Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 090900. 62 «Информационная безопасность» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 2 549.8kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 302.56kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 468.7kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 276.22kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 3 581.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 368.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 371.38kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 2 444.12kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 342.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 090900. 1 303.72kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 2 516.25kb.
Лабораторная работа №4: Наследование в объектно-ориентированном программировании 1 96.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки: 090900. 62 «Информационная - страница №1/1

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ



Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки: 090900.62 «Информационная безопасность»

Профиль подготовки Организация и технология защиты информации

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная

Оренбург


2011

УДК


ББК

Я

Обсуждена на заседании кафедры «Инноватики и информационных технологий» от 09.09. 2011 г., протокол № 1


Принята Учебно-методическим советом от 31.05. 2012г., протокол № 9.
Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 145-т


Я

Языки программирования: рабочая программа учебной дисциплины / сост. Кононова М.В. – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 22 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Языки программирования» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной формы обучения направления подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность» и Положением «Рабочая программа учебной дисциплины, реализуемая по федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования» принятым в институте.



Рабочая программа учебной дисциплины «Языки программирования» адресована студентам очной формы, обучающимся в Институте по направлению подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность».

УДК

ББК



© Кононова М.В. составление, 2011

© Оформление. ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2011

Содержание

1 Цели освоения дисциплины…………………..………………………………

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………………..

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................…………………………………………………………………

4

4 Структура и содержание дисциплины............................................................

6

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов……………………………………..…

6

4.2 Наименование тем, их содержание......................................................

6

4.3 Тематический план изучения дисциплины………………………….

7

4.3.1 Очная форма обучения….............................................................

7

5 Образовательные технологии...……………………………………………….

9

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………………………...............

10

6.1 Система и формы контроля.................................................................

10

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов……………………..

10

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов...............................................................................................................

11

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения……………………………..

11

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения....................................................................

12

6.3.3 Примерный перечень задач для компьютерного практикума……………………………………………………………………

13

6.3.4 Примерный перечень вопросов к экзамену…………………

15

6.3.5 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала .....................................................................................

17

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………..

21

7.1 Основная литература………………………………………………….…

21

7.2 Дополнительная литература……………………………………………

21

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы………………………

21

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………….

22


1 цели освоения дисциплины




Цель: изучение основных теоретических положений о языках программирования, методов и подходов программирования, формирование навыков в области информатики и программирования и реализации знаний программирования на практике.

Задачи:


  • изучение теоретических знаний в области информатики и программирования;

  • формирование умения использовать современные информационные технологии в области программирования;

  • приобретение практических навыков работы пользователя в операционной среде;

  • приобретение практических навыков алгоритмизации и программирования на объектно-ориентированном языке;

  • закрепление теоретических знаний по обработке экономической информации в среде прикладных программ универсального назначения.


2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Языки программирования» относится к базовой части профессионального цикла (Б 3), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 090900.62 – «Информационная безопасность».



Учебные дисциплины, для которых освоение данной учебной дисциплины необходимо как предшествующее: «Базы данных, системы управления базами данных», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации»

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);

  • проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИТК (ПК-4);

  • использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-9)

  • разрабатывать контент и ИТ-сервисы предприятия и Интернет-ресурсов (ПК-18).

  • использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-20);

В результате освоения дисциплины «Языки программирования» обучающийся должен:

Знать:

  • основные технологии программирования;

  • теоретические основы языков программирования и средств разработки программного обеспечения, основы языков программирования высокого уровня ИКТ;

  • рынки программно-информационных продуктов и услуг;

  • лучшие практики продвижения инновационных программно- информационных продуктов и услуг.

Уметь:

  • организовывать продвижение на рынок инновационных программно-информационных продуктов и услуг;

  • выбирать, оценивать и консультировать по совершенствованию программного обеспечения, развитию ИТ - инфраструктуры предприятия;

  • использовать международные и отечественные стандарты.

Владеть навыками:

  • методами и инструментальными средствами разработки программ;

  • работы в современной программной среде и инструментами исследований моделей и методов совершенствования программного обеспечения предприятия в различных предметных областях;

  • методами проектирования, разработки и реализации технического решения в области создания систем управления контентом Интернет-ресурсов и систем управления контентом предприятия;

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Языки программирования» составляет 4 зачетные единицы или 144 часа.

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

2

очн.

очн.

Лекции (Л)

18

18

Практические(семинарские) занятия

18

18

Лабораторные занятия

36

36

Самостоятельная работа, в т.ч.

