Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Квалификация (степень) выпускника бакалавр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 461.61kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 3 621.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 286.92kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 5 723.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 2 458.75kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 1 315.5kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 4 464.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 7 757.85kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 1 361.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»... 1 179.84kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы маркетинга» Направление... 3 522.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080500. 4 594.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» - страница №1/1

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки

Оренбург

2011


УДК

ББК


Т
Обсуждена на заседании кафедры «Экономики» от 1 сентября 2011 г., протокол № 1.
Принята Учебно-методическим советом от 31.05. 2012г., протокол № 9.
Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 145-т

Составитель: Р.Б. Шрейдер





Т

Теория отраслевых рынок : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Р.Б. Шрейдер. – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 32 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория отраслевых рынков» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080100.62 – «Экономика». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 080100.62 – «Экономика» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.



Рабочая программа учебной дисциплины «Теория отраслевых рынок» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».

УДК

ББК

© Шрейдер Р.Б., составление, 2011

© ФГБОУВПО «ОГИМ», 2011


Содержание

1 Цели освоения дисциплины…………………..………………..............

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................……………………

5

4 Структура и содержание дисциплины.................………………………

7

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………………

7

4.2 Наименование тем, их содержание..............................................

8

4.3 Тематический план изучения дисциплины.................................

12

4.3.1 Очная форма обучения….................................................

12

4.3.2 Заочная форма обучения..................................................

13

4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки...................................................................

14

5 Образовательные технологии...……………………………………........

15

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….......................

16

6.1 Система и формы контроля.........................................................

16

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов.............................

16

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.............................................................................................

17

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения..............

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения......................................


17
20



6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу……………………………………………………………

21

6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала ..................................................................

23

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...




7.1 Основная литература……………………………………....…….

28

7.2 Дополнительная литература……………………………....……

28

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы........................

29

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины.................……...

31



1 цели освоения дисциплины
Цель: изучение предмета позволит будущим специалистам проводить отраслевой анализ и анализ рыночных структур, исследовать и прогнозировать последствия принимаемых решений отдельными субъектами рынка, получить более глубокое понимание закономерностей функционирования отраслей и рынков, а также оценивать эффективность мер государственной политики в отношении регулирования рынков и отраслей.

Задачи: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, в том числе:

  • получить системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

  • использовать основные и специальные методы экономического анализа современных рынков;

  • изучить основных субъектов рынка;

  • оценивать мероприятия по государственному регулированию рынков.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Теория отраслевых рынков» (ТОР) относится к базовой части профессионального цикла, предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 - Экономика.

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения «ТОР»: экономическая теория.



Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • экономика предприятия;

  • менеджмент;


3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

В результате освоения дисциплины «Теории отраслевых рынков» обучающийся должен:

Знать:

  • теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

  • принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

  • основных субъектов, способы их взаимодействия;

  • методы регулирования рынков.

Уметь:

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

  • использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

  • критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;

Владеть навыками:

  • специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

  • основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Теория отраслевых рынков» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

3

очн.

Очн.

Лекции (Л)

36

36

Семинарские занятия (Сем.)

36

36

Самостоятельная работа, в т.ч.

36

36

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

10

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

10

10

Конспектирование первоисточников (КПИ)

16

16

Форма рубежного контроля

Зачет

Зачет

Итого часов:

108

108

Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)




Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

2

3

заочн.

Заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

6

-

6

Семинарские занятия (Сем.)

4

-

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

84

94

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

-

10

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

64

64

Конспектирование первоисточников (КПИ)

-

10

10

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

20

84

108

Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

2

заочн.

Заочн.

Заочн.

Лекции (Л)

6

-

6

Семинарские занятия (Сем.)

4

-

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

10

84

94

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

-

4

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

-

64

60

Конспектирование первоисточников (КПИ)

-

-

-

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

10

10

Форма рубежного контроля

-

Зачет (4)

Зачет (4)

Итого часов:

20

84

108



4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1. Предмет курса «Теория отраслевых рынков».

Становление и этапы развития теории отраслевых организаций. Методология исследования рыночных структур.


Тема 2. Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению.

Фирма. Современные концепции фирмы: технологический, контрактный и стратегический подход. Рынок. Классификация рынков, идентификация границ. Отрасль. Классификация отраслей, структура отрасли. Отраслевой рынок. Показатели размера фирмы.


Тема 3. Обобщенные рыночные структуры.

