Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 230700. 1 365.52kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 230700. 1 268.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 230700. 1 248.43kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 62 «Прикладная... 1 332.44kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 62 «Прикладная... 3 479.18kb.
Рабочая программа дисциплины теория алгоритмов направление подготовки... 1 215.1kb.
Рабочая программа дисциплины программная инженерия направление подготовки... 1 276.64kb.
Рабочая программа дисциплины математические основы криптографии направление... 1 218.45kb.
Рабочая программа по дисциплине «Электронная коммерция» Направление... 1 270.78kb.
Рабочая программа дисциплины информационная безопасность Направление... 1 305.46kb.
Рабочая программа для студентов направления 230700. 68 «Прикладная... 1 347.51kb.
Программа дисциплины «Программная инженерия» 1 130.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 230700. 68 «Прикладная - страница №1/1



министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«Оренбургский государственный институт менеджмента»


«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

_______ О. А. Свиридов

«___»__________ 201г.

ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 230700.68 – «Прикладная информатика»

Профиль подготовки Прикладная информатика

Квалификация (степень) выпускника магистр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки

Оренбург


2012

УДК


ББК

М

Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий»


от 12.10. 2011 г., протокол № 2.
Принята Учебно-методическим советом от_________ 201__ г., протокол № _.
Утверждена приказом ректора № ___
Составитель: С. И. Сормов.



М

Программная инженерия : рабочая программа учебной дисциплины / сост. С. И. Сормов. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 15 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Программная инженерия» определяет ее содержание, объем, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 230700.68 «Прикладная информатика». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 230700.68 «Прикладная информатика» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Программная инженерия» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 230700.68 «Прикладная информатика».

УДК

ББК
© Сормов С. И., составление, 2012

© Оформление. ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012



1. Цели освоения модуля (дисциплины)

Код

цели

Формулировка цели

Ц1

Подготовка выпускников к проектнотехнологической деятельности в области создания компонентов программных комплексов и баз данных, автоматизации технологических процессов с использованием современных инструментальных средств и технологий программирования.

Ц2

Подготовка выпускников к комплексным

инженерным исследованиям для решения задач, связанных с разработкой программных средств.



Ц3

Подготовка выпускников к работе по созданию программного обеспечения в проектных группах. Обучение методам командной работы.

Ц4

Подготовка выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Программная инженерия» относится к базовой составляющей профессионального цикла учебных дисциплин ООП.


Для изучения дисциплины «Программная инженерия» студент должен:

Знать:

  • современные тенденции развития информатики и вычислительной техники, компьютерных технологий;

  • основы создания информационных систем и использование новых информационных технологий обработки информации;

  • жизненный цикл программного обеспечения;

  • объектно-ориентированное программирование;

  • теории и методы классификации;

  • элементы теории сложности.

Уметь:

  • применять математические методы, физические законы и вычислительную технику для решения практических задач;

  • программировать на одном из алгоритмических языков;

  • применять алгоритмы поиска информации при разработке ПО;



Владеть:

  • элементами функционального анализа;

  • основами алгоритмизации;


Пререквизиты:

Б2.Б3 (Информатика и программирование), Б3.В2 (Технология разработки программного обеспечения)


Кореквизиты:

Б3.Б6 (Проектирование информационных систем)



3. Результаты освоения дисциплины

Код

результатов



Результат обучения

(выпускник должен быть готов)



Р3

Ставить и решать задачи комплексного анализа, связанные с созданием новых информационных технологий и информационных систем в экономике, с использованием базовых и специальных знаний, современных аналитических методов и моделей.

Р4

Разрабатывать новые и модернизировать уже существующие информационные технологии и системы (в экономике) в соответствии с техническим заданием.

Р9

Эффективно работать индивидуально и в качестве члена группы, состоящей из специалистов различных направлений и квалификаций, демонстрировать ответственность за результаты работы и готовность следовать корпоративной культуре организации.




