Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» Квалификация (степень) выпускника бакалавр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 4 464.01kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 7 757.85kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 3 542.4kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 1 308.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 1 286.92kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 1 315.5kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 2 461.61kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 3 621.91kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100700. 1 361.35kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы маркетинга» Направление... 3 522.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «гидравлика и аэромеханика»... 1 179.84kb.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности... 1 140.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» - страница №1/2

министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Оренбургский государственный институт менеджмента»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МАКРОЭКОНОМИКА)


Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная, заочная, заочная, осуществляемая в сокращенные сроки

Оренбург

2011


УДК

ББК


Э
Обсуждена на заседании кафедры «Экономики» от 1 сентября 2011 г., протокол № 1.
Принята Учебно-методическим советом от 31.05. 2012г., протокол № 9.
Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 145-т

Составитель: Л.В. Христофорова, К.Г. Попов, К.В. Медведева



Э

Экономическая теория (макроэкономика): рабочая программа учебной дисциплины / сост. Л.В. Христофорова, К.Г. Попов, К.В. Медведева. – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 32 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория (макроэкономика)» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 080200.62 – «Менеджмент». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 080200.62 – «Менеджмент» и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.



Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория (макроэкономика)» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080200.62 – «Менеджмент».

УДК

ББК

©Христофорова Л.В., Попов К.Г., Медведева К.В., составление, 2011

© ФГБОУВПО «ОГИМ», 2011




1 Цели освоения дисциплины…………………..………………..............

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................…………………………………………………….

6

4 Структура и содержание дисциплины.................……………………….

8

4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………………

8

4.2 Наименование тем, их содержание..............................................

9

4.3 Тематический план изучения дисциплины.................................

12

4.3.1 Очная форма обучения….................................................

12

4.3.2 Заочная форма обучения..................................................

13

4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки...................................................................

14

5 Образовательные технологии...……………………………………........

15

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….......................

16

6.1 Система и формы контроля.........................................................

16

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов.............................

16

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.............................................................................................

17

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения................

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения ……………………….


18
19



6.3.3 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу……………………………………………………………

6.3.4 Темы эссе………………………………………………


21

23



6.3.5 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала ..................................................................

25

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...

30

7.1 Основная литература……………………………………....…….

30

7.2 Дополнительная литература……………………………....……

30

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы........................

30

Содержание

1 цели освоения дисциплины
Цель: приобретение студентами общих знаний о принципах и законах функционирования рыночной экономики как на макроуровне, представлений о методах построения экономических моделей и использования их в аналитической деятельности, понимания сущности базовых терминов и понятий, используемых при изучении других экономических дисциплин.
Задачи:

  • дать знания о принципах и законах функционирования рыночной экономики на макроуровне (экономика в целом) и на уровне мирового хозяйства и международных экономических отношений;

  • научить приемам использования экономических моделей для анализа экономической ситуации, прогнозирования и предвидения последствий государственной экономической политики;

  • сформировать навыки самостоятельной творческой работы и работы в группе, научить экономически грамотно формулировать и аргументировать свою позицию.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Экономическая теория (макроэкономика)» относится к базовой части профессионального цикла (Б 1), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 – «Менеджмент».

080200.62 «Менеджмент» должен быть подготовлен к профессиональной работе в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на преподавательских и административных должностях в средних общепрофессиональных и профессиональных учебных заведениях, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего экономического образования.

Бакалавр менеджмента может осуществлять аналитическую, организаторскую (административную) и образовательную (преподавательскую) деятельность в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях (фирмах) любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других организациях, а также в рамках органов государственного управления. Основополагающей составляющей данной подготовки является приобретение теоретических знаний и привитие практических навыков оптимального соединения теории и практики в едином производственном процессе на базе эффективного использования ограниченных экономических ресурсов.

Методологической основой дисциплины «Экономическая теория (Макроэкономика)» являются общепризнанные экономические теории, концепции, модели, обоснованные в мировой и отечественной экономической науке и апробированные экономической практикой.

Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что макроэкономика, являющаяся самостоятельным разделом экономической теории – постоянно развивающаяся наука. Многие теоретические положения являются дискуссионными.

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:



  • Экономика предприятия;

  • Мировая экономика;

  • Маркетинг;

  • Экономика недвижимости;

  • Финансы предприятия;

  • Планирование на предприятии.


3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

  • владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9).