Классификация рыночных структур. Совершенная конкуренция. Рыночная структура и ее основные черты. Влияние отдачи от масштаба на равновесие. Ценообразование на уровне предельных затрат и его влияние на общественное благосостояние. Монополия. Виды монополий. Х – неэффективность монополии. Общественные издержки существования монополии.




Тема 4. Монопольная власть.

Монопольная власть. Определение, проявления, нормальная и экономическая прибыль. Показатели монопольной власти. Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли). Коэффициент (индекс) Лернера. Коэффициент Тобина (q – Тобина). Коэффициент Папандреу.


Тема 5. Олигополистические рынки однородных продуктов.

Модель Курно. Конкуренция в объеме выпуска. Функции лучшей реакции. Равновесие в модели. Модель для двух и N участников. Влияние числа фирм на благосостояние. Модель с неоднородными фирмами. Модель лидера-ведомого Штакельберга. Преимущество первого хода и равновесие. Воздействие на благосостояние. Модель Бертрана. Ценовая конкуренция. Существование равновесия. Влияние производственных ограничений, циклы Эджворта. Условия ценообразования выше предельных затрат. Модель доминирующей фирмы Форхаймера. Условия реализации доминирования. Статическое и динамическое ценообразование. Модель «самоубийственного ценообразования» доминирующей фирмы. Сравнительный анализ моделей. Влияние ограниченности производственных мощностей. Возможность и устойчивость сговора. Динамические стратегии.


Тема 6. Рынки неоднородных продуктов.

Дифференциация продукта. Вертикальная и горизонтальная дифференциация продукции, подходы к измерению степени дифференциации продукции. Простейшие модели. Эффекты собственной и перекрестной цены. Количественные и Ценовые игры при неоднородных продуктах, модификация моделей Курно и Бертрана. Модель последовательных действий. Монополистическая конкуренция. Фирмы и торговые марки. Равновесие Чемберлина при монополистической конкуренции. Влияние постоянных издержек на число марок и состояние рынка. Аллокативная неэффективность монополистической конкуренции и доводы за продуктовое многообразие. Пространственные (адресные) модели. Модель линейного города, «зонтики Хотеллинга», влияние структуры издержек на уровень дифференциации, последовательный вход в отрасль. Модель кругового города Салопа, оптимальный уровень дифференциации и дифференциация при свободном доступе на рынок. Прочие модели. Модель Ланкастера, продукт как совокупность потребительских характеристик. Модель вертикальной дифференциации продукта Саттона.




Тема 7. Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния и поглощения.

Меры концентрации. Индекс концентрации. Индекс Херфинделя-Хиршмана. Индекс энтропии. Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей. Индекс Джини. Барьеры входа в отрасль. Затраты на вход, безвозвратные издержки. Блокированный, удержанный и открытый вход в отрасль. Ценообразование и рыночные сигналы. Слияния. Виды экономических объединений. Типы слияний. Горизонтальные и вертикальные слияния, промежуточные, конечные и взаимозамещающие продукты. Контроль слияний со стороны государства, мировой опыт. Враждебные поглощения. Причины поглощений. Цели и способы поглощений. Варианты борьбы с враждебными поглощениями. Взаимосвязь с рыночной структурой.


Тема 8. Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки.

Инновации. Классификация процесса инноваций. Гонка за НТП, равновесный и общественно оптимальный уровень НИОКР. Гипотеза Шумпетера. Кооперация в сфере НИОКР, эффект положительного влияния. Взаимосвязь структуры рынка и инновационной активности. Патенты. Получение преимуществ и поощрение инноваций. Критерии и типы патентной защиты разработок. Оптимальная длительность патента. Лицензирование и субсидирование инноваций.


Тема 9. Ценовая политика.

Ценовая дискриминация. Типы дискриминационной политики, совершенная дискриминация, дискриминация в зависимости от объема (дискриминация второго типа), дискриминация по группам потребителей (дискриминация третьего типа). Практика ценовой дискриминации, сезонные продажи, нелинейное ценообразование, сезонное ценообразование. Межвременная ценовая дискриминация, парадокс Коуза. Пространственная ценовая дискриминация. Модели ценообразования. Двухуровневые тарифы. Неравномерное ценообразование, система накопительных скидок. Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Учет сезонного фактора в ценах, его влияние на доходы. Хищническое ценообразование.


Тема 10. Воздействие рекламы на рынок.