Результат обучения

Код

Знания

Код

Умения

Код

Владения

Р3

З.3.3.2

Задачи методы исследования и обеспечения качества и надежности программных компонентов. Экономико-правовые основы разработки программных продуктов

У.3.3.2

Проводить сравнительный анализ и выбор ИКТ для решения прикладных задач и создания ИС

В.3.3.2

Навыки оценки деятельности предприятия с позиции внутреннего состояния и внешнего окружения, оиентируясь на макро- и микроэкономические показатели

З.3.3

Методы анализа прикладной области, информационных потребностей, формирования требований к ИС

У.3.3

Разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС; проводить формализацию и реализацию решения прикладных задач







З.3.4

Методы и средства организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла, оценка затрат проекта и экономической эффективности ИС; основы менеджмента качества ИС, методы управления портфолио IT-проектов

У.3.4

Использовать методы научного познания в профессиональной области







Р4

З.4.3

Принципы организации проектирования и содержание этапов процесса разработки

программных комплексов



У.4.3

Формировать архитектуру программных комплексов для информатизации предприятий, разрабатывать программные приложения

В.4.3

Использование современных технологий программирования, тестирования и документирования программных комплексов

Р9







У.9.2

Эффективно работать в качестве члена команды по разработке программных средств

В.9.2

Способностью брать на себя ответственность за результаты работы по разработке программных средств.

В результате освоения дисциплины студент будет:



Знать:

  • знать, почему программные системы сложны и уметь оценивать сложность разработки конкретной программной системы;

  • иметь представление о жизненном цикле программного обеспечения.

  • иметь представление и уметь оценивать качество программного обеспечения;

  • знать технологию разработки программного обеспечения и владеть методами используемыми при производстве программного обеспечения;

  • знать методы выявления требований на программный продукт.


Уметь:

  • применять модели разработки программного обеспечения при создании программных продуктов;

  • применять средства моделирования программных систем;

  • работать с заказчиком для выявления требований к программному продукту;

  • составлять техническое задание на разработку программного продукта.

Владеть:

  • элементами проектирования программых комплексов;

  • методами тестирования и отладки программных продуктов;

  • навыками по руководству проектной группой.

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие



компетенции:

  • 1.Универсальные (общекультурные)

    ОК-2

    Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

    ОК-3

    Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

    ОК-4

    Способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за низ ответственность.



  • 2. Профессиональные

ПК-3

Умеет разрабатывать интерфейсы «человек  электронно-вычислительная машина»

ПК-4

Умеет разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных.

ПК-5

Умеет разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования.


4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины:

Тема № 1. Почему программному обеспечению присуща сложность

Почему программному обеспечению присуща сложность.

Сложность реальной предметной области, сложность описания поведения больших дискретных систем, сложность управления коллективом разработчиков. Проблемы, возникающие при общении с заказчиками программных систем. Пять признаков сложной системы. Сложность оценки качества программного обеспечения.



Тема № 2. Жизненный цикл программного обеспечения

Жизненный цикл программного обеспечения. Распределение финансовых и временных затрат на реализацию каждого из этапов разработки программного обеспечения. Обследование системы, общение с заказчиком, планирование разработки, составление технического задания.

Детальный анализ предметной области, принятие окончательного решения о необходимости создания информационной системы, проектирование общей архитектуры системы, выбор метода проектирования.



Тема № 3. Обзор методологий проектирования программных продуктов

Каскадные и итеративные технологии. Критичность и маштабность программных проектов.

Тема № 4. Технологии быстрой разработки программного обеспечения

Технология экстремальномого программирования. SCRUM технология. Преимущества и недостатки технологий быстрой разработки программного обеспечения. Организация коллективной работы над проектом при использовании технологий быстрой разработки.

Тема № 5. Использование унифицированного языка моделирования при проектировании программных систем

Введение в UML. Основные диаграммы унифицированного языка моделирование. Диаграмма вариантов использования. Кооперативные диаграммы. Диаграмма классов. Диаграмма компонентов.