33

33

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

10

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

10

10

Конспектирование первоисточников (КПИ)

11

11

Форма рубежного контроля

Экзамен

Экзамен

Итого часов:

144

144



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Основные понятия языка

Общие принципы, необходимые для создания простейших программ элементарные строительные блоки языка, стандартные типы данных, структура программы, переменные, операции, выражения и процедуры ввода-вывода.


Тема 2 Управляющие операторы языка

Рассматриваются управляющие операторы языка (ветвления, циклы, передача управления), операторы ветвления, условный оператор if , оператор варианта case, операторы цикла, цикл с предусловием while, цикл с постусловием repeat, цикл с параметром for, рекомендации по использованию циклов, процедуры передачи управления, оператор перехода goto.


Тема 3 Типы данных, определяемые программистом

Описываются одномерные и двумерные массивы, строки, записи, множества и файлы.


Тема 4 Модульное программирование

Процедуры и функции: описание и использование. Виды параметров подпрограмм: значения, переменные, константы, открытые, процедурные. Рекурсия. Модули: описание и использование. Стандартные модули Паскаля.


Тема 5 Работа с динамической памятью

Указатели: виды, описание, использование. Динамические переменные. Динамические структуры данных: стек, очередь, линейный список. Бинарное дерево.


Тема 6 Введение в объектно-ориентированное программирование

Основные свойства, достоинства и недостатки объектно-ориентированного подхода. Описание и использование объектов. Экземпляры объектов. Описание полей и методов. Директивы public и private.


Тема 7 Иерархии объектов. Работа с объектами в динамической памяти

Описание потомков объекта. Наследование полей и методов. Раннее и позднее связывание. Механизм виртуальных методов. Конструкторы и деструкторы. Размещение объектов в динамической памяти. Полиморфные объекты. Контейнер (список) полиморфных объектов.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Лаб.

Практ.

Всего

Часы

Виды




1

2

3




5

6

7

8




1

1 Основные понятия языка

2

2

4

8

4

ПЗ

СИ


12

2 Управляющие операторы языка

2

2

4

8

4

ПЗ


12

3 Типы данных, определяемые программистом

2

2

4

8

5

ПЗ

СИ


13

4 Модульное программирование

4

4

8

16

5

ПЗ

СИ


21

Продолжение таблицы


5 Работа с динамической памятью

2

2

4

8

5

ПЗ

СИ


13

6 Введение в объектно-ориентированное программирование

4

4

8

16

5

ПЗ

СИ


21

7 Иерархии объектов. Работа с объектами в динамической памяти

2

2

4

8

5

ПЗ

СИ


13

Итого часов:

18

18

36

72

33

экзамен

144


5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Языки программирования» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

1 Основные понятия языка

Компьютерный практикум

Исследовательский метод



2 Управляющие операторы языка

Компьютерный практикум

Исследовательский метод



3 Типы данных, определяемые программистом

Компьютерный практикум

Исследовательский метод



4 Модульное программирование

Компьютерный практикум

Решение задач

Исследовательский метод


5 Работа с динамической памятью

Компьютерный практикум

Исследовательский метод



6 Введение в объектно-ориентированное программирование

Компьютерный практикум

Исследовательский метод



7 Иерархии объектов. Работа с объектами в динамической памяти

Компьютерный практикум

Исследовательский метод




6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.

  2. Тематический контроль определяет степень усвоения обучающимися каждого раздела (темы в целом), их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

  3. Межсессионная аттестация – рейтинговый контроль знаний студентов, проводимый в середине семестра.

  4. Рубежной формой контроля является зачет с оценкой.



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.16.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)








Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях

max 30 баллов

П4

Оценивание самостоятельной работы

max 30 баллов

Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)




Оценка

Баллы

5

30

4

20

3

10

2

0

Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине




Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета

Оценка

85-100

5 (зачтено)

65-84

4 (зачтено)

50-64

3 (зачтено)

0-49

2 (не зачтено)



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • подготовка к семинарским занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам очной формы обучения;

  • выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка и сдача экзамена.



