Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности... 1 277.02kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 3 764.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 2 408.47kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 2 521.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 3 451.69kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 2 442.9kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 3 508.1kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 6 645.97kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 3 542.4kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 2 544.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 1 308.86kb.
Исследования: «Этот удивительный хлеб» 1 80.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент» - страница №1/1

министерство образования и науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Оренбургский государственный институт менеджмента»


«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

_______ О.А. Свиридов

«___»__________ 20__г.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки 080200.62 – «Менеджмент»

Профиль подготовки Производственный менеджмент

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

Оренбург


2012
УДК

ББК


М

Принята Учебно-методическим советом от 28.06.2012г., протокол № 10.


Утверждена приказом ректора от 10.07.2012 г. № 143-т

Составитель: Н. В. Егорова





М

Методология научного познания : рабочая программа учебной дисциплины / сост. Н. В. Егорова. – Оренбург : ОГИМ, 2012. – 21 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Методология научного познания» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной формы обучения направления подготовки 080200.62 – «Менеджмент». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 080200.62 – «Менеджмент»и Положением [временное] «Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.

Рабочая программа учебной дисциплины «Методология научногопознания» адресована студентам очной формы, обучающимся в Институте по направлению подготовки 080200.62 – «Менеджмент».

УДК

ББК



© Егорова Н. В., составление, 2012



© ФГБОУВПО «ОГИМ», 2012




1 Цели освоения дисциплины…………………..………………..............

4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО …………………………

4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ..................…………………………………………………….

4-5

4 Структура и содержание дисциплины.................……………………….




4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов ………………

6

4.2 Наименование тем, их содержание..............................................

6-9

4.3 Тематический план изучения дисциплины.................................




4.3.1 Очная форма обучения….................................................

10

5 Образовательные технологии...……………………………………........

11

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….......................




6.1 Система и формы контроля.........................................................

12

6.2 Критерии оценки качества знаний студентов.............................

12-13

6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.............................................................................................

13

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения...........

6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения.................................



14

15

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу……………………………………………………………

15-16

6.3.4 Примерные тестовые задания для контроля качества усвоения материала ...............................................................

16-18

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины...




7.1 Основная литература……………………………………....…….

19

7.2 Дополнительная литература……………………………....……

19

7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы........................

19

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины.................……...

20

Содержание


1 цели освоения дисциплины
Цель: овладение будущими специалистами знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, содержании, специфических особенностях организации и управления научными исследованиями, методикой проведения научных исследований.

Задачидисциплины предполагают изучение:


  • современного состояния науки и научной деятельности в России и за рубежом;

  • научной обеспеченности общества и отдельных отраслей;

  • системы организации и управления научными исследованиями на региональном, национальном и международном рынках;

  • основных научных проблем общества, отдельных отраслей народного хозяйства, экономических единиц;

  • основных методов подготовки и организации проведения начальных научных исследований.



2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Методология научного познания» относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 – «Менеджмент».

Дисциплины, освоение которых студентами необходимо для изучения «Методологии научного познания»: история, математика, правоведение, концепции современного естествознания, экономическая теория (микроэкономика).



Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: философия, социология, статистика, маркетинг, экономика предприятия, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент.

3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

  • способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

  • владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15).

В результате освоения дисциплины «Методология научного познания»обучающийся должен:

Знать:законы, принципы, понятия, терминологию, содержание, специфические особенности организации и управления научными исследованиями.

Уметь:

  • анализировать и принимать решения по основным проблемам, связанным с особенностями проведения экономических исследований;

  • оценить эффективность воздействия результатов экономических исследований на развитие национальной экономики и отдельной фирмы;

  • прогнозировать результаты экономических исследований.

Владеть навыками самостоятельного выполнения практической работы с учетом особенностей организации научного труда.

4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Методология научного познания» составляет 2 зачетные единицы или 72 часа.
4.1 Распределение трудоемкости в часах по всем видам аудиторной и самостоятельной работы студентов
Таблица 4.1 –Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине (очная форма обучения)


Вид занятий

Количество часов в семестре

Всего часов

1

очн.

Очн.

Лекции (Л)

18

18

Семинарские занятия (Сем.)

18

18

Самостоятельная работа, в т.ч.