Побуждающая реклама. Уровень рекламы, максимизирующий прибыль монополии. Уровень рекламы и уровень цен. Уровень рекламы и его влияние на общественное благосостояние, негативное влияние существования монополии. Теорема Дорфмана-Штайнера, модификация для случая олигополии. Информативная реклама. Равновесное число рекламодателей, общественно оптимальный уровень рекламы, зависимость от вероятности достижения потребителя. Влияние рекламы на уровень цен. Целевая реклама. Влияние предыдущего опыта потребления продукта на выбор потребителя. Методы рекламы, сравнительный анализ. Воздействие рекламы на рынок. Сравнительная реклама, стратегическое использование. Реклама и качество продукта. Государственное регулирование рекламы.


Тема 11. Проблема асимметричности информации о качестве продукции.

Качество товара. Выбор уровня качества потребителем, зависимость от дохода. Качество как мера продуктовой дифференциации, модификация модели Хотеллинга, двух-периодная игра. Рынок «лимонов» Акерлофа. Модель рынка подержанных автомобилей. Задача покупателя, «негативный» отбор и его последствия. Применение модели Акерлофа, страхование, фаст-фуды, рынок труда, рынок кредитов. Рыночные сигналы. Цена как сигнал качества. Гарантии качества, симметричная информация. Роль гарантий при несимметричной информации. Государственное регулирование качества продукции, ГОСТ’ы, сертификация, «Закон о защите потребителей», и.т.д.


Тема 12. Государственная отраслевая политика. Виды и типы отраслевой политики. Внешнеторговая политика. Эффективность торговых союзов и соглашений. Антимонопольная политика. Регулирование естественных монополий. Ценообразование по Рамсею.

4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

Предмет курса «Теория отраслевых рынков». Становление и этапы развития. Методология исследования

2

2

4

2

ПЗ

СИ


6

Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению

2

2

4

2

ПЗ


6

Обобщенные рыночные структуры

2

2

4

2

ПЗ

СИ


6

Монопольная власть и показатели измерения

2

2

4

2

ПЗ

СИ


6

Рынки однородных продуктов

2

2

4

2

ПЗ


6

Рынки неоднородных продуктов

2

2

4

2

ПЗ


6

Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния фирм.

4

4

8

4

ПЗ


12

Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки

4

4

8

4

ПЗ


12

Ценовая тактика

4

4

8

4

ПЗ


12

Воздействие рекламы на рынок

4

4

8

4

ПЗ


12

Проблема асимметричности информации о качестве продукции

4

4

8

4

ПЗ


12

Государственная отраслевая политика

4

4

8

4

ПЗ


12

Итого часов:

36

36

72

36




108

4.3.2 Заочная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

Предмет курса «Теория отраслевых рынков». Становление и этапы развития. Методология исследования

1

-

-

7

ПЗ

СИ


8

Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Обобщенные рыночные структуры

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Монопольная власть и показатели измерения

-

-

-

7

ПЗ


7

Рынки однородных продуктов

1

-

1

7

ПЗ


9

Рынки неоднородных продуктов

1

-

1

7

ПЗ


9

Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния фирм.

1

-

1

7

ПЗ

СИ


9

Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Ценовая тактика

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Воздействие рекламы на рынок

-1

-

-

7

ПЗ

СИ


8

Проблема асимметричности информации о качестве продукции

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Государственная отраслевая политика

-1

-

-

7

ПЗ

СИ


6

Итого часов:

6




4

84




108


4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

Предмет курса «Теория отраслевых рынков». Становление и этапы развития. Методология исследования

1

-

-

7

ПЗ

СИ


8

Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Обобщенные рыночные структуры

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Монопольная власть и показатели измерения

-

-

-

7

ПЗ


7

Рынки однородных продуктов

1

-

1

7

ПЗ


9

Рынки неоднородных продуктов

1

-

1

7

ПЗ


9

Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния фирм.

1

-

1

7

ПЗ

СИ


9

Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Ценовая тактика

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Воздействие рекламы на рынок

-1

-

-

7

ПЗ

СИ


8

Проблема асимметричности информации о качестве продукции

-

-

-

7

ПЗ

СИ


7

Государственная отраслевая политика

-1

-

-

7

ПЗ

СИ


6

Итого часов:

6




4

84




108


5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Основы экономики и управления производством» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению

Решение ситуационных задач.

Практикум.

Исследовательский метод


Обобщенные рыночные структуры

Практикум.

Исследовательский метод



Монопольная власть и показатели измерения

Практикум.

Исследовательский метод



Рынки однородных продуктов

Решение ситуационных задач

Рынки неоднородных продуктов

Работа в команде.