6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения


Наименование разделов, тем

Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

Форма отчетности о результатах СР

1

2

3

1 Основные понятия языка

Конструкция языка, синтаксис, семантика

Конспект, тематический контроль

2 Управляющие операторы языка

Способы задания блок –схем управляющих операторов языка

Конспект, тематический контроль

3 Типы данных, определяемые программистом

Типы данных, применяемые при разработке программ на языках программирования высоко уровня

Конспект, тематический контроль

4 Модульное Языки программирования

Использование модулей по интерфейсу, скрытого от пользователя, компиляция модулей

Конспект, тематический контроль

Продолжение таблицы


5 Работа с динамической памятью

Динамические переменные, используемые в ходе исполнения программы, способы хранения данных - динамические структуры

Конспект, тематический контроль

6 Введение в объектно-ориентированное Языки программирования

Основные понятия объектно - ориентированного программирования, описание и использование объектов

Конспект, тематический контроль

7 Иерархии объектов. Работа с объектами в динамической памяти

Размещение объектов в динамической памяти. Полиморфные объекты. Контейнер (список) полиморфных объектов.

Конспект, тематический контроль



6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Студент-заочник в соответствии с условиями задач должен написать по три небольших Паскаль-программы. Программы лучше всего писать в среде BPW (Borland Pascal Windows), либо TPW(TurboPascalWindows). Все исходные модули должны быть отлажены, откомпилированы, записаны на дискету с расширением *.pas. Дискета должна быть подписана студентом с указанием Ф.И.О., варианта, группы. Условия задач вводятся как комментарии в текст программы.

При отсутствии этих интегрированных сред разработки программы можно написать в среде ТурбоПаскаль 8.0 под управлением MS DOS. При этом студент-заочник сам осуществляет привязку все приведенных примеров к ТП 8.0.

Дискета передается преподавателю при сдаче контрольной работы. Работа считается выполненной, если она соответствует условиям задач и все программы исполняются. Никакие бумажные носители с контрольными работами не принимаются.

Задание A

1. Создайте программу определения стоимости набора конфет, в который входят следующие сорта:



Наименование

Количество

Цена в руб.

Наименование

Количество

Цена в руб.

Красная шапочка

500 г.

k

Мишка косолапый

100 г.

b

Алые паруса

200 г.

p

Трюфели

250 г.

v

2. Даны круг и квадрат. Создайте программу, определяющую по введенным значениям длин стороны квадрата и радиуса круга, верно ли утверждение «Круг вписан в квадрат». (Используйте логическую величину Result, при­нимающую значение True, если утверждение истинно, и значение False, если утверждение ложно.)

3. Создайте программу вычисления суммы цифр введенного с клавиатуры трехзначного натурального числа. Например: для числа 128 сумма цифр равна 11, для числа 345 сумма цифр равна 12.

4. Создайте программу, вычисляющую по введенному значению текущего времени (часов, минут, секунд) угол (в градусах) между положением часовой стрелки в начале суток и ее положением в текущее время. На­пример: если текущее время составляет 3 ч 30 мин 00 с, то этот угол составит 105° 108'.

5. Напишите программу-модель анализа пожарного датчика в помещении, которая выводит сообщение «Пожароопасная ситуация», если температура (в нашей модели она будет вводиться с клавиатуры) в комнате пре­высила 60 °С.

6. Создайте программу, которая из двух введенных целых чисел печатает заключение о том, какое число больше.

7. Рис расфасован в два пакета. Вес первого — m кг, второго — n кг. Создайте программу, определяющую:

а) какой пакет тяжелее — первый или второй?

б) определите вес более тяжелого пакета.

8. Создайте программу, проверяющую, верно ли утверждение, что введенное , целое число является четным

9. Создайте программу, проверяющую, верно ли утверждение, что введенное , целое число делится без остатка на I.

10. Напишите программу, которая анализирует возраст человека и относит его к одной из четырех групп: дошкольник, ученик, работник, пенсионер. Возраст вводится с клавиатуры.



6.3.3 Примерный перечень задач для компьютерного практикума
1. Создайте программу, определяющую, входит ли введенная цифра в десятичную запись введенного трехзначного числа, и печатающую сообщение о том, входит ли эта цифра в запись числа или нет.

2. Создайте программу, определяющую, лежит ли точка с указанными коор­динатами X, У на окружности радиуса R с центром в начале координат.

3. Создайте программу, определяющую, пройдет ли график функции через заданную точку с координатами (а,b).

4. К финалу конкурса лучшего по профессии «Специалист электронного офиса» были допущены трое: Иванов, Петров, Сидоров. Соревнования проходили в три тура. Иванов в первом туре набрал m1 баллов, во втором — n1, в третьем — р1. Петров — соответственно m2, n2, р2. Сидоров —mЗ, n3, рЗ. Создайте программу, определяющую, сколько баллов набрал победитель.