36

36

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям (ПЗ)

10

10

Изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения (СИ)

26

26

Конспектирование первоисточников (КПИ)

-

-

Форма рубежного контроля

Зачет с оценкой

Зачет с оценкой

Итого часов:

72

72٭

٭в том числе 2 часа КСР
4.2 Наименование тем, их содержание
Тема 1 Историческое становление науки

Наука как особый вид духовного производства. Новое научное знание. Историческое становление науки. Становление науки в период расцвета древнегреческой цивилизации. Философия и наука Аристотеля. Особенности античной науки, созерцательно-логический характер познания. Переход к опытно-теоретическому способу познания в эпоху средневековья и Возрождения. Создание экспериментального метода исследования Г.Галилеем. Выделение экспериментальный и теоретический уровни познания. Индустриальная стадия развития человеческой цивилизации. Развитие наук, имеющих непосредственное прикладное значение (геология, металлургия, механика, химия, физика, технологические науки). Рост промышленного производства (промышленная революция XVIII-XIX вв.). Развитие учебных заведений, университетов. Крупное машинное производство на основе глубокого разделения труда. Современная научно-техническая революция, ее сущность и характерные черты. Требования, предъявляемые к современному специалисту, связанному с научными исследованиями. Последовательность научных исследований. Технология научных исследований. Теоретические системы знаний о мире: наука, религия, философия. Наука и вненаучные формы осмысления бытия. Наука и вера.


Тема 2 Последовательность выполнения научного исследования

Этапы научного исследования. Постановка проблемы. Формирование задачи исследования. Постановка задачи. Построение задачи. Оценка задачи. Обоснование задачи. Обозначение задачи. Определение состояния решения проблемы. Исходный уровень исследований, достигнутые результаты и методы, которыми они достигнуты. Информационный поиск и анализ информации - систематический и тематический. Участие в научных конференциях и семинарах, использование экспертизы. Структура проблемы. Организационно-методический план научного исследования. Гипотезы по решению задачи. Теоретическое исследование. Теоретическое осмысление задачи и формирование теоретическая модели ее решения. Экспериментальное исследование. Экспериментальные работы (изготовление макетов и экспери­ментальных образцов, эксперименты, проверки, апробации научных идей). Канонический характер последовательности научного исследования. Отклонения от канонической модели исследований. Особенности организации и проведения теоретического и экспериментального исследования.


Тема 3 Методы выполнения научного исследования

Методы и методология научного исследования. Классификация методов. Диалектическая логика как способ познания объективной истины. Понятие диалектической логики. Принципы диалектической логики и условия познания объективной истины: объективность рассмотрения исследуемого объекта, всесторонность рассмотрения объекта, исследование объекта в его развитии, единство исторического и логического, рассмотрение проблемы с точки зрения единства и борьбы противоположностей, принцип развития познания, принцип диалектического отрицания, принцип единства формы и содержания, принцип перехода количественных изменений в качественные. Методы получения научных фактов: наблюдение, измерение, эксперимент. Методы построения выводов: индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный вывод. Методы структурирования объекта исследования: анализ, синтез, идеализация, формализация. Методы активизации творческого поиска: эвристические приемы, методы генерирования идей, творческие алгоритмы АРИЗ, ТРИЗ).


Тема 4 Средства выполнения научных исследований

Средства выполнения научных исследований. Приборы и оборудование. Результативность научных исследований.

Классификация средств выполнения научных исследований (приборы, оборудование, вспомогательные средства, материалы и образцы).
Тема 5 Технология коллективного творчества

Менеджмент творческого коллектива. Обеспечение условий для эффективного функционирования коллективного творчества. Оптимальная структура творческого коллектива. Оптимальный уровень организации деятельности в коллективе. Решение творческой задачи - сложный, многоуровневый, многоаспектный процесс. Факторы успеха (состава участников, сработанность, творческая и профессиональная квалификация, ход решения, случайные моменты). Психологический механизм коллективного творчества. Логическое и интуитивное в творческом процессе. Задача научного исследования - сделать неизвестное известным, возвести интуитивные представления на уровень логических программ и «рецептов». Интуиция. Особенность интуитивного уровня структурной организации интеллекта. Вербализация решения. Формализация решения. Сбалансированность ролевой структуры творческого коллектива. Структура творческого коллектива: реализатор, генератор идей, активный наблюдатель, резонатор. Центральные моменты в решении задачи - это генерирование идей и резонирование. Уровень организационно-творческого развития коллектива. Организация общения между участниками решения творческой задачи. Элементарные акты творческого общения: высказывание, понимание, объективация. Последовательность общения в творческом коллективе.


