого решения. Реализация и контроль выполнения решений.

Методы принятия управленческих решений.

Эффективность управленческих решений и ее составляющие.
Тема 7 Информационно-коммуникационное обеспечение управленческой деятельности

Управленческая информация: понятие и основные требования к качеству информации. Информация как основа коммуникационного процесса.

Коммуникации в управленческой деятельности. Коммуникационный процесс (понятие, элементы, этапы, барьеры). Виды коммуникаций в организации. Коммуникационные сети.

Система информационного обеспечения управления. Основные элементы управленческой информационной системы. Угрозы безопасности информации. Система управления информационной безопасностью.



Тема 8 Эффективность управленческой деятельности

Понятия, сущность и содержание эффективности управленческой деятельности. Факторы эффективности управленческой деятельности. Внешняя и внутренняя эффективность управления. Экономическая и социальная эффективность управления. Алгоритм оценки эффективности управленческой деятельности. Основные показатели оценки экономической и социальной эффективности управления: обобщающие и частные. Затраты на управление. Роль трудовых ресурсов, знаний, материальных ресурсов, информации, времени и пространства в обеспечении эффективности управления организации.

Качество управленческой деятельности, основные характеристики (скорость и обоснованность принятия важных решений, возможность и реальное делегирование полномочий, контроль выполнения решений, система поощрения и наказаний, проходимость информации «вниз» и «вверх», кадровая политика, качество планирования деятельности, лидерство). Категории результативности управленческой деятельности П. Друкера (действенность, производительность, экономичность, прибыльность, качество продукции, инновационная активность, качество трудовой жизни работников).

4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Практ

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

Тема 1 Сущность и содержание управленческой деятельности

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

Тема 2 Эволюция управленческой мысли

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

Тема 3 Организация как система и объект управления

2

2

4

1

ПЗ

5

Тема 4 Сущность и классификация функций управления

4

4

8

7

ПЗ

СИ


15

Тема 5 Методы управленческой деятельности

2

2

4

1

ПЗ

5

Тема 6 Процесс принятия и реализации управленческих решений

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

Тема 7 Информационно-коммуникационное обеспечение управленческой деятельности

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

Тема 8 Эффективность управленческой деятельности

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

Подготовка реферата

-

-

-

2

-

2

КСР

-

-

-

-

-

2

Подготовка к рубежному контролю

-

-

-

-

-

3

Итого часов:

18

18

36

31

-

72



5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Основы управленческой деятельности» используются формы, указанные в таблице.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

Тема 1 Сущность и содержание управленческой деятельности

Работа в группах.

Тема 2 Эволюция управленческой мысли

Тесты.

Тема 3 Организация как система и объект управления

Решение ситуационных задач.

Работа в группах.



Тема 4 Сущность и классификация функций управления

Решение ситуационных задач.

Работа в группах.

Сase-study.


Тема 5 Методы управленческой деятельности

Решение ситуационных задач.

Тесты.


Тема 6 Процесс принятия и реализации управленческих решений

Решение ситуационных задач.

Работа в группах.

Сase-study.


Тема 7 Информационно-коммуникационное обеспечение управленческой деятельности

Решение ситуационных задач.

Работа в группах.



Тема 8 Эффективность управленческой деятельности

Решение ситуационных задач.

Работа в группах.





6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ.

Программой дисциплины «Основы управленческой деятельности» в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Тематический контроль определяет степень усвоения обучающимися одной из тем изучаемой дисциплины, их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

  2. Рубежной формой контроля является зачет.



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины «Основы управленческой деятельности» завершается зачетом, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.16.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)








Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценка работы студента на практических занятиях

max 30 баллов

П4

Оценка самостоятельной работы студента

max 30 баллов

Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)




Оценка

Баллы

5

30

4

20

3

10

2

0

Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине




Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета

Оценка

85-100

5 (зачтено)

65-84

4 (зачтено)

50-64

3 (зачтено)

0-49

2 (не зачтено)



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • подготовка к практическим занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых на самостоятельное изучение;

  • подготовка реферата;

  • подготовка к зачету и сдача зачета.



6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения


Наименование разделов, тем

Дидактические единицы, выносимые на самостоятельное изучение

Форма отчетности о результатах СР

1

2

3

Тема 1 Сущность и содержание управленческой деятельности

Объекты управленческого труда: социальные группы, имущественные комплексы, социально-экономические процессы, поведение работников, отношения между социальными группами, режим использования производства и оборудования.