Ролевая игра



Контрольная работа

Работа в команде.

Ролевая игра



Концентрация, барьеры входа в отрасль, слияния фирм.

Практикум.

Исследовательский метод



Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки

Практикум.

Исследовательский метод



Ценовая тактика

Решение ситуационных задач

Воздействие рекламы на рынок

Работа в команде.

Ролевая игра



Проблема асимметричности информации о качестве продукции

Работа в команде.

Ролевая игра



Государственная отраслевая политика

Работа в команде.

Ролевая игра



6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.

  2. Тематический контроль определяет степень усвоения обучающимися каждого раздела (темы в целом), их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

  3. Межсессионная аттестация – рейтинговый контроль знаний студентов, проводимый в середине семестра.

  4. Рубежной формой контроля является зачет с оценкой.



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.16.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)








Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях

max 30 баллов

П4

Оценивание самостоятельной работы

max 30 баллов

Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)




Оценка

Баллы

5

30

4

20

3

10

2

0

Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине




Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета

Оценка

85-100

5 (зачтено)

65-84

4 (зачтено)

50-64

3 (зачтено)

0-49

2 (не зачтено)



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • подготовка к семинарским занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам очной формы обучения;

  • выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка и сдача зачета.



6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения


Наименование разделов, тем

Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

Форма отчетности о результатах СР

1

2

3

Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению

Фирма. Современные концепции фирмы: технологический, контрактный и стратегический подход. Рынок. Классификация рынков, идентификация границ. Отрасль. Классификация отраслей, структура отрасли. Отраслевой рынок. Показатели размера фирмы.

Конспект, тематический контроль


1

2

3

Обобщенные рыночные структуры

Классификация рыночных структур. Совершенная конкуренция. Рыночная структура и ее основные черты. Влияние отдачи от масштаба на равновесие. Ценообразование на уровне предельных затрат и его влияние на общественное благосостояние.

Монополия. Виды монополий. Х – неэффективность монополии. Общественные издержки существования монополии.



Конспект, тематический контроль

Монопольная власть и показатели измерения

Монопольная власть. Определение, проявления, нормальная и экономическая прибыль. Показатели монопольной власти. Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли). Коэффициент (индекс) Лернера. Коэффициент Тобина (q – Тобина). Коэффициент Папандреу.

Конспект, тематический контроль

Научно - исследовательские и опытно - конструкторские разработки

Инновации. Классификация процесса инноваций. Гонка за НТП, равновесный и общественно оптимальный уровень НИОКР. Гипотеза Шумпетера. Кооперация в сфере НИОКР, эффект положительного влияния. Взаимосвязь структуры рынка и инновационной активности. Патенты. Получение преимуществ и поощрение инноваций. Критерии и типы патентной защиты разработок. Оптимальная длительность патента. Лицензирование и субсидирование инноваций.

Конспект, тематический контроль

Ценовая тактика

Ценовая дискриминация. Типы дискриминационной политики, совершенная дискриминация, дискриминация в зависимости от объема (дискриминация второго типа), дискриминация по группам потребителей (дискриминация третьего типа). Практика ценовой дискриминации, сезонные продажи, нелинейное ценообразование, сезонное ценообразование. Межвременная ценовая дискриминация, парадокс Коуза. Пространственная ценовая дискриминация. Модели ценообразования. Двухуровневые тарифы. Неравномерное ценообразование, система накопительных скидок. Ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Учет сезонного фактора в ценах, его влияние на доходы. Хищническое ценообразование.

Конспект, тематический контроль


1

2

3

Воздействие рекламы на рынок

Виды рекламы. Уровень рекламы, максимизирующий прибыль монополии. Уровень рекламы и цен. и общественного благосостояния. Теорема Дорфмана-Штайнера, модификация для случая олигополии. Равновесное число рекламодателей, общественно оптимальный уровень рекламы, зависимость от вероятности достижения потребителя. Влияние предыдущего опыта потребления продукта на выбор потребителя. Методы рекламы, сравнительный анализ. Воздействие рекламы на рынок. Реклама и качество продукта. Государственное регулирование рекламы.

Конспект, тематический контроль

Проблема асимметричности информации о качестве продукции

Качество товара. Выбор уровня качества потребителем, зависимость от дохода. Качество как мера продуктовой дифференциации, модификация модели Хотеллинга, двух-периодная игра. Рынок «лимонов» Акерлофа. Модель рынка подержанных автомобилей. Задача покупателя, «негативный» отбор и его последствия. Применение модели Акерлофа, страхование, фаст-фуды, рынок труда, рынок кредитов. Рыночные сигналы. Цена как сигнал качества. Гарантии качества, симметричная информация. Роль гарантий при несимметричной информации. Государственное регулирование качества продукции, ГОСТ’ы, сертификация, «Закон о защите потребителей», и.т.д.