В результате освоения дисциплины «Экономическая теория (макроэкономика)» у студентов формируется целый комплекс компетенций, знаний, умений, навыков.

Студент должен:



Знать:

  • основные понятия, категории (в том числе их английские эквиваленты) и модели экономической науки;

  • закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;

  • теоретические основы государственного регулирования экономики и особенности экономической политики российского государства.

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат и методы экономической науки в профессиональной деятельности;

  • использовать принципы, законы и модели экономической теории для анализа отрасли (рынка), а также внешней и внутренней среды бизнеса (организации);

  • логически стройно и четко строить устную и письменную профессиональную речь, формулировать и аргументировать свою позицию, грамотно использовать иностранные экономические термины – компетенции.

Владеть:

  • культурой экономического мышления, способностью к обобщению и анализу, навыками системного подхода к исследованию экономических проблем;

  • экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

  • навыками самостоятельной творческой работы (сбора, систематизации и научной интерпретации экономической информации) и продуктивной работы в группе.


4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Экономическая теория: (макроэкономика)» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

3

Лекции (Л)

18

18

Семинарские занятия (Сем.)

8

8

Самостоятельная работа, в т.ч.

1

1

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

1

1

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

0

0

Конспектирование первоисточников (КПИ)

0

0

Форма рубежного контроля

Экзамен (81)

Экзамен (81)

Итого часов:

108

108*

*В том числе 1 час КСР
Таблица 4.2 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в 3 семестре

Всего часов

2

3

Лекции (Л)

4

0

4

Семинарские занятия (Сем.)

4

0

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

48

40

88

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

48

0

48

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

0

20

20

Конспектирование первоисточников (КПИ)

0

0

0

Выполнение контрольных работ (к.р.)

0

20

20

Форма рубежного контроля

0

Экзамен (9)

Экзамен (9)

Итого часов:

56

49

108*

*В том числе 3 часа КСР
Таблица 4.3 – Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки)


Вид занятий

Количество часов в 3 семестре

Всего часов

2

3

Лекции (Л)

4

0

4

Семинарские занятия (Сем.)

4

0

4

Самостоятельная работа, в т.ч.

8

79

85

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

8

0

8

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

0

50

50

Конспектирование первоисточников (КПИ)

0

0

0

Выполнение контрольных работ (к.р.)

0

19

19

Форма рубежного контроля

0

Экзамен (9)

Экзамен (9)

Итого часов:

16

88

108*

*В том числе 4 часа КСР

4.2 Наименование тем, их содержание
Макроэкономика

Тема 1. Основные макроэкономические показатели

Макроэкономические показатели, Макроэкономическая динамика

Национальное счетоводство как метод анализа хозяйственной деятельности государства. ВНП (ВВП), способы их измерения; другие показатели дохода и продукта. Основные макроэкономические тождества; номинальные и реальные показатели; индексы цен. Сложности расчета показателей дохода и продукта. Проблемы оценки благосостояния нации
Тема 2 Макроэкономическое равновесие

Цели и инструменты макроэкономической политики.

Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов. Компоненты совокупного спроса и уровень планируемых расходов.

Потребление и сбережения, инвестиции. Фактические и планируемые расходы, крест Кейнса. Механизм достижения равновесного объема производства. Мультипликатор автономных расходов. Рецессионный и инфляционный разрывы.

Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианского креста.

Тема 3 Государственное регулирование экономики

Недостатки рынка и государства в регулировании экономики. Причины и границы государственного регулирования экономики. Отрицательные и положительные внешние эффекты. Способы преодоления несостоятельности рынка.

Рыночная власть на рынках продуктов и ресурсов. Антимонопольное законодательство.

Производство общественных благ(государственный сектор экономики): Функциональное и персональное распределение доходов, кривая Лоренца. Понятие бедности, относительная и абсолютная бедность, измерение бедности, дискриминация. Противоречие между справедливостью и эффективностью. Государственное регулирование распределения доходов. Социальные программы в Российской Федерации.


Тема 4 Экономический рост

Понятие и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.

Модель экономического роста Е. Домара. Модель экономического роста Р.Ф. Харрода. Неоклассическая модель экономического роста Р. Солоу. “Золотое правило” Э. Фелпса.
Тема 5 Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики

Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей


Тема 6 Социальная политика государства

Цели и виды социальной политики. Механизм взаимодействие инструментов социальной политики и государства. Виды социальной политики.