5. Создайте программу, которая по трем введенным числам определит, могут ли эти числа быть длинами сторон треугольника, и если да, то каков будет тип полученного треугольника с данными длинами сторон (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный).

6.Квадраты при игре в крестики-нолики перенумерованы, как показано на рисунке. Заданы номера трех квадратов: М, N2, N3, причем N1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Проверьте, лежат ли квадраты:

1) на одной диагонали;

2) на одной вертикали;

3) на одной горизонтали.

7. Напишите программу-фильтр, которая при нажатии любых клавиш выводит на экран только буквы и цифры, при этом, указывая, что именно выво­дится: буква или цифра.

8. Напишите программу, которая по паролю будет определять степень до­ступа сотрудника к секретной информации в базе данных. Доступ к базе имеют только шесть человек, разбитых на три группы по степени доступа. Они имеют следующие пароли: 9583, 1747 — доступны модули базы А, Б, В 3331, 7922 — доступны модули базы Б, В 9455, 8997 — доступен модуль базы В.

9. Создайте программу, реализующую пример применения компьютера в книжном магазине. Компьютер запрашивает стоимость книг, сумму денег, внесенную покупателем; если сдачи не требуется, печатает на экране «спа­сибо»; если денег внесено больше, то печатает «возьмите сдачу» и указы­вает сумму сдачи; если денег недостаточно, то печатает соответствующее сообщение и указывает размер недостающей суммы.

10. В компьютер поступают результаты соревнований по плаванию для трех спортсменов. Создайте программу, которая выбирает лучший результат и выводит его на экран с сообщением, что это результат победителя заплыва.

11. Создайте программу, которая по введенному k — числу грибов — печатает фразу «Мы нашли в лесу k грибов», причем согласовывает окончание слова «гриб» с числом k. (Количество грибов может быть любым целым числом: 1, 3, 34, 127 и т. п. Окончание фразы определяется значением по­следней цифры.).

12. Создайте программу, которая для введенного целого числа k ( k от 1 до 99 напечатает фразу «Мне k лет», где k введенное число, при этом в нужных случаях слово «лет» заменяя на слово «год» или «года». (Например: при k=70 «Мне 70 лет», при k=15 «Мне 15 лет», при k=23 «Мне 23 года», и т. п.).

13. Создайте программу для вычисления числа дней в месяце, если даны: 1 номер месяца N — целое число от 1 до 12, целое число А, равное 1 для високосного года и 0 в противном случае.

14. Создайте программу, которая вычисляет сумму чисел от 1 до N. Значение N (N должно быть меньше 100) вводится с клавиатуры.

15. Используя цикл While, напишите программу вывода всех четных чисел 1 до 99 включительно.

16. Создайте и произведите отладку программы, вычисляющей сумму квадратов чисел от 1 до введенного целого числа n<100.

17. Используя цикл rереаt, напишите программу-фильтр, которая вводит любые символы, но комментирует только буквы русского алфавита. Завершение работы программы — по нажатию буквы «Я».

18. Используя цикл rереаt, напишите программу, которая требует ввода пароля, например, числа 111, и если пароль правильный, то заполняет все строки экрана сообщением «Молодец!!!». Если после пятой попытки пароль верен, выйти из программы, используя функцию Halt(1).

19. Создайте программу получения в порядке убывания всех делителей данного числа.

20. Создайте программу определения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел.

21. Создайте программу определения наименьшего общего кратного двух натуральных чисел.

22. Создайте программу, подсчитывающую количество цифр введение целого неотрицательного числа. (Можно использовать операцию целочисленного деления для последовательного уменьшения числа на один разряд.)

23. Создайте и произведите отладку программы, определяющей максимальное из всех введенных чисел. (Пусть признаком конца ввода чисел служит число 0.)



6.3.4 Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Эволюция и классификация языков программирования.

  2. Языки программирования высокого уровня.

  3. Основные понятия языков программирования.

  4. Тип, имя и значение языка программирования.

  5. Присваивание в языке Паскаль.

  6. Объектно-ориентированное Языки программирования.

  7. Общие принципы, необходимые для создания простейших программ.

  8. Элементарные строительные блоки языка

  9. Стандартные типы данных.

  10. Структура программы.

  11. Переменные, операции, выражения и процедуры ввода-вывода.

  12. Управляющие операторы языка (ветвления, циклы, передача управления).

  13. Операторы ветвления.

  14. Условный оператор If.

  15. Оператор варианта Case.