Конспект, тематический контроль

Государственная отраслевая политика

Виды и типы отраслевой политики. Внешнеторговая политика. Эффективность торговых союзов и соглашений. Антимонопольная политика. Регулирование естественных монополий. Ценообразование по Рамсею.

Конспект, тематический контроль

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
В данной рабочей программе представлены варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения.

  1. Оценка эффективности антимонопольной политики государства.

  2. Оценка эффективности внешнеторговой политики государства.

  3. Оценка эффективности инновационной политики государства.

  4. Оценка эффективности инвестиционной политики государства.

  5. Влияние фактора НТП на стратегии фирм в высокотехнологичных отраслях.

  6. Естественные монополии, эффективность государственного регулирования их деятельности.

  7. Качество продукта и его место в отраслевых стратегиях.

  8. Стратегическое взаимодействие крупных товаропроизводителей на мировом рынке.

  9. Современные методы установления барьеров входа в отрасль.

  10. Отраслевая политика государства в автомобильной промышленности России.

  11. Отраслевая политика государства в металлургической промышленности России.

  12. Отраслевая политика государства в нефтегазовом комплексе России.

  13. Отраслевая структура, основные экономические субъекты рынка и стратегии их развития.

  14. Воздействие ценовой политики фирм на структуру отраслевого рынка.

  15. Применение методов ценовой дискриминации в современных рыночных условиях.

  16. Реклама как метод конкурентной борьбы на рынке дифференцированного продукта.

  17. Слияния и поглощения (на примере отдельных отраслей мировой и российской экономики).

  18. Стратегическое поведение компаний в условиях изменения макроэкономических тенденций.

  19. Стратегии проникновения международных корпораций на новые рынки.

  20. Конкурентоспособность российских товаропроизводителей на международных рынках.

  21. Государственная поддержка и защита отечественного товаропроизводителя.

  22. Вертикальная интеграция: оценка эффективности и воздействия на структуру отраслевого рынка.

  23. Диверсификация деятельности фирмы как способ адаптации к изменчивой рыночной среде.

  24. Анализ отраслевого рынка (с использованием концепции «Структура-поведение-результативность») на примере важнейших отраслей национальной экономики.

  25. Рынок доминирующей фирмы на примере высокотехнологичных отраслей.

  26. Стратегическое поведение компаний в условиях дифференцированного продукта.

  27. Воздействие инновационной политики фирмы на отраслевой рынок.

  28. Стратегическое поведение компаний в условиях асимметричности информации о качестве продукции.

  29. Воздействие продуктовых инноваций на структуру отраслевого рынка.

  30. Воздействие технологических инноваций на структуру отраслевого рынка.

  31. Оценка эффективности международных картелей и их воздействия на отраслевой рынок.

  32. Влияние факторов внутренней и внешней среды на эффективность отраслевой организации.

  33. Роль институциональных преобразований в отраслевой организации.



6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу


  1. Предмет и метод курса «Теория отраслевых рынков». Современные теоретические школы, их методологические отличия.

  2. Понятие отраслевой рынок. Определение границ рынка и отрасли. Классификация рынков и отраслей.

  3. Показатели монопольной власти.

  4. Монопольная власть. Экономическая прибыль и проблемы ее измерения.

  5. Модели олигополистического взаимодействия фирм на рынке.

  6. Дифференциация продукта, виды, влияние на структуру рынка, измерение степени дифференциации.

  7. Модель монополистической конкуренции. Аллокальная неэффективность монополистической конкуренции, аргументация в пользу дифференциации продукции.

  8. Модели горизонтальной дифференциации продукта. Модель Хотеллинга.

  9. Модели горизонтальной дифференциации продукта. Модель Салопа.

  10. Модель Ланкастера.

  11. Меры концентрации производителей.

  12. Слияния и поглощения предприятий, виды, стимулы, последствия.

  13. Барьеры входа в отрасль.

  14. Рынок доминирующей фирмы. Условия доминирования, ценовые стратегии доминирующей фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

  15. Рынок доминирующей фирмы. Модель Форхаймера.

  16. Инновации, их роль в производстве. Гипотеза Шумпетера.