Тематический контроль, рубежный контроль

Тема 2 Эволюция управленческой мысли

Развитие управления в России. Основные группы концепций управления: организационно-технические (А. А. Богданов, О. А. Ерманский, А. К. Гастев) и социальные (П. М. Керженцев, Н. А. Витке, Ф. Р. Дунаевский). Отсутствие предпосылок менеджмента в период советского хозяйствования. Специфика системы управления бизнесом на отечественных предприятиях. Особенности современного российского менеджмента.

Конспект, тематический контроль,

рубежный контроль



Тема 4 Сущность и классификация функций управления

Виды структур управления: механистиче­ские и органические структуры. Характеристика (схема, преимущества и недостатки) линейной, функциональной, линейно-функциональной, линейно-штабной, матричной, дивизиональной структур управления.

Содержательные теории мотивации (иерархия потребностей А. Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория приобретенных потребностей МакКлелланда). Процессуаль­ные концепции мотивации (теория ожиданий В. Врума, теория спра­ведливости Адамса, модель Лоулера – Портера).



Конспект, тематический контроль,

рубежный контроль



Тема 6 Процесс принятия и реализации управленческих решений

Методы принятия управленческих решений.

Тематический контроль, рубежный контроль

Тема 7 Информационно-коммуникационное обеспечение управленческой деятельности

Коммуникационные сети.

Тематический контроль, рубежный контроль

Тема 8 Эффективность управленческой деятельности

Категории результативности управленческой деятельности П. Друкера (действенность, производительность, экономичность, прибыльность, качество продукции, инновационная активность, качество трудовой жизни работников).

Тематический контроль, рубежный контроль



6.3.2 Примерные темы рефератов1


  1. Вклад виднейших представителей классической школы в развитие взглядов на управление.

  2. Вклад виднейших представителей школы человеческих отношений в ее становление и развитие.

  3. Значение работ Д. Макгрегора, Ф. Герцберга, А. Маслоу и других исследователей бихевиористского направления.

  4. «Новая школа управления» и формирование главных принципов количественного подхода.

  5. «Методологические принципы формирования российского менеджмента» М. А. Картавого и А. Н. Нехамкина.

  6. Зарождение и развитие менеджмента в России.

  7. Основные группы концепций управления в России.

  8. Новая управленческая парадигма.

  9. Условия и факторы, влияющие на качество решения в менеджменте.

  10. Основные этапы разработки, принятия и реализации управлен­ческого решения.

  11. Методики принятия группового решения. Критерии выбора методов выработки решений.

  12. Экспертные методы принятия решений.

  13. Методология и организация процесса разработки управленческого решения.

  14. Метод мозгового штурма и его модификации.

  15. Методы принятия решений «дерево решений» и «платежная матрица»

  16. Модели разработки и принятия управлен­ческого решения.

  17. Ошибки при принятии управленческих решений и практические советы руководителю по их устранению.

  18. Оценка эффективности управленческих решений.

  19. Использование информационных технологий в управленческой деятельности.

  20. Сущность и содержание социального управления.

  21. Коммуникационный процесс и его роль в организациях.

  22. Различие трех подходов к принятию решений: рационально-экономическая модель, административная модель и теория представления.

  23. Информация и информационные системы в управлении.

  24. Японская модель управления: тенденции развития в XX веке.

  25. Американская модель управления: состояние и перспективы развития.

  26. Информационное обеспечение систем управления.

  27. История управленческой мысли в России.

  28. Современное состояние управленческой мысли: тенденции, перспективы развития.

  29. Лидерство – искусство, стиль, наука?

  30. Информация и ее роль в управлении.



6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Понятие, виды, принципы и законы управления. Цель, функции, субъект и объект управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

  2. Менеджмент как процесс, наука, искусство, практика, аппарат управления. Основные направления современного менеджмента.

  3. Управленческая деятельность: понятие, задачи, принципы, структура, основные характеристики.

  4. Управленческий труд: понятие и специфика. Предмет, продукт, средства и объекты управленческого труда.

  5. Разделение управленческого труда: структурное, вертикальное, горизонтальное, технологическое, профессионально-квалификационное, по типам управления.

  6. Уровни управления. Задачи менеджеров различных уровней управления.