  16. Операторы цикла.

  17. Цикл с предусловием While.

  18. Цикл с постусловием Repeat.

  19. Цикл с параметром For.

  20. Использование циклов.

  21. Процедуры передачи управления.

  22. Оператор Перехода Goto.

  23. Одномерные и двумерные массивы.

  24. Строки.

  25. Записи.

  26. Множества и файлы.

  27. Процедуры и функции: описание и использование.

  28. Виды параметров подпрограмм: значения, переменные, константы, открытые, процедурные.

  29. Рекурсия.

  30. Модули: описание.

  31. Модули: использование.

  32. Стандартные модули Паскаля.

  33. Указатели: виды, описание, использование.

  34. Динамические переменные.

  35. Динамические структуры данных: стек, очередь, линейный список.

  36. Бинарное дерево.

  37. Основные свойства, достоинства и недостатки объектно-ориентированного подхода.

  38. Описание и использование объектов.

  39. Экземпляры объектов.

  40. Описание полей и методов.

  41. Директивы public и private.

  42. Описание потомков объекта.

  43. Наследование полей и методов.

  44. Раннее и позднее связывание.

  45. Механизм виртуальных методов.

  46. Конструкторы и деструкторы.

  47. Размещение объектов в динамической памяти.

  48. Полиморфные объекты.

  49. Контейнер (список) полиморфных объектов.



6.3.5 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала


  1. Какие устройства входят в состав ЭВМ в соответствии с принципом фон Неймана?

1) арифметическо-логическое устройство, устройство управления, оперативная память, внешние устройства

2) центральный процессор, устройство управления, оперативная память, внешние устройства

3) арифметическо-логическое устройство, процессор, оперативная память, внешние устройства

4) арифметическо-логическое устройство, устройство управления, центральный процессор, оперативная память, постоянная память, внешние устройства



  1. Принцип открытой архитектуры в индустрии ПК означает:

1) возможность достраивания системы ПК устройствами независимых производителей

2) возможность легкого доступа к устройствам системного блока

3) модульную конструкцию ПК

4) конструкцию ПК, позволяющую производить быструю замену устройств системного блока



  1. Какой клавишей устанавливается постоянный режим верхнего (нижнего) регистра написания символов?

1)Caps Lock

2)Num Lock

3)Scroll Lock

4)Tab


5)Ctrl

  1. За основную единицу измерения информации принят:

1) 1 бит

2) 1 байт

3) 1 килобайт

4) 1 бод


  1. Один байт состоит из…

1) 8 бит

2) 10 бит

3) 16 бит

4) 256 бит



  1. В одном килобайте содержится:

1) 1024 байта

2) 1024 бита

3) 1024 бод

4) 8 бит


  1. Какие из ниже перечисленных объектов всегда находятся на Рабочем столе:

1)Проводник

2)Мой компьютер

3)Корзина

4)Папка


5)Программы

  1. Контекстное меню объекта можно вызвать:

1)нажав когда объект выделен;

2)щелкнув левой кнопкой мыши;

3)щелкнув правой кнопкой мыши;

4)нажав + когда объект выделен;

5)выбрав пункт меню Свойства


  1. Чтобы закрыть окно нужно воспользоваться :

1)+

2)командой Закрыть контекстного меню

3)командой Закрыть системного меню

4)кнопкой Минимизировать в строке заголовка

5)командой Закрыть Панели задач


  1. Каким образом можно выделить несколько идущих не подряд файлов:

1)клавишей

2)клавишей <+> на правой части клавиатуры

3)мышью, удерживая нажатой клавишу

4)мышью, удерживая нажатой клавишу

5)пробелом


  1. Копировать объекты внутри одного диска в оболочке Проводник можно с помощью:

1)команды Копировать и Вставить из меню Правка

2)перетащить объекты левой клавишей мыши

3)перетащить объекты правой клавишей мыши

4)с помощью клавиши

5)с помощью контекстного меню


  1. Что из нижеперечисленного обычно находится в пункте главного меню программы?

1)пункт меню Стандартные

2)пункт меню Документы

3)пункт меню Сеанс MS DOS

4)пункт меню Найти

5)пункт меню Завершение работы


  1. Что из нижеперечисленного может содержать контекстное меню файла?

1)команда Открыть

2)команда Свойства

3)команда Выход

4)команда Отправить

5)команда Создать ярлык


  1. Выберите правильные способы удаления выделенного файла при работе с диском C:.

