страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 090900. 62 «Информационная - страница №1/1
![]() ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оренбургский государственный институт менеджмента» ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 090900.62 «Информационная безопасность» Профиль подготовки Организация и технология защиты информации Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная, заочная
Оренбург
2011 УДК
ББК Я Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от 09.09. 2011 г., протокол № 1 Принята Учебно-методическим советом от 31.05. 2012г., протокол № 9. Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 145-т
Рабочая программа учебной дисциплины «Языки программирования» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной формы обучения направления подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования» принятым в институте. Рабочая программа учебной дисциплины «Языки программирования» адресована студентам очной формы, обучающимся в Институте по направлению подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность». УДК ББК
Содержание
1 цели освоения дисциплиныЦель: изучение основных теоретических положений о языках программирования, методов и подходов программирования, формирование навыков в области информатики и программирования и реализации знаний программирования на практике.Задачи:
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПОДисциплина «Языки программирования» относится к базовой части профессионального цикла (Б 3), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность». Учебные дисциплины, для которых освоение данной учебной дисциплины необходимо как предшествующее: «Базы данных, системы управления базами данных», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» 3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины «Языки программирования» обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть навыками:
4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины «Языки программирования» составляет 4 зачетные единицы или 144 часа. 4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)
4.2 Наименование тем, их содержание Тема 1 Основные понятия языка Общие принципы, необходимые для создания простейших программ элементарные строительные блоки языка, стандартные типы данных, структура программы, переменные, операции, выражения и процедуры ввода-вывода. Тема 2 Управляющие операторы языка Рассматриваются управляющие операторы языка (ветвления, циклы, передача управления), операторы ветвления, условный оператор if , оператор варианта case, операторы цикла, цикл с предусловием while, цикл с постусловием repeat, цикл с параметром for, рекомендации по использованию циклов, процедуры передачи управления, оператор перехода goto. Тема 3 Типы данных, определяемые программистом Описываются одномерные и двумерные массивы, строки, записи, множества и файлы. Тема 4 Модульное программирование Процедуры и функции: описание и использование. Виды параметров подпрограмм: значения, переменные, константы, открытые, процедурные. Рекурсия. Модули: описание и использование. Стандартные модули Паскаля. Тема 5 Работа с динамической памятью Указатели: виды, описание, использование. Динамические переменные. Динамические структуры данных: стек, очередь, линейный список. Бинарное дерево. Тема 6 Введение в объектно-ориентированное программирование Основные свойства, достоинства и недостатки объектно-ориентированного подхода. Описание и использование объектов. Экземпляры объектов. Описание полей и методов. Директивы public и private. Тема 7 Иерархии объектов. Работа с объектами в динамической памяти Описание потомков объекта. Наследование полей и методов. Раннее и позднее связывание. Механизм виртуальных методов. Конструкторы и деструкторы. Размещение объектов в динамической памяти. Полиморфные объекты. Контейнер (список) полиморфных объектов. 4.3 Тематический план изучения дисциплины 4.3.1 Очная форма обучения
Продолжение таблицы
5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Языки программирования» используются формы, указанные в таблице 5.1. Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий
6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1 Система и формы контроля Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний. Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:
6.2 Критерии оценки качества знаний студентов Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.1–6.3. Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)
Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)
Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине
6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:
6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения
Продолжение таблицы
6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения Студент-заочник в соответствии с условиями задач должен написать по три небольших Паскаль-программы. Программы лучше всего писать в среде BPW (Borland Pascal Windows), либо TPW(TurboPascalWindows). Все исходные модули должны быть отлажены, откомпилированы, записаны на дискету с расширением *.pas. Дискета должна быть подписана студентом с указанием Ф.И.О., варианта, группы. Условия задач вводятся как комментарии в текст программы. При отсутствии этих интегрированных сред разработки программы можно написать в среде ТурбоПаскаль 8.0 под управлением MS DOS. При этом студент-заочник сам осуществляет привязку все приведенных примеров к ТП 8.0. Дискета передается преподавателю при сдаче контрольной работы. Работа считается выполненной, если она соответствует условиям задач и все программы исполняются. Никакие бумажные носители с контрольными работами не принимаются.