  17. Квазирента инноватора. Выбор оптимальной схемы НИОКР.

  18. Реклама и рыночные стратегии предприятий в условиях олигополии.

  19. Зависимость оптимального уровня рекламы и рыночной структуры. Теорема Дорфмана-Штайнера.

  20. Информативная реклама, ее роль в ценообразовании. Подход Стиглера.

  21. Информативная реклама, ее роль в ценообразовании. Подход Нэльсона.

  22. Информативная реклама, ее роль в ценообразовании. Подход Штайнера.

  23. Проблемы, возникающие в связи с асимметричностью информации о качестве товара. Рынок «лимонов» Акерлофа.

  24. Решение проблем асимметричности информации.

  25. Ценовая дискриминация потребителей.

  26. Двуставочный тариф и нелинейное ценообразование.

  27. Отраслевая политика государства. Цели, задачи, типы и виды.

  28. Естественные монополии. Основные методы государственного регулирования естественных монополий.

  29. Антимонопольная политика государства.

  30. Промышленная политика государства.

  31. Контрактная концепция фирмы.

  32. Неоклассическая концепция фирмы.

  33. Стратегическая концепция фирмы.

  34. Альтернативные цели фирмы. Проблема «Собственник-управляющий».

  35. Модель фирмы О. Уильямсона.

  36. Модель самоуправляющегося предприятия.

  37. Модель индивидуального предпринимателя.

6.3.4 Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)


  1. В соответствии с Гарвардской школой в основе исследования отраслевых рынков лежит:

А) исследование проблем экономического выбора фирм, функционирующих в отрасли на основе микроэкономических моделей;

Б) исследование эффективности рынков и поведения присутствующих на них фирм;

В) исследование взаимосвязей между характеристиками отрасли и поведением функционирующих в отрасли фирм;

Г) исследование уровня концентрации продавцов на отраслевых рынках;

Д) нет правильного ответа.


  1. Монопсония, ограниченная олигополией, это рыночная структура, в которой на рынке присутствуют:

А) один доминирующий покупатель и несколько мелких покупателей;

Б) один доминирующий продавец и несколько крупных покупателей;

В) несколько крупных продавцов и несколько крупных покупателей;

Г) один продавец и один покупатель;

Д) нет правильного ответа.


  1. Функция предложения монополиста:

А) это зависимость между рыночной ценой и объемом предлагаемой на рынок продукции;

Б) совпадает с функцией предельных издержек;

В) совпадает с функцией средних издержек;

Г) нет правильного ответа.




  1. В модели совершенной конкуренции для отдельного производителя возможно получение положительной экономической прибыли при условии, что

А) выручка покрывает постоянные затраты производителя;

Б) отрасль рассматривается в коротком периоде;

В) отрасль рассматривается в долгосрочном периоде;

Г) такая ситуация невозможна.




  1. Коэффициент Бэйна выводится исходя из:

А) рыночной и восстановительной стоимости фирмы;

Б) показателя перекрестной эластичности спроса;

В) соотношения экономической прибыли и собственного капитала;

Г) показателя прямой эластичности спроса по цене и показателя ограниченности мощностей конкурентов;

Д) нет правильного ответа.


  1. Необходимость покупки лицензии на ведение деятельности монополистом приводит к:

А) снижению выручки;

Б) росту цены на продукцию;

В) снижению объема выпускаемой продукции;

Г) росту цены и снижению объема выпуска;

Д) нет правильного ответа.


  1. Снижение транспортных затрат в модели Хотеллинга означает:

А) снижение потребительского спроса на данный вид товара;

Б) увеличение потребительского спроса на данный вид товара;

В) уменьшение дифференциации товара для потребителей;

Г) увеличение приверженности потребителей к товару;

Д) нет правильного ответа.


  1. В модели Салопа увеличение барьеров входа и транспортных затрат приводит в долгосрочном плане к:

А) росту числа фирм;

Б) сокращению числа фирм;

В) число фирм не изменится;

Г) нет прямой связи.




  1. Поглощения, в результате которых улучшается эффективность работы предприятия, называют:

А) стяжательными поглощениями;

Б) аллокативными поглощениями;

В) управленческими поглощениями;

Г) конгломератными поглощениями.




  1. Ценовая дискриминация второй степени предполагает:

А) межличностное и межперсональное различение цен спроса;

Б) только межличностное различение цен спроса;

В) только межперсональное различение цен спроса;

Г) нет правильного ответа.