Тема 6 Технология конструирования

Понятие конструирования. Особенности труда конструктора. Изучение первичной информации (ТЗ). Разработка необходимого и достаточного для достижения поставленной цели набора технических требований. Анализ взаимосвязей устройства с внешним окружением (НИР, макетирование, расчетные и экспериментальные работы). Техническое описание устройства. Конкретизация технических требований. Анализ возможностей реализации технический требований. Предварительное конструирование основных частей устройства. Графическое моделирование возможных вариантов конструкций основных функциональных частей устройства. Вопрос обеспечения надежности устройства. Разработка предварительных вариантов эскизной компоновки устройства. Разработка окончательного варианта эскизной компоновки. Разработка общего вида технического устройства. Вопросы технологичности изготовления деталей устройства и его сборки. Деталировка.


Тема 7 Особенности выполнения экономических исследований

Особенности экономических исследований, проводимых во всех сферах деятельности. Выбор направления экономических исследований. Разработка прогнозов, целевых программ и актуальных проблем. Оп­ределение проблематики и тематики НИР. Объекты экономических исследований. Предмет исследования. Формулировка темы и подготовка ТЗ. Постановка проблемы. Поиск информации. Работа с литературой. Интернет. Конференции и семинары. Укрупненный план исследования. Характер статистических исследований. Методы обработки статистической информации. Компьютерные технологии поиска и обработки информации. Проблема достоверности информации. Методы проверки информации. Реферат и аннотация по теме НИР. Защита отчета и публикации.


Тема 8 Организация научного и интеллектуального труда

Особенности и задачи организации научного и интеллектуального труда. Цели научного, инженерного и экономико-управленческого интеллектуального труда. Особенности интеллектуального труда в научных исследованиях. Условия эффективности научного труда. Роль организации труда. Задачи научной организации интеллектуального труда. Повышение качества научных кадров. Умение поставить задачу. Зарубежный и отечественный опыт применения различных ко­личественных способов оценки качества научных кадров. Проверочно-психологические тесты. Свойства специалистов: личностные характеристики, знания и опыт, творческая активность, результативность. Профессиограммы. Квалификационные карты. Совершенствование разделения труда в научной деятельности. Основные виды деятельности. Вспомогательный труд. Улучшение использования рабочего времени научных работников, инженеров и руководителей НИР. Структура рабочего времени интеллектуала. Резервы эффективного использования рабочего времени. Анализ использования рабочего времени. Методы учета и анализа использования рабочего времени в научных процессах. Совершенствование условий труда в научной и интеллектуальной деятельности. Психологическая подготовка интеллектуала.



4.3 Тематический план изучения дисциплины
4.3.1 Очная форма обучения


Виды занятий

Аудиторная работа, час

Самостоятельная работа

Общий объём часов

Л

Сем.

Всего

Часы

Виды




1

2

3

5

6

7

8

1

1. Историческое становление науки

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

2. Последовательность выполнения научного исследования

2

2

4

4

ПЗ


8

3. Методы выполнения научного исследования

4

4

8

4

ПЗ

СИ


12

4. Средства выполнения научного исследования

2

2

4

4

ПЗ

СИ


8

5. Технология коллективного творчества

2

2

4

4

ПЗ


8

6. Технология конструирования

2

2

4

4

ПЗ


8

7. Особенности выполнения экономических исследований

2

2

4

4

ПЗ


8

8. Организация научного и интеллектуального труда

2

2

4

4

ПЗ


8

Итого часов:

18

18

36

36

-

72


5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. На занятиях по дисциплине «Методология научного познания» используются формы, указанные в таблице 5.1.
Таблица5.1 – Интерактивные образовательные технологии, используемые при проведении аудиторных занятий


Семестр

Наименование разделов, тем

Используемые образовательные технологии

1

1. Историческое становление науки

Презентации с использованием слайдов и видеофильма.

Работа в группах.



2. Последовательность выполнения научного исследования

Исследовательский метод.

Решение ситуационных задач



3. Методы выполнения научного исследования

Тесты.

Исследовательский метод.

Разработка мини-проекта.


4. Средства выполнения научного исследования

Решение ситуационных задач.

Работа в команде.



5. Технология коллективного творчества

Работа в команде.

Ролевая игра.

«Мозговой штурм».


6. Технология конструирования

Работа в команде.

Ролевая игра.




7. Особенности выполнения экономических исследований

Исследовательский метод.

Разработка мини-проекта.



8. Организация научного и интеллектуального труда

Работа в команде.

Ролевая игра.

Презентации с использованием слайдов.



6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1 Система и формы контроля
Контроль и оценка знаний студентов очной формы обучения осуществляется в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов ОГИМ. Знания студентов заочной формы обучения оцениваются по традиционной системе оценки знаний.

Программой дисциплины в целях проверки прочности усвоения материала предусматривается проведение различных форм контроля:



  1. Предварительный контроль необходим для установления исходного уровня знаний студентов.