Задание A1. Создайте программу определения стоимости набора конфет, в который входят следующие сорта:
2. Даны круг и квадрат. Создайте программу, определяющую по введенным значениям длин стороны квадрата и радиуса круга, верно ли утверждение «Круг вписан в квадрат». (Используйте логическую величину Result, принимающую значение True, если утверждение истинно, и значение False, если утверждение ложно.) 3. Создайте программу вычисления суммы цифр введенного с клавиатуры трехзначного натурального числа. Например: для числа 128 сумма цифр равна 11, для числа 345 сумма цифр равна 12. 4. Создайте программу, вычисляющую по введенному значению текущего времени (часов, минут, секунд) угол (в градусах) между положением часовой стрелки в начале суток и ее положением в текущее время. Например: если текущее время составляет 3 ч 30 мин 00 с, то этот угол составит 105° 108'. 5. Напишите программу-модель анализа пожарного датчика в помещении, которая выводит сообщение «Пожароопасная ситуация», если температура (в нашей модели она будет вводиться с клавиатуры) в комнате превысила 60 °С. 6. Создайте программу, которая из двух введенных целых чисел печатает заключение о том, какое число больше. 7. Рис расфасован в два пакета. Вес первого — m кг, второго — n кг. Создайте программу, определяющую: а) какой пакет тяжелее — первый или второй? б) определите вес более тяжелого пакета. 8. Создайте программу, проверяющую, верно ли утверждение, что введенное , целое число является четным 9. Создайте программу, проверяющую, верно ли утверждение, что введенное , целое число делится без остатка на I. 10. Напишите программу, которая анализирует возраст человека и относит его к одной из четырех групп: дошкольник, ученик, работник, пенсионер. Возраст вводится с клавиатуры. 6.3.3 Примерный перечень задач для компьютерного практикума 1. Создайте программу, определяющую, входит ли введенная цифра в десятичную запись введенного трехзначного числа, и печатающую сообщение о том, входит ли эта цифра в запись числа или нет. 2. Создайте программу, определяющую, лежит ли точка с указанными координатами X, У на окружности радиуса R с центром в начале координат. 3. Создайте программу, определяющую, пройдет ли график функции 4. К финалу конкурса лучшего по профессии «Специалист электронного офиса» были допущены трое: Иванов, Петров, Сидоров. Соревнования проходили в три тура. Иванов в первом туре набрал m1 баллов, во втором — n1, в третьем — р1. Петров — соответственно m2, n2, р2. Сидоров —mЗ, n3, рЗ. Создайте программу, определяющую, сколько баллов набрал победитель. 5. Создайте программу, которая по трем введенным числам определит, могут ли эти числа быть длинами сторон треугольника, и если да, то каков будет тип полученного треугольника с данными длинами сторон (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). 6.Квадраты при игре в крестики-нолики перенумерованы, как показано на рисунке. Заданы номера трех квадратов: М, N2, N3, причем N1 Проверьте, лежат ли квадраты: 1) на одной диагонали;
2) на одной вертикали; 3) на одной горизонтали.
7. Напишите программу-фильтр, которая при нажатии любых клавиш выводит на экран только буквы и цифры, при этом, указывая, что именно выводится: буква или цифра. 8. Напишите программу, которая по паролю будет определять степень доступа сотрудника к секретной информации в базе данных. Доступ к базе имеют только шесть человек, разбитых на три группы по степени доступа. Они имеют следующие пароли: 9583, 1747 — доступны модули базы А, Б, В 3331, 7922 — доступны модули базы Б, В 9455, 8997 — доступен модуль базы В.
9. Создайте программу, реализующую пример применения компьютера в книжном магазине. Компьютер запрашивает стоимость книг, сумму денег, внесенную покупателем; если сдачи не требуется, печатает на экране «спасибо»; если денег внесено больше, то печатает «возьмите сдачу» и указывает сумму сдачи; если денег недостаточно, то печатает соответствующее сообщение и указывает размер недостающей суммы. 10. В компьютер поступают результаты соревнований по плаванию для трех спортсменов. Создайте программу, которая выбирает лучший результат и выводит его на экран с сообщением, что это результат победителя заплыва.
11. Создайте программу, которая по введенному k — числу грибов — печатает фразу «Мы нашли в лесу k грибов», причем согласовывает окончание слова «гриб» с числом k. (Количество грибов может быть любым целым числом: 1, 3, 34, 127 и т. п. Окончание фразы определяется значением последней цифры.). 12. Создайте программу, которая для введенного целого числа k ( k от 1 до 99 напечатает фразу «Мне k лет», где k введенное число, при этом в нужных случаях слово «лет» заменяя на слово «год» или «года». (Например: при k=70 «Мне 70 лет», при k=15 «Мне 15 лет», при k=23 «Мне 23 года», и т. п.).
13. Создайте программу для вычисления числа дней в месяце, если даны: 1 номер месяца N — целое число от 1 до 12, целое число А, равное 1 для високосного года и 0 в противном случае. 14. Создайте программу, которая вычисляет сумму чисел от 1 до N. Значение N (N должно быть меньше 100) вводится с клавиатуры.