1)команда меню Файл - Удалить

2)команда меню Удалить

3)команда контекстного меню Удалить

4)клавиша

5)клавиша


  1. Укажите последовательность действий для создания вложенной папки YUR в папке TUTOR корневого каталога диска C:, находясь на Рабочем столе WINDOWS.

1)Раскрыть системную папку Мой компьютер двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке

2)Раскрыть папку диска C: двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке

3)Раскрыть папку TUTOR двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке

4)В строке меню папки TUTOR сначала выбрать команду Создать, потом пункт Папку

5)Ввести имя папки YUR и нажать клавишу Enter


  1. Укажите последовательность действий для открытия текстового файла отчет.txt в папке AIDS на жестком диске C:, находясь на Рабочем столе WINDOWS.

1)Раскрыть системную папку Мой компьютер двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке

2)Раскрыть папку диска C: двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке

3)Раскрыть папку AIDS двойным щелчком левой кнопки мыши на его значке

4)Произвести двойной щелчок левой кнопки мыши на значке файла отчет.txt



  1. Установить соответствие между ”горячими клавишами” и их назначением

1)Ctrl+X

2)Ctrl+С


3)Ctrl+V

4)Alt+F4


5)Alt+Tab

а)Вырезание в буфер обмена

б)Копирование в буфер обмена

в)Вставка из буфера обмена

г)Закрытие активного окна

д)Переключение между открытыми окнами

е)Открытие программы
7 Учебно-методическОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплинЫ
7.1 Основная литература


  1. Павловская Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня : учебник для вузов / Т.А. Павловская. - СПб.: ПИТЕР, 2010 – 393.



7.2 Дополнительная литература


  1. Borland Pascal with Objects: Language Guide. User’s Guide. Object-Oriented Programming Guide Borland International, Inc., 1989

  2. Ахо А. Структуры данных и алгоритмы / А. Ахо, Д. Хопкрофт, Д. Ульман. - М.: «Вильямс», 2009

  3. Брукс Ф. Мифический человеко-месяц, или Как создаются программные системы / Ф. Брукс. - М: «Символ-Плюс», 2007 г

  4. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных / Н. Вирт. - СПб: Невский Диалект, 2008

  5. Иванова Г.С. Основы программирования / Г.С. Иванова. - М.: МГТУ им. Баумана, 2007

  6. Иванова Г.С. Объектно-ориентированное программирование / Г.С. Иванова, Т.Н. Ничушкина, Е.К. Пугачев. - М.: МГТУ им. Баумана, 2007

  7. Кнут Д. Искусство программирования. Сортировка и поиск. В 3т. Т.3 / Д. Кнут.- 2-е изд. - М.: «Вильямс», 2000.

  8. Немнюгин С.А. Turbo Pascal / С.А. Немнюгин. - СПб.: Питер, 2008

  9. Павловская Т.А. C#. Программирование на языке высокого уровня / Т.А. Павловская. - СПб.: ПИТЕР, 2007

  10. Павловская Т.А. С/С++. Программирование на языке высокого уровня / Т.А. Павловская. - СПб.: ПИТЕР, 2010

  11. Павловская Т.А. С/С++. Структурное и объектно-ориентированное Языки программирования: Практикум / Т.А.Павловская, Ю.А. Щупак СПб.: ПИТЕР, 2010

  12. Порублев И.Н. Алгоритмы и программы. Решение олимпиадных задач / И.Н. Порублев, А.Б. Ставровский М: Диалектика, 2007



7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Операционная система MS Windows XP, MS Windows Vista, MS Windows Server 2005 (2008);

2. Программы работы на языках высокого уровня BP;

3. Пакет программ MS Office;

4. Программы просмотра Web-страниц:

http://www.nbuv.gov.ua/inet/lan/index.html, http://web-4-u.ru, http://infsis.ru, http://www.informika.ru/, http://book.itep.ru.

8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения практической части дисциплины используется лаборатория, оснащенная персональными компьютерами, соединенными локальной вычислительной сетью. В качестве персональных компьютеров используются рабочие станции следующей конфигурации: Pentium III, ОЗУ 512 Мб, HDD 120 Гб, или выше.

Учебно-программное издание

ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Кононова Марина Владимировна

Книга выходит в авторской редакции

Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16.

Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.
Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел./факс: (3532) 30-50-00, 36-48-18









Верующий, который не знает сомнений, не обратит в свою веру сомневающегося. Мария Эбнер-Эшенбах
ещё >>