Тема № 6. Оценка качества программного обеспечения.

Методики оценки качества ПО. Процессный подход к оценке качества ПО.

Тема № 7. Внедрение и сопровождение программных продуктов.

Планирование процесса внедрения программного продукта. Основные задачи решаемые на этапе внедрения. Процесс устранения ошибок на этапе внедрения. Документирование программного обеспечения. Техническая поддержка пользователей на этапе сопровождения.


4.2. Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения

Таблица 1.



Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)


Колл,

Контр.Р.


Итого

Лекции

Практ./сем.

занятия


Лаб. зан.

1. Почему программному обеспечению присуща сложность

2

 







 

2

2. Жизненный цикл программного обеспечения

2







10




12

3. Обзор методологий проектирования программных продуктов

4







10

 

14

4. Технологии быстрой разработки программного обеспечения

4




14

5




23

5. Использование унифицированного языка моделирования при проектировании программных систем

3




49

5

 

57

6. Оценка качества программного обеспечения.

4







10




14

7. Внедрение и сопровождение программных продуктов.

4







10




14

Курсовое проектирование

 




 

40

 

42

Итого

27




63

90

0

204

5. Образовательные технологии

Таблица 2.

Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО
Методы

Лекц.

Лаб. раб.

Пр. зан./

Сем.,


СРС

К. пр.

IT-методы











Работа в команде













Игра
















Обучение

на основе опыта

















Опережающая самостоятельная работа















Проектный метод














Поисковый метод















Исследовательский метод

















6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1 Текущая СРС.


  • работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса,

  • выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ,

  • опережающая самостоятельная работа,

  • перевод текстов с иностранных языков,

  • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • подготовка к лабораторным работам;

  • подготовка к контрольной работе, к зачету, экзамену.


6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР).

  • поиск, анализ, структурирование и презентация информации,

  • выполнение задания по курсовому проектированию;

  • исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

  • анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.


6.2. Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине


  1. Перечень научных проблем и направлений научных исследований

  • Изучение процесса развития технологии проектирования программных ситем.

  • Изучение технологий быстрой разработки программных систем.

  • Проектировние приложений с использованием технологии быстрой разработки ПО.

  • Изучение средств коммандной разработки ПО.




  1. Темы курсовых проектов (примеры)

1. Гостиница

Ведение справочников: Номера, Услуги, Клиенты

Функции: Ведение справочников, поселение и выселение клиентов, бронирование мест, учёт оказанных услуг

Выходные документы: Счёт за проживание и услуги, Список проживавших на момент времени, Список номеров, Прейскурант услуг.



2. Успеваемость студентов

Ведение справочников: Институты, кафедры, студенты, предметы

Функции: ведение справочников, учёт успеваемости студентов

Выходные документы: Ведомость успеваемости по группе студентов, Приложение к диплому, Аналитические отчёты.



3. Больница

Ведение справочников: Пациенты, Болезни, Палаты, Врачи, История болезни

Функции: Ведение справочников, приём пациента, ведение истории болезни, выписка.

Выходные документы: Список пациентов, Список врачей, Карточка больного.



4. Аптека

Ведение справочников: Группы лекарств, Лекарства, Производители, Поставщики

Функции: ведение справочников, учёт прихода и продаж лекарств

Выходные документы: Отчёт по наличию лекарств на складе по группам, Отчёт по продажам по группам, Счёт-фактура.



5. Кафе

Ведение справочников: Продукты, Блюда, Заказы

Функции: Ведение справочников, хранение рецептов, расчёт себестоимости блюда, приём заказов

Выходные документы: Меню, Счёт заказа, Отчёт по продуктам на складе, Заказы за период.





  1. Темы индивидуальных заданий (примеры)

  1. Организация деятельности администрации гостиницы.

  1. Организация работы службы автоинспекции.