  1. В условиях ценовой дискриминации выполняется следующее (QI, QII, QIII – оптимальные для дискриминирующей фирмы объемы при соответствующих видах ценовой дискриминации):

А) QI < QII < QIII;

Б) QI > QII > QIII;

В) QI > QII и QIII;

Г) QI < QII и QIII;

Д) QIII > QI и QII;

Е) QII > QI и QIII.




  1. В модели Capital Assets Pricing Model показатель βx отражает:

А) норму доходности ценной бумаги;

Б) норму доходности по безрисковым активам;

В) риск инвестирования в ценную бумагу;

Г) среднюю рыночную доходность;

Д) нет правильного ответа.


  1. В модели Шмалензи принимается гипотеза о том, что потребители совершают пробную покупку, если:

А) цена пробного товара ниже цены уже потребляемого товара;

Б) потребительский излишек от пробной покупки превышает потребительский излишек от потребляемой продукции;

В) риск того, что покупаемый продукт окажется неудовлетворительного качества, невелик;

Г) потребитель в любом случае совершит пробную покупку товара;

Д) нет правильного ответа.


  1. В соответствии с теоремой Дорфмана-Штайнера оптимальная доля расходов на рекламу увеличивается при:

А) росте эластичности спроса по расходам на рекламу и росте монопольной власти;

Б) росте эластичности спроса по расходам на рекламу и снижении монопольной власти;

В) снижении эластичности спроса по расходам на рекламу и росте монопольной власти;

Г) снижении эластичности спроса по расходам на рекламу и снижении монопольной власти.




  1. Малой фирме наиболее выгодно увеличивать расходы на рекламу при наличии в отрасли крупной фирмы, если:

А) эффект расширения отрасли значителен, эффект поглощения конкурентов значителен;

Б) эффект расширения отрасли значителен, эффект поглощения конкурентов незначителен;

В) эффект расширения отрасли незначителен, эффект поглощения конкурентов значителен;

Г) эффект расширения отрасли незначителен, эффект поглощения конкурентов незначителен.



  1. Вытеснение с рынка высококачественных товаров низкокачественными обусловлено:

А) феноменом недобросовестного поведения контрагента;

Б) проблемой негативного отбора;

В) нерациональностью потребителей;

Г) А+Б+В.




  1. Какой из ниже перечисленных факторов не способствует решению проблемы асимметричности информации:

А) репутация фирмы;

Б) гарантии на продукцию;

В) высокие цены на продукцию;

Г) расточительные расходы;

Д) низкие входные цены.


  1. Цены Рамсея для многопродуктового монополиста используются государством для:

А) увеличения общественного благосостояния;

Б) ограничения объемов выпускаемой продукции;

В) выравнивания цен на различных рынках;

Г) дотирования естественных монополий;

Д) нет правильного ответа.


  1. Монопольная власть в соответствии с коэффициентом Папандреу растет при:

А) росте мощностей конкурентов и росте перекрестной эластичности спроса по ценам конкурентов;

Б) росте мощностей конкурентов и снижении перекрестной эластичности спроса по ценам конкурентов;

В) снижении мощностей конкурентов и снижении перекрестной эластичности спроса по ценам конкурентов;

Г) снижении мощностей конкурентов и росте перекрестной эластичности спроса по ценам конкурентов.




  1. Применение монополиями двуставочного тарифа вместо линейного ведет к:

А) потере общественного благосостояния;

Б) росту общественного благосостояния;

В) общественное благосостояние не меняется;

Г) нет правильного ответа.




  1. Объем расходов на рекламу в условиях монополистической конкуренции:

А) меньше оптимального;

Б) больше оптимального;

В) равен оптимальному;

Г) может быть как выше, так и ниже оптимального.




  1. При долгосрочном равновесии в модели монополистической конкуренции рыночная цена:

А) равна предельным издержкам;

Б) превышает средние издержки;

В) равна средним издержкам;

Г) равна предельной выручке;

Д) нет правильного ответа.


  1. В случае вертикальной дифференциации продукции потребители могут различать продукцию исходя из (отметьте правильные варианты):

А) торговой марки;

Б) упаковки;

В) качества;

Г) уровня цены;

Д) уровня дохода;

Е) удовлетворяемых вкусов.




  1. В случае горизонтальной дифференциации продукции потребители могут различать продукцию исходя из (отметьте правильные варианты):

А) торговой марки;

Б) упаковки;

В) качества;

Г) уровня цены;

Д) уровня дохода;

Е) удовлетворяемых вкусов.