  7. Исторические тенденции развития управленческих идей. Управленческие революции.

  8. Периодизация развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды.

  9. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, супруги Гилбрет, Г. Эмерсон).

  10. Административная школа управления (А. Файоль, М. Вебер, П. Друкер).

  11. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (Э. Мэйо, М. Фоллет, А. Маслоу, Д. МакГрегор). Хотторнские эксперименты.

  12. Школа науки управления или количественный подход (Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер).

  13. Управленческие идеи в России и СССР (А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский).

  14. Подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный.

  15. Организация как система. Основные положения теории систем.

  16. Организация: понятие, основные признаки. Жизненный цикл и типы организаций.

  17. Внешняя и внутренняя среда организаци.

  18. Функции управления как результат разделения труда в аппарате управления. Классификация функций управления: общие и специальные.

  19. Планирование как функция управления: понятие, принципы. Виды планов.

  20. Корпоративная миссия и цели управления, основные требования к ним. Иерархия целей ор­ганизации.

  21. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы.

  22. Основные характеристики иерархических типов организационных структур управления. Классификация иерархических структур управления: схема, особенности, преимущества и недостатки.

  23. Основные характеристики органических типов организационных структур управления. Классификация органических структур управления: схема, особенности, преимущества и недостатки.

  24. Управленческие полномо­чия: понятия, виды. Делегирование полномочий.

  25. Координация как функция управления. Способы координационных действий по Г. Минцбергу.

  26. Сущность, задачи и виды контроля в системе управления. Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля.

  27. Мотивация. Содержательные теории мотивации.

  28. Мотивация. Процессуальные теории мотивации.

  29. Понятие методов управленческой деятельности, их классификация.

  30. Административные методы управленческой деятельности.

  31. Экономические методы управленческой деятельности.

  32. Социально-психологические методы управленческой деятельности.

  33. Управленческая информация: понятие и основные требования к качеству информации.

  34. Коммуникационный процесс (понятие, элементы, этапы, барьеры).

  35. Коммуникационные сети.

  36. Система информационного обеспечения управления: понятие, основные элементы.

  37. Система управления информационной безопасностью: понятие, основные элементы.

  38. Решения в процессе управления: понятие, особенности, виды. Факторы, влияющие на эффективность решений.

  39. Модели разработки управленческих решений.

  40. Основные этапы процесса принятия и реализации управлен­ческого решения.

  41. Методы принятия управленческих решений.

  42. Эффективность управленческих решений и ее составляющие.

  43. Понятие, сущность и содержание эффективности управленческой деятельности. Алгоритм оценки эффективности управленческой деятельности.

  44. Основные характеристики качества управленческой деятельности.



6.3.4 Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)
Выберите вариант/варианты правильного ответа:

1. К донаучному периоду развития теории и практики управления относятся идеи таких ученых как:

а) Ф. У. Тейлор

б) А. Маслоу

в) Н. Макиавелли

г) А. Смит

д) Сократ

е) А. Македонский

2. В научном периоде развития теории и практики управления выделяют следующие подпериоды:

а) Период систематизации

б) Донаучный период

в) Постиндустриальный период

г) Индустриальный период

д) Информационный период

е) Инженерный

3. «Отцом» научного менеджмента считают:

а) А. Файоля

б) Платона

в) Ф. Тейлора

г) Г. Форда

4. Наиболее длительный период развития теории и практики управления – донаучный, имеет следующие временные границы:

а) конец XVIII – начало XIX века

б) IX-VII тысячелетия до н.э. - XVIII век

в) 1776 -1856 гг.

г) 1960 год - до настоящего времени

5. А. Маслоу в своей концепции «Пирамида потребностей» выделил следующие 5 типов потребностей:

а) Физиологические потребности

б) Потребность в уважении

в) Потребность достижения

г) Социальные потребности

д) Потребность роста

е) Потребность в безопасности

ж) Потребность принадлежности и причастности

з) Потребность в самовыражении

6. Презумпция того, что работники по природе своей ленивы, предпочитают исполнять команды руководителя и избегать ответственности, характерна для:

а) теории X

б) теории Z

в) теории Y

г) теории исключительности

7. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления - единоначалие?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

в) школы науки управления или количественный подход

г) школы поведенческих наук

8. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие административной школы управления?