  1. Деятельность налоговой службы.

  1. Организация работы службы социальной помощи.

  1. Деятельность абонентской службы АТС.

  1. Организация работы рекламного агентства.

  1. Деятельность службы трудоустройства.

  1. Организация работы службы общественного питания.

  1. Организация работы службы скорой помощи.

  1. Деятельность фирмы бартерного обмена.

6.3 Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателей.


6.4 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

  1. Буч Г., Рамбо Д., Декобсон А. Язык UML. Руководство пользователя: Пер. с англ. — М.: ДМК, 2000. — 432 с.: ил.

  2. С. Орлов. Технологии разработки программного обеспечения. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во «Питер», 2003. — 480 с.

  3. Мирошниченко Е.А. Технология программирования: Учебное пособие. — Томск: Изд. ТПУ, 2004. — 42 с.

  4. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, 2-е изд. / Пер. с англ. — М.: «Издательство Бином», СПб: «Невский диалект», 1998. — 560 с.: ил.

  5. Фокс Дж.. Программное обеспечение и его разработка. - М.: Мир, 1989. - 360 с.

  6. ИСО 9000-3: ИСО 9001 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, часть 3: Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживанию программного. Международная организация стандартов, Женева, 1991.

  7. ИСО/МЭК 9126 Информационные технологии. Оценка продукции программного обеспечения. Характеристики качества и инструкции по их применению. Международная организация стандартов, Женева, 1991.

Учебно-методические материалы, находящие в локальной сети кафедры ОСУ.



7. Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины

7.1. Входной контроль (пример вопросов)

  1. Перечислите области человеческой деятельности, где используются программные продукты.

  2. Что такое программная система?

  3. Что такое жизненный цикл программного обеспечения?

  4. Перечислите этапы жизненного цикла программного обеспечения.

  5. Перечислите основные подходы программирования.

  6. Опишите структурный подход программирования.

  7. Опишите процедурный подход программирования.

  8. Опишите объектно-ориентированный подход программирования.

  9. Дайте определение процедуры и функции.

  10. Дайте определения программирования.

  11. Дайте определение структуры данных.

  12. Как Вы понимаете понятие «интерфейс».

  13. Что такое поток управления и поток данных?

  14. Что такое объект? Что может быть объектом?

  15. Что такое класс? Чем отличается класс от объекта?

  16. Чем характеризуется класс?

  17. Что такое состояние класса?

  18. Что такое поведение класса?

  19. Перечислите основные типы операций.

  20. Что такое «отношения между классами»?

  21. Что такое модель и моделирование?

  22. Что такое «классификация»?

  23. Что такое качество программного обеспечения с Вашей точки зрения?

  24. Что такое тестирование программных продуктов?


7.2. Итоговый контроль (пример вопросов)

  1. Что такое промышленный программный продукт. Дать определения пакета прикладных программ, программной системы.

  2. Жизненный цикл программного обеспечения. Дать краткую характеристику каждого этапа.

  3. Почему программные системы сложны. Привести пять признаков сложной системы.

  4. Техническое задание. Перечислить и охарактеризовать разделы, входящие в техническое задание.

  5. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. Жизненный цикл унифицированного процесса.

  6. Работа с кадрами. Перечислить роли разработчиков и дать характеристику каждой из них.

  7. Дать определения проекта, процесса, продукта с точки зрения унифицированного процесса разработки программного обеспечения.

  8. Что такое артефакт. В чем преимущества организованного процесса разработки программного обеспечения.

  9. Использование языка UML при проектировании сложных программных систем. Какие диаграммы используются в UML для создания моделей программной системы.

  10. Диаграмма вариантов использования, ее назначение. Рассказать о варианте использования и действующем лице. Правила построения диаграммы вариантов использования.

  11. Понятие класса и объекта. Что может быть объектом. Что такое атрибут и операция.

  12. Пять критериев проверки правильности построения класса.