Тема 7 Занятость и безработица

Формы безработицы и ее естественный уровень, закон Оукена. Регулирование уровня безработицы.


Тема 8 Теория кредита. Денежно – кредитная политика

Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты. Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги. Модель предложения денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке. Инструменты денежной политики ( изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке).

Банковская система. Кредитно-денежная (монетарная) политика. Связь монетарной политики с фискальной и валютной политикой.

Выбор моделей макроэкономической политики. Проблемы осуществления стабилизационной политики. Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика. Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов фискальной и монетарной политик.


Тема 9 Инфляция и антиинфляционная политика

Уровень инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек, ожидаемая и неожиданная инфляция.


Тема 10 Финансы

Сущность понятия «финансы», виды, классификация. Процент и предпринимательский доход. Ссудный капитал и финансовый капитал. Центральный банк и их функции.


Тема 11 Налоги. Бюджетно – налоговая политика

Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.

Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная и недискреционная фискальная политика; бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

3 семестр

1

2

3

4

5

6

7

1. Основные макроэкономические показатели

2

1

3

-

-

3

2. Макроэкономическое равновесие

2

1

3

-

-

3

3. Государственное регулирование экономики

1

-

1

-

-

1

4. Экономический рост

1

-

1

-

-

1

5. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики

2

1

3

-

-

3

6. Социальная политика государства

1

1

2

-

-

2

7. Занятость и безработица

1

1

2

-

-

2

8. Теория кредита. Денежно-кредитная политика

2

1

3

-

-

3

9. Инфляция и антиинфляционная политика

2

1

3

-

-

3

10. Финансы

2

-

2

-

-

2

11. Налоги. Бюджетно-налоговая политика

2

1

3

1

ПЗ

4

Итого часов:

18

8

26

1

-

27

4.3.2 Заочная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

2 семестр

1

2

3

4

5

6

7

1. Основные макроэкономические показатели

1

-

1

9

ПЗ

СИ


10

2. Макроэкономическое равновесие

1

1

2

9

ПЗ

СИ


10

3. Государственное регулирование экономики

1

1

2

10

ПЗ

10

4. Экономический рост

1

1

2

10

ПЗ

СИ


10

5. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики

-

1

1

9

ПЗ

СИ


10

Итого часов

4

4

8

48

-

56






















6. Социальная политика государства

-

-

-

3

СИ

9

7. Занятость и безработица

-

-

-

3

СИ

9

8. Теория кредита. Денежно-кредитная политика

-

-

-

3

СИ

10

9. Инфляция и антиинфляционная политика

-

-

-

3

СИ

10

10. Финансы

-

-

-

4

СИ

11

11. Налоги. Бюджетно-налоговая политика

-

-

-

4

СИ

11

Выполнение контрольных работ (к.р.)

-

-

-

20

кр

22

Итого часов:

0

0

0

40

-

40

ВСЕГО ЧАСОВ:

4

4

8

88

-

96



4.3.3 Заочная форма обучения, осуществляемая в сокращенные сроки


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1 семестр

1

2

3

4

5

6

7

1. Основные макроэкономические показатели

1

1

2

2

ПЗ

4

2. Макроэкономическое равновесие

1

1

2

2

ПЗ

4

3. Государственное регулирование экономики

1

1

2

2

ПЗ

4

4. Экономический рост

1

1

2

2

ПЗ

4

Итого часов

4

4

8

8

-

16

2 семестр

5. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики

-

-

-

8

СИ

8

6. Социальная политика государства

-

-

-

12

СИ

12

7. Занятость и безработица

-

-

-

8

СИ

8

8. Теория кредита. Денежно-кредитная политика

-

-

-

8

СИ

8

9. Инфляция и антиинфляционная политика

-

-

-

8

СИ

8

10. Финансы

-

-

-

8

СИ

8

11. Налоги. Бюджетно-налоговая политика

-

-

-

8

СИ

8

Выполнение контрольных работ (кр)

-

-

-

19

кр

19

Итого часов:

4

4

8

79

-

108



5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Экономическая теория (Макроэкономика)» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

3

1. Основные макроэкономические показатели

Решение ситуационных задач.

Практикум.

Исследовательский метод


3. Государственное регулирование экономики

Решение ситуационных задач.

Практикум.

Исследовательский метод


4. Экономический рост

Решение ситуационных задач.