а) А. Файоль

б) М. Фоллетт

в) Ф. Тейлор

г) Э. Мейо

9. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей о подчиненных?

а) школы человеческих отношений

б) школы науки управления

в) школы научного управления

г) административной школы

10. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук (математика, статистика, кибернетика)?

а) школы науки управления и количественный подход

б) школы научного управления

в) школы человеческих отношений

г) классической или административной школы

11. Вклад немецкого социолога М. Вебера в развитие управленческой мысли состоит в том, что он:

а) первым дал систематизированный анализ бюрократии

б) разработал модель «административной эффективности»

в) является автором теории «социальной гигиены»



12. __________________ управленческая революция является наиболее значимой в истории управления, поскольку именно в этот период управление сформировалось как самостоятельный вид деятельности:

а) первая

б) вторая

в) третья

г) четвертая

д) пятая


е) шестая

13. В истории менеджмента автором дифференцированной оплаты труда является

а) А. Смит

б) М. Вебер

в) Э. Мэйо

г) Ф. Тейлор

14. Перечислите этапы Хоторнских экспериментов в порядке их проведения:

а) эксперименты с освещением

б) наблюдения за бригадой электриков в банке

в) программа по интервьюированию



г) испытания на сборке реле

15. Установите соответствие:

Название

Характеристика

1 Первая
упр. революция

А) «Производственно-строительная», связана с именем Навуходоносора II, была направ­лена на соединение госуд. методов управления с контро­лем за деятельностью в сфере производства и строительства.

2 Вторая
упр. революция

Б) «Рели­гиозно-коммерческая», произошла в Шумере. Менеджмент - инструмент коммерческой и религиозной деятельно­сти, постепенно превращаясь в особый социальный институт и новое профессиональное занятие.

3 Третья
упр. революция

В) Появле­ние класса профессиональных менеджеров, первые школы бизнеса и система про­фессионального обучения руководителей.

4 Четвертая упр. революция

Г) Наиболее значимая в истории управления, поскольку именно в этот период управление сформировалось как самостоятельный вид деятельности.

5 Пятая
упр. революция

Д) «Светско-административная», ко­декс Хаммурапи.



7 Учебно-методическОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплинЫ
7.1 Основная литература


  1. Виханский О. С. Менеджмент : учебник для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2006. - 670 с.

  2. Русаков С. А. Основы управленческой деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.А. Русаков . - М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.



7.2 Дополнительная литература


  1. Балашов А. П. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов /

А. П. Балашов. – М. : Вузовский учебник, 2009. – 281 с.

  1. Бурганова Л. А. Теория управления : учеб. пособие для вузов /
    Л. А. Бурганова. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 139 с.

  2. Глухов В. В. Менеджмент : учебник для вузов / В. В. Глухов. – 3 изд. – СПб.: Питер, 2009. – 600 с.

  3. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. – пер. с англ. - 6-е изд. - СПб. : Издательство «Питер», 2004. - 864 с.

  4. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента : учебное пособие / Н. И. Кабушин. – 10-е изд. – М. : Новое знание, 2007. – 336 с.

  5. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М. : Дело, 2005. - 720 с.

  6. Основы теории управления : учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М. : Финансы и статистика. - 2004. – 560 с.

  7. Рой О. М. Теория управления : учебное пособие / О. М. Рой. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.

  8. Теребекин А. В. Менеджмент организации: учебник / А. В. Теребекин, Б.С. Касаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 408 с.

  9. Теория управления : учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – 3-е изд. доп. и перераб. - М. : РАГС, 2008. - 557 с.



7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. http://infomanagement.ru.

  2. http://www.management-ru.ru.

  3. http://www.aup.ru

  4. http://www.profy.ru

  5. http://www.econline.h1.ru

  6. Операционная система Windows.

  7. Стандартные офисные программы.



8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Мультимедийные средства: ноутбук и проектор.

  2. Набор слайдов.

  3. Описание ситуационных задач.

  4. Материалы контрольно-тестовых заданий.

Учебно-программное издание
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Терехова Наталия Николаевна
Книга выходит в авторской редакции

Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 /16.

Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.


Отпечатано в типографии ФГБОУВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел./факс: (3532) 30-50-00, 30-60-00


1 Тема реферата и срок его выполнения определяется студентом самостоятельно, но в течение семестра обязательна подготовка одного реферата.





Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно. Чарлз Чаплин
ещё >>