  13. Что такое классификация с точки зрения объектно-ориентированного проектирования программных систем. Теории классификации.

  14. Методы классификации.

  15. Микропроцесс проектирования. Перечислить этапы и основные виды деятельности выполняемые на каждом из них.

  16. Микропроцесс проектирования – первый этап.

  17. Микропроцесс проектирования – второй этап.

  18. Микропроцесс проектирования – третий этап.

  19. Микропроцесс проектирования – четвертый этап.

  20. Диаграммы взаимодействия. Основное назначение.

  21. Диаграмма классов. Ее назначение. Что она включает. Рассказать об основных видах связей между классами.

  22. Дать определение тестированию и отладке. Особенности и объекты тестирования. Автономное и комплексное тестирование.

  23. Дать определение тестированию и отладке. Направления тестирования. Стратегия тестирования. Контрольный лист тестирования модуля.

  24. Дать определение тестированию и отладке. Локализация ошибок. Классификация ошибок. Безопасное программирование.

  25. Оценки ошибок.

  26. Документирование. Состав и содержание документов прилагаемых к программной системе.

  27. Внедрение программного комплекса. Планирование испытаний.

  28. Внедрение программного комплекса. Подготовка тестовых данных. Анализ результатов испытаний.

  29. Что такое качество с точки зрения квалиметрии. Дать определение свойству и показателю качества ПО. Основные задачи решаемые при оценке качества.

  30. Оценка качества программного обеспечения. Методы оценки свойств программного обеспечения.



9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    Основная литература:

  • Буч Г., Рамбо Д., Декобсон А. Язык UML. Руководство пользователя: Пер. с англ. — М.: ДМК, 2000. — 432 с.: ил.

  • С. Орлов. Технологии разработки программного обеспечения. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во «Питер», 2003. — 480 с.

  • Мирошниченко Е.А. Технология программирования: Учебное пособие. — Томск: Изд. ТПУ, 2004. — 42 с.

  • Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, 2-е изд. / Пер. с англ. — М.: «Издательство Бином», СПб: «Невский диалект», 1998. — 560 с.: ил.

  • Фокс Дж.. Программное обеспечение и его разработка. - М.: Мир, 1989. - 360 с.

  • ИСО 9000-3: ИСО 9001 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, часть 3: Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживанию программного. Международная организация стандартов, Женева, 1991.

  • ИСО/МЭК 9126 Информационные технологии. Оценка продукции программного обеспечения. Характеристики качества и инструкции по их применению. Международная организация стандартов, Женева, 1991.

    Дополнительная литература:

  • Коннолли Т. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика: [пер. с англ.] / Т. Коннолли, К. Бегг,

    Программное обеспечение и Internet-ресурсы:

  • Кузнецов С.Д. Основы современных баз данных. http://www.citforum.ru

  • Когаловский М.Р. Абстракции и модели в системах баз данных [Электронный ресурс]. //СУБД. 1998. №4,5. С.7. Режим доступа: http://www.osp.ru/dbms/1998/04_05/07.htm.

  • Чен П. П.-Ш. Модель «сущность-связь» - шаг к единому представлению данных [Электронный ресурс]. //СУБД. 1995. № 3, С.137 - 158. Режим доступа: http://www.osp.ru/dbms/1995/03/271.htm.

  • Учебно-методические материалы, находящие в локальной сети кафедры ОСУ.

10. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

Компьютерный класс. 10 компьютеров Pentium IV(MB S-478 Bayfild D865GBFL i865G 800 MHz, Celeron 2.4GHz, 2 Dimm 256 Mb, HDD 40 Gb)



Учебно-программное издание

ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ



Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Сормов Сергей Игоревич
Книга выходит в авторской редакции

Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16.

Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.


Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел./факс: (3532) 30-50-00, доб.127







Мы расплачиваемся за ошибки предков, так что вполне справедливо, что они оставляют нам на это деньги. Дон Маркис
ещё >>