15. Используя цикл While, напишите программу вывода всех четных чисел 1 до 99 включительно. 16. Создайте и произведите отладку программы, вычисляющей сумму квадратов чисел от 1 до введенного целого числа n<100.
17. Используя цикл rереаt, напишите программу-фильтр, которая вводит любые символы, но комментирует только буквы русского алфавита. Завершение работы программы — по нажатию буквы «Я». 18. Используя цикл rереаt, напишите программу, которая требует ввода пароля, например, числа 111, и если пароль правильный, то заполняет все строки экрана сообщением «Молодец!!!». Если после пятой попытки пароль верен, выйти из программы, используя функцию Halt(1).
19. Создайте программу получения в порядке убывания всех делителей данного числа. 20. Создайте программу определения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел.
21. Создайте программу определения наименьшего общего кратного двух натуральных чисел. 22. Создайте программу, подсчитывающую количество цифр введение целого неотрицательного числа. (Можно использовать операцию целочисленного деления для последовательного уменьшения числа на один разряд.)
23. Создайте и произведите отладку программы, определяющей максимальное из всех введенных чисел. (Пусть признаком конца ввода чисел служит число 0.) 2) центральный процессор, устройство управления, оперативная память, внешние устройства 3) арифметическо-логическое устройство, процессор, оперативная память, внешние устройства
4) арифметическо-логическое устройство, устройство управления, центральный процессор, оперативная память, постоянная память, внешние устройства 2) возможность легкого доступа к устройствам системного блока 3) модульную конструкцию ПК
4) конструкцию ПК, позволяющую производить быструю замену устройств системного блока 2)Num Lock 3)Scroll Lock
4)Tab
2) 1 байт 3) 1 килобайт
4) 1 бод
Один байт состоит из… 1) 8 бит 2) 10 бит 3) 16 бит 4) 256 бит
1) 1024 байта 2) 1024 бита 3) 1024 бод 4) 8 бит
1)Проводник 2)Мой компьютер 3)Корзина 4)Папка
5)Программы
1)нажав 2)щелкнув левой кнопкой мыши; 3)щелкнув правой кнопкой мыши; 4)нажав 5)выбрав пункт меню Свойства
1) 2)командой Закрыть контекстного меню 3)командой Закрыть системного меню 4)кнопкой Минимизировать в строке заголовка 5)командой Закрыть Панели задач
1)клавишей 2)клавишей <+> на правой части клавиатуры 3)мышью, удерживая нажатой клавишу 4)мышью, удерживая нажатой клавишу 5)пробелом
1)команды Копировать и Вставить из меню Правка 2)перетащить объекты левой клавишей мыши 3)перетащить объекты правой клавишей мыши 4)с помощью клавиши 5)с помощью контекстного меню
1)пункт меню Стандартные 2)пункт меню Документы 3)пункт меню Сеанс MS DOS 4)пункт меню Найти 5)пункт меню Завершение работы
1)команда Открыть 2)команда Свойства 3)команда Выход 4)команда Отправить 5)команда Создать ярлык
1)команда меню Файл - Удалить 2)команда меню Удалить 3)команда контекстного меню Удалить 4)клавиша 5)клавиша 2)Раскрыть папку диска C: двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке 3)Раскрыть папку TUTOR двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке 4)В строке меню папки TUTOR сначала выбрать команду Создать, потом пункт Папку 5)Ввести имя папки YUR и нажать клавишу Enter
1)Раскрыть системную папку Мой компьютер двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке 2)Раскрыть папку диска C: двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке 3)Раскрыть папку AIDS двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке 4)Произвести двойной щелчок левой кнопки мыши на значке файла отчет.txt
1)Ctrl+X 2)Ctrl+С
3)Ctrl+V 4)Alt+F4
5)Alt+Tab а)Вырезание в буфер обмена б)Копирование в буфер обмена в)Вставка из буфера обмена г)Закрытие активного окна д)Переключение между открытыми окнами е)Открытие программы
7.2 Дополнительная литература
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Операционная система MS Windows XP, MS Windows Vista, MS Windows Server 2005 (2008); 2. Программы работы на языках высокого уровня BP; 3. Пакет программ MS Office; 4. Программы просмотра Web-страниц: http://www.nbuv.gov.ua/inet/lan/index.html, http://web-4-u.ru, http://infsis.ru, http://www.informika.ru/, http://book.itep.ru.
Составитель: Кононова Марина Владимировна Книга выходит в авторской редакции Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16. Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая. Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.
460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16. Тел./факс: (3532) 30-50-00, 36-48-18 |
ещё >> |