  2. Тематический контроль определяет степень усвоения обучающимися каждого раздела (темы в целом), их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

  3. Межсессионная аттестация–рейтинговый контроль знаний студентов, проводимый в середине семестра.

  4. Рубежной формой контроля является зачет с оценкой.



6.2 Критерии оценки качества знаний студентов
Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой, проводимым в виде устного опроса с учетом текущего рейтинга. Критерии рейтинга представлены в таблице 6.16.3.
Таблица 6.1 – Текущий рейтинг (max 70 баллов)








Баллы

П1

Посещение всех лекций

max 5 баллов

П2

Присутствие на всех практических занятиях

max 5 баллов

П3

Оценивание работы на семинарских, практических, лабораторных занятиях

max 30 баллов

П4

Оценивание самостоятельной работы

max 30 баллов

Продолжение Приложения Г


Таблица 6.2 – Рубежный контроль (max 30 баллов)


Оценка

Баллы

5

30

4

20

3

10

2

0

Таблица 6.3 – Академический рейтинг по дисциплине




Итоговая сумма баллов, с учетом успешно сданного зачета

Оценка

85-100

5 (зачтено)

65-84

4 (зачтено)

50-64

3 (зачтено)

0-49

2 (не зачтено)



6.3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Виды самостоятельной работы студентов, обеспечивающие реализацию цели и решение задач данной рабочей программы:

  • подготовка к семинарским занятиям;

  • изучение тем дисциплины, выносимых для самостоятельного изучения студентам очной формы обучения;

  • выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка и сдача зачета.

6.3.1 Материалы курса, выносимые студентам очной формы обучения для самостоятельного изучения


Наименование разделов, тем

Дидактические единицы (вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

Форма отчетности о результатах СР

1

2

3

Историческое становление науки

Наука как знание. Наука как деятельность. Наука как социальный институт. Функции науки в современном обществе.

Наука как особый вид духовного производ­ства. Новое научное знание. Развитие учебных заведений, университетов. Крупное машинное производство на основе глубоко­го разделения труда. Современная научно-техническая революция, ее сущность и характерные черты.



Конспект, тематический контроль

Методы выполнения научного исследования

Методы получения научных фактов: наблюдение, измерение, эксперимент. Методы построения выводов: индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный вывод. Методы структурирования объекта исследования: анализ, синтез, идеализация, формализация.

Конспект, тематический контроль

Особенности выполнения экономических исследований

Особенности экономических исследований, проводимых во всех сферах деятельно­сти. Выбор направления экономических исследований. Разработка прогнозов, целевых программ и актуальных проблем. Поиск информации. Работа с литературой. Интернет. Проблема достоверности информации. Методы проверки информации.






6.3.2 Примерные варианты контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Вариант 1
1. Развитие науки в античный период.

2. Развитие науки в период средневековья.

3. Наука эпохи Возрождения.
Вариант 2
1. Наука Нового времени.

2. Развитие науки в XIX в.

3. История развития отечественной науки.
Вариант 3
1. Методы получения научных фактов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

2. Методы построения выводов: индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод.

3. Методы структурирования объекта исследования.
Вариант 4
1. Особенности организации научного и интеллектуального труда.

2. Совершенствование условий труда в научной деятельности.

3. Психологическая подготовка интеллектуала.
Вариант 5
1. Выбор направления экономических исследований.

2. Объекты экономических исследований. Предмет исследования.

3. Проблема достоверности информации. Методы проверки информации.

6.3.3 Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу
1. Понятие науки. Историческое становление науки.

2. Технология научных исследований: предмет, объект.

3. Последовательность выполнения научного исследования: этапы.

4. Формирование задачи исследования.

5. Определение состояния решения проблемы.

6. Теоретическое исследование.

7. Экспериментальное исследование.

8. Понятие метода. Классификация методов научного исследования.

9. Диалектическая логика как способ познания объективной истины.

10. Методы получения научных фактов.

11. Методы построения выводов.

12. Методы структурирования объекта исследования.

13. Классификация методов активизации творческого поиска.

14. Эвристические приемы.

15. Методы генерирования идей.

16. Творческие алгоритмы.

17. Средства выполнения научных исследований.

18. Технология коллективного творчества. Взаимодействие логического и интуитивного в процессе решения творческой задачи.

19. Ролевая структура творческого коллектива.

20. Организация общения в творческом коллективе.

21. Технология конструирования: этапы конструирования.

22. Особенности выполнения экономических исследований.

23. Организация научного и интеллектуального труда, ее составные части.