Практикум.

Исследовательский метод


6. Социальная политика государства

Решение ситуационных задач.

Практикум.

Исследовательский метод


7. Занятость и безработица

Решение ситуационных задач.

Практикум.

Исследовательский метод



6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.

  2. Рубежный (тематический) контроль проводится в период после изучения больших разделов программы в виде контрольной работы, включающей определения основных понятий, тесты, аргументированный ответ, задачи.

  3. Межсессионная аттестация проводится в форме тестирования.

  4. Итоговой формой контроля является экзамен, который проводится в форме устного опроса (собеседования).

  5. Контроль остаточных знаний проводится в виде тестирования по истечении определенного срока после завершения изучения дисциплины.


6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается экзаменом, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.16.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)








Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях

max 30 баллов

П4

Оценивание самостоятельной работы

max 30 баллов

Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)


Оценка

Баллы

5

30

4

20

3

10

2

0

Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине




Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета

Оценка

85-100

5 (зачтено)

65-84

4 (зачтено)

50-64

3 (зачтено)

0-49

2 (не зачтено)



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • подготовка к семинарским занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам очной формы обучения;

  • выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка и сдача зачета и экзамена.

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения


Наименование разделов, тем

Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

Форма отчетности о результатах СР

1

2

3

3 семестр

1. Основные макроэкономические показатели

Резедентные и нерезедентные институциональные единицы. Теневая экономика

Тематический контроль

2. Макроэкономическое равновесие

«Зигзаг Кенэ», модель межотраслевого баланса и ее прикладное значение

Тематический контроль

4. Экономический рост

Экономический рост и качество жизни.

Тематический контроль

5. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики

Типы экономического цикла (Китчина, Жугляра)

Тематический контроль

6. Социальная политика государства

Социальная защищенность населения

Тематический контроль

7. Занятость и безработица

Хистерезис как модель объяснения постоянной и длительной безработицы

Тематический контроль

10. Финансы

Государственный долг России и его роль в экономике

Тематический контроль

11. Налоги. Бюджетно-налоговая политика

С.Ю. Витте и налоговая политика России

Тематический контроль


6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Вариант 0
Кратко раскройте содержание следующих тем:

1. Роль и функции экономической теории. Экономическое знание и рост экономической культуры граждан.

2. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Задача 1

По приведенным в таблице исходным данным рассчитайте альтернативные издержки, связанные с производством дополнительной единицы товара Х при переходе от варианта В к варианту С.




Вид продукции

Альтернативные производственные возможности

А

В

С

Д

Е

Товар Х, шт.

0

2

4

6

8

Товар У, шт.

40

38

32

18

0


Задача 2

Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна 0,25. Эластичность спроса по доходу равна 0,8. На сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена снизилась на 8 %, а доходы выросли на 5 %?



Вариант 1
Кратко раскройте содержание следующих тем:

1. Сущность и виды товарного производства. Закон стоимости.

2. Механизм ценообразования на локальном рынке. Товарный дефицит и перепроизводство.
Задача 1

Определите эластичность спроса по цене, если при снижении цены со 120 до 110, продажи увеличились с 60 до 65.


Задача 2

Постройте кривую спроса, которая описывается формулой Qd = 100 – 5Р, и кривую предложения, которая описывается формулой Qs = 20 + 3Р. Определите равновесный объем и равновесную цену


Вариант 2
Кратко раскройте содержание следующих тем:

1. Производство и воспроизводство. Фазы производства и их содержание.

2. Предмет и методы экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Задача 1

По приведенным в таблице исходным данным рассчитайте минимальный уровень альтернативных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара Х при переходе от варианта А к варианту В.




Вид продукции

Альтернативные производственные возможности

А

В

С

Д

Е

Товар Х, шт.

0

4

8

12

16

Товар У, шт.

60

52

46

26

0


Задача 2

Определите сумму цен товаров, если денежная масса равна 50 000, и каждая денежная единица совершает 5 оборотов.



Вариант 3
Кратко раскройте содержание следующих тем:

1. Ресурсы, факторы, организация и результаты производства. Проблема выбора в экономике.

2. История возникновения экономической теории как науки.
Задача 1

В результате снижения цены на товар А с 200 до 180 руб. спрос на товар В повысился с 400 до 450 шт. Определить, является данные товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными.