  1. В модели Форхаймера доминирующая фирма определяет:

А) какой объем продукции будет максимизировать ее прибыль;

Б) какая цена на продукцию будет максимизировать ее прибыль;

В) какой уровень рекламы будет максимизировать ее прибыль;

Г) какой уровень издержек будет максимизировать ее прибыль;

Д) какое количество конкурентных фирм будет присутствовать на рынке.

7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1 Основная литература

1. Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах). – М. : Дело и Сервис, 2009. – 320с.


2. Розанова Н.М. Эффективная организация отрасли: практическое руководство / Н.М. Розанова. – Дело, 2009. – 416 с.

3. Кристенсен К. Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений / К. Кристенсен, С. Энтони, Э. Рот. – М. : Альпина, 2008. – 398 с.



4. Конкуренция на товарных и финансовых рынках России. Влияние конкуренции на инновации. Монография. – М. : ТрансЛит, 2011. – 364 с.

7.2 Дополнительная литература


  1. Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков / Авдашева С.Б., Розанова Н.М.. ― М. : Магистр, 1998. – 320 с.

  2. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. Слуцкого А. – СПб.: Экономическая школа, 2003.– 669 с.

  3. Вурос А. Экономика отраслевых рынков. ― М: ТЭИС, 2000. – 217с.

  4. Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. В 2 ч. Ч. I: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2005. – 80 с.

  5. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков / Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003. – 356 с.

  6. Касич С.П. Экономические приложения теории игр в задачах и упражнениях по курсу «Теория отраслевых рынков»: учеб. пособие / Под ред. Гильмундинова В.М. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – 91 с.

  7. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб.: Экономическая школа, 2000. – 181с..

  8. Хэй Д. Теория организации промышленности. В 2-х Т. ― СПб. Экономическая школа, 1999. – 65с.

  9. Шерер Ф. Структура отраслевых рынков / Шерер Ф., Росс Д. – М.: Инфра-М, 1997. – 221с.

  10. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. ― М., 1990. – 120с.

  11. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 240 с. – (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).

  12. Boadway R., Bruce N. Welfare Economics.- Oxford, 1984.- Ch. 1,3.

  13. Carlton D.W., Perloff J.M. Modern Industrial Organization. ― Addison-Wesley, 2000.

  14. Grossman S., Hart O. The Costs and Benefits of Ownership: A Theory of Lateral and Vertical Integration // Journal of Political Economy.- 1986.- Vol. 94.- P. 691- 719.

  15. Handbook of Industrial Organization. R. Schmalensee and R. D. Willig (eds.). Vol. 1, North-Holland, 1989.

  16. Henderson J.M., Quandt R.E. Mikrooekonomische Theorie. Eine mathematische Darstellung.- 4. Aufl.- Muenchen, 1977.- Kap. 6.

  17. Martin Stephen. Advanced Industrial Economics. ― Blackwell Publishers, 1999.

  18. Schmalenseе R. Industrial organization // New Pulgrave dictionary of economics. London, 1988. Vol. 2. P. 803-807.

  19. Shy Oz. Industrial Organization (Theory and Applications). ― The MIT Press, 1995.

  20. Waldman D., Jensen E. Industrial Organization: Theory and Practice, 2-ed. ― Addison-Wesley, 2001.

  21. Wolfstetter E. Topics in Microeconomics: Industrial Organization, Auctions and Incentives. ― Cambridge University Press, 1999.



7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. http://economics.boom.ru/ – материалы по экономике отраслевых рынков.

  2. http://www.iet.ru/publication.php?jel-code=L&folder-id=44 – публикации сотрудников Института экономики переходного периода, посвященные организации отраслевых рынков.

  3. www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).

  4. http://gallery.economicus.ru – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.

  5. – Центр стратегических разработок.

  6. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской федерации.

  7. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.

  8. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).

  9. http://www.hse.ru – Государственный университет Высшая школа экономики

  10. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).

  11. http://www.libertarium.ru – материалы по экономической теории.


8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Описание ролевых игр:

  • внедрение нового продукта;

  • изменение технологии производства

  1. Демонстрационные документы: сертификаты соответствия.


Учебно-программное издание

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ



Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Шрейдер Рудольф Борисович

Книга выходит в авторской редакции


Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16.

Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.


Отпечатано в типографии ФГБОУВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел./факс: (3532) 36-19-62, 36-48-18







Если хочешь узнать, что думает о тебе твой знакомый, разозли его. Оливер Уэнделл Холмс-старший
ещё >>