24. Особенности и задачи организации научного и интеллектуального труда.

25. Повышение качества научных кадров.

26. Совершенствование разделения труда в научной деятельности.

27. Улучшение использования рабочего времени научных работников, инженеров и руководителей НИР.

28. Учет рабочего времени интеллектуала.

29. Совершенствование условий труда в научной и интеллектуальной деятельности.

30. Психологическая подготовка интеллектуала.



6.3.4Тесты контроля качества усвоения материала (примерные варианты)
Вариант 1

Выберите правильный ответ (один из трех):
1. К числу древнейших понятий относятся…

А. Сумма чисел, площадь фигуры.

Б. Число, геометрическая фигура.

В. Вычитание, сложение.


2. Метод, основанный на доказательстве истины путем обнаружения противоречий.

А. Дедуктивный.

Б. Аксиоматический.

В. Диалектический.

3. Назовите автора «Начал» и аксиоматической теории.

А. Пифагор.

Б. Евклид.

В. Фалес.

4.Ученый XVI в., обосновавший представления о гелиоцентрической системе мироздания.

А. Николай Коперник.

Б. Иоганн Кеплер.

В. Галилео Галилей.


5. Наука о развитии природы, мышления и общества.

А. Синергетика.

Б. Диалектика.

В. Философия.


6. Процесс параллельного становления общества и человека.

А. Генетика.

Б. Биологизм.

В. Антропосоциоморфизм.

7. Понятие, характеризующее текущие научно-технические и практические потребности.

А. Проблема.

Б. Проблемная ситуация.

В. Загадка.


Вариант 2

1.Какой вид науки сложился после создания теории относительности и квантовой механики?

А. Классическая наука.

Б. Постнеклассическая наука.

В. Неклассическая наука.
2. Логик, известный как создатель первой логической машины.

А. Петр Испанский.

Б. Раймонд Луллий.

В. Уильям Оккам.


3. Ученый античности, предположивший, что солнце и луна – не божественные существа, а мертвые пламенеющие камни и объяснивший причины лунных и солнечных затмений.

А. Аристарх.

Б. Архимед.

В. Анаксагор.

4. Ученый XVI в., автор системы математических законов движения планет.

А. Николай Коперник.

Б. Иоганн Кеплер.

В. Галилео Галилей.


5. Мировоззрение, основанное на обожествлении природы.

А. Теоцентризм.

Б. Пантеизм.

В. Гуманизм.


6. К логическим требованиям, предъявляемым к гипотезе, не относится…

А. Принципиальная проверяемость.

Б. Онтологическая универсальность.

В. Непротиворечивость.


7. Что из перечисленного не является формой научного познания?

А. Гипотеза.

Б. Алгоритм.

7 Учебно-методическОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ дисциплинЫ
7.1 Основная литература
1. Кузнецов И. Н. Научное исследование : методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 460 с.

7.2 Дополнительная литература
1. Вульфсон С. И. Уроки профессионального творчества : учебное пособие для студ. сред.спец. учеб. Заведений / С. И. Вульфсон. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

2. Основы научных исследований: теория и практика : учеб.пособие для студентов вузов обучающихся по специальностям в области информационной безопасности / под ред. В. А. Тихонова. – М. : Гелиос АРВ, 2006. – 352 с.

3. Шкляр М. Р. Основы научных исследований : учебное пособие / М. Р. Шкляр. – 2-е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 244 с.

4. Философия науки : Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук : хрестоматия / сост. Л. А. Микешина. – М.: Прогресс-традиция : МПСИ : Флинта, 2005. – 992 с.



7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=9524

2. http://tululu.ru/

3. http://nrc.edu.ru/est/r1/index.html

4. Законодательно-правовая электронно-поисковая база(Консультант.Гарант.).

5. Операционные системы Windows.

6. Стандартные офисные программы.




8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Наборы слайдов по темам курса.

2. Видеофильмы по теме «Историческое становление науки» (персоналии).

3. Описание деловых игр:


  • поиск выхода из проблемной ситуации («Мозговой штурм», «Корабельный совет»);

  • генерирование идеи («Морфологический анализ», метод фокальных объектов).


Учебно-программное издание

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины

Составитель:



Егорова Наталья Валентиновна
Книга выходит в авторской редакции

Подп. в печать 00.00.00. формат 60х84 1/16.

Бум.офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая.

Объём 00 уч.-изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.


Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.



Тел./факс: (3532) 30-60-00, 30-50-00






Этими жалкими побрякушками можно управлять людьми! Наполеон I об учрежденном им
ещё >>