Задача 2

Постройте кривую спроса, которая описывается формулой Qd = 200 – 5Р, и кривую предложения, которая описывается формулой Qs = 100 + 5 Р. Определите равновесный объем и равновесную цену.


Вариант 4
Кратко раскройте содержание следующих тем:

1. Предпосылки и принципы рыночной системы хозяйствования. Собственность и ее виды.

2. Понятие капитала его структура и виды.
Задача 1

Определите оптимальную денежную массу, если сумма цен товаров равна 100 000, а каждая денежная единица совершает 4 оборота.


Задача 2

Эластичность спроса на товар по цене равна 0,5, а по доходу 0,9. Как изменится объем спроса, если доходы увеличатся на 4 %, а цена товара уменьшится на 3 %?



6.3.3 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу


  1. Потребность, их сущность и классификация.

  2.  Экономические блага, их сущность и классификация.

  3.  Ресурсы и факторы производства, их сущность и классификация.

  4.  Экономический выбор. Кривая (граница) производственных возможностей.

  5.  Кругооборот ресурсов, денег и экономических благ.

  6.  Предмет микроэкономики.

  7.  Методы экономических исследований.

  8.  Содержание отношений собственности (правовой аспект). Субъекты и объекты собственности.

  9.  Содержание отношений собственности (экономический аспект).

  10.  Теория прав собственности.

  11.  Трансакционные издержки, их сущность и классы.

  12.  Теорема Р. Коуза.

  13.  Собственность и экономические интересы. Противоречия экономических интересов.

  14.  Формы и виды собственности.

  15.  Организационно-правовые формы хозяйствования.

  16.  Спрос и объем спроса. Цена спроса. Закон спроса.

  17.  Исключения закона спроса.

  18.  Спрос и факторы, влияющие на его изменение.

  19.  Предложение и объем предложения. Цена предложения. Закон предложения.

  20.  Предложение и факторы, влияющие на его изменение.

  21.  Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

  22.  Концепция эластичности спроса по цене.

  23.  Концепция эластичности спроса по доходу.

  24.  Концепция перекрестной эластичности спроса.

  25.  Концепция эластичности предложения.

  26.  Кардиналистская теория полезности.

  27.  Ординалистская теория полезности (аксиомы).

  28.  Кривая безразличия и бюджетная линия – основные инструменты ординалистского анализа.

  29.  Фирма и ее роль в обществе.

  30. Типы организации хозяйственной деятельности.

  31. Производственная функция: сущность и свойства.

  32.  Эффективность: сущность и ее виды.

  33.  Сущность издержек и их классификация.

  34.  Поведение издержек в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.

  35.  Поведение издержек в долговременном периоде. Эффект масштаба.

  36.  Доходы: сущность и виды.

  37.  Прибыль: сущность, функции, виды.

  38.  Совершенная конкуренция, ее признаки, достоинства и недостатки.

  39.  Условия равновесия фирмы на совершенно конкурентном рынке.

  40.  Чистая монополия. Ценовая дискриминация.

  41.  Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

  42.  Показатели монопольной власти.

  43.  Недостатки монополизации экономики. Антимонопольное государственное регулирование.

  44.  Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукта.

  45.  Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.

  46.  Ценовая и неценовая конкуренция.

  47.  Олигополия: основные черты.

  48.  Особенности ценообразования на рынке олигополии.

  49.  Антимонопольное государственное регулирование.

  50.  Рынок факторов производства: сущность и специфика.

  51.  Труд как фактор производства: сущность и специфические черты.

  52.  Спрос и предложение на рынке труда. Эффект дохода и эффект замещения.

  53.  Заработная плата как равновесная цена труда: сущность и виды.

  54.  Заработная плата как равновесная цена труда: сущность и формы.

  55.  Государственное регулирование рынка труда.

  56.  Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал.

  57.  Условия образования капитала. Роль инвестиций в жизни общества.

  58.  Спрос и предложение на рынке капитала.

  59.  Дисконтирование: понятие и показатели.

  60.  Земля как фактор производства. Использование земли.

  61.  Спрос и предложение на рынке земли.

  62.  Рентные отношения. Цена земли.

  63.  Парето-эффективность и общественное благосостояние.

  64.  Экономические риски и неопределенность: сущность и причины.

  65. Способы снижения риска.



6.3.4 Темы эссе


следующая страница >>



Противную сторону надо выслушать, как бы она ни была противна. М. Евгеньев в редакции Дм. П